Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ПРАКТИЧЕСКОЕ ЗАНЯТИЕ № 3
Тема: Произносительные стили русской звучащей речи: нейтральный фоностиль
Вопросы для подготовки:
Литература
Задания
Задание 1. Прочитайте текст, отметьте стилистически маркированные лексические единицы и определите, как они влияют на стилистическую окраску текста в целом.
Фрагмент речи академика Дмитрия Сергеевича Лихачёва
(1) ...Вы меня прости2-3те,/ что ... мне будет всё-таки тру2дно выступать,/
(2) по(/)сле ... таки(/)х ... похва6л,/ я немножко сомнева2юсь в своих си(/)лах и
(3) возмо(/)жностях/ и в про6шлом, / и в бу2дущем./ Но(6) ... во(/)т что я хотел
(4) сказа1-2ть./
(5) Моя основная идея кни3ги/ это то6,/ что русская культу6ра/ европей-
(6) ская культу1ра./ И это о5чень ва(/)жно сейчас,/ когда возника(6)ют представ-
(7) ления о то6м,/ что русская культу6ра/ какое-то промежу(/)точное явле(/)-
(8) ние между Азией и Евро1пой./ Ничего(/) подо2″бного./ По своему ду3ху/
(9) русская культу6ра/ не(/) еврази2″йская./ Она то(/)лько европе2″йская./ И это
(10) не зна2чит, что она обращается спино6й/ к А2зии./ С А6зией/ она связана
(11) чрезвыча2йно,/ но через европе(/)йскую общечелове2″чность./ Для евро-
(12) пейской культу3ры,/ в отличие от все5х культу5р/ про2шлого/ и совре-
(13) ме3нности,/ чрезвыча(6)йно характе6рна/ о(/)бщеевропе2″йскость./ Не(/) для
(14) русского народа одного2″, как думал Достоевский,/ а для все(/)й евро-
(15) пейской культу2″ры./ И ... на3ша культура/ является культурой ... евро-
(16) пе2йской./ Это я стара(/)лся ... показать в своей кни6-4ге,/ и те статьи2, гла-
(17) вы,/ которые в ней существу6ют,/ они6/// в какой-то ме6ре/ стремятся
(18) быть ... пролего2менами/ к ... изуче6нию/ русской культу6ры/ и русского
(19) иску1сства./ Это не исто(/)рия русского искусства, как ... многие могут
(20) предста2″вить себе по названию,/ это пролего2мены/ к изуче6нию/ рус-
(21) ской культу1ры./
22) Мне очень прия3тно,/ что эта кни3га/ и3здана/ совме3стно/ с италья3нца-
(23) ми,/ что италья3нцы/ отнесли6сь/ с таки5м внима5нием/ не только ко
(24) мне6,/ но и к русской культу1ре./ Эти связи с Ита3лией,/ любо2вь/ русско-
(25) го народа к Ита3лии,/ она начинается с XII ве6ка,/ верне(/)е с перело(/)ма
(26) между XI и XII ве(/)ком, когда(/) в Но(/)вгород прие(/)хал Антоний Ри6м-
(27) лянин/и основал монасты2-6рь свой в Новгороде./ А зате6м/ всё-таки
(28) Кре6мль, построенный итальянцами,/ и в прови6нции итальянцы строили
(29) ... в XVXVI веке./ Зате(/)м итальянская культура была любимой культурой
(30) Петра6,/ и ру(/)сский Петербу6рг/ это всё4-таки постро4ен италья3нцами./
(31) И я неоднократно говорил о то6м,/ что для того, чтобы изучить историю
(32) итальянской архитекту6ры,/ ну(/)жно побывать в Ри6ме,/ во Флоре6нции,/
(33) в Вене6ции,/ но зако3нчить/ всё-таки шествие по итальянским города6м/
(34) нужно Петербу2ргом,/ потому что ... зде3сь/ итальянский ге6ний/
(35) вы2рвался/ как бы на свобо2ду/...
Задание 2. Найдите в тексте синтаксические средства, которые создают оттенок неподготовленности речи (инверсия, перебивы, уточняющие и присоединительные конструкции).
Задание 3. Прослушайте текст ещё раз, следите за звучанием по интонационной транскрипции. Подчеркните предложения, в которых равномерно чередуются разные интонационные средства выражения незавершённости. Какое стилистическое качество речи при этом создаётся?
Задание 4. Используя интонационную транскрипцию, отметьте предложения, в которых неконечные синтагмы оформлены по типу ИК-2. Назовите возможные варианты произношения. Какие смысловые различия при этом возникают?
Задание 5. Прослушайте текст ещё раз и найдите цепочку предложений, в которых ИК-3 чаще других интонационных типов встречается в неконечных синтагмах. Определите стилистическую окраску этих звучащих предложений. Какие варианты произнесения здесь возможны? Назовите их стилистические различия (разговорность, повествовательность, официальность).
Задание 6. Используя интонационную транскрипцию, выделите фрагмент текста, в котором при выражении незавершённости предпочтение отдано ИК-6. Какая стилистическая окраска при этом создаётся? Назовите возможные интонационные варианты.
Задание 7. Прослушайте текст и обратите внимание на длину синтагм. Как она варьируется? Отметьте фрагменты выступления, в которых преобладают равные по величине синтагмы. Дайте возможные варианты произношения и объясните смысловые различия.
Задание 8. Прослушайте текст, обращайте внимание на место центра ИК. Найдите высказывания с интонационным центром в начале или середине синтагмы. Объясните причину передвижения центра ИК. Какие варианты произношения возможны? Изменяется ли при этом смысловое значение предложения?
Задание 9. Прослушайте текст, следите за звучанием по интонационной транскрипции. Отметьте в тексте внутрисинтагменные паузы. Какова их функция?
Задание 10. Прослушайте текст ещё раз. Следите за громкостью и темпом речи Д.С. Лихачёва. Каковы их стилистические характеристики?
Задание 11. Прочитайте текст. Постарайтесь передать его нейтральное звучание.
PAGE \* MERGEFORMAT 1