Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

САНКТПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ ОЦЕНКА ПРЕПОДАВАТЕ

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 21.5.2024

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ

Федеральное государственное автономное образовательное учреждение 
высшего профессионального образования

«САНКТ-ПЕТЕРБУРГСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
АЭРОКОСМИЧЕСКОГО ПРИБОРОСТРОЕНИЯ»


ОЦЕНКА

ПРЕПОДАВАТЕЛЬ

проф., докт. истор. наук

И.А. Тропов

должность, уч. степень, звание

подпись, дата

инициалы, фамилия

ДОКЛАД

ОСОБЕННОСТИ И ПОСЛЕДСТВИЯ ХРИСТИАНИЗАЦИИ ДРЕВНЕЙ РУСИ

по дисциплине: ИСТОРИЯ

РАБОТУ ВЫПОЛНИЛ

СТУДЕНТ ГР.

М 354 КС

Е.Н. Кашкутина

подпись, дата

инициалы, фамилия

Санкт-Петербург 2013

Содержание

Введение………………………………………………………………...………

2

Глава 1 Крещение Руси……………………………………………………………

2

Глава 2 Особенности христианизации Древней Руси……………………..…….

3

Глава 3 Последствия христианизации Древней Руси……….…………………..

5

Заключение…………………………………………………….…………….…….

7

Список используемой литературы………………………………………………

8

Введение.

Россияисконная земля русского и множества других народов. Каждый из них обладает своей неповторимой культурой, традициями. Все мировые религии широко представлены в России. Трудно найти заметное религиозное течение, представителей которого не было бы в нашей стране. Национальное и конфессиональное многообразие делает Россию Россией.

Более тысячи лет прошло с даты официального крещения Древней Руси и до сих пор христианство является официальной религией нашей страны. История христианства  и в частности крещения Древней Русиактуальные темы до сих пор. В данном докладе будут рассмотрены особенности и последствия христианизации Древней Руси.

Глава 1. Крещение Руси.

Большинство научных источников называют датой крещения Древней Руси 988 год, время княжения князя Владимира Святославовича. Но если рассмотреть эту тему более подробно, то данную дату можно назвать как «успешное» крещение, ведь еще бабка князя Владимира, Ольга была обращена в христианскую веру и даже имела личную беседу с византийским патриархом.[1]

Времена правления княгини Ольги и ее сына Святослава можно назвать мирным, так как именно при ней мирно сосуществовали две религиозные системыязыческая и христианская. Но христиан было не много, по большей части они жили среди горожан и княжеских дворов, большая часть населения оставалась язычниками.

С 870-986 гг. происходит расцвет язычества: на официальных документах ставят имена богов Перуна и Волоса, а в Новгороде устанавливают перед рекой Волхов идол бога Перуна, символически обозначившая его власть над этими землями. [2]

Вся Древняя Русь поклонялась языческим богам, конечно  в различных географических областях они были разными, но то что Русь была языческой нет никаких сомнений. Веяния христианства ощущались только в Киеве, именно там в 987 году и обозначивается обострение отношений между религиозными системами.

Владимир властвовал практически над всеми славяно-русскими землями, и перед ним вставал вопрос объединения земель чем-то единым, что могло сплотить народ. И этим оказалась религия.

В «Повести временных лет» в записи, относящейся к 986 г. записано о том, как к киевскому князю явились послы иудеев (хазар), мусульман (волжских булгар), христиан латинского обряда (немцев) и православных греков. Летопись свидетельствует, что на Владимира особенное впечатление произвела беседа с неким православным философом и изображение судилища Господня на церковной завесе, которую тот показал князю. Владимир пожелал быть «справа» от Господа, то есть среди спасённых. Но на предложение креститься, чтобы быть с праведниками после Страшного Суда, князь якобы ответил: «Подожду ещё». Возможно, весь рассказ о выборе веры придуман позднее, но достоверно известно, что послы от князя Владимира побывали в разных странах с целью знакомства с различными верами и похвалили лишь «веру греческую», православную, которую исповедовала бабушка великого князя княгиня Ольга и, возможно, его мать - ключница Малуша. Независимо от того, имел ли место на самом деле факт прихода послов, летопись запечатлела реальную ситуацию выбора цивилизационной альтернативы, стоявшей перед Русским государством. Выбор любой из великих религий представлял для Руси большой шаг в духовном развитии по сравнению с язычеством.[3]

Окончательно к принятию христианства Владимира подтолкнул византийский император Василий Второй, который попросил военной помощи у Руси, взамен Владимир попросил в жены сестру императора Анну, условием женитьбы на ней было принятие христианства Владимиром.

 Только силой (захватом греческого города Корсуни в Тавриде) Владимир добился бракосочетания с царевной Анной. Там, в Корсуни, в 988 г. Владимир, согласно летописи, принял крещение; многие знатные русские воины, подражая своему князю, перешли в христианство. [4]

Владимир был человек широких и решительных жестов. Киев должен был преобразиться. Без проволочек была объявлена общая мобилизация крещения в Днепре. Летописи пишут об этом весьма оптимистично, правда летописное сказание противореча себе рассказывает, что когда повергли Перуна и тащили топить его в Днепре толпа рыдала и бесновалась. Во всех источниках подчеркивается всеохватывающий, упорный, настойчивый план крещения страны и народа.[3].

Глава 2. Особенности христианизации Древней Руси.

Крещение Русиважнейший переломный момент в российской истории, в развитии русской культуры. 

Появление понятия «русский народ» неотделимо от принятия православия. Влияние религии на самосознание масс было настолько велико, что племенные названия деревенских жителей были заменены на характеристику их религиозной принадлежности –«крестьяне» (т.е. христиане). Язычество не ушло, оно слилось с христианством, придав ему своеобразную окраску. «Двоеверие» русскихэто результат, в том числе и мудрости РПЦ: наряду с открытой борьбой против язычества она попыталась наполнить языческие традиции новым, христианским содержанием.

Особенности принятия христианства:

  1.  Православие не проповедовало идеи предопределения. И поэтому ответственность за грехи, творимые по собственной воле, ложилась на грешника. Это было понятно и приемлемо для язычников. Принятие христианских норм морали не было психологическим насилием для новообращённых, которые привыкли к элементарному противопоставлению добра и зла. Крещение дало нашим предкам высшую свободусвободу выбора между Добром и Злом…[Гумилёв Л.Н. От Руси до России.С.64. ]
  2.  Особенность византийской церковной организации. Во главе ее стоял не церковнослужитель, как римский папа, а глава светской властиимператор, ему подчинялся патриарх. Эта традиция переносилась на Русь.  
  3.  Византийское христианство разрешало вести церковную службу в землях новообращенных народов на их родном языке в отличие от римской церкви, которая допускала богослужение лишь на латинском языке. Это приближало новую религию к народу, делало ее частью его духовной жизни, быта и культуры.
  4.  При насильственной христианизации часто терялись именно практические завоевания многих поколений! Собственно хозяйственному опыту на Руси христианство особого ущерба не наносило: оно не пыталось, по крайней мере, на государственном уровне бороться с теми самыми поверьями, в которые одевается многовековая практика овладения законами природы. Более того. Церковь, приспосабливаясь к языческим праздникам, относящихся к циклу сельскохозяйственных работ, сложнее всего отношение к народной медицине, часто принимающей форму волшебства.
  5.  Русь была признана как христианское государство, что определило иной, более высокий уровень взаимоотношений с европейскими странами и народами. Русская Церковь, с самого начала развивавшаяся в сотрудничестве с государством, стала силой, объединяющей жителей разных земель в культурную и политическую общность.

Перенесение на русскую почву традиций монастырской жизни придало своеобразие славянской колонизации северных и восточных окраин Киевского государства. Миссионерская деятельность на землях, населённых финноязычными и тюркскими племенами, не только вовлекала эти племена в орбиту христианской цивилизации, но и несколько смягчала неизбежно болезненные процессы становления многонационального государства, которое впоследствии развивалось не на основе национальной, а религиозной идеи, было государством не столько русским, сколько православным. [1] 

Заимствование становилось основой для сотрудничества. Из постепенно осваиваемых достижений Византии вырастали ранее неведомые восточным славянам каменное зодчество, иконопись и фресковые росписи, школа и переписка книг.

Глава 3. Последствия христианизации Древней Руси.

За 25 лет своего христианского правления Владимир нашел в себе энергию не только выполнить план внешней христианизации Древней Руси , но, что удивительней всего, он сделал попытку реально , деятельно выполнить свое служение , как главы христианского народа. В истории древней и старой Руси эпическая память выделила всего двух правителей: князя Владимира, которого также прозвали «Красным солнышком», любившего бедный народ и любимым им, игрозного царя Ивана. Владимир поразил народное воображение тем , что устраивал пиры не только для своего двора и дружинников, но и для простого люда. он не ограничивался пирами праздничными, летописи описывают , как Владимир порывался буквально выполнить евангельский завет любви, милосердия, нищелюбия.

Основные итоги христианизации:

  1.  Христианство осуждало многоженство, так прежде чем князь Владимир женился на Анне, ему пришлось развестись с 5 (в некоторых источниках и 10) женами. Церковь приветствовала моногамность.
  2.  Христианская церковь, стремясь к стабильности, осуждала как социальные протесты и насилие со стороны низов общества, так и чрезмерную тягу к богатству и насилие со стороны его верхов. При этом она формировала терпимость к ближнему и уважение к власти, т.к. несть власти не от Бога.
  3.  Оно помогло объединить восточных славян в единое древнерусское общество, создало духовную основу русской государственности. Став христианином, человек переставал себя ощущать только частью какого либо местного коллектива (семьи, общины, племени, в дальнейшем - сословия), он все более осознавал себя русским православным, что стало в низах общества полными синонимами
  4.  Отмечается положительная роль церкви в деле стабилизации государственности, укреплении феодального способа производства, прогрессивного для данного времени. В этой связи необходима только некоторая конкретизация.
  5.  Система самоуправления в рамках городов и племенных союзов была эффективной, но не справлялась с новыми условиями: углубляющиеся противоречия между землями принимали угрожающий характер. Внешняя, не связанная с землями власть не идеальным вариантом, но относительно меньшим злом. Язычество не могло снять напряжение между землями и разными общественными слоями. Христианство этой цели служило, и в той мере, в какой это было целесообразно в данное время, оно выполняло положительную роль.
  6.  Принятие христианства повлекло за собой и качественные сдвиги в развитии культуры. Распространяется письменность, летописание, появляются первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания С религией обычно связаны все виды искусств. Христианство позволяло использовать опыт работы по камню, росписи стен и. т. п
  7.  Связи с фетишизмом мощей и икон и с магией таинств и обрядов и было той плоскостью, на которой произошло слияние днепровской религии с византийским христианством. В христианских святых и священных реликвиях, которым церковь присвоила чудотворную силу, приднепровец вновь находил утраченных, было специальных боговпокровителей и фетишей. В непонятном для него культе он находил замену прежних волхований, а на монахов и на священников смотрел как на волохов. Наконец византийские погребальные обряды с учением о бессмертии души и, воскресении легко соединялись с первобытным культом мертвых.
  8.  Хозяйственному опыту на Руси христианство особого ущерба не наносило: оно не пыталось, по крайней мере, на государственном уровне бороться с теми самыми поверьями, в которые одевается многовековая практика овладения законами природы. Более того. Церковь, приспосабливаясь к языческим праздникам, относящихся к циклу сельскохозяйственных работ сложнее всего отношение к народной медицине, часто принимающей форму волшебства.
  9.  Православная церковь не только образовывала, но и воспитывала древнерусское общество. Она смягчала нравы, упорно боролась против многоженства и других языческих пережитков. Церковь выступала и против рабства.
  10.  Благодаря принятию христианства Киевская Русь была включена в европейский христианский мир, а значит и стала равноправным элементом европейского цивилизационного процесса.[4,5] 

Заключение

Таким образом, из сведений представленных выше можно сделать вывод, что христианизация Древней Руси имела глобальное значение. Для русских земель  тех времен это был прорыв, ведь РПЦ дошла до наших времен и заняла в нашем социально-политическом обществе прочное место. Именно она на этапе становления нашего государства была «двигателем прогресса». Благодаря крещению на русские земли пришло искусство, письменность, Русь воспринимали ни как племя язычников, а как растущее государство. Князь Владимир навсегда останется значимой фигурой в истории Древней Руси, как человек принесший единую веру в русские земли, как человек искренне заботящийся о своем народе, как человек приложивший усилия к становлению Русского государства. 

Список используемой литературы

  1.  Кузьмин Апполон Григорьевич – Крещение Руси, ИНА – Институт религиоведения АОН при ЦК КПСС, 1988
  2.  Г.Л. Курбатов, Э.Д. Фролов, И. Я. ФрояновХристианство: Античность. Византия. Древняя Русь, Лениздат, 1988
  3.  Греков Борис ДмитриевичКиевская Русь. М., 1953
  4.  Тихомиров Михаил НиколаевичДревняя Русь, М., 1975
  5.  Брайчевский Михаил ЮрьевичУтверждение христианства на Руси, Наукова думка ,1989



1. Локалды сымсыз байланысты ~йымдастыру ~шін ~андай технологиялар ~олданылады C Bluetooth Home RF UWB ZigBee 2
2. АФК ДЛЯ ЛИЦ С НАРУШЕНИЕМ ИНТЕЛЛЕКТА 1
3. ЛАБОРАТОРНАЯ РАБОТА 1 ПОГРЕШНОСТИ ИЗМЕРЕНИЙ И ОБРАБОТКА РЕЗУЛЬТАТОВ ПРЯМЫХ ИЗМЕРЕНИЙ ПРИБОРЫ И.
4. Эрнст Геккель и его вклад в науку
5. Очередной развод ну или чтото в этом роде и это нормально
6. Статья 91 Общие положения о взыскании таможенных пошлин налогов 1
7. Элементарной единицей наследственности является 1
8. вариантность бухгалтерских решений
9. темах бизнеса и торговли.
10. .ЛИЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ Фамилия Имя Отчество
11. 1 Горизонтальная разметка
12. ПРЕДМЕТ НАСТОЯЩЕГО ДОГОВОРА 1
13. комунікаційні технології дають суб~єкту можливість не тільки діяти у віртуальному просторі але і взаємодія
14. Основные особенности учительской деятельности
15. Введение Классическая марксистская философия возникла в 40х годах 19 века в Германии
16. Планируемый объем производства [7
17. Контрольная работа по дисциплине Статистика Выполнил- ст.html
18. Реферат- Автоматизация.html
19. Сказка и правда
20. а на практику письма; определить степень освоения учебного материала учащимися как они действуют по прав