Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Рели́гия особая форма осознания мира, обусловленная верой в сверхъестественное, включающая в себя свод моральных норм и типов поведения, обрядов, культовых действий и объединение людей в организации .
Священное в широком смысле всё имеющее отношение к Божественному, религиозному, небесному, потустороннему, иррациональному, мистическому, отличающееся от обыденных вещей, понятий, явлений. Священные объекты имеют не только материальное измерение, но и духовное, связаны с высшим миром.
Мирское наоборот не имеет отношения к священному, это что-то земное, человеческое.
2 Этапы формирования и развития знаний о религиях.
Архаичный, концептуальный, апологический, философски, научный
3 Соотношение религии и магии.
К силам, находящимся за пределами обычного, относятся и магия, и религия. В связи с этим возникает вопрос о соотношении между собой этих двух феноменов, каждый из которых характеризуется общением с сакральным. Существует структурное сходство магии и религии - на это обращает внимание Вебер, вводя понятие "магического символизма". На определенной ступени происходит замена реальной жертвы, например в погребальной церемонии, - жертвой символической, рисунком жертвенного животного, какими-то частями его тела и т.п. Важной характеристикой каждой религии является ее отношение к магии и религии как "идеальным типам", т.е. степень присутствия в ней магических элементов и степень ее рационализации: в одних религиях больше одного, в других - другого. В зависимости от этого формируется присущий данной религии тип отношения к миру.
Дюркгейм, у которого были свои взгляды на религию, считал, что он нашел эмпирическое доказательство собственной теории в австралийском тотемизме. Исключая сверхъестественное и божественность в изучении религии, ученый утверждал, что обнаружил наиболее древние ее формы у коренного населения Австралии, в частности в практике тотемизма.
Опираясь на исследования антропологов, которые он отбирал согласно тщательно обдуманной методике, Дюркгейм предстает как ученый и основатель коллективной морали. Констатируя моральную посредственность своей эпохи, он заключал, что христианство исчерпало свои жизненные силы: 'Древние боги стареют и умирают, а другие не родились', и возвещал новый период 'творческого кипения, когда возникнут новые идеалы, новые определения, которые некоторое время будут руководить человечеством' .
Самое главное у Дюркгейма это желание объяснить человеческую специфику социальной реальностью, называемой коллективным сознанием, которое он определяет следующим образом. 'Коллективное сознание не просто эпифеномен морфологической базы, так же как индивидуальное сознание не просто расцвет нервной системы. Для появления первого нужно, чтобы произошел синтез sui generis индивидуальных сознаний. Этот синтез приводит к высвобождению целого мира чувств, идей, образов, которые с момента своего появления подчиняются присущим им законам'
В результате своих этнографических исследований, Шмидт приходит к следующим выводам. Во-первых, он отмечает, что монотеизм является религией существующих в настоящее время охотников-собирателей, которые были исследованы им: их высшее существо, творец мира, является связанным с этикой и почитаемым в культе. Во-вторых, он утверждает, что так как эти народы представляют для нас наиболее древние из доступных форм культуры человека, это является основанием для утверждения, что монотеизм является старейшей религией человечества. В-третьих, он декларирует, что так как религии этих людей - особенно их представления о высшем существе - отражают столь много общих характерных черт, следует заключить, что они имели общее историческое происхождение. В-четвертых, Шмидт рассуждает, что образ высшего существа, которого придерживаются примитивные народы, является столь высоким, что он не выводится из человеческого опыта, и что, следовательно, его можно проследить к первоначальному Божественному Откровению. Наконец, он постулирует, что в течение последующего развития, прогресс во внешней культуре был достигнут многими народами, хотя зачастую встречается упадок в области религии и этики.
7 Варианты взаимодействия религии и политики.
Взаимоотношения церкви и государства могут выражаться одним из двух способов:
Формы переплетения политики и религии сводятся к следующим:
8 Церковь и секта в понимании М. Вебера.
Секта это общество спасённых, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира… Секта союз людей, получивших высшую религиозную аттестацию.
«Церковь это община верующих, спасающихся. Секта же это общество спасенных, стремящихся отделиться и отгородиться от внешнего мира»[91]. При соотнесении понятий «церковь» по сравнению с «секта», строение гораздо более устойчивое, как во временном отношении (то есть может существовать на протяжении веков и тысячелетий), так и устойчива в пространстве принадлежит к определённым странам, народам, культурам. Не всегда строго очерченные границы определённой церкви или страны или народа совпадают, но основное наполнение церкви это её паства, это народ во всём его многообразии, а не отдельные люди.
9 Общие черты и функции политики и религии. Примеры взаимовлияния политики и религии.
В соответствии со своим назначением, политика выполняет ряд основополагающих функций:
Ф-ции религии
Примеры:
Политика воздействует на религию, регулируя общественную жизнь, создавая законные границы для ее жизнедеятельности, формируя климат взаимного уважения и терпимости между конфессиональными общностями, защищая права граждан на свободу совести, а также регулируя правовое положение религиозных организаций.
Религиозный фактор может выступать как наиболее яркое проявление межэтнического противоречия, а в случае наличия стабильных этнических, экономических или иных связей, интегрирующих общество, религиозная рознь становится главным признаком дифференциации. Религиозная принадлежность может привести к конфликту между необходимостью следовать требованиям религиозной веры и светского закона.
Ф-ции религии
Роль:
Борьба с преступностью, терроризмом, оказание помощи нуждающимся гражданам, защита жизни людей и т.д.
11 Понятие «расколдовывания мира» у М. Вебера.
АСКОЛДОВЫВАНИЕ МИРА введенное М. Вебером понятие, обозначающее
длительный, начатый еще в античности процесс отрицания действия магических, мистических и иных потусторонних сил в природе. В этом «расколдовывании» Вебер видел один из главных смыслов долговременного социокультурного развития. В Новое время значительный вклад в этот процесс внес протестантизм.
Многие экономисты признают влияние религиозно-культурных факторов на экономику. Макс Вебер писал, что «…причину различного поведения представителей разных вероисповеданий следует искать, прежде всего, в устойчивом внутреннем своеобразии каждого вероисповедания, а не только в его внешнем историко-политическом положении…»
Характер экономической деятельности людей во многом зависит от того, какими моральными ценностями они руководствуются, оценивая экономические явления.
Но не всякая религия способствует социальному развитию и экономическому росту. Есть культуры, которые тормозят экономическое развитие народов, обладающих ими.
14. Частная собственность в понимании средневековых христианских мыслителей.
Интересен у Ф. Аквинского и взгляд на частную собственность и проблему справедливости. Как известно, в раннем христианстве идея равенства воплотилась в идее отказа от частной собственности, обобществления имущества и в утверждении всеобщей обязанности трудиться. В соответствии с давними традициями христианства труд у Ф. Аквинского получил позитивную оценку как необходимый для жизни, избавления от праздности, укрепления нравственности. В то же время, вслед за Аристотелем, Ф. Аквинский отвергает идею о равнозначности всех видов труда, рассматривая физический труд как рабское занятие. Значительные трудности возникают с проблемой оправдания частной собственности. Отходя от идей раннего христианства, мыслители средневековья утверждают, что частная собственность необходима, по крайней мере, в этом несовершенном мире. Когда добро принадлежит отдельным людям - люди больше работают и меньше спорят. Поэтому необходимо терпеть существование частной собственности как уступку человеческой слабости, но в тоже время сама по себе она отнюдь не желательна.
Однако, несмотря на негативное отношение в целом к частной собственности, торговле, и тем более к проценту, они в реальной экономической жизни существовали, и не считаться с этим было невозможно.
15. Брак и семейная жизнь в иудаизме.
Брак - семейный союз мужчины и женщины, предполагающий их взаимные права и обязанности по отношению друг к другу, к детям от этого союза и к имуществу состоящих в браке. Иудаизм издревле определяет брак как идеальное состояние человеческого бытия. Мужчина без жены или женщина без мужа рассматриваются еврейским обществом как неполноценные личности.
По еврейским законам, понятие «предложение» определяется как обоюдное обещание мужчины и женщины о вступлении в брак в обозримом будущем и сроки, в пределах которых этот брак должен быть заключён. Подобное обещание может быть дано, как будущими супругами, так и их родителями или другими родственниками. Обручение само по себе не влияет на личный статус сторон, и не дает ни одной из сторон права требовать выполнения каких либо обязательств.
По древнееврейским законам свадьба состояла из двух основных этапов:
Семейная гармония
Семейная гармония является древней еврейской традицией.
Сексуальные отношения
Между супругами ожидается наличие регулярных сексуальных отношений. По еврейской традиции, сексуальные отношения являются обязательством мужчины перед своей женой и известно под именем "она".
«Семейная чистота»
Законы о "семейной чистоте" считаются важной частью брачной жизни. Требуется соблюдение деталей менструальных законов. Ортодоксальные женихи и невесты часто до свадьбы посещают занятия по данной тематике.
Согласно Галахе, муж имеет десять обязанностей по отношению к жене и детям от брака с нею:
Права мужа по отношению к жене включают: использование труда жены; право на ее случайные заработки или найденные ею материальные ценности; право пользования ее имуществом и доходами от него; право наследовать ее состояние.
16. Понятие семейных ценностей в Новом Завете, их развитие в христианской церкви.
Традиционный христианский взгляд на брак и семью основан на понимании человека как созданного Богом существа, принадлежащего одному из двух полов (мужчина или женщина), которые в браке дополняют друг друга. Различия между полами рассматривается как особый дар Творца.
По традиции основными целями брака считаются: рождение и воспитание детей, взаимная помощь и средство к укрощению плотского вожделения. Рождение и воспитание детей занимает особо важное место в понимании традиционного христианского брака, а намеренный отказ от рождения детей из эгоистических побуждений рассматривается грехом.
Зачатие и рождение детей понимается как естественное (природное) назначение сексуальных отношений. Об этом учили многие известные Отцы Церкви и святые в истории христианства.
К извращенному роду сексуальных практик в христианской традиции относятся и гомосексуальные акты. Заявляя о том, что гомосексуальные отношения являются грехом.
В последнее время в церковных кругах всё больше обсуждается необходимость защиты «традиционных семейных ценностей» в обществе. Эти ценности связывают с такими качествами и установками как «чистота и нравственная красота отношений между мужчиной и женщиной» и «многодетность чадолюбие, любовь к детям, желание иметь много детей, потребность заботиться, воспитывать и развивать их». По мнению защитников «традиционных семейных ценностей», понятие семьи исключает такие явления как однополые отношения, внебрачное сожительство и отказ от деторождения.
17. Основные черты экономики ветхозаветного общества.
18. Социально-психологические причины вовлечения людей в деструктивные секты.
Экзистенциальный вакуум, давление которого в определенные периоды жизни испытывает каждый человек, требует немедленного его заполнения. Находясь в состоянии психологического стресса, люди часто не имеют возможности критического осмысления и тщательного анализа предлагаемой им системы ценностей, либо просто не хотят и боятся разочаровать себя в своем выборе. |
19. Понятие и признаки деструктивных сект. Дисфункции религии.
Се́кта понятие , которое используется для обозначения религиозной группы, отделившейся от основного религиозного направления, или указания на организованную традицию, имеющую своего основателя и особое учение.
Признаки секты
1. Религиозный маркетинг
2. Двойное учение
3. Иерархия
4. Непогрешимость секты и ее основателя
5. Программирование сознанием
6. Духовный элитизм
7. Контроль жизнедеятельности
8. Политические цели
Дисфункции религии
20. Типология М. Йингера и классификация религиозных объединений Э. Трёльча.
Типология М. Йингера:
1. Универсальная церковь
2. Эклессия
3. Деноминация
4. Устойчивая секта
5. Секта
6. Культ
Классификация религиозных объединений Э. Трёльча:
21. Религиоведение в Советском Союзе: основные этапы развития, характеристики каждого этапа.
Изучение религии в дореволюционной России и в советский период в своем развитии прошло несколько этапов, в связи с чем можно говорить об определенных периодах в истории отечественного религиоведения:
22. Понятие «приватизации» религии в современном обществе.
Приватизация религии, ― т. е. перевод принадлежности к религии на положение частного дела граждан. Приватизация религии состоит в превращении религиозного поведения из обязанности перед религиозными организациями и поддерживающими их властями в вопрос личного самоопределения верующих.
Приватизация религии связана, прежде всего, с секуляризацией современного общества. Осуществлению приватизации религии способствуют государственно-правовые акты и действия институтов гражданского общества, поддерживающие религиозный плюрализм и свободу религиозного выбора. В условиях приватизации религии происходит реструктуризация религиозной жизни общества ― религиозные институты перемещаются из официальной сферы в семейную и личную, существенно ограничивается или вообще устраняется влияние клерикализма и т.д.
В то же время, приватизация религии означает размывание целостности традиционных религиозных объединений, утрату ими авторитета, сомнение в исключительной истинности их доктрин.
23. Сущностные характеристики религии в культуре. Три типа положения религии в культуре; примеры каждого типа.
Сущность характеристики заключается в том, что в каждом из 3х положений оценивается место которое занимает религия непосредственно в культуре, т.е.:
24. Искусство и религия. Массовая культура и медиарелигиозность.
Проблема соотношения религии и искусства очень важна как для атеистической теории, так и для практики атеистического воспитания.
Известно, что на протяжении длительной исторической эпохи искусство было тесно связано с религией. Его сюжеты и образы в значительной степени заимствовались из религиозной мифологии, его произведения (скульптуры, фрески, иконы) включались в систему религиозного культа.
Даже в эпоху господства религии в духовной жизни общества искусство нередко выступало как сила, враждебная религии и противостоящая ей. История свободомыслия и атеизма неразрывно связана с историей искусства. Прогрессивное искусство прошлого и сейчас может быть с успехом использовано в системе атеистического воспитания трудящихся. Важную роль в формировании научного мировоззрения у тружеников развитого социалистического общества призвано играть советское искусство. Сила искусствав его доходчивости, в его эмоциональнопсихологическом воздействии. С помощью искусства атеистические идеи могут проникнуть в самые различные слои населения. В формировании нового человека существенную роль играет развитие эстетического творчества масс, все более полное удовлетворение их эстетических потребностей. Отсюда вытекает важность изучения вопроса о роли искусства в системе атеистического воспитания.
Массовая культура культура, приспособленная к вкусам широких масс людей, технически тиражируется в виде множества копий и распространяется при помощи современных коммуникативных технологий.
Появление и развитие массовой культуры связаны с бурным развитием средств массовой коммуникации, способных оказывать мощное влияние на аудиторию. В средствах массовой коммуникации обычно выделяют три компонента:
25. Религия в современном мире, будущее религии. Понятие свободы совести.
26. Психология религии: предмет исследования, проблематика, ведущие учёные и специфика их интересов в сфере психологии религии.
Психоло́гия рели́гии представляет собой применение психологических исследовательских методов и интерпретационных моделей к различным религиозным традициям, формам духовности, а также к религиозным и нерелигиозным индивидуумам.
Психология религии стремится решить три задачи:
Психодинамические подходы:
Зигмунд Фрейд
Фрейд стал основателем психоаналитической психологии и высказался по множеству вопросов, включая религию. Фрейд боготворил науку и полагал, что религиозное мировоззрение должно быть вытеснено научным. В целом Фрейд рассматривал религию как нечто, что порождает иллюзии и уводит людей от реальности. Фрейд отдавали себе отчёт в том, что религия способна порождать иллюзии, и рассчитывали на то, что психодинамический подход поможет пониманию человеческого поведения и поспособствует пастырской деятельности.
Эрих Фромм
Психоаналитик и социолог Эрих Фромм оказал большое влияние на гуманистическую психологию, трансперсональную психологию и на диалог психоанализа с дзэн-буддизмом. Отношение Фромма к религии было двойственным. Майстера Экхарта. Фромм полагал, что ключ к здоровой духовности лежит в отрицании авторитарной религии, основанной, подобно христианству, на вере в сверхчеловеческие сущности. Однако религия, проповедующая веру в существование Бога и неверие в собственные силы, должна быть отринута. Эта точка зрения близка взглядам рационального психолога и атеиста Альберта Эллиса, считавшего религию психическим заболеванием, которое возникло из-за поощрения подчинённого положения и иррациональных идей.
Абрахам Маслоу
Абрахам Маслоу получил широкую известность благодаря своей теории мотивации личности. В своих ранних работах Маслоу негативно отзывался о религии. Он был членом Американской гуманистической ассоциации, которая пропагандировала атеизм. Однако в конце жизни Маслоу смягчил свою позицию в отношении религии и признал способность по-настоящему религиозного человека использовать свою веру для построения системы подлинных ценностей. По его мнению, религиозный или мистический опыт является одной из разновидностей пиковых переживаний и частью человеческой природы. По этой причине мистический опыт может быть объяснён без привлечения теологических концепций. Кроме того, Маслоу полагал, что вследствие однородности пиковых переживаний во всех видах религиозного опыта ядро всех религий идентично.