Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Осевое время и переход к универсальности

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Содержание дисциплины

  1.  Философия, ее предмет и роль в жизни человека и общества

1. Понятие философии. Мировоззрение. Практическое, познавательное, ценностное отношение человека к миру. Культурно-исторические предпосылки рождения философии в Индии, Китае, Греции. Кризис родо-племенного уклада жизни и мифологического миропонимания. «Осевое время» и переход к универсальности. Смысл термина философия. Философия как знание, мудрость и искусство жизни. Своеобразие философского познания. Многообразие философии и ее определений. Проблема определения предмета философии: всеобщее; система отношений «человек — мир», «я — другой»; предельные основания культуры и др. Метод и цель философии. Рефлексия, рациональность, истина. Специфика философского знания и соотношение философии с искусством, религией и наукой.

2. Проблемы и структура философии: онтология, гносеология, социальная философия, философия истории, аксиология, этика, эстетика, философская антропология, история философии и др. Основной вопрос философии и варианты его формулировок: И.Кант, Ф.Энгельс и марксизм, А.Камю, Б.Рассел и др. Основные философские направления: идеализм и материализм; эмпиризм, рационализм, критицизм; гносеологический оптимизм, агностицизм и скептицизм.

3. Роль философии в жизни человека и общества. Мировоззренческие функции философии: гуманистическая, социально-аксиологическая (конструктивно-ценностная, интерпретаторская, критическая подфункции), культурно-воспитательная, объяснительно-информационная. Методологические функции философии: эвристическая, прогностическая, координирующая, интегрирующая, логико-гносеологическая.

  1.  Философия древности

Философия Древнего Востока. Древнеиндийская философия: индуизм, джайнизм, буддизм. Упанишады. Атмат и Брахман. Сансара. Карма. Мокша. Философские школы в Древнем Китае: конфуцианство, даосизм. Человек в философии и культуре Древнего Востока.

4. Рождение философии. Периодизация античной философии и ее отличительные черты. Ранняя классика (досократический), Высокая классика (классический, сократический), ранний эллинизм (эллинистический), поздний эллинизм (римский). Космоцентризм, пластичность, вещность. Пантеизм. Созерцательность, теория. Число, гармония, мера. Судьба.

5. Философия досократиков. Космологизм, поиск «первооснов». Милетские нарурфилософы: Фалес, Анаксимандр, Анаксимен. Гилозоизм. Панпсихизм. Архе. Вода, апейрон, воздух. Гераклит. Огонь. Логос. Становление. Диалектика. Элейская школа. Парменид. Бытие и небытие. Единое. Зенон Элейский. Апория. Истина и мнение. Роль античного парменидовского понимания бытия в судьбах западного мира. Демокрит и его значение. Атомизм. Детерминизм. Материализм. Пифагор и пифагорейцы. Число как начало. Космос. Гармония сфер. Орфизм и «пифагорейская жизнь». Душа. Влияние пифагорейства на философию и науку.

6. Софисты и Сократ. Классический период в развитии греческой философии (V—IV вв. до н.э.). Значимость софистики: проблема воспитания, образование как ремесло, осознание узости границ полиса, свобода духа и традиция. Протагор. Релятивизм. Агностицизм. Горгий. Нигилизм. Продик. Риторика и эристика. Релятивизм, субъективизм и скептицизм в учении софистов. Жизнь и учение Сократа. Рождение философии нового типа. Перемещение интереса от природы к человеку, от бытия к ценностям, от теории к методу. Сущность человека – душа. Добродетель как знание. Свобода как самообладание. Новое понимание счастья. Революция ненасилия. Диалектический метод Сократа и его цель. Ирония. Майевтика.

7. Философия Платона. Жизнь и сочинения Платона. Академия. Онтология. Объективный идеализм. Соотношение идеи и вещи. Обоснование идеального мира и его структура. Происхождение и структура чувственно воспринимаемого космоса. Познание как припоминание (анамнезис). Миф о пещере. Знание и мнение. Диалектика мышления как путь к знанию, добродетели и благу. Эрос. Концепция человека. Дуализм души и тела. Метапсихоз. Строение души и ее бессмертие. Учение об идеальном государстве, законах, справедливости, благе. Значение Платона для европейской культуры.

8. Философия Аристотеля. Жизнь и сочинения Аристотеля. Отношения Аристотеля и Платона. Классификация наук. Метафизика. Учение о материи и форме, о причинности и других универсальных принципах бытия. Целевая причина. Перводвигатель. Субстанция, акт и потенция. Энтелехия. Возможность и действительность. Аристотелевская физика. Психология, растительная, чувственная и разумная душа. Практические науки: этика и политика. Этические и дианоэтические добродетели. Счастье. Роль Аристотеля в истории философии и науки.

9. Философские школы раннего эллинизма. Особенности культуры эллинистического и римского периодов: упадок полисной системы и возникновение империй, космополитизм, открытие индивида, крушение расистских предрассудков. Жизнь согласно природе. Эллинистический идеал мудреца. Логика (каноника), физика и этика. Кинизм. Эпикурейство. Случай. Отклонение атомов и обоснование свободы. Счастье как безмятежность, свобода от страданий, страхов, общества. Стоицизм: Зенон Китионский, Эпиктет, Сенека, Марк Аврелий. Лектон. Материальный мир и Огонь, Логос, Душа Мира, Судьба. Фатализм. Свобода как внутреннее приятие необходимости. Скептицизм: Пиррон, Секст Эмпирик. Равновесие, воздержание от суждений. Путь к счастью и свободе через отказ от любых догм и теорий.

10. Плотин и неоплатонизм. Жизнь и сочинения Плотина. Неоплатонизм как жизненный выбор. Мистика. Обоснование системы неоплатонизма: Космос, Мировая Душа, Мировой Ум, Единое. Апофатика. Эманация. Зло как небытие. Путь человека к свободе и счастью. Экстаз. Порфирий. Прокл. Новаторство Плотина и значение неоплатонизма в истории культуры (религия, искусство, наука, философия).

  1.  Средневековая философия

11. Предпосылки средневековой философии. Античная философия. Религиозно-философские восточные учения: зороастризм, манихейство, гностицизм, герметизм и др. Фундаментальные идеи Библии философского значения. Монотеизм. Личность. Идея творения. Антропоцентризм. Проблемы добра и зла, закона, грехопадения и спасения. Платоновский Эрос и христианская Агапе (любовь как благодать). Переоценка ценностей. Бессмертие души у греков и воскресение из мертвых в христианстве. Новый смысл истории и жизни человека.

12. Периодизация средневековой философии и ее отличительные черты и проблемы. Апологетика, патристика, схоластика, мистика. Теоцентризм, тесная связь с религией, креационизм, провиденциализм, ретроспективность, традиционализм, авторитаризм, экзигетизм, дидактизм и др. Катофатическая теология. Апофатизм и Дионисий Ареопагит. Проблема Троичности, христология, соотношения знания и откровения, разума и веры, свободы и благодати. Проблема универсалий, реализм и номинализм.

13. Философия Августина Аврелия. Духовная эволюция Августина. Философствование в вере. Открытие личности. Бог и творение. Время и вечность. Онтология зла. Идея двух государств и линейная философия истории.

14. Философия Фомы Аквинского. Философия и теология. Пять доказательств бытия Бога. Право естественное и положительное. Роль Фомы Аквинского в истории культуры.

  1.  Философия Возрождения и Нового времени

15. Основные черты философии Возрождения. Гуманизм и антропоцентризм. Открытие индивидуальности. Неоплатонизм, пантеизм, натурализм, натурфилософия. Основные направления. Гуманистическое (Данте, Петрарка). Неоплатоническое (Николай Кузанский, Пико делла Мирандола). Натурфилософское (Коперник, Бруно, Галилей); Реформационное (М.Лютер, Ж.Кальвин), протестантизм, августиновская традиция и преодоление схоластики, усиление о веротерпимости, профессия как призвание и формирование капитализма. Политическое (Макиавелли). Утопически-социалистическое (Томас Мор, Томмазо Кампанелла).

16. Основные задачи и идеи философии Нового времени. Ориентация на науку. Проблемы познания, метода. Сенсуализм и рационализм. Философия Ф.Бэкона. Эмпиризм. Проблема экспериментального познания. Классификация наук. Учение о причинах заблуждения и экспериментально-индуктивном методе.

17. Философия Р.Декарта. Рационализм. Правила метода: очевидность, интуиция; анализ, абстрагирование; синтез, конкретизация; контроль, энумерация. Методическое сомнение. «Cogito ergo sum». Разработка методологии дедуктивных наук. Метафизика Декарта; субстанции и их атрибуты; дуализм; врожденные идеи.

18. Основные идеи философии Просвещения XVIII в. Ключевые идеи Просвещения: «разумность» и «естественность», свободомыслие, скептицизм, вера в человеческий разум и общественный прогресс. Идейная подготовка буржуазных революций XVIII в. во Франции и Америке. Сенсуализм и социальная философия Д.Локка. Естественное право. Общественный договор. Ж.-Ж.Руссо. Природа человека. Идеи справедливого общественного договора, прав народа на ниспровержение власти. Идеал республики, равенства, свободы и суверенитета народа. Воплощение идей Просвещения в общественно-правовой системе стран Европы и Америки: «Декларации прав человека» и Конституция США, конституции современных стран и России, формирование гражданского общества.

  1.  Классическая немецкая философия

19. Гносеология И.Канта. Особенности немецкой классической философии. Два периода творчества Канта. «Докритический» период. Основные идеи «критического» периода. Переворот в гносеологии. Пространство и время — априрорные формы чувственности. Рассудок, продуктивное воображение, проблема объективного познания. Феномен и ноумен. Антиномии.

20. Этика И.Канта. Примирение науки и религии. Обоснование свободы воли. Категорический императив. Долг. Абсолютное достоинство и самоценность каждой личности. Роль Канта в истории философии.

21. Философия Г.Гегеля. Субстанция как субъект. Разум и действительность. Диалектический метод Гегеля. Противоречие. Диалектическая триада: тезис, антитезис, синтез. Система абсолютного идеализма. Трактовка исторической закономерности. Создание новой культурно-исторической «картины мира». Историческая оценка гегельянства в XIX и XX вв.

  1.  Западная философия XIX—XX вв.

22. Основные направления и идеи западноевропейской философии ХХ в. Особенности культуры ХХ века. Иррационализм и сциентизм в современной западной философии. Классическая и неклассическая философия. Философия языка и постпозитивизм. Язык и реальность: проблема существования, мышления, структура языка и бессознательное. Аналитическая философия. Философия логического анализа (Б.Рассел, Д.Мур, А. Уайтхед) и лингвистическая философия (Л.Витгенштейн).

Феноменология Э.Гуссерля. «Естественная» и «феноменологическая» установки. Учение о «чистом сознании». Феноменологическая редукция. Принцип «эпохе». Интенциональность как главное свойство сознания. Транспозиция. Понятие «жизненного мира». Влияние феноменологии на экзистенциализм, герменевтику и др.

Герменевтика. Этапы развития герменевтики. Истолкование священных текстов. Ф.Шлейермахер и постижение внутреннего мира автора. В.Дильтей. «Вживание» и «вчувстование» как методы герменевтики. Различие естественных и гуманитарных наук. Философская герменевтика как учение о бытии: М.Хайдеггер, Х.-Г.Гадамер, П.Рикер, А.Апель. Интерпретация и понимание. Герменевтический круг. Роль предрассудков. Проблема субъекта, сознания, бытия.

Основные проблемы экзистенциализма: человек, его сущность и существование; бытие и ничто; свобода, выбор и ответственность, преодоление отчуждения. Основные понятия философии К.Ясперса: экзистенция, всеобъемлющее, философская вера. Философия истории. М.Хайдеггер: время, история, жизнь, бытие. Атеистический экзистенциализм Ж.-П.Сартра. А.Камю. Смысл жизни, бунт. Философия постмодерна.

  1.  Русская философия XIX—XX вв.

23. Особенности русской философии XIX—XX вв. Характерные черты русской философии, ее религиозная почва. Философия славянофилов (А.С.Хомяков, И.В.Кириевский) и западников (П.Я.Чаадаев, А.И.Герцен, Н.Г.Чернышевский). В.Соловьев. Философия всеединства. Критика позитивизма. Учение о Софии. Антропология и историософия. «Оправдание добра». Идеи «христианской политики» и «христианской культуры». Критика национализма и космополитизма. Русская идея. Гуманизм, этика, проблема свободы, смысла жизни в работах Ф.М.Достоевского и Л.Н.Толстого. Русская философия первой пол. ХХ века. «Философский пароход». Учение Н.А.Бердяева: свобода, теодицея, смысл и этика творчества, экзистенциальная диалектика, назначение человека.

  1.  Онтология и философское учение о развитии

24. Понятие бытия. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия. Проблема бытия и небытия в истории философской мысли. Бытие и существование. Формы бытия: природа, сознание (субъективный и объективный дух), человек, общество, культура (вторая природа). Субстанция. Монистические, дуалистические, плюралистические концепции бытия. Материализм и идеализм (объективный и субъективный). Небытие.

25. Понятия «материя» и «дух». Философский смысл идеализма и материализма. Эволюция материализма и материи: стихийный, механический, диалектический; субстратные и атрибутивные определения материи (досократики, Эпикур, Гоббс, Гольбах, Ленин). Философия диалектического материализма о материи как основе всего сущего. Движение как внутреннее свойство материи. Формы бытия материи – время, пространство. Субстанциальный и реляционный подходы.

Материализм и идеализм — альтернативные способы миропонимания. Объективный, субъективный, религиозно-философский идеализм. Понятия идеи, духа, абсолюта в истории идеализма. Проблема идеального. Объективная и субъективная реальность. Внутренний мир человека как особый вид бытия. Место человека в религиозной и философской (материалистической и идеалистической) картине мира.

26. Движение и развитие. Диалектика и ее исторические формы. Движение и покой. Основные формы движения, их качественная специфика и взаимосвязь. Диалектический и метафизический подходы к развитию. Самоорганизация бытия, хаос и порядок, синергетика (И. Пригожин, Г. Хакен). Диалектика. Исторические формы диалектики и ее современные разновидности. Диалектика как философское учение об универсальных связях, изменении и развитии. Связь и ее виды. Закон как вид связи, виды законов. Законы диалектики: диалектического синтеза (отрицания отрицания), перехода количества в качество, диалектической противоречивости (единства и борьбы противоположностей). Основные принципы и категории диалектики. Содержание и форма. Часть и целое. Система как единство элементов и структуры. Необходимость и случайность. Сущность и явление. Диалектическая критика эклектики, софистики, догматизма. Детерминизм и индетерминизм. Формы детерминизма. Принцип причинности. Причины и следствия. Возможность, действительность, вероятность. Сущность индетерминизма.

  1.  Сознание, познание, наука

27. Понятие сознания. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения. Понимание сознания в античности, средние века, Новое время. Роль труда, мышления, языка и общения в генезисе сознания в марксизме. Сознание и бытие. З.Фрейд о структуре психики. Сознательное, бессознательное, надсознательное.

Общественная природа сознания. Индивидуальное и надындивидуальное сознание (общественное сознание, ментальность, «мир надограники»). Сознание, мышление, язык и общение. Абстрактно-логическое (вербальное) и невербальное мышление. Проблема единства действительности, мышления, логики и языка, их взаимосвязь. Самосознание и его структура (познание и самопознание, убеждения, самооценка, самоконтроль). Рефлексия. Роль самосознания в структуре сознания. Индывидуальный и общественный уровни проявления самосознания.

28. Сущность и природа познания. Познавательные способности человека. Гносеология, эпистемология. Основные направления в теории познания. Оптимистический гносеологизм, агностицизм, скептицизм, релятивизм, критицизм. Рационализм и иррационализм. Субъект и объект познания. Основные формы освоения действительности: обыденное, мифологическое, художественное, религиозное, научное и др. Знание как результат отражения и духовного освоения действительности человеком. Донаучное, ненаучное и научное знание. Специфика разных видов знания. Знание и незнание. Объективность содержания знания и субъективность его формы. Знание и оценочная деятельность человека. Знание и опыт.

Формы чувственного познания: ощущение, восприятие, представление. Формы рационального познания: понятие, суждение, умозаключение. Роль логики в познании. Познание как единство чувственного и рационального. Сенсуализм и рационализм о соотношении чувственного и рационального. Концепция «врожденного знания». Понятие априорного знания. Уровни знания: эмпирическое и теоретическое, абстрактное и конкретное. Роль интуиции в познании.

29. Проблема истины и ее критериев. Истина как главная ценность в познании. Классическая (корреспондентная) концепция истины как соответствия знания и предмета: Аристотель. Когерентная концепция истины как взаимосогласованная система утверждений: И.Кант, логический позитивизм. Истина как полезность: Дж. Дьюи, прагматизм. Истина как идеологический феномен: А.Богданов, современная социология научного познания.

Понятие объективной истины. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Знание как процесс. Понятие об абсолютной и относительной истине. Заблуждение. Заблуждение и дезинформация. Критерии истинности знания. Радикальный эмпиризм и проблема истинности. Принципы верификации и фальсификации.

Проблема критериев истины. Практика как основа и критерий познания в марксизме.

30. Наука, научное познание и его специфические признаки. Вненаучное познание и его роль в человеческой жизни. Наука как деятельность. Наука как процесс познания и совокупность знаний. Наука как социальный институт. Проблема возникновения науки.

Научное и ненаучное знание. Дилемма сциентизма-антисциентизма. Научная, философская и религиозная картины мира. Эволюция научной картины мира и метафизика. Социокультурная детерминация науки.

Критерии научности (непротиворечивость, доказательность, проверяемость (верифицируемость), системность). Структура научного познания. Критерии различения эмпирического и теоретического. Структура эмпирического и теоретического уровней знания. Методы и формы научного познания. (Статистические и динамические закономерности, общелогические методы познания, научные методы эмпирического и теоретического исследования). Особенности социально-гуманитарных наук.

31. Научные революции и смены типов рациональности. Идея парадигмы и ее роль для научного сообщества. Понятие научной революции, их типы и содержание. Т.Кун, И.Лакатос.

32. Роль науки и техники в жизни человека. Понятие техники. Опасные последствия неконтролируемой технизации мира. Философские основания целей, средств и пределов научно-технического прогресса.

  1.  Человек

33. Проблема человека и философская антропология. Причины нарастания интереса к проблеме человека. Отсутствие общей ориентации, регулирующей идеи в современной философии. Причины принципиальной невозможности окончательного определения человека. Открытость и незавершенность человека. Духовная сущность человека. Сущность и существование. Человек, свобода, должное, поступок. Наличный и возможный человек. Ограниченность научных, субъектно-объектных методов. Диалог и взаимопонимание. Негативная онтология о человеческих качествах (несводимость, неопределенность, незаменимость, неповторяемость, невыразимость).  

Проблема антропогенеза. Биологическое, социальное и духовное в человке.

34. Образы человека в истории философской мысли и представления о совершенном человеке в различных культурах. Понятие о диалоге культур. Античность. Человек как микрокосмос, актер и герой. Тело и душа. Средние века. Библейская картина мира. Человек как венец творения. Свобода и грехопадение. Тело, душа и дух. Любовь, вера, надежда, смирение. Представление о святости в средние века. Противопоставление видимого, дольнего и невидимого, горнего. Возрождение. Рождение представлений о могуществе человека и божественной силе его интеллекта. Творчество. Титанизм. Рождение индивидуальности. Человек как царь природы в философии Нового времени. Эволюция европейского понимания человека: деизм, натурализм, нигилизм. Разум, культура и природа. Гений как идеал новоевропейского человека. Критика ненаучного мышления и исчезновение единства в понимании человека. Философия ХХ века и осознание проблемы человека. Смысл жизни и абсурд. Сизиф как образ совершенного человека в экзистенциализме.

35. Смысл понятий человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности. Концепции личности в философии: социально-ролевая, психоаналитическая, супранатуралистическая (ценностная). Понятие свободы и его эволюция. Свобода «внешняя» и «внутренняя», отрицательная (свобода «от») и положительная (свобода «для»). Свобода и необходимость; свобода и произвол, анархия; свобода выбора и ответственность; свобода и благо. Парадоксы свободы. Диалектика свободы, несвободы, необходимости, ответственности. Личность и свобода духа.

36. Смысл человеческого бытия. Соотношение цели и смысла, цели и средств. Диалектика личного и общественного. Смысл жизни в религии. Экклезиаст (абсурдность бытия без Бога). Необходимость жизненных благ и их ущербность: мудрость и познание; труд и преобразовательная деятельность; радость и богатство; семья и межчеловеческие отношения. Смерть. Смирение, спасение, любовь. Синергия. Со-участие с Богом в преобразовании себя и мира в христианстве. Светские версии смысла жизни. Марксизм. Самореализация личности через общество. Смысл жизни как всестороннее развитие своих способностей, внесение личного вклада в историю, прогресс общества, его культуры. Экзистенциализм Ж.-П.Сарта и А.Камю. Абсурдность бытия и бунт. Личность как творец смысла и своей сущности. Экзистенциализм М.Хайдеггера. Da-sein (здесь-бытие, присутствие). Типы существования: нерешившееся, несобственное, собственное. Брошенность, ужас, Ничто. Падение как выбор неподлинного существования перед лицом Ничто. Присутствие как бытие-к-смерти. Забота как взятие ответственности на себя.

  1.  Социальная философия и философия истории

37. Социальная философия и специфика философского изучения общества. Особенности изучения общества. Социальная философия и социальные науки. Эволюция образа социальной реальности: классические (Г. Гегель, К. Маркс) и постклассические парадигмы социальной реальности. Понятие интерсубъективности.

38. Общество и его структура. Структура общества, основные сферы общественной жизни и их взаимосвязь. Экономическая, политическая, социальная, духовная сферы общества. Марксистская модель общества. Отношения базиса и надстройки. Производительные силы и производственные отношения. Человек в системе социальных связей. Сущность социальных связей и отношений. Основные типы взаимодействия человека и общества.

39. Формационная и цивилизационная концепции исторического развития. Основные характеристики духовного освоения истории. Проблема соотношения локально-специфического и универсально-типичного в историческом развитии общества. Монистические (марксистская, теория постиндустриального общества) и плюралистические (цивилизационные) концепции. Формационная концепция исторического процесса в марксистской философии. Структура формаций: базис, надстройка и иные элементы. Их соотношение друг с другом. Эволюционный и революционный типы развития в формационной концепции. Различные варианты формационной интерпретации истории общества. Методология формационного подхода в изучении общества и ее значение для современности.

Особенности цивилизационного подхода в изучении общества. Варианты цивилизационной концепции (О. Шпенглер и его теория культур, теория локальных цивилизаций А. Тойнби, теория постиндустриального общества Д. Белла, теория стадий У. Ростоу и др.). Понятие цивилизации как социокультурного образования. Цивилизации и формации. Современная цивилизация, ее особенности и противоречия.

40. Смысл истории и идея общественного прогресса. Представление о смысле истории в античной, иудео-христианской, просвещенческой, постмодернистской традиций. Парадоксы сознания, ищущего смысл истории. Своеобразие исторического познания (Г.Риккерт, В.Дильтей и др.). Циклическая парадигма истории (Фукидид, Полибий, Вико, Н.Данилевский, О.Шпенглер, А.Тойнби). Парадигма исторического прогресса (Августин, Дидро, Вольтер, О.Конт, Г.Гегель, К.Маркс и др.). Проблема прогресса и его критериев. Иудео-христианские корни идеи прогресса. Опасность веры в гарантированный прогресс. Противоречия прогресса (социальные, культурные, экологические). Постмодернистская парадигма истории. Принцип субъективизма.

41. Природа как объект философского осмысления. Взаимодействие общества, человека и природы. Эволюция философских представлений о взаимосвязи общества, человека и природы (гармония человека и космоса как идеал античного мировоззрения; противопоставление естественного и сверхъестественного миров в средневековом сознании; идея господства человека над природой в философии Нового времени; идеи единства человека, общества и природы в новейшей истории). Понятие природы (широкий и узкий смыслы).

Природа как основа материального существования и развития общества и человека и как объект духовного освоения. Диалектическая взаимосвязь общества с природой. Естественная среда и искусственная среда обитания. Понятие географической среды. Географический детерминизм и геополитика.

Исторические этапы взаимодействия общества с природой. Экологическая проблема во взаимодействии общества и природы. Концепции путей выхода из экологического кризиса. Проблема формирования экологического сознания. Понятия «биосфера» и «ноосфера».

42. Глобальные проблемы и будущее человечества. Понятие человечества. Человечество как субъект истории. Взаимодействие цивилизаций. Запад, Восток, Россия в диалоге культур. Понятие глобальной проблемы. Критерии глобальных проблем.  Региональные, локальные и частные (местные) проблемы. Сущность, содержание и причины глобальных проблем. Методология исследования глобальных проблем. Глобальное моделирование. Переход от установки на преобразование окружающей среды к установке на выживание человечества.

Классификация глобальных проблем. Интерсоциальные проблемы. Общественно-политическое противостояние: от двухполюсного мира к одно-или-многополюсному. Мировая война и локальные конфликты. Проблема установления справедливого экономического порядка. Проблемы взаимодействия общества и природы. Экологические проблемы. Основные стратегии природоохранительной деятельности: ограничительная, оптимизации, замкнутых циклов. Проблемы ресурсов. Роль Римского клуба, Зеленого движения и других общественных сил в предотвращении глобальной экологической катострофы. Глобальные проблемы в системе индивид – общество. Философско-антропологический поворот в глобалистике. Судьбы мира и вопросы духовного порядка. Критика потребительства как смысла человеческого бытия, проблемы выработки общечеловеческой морали, целей, глобального сознания. Роль образования в предотвращении глобальных проблем человечества.

Перспективы решения глобальных проблем. Русский космизм, пределы роста, гипотеза ноосферы, информационное общество, коэволюция человека и природы. Будущее человечества в современных футурологических концепциях.

  1.  Духовная жизнь человека и общества

43. Философия культуры. Понятие культуры. Основные концепции культуры. Функции культуры. Механизм взаимодействия культуры и общества. Культура и цивилизация. Массовая и элитарная культуры.

44. Этика, мораль, нравственность. Предмет этики. Понятия этика, мораль, нравственность. Моральное измерение человека: разумность, ориентация на высшее благо, добрая воля. Моральное измерение общества: социальность, всеобщность, автономия воли, взаимность отношений. Золотое правило нравственности. Ценности и их иерархия. Положительные и отрицательные, высокие и низменные ценности. Идеал. Натуралистический и трансценденталистский подходы к проблеме соотношения идеала и реальности.

Особенности функционирования морали. Мораль как практическое, деятельное сознание; вездесущность морали; долженствование как способ бытия морали; абсолютность, негативизм и недостижимость моральных требований. Насилие как категорический моральный запрет. Проблема единства нравственности и многообразия морали. Релятивистский, догматический и диалогический подходы к проблеме единства нравственности.

45. Справедливость и ее роль в человеческой жизни. Мораль, справедливость, право. Понятие справедливости. Аристотелевские виды справедливости (распределительная и уравнивающая). Принципы справедливости Дж. Ролза. Моральная и правовая справедливость.

46. Понятие религии. Религиозные ценности и свобода совести. Развитие представлений о религии. Античность. Понимание религии как благоговения, связи, воссоединения у Цицерона, Лактанция, Августина. Понимание религии в средние века, в эпоху Реформации (М.Лютер). Превращение теологии в антропологию в Новое время. Просвещенческая трактовка религии. Религия и мораль в философии И. Канта. Романтическая интерпретация религии у Ф.Шлейермахера. Религия как предельный интерес (С.Кьеркегор, П.Тиллих). Отношение к религии в марксизме. Интерпретации религии в ХХ веке: теологические (конфессиональные), социологические, биологические и социологические, этнологические и др. Структура религии: сознание, культ, организация. Многообразие и типы религии. Классификация по базовой ценности культуры (предмету веры): эгоцентрические, социоцентрические и космоцентрические; классификация с учетом исторических этапов развития этносов: родоплеменные религии (архаические), национальные, мировые.

История формирования представления о свободе совести. Современные представления о свободе совести, мысли и убеждений. Межконфессиональные различия и их проявления в системе религиозных ценностей. Варианты веротерпимости. Религиозная ситуация России наших дней.

47. Любовь как нравственная и религиозная ценность. Формы любви: нужда, дар, оценка. Типы любви: привязанность, дружба, влюбленность, милосердие. Их значение и границы.

48. Искусство и эстетическое освоение действительности. Полисемия понятия «искусство». Искусство как подражание, символ, самовыражение, отражение и познание. Художественный образ. Иллюзорность искусства. Функции искусства: эстетическая, познавательная, воспитательная, коммуникативная, эвристическая и др. Искусство как игра, символ и праздник у Х.-Г.Гадамера. Современность искусства. Искусство и ценностные формы сознания. Искусство, мораль, религия.

Вопросы к экзамену

  1.  Понятие философии. Предмет, метод и цель философии.
  2.  Проблемы и структура философии. Основной вопрос философии.
  3.  Роль философии в жизни человека и общества.
  4.  Рождение философии. Периодизация античной философии и ее отличительные черты.
  5.  Философия досократиков (милетцы и Гераклит, элейцы, атомистика, пифагорейцы).
  6.  Основные идеи софистов и учение Сократа.
  7.  Философия Платона.
  8.  Философия Аристотеля.
  9.  Философские школы раннего эллинизма.
  10.  Плотин и неоплатонизм.
  11.  Предпосылки средневековой философии.
  12.  Периодизация средневековой философии и ее отличительные черты и проблемы.
  13.  Философия Аврелия Августина.
  14.  Философия Фомы Аквинского.
  15.  Основные черты философии Возрождения.
  16.  Основные задачи и идеи философии Нового времени. Сенсуализм и рационализм.
  17.  Рационализм и учение о методе Р.Декарта.
  18.  Основные идеи философии Просвещения XVIII века.
  19.  Гносеология И.Канта.
  20.  Этика И.Канта.
  21.  Система, метод и философия истории Г.Гегеля.
  22.  Основные направления и идеи западноевропейской философии ХХ века.
  23.  Особенности русской философии XIX—XX веков.
  24.  Понятие бытия. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия.
  25.  Понятия «материя» и «дух». Философский смысл идеализма и материализма.
  26.  Движение и развитие. Диалектика и ее исторические формы.
  27.  Понятие сознания. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
  28.  Сущность и природа познания. Познавательные способности человека.
  29.  Проблема истины и ее критериев.
  30.  Наука, научное познание и его специфические признаки. Вненаучное познание и его роль в человеческой жизни.
  31.  Научные революции и смены типов рациональности.
  32.  Роль науки и техники в жизни человека и общества.
  33.  Проблема человека и философская антропология.
  34.  Образы человека в истории философской мысли и представления о совершенном человеке в различных культурах.
  35.  Смысл понятий человек, индивид, индивидуальность, личность. Свобода и ответственность личности.
  36.  Смысл человеческого бытия.
  37.  Социальная философия и специфика философского изучения общества.
  38.  Общество и его структура.
  39.  Формационная и цивилизационная концепции исторического развития.
  40.  Смысл истории и идея общественного прогресса.
  41.  Природа как объект философского осмысления. Взаимодействие общества и природы.
  42.  Глобальные проблемы современности и будущее человечества.
  43.  Философия культуры.
  44.  Этика, мораль, нравственность. Особенности функционирования морали.
  45.  Справедливость и ее роль в человеческой жизни.
  46.  Понятие религии. Религиозные ценности и свобода совести.
  47.  Любовь как нравственная и религиозная ценность.
  48.  Искусство и эстетическое освоение действительности.


  1.  Понятие философии. Предмет, метод и цель философии.
  2.  Проблемы и структура философии. Основной вопрос философии.
  3.  Роль философии в жизни человека и общества.
  4.  Рождение философии. Периодизация античной философии и ее отличительные черты.
  5.  Предпосылки средневековой философии.
  6.  Периодизация средневековой философии и ее отличительные черты и проблемы.
  7.  Основные черты философии Возрождения.
  8.  Основные задачи и идеи философии Нового времени. Сенсуализм и рационализм.
  9.  Основные направления и идеи западноевропейской философии ХХ века.
  10.  Особенности русской философии XIX—XX веков.
  11.  Понятие бытия. Философский смысл и жизненные корни проблемы бытия.
  12.  Понятия «материя» и «дух». Философский смысл идеализма и материализма.
  13.  Движение и развитие. Диалектика и ее исторические формы.
  14.  Понятие сознания. Смысл проблемы сознания и трудности ее решения.
  15.  Сущность и природа познания. Познавательные способности человека.
  16.  Проблема истины и ее критериев.
  17.  Наука, научное познание и его специфические признаки. Вненаучное познание и его роль в человеческой жизни.
  18.  Проблема человека и философская антропология.
  19.  Смысл человеческого бытия.
  20.  Социальная философия и специфика философского изучения общества.
  21.  Общество и его структура.
  22.  Формационная и цивилизационная концепции исторического развития.
  23.  Смысл истории и идея общественного прогресса.
  24.  Природа как объект философского осмысления. Взаимодействие общества и природы.
  25.  Глобальные проблемы современности и будущее человечества.




1. Мировозрение и его типы- Мифология религия философия Мировоззре~ние нем
2. Политические идеологии современного мира
3.  Определитель матрицы равен сумме произведений элементов какойлибо строки на их алгебраические дополнения
4. Тема 1 ПЕДАГОГИЧЕСКОЕ МАСТЕРСТВО 1
5. Соціокультурна зумовленість філософії
6. а. Источником электромагнитной волна обычно служит какаянибуть небольшая элементарная антенна называемая
7. Молодежная политика в Республике Татарстан
8. ТЕМА- Длина ломаной ч
9. Отряд непарнокопытные
10. Личность и общение
11. Динамика климатических условий Расшеватско-Егорлыкского ландшафта 1976 2005 гг
12. на тему- Проектирование автоматизированной информационной системы по учету обеспеченности материалами
13. Опера - всё, что нужно знать о неё, прежде чем её посетить
14. . Цель работы Изучение методов измерений скорости звука в воздухе и ее экспериментальное определение.
15. ОСНОВЫ СПЕКТРОФОТОМЕТРИЧЕСКОГО КОНТРОЛЯ ПАРАМЕТРОВ ТОНКИХ ПЛЕНОК
16. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття-конкурс- наукового ступеня-міри- доктора технічних наук Дніпр
17. Из Brlow Crske 2000 Копирайт 2000 Grywind Publictions Inc
18. Структурное программирование
19. Тема 8 Ведение воинского учета и организация бронирования граждан пребывающих в запасе Вооруженных Сил в
20. Природопользование.1