Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ОСГА25 Агитсамолет Максим Горький Романтизм техники Дизайн в условиях сталинского режима

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Михайлов С.М. История дизайна: Учеб. для вузов. В 2 т. Том 2: Дизайн индустриального и постиндустриального общества / С.М. Михайлов. – М.: Союз дизайнеров, 2003. – 394 с., ил.  (84 – 108)

Глава 1

ПРЕДВОЕННЫЙ ДИЗАЙН 1930 – 1940-Х ГОДОВ

Часть 3

ПРЕДВОЕННЫЙ ДИЗАЙН СССР

Вопросы:

  1.  Три направления советского дизайна.
  2.  Транспортный дизайн

2.1. Инженер Кириллов

2.2. Инженер Никитин

2.3. Юрий Долматовский

  1.  Метро
  2.  Глиссер-экспресс «ОСГА-25»
  3.  Агит-самолет «Максим Горький»
  4.  Романтизм техники
  5.  Дизайн в условиях сталинского режима

Роль художников

В молодой Советской России, в условиях отсталого, но находящегося на подъеме производства, художники становились изобретателями и пропагандистами вещей. Именно благодаря художникам, а не механизмам рынка, появлялись новые вещи, рассчитанные на нового потребителя, часто благодаря художникам перестраивалось производство.

Попутно дизайнер (художник) выполнял на производстве и совершенно ему несвойственные функции:

  •  грамотного инженера, 
  •  организатора оформления производственной среды.

Принципы авангарда

 Идея стандартизации в 1930-е годы шла в производство в том числе и из дизайна, и была связана с принципами авангарда 1920-х годов, представлявшего весь мир, и предметный в том числе, в виде комбинаций из заданных форм-элементов (11).

1. Три направления советского дизайна

Развитие советского дизайна в 30-е годы шло в трех основных направлениях:

  •  конструирование новой техники,
  •  оформительское искусство 
  •  и самодеятельное техническое творчество и изобретательство (11).

Первые общесоюзные стандарты 

В это время в СССР вводились первые общесоюзные стандарты на комплектующие изделия, широко внедрялась технология штамповки и объемного формования, помимо расчета конструкций на прочность, в условиях развития транспорта, новых скоростей, инженеры начинали учитывать и аэродинамическое сопротивление. (84)

Применение пластмассы

Не только в авиации, автомобилестроении, электротехнике, но и в бытовых приборах, светильниках, мебели стали применять пластмассы (бакелит, целлулоид, плексиглас) и новые декоративные защитные покрытия металла (хромирование и никелировании) (11).

Аэродинамичность форм

Несмотря на то, что обтекаемые формы в критических статьях называли «буржуазной» модой, аэродинамичность форм нельзя было отменить правительственными постановлениями, она получала все большее распространение.

Технологии штамповки

Появление аэродинамических форм было вызвано не только модой, но и новыми технологиями объемного формования, штамповки, которые все больше использовались в промышленности.

Несущий кузов

От конструкций рам и внутренних каркасов дизайнеры и инженеры переходили к конструкциям-оболочкам. В автомобилестроении это получило название «несущий кузов» (11).

Массовое техническое творчество 

В 1930-е годы массовое техническое творчество, изобретательство захватило не только инженеров и рабочих, но и художников, а также представителей других профессий. В фантастических проектах воплощались технические мечты о будущем, об освоении морских глубин и воздушных океанов, о новых скоростях и т.д.

2. Транспортный дизайн

Функциональные поиски

Развитие транспортного дизайна в СССР в начале 1930-х шло по пути функциональных поисков второй половины 1920-х и подчинялось, как и проектирование промышленных изделий, общим закономерностям развития техники во всем мире.

2.1. Инженер А.Н. Кириллов

Автомобиль «Эмка»

Один из первых в отечественной литературе серьезно поставил вопрос об эстетике автомобиля инженер А.Н. Кириллов, автор самого популярного из довоенных легковых автомобилей в СССР «М 1» («Эмка»). Рассмотрев мировую эволюцию внешних форм автомобиля, он приходит к выводу, что в начале 1930-х годов должен произойти резкий перелом в формообразовании автомобильных кузовов – переход к обтекаемым телам. (86)

Скругленные формы

А. Кириллов делает два важных вывода: каждая линия контура или отделки, автомобиля, каждая его деталь, видимая снаружи, должна подчеркивать основное назначение машины – движение; автомобиль должен иметь легкие, скругленные формы с плавно переходящими друг в друга поверхностями (14, с. 47).

Законы эстетики автомобиля 

Согласно «законам эстетики автомобиля» А.Н. Кириллова

  •  в быстро движущихся телах горизонтальные линии должны преобладать над вертикальными,
  •  а у неподвижных, напротив – вертикальные над горизонтальными.

По отношению к автомобилю это значит, что на его боковых поверхностях должны преобладать горизонтали, а спереди и сзади могут широко использоваться вертикали (14, с. 47).

2.2. Инженер А.И. Никитин

Обтекаемый автомобиль

Первые опыты по созданию обтекаемых конструкций в России еще в конце 1920-х годов начал адъюнкт одной из военных академий, инженер А.И. Никитин обтекаемый автомобиль был без традиционно выступающих частей:

  •  фары – утоплены в крыльях,
  •  подножка размещена внутри кузова,
  •  колеса в обтекателях,
  •  наклон переднего стекла определен в 45 градусов.

В итоге такая форма дала также экономию мощности до 37 %, а в расходе топлива – 21 % (14, с. 46)

2.3. Юрий Долматовский

Исследования и эксперименты

Определенную ценность представляют исследования и эксперименты Ю. Долматовского, в которых он подробно разбирал понятие красоты кузова, выявляя отличие динамической движущейся архитектуры и архитектуры статичных объектов. Для этого он анализирует пропорции и формы

  •  падающей капли,
  •  летящего голубя,
  •  плывущей рыбы,

и обосновывает обтекаемость не только экономическими и техническими соображениями, но и требованиями достижения наибольшей эстетической выразительности.

Большое внимание в работе Долматовского уделено

  •  пропорционированию частей кузова,
  •  ритмическим рядам и членениям автомобиля,

Тщательный анализ

причем автор настаивает на применении пропорций золотого сечения или производных от него. Ю. Долматовский проделал тщательный анализ самых известных моделей мирового автомобилестроения в течение 25 лет, с 1913 по 1938 годы. Исследовались как автомобили классической компоновки 

  •  Яраи, 1922 год
  •  Крайслер, 1934 год
  •  Мерседес-Бенц, 1934 год
  •  Ява, 1936 год

так и заднемоторные

  •  Румплер, 1922 год
  •  Мерседес-Бенц «130», 1934 год
  •  Татра «77», 1934 – 1938 годы
  •  Стоут, 1935 – 1936 годы (88)

В результате были получены цифровые значения пропорций автомобиля, которые оказались соответствующими как эстетическим закономерностям, так и законам аэродинамики.

Прогноз автомобиля будущего

В 1940 году автор представил изобразительный ряд эволюции автомобиля (1925, 1929, 1933, 1937 годы) и прогноз автомобиля будущего (1941, 1945 и последняя - на перспективу). Прогнозируемый

  •  автомобиль 1941 года представлял собой модель, по форме близкую к будущей Победе,
  •  автомобиль 1945 годамашину без крыльев и подножек с килем-стабилизатором, задним расположением двигателя и фальш-капотом - багажником.
  •  Автомобиль же еще более далекого будущего - каплеобразную машину с двигателем сзади, килем и полностью обтекаемой формой.

Заднее расположение двигателя давало возможность получить в пассажирском салоне ровный пол, водителю обеспечить хороший обзор, надежно изолировать пассажиров и шофера от газов, излишнего тепла и шума двигателя.

Как показало дальнейшее развитие автомобилестроения, прогнозы Ю. Долматовского во многом оправдались (14, с. 54 – 55).

3. Метро

Глобальные проекты

В 1930-е годы в Советской России разрабатывалось несколько глобальных проектов с участием большого числа художников, архитекторов, оформителей и дизайнеров. Прежде всего, это строительство

  •  Московского метро
  •  и Всесоюзной сельскохозяйственной выставки,
  •  проектирование Дворца Советов (11).

Достижение советского дизайна

Московский метрополитен был первым крупным достижением нарождавшегося советского дизайна в сфере средств массового общественного транспорта (14, с. 59 – 60). С самого начала его строительства была ориентация на создание лучшего в мире метрополитена, образцового по технике, точности, безотказности. Кроме того, в нем должно было быть преодолено ощущение подземелья , оторванности от внешнего мира. (92)

Киоски и разменные кассы 

Киоски и разменные кассы для метро были решены в характерном для транспортного дизайна 1930-х годов «аэродинамическом» стиле с преобладанием мягких криволинейных поверхностей и блестящими металлическими накладными деталями. В такой стилистике прочитывался особый образ метро как технически безукоризненной системы, все детали которой подогнаны друг к другу и работают четко как часы.

Средства визуальной коммуникации

Особое место в метро занимали средства визуальной коммуникации. Необходимо было не только показать схему линий метро, обозначить места пересадок, но и выбрать хорошо читаемый шрифт, разработать технологию изготовления надписей.

Фирменная одежда

Для машинистов, дежурных по станции, и даже продавцов мороженого в метро была разработана специальная фирменная одежда.

Фирменный логотип

Метрополитен получил единый фирменный логотип в виде буквы «М», имевшую плотную и устойчивую конструкцию (автор художник-график Лазарь Раппопорт) (11).

«Невидимый» дизайн

Чрезвычайно важен был так же и тот «невидимый» дизайн, который с первых дней составил гордость московского метро. Речь идеи об исключительно точной и ритмичной работе службы движения метрополитена, графике движения, пунктуальности в прибытии и отправлении поездов – все это составляло славу советского метро с момента его открытия. И с этой точки зрения организация движения метро 1930 – 1950-х годов действительно являлась одним из первоклассных образцов дизайна, как дизайна процесса. (14, с. 63).

Достижение мирового дизайна

Московское метро стояло в одном ряду с лучшими мировыми достижениями дизайна. Известный немецкий архитектор Ханс Майер, предпоследний директор Баухауза, был восхищен великолепно продуманной архитектурной композицией станций метро, их световым и цветовым решением. «Я вспоминаю, - писал он, - подземные станции Лондона, Берлина, Гамбурга. Их архитектурная ценность ничтожна. Их внутренние пространства убоги – это гигантские суповые миски, запроектированные бездушными рационализаторами» (14, с. 63). (93)

Технические новинки

К чисто техническим новинкам для 1930-х годов относились и движущиеся лестницы – эскалаторы. С инженерной точки зрения они были особенно интересны на станциях глубокого заложения. К использованию достижений автоматики, только что входившей тогда в практику, относилось устройство на станции «Охотный ряд» автоматического включения эскалатора с помощью фотоэлемента (14, с. 62)

4. Глиссер-экспресс «ОСГА-25»

Владимир Гартвиг

В середине 1930-х годов под руководством конструктора Владимира Гартвига в СССР началось проектирование гигантского пассажирского глиссера-катамарана «ОСГА-25».

Компактная форма

Несмотря на значительные размеры (24 метра в длину и 12 в ширину), судно имело компактную и цельную  форму. Конструкторам удалось зрительно объединить сложную конструкцию катамарана, выделив в передней части между поплавками смотровой салон. И мост, и поплавки были композиционно объединены плавной параболической линией верхней палубы.

Интерьер салона

Интерьер салона, выполненный выпускником ВХУТЕИНа Владимиром Мещериным, имел подчеркнуто вертикальные членения облицовки – как бы выделяя секции, из которых собран корабль. Динамичные по форме кресла имели сложную кривую трубчатого металлического каркаса, которая как бы взвивалась снизу и опоясывала сидения, создавая одновременно ощущение безопасности и защищенности. Остроумна идея крепления столиков буфета к потолку, чтобы не загромождать пол.

Серийное производство

При постройке глиссера было налажено серийное производство отдельных деталей – кресел, столиков, окон, фасонных крючков и ручек, повторявших в своей форме все тот же каплеобразный аэродинамический силуэт корабля. Все эти детали выполнялись методом объемного формования из металла или только-только начинавшей. (94)применяться на транспорте пластмассы.

Ялта-Севастополь

К 1938 году постройка была завершена, и глиссер использовался на пассажирской линии Ялта-Севастополь. Он мог перевозить в пассажирских салонах обоих корпусов до 150 пассажиров со скоростью 80 км в час. У глиссера было 4 двигателя от торпедных катеров для основного хода и два вспомогательных резервных двигателя. Это было уникальное по всем показателям судно. Своего рода чудо техники:

  •  и по скорости,
  •  и по чисто техническим, конструктивным новациям,
  •  и по внешнему виду.

В начале второй мировой войны, когда началась оккупация Одессы, корабль был уничтожен.

5. Агит-самолет «Максим Горький»

В 1934 году во многих газетах был опубликован призыв писателей помочь в строительстве гигантского агит-самолета «Максим Горький». Предлагалось вносить свои взносы, гонорары, сбережения на специальный счет постройки агитэскадрильи.

Вариант самолета АНТ-20

«Максим Горький» по конструкции был одним из вариантов военного транспортного самолета АНТ-20 (конструкторского бюро Туполева), который предполагалось использовать даже как авиаматку. Фюзеляж и крылья были склепаны из гофрированных листов дюралюминия.

Такая технология не давала возможности сделать поверхности сложной двоякой кривизны, и самолет напоминал скорее корабль с закругленным носом, чем летательный аппарат. Для повышения мощности и увеличения подъемной силы на корпусе над крыльями было установлено еще два двигателя конструкции Микояна. Один был с тянущим, другой с толкающим винтом.

Уникальное оборудование 

«Максим Горький» был наполнен совершенно уникальным оборудованием, разместившимся на площади около 100 квадратных метров:

  •  пневматическая почта для общения команды,
  •  кинопроекционное оборудование и складной экран размером 4,5 х 6 метров (при установке его конструкция служила одновременно и радиомачтой),
  •  киностудия,
  •  не говоря уже о буфете, умывальниках, душевых, туалетах.

Впоследствии на самолете была установлена и типография – специально изготовленная и спроектированная в расчете на предназначенное для нее помещение. (98)

Гибель самолета

Судьба самолета-гиганта оказалась трагичной. Во время воздушного парада над Москвой в мае 1936 года один из пилотов сопровождения задумал совершить мертвую петлю над гигантской машиной. Не рассчитав траектории, он врезался в крыло, и гигантская машина рухнула вниз. Весь экипаж погиб...

6. Романтизм техники

Композиторы и поэты

У техники в 1930-е годы в Советской России сложился особый романтический образ. Этот образ поддерживали композиторы и поэты. В специальном авиамарше пели:

  •  «Мы рождены, чтоб сказку сделать былью» или
  •  «Нам разум дал стальные руки-крылья, а вместо сердца – пламенный мотор».

Движение к светлому будущему

Прогресс техники воспринимался как следствие прогресса социального, как часть общего движения к светлому будущему. Техническое совершенство вещей, пусть и уникальных, было как бы доказательством совершенства социального. Все эти новые достижения многократно воспроизводились в печати в журналах «СССР на стройке», «Строим», «Наши достижения».

Фотография 1930-х годов 

Советская фотография 1930-х годов – это именно открытие техники как особой выразительной натуры. Ракурс, наклон линии горизонта, контраст планов, сверхкрупный план могли превратить банальное и примитивное техническое устройство в нечто невиданное, грандиозное.

Фотографы не могли в те годы снимать, а тем более публиковать социальные репортажи с подлинных драматических сцен жизни – тяжелого труда, голода, раскулачивания, репрессий – и потому со всем своим арсеналом выразительных средств обратились к показу мира вещей, техники, рядом с которыми иногда мелькали улыбающиеся лица. Они передавали пафос индустриализации времен первых пятилеток. Фотографы превращали технический дизайн в полное значения визуальное (а заодно и политическое) событие (11). (102)

7. Дизайн в условиях сталинского режима. Классические мотивы в предметном формообразовании

Тоталитарный государственный режим 

Сложившаяся к концу 20-х годов в Советской России система дизайна в 1930-е, в условиях нарождающегося тоталитарного государственного режима, претерпела значительные изменения. То, что было задумано или построено в 1920-е годы, становилось все больше идеологически несовместимым с теми эстетическими идеалами «социалистического ампира», которые диктовались сталинским режимом.

Идеологические требования

«Формализм» - такова была общая официальная оценка предыдущего этапа предметного формообразования 20-х годов. В предметной среде в 1930-е годы стали предъявляться повышенные идеологические требования – она должна была

  •  воспитывать у потребителя классовое чувство,
  •  побуждать к действию,
  •  создавать ощущения радости и приподнятости.

Городская среда в идеале

Например, городская среда в идеале представлялась благоустроенным парком

  •  с белыми деревянными эстрадами и беседками в формах классической архитектуры,
    •  скамейками
    •  и непременными статуями девушек с веслом, отлитыми из цемента и выкрашенными в белый цвет (11).

В стиле позднего конструктивизма  

Однако несмотря на изменения в культурной политике, в дизайне в начале 1930-х годов еще сохранялась инерция стилеобразования, характерная для функционализма и конструктивизма, основанная

  •  на обыгрывании простой геометрии и конструкции,
  •  подчеркивании структурности,
  •  контрастных соотношениях цветов.

И, хотя архитекторам уже приходилось вводить дополнительные, не предусмотренные ранее орнаментальные детали, дизайнеры какое-то время еще могли работать в стиле позднего конструктивизма  без угрозы прямых обвинений в буржуазном формализме.

Социалистический реализм

На Первом съезде писателей в августе 1934 года выступил пролетарский писатель Максим Горький с изложением концепции социалистического реализма. Вслед за литературой, театром, кино, скульптурой, живописью и архитектурой стал меняться и дизайн – те его области, которые были связаны

  •  с интерьером,
  •  оформлением книг,
  •  плакатов и журналов,
  •  одеждой и тканью. (104)

Любая свободная поверхность стала нести на себе некую идеологическую нагрузку

  •  то ли в виде орнамента из технических деталей, лент, звезд, колосьев и дубовых листьев,
    •  то ли в виде радостных картин светлой жизни при социализме.

Политически важные темы

Политически важными темами как в живописи, скульптуре и графике, так и в фотографии, кино, текстильном дизайне, росписи фарфора считались

  •  спорт,
  •  Красная Армия,
  •  авиация,
  •  индустриализация,
  •  ликвидация безграмотности,
  •  и, конечно, изображения Ленина и Сталина.

Дизайн как политический инструмент

Дизайн начинает использоваться в качестве политического и идеологического инструмента. Иллюстративность и сюжетность проникали

  •  не только в оформление поверхностей стен интерьеров общественных зданий,
  •  но и в роспись посуды,
  •  текстильные орнаменты (11).

Публикации работ, близких по духу к конструктивизму или функциональному дизайну, после 1934 года фактически прекратились.

Орнаментика классицизма

В основу формообразования были положены ордерная система и орнаментика классицизма как стиля наиболее полно отвечающего образу нового государственного строя. Нередко даже принципиально новые в техническом отношении изделия должны были «камуфлироваться» под классические образцы – например, светильники с лампами накаливания часто имитировали люстры с подсвечниками. Классические стили возродились и в оформительском дизайне (11).

Массовый террор

Сталинское руководство нагнетало в стране атмосферу напряженности. Взаимная подозрительность и слежка стали одной из отличительных особенностей общества «победившего социализма». В середине 1930-х СССР вступал в период массового террора государства по отношению к своим гражданам – от руководителей партии и правительства до рядовых инженеров, рабочих, служащих, колхозников (16, с. 921).

Железный занавес

В 1935 году в СССР был принят закон, установивший смертную казнь за побег заграницу. С середины 30-х годов профессиональные контакты с дизайнерами других стран практически прекратились (11). (105)

Несмотря на очевидные достижения в создании уникальных объектов, профессия дизайнера в 1930-е годы развивалась как бы в скрытой форме.

По различным отраслям

В 1930-е годы дизайнеры были распылены и специализировались по отдельным отраслям промышленности. Первая дизайнерская организация универсального профиля была создана лишь по окончании Великой Отечественной войны (11). (108)

PAGE  6




1. Задание- Создать апплет для реализации нижеприведённых задач.
2. Системы используются в случае если признаки и-или отношения между ними вероятностные
3. Ринок цінних паперів
4. На тему- Концепция непрерывного профессионального образования Выполнил студент ГПФ2 зао
5. Название органа- Печень
6. ласкательные слова Все началось с моего переезда в Подольск
7. тематики Понятие множества обычно принимается за одно из исходных аксиоматических понятий то есть не свод
8. Существует 2 основных способа контрацепции- 1
9. і. Дмитрівна село центр сільської Ради розташоване на березі річки Унаваза 17 км від районого центру міста Ф
10. Ну где же вы девчонки девчонки девчонки короткие юбчонки юбчонки юбчонки
11. История как наука
12. Purpose Symbolic Instructionl Code тобто багатоцільовий код символьних інструкцій для початківців
13. Проблемы истории феодальной России Поиски в области методологии.html
14. Обмінні процеси в організмі щурів при отруєнні цезієм і стронцієм та зміні кислотно-лужного стану
15. ПарусМенеджмени и маркетинг Мотивы предприятия при внедрении CRM
16. ПРАВИЛА СТРЕЛЬБЫ И УПРАВЛЕНИЯ ОГНЕМ АРТИЛЛЕРИИ
17. Опыт государственного регулирования агропромышленного сектора
18. Рекламодатель несет ответственность за ущерб причиненный недобросовестной рекламой в соответствии с зако
19. Юридической психологии
20. Амортизация Виды амортизируемого имущества