Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ПСИХОЛОГИЧ ЕСКАЯ ДРАМА "НОВЫХ РУССКИХ"
"Новые русские" - излюбленные герои современных анекдотов - не ост авляют равнодушными самые разные слои нашего общества. Для одних, менее удачливых (а таких большинство), это объект зависти и злорадства, для друг их, юных и вступающих в жизнь, объект подражания. И мало кто задумывается о том, что "богатые тоже плачут", у богатых свои проблемы, а у русских богатых эти проблемы особенно остры, и, по сути дела, этот нарождающийся в России к ласс также живет в "режиме выживания". Достаточно повнимательнее просмат ривать ежедневные газеты больших городов, в частности, столичный "Москов ский комсомолец", чтобы заметить, что практически в каждом номере есть со общения об очередном заказном убийстве банкира или бизнесмена. То есть п артнерские отношения наших предпринимателей складываются таким образ ом, что их разрешением зачастую остается заниматься киллерам.
И это только вершина айсберга, тех морально-психологических про блем, которые ставят "новых русских" на грань выживания.
Накаленные психологические отношения складываются не только м ежду партнерами, не меньшее напряжение испытывается и в коллективах, где есть, что делить, и в семьях, которые купаются в роскоши и, казалось бы, не з нают ни в чем отказа. Да, у жен и детей "новых русских" есть все, кроме того, чт о не покупается за деньги - теплоты, доверия, эмоциональной привязанност и. Психологам, психотерапевтам, а то и психиатрам известно, что самые тяже лые клиенты - это как раз жены "новых русских". А учителя, работающие в дорог остоящих гимназиях и колледжах, знают, как одиноки бывают дети, которых п ривозят и увозят из школы охранники и гувернеры, и как эти дети усиленно п ытаются скрывать от сверстников и окружающих свое одиночество и свою не нужность в семье. И дело не только в том, что родители заняты, а в том, что из их жизни как-то ушли, испарились простые человеческие радости, связанные с домашним очагом и родительской нежностью.
У многих начинает давать о себе знать и более глубинный личностн ый кризис, когда обесценивается и сам смысл столь напряженной и доходной деятельности. Действительно, для чего стараться, дергаться, рисковать, к огда эти большие деньги не приносят никому из окружающих и близких ни сч астья, ни душевного покоя!
Что же и почему так происходит с "новыми русскими"? Да кто же они, в конце кон цов, неужели все - бездушные и бессердечные банкометы в малиновых пиджак ах, которых ничего, кроме денег, не интересует, и которые на все готовы рад и этих самых зелененьких?
Да, наверно, есть и такие, изначально пришедшие из криминальных с труктур отмывать свои сомнительные деньги. Но ведь и они люди, и им должно быть не чуждо человеческое...
Но есть и другие предприниматели - из бывшей научно-технической интеллигенции, математики и физики с кандидатскими степенями, в недавне м прошлом доценты и научные сотрудники, интеллектуалы с твердыми мораль ными устоями и прочно сложившимися семейными и дружескими связями.
Что же произошло с ними, как с ними случилось это перерождение?
Личное общение и профессиональная психологическая практика с бизнесменами показывают, что процесс перерождения проходит, как правил о, типично и закономерно. Вспомним ромб жизнедеятельности человека, обоз наченный Н. Пезешкианом, в углах которого находится деятельность, физиче ская активность, общение, духовные ценности. Процесс деформации личност и бизнесмена начинается с деформации этого самого пезешкиановского ро мба. На первых порах, в первые два-три года, успешное становление своего пр едприятия в весьма специфических и ненормальных российских условиях т ребовало полной отдачи и практически круглосуточного погружения в раб оту. Времени и сил не оставалось ни для семьи, ни для дружеского общения, н и для духовных потребностей и физического отдыха. Затем пик успеха насту пал одновременно с пиком усталости и фантастически расширившимися воз можностями, из которых наиболее соблазнительными и доступными, как прав ило, становились любовно-сексуальные приключения с длинноногими секре таршами и фотомоделями. При этом моральные ограничения и обязанности пе ред семьей отпадали и оправдывались полной материальной обеспеченност ью семьи, тем жирным куском, который получали дети и жены.
Ограничения морального порядка постепенно устранялись и в кол лективах, где все оказывались в зависимости от доброй воли или произвола босса. И всегда в окружении находились люди, ради милостей шефа не остана вливающиеся перед выбором средств, самыми испытанными из которых являю тся лесть, подхалимство, доносительство.
Итак, главной проблемой этих скороспело разбогатевших людей, ко торую они долго не осознавали или просто всерьез не воспринимали, станов илась утрата морально-духовных ценностей и приоритетов, тот самый феном ен, который Мертон обозначил как "аномия норм". Вроде бы эфемерная, не взве шиваемая на весах и не измеримая в рублях и долларах категория, но к каким катастрофическим последствиям во всех важнейших сферах приводящая!
Вопрос выживания нового российского класса предпринимателей, а с ним в значительной мере и нашего общества, переживающего затянувшийс я переходный кризис, как это ни парадоксально сегодня, в первую очередь, с водится к тому, насколько будет осознана важность и необходимость духов ных, этико-психологических категорий. Кстати, отрадно то, что на Западе мн огими богатыми людьми это понято уже достаточно четко. В феврале 1996 года м не довелось присутствовать на Международном форуме "Духовные ценности во взаимосвязанном мире" в Раджастане, в котором участвовали крупнейшие западные бизнесмены, банкиры. В частности, вице-президент Всемирного бан ка в своем докладе заявил, что, финансируя экологические программы, он и е го коллеги пришли к выводу, что в основе различных современных кризисов, в том числе и экологического, лежит духовный кризис человечества, в выхо де из которого, наряду с религией, все большая, можно сказать, мессианская роль отводится психологии.
Вместе с тем, нельзя не осознавать, что к психологам вообще и в осо бенности к психологам, работающим с бизнесменами, предъявляются весьма серьезные требования, связанные не только с высоким профессионализмом, но и, прежде всего, с духовной сферой. Поскольку снижение духовности и ано мия норм - главная проблема "новых русских", то у тех, кто стремится им помоч ь, безусловно должны доминировать духовные ценности, осознание Бога в ду ше. Приоритет духовности при этом отнюдь не означает отрыва от жизни и ее суровой реальности. Блаженненький кабинетный психолог, не знающий и не п онимающий реальной жизни, вряд ли вызовет доверие делового клиента.
Итак, духовность, деловитость и профессионализм должен сочетат ь в себе психолог, способный помочь "новым русским", их семьям и коллектива м. По сути дела, такой специалист должен быть представителем некой новой евроазиатской культуры, интегрировавшей тысячелетний духовный опыт Во стока по самосовершенствованию, очищению и возвышению души и современн ую технологичность, активность и предприимчивость Запада.
Говорят, чем темнее ночь, тем ярче рассвет; чем острее кризис - тем нестандартнее решения, позволяющие выйти из него. Хочется надеяться, что и у "новых русских", и у психологов родятся эти нестандартные спасительны е решения.
С. А. БЕЛИЧЕВА, президент Консорциума "Социальное здоровье России", д октор психол. наук, профессор