Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Культура средневекового Казахстана (VI-XII вв.)
Студентам необходимо: раскрыть хозяйственное развитие края, уровень товарно-денежных отношений, городской культуры; показать богатство духовной культуры тюрков, развитие письменности, литературы и науки этого периода, взаимообогащение культур под вдиянием контактов с соседними народами, значение Великого Шелкового пути в развитии торговли, распространении мировых религий.
Ключевые слова: кочевое скотоводство, ирригация, городская культура, цитадель, шахристан, рабад, руническая письменность, тенгрианство, мировые религии, лазуритовый, нефритовый путь.
1. Скотоводство. Основное занятие - экстенсивное кочевое и полукочевое скотоводство. Радиус кочевания был очень велик. В основном разводили лошадей, овец. Крупный рогатый скот и коз содержало в основном полуоседлое население, а верблюды были распространены в южных и западных районах края. Основой имущественного неравенства была частная собственность на скот. Знать сосредоточила в своих руках огромное количество скота, который было основным капиталом в степи. Плененный арабами тюргешский каган Кюльчор предлагал за себя 1000 лошадей и 1000 верблюдов.
Охота. Население каганатов также занималось oxoтoй. Охотились на семиреченских тигров, барсов, лис. Добывали выдру, горнастая, куницу, сурка. Пушнина у карлуков, oгузов и кимаков была одним из предметов ropговли с другими странами. На территории Западнотюркского каганата охотились на мускусных газелей кабаргу.
Рыболовство. Немалую роль в бассейнах Или, Чу, Таласа, на среднем течении Сырдарьи играла рыбная ловля, особенно для бедняков.
Земледелие. Тюркские племена занимались земледелием.
В IX-X вв. часть тюркских племен переходит к оседлости, приобщается к городской культуре. Оседание было вызвано в основном:
1) сокращением поголовье скота у части населения;
2) сосредоточением у кочевой знати огромного количества скота, лучших пастбищ и источников воды.
Земледелие было распространено в основном по берегам рек Сырдарьи, Чу. Таласа и предгорьях Алатау. Земледелие было поливным. Крупные оросительные системы в Южном Казахстане: Алтынтобе, Куюруктобе, Пышакшытобе, Актобе, Весидж, Жетиасар, Калмакарык. Самый крупный центр поливного земледелия X-XII вв. Отрарский оазис. В оседло-земледельчиских районах развивалось садоводство, виноградарство, огородничество и бахчеводство.
Ремесло. Развитие ремесла связано с запросом городского населения и кочевого мира. Ведущие отрасли ремесла - гончарное, кузнечное дело, ткачачество, ковроткачество. Стеклоделие, резьба по кости, обработка по камню и дереву. Высокого уровня достигло гончарное дело изготовление керамической посуды, кухонной керамики, светильников.
Древние тюрки появились на исторической арене как искусные металлурги. Археологическими разведками обнаружены памятники металлургии VI-IX вв.: лезвийные ножи, тесла-топора, стремена, удила, наконечники копий и стрел сабли с малым изгибом и массовым клинком, котлы.
Развитие металлургии позволило тюркским каганам перевооружить свою армию и создать отборные, ударные армии из латной кавалерии. Из костей и рогов в основном делались рукоятки для ножей, заколки, булавки. Пуговицы, игральные фишки.
Камень шел на изготовление распространенных в бытy - зернотерок, жерновов, пестов и ступок.
Торговля. Раннесредневековые государства имели торговые связи с Византией, Ираном, Средней Азией, Кавказом, Алтаем, Восточным Туркестаном и Сибирыо. В 568 г. Истеми каган направил два посольства в Иран для налаживания торговли.
Большую роль в торговле и культурном воздействии Запада на Китай играли согдийцы. На важнейших караванных путях стояли караван-сараи, местом торговли и наиболее оживленной точкой в городе был базар.
Торговля развивалась в 3 направлениях: 1) торговля между странами; 2) торговля между городами и округами; 3) торговля между городами и кочевой степью.
Большая роль в торговле принадлежала городам, занимавшим узловое положение на караванных путях Таразу, Отрару, Сыгнаку, Койылыку. Обменная торговля с кочевниками осуществлялась на ярмарках, которые собирались в больших городах Испиджабе, Отраре и Дех-Нуджихкесе. Важным торговым центром был Тараз, о котором в источниках говорится как о «городе купцов». Крупным торговым городом Чуйской долины являлся Суяб, о котором сообщается, что «в нем смешанно живут торговцы из разных стран, а половину жителей города составляют купцы».
Денежное обращение. Торговля требовала развитого денежного обращения. В VI-VIII вв. представители влиятельных родов уже чеканили монету со своими тамгами. По сведению английского тюрколога Клоусона, первые тюргешские монеты чеканились в г. Акбешиме (Суябе).
О наличии денежной торговли говорят находки монет, отчеканенных в городах Отраре, Суябе, Таразе - это монеты кангаров, тюргешей, тухусов. Для периода IX-XII вв. характерен рост товарно-денежных отношений, которые вытесняли товарный обмен. В крупных городах Казахстана Испиджабе, Отраре, Будухкете и Таразе функционировали монетные дворы.
В IX-X вв. в обиходе жителей Казахстана находились монеты государства Саманидов - золотые динары, серебряные дирхемы и медные фельсы. Золотые динары, выполнявшие функции международной валюты, при караханидах стали средствами обращения.
2. С VI в. развивается городская культура. Южный Казахстан и Семиречье были двумя районами формирования городской культуры. Первое описание городов Семиречья принадлежит буддийскому паломнику Сюань Цзяню, проехавшему здесь в 630 г. Причины формирования городов:
На месте оседлых поселений, расположенных и долинах озер и рек, восходящее к эпохе саков, усуней и кангюв. Такая традиция характерна для городов Южного Казахстана.
На пересечении торговых караванных путей, особенно на Великом Шелковом пути, в основном в Юго-Западном Семиречье.
Города возникали у стен феодальных замков-ставoк, где строились дома и дворы для знати, торгово-ремесленные постройки. Со временем заселенную территорию окружали стенами.
Функции городов:
1. Города административные центры (VII- VIII вв.). 2. Города центры земледелья, торговли и ремесла;
3. Города центры культуры.
Районы города:
Города имели округлую планировку. Городское жилище в Семиречье характеризовалось двумя типами домов. К первому относятся квадратные либо прямоугольные в плане однокомнатные наземные дома, или заглубленные в землю. Ко второму типу относятся двухкомнатные дома, в которых кроме жилого помещения имелась небольшая кладовая. В основе жилища Семиречья лежит принцип расположения в ряд длинных узких помещений, объединенных коридором, через который сообщались комнаты «гребенчатая планировка».
В XI начале XII вв. появляются новые типы жилища, состоящие из трех помещений, расположенных по длинной оси (анфиладная планировка), дом с помещениями на пересекающихся осях (крестообразная планировка) и дом с помещениями, поставленными в ряд, длинной осью, перпендиклярно к магистральной или квартальной улочке. Для юго-западного Семиречья был характерен центрический план, когда жилища и хозяйственные помещения группируются вокруг дворика или зала.
Расцвет городской культуры. В период IX начало XIII вв. наблюдается общий подъем городской культуры на Востоке и в Средней Азии. Появляемся новый район городской культуры - Северо-Восточное Семиречье (Илийская долина). В IX-XII вв. наблюдаемся территориальный рост городов за счет: увеличения рабадов; оседания кочевников.
Численность городского населения. В крупных городах проживало многотысячное население. Например: в Испиджабе 40 тыс., в Отраре 16 тыс., в Таразе и Баласагуне по 10 тыс. человек. Больше городов с населением 1-3 тыс. человек. По сведениям Ю. Баласагуни в Южном Казахстане 25 городов, в юго-западном Семиречье 27 городов, в северо-восточном Семиречье 70 городов.
Архитектурные памятники VI-XII вв. Архитектура дворцов. Примером монументальных построек VII-IX вв. являются цитадели Кедера, Джамуката. Буддийские храмы Суяба и Навакета, монастыри Испиджаба это постройки с центральными залами, в которых хранились реликвии, с системой обходных коридоров, дворов и помещений для служителей культа. Стены храмов украшены фресковыми росписями.
Изобразительное и декоративное искусство городов Казахстана имеет сходство с искусством городов Средней Азии, Ближнего и Среднего Востока, Восточного Туркестана.
Основной строительный материал монументальных построек - жженый кирпич, дерево, гипс, алебастр. В отделке стен применяется - резная терракота и кирпичный узор.
Культовые сооружения. В X-XIII вв. в связи с распространением ислама в городах начинают возводить мечети, строить мавзолеи. Наиболее ранние мечети были pаскопаны в городах Кедере и Кулыиубе это постройки «столпного типа», для которых характерен прямоугольный план зала площадью до 600 кв.м.
Памятники в окрестностях Тараза:
- Мавзолей Бабаджи-хатун (X-XI вв.) - сложен из жженого кирпича, имеет кубическую форму. Шатровый 16-реберный купол венчает все здание;
- Мавзолей Айша-Биби (XI XII вв.) - выдающийся памятник зодчества.
- Мавзолей Карахана портально-купольный памятник, реконструированный в начале XX в.
Своеобразие конструктивных приемов, архитектурных форм, декоративных средств памятников X-XII вв. позволило исследователям отнести их к северотуркестанской архитектурной школе, для которой xapaктерны тесные связи с традициями степного стиля. Средневековые бани в Таразе, Отраре и Баласагуне.
Для бани Тараза характерен богатый декор внутренних помещений это росписи геометрического и растительного характера, наличие алебастрового декора. Баня Отрара характеризуется крестообразным планом, который получил распространение в XI в. и сохранился на Востоке до наших дней. Бани oтапливались системой жаропроводящих каналов, устроенных под полами. Воду подводили водопроводом, который в это время стал распространенной формой городских благоустройств.
3. Каменная скульптура тюрков. Казахстан является зоной широкого распространения каменных изваяний. Встечаются произведения подлинного скульптурного искусства, которые изготовлялись в мастерских каменетесов-ваятелей. Для скульптур подбирались удлиненные камни (высота от 0,5 до 2,8 м.). Их называют «каменные бабы», в них чаще изображают мужчин с усами и бородой. Неотъемлемая принадлежность сосуд в виде кубка или чаши в правой руке или обеих руках. Скульпторы олицетворяли представителей знати и устанавливались у их могил, они располагались спиной к ограде, спиной к востоку. Также устанавливались у поминальных холмов в восточном направлении. |
С распространением ислама традиция изображения человека исчезает, лишь в горных и северных районах, куда ислам проник значительно позже, еще долго придерживались этой традиции.
Памятники письменности Казахстана и Центральной Азии в раннем средневековье. В VI-VII вв. тюркоязычные племена Центральной Азии, входившие в состав тюркского каганата, уже пользовались собственным письмом.
Известный памятник Тюркского каганата стела Бугутской надписи была водружена на кургане одного из первых тюркских каганов, Таспара (572-581 гг.), примерно через 15 лет после посольства Маниаха. Надпись сделана на согдийском языке. В те же годы, когда была воздвигнута Бугутская стела, на тюркский язык было впервые переведено и зафиксировано письменно буддийское сочинение (Нирвана-сутра) с целью пропаганды буддизма среди тюрков. Есть все основания полагать, что наряду с использованием в письменности согдийского языка тюрки употребляли согдийский алфавит и для фиксации собственной речи. Позднее этот алфавит получил название «уйгурского». Уйгуры пользовались им особенно широко в IXXV вв. Но для письма на камне (так называемого «монументального письма») курсивный согдийский алфавит применялся редко.
Тюркское руническое письмо. Прорисовка |
Памятники рунического письма. В начальный период истории Тюркского каганата, не позднее второй половины VII в., на основе согдийской письменности, дополненной несколькими знаками, в тюркской среде возникло новое письмо. Древнетюркское письмо было впервые открыто в долине Енисея в 20-х гг. XVII в. немецким ученым Д. Мессершмидтом, состоявшим на службе у Петра I, и сопровождавшим его пленным шведским офицером И. Страленбергом. Они назвали письмо «руническим» - по его сходству со скандинавскими руническими текстами. Это название и закрепилось в науке. |
В 1889 г. русским ученый Н. М. Ядринцев открыл в Северной Монголии, в долине Орхон, огромные каменные стелы с руническими надписями, шифровали и прочли тексты датский ученый В. Томсен, который первым нашел ключ к алфавиту, и русский тюрколог В.В. Радлов, впервые давший их связное прочтение. По месту их находки основных памятников это письмо стали называть «орхонно - енисейским».
Самыми крупными образцами рунического письма являются памятники Северной Монголии, сосредоточенные главным образом в бассейнах рек Орхона, Толы и Селенги. Они были воздвигнуты в эпоху Второго Тюркского каганата (689-744 гг.) и Уйгурского каганата в Монголии (745-840 гг.). Достаточно крупные тексты на бумаге относятся к Восточному Туркестану, где рунический алфавит до X в. использовался в Уйгурском государстве (IX-XIII вв.), созданном бежавшими из Монголии после военного поражения от кыргызов (840 г.) тогуз-огузскими племенами (главными из них были уйгуры).
На территории Средней Азии и Казахстана можно выделить две группы рунических памятников: ферганскую (мелкие надписи на керамике, VIII в.) и семиреченскую (на территории Кыргыстана и Казахстана). К ним относятся одиннадцать надписей на могильных камнях-шалунах (VIII в.) и наскальные тексты в ущелье Терек-Сай (долина р. Талас), надписи на керамике, обнаруженные близ г. Джамбула, мелкие надписи или отдельные знаки на монетах и бытовых предметах, надпись на деревянной палочке (выявлена при горных работах в долине р. Талас), а также надписи на двух бронзовых зеркалах из Восточного Казахстана и краткая надпись на глиняном пряслице с Талгарского городища (близ г. Алматы).
Эти памятники созданы в Западнотюркском каганате и Карлукском государстве; надписи на бронзовых зеркалах принадлежат кимакам. Маловероятно, что руническое письмо употреблялось после XIXII вв. В Центральной Азии его потеснили сначала уйгурское, а затем арабское письмо, распространившееся среди тех тюркских народов, которые приняли ислам.
Большие рунические тексты Монголии и Енисея являются не только важными историческими документами, но и выдающимися литературными произведениями. Особенно показательны в этом отношении два самых крупных рунических текста надписи в честь Бильге-кагана и Кюль-тегина. Так повествует Бильге-каган о создании и подъеме и последовавшем затем упадке и крушении первого Тюркского каганата, время возникновения которого (середина VI в.) в 731 г., когда писался текст, казалось легендарно далеким. В той же ритмике изложены события, связаннее созданием Второго Тюркского каганата. Автором же, «начертавшим на вечном камне» «слово и речь» своего сюзерена, был Иоллыг-тегин, родич Бильге-кагана, первый названный по имени автор в истории тюркоязычных литератур.
Язык рунических надписей был в VIIIX вв. единообразным литературным языком, которым пользовались различные тюркские племена, говорившие на своих языках и диалектах: огузы, уйгуры, кыргызы, кимаки, кыпчаки.
Древнеуйгурская письменность, начиная с VIII в., развивалась в городах Восточного Туркестана. Сами авторы называли язык, на котором они писали, тюркским. На территории Средней Азии и Казахстана древнеуйгурская письменность имела меньшее распространение, чем в Восточном Туркестане. Скриптории манихейских монастырей в Таразе существовали в VIIIIX вв. Сохранилось два ярлыка уйгурских (или карлукских) князей на древнеуйгурском языке, относящихся к X в. и содержащих сведения о событиях в долине р. Или. В них упомянуто тюркское племя басмылов и пленники-согдийцы.
Распространение согдийского письма в тюркской (манихейской или христианской) среде подтверждается двумя согдийскими надписями IX-X вв. на керамике, хранящимися в Джамбулском музее. Еще большее значение для истории тюрко-согдийских контактов в Семиречье имеют наскальные надписи в ущельях Терек-Сай и Куран-Сай, близ р. Талас. Они относятся к X-XI вв., написаны на согдийском языке и содержат длинные перечни тюркской знати, посетившей ущелья. Таким образом, в раннем средневековье в древнетюркских государствах бытовало два вида письменности: руническая и уйгурская. Сохранялась и согдийская письменность, появившаяся здесь ранее.
Литература и наука. В VIII-X вв. в долине Сырдарьи среди кыпчакско-огузских племен был распространен эпос «Коркут-ата». Коркут-ата знаменитый жырау, мыслитель, родился в Кармакчинском районе Кызыл-Ординской области. Впервые книгу «Коркыт-ата» исследовал немецкий ученый Н.Ф. Диц.
В этот период также был создан эпос «Огуз-намэ» о жизни и борьбе хана Огуза. Эпос был переписан Рашид-ад-Дином (XIII в.) и Абулгази (XVIII в.).
В Казахстане с VII в. складывается письменная литература, а с IX в. появляется литература на арабском языке.
Юсуф Баласагунский и Махмуд Кашгарский. Девять столетий минуло со времени создания крупнейших памятников тюркских языков и литератур «Кутадгу билиг» («Благодатное знание») Юсуфа Баласагунского (1069-1070 гг.) и «Дивану лугат ат-тюрк» («Словарь тюркских наречий») Махмуда Кашгарского (1072-1083 гг.). Эти произведения не являются историческими трудами и не содержат каких-либо сведений о политической истории своего времени, но по праву считаются значительнейшими источниками для познания новой исторической эпохи, в которую вступила Средняя Азия на рубеже X-XI вв.
Юсуф родился в Баласагуне, который он называет Куз-Орду, в 1015 или 1016 г. О его жизни до написания поэмы известно лишь, что он происходил из знатной тюркской семьи и получил хорошее по тем временам образование. «Кутадгу билиг» состоит из 6520 бейтов (85 глав) и имеет приложение из 124 бейтов. «Благодатное знание» является не просто этико-моралистическим трактатом, но глубоким философско-дидактическим произведением, рисующим нормы идеального, по мнению автора, общества, правила поведения людей различных сословий в этом обществе и правила взаимоотношений между правящими и управляемыми.
Отец Махмуда, Хусейн ибн Мухаммед, внук караханидского завоевателя Мавераннахра Богра-хана, был эмиром Барсхана, города в Прииссыккулье. Ко времени рождения Махмуда он, вероятно, переселился в Кашгар. Принадлежность Махмуда к высшим кругам караханидской знати позволила получить образование в Кашгаре и продолжить его в Бухаре и Нишапуре. «Словарь тюркских языков» является подлинной энциклопедией тюркской народной жизни раннего средневековья. «В целом «Словарь» в настоящее время является единственным источником информации о жизни тюрков в XII в.: о предметах их материальной культуры, реалиях быта (одежда, обувь, головные уборы, жилище, домашняя утварь, инструменты, хозяйственные постройки, ткани, украшения, оружие, доспехи, конская сбруя, сельскохозяйственные орудия, музыкальные инструменты и т. п.), об этнонимах и топонимах (о происхождении названий племен и местностей) родо-племенном делении … и т. д.», -писал А.Н. Кононов.
Ходжа Ахмет Ясави (XII в.) родился в г. Сайраме и жил в г. Туркестане. Он был проповедником суфийского направления мусульманской религии. Серьёзную оппозицию официальному исламу составляли организованные в различные братства суфисты (по-арабски «суфий» - мусульманский аскет, носящий грубые шерстяные одежды). Суфии рассматривали себя как «божьих избранников», они проповедовали бескорыстную любовь к Аллаху, бедность, презрение к общественным делам, равнодушие к жизни в этом мире. Возникнув в Иране и Сирии в IX веке, суфизм получил распространение в X-XII веках уже на всей территории халифата Ахмет Ясави был основателем братства-ордена Яссавия.
Ему принадлежит сборник стихов «Дуан-и-Хикмет» («Книга премудрости») на тюркском языке. В книге проповедуются любовь к Всевышнему, смирение и аскетизм. Большое значение автор уделяет основным правилам и догмам ислама, особенно толкованию 4-х позиций: 1) мусульманской религии; 2) Тарихата идея суфизма; 3) Хакихата приближение, сближение с Богом; 4) Магрифата познание религии. Построенный в XIV в. в честь Ахмета Яссави по личному указанию Тимура мавзолей «Хазрет Султан» в Туркестане является местом паломничества мусульман.
Крупнейшим философом Востока был Аль-Фараби, считавшимся в средние века «вторым учителем» после Аристотеля. Он родился в 870 г. в Средней Азии в Фарабе на Сырдарье, в селении Васидж, а умер в Дамаске в 950 г. Отец его принадлежал к придворной гвардии халифа. Суть его философских взглядов: 1) признание вечности мира (пантеистически сливает бога с миром, мир совечен богу; мир вторичен, но не во времени; движение вено, не создано; время совечно движению, время характеристика движения); 2) детерминизм как принцип исследования; 3) учение о разуме, отрицающее бессмертие индивидуальной души. По Аль-Фараби, наука является средством познания мира, а высшей добродетелью является знание.
Работы Аль-Фараби «Гражданская политика» и «Идеи жителей города добродетелей» получили широкую известность не только на Востоке, но и в Европе. Аль-Фараби выступал против насилия в обществе, он верил, что зло и насилие будут уничтожены, и на земле установятся добро и мир.
Аль-Фараби был поистине человеком мирового уровня, он сблизил и синтезировал в своем учении ценнейшие достижения арабской, персидской, греческой, индийской и своей собственной, тюркской культуры.
Религия. Многими средневековыми и современными авторами отмечено существование у тюркоязычных народов своеобразной монотеистической религии тенгрианства, корни которой уходят в V-IV тысячелетиям до н.э. Термин «тенгрианство» или, в его латинской форме «тенгризм» был предложен, в качестве названия религии древних тюрков, выдающимся французским тюркологом Жан-Полем Ру, по имени их верховного бога Тенгри.
В самом широком смысле, тенгрианство есть вера и поклонение богу Тенгри, который ассоциировался с небом, как частью космоса (тенгри, буквально переводится как «небо»), но так же осмыслялся и как небесный дух, и как бог пребывающий на небе. Достоверно известно, что одними из первых тенгриан были древние хунну. Вместе с Небом почитались небесные светила Солнце и Луна. Другим божеством Верхнего мира была Умай - богиня плодородия и новорожденных, олицетворяющая женское начало. Вместе с Тенгри она покровительствует воинам. От Умай зависит рождение всего живого на земле, - люди и животные рождаются по ее воле.
Божество Землю считали матерью и женой Тенгри. Владыкой подземного мира у тюрков и монголов считался божество Эрлик, глава и властелин подземного мира, где нет ни солнца, ни луны. Если рассмотренные выше божества относились к высшей иерархии божественного пантеона, то на более низких ступеньках лестницы размещались божества, которые связаны, главным образом, с одухотворением сил природы, т.е. анимизмом. Верили в культ очищения огнем.
По Шелковому пути распространялись и религиозные идеи, а миссионеры разносили свою веру в заморские страны. Из Индии через Среднюю Азию и Восточный Туркестан в Китай пришел буддизм, из Сирии, Ирана и Аравии христианство, а затем ислам.
По мнению исследователей, проникновение буддизма из Индии в Китай шло через Среднюю Азию и Казахстан. Начался этот процесс с середины I в. до н.э. В распространении буддизма в Восточном Туркестане и Китае важная роль принадлежала среднеазиатским богословам и миссионерам, в особенности согдийцам, парфянам, кангюйцам. Распространение буддизма, особенно активное во IIIII вв. н. э., видимо, было связано с политическими целями Кушанского государства на Востоке. Тюрки с VI в. испытывали сильное влияние буддизма. Это было связано с переходом их к оседлости и городской жизни.
Памятники буддизма открыты на городищах Чуйской долины Ак-Бешиме, Красной речке, Новопокровском, Новопавловском: храмы, монастыри, часовни, а также находки статуэток и стелл с буддийскими персонажами и сценами. К числу последних открытий археологов относится подземный монастырь, обнаруженный неподалеку от развалин известного средневекового города Исфиджаба (Сайрама).
Наряду с буддизмом по Шелковому пути, следуя с Запада на Восток, распространялось христианство. В первой половине V в. в Восточной Римской империи возникла «еретическая» секта приверженцев священника Нестория. Учение Нестория было осуждено на Эфесском соборе в 431 г., и начались жестокие гонения на несториан. В результате преследований они вынуждены были бежать в Иран. В VIIVIII вв. несторианство широко распространялось в городах Южного Казахстана и Семиречья. Во многих городах имелись христианские церкви. На рубеже IX-X вв. была образована особая карлукская митрополия, в Таразе и Мерке действовали христианские церкви, христиане проживали и в городах Сырдарьи. О христианах Илийской долины, которые имели свою церковь в Каялыке, а также свое селение, сообщает Вильгельм Рубрук. Известно, что на берегу Иссык-Куля в XIV в. стоял христианский монастырь, в котором хранились мощи святого Матфея.
По Шелковому пути распространилось и манихейство, возникшее в III в. в Иране и быстро завоевавшее большое число приверженцев от Италии до Китая. Она представляла в целом синтез зороастризма и христианства. Из христианства манихейство заимствовало идею мессианства, а из зороастризма идею борьбы добра и зла, света и тьмы. Ведущую роль в распространении манихейства играли также согдийцы. В начале VIII в. верховный глава манихеев имел резиденцию в Самарканде. Манихейство сосуществовало с буддизмом в Средней Азии на протяжении длительного времени, причем буддизм оказал сильное влияние на пантеон, терминологию и даже концепцию манихейства. Манихейские обители были в Таразе и в других семиреченских городах, в том числе в Баласагуне, Чигильбалыке. Видимо, к числу манихейских реликвий следует отнести найденный при раскопках Тараза бронзовый медальон с женским изображением с луной (полумесяцем), которая является символом манихейского астрального божества.
Среди жителей средневековых казахстанских городов были представители и зороастризма, возникшего в VIIVI вв. до н. э. на территории древнего Ирана. Для обрядовой практики его характерно почитание четырех элементов Вселенной воды, огня, земли, воздуха. Памятники зороастризма можно проследить в Средней Азии, в Согде, в сырдарьинских городах и Семиречье. Это остатки башнеподобных сооружений, которые можно связывать с башнями огня. Они сохранились в топографии городищ Костобе и Красная речка. Находки, связанные с этой религией, представлены захоронениями в оссуариях глиняных ящиках для костей, хумных захоронениях, труположением в наземных склепах наусах, захоронениях кучек костей. Многие, связанные с зороастризмом культы продолжали бытовать в городах Казахстана и после появления ислама.
Однако распространившийся в Казахстане ислам постепенно вытеснил и христианство, и буддизм, и зороастризм, и местные культы. Новая религия утвердилась во многих городах на Шелковом пути. В Таразе и Мирки христианские церкви были превращены в мечети. По мере роста населения, исповедующего ислам, в городах строятся соборные мечети. К постройкам, которые появляются в городах Средней Азии и Казахстана в период распространения ислама, относятся общественные бани.
Наиболее ранние мусульманские некрополи открыты в Отрарском оазисе и датируются IXX вв. К X в. относится некрополь Буранинского городища.
В XI-XII вв. на некрополях появляются монументальные мемориальные сооружения мавзолеи (например, Айша-Биби, рядом с г. Жамбылом).
4. Шелковый путь трансконтинентальный путь древности и средневеквья между Востоком и Западом, начала функционировать торговая и дипломатическая артерия с середины II в. до н.э. Термин «Великий шёлковый путь» был введён в историческую науку учёными XIX столетия, после того как в 1877 году немецкий путешественник и историк К. Рихтгофен написал свою работу «Китай», в которой он впервые и определил этот торговый путь по восточным странам названием «шелковый путь».
Через Шелковый путь шло основное число посольских и торговых караванов в VII-XIV вв. Начиная II тыс. до н.э. по сведениям Геродота существовали отдельные участки Великого Шелкового пути:
Вначале Шелковый путь служил для экспорта китайского шелка. В свою очередь, из Рима, Византии, Индии, Ирана, Арабского халифата, а позднее из Европы и Руси по нему шли ладан, жасминовая вода, мускатный орех, женьшень, и желчь питона, ковры, полотна, минеральное сырье, красители, алмазы и яшма, янтарь, слоновая кость, слитки серебра и золото, монеты, лук и стрелы. По Шелковому пути везли арабских скакунов, верблюдов, слонов, носорогов, львов, гепардов, газелей, ястребов, павлинов, попугаев и страусов.
По шелковому пути распространялись культурные растения, виноград, персики и дыни, пряности и сахар, овощи и фрукты, зелень.