У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Торжество земледелия

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

40. Философский смысл и художественные особенности поэмы Н. Заболоцкого «Торжество земледелия».

В 1929—1930 годах была написана поэма "Торжество земледелия", обращенная к проблеме взаимоотношений природы и человека. Впервые автор заговорил о страдании как философской проблеме: человек страдает от собственного несовершенства и несет страдания природе, создавшей его. Если люди смогут победить в себе эгоизм, избавятся от корыстного, потребительского образа жизни, сплотятся между собой, то им откроется мудрость коллективного преобразования жизни, земледелия, самой природы. В поступательной научной деятельности видел поэт выход из хаоса, из жестокого преобладания сильного над слабым, людей над растениями и животными, утверждая в будущем победу разума.

«Торжество земледелия» – произведение, построенное в форме диалога, как написаны и последующие поэмы Заболоцкого. Но несмотря на эту особенность, автор не преследует цели сюжетной драматизации, а значит, и не нуждается в характерах, которых, по существу, и нет в поэме. Задача диалога здесь иная. В диалогической структуре текста автор стремится выразить динамику самого процесса познания – главного действующего лица поэм Заболоцкого. Диалектически сталкивая «старое» и «новое» сознание, «старый» и «новый» мифы, Заболоцкий ставит целью отыскать истину, которая открылась ему в утопически идеальном устройстве бытия. Диалог, таким образом, придает поэме Заболоцкого черты философской драмы.

Драматизм столкновения конкретных человеческих судеб и характеров с историей замещается в «Торжестве земледелия» отвлеченным (но чрезвычайно значимым для самого Заболоцкого) конфликтом различных форм мышления. Сюжет поэмы и развивается как столкновение несходных друг с другом типов сознаний: Солдата и животных, Солдата и Крестьян, Солдата и Предков, Ночи и Кулака, Тракториста и Сохи. В основе подобного столкновения лежит представление Заболоцкого о существовании старой и новой форм мышления (представление, возникшее еще в «столбцовский» период). Сознание крестьян тесно связано с «низшей» мифологией (чертей, домовых, демонов, русалок и т.д.), родившейся из одушевленного понимания природы.

В главе «Беседа

о душе» крестьяне пытаются определить, что же такое душа:

А душа пресветлой ручкой

Машет нам издалека.

. . . .

Она, как столбичек, плыла

С могилки прямо на меня

И, верю, на тот свет звала,  Тонкой ручкою маня.

Только я вбежал во двор,

Она на столбик налетела

И сгинула. Такое дело! (I, 120)

Такой образ души складывался из мифологического представления в той

же мере, как и из непосредственного чувственного опыта. Взамен Солдат

предлагает научное объяснение:

Теперь же я скажу иначе,

Предмета нашего касаясь:

Частицы фосфора маячат,

Из могилы испаряясь.

Влекомый воздуха теченьем,

Столбик фосфора несется

Повсюду, но за исключеньем

Того случая, когда о твердое разобьется.

Видите, как все это просто! (I, 121)

Для архаического сознания ночь также предстает в виде мифологического

существа: «Ночь! – кричал. −Иди ты к шуту,

Отвяжись ты, Вельзевулша!» (I, 127)

Ночную бурю Солдат склонен объяснять также внемифологически:

Слышу бури страшный шум,

Слышу ветра дикий вой,

Но привычный знает ум:

Тут не черт, не домовой,

Тут не демон, не русалка,

Не бирюк, не лешачиха,

Но простых деревьев свалка.

После бури будет тихо. (I, 127)

Солдат – обладатель научного знания – опровергает «старую»

мифологию, порожденную архаическим сознанием Крестьян. Сначала на

словах – в беседе о душе; затем в деле уничтожения Сохи. Главное

орудие крестьянина, соха – «царица жита», тоже оказывается втянутым в

мифологизированные представления о мире. Недаром ее образ связан с

эпическими представлениями о Добрыне и Святогоре, о чем в поэме

напоминает Тракторист:

О богиня!

Ты погибла с давних пор!

За тобою шли Добрыня

Или даже Святогор. (I, 135)

Однако Солдат вместо «старого» мифа о домовых и ведьмах предлагает

опять-таки миф. Но его мифология – это не столько фантастические

представления, сколько научная гипотеза, долженствующая стать

реализованной в жизни. Миф, наделенный подобной «проективностью»,

превращается в утопию, развернутое описание которой представляет

глава «Начало науки»:

Здесь учат бабочек труду,

Ужу дают урок науки−

Как делать пряжу и слюду,

Как шить перчатки или брюки.

Здесь волк с железным микроскопом

Звезду вечернюю поет,

Здесь конь с редиской и укропом

Беседы длинные ведет.

И хоры стройные людей,

Покинув пастбища эфира,

Спускаются на стогны мира

Отведать пищи лебедей. (I, 131-133)

Таким представляется Солдату мир, достигший своего совершенства и

идеала. Это мир, в котором вот-вот остановится время, потому что

оказывается исчерпанной идея развития и потому, что в этом мире вот-

вот будет преодолена смерть.

«Торжество земледелия» - идейный итог ранней натурфилософской лирики Заболоцкого. «Человек бесклассового общества, который хищническую эксплуатацию заменил всеобщим творческим трудом и плановостью, не может в будущем не распространить этого принципа на свои отношения с порабощенной природой. Настанет время, когда человек - эксплуататор природы превратится в человека - организатора природы», - так пытался поэт объяснить замысел своего произведения в ответ на уничтожающую критику его поэмы. В поэме "Торжество земледелия" утверждается, что миссия разума начинается с социального совершенствования человеческого общества и затем социальная справедливость распространяется на отношения человека к животным и всей природе.

Время действия поэмы - коллективизация. Социальное переустройство рассматривалось Заболоцким как начало радикального преображения мира. «Пролог» к поэме открывается зрелищем расхристанной, беспризорной природы («Тут природа вся валялась В страшно - диком беспорядке»). Такой облик мира, конечно, не реалистическое его отражение, а тот идейный образ, который соответствует представлению о глубинном законе энтропии и смерти, царящем в нем. Так явленная наличная, природная данность - своеобразный философский аргумент поэта, приводящий к дальнейшим выводам о необходимости нового в ней порядка. Природа как будто сама стремится к нему, а человек, ее разум, авангард эволюции, выражает это стремление и осуществляет его.

В «Торжестве земледелия» мир не просто перестраивается, а радикально преображается, начинается настоящая онтологическая революция, призванная установить «новое небо» и «новую землю».

Мы же новый мир устроим

С новым солнцем и травой.

Природа, явленная в восходящих формах жизни вплоть до ее вершины - человеческого сознания, - основной предмет, занимающий ум и воображение Заболоцкого. Это природное восхождение выстраивалось для него в иерархию возрастающей ценности. 

Разумеется, идею развития разума у животных, развиваемую Н.А.Заболоцким, мы не можем принять всерьез. Но за его утопическими мечтаниями скрыта простая мысль о гуманном отношении к живой природе. Он одухотворяет ее неслучайно, а для того, чтобы сделать страдания братьев наших по эволюции не столь мучительными.

у Н.А.Заболоцкого наделены человеческим разумом продукты культуры. Соха, например, в «Торжестве земледелия» сообщает о себе:

Я, соха, царица жита…

У Н.А.Заболоцкого одухотворяется весь мир. Вот почему нет ничего удивительного в том, что он так обращается к деревьям:

Одухотворение предметов дает возможность Н.А.Заболоцкому создать иллюзию его полного единства с миром, с природой. Вот почему он свободно обращается в своих стихах к дроздам, кузнечикам, березам, рябинам и т.п. неговорящим в реальности предметам.




1. ВИХОВНОМУ ПРОЦЕСІШКОЛИ ТА СІМ~Ї
2. ЮНЫЙ ПОЖАРНЫЙ Сентябрь 1
3. реферату- Дзвінниці ЗакарпаттяРозділ- Архітектура Дзвінниці Закарпаття ПЛАН Розділ І
4. Дата заболевания- 15
5. Журналист года Фамилия имя отчество кандидата полностью Гадельши
6. это приём с помощью которого самбист выводит соперника из равновесия и бросает на ковёр на какуюлибо часть
7.  Sigmund Freud in Historicl Context Professor Pul Bloom- Oky
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата філософських наук
9. монос один в основе всей действительности ищет и усматривает одно начало
10. низма позволяющего контролировать потери связанные с денежными потоками
11. Тема 1 Финансы как стоимостная категория Понятие сущность и предпосылки возникновение финансов
12. тематический анализ Вариант 1 Тема 1
13. Водовзводная (Свиблова) башня Московского Кремля
14. Об акционерных обществах
15. Сибирский государственный университет физической культуры и спорта Факультет Туризма рекреации и реа
16. растение трава- ботанэ БИОС дендро логос А4 Не является органом цветкового р
17. Тема страшного мира в лирике Блока Фабрика Сытые
18. Техногенное развитие и техносферизация планеты
19. Оплата труда и материальное стимулирование при переходе к рынку
20. Автоматизированный учет товарного оборота дистрибьюторов