Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема воспитания и обучения каноны в Древнем Египте Исторические документы свидетельствуют что в Древнем Ег

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

18.Выкладанне выяуленчага мастацтва у старажытным Египте.

Система воспитания и обучения, каноны в Древнем Египте Исторические документы свидетельствуют, что в Древнем Египте рисованию учили в школах наряду с черчением. Окончив школу, юноша должен был уметь измерить и начертить площадь поля, зарисовать план помещения, нарисовать и вычертить схему канала. Таким образом, с рисованием как общеобразовательным предметом впервые мы встречаемся у древних египтян. При обучении детей грамоте рисованию уделялось основное внимание, так как сам характер иероглифического письма требовал изображения всевозможных предметов. Система воспитания и обучения была предельно строгой и даже жестокой: за малейшее отступление от предписанных правил, за неточное выполнение канона ученика наказывали, вплоть до избиения палками. В одном из папирусов рассказывается даже, «Будь прилежен в ежедневной работе, будь деятелен. Не ленись ни одного дня, или ты будешь бит». В Древнем Египте впервые рисование становится предметом школьного обучения, которое проходило уже не от случая к случаю, а систематически. Метод и система преподавания у всех художников-педагогов были едиными, ибо утвержденные каноны и правила предписывали строжайшее соблюдение всех установленных норм. Необходимо также отметить, что египтяне положили начало теоретическому обоснованию практики рисования. Они первыми стали устанавливать законы изображения и обучали им нового поколения. Обучение рисованию в Древнем Египте строилось не на основе познания окружающего мира, а на заучивании схем и канонов, на копировании образцов.

19. .Выкладанне выяуленчага мастацтва у старажытнай Грэцыи.Обучение и воспитание в Древней Греции Древнегреческие художники по-новому подошли к проблеме обучения и воспитания и значительно обогатили методы преподавания. Они призывали молодых художников внимательно изучать реальную действительность, находить в ней гармонию и утверждали, что самым прекрасным в жизни является человек. В своих теоретических трудах греческие художники указывали, что в мире царит строгая закономерность и сущность прекрасного заключается в стройном порядке, в симметрии, в гармонии частей и целого, в правильных математических соотношениях. Так, в 432 году до н. э. в Сикионе скульптор Поликлет из Аргоса написал сочинение «Канон» об идеальном пропорциональном соотношении между частями человеческого тела. Для иллюстрации своих теоретических положений он создал статую «Дорифор», или «Копьеносец», которая стала использоваться как учебное, наглядное пособие. С этой скульптуры делали рисунки не только юноши, обучающиеся изобразительному искусству, но и учащиеся общеобразовательных школ.Греческие художники-педагоги впервые установили метод обучения рисунку, в основе которого лежало рисование с натуры. В Древней Греции рисование стало рассматриваться как общеоб-разовательный предмет. 1.4 Эпоха Древнего Рима Римляне с уважением относились к выдающимся произведениям искусства. Особенно высоко они ценили произведения греческих художников. Богатые люди собирали коллекции картин, а императоры строили общественные пинакотеки (музеи). Однако на деле римляне не внесли ничего нового в методику и систему преподавания. Они лишь пользовались достижениями греческих художников; более того, много ценных положений методики преподавания рисунка они не сумели сохранить.

20.Возрождение открывает новую эру и в истории развития изобразительного искусства, и в области методов обучения рисованию. Хотя рисование как учебный предмет не было включено в школьный курс, все же эпоха Возрождения внесла большой вклад в теорию методики преподавания рисования и для профессионального обучения, и для общеобразовательного. Художники этого времени заново разрабатывают теорию изобразительных искусств, а вместе с тем и методы обучения рисунку. Давая научное обоснование методу обучения, Альберти тем самым рассматривает рисование не как механическое упражнение, а как упражнение ума. Эта мудрая установка дала позже Микеланджело возможность сказать: «Рисуют головой, а не руками». Весь процесс обучения Альберти предлагает строить на рисовании с натуры: «А так как природа дала нам такое средство, как измерения, познание которых доставляет немалую пользу, так пусть же прилежные живописцы в своей работе заимствуют их у природы и, приложив все свои умения и старания к познанию их, пусть они держат в памяти то, что они у нее заимствовали». Обратим внимание на методическую последовательность изложения учебного материала в труде Альберта. В первой книге он излагает строгую систему обучения. Знакомство начинается с точки и прямых линий, затем идет ознакомление с различными углами, потом с плоскостями и, наконец, с объемными телами. Рассматривая этот труд как своеобразный учебник, мы должны констатировать здесь наличие основных дидактических положений.

21.Следующей работой, оказавшей большое влияние на развитие методики обучения рисованию, является «Книга о живописи» Леонардо да Винчи.В  этой книге затрагиваются вопросы рисунка, и, что особенно важно, Леонардо смотрит на рисунок как на серьезную научную дисциплину. Он занимался анатомическими исследованиями, установлением законов пропорциональности человеческого тела, много времени уделял научным обоснованиям теории рисунка.

24. Овладеть рисунком без серьезных научных знаний нельзя. Занимаясь рисунком, ученик одновременно познает мир. Отсюда вывод: занятия рисованием полезны для всех. Эта мысль начинает занимать умы не только людей искусства, но и деятелей народного просвещения (Я А. Коменский, Джон Локк, Жак-Жан Руссо, Иоганн Вольфганг Гѐте, Иоганн Генрих Песталоцци, Иосиф Шмидт). К концу XIX века специалисты школьного преподавания рисования разделились на два лагеря: в одну группу объединились сторонники геометрального метода, в другую — натурального. При геометралъном методе обучение рисунку основывалось на геометрии. Согласно этому методу, все предметы окружающей действительности рассматриваются с геометрической точки зрения: в основе формы каждого предмета обнаруживается геометрическая фигура или тело. Например, рисуя яблоко, ученик вначале намечает форму шара, а затем уточняет ее по натуре; рисуя ведро, ученик вначале изображает усеченный конус, а затем уточняет форму по натуре. С 1888 года геометральный метод был введен во всех общеобразовательных школах. Натуральный метод обучения заключался в том, что ученик должен был рисовать предметы сразу так, как он их видит, без каких-либо упрощений формы. Приверженцы этого метода доказывали, что, в отличие от геометрального, он приближает ученика к жизни, к природе. Роль изобразительного искусства в эстетическом воспитании огромна, однако отечественная педагогическая наука рассматриваем проблему эстетического воспитания шире, не сводит ее только к воспитанию искусством. Средствами эстетического воспитания являются и окружающая нас действительность, и научное познание мира, раскрывающие красоту объективных законов природы; и труд, и общественные отношения людей, и быт, и многое другое.

22. Немецкий художник Дюрер считал необходимым подробнее остановиться на вопросах воспитания и условиях, которые необходимы художнику для успешной и плодотворной творческой работы. Воспитывая художника, педагог должен следить, «чтобы он соблюдал меру в еде и питье, а также во сне», «чтобы он жил в хорошем доме и чтобы ничто ему не мешало». Особенно внимательно надо следить, говорит Дюрер, чтобы в период воспитания ничто не ослабляло ум молодого художника, чтобы он не видел ничего плохого, а только хорошее. Эта мысль получит в дальнейшем свое развитие в академиях художеств. Особое значение Дюрер придавал личному показу при обучении рисованию. Подводя итоги деятельности художников эпохи Возрождения, в первую очередь, отметим ту колоссальную работу, которую они проделали в области научно-теоретического обоснования правил рисования. Их труды по вопросам перспективы помогли художникам справиться с труднейшей проблемой построения изображения трехмерной формы предметов на плоскости. Многие художники эпохи Возрождения, увлекаясь перспективой, целиком посвящали свое время этому делу. Даже теперь их произведения поражают глубоким знанием анатомии, перспективы, законов светотени. С помощью науки искусство Возрождения поднялось на небывалую высоту. Оно представляет для нас колоссальную художественную ценность и помогает развивать методику обучения рисованию. Мастера Возрождения сумели создать высокие образцы, как для художников-практиков, так и для педагогов. Они не только теоретически обосновали наиболее актуальные проблемы искусства, но и практически доказали их необходимость. Художественная культура Возрождения дорога миру за созданный ею кодекс правил и законов изобразительного искусства. Все, кто любит и знает изобразительное искусство Возрождения, обращаются к нему как к источнику мудрости, знания и высокого мастерства.

25. Лосенко C 1769 года в академии начинает преподавать прекрасный рисовальщик и замечательный педагог А. П. Лосенко, уделявший много внимания не только практике, но и теории рисунка. Его яркая педагогическая деятельность очень. скоро завоевала всеобщее признание. Начиная с Лосенко, русская академическая школа рисунка получила свое особое направление. Лосенко поставил своей задачей дать научно-теоретическое обоснование каждому положению академического рисунка и прежде всего при рисовании фигуры человека. Для этой цели он начал основательно изучать пластическую анатомию, искать правила и законы пропорционального членения фигуры на части. С этого времени метод преподавания рисунка стал основываться на серьезном изучении анатомии, пропорций человеческой фигуры, перспективы. Все эти научные знания, необходимые художнику, Лосенко с большой убедительностью и ярким педагогическим талантом умел передавать своим ученикам.

Заслуга Лосенко состоит не только в том, что он хорошо поставил дело преподавания рисования в Академии художеств, но и в том, что он позаботился о дальнейшем его развитии. В этом свою роль должны были сыграть его теоретические труды и учебные пособия. Пособие Лосенко помогало решать важную задачу — вооружать молодых художников объективными знаниями о закономерностях строения человеческого тела, учить их правильно измерять и улавливать разницу в размерах частей фигуры.

Не математическими расчетами должен заниматься художник, не с помощью линейки и циркуля он должен измерять натуру, а на глаз— «циркуль должен быть в глазу». И в этом плане пособие Лосенко служило совершенствованию художественного образования. Серьезное внимание в этот период стали обращать и на методику преподавания рисования, на правильную организацию учебного процесса. Художники-педагоги стали понимать: для того чтобы хорошо преподавать, одного умения рисовать недостаточно..

Недостаточное внимание к вопросам методики преподавания, неумение сочетать теорию с практикой часто приводят к тому, что ученики медленно достигают успехов. Но Лосенко сочетал теорию с практикой удачно. Анализируя академическую систему методов преподавания рисования этого периода с позиции современной педагогической современной науки, мы видим, что она строилась на четких дидактических принципах. Здесь придерживалась принципа научности, которой предъявлял строгие требования как к учащимся так и к преподавателям, принципы воспитывающего обучения и принципы систематичности и последовательности в изучении материала Много нового и оригинального внес в методику работы с учениками замечательный художник-педагог Лосенко.

27. Продолжая традиции высокого искусства, Брюллов был противником ложной идеализации, он выступал за реализм и непосредственность жизненных наблюдений, за глубокое и разумное познание природы. От учеников Брюллов постоянно требовал, чтобы они в свое свободное время постоянно рисовали с натуры, наблюдали жизнь. Положив в основу обучения искусству рисование с натуры, Брюллов считал, что ученик не только внимательно изучает ее, но и находит в ней много нового и интересного, а следовательно, обогащает себя и как художника. Как педагог и учитель он не ограничивал только замечаниями и объяснениями, но и показывал наглядно ученику, как следует вести рисунок. Это очень ценный и важный момент в методике работы художника-педагога с учениками. Когда педагог демонстрирует перед учениками процесс работы над рисунком, то усваивается не только учебный материал, но и возможности техники исполнения. Показывая тот или иной способ нанесения штриховки, метод выражения формы средствами рисунка, педагог добивается особенно большого эффекта, если он наглядно проделывает все это своей рукой перед глазами ученика. Брюллов же не только объяснял, как надо использовать знания и навыки в практике рисования, но и затрагивал эстетическую сторону дела, воспитывал художника, показывал, как можно достигнуть наибольшей выразительности: в рисунке.Как мы уже говорили, большое значение в обучении рисунку Брюллов придавал личному показу. Только наглядность поможет ученику понять и усвоить сказанное, вовлечет его в активный творческий процесс. Брюллов внес много нового в академическую традицию обучения рисунку. Прежде всего это метод индивидуального подхода к каждому ученику. Все ученики Брюллова отмечали эту особенность его метода преподавания. Своеобразие методики обучения состояло также и в том, что он подходил к своим воспитанникам не как к ученикам, а как к младшим собратьям по искусству. Брюллов считал недостатком академической системы того времени подавление личности ученика.Особенность методики преподавания Брюллова заключалась так же в том, что он приучал ученика самостоятельно находить ошибку. Он не сразу выправлял ошибку в рисунке, а вначале давал возможность ученику самому разобраться в ней. В то же время Брюллов был очень требователен и не давал особой вольности своим ученикам, а в иных случаях бывал даже строг. Все это повышало его авторитет среди учеников и вселяло в них любовь и уважение к своему учителю.

1.Основные дидактические принципы методики обучения изобразительному искусству .

Принцип воспитывающего обучения изобразительному искусству.

Принципы научности, системности и последовательности в обучении изобразительному искусству (законы композиции, теория перспективы, теория цветоведения на уроках изобразительного искусства).

Принципы активности и сознательности в обучении изобразительному искусству (роль логических и эмоциональных факторов в творческом процессе детей).

Принципы доступности и прочности в обучении изобразительному искусству.

Принцип наглядности в обучении изобразительному искусству.

Принцип индивидуального подхода

Важную роль в развитии худ. Творчества у детей  является сам педагог.

28. Педагогическая система Чистякова П.П. (1832-1919) Академия художеств погрязла в рутине, Чистяков создал новые методы и формы обучения и воспитания в соответствии с требованиями жизни. Система Чистякова противостояла не академической школе, а устаревшим методам преподавания. 20-ти летие деятельности Чистякова было основным и плодотворнейшим периодом (1890-1912) Чистяков был заведующим кафедрой мозаики. Труды Чистякова были признаны уже после его смерти, в советское время. Чистяков основывался на научных данных. Особенно большое значение он придавал перспективе. Главную роль в системе обучения играла картинная плоскость, которая являлась посредником между натурой и рисунком. Его система заключалась в следующем: в перспективе плоскостей головы, встречаясь на черепе, их границы образуют сеть по всей голове, что составляет основу рисунка головы. Чистяков рассматривал рисование как серьезный учебный предмет и считал, что методика для его преподавания должна строится на законах науки и искусства. Педагог не имеет право вводить ученика в заблуждение. Чистяков считал, что художник, решивший обучать, должен кроме мастерства иметь специальную подготовку. Большую ценность представляют идеи Чистякова, касающиеся взаимоотношениям педагога и учащихся. Учитель должен навести ученика на путь истины, но ни в коем случае не делать уступки ученику, иначе учитель вскоре потеряет свой авторитет. Обучая учеников надо стремиться активизировать их познавательную деятельность. В учебном рисунке вопросы наблюдения и познания натуры играют первостепенную роль. Чистякова интересовало не только профессиональное обучение, но и школьное. С 1871 года Чистяков был членом комиссии, присуждающей премии за лучшие работы учащихся средних заведений. Во время просмотра обсуждались методы преподавания. Чистяков выступал за рисовании с натуры, копирование считал вредным. О последовательности в обучении Чистяков говорил: «С начала изображение проволочных линий углов геометрических фигур и тела, затем геометрические фигуры, сделанные из картона; гипсовые орнаменты, маска головы, затем целая голова с анатомией, пейзаж и перспектива.». Вклад Чистякова представляет большую ценность, однако не все его ценные идеи были притворены в жизнь. Ученики: Кардовский, Платунов.

5.Схема анализа

- подготовка к уроку, где дети находятся во время перемены, как учитель готовится к уроку, были ли подготовлены наглядные пособия.

- организационная часть(2-3 мин.), была ли затянута или была недостаточна, как вел себя учитель, как вели себя ученики, как происходила проверка домашнего задания.

- объяснение(10 мин): как учитель объяснял новый материал, какие использовал методы, наглядные пособия, смог ли учитель заинтересовать учеников новой темой, сколько затрачено времени.

- самостоятельно-практическая работа учащихся(30 мин), как приступили к работе, было ли интересно ученикам, как вел себя учитель.

-завершение урока(2-3 мин): было ли подведение итогов, анализ работ.

- общие выводы: полный анализ работ урока, выполнения плана урока.

Основные требования к уроку ИЗО

- Использование последовательных научных знаний, педагогической практики, построение урока на основе закономерностей

- реализация всех дидактических принципов

- обеспечение надлежащих условий для творческой деятельности

- связь с ранее полученными знаниями и умениями

- логичность и эмоциональность всех этапов учебно-воспитательной деятельности

- тщательное прогнозирование, проектирование и планирование каждого этапа урока

- постановка целей и задач урока

ИЗО в школе, как и любой предмет, имеет свои особенности, цели и задачи, систематизированный курс обучения. Без педагога невозможна правильная учебная и воспитательная работа в школе. Основной формой организации учебного процесса является урок

10.Организация и методика проведения уроков декоративного рисования. Народное искусство на уроках декоративного рисования.

Особенно эффективно развиваются творческие способности учащихся на уроках декоративного рисования. В программу входят задания по составлению узоров, оформление альбомов, по декоративному оформлению помещений. Служит для пробуждения творческих сил и самостоятельности учащихся.

Декоративное рисование ставит своей задачей ознакомление учащихся с основными принципами декоративно-прикладного искусства. Декоративное оформление объекта совершается на основании определенных правил и законов: соблюдение ритма, симметрии, гармонического сочетания цветов. На уроках декоративного рисования учащиеся учатся составлять узоры, познают законы композиции, овладевают навыками работы с акварелью, гуашью, тушью. Орнаментальное творчество – знакомит с основами художественного конструирования, декоративное рисование должно быть тесно связано с рисованием с натуры. При составлении узоров надо показать ученику как можно использовать формы природы: листья, цветы, птицы, и как перерабатывать эти формы в своих композициях. Большое воспитательное значение имеет показ образцов народного орнамента. В начальных классах занятие по декоративному рисованию в основном ограничивается копированием народных узоров. Началом работы является срисовывание с образцов, составление не сложных узоров из прямых и кривых линий. За тем следует комбинирование элементов народного узора по композиционной схеме, данной учителем. Завершают работы по декоративному рисованию заданиями на составление эскизов декоративного оформления, графические работы с введением шрифта. Народное искусство- это особая отрасль ДИ в которой творческий процесс протекает на основе потомственного передавания мастерами из народа целой системы традиций и худ. Принципов, канонов, образцов, сюжетов, орнаментальных мотивов. Народный промысел-это одна из исторически сложившихся форм народного декоративно-прикладного искусства, которое представляет собой товарное производство художественных предметов широкого применения при обязательном использование творческого ручного труда

3.Система методов преподования искусства в начальных и базовой школе

Методы- это приемы и средства, с помощью которых осуществляется развитие творческих способностей.

Методы:

Практичесике (относятся упражнения, которые -делятьсяна:подрожательно испольнительные                                                         - констуктивные

                                                                                          -творчесикие

Словесные (это рассказ, беседа , чтение, перессказ,  диолог)

Наглядные( наблюдение , просмотр рисунков,кортин,прослуш. Музыки)

Игровые (предпологает использование различных компонентов игровой деятельности в сочетание с другими приемами)

Коллективные( вовлечение в одно общее задание всех учащихся, используя их индивидуальные способности и подходы к работе)

4.Структура урока введения нового знания

Мотивирование (самоопределение) к учебной деятельности.

Цель: создание условий для осознанного вхождения учащегося в пространство учебной деятельности на уроке.

Продолжительность: 1-2 минуты.

У учащихся должна возникнуть положительная эмоциональная направленность.

Приёмы работы:

• учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; предлагает пожелать друг другу удачи (хлопки в ладони друг друга с соседом по парте);

• учитель предлагает детям подумать, что пригодится для успешной работы на уроке; дети высказываются;

• девиз, эпиграф

• самопроверка домашнего задания по образцу.

      Актуализация и пробное учебное действие.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.(4-5 минут)

Выявление места и причины затруднения.

На данном этапе организуется выход учащегося в рефлексию пробного действия, выявление места и причины затруднения. С этой целью:

1)        выполняется реконструкция выполненных операций и фиксация в языке (вербально и знаково) шага,

операции, где возникло затруднение;

2)        учащиеся соотносят свои действия с используемым способом действий (алгоритмом, понятием и т.д.), (4-5 минут.)

Целеполагание и построение проекта выхода из затруднения (цель и тема, способ, план, средство).

На данном этапе учащиеся в коммуникативной форме обдумывают проект будущих учебных действий: ставят цель (целью всегда является устранение возникшего затруднения), согласовывают тему урока, выбирают способ, строят план достижения цели и определяют средства, алгоритмы, модели и т.д. (7-8 минут.)

Реализация построенного проекта.

На данном этапе осуществляется реализация построенного проекта: обсуждаются различные варианты, предложенные учащимися, и выбирается оптимальный вариант, который фиксируется в языке вербально и знаково. (4-5 минут.)

Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи.

На данном этапе учащиеся в форме коммуникации (фронтально, в группах, в парах,) решают типовые задания на новый способ действий с проговариванием алгоритма решения вслух.4-5 минут.        _

Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

При проведении данного этапа используется индивидуальная форма работы: учащиеся самостоятельно выполняют задания нового типа и осуществляют их самопроверку, пошагово сравнивая с эталоном. В завершение организуется исполнительская рефлексия хода реализации построенного проекта учебных действий и контрольных процедур..(: 4-5 минут.)

 Включение в систему знаний и повторение.

На данном этапе выявляются границы применимости нового знания и выполняются задания, в которых новый способ действий предусматривается как промежуточный шаг.

(7-8 минут. )

 Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог).

На данном этапе фиксируется новое содержание, изученное на уроке, и организуется рефлексия и самооценка учениками собственной учебной деятельности. В завершение соотносятся ее цель и результаты, фиксируется степень их соответствия, и намечаются дальнейшие цели деятельности.(2-3 минуты.)

14. Особенности работы педагога-художника с одаренными детьми.

Раннее выявление, обучение и воспитание одаренных и талантливых детей составляет одну из главных задач совершенствования системы образования. Однако недостаточный психологический уровень подготовки педагогов для работы с детьми, проявляющими нестандартность в поведении и мышлении, приводит к неадекватной оценке их личностных качеств и всей их деятельности. Нередко творческое мышление одаренного ребенка рассматривается как отклонение от нормы или негативизм

Бытует мнение, что одаренные дети не нуждаются в помощи взрослых, в особом внимании и руководстве. Однако в силу личностных особенностей такие дети наиболее чувствительны к оценке их деятельности, поведения и мышления, они более восприимчивы к сенсорным стимулам и лучше понимают отношения и связи. Одаренный ребенок склонен к критическому отношению не только к себе, но и к окружающему. Поэтому педагоги, работающие с одаренными детьми, должны быть достаточно терпимы к критике вообще и себя в частности. Талантливые дети часто воспринимают невербальные сигналы как проявление неприятия себя окружающими. В результате такой ребенок может производить впечатление отвлекающегося, непоседливого, постоянно на всё реагирующего. Для них не существует стандартных требований (всё как у всех), им сложно быть конформистами, особенно если существующие нормы и правила идут вразрез с их интересами и кажутся бессмысленными. Для одаренного ребенка утверждение, что так принято, не является аргументом. Ему важно знать и понимать, кем это правило принято, когда и зачем.

Одаренные дети достаточно требовательны к себе, часто ставят перед собой не осуществимые в данный момент цели, что приводит к эмоциональному расстройству и дестабилизации поведения. Такие дети нередко с недостаточной терпимостью относятся к детям, стоящим ниже их в плане развития способностей. Эти и другие особенности таких ребят влияют на их социальный статус, когда они оказываются в положении «неодобряемых». В этой связи необходимо добиваться изменения такой позиции, и прежде всего это связано с подготовкой самих педагогов для работы с одаренными детьми.

Взаимодействие педагога и ребенка зачастую строится на основе лишь нормативно-ролевых предписаний (субъектно-объектные отношения): «Ребёнок пришёл ко мне заниматься, я как педагог с ним работаю». Для одарённых детей такой стиль не приемлем. «Мы – две личности, два неповторимых человека на Земле (субъектно-субъектные отношения) вместе открываем, исследуем этот мир». А для этого педагог должен реально осознать себя субъектом.

Педагог, направленный на развитие творческого потенциала детей, отличается ярко выраженным стремлением к саморазвитию и самоактивизации, верой в собственные силы, самоуважением. Он смел и энергичен, склонен к экспериментированию, у него творческий стиль деятельности. Педагоги, работающие с одаренными детьми, имеют внутреннюю мотивацию к труду. Они эффективны в общении с детьми и влияние осуществляется не через поучение (делай так и не делай этого), а через трансляцию своих целей на жизненные цели и ценности своих маленьких коллег по творчеству.

16. Методика организации школьных выставок, конкурсов, фестивалей

Воспитательное мероприятие —это относительно завершенная совместная деятельность детей в определенный фиксированный промежуток времени, организованная педагогом с воспитательной целью. Любое воспитательное мероприятие имеет форму и содержание. И, конечно же, любое воспитательное мероприятие имеет название. Нет необходимости владеть методикой организации сотен мероприятий, все мероприятия одной формы организуются по одной технологии, по одному алгоритму.Владение двумя десятками организационных алгоритмов и технологией «придумывания» — это все, что требуется от педагога для проведения воспитательных мероприятий.

Из триединой составляющей всякого мероприятия (форма — содержание — название) форма является наиболее устойчиво-консервативной частью. Одна из наиболее популярных форм организации детского развивающего досуга — конкурсные программы. В основе любой конкурсной программы лежит принцип соревновательности, состязательности. Поскольку цель такого соревнования — сравнение уровней мастерства участников, постольку конкурсные программы являются мощным стимулом к развитию человека, к совершенствованию его навыков. В этом и заключается главный педагогический смысл конкурсных программ:

развиваться можно, только сравнивая себя с окружающими, а конкурс — это и есть момент сравнения. Организация конкурсных программ — процесс многоэтапный, предусматривающий учет многочисленных деталей, проблем, вопросов. Если попытаться в максимально компактной форме перечислить те вопросы и проблемы, которые неизбежно встанут перед организатором любой конкурсной программы, то можно составить перечень из десяти слов:

1. Участники.2. Задания.3. Критерии.4. Жюри.5. Призы.6. Ведущий.7. Реквизит.8. Техника.9. Помещение. 10. Зрители.

В любом случае организация конкурсной программы должна начаться с принятия решения о проведении конкурса. А прежде чем принять такое решение, нужно определить, есть ли вообще потребность и необходимость в этом конкурсе.

После того как решение принято, и до того, как о нем узнают будущие участники, организатор должен:

1) придумать конкурсу яркое название;2) сформулировать конкурсные задания;3) разработать условия и критерии конкурса.

В зависимости от содержания конкурсных программ в условия могут входить (или не входить) такие пункты:

время на подготовку конкурсного задания;

срок предварительной демонстрации подготовленного результата;

место предварительной демонстрации подготовленного результата;

размеры конечного продукта (в сантиметрах, в минутах, в страницах и т.д.);

возможность получения помощи со стороны взрослых или сверстников;

возможность использования заготовок, трафаретов, чужих идей и др.;

перечень разрешенных и неразрешенных материалов, приспособлений, инструментов и т.д.

Также должны быть оговорены условия, связанные с техникой безопасности, и особые условия, отражающие особенности жанра или технологии.

Итогом всей предварительной работы должно стать «Положение о конкурсе», в котором указывается название конкурса, цели его проведения, возраст участников, четко формулируются конкурсные задания, разъясняются условия и, возможно, объявляется о награде победителю.

2чебный предмет «Изобразительное искусство» изучается в IV классах учреждений общего среднего образования.

Типовыми учебными планами учреждений общего среднего образования, утвержденными постановлением Министерства образования от 26.08.2011 № 241, на изучение учебного предмета «Изобразительное искусство» установлено следующее количество учебных часов в неделю по класс

Класс

I

II

III

IV

V

Количество учебных часов в неделю по классам

2

1

1

1

1

В своей деятельности учителя изобразительного искусства  руководствуются:  учебной программой для учреждений общего среднего образования с белорусским (русским) языком обучения: Изобразительное искусство. I–V классы. Учебная программа для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения.

Учебная программа – это нормативный документ, раскрывающий содержание знаний, умений и навыков по учебной дисциплине. Она представляет собой логическую структуру изучения материала с указанием последовательности изучаемых тем и вопросов. Критерий успешности и эффективности процесса обучения – усвоение знаний, предусмотренных программой учебной дисциплины. СТРУКТУРА РАБОЧЕЙ ПРОГРАММЫ ПЕДАГОГА.Рабочая программа – индивидуальный инструмент педагога, в котором он определяет наиболее оптимальные и эффективные для определенного класса содержание, формы, методы и приемы организации образовательного процесса с целью получения результата, соответствующего требованиям стандарта. При составлении рабочей программы учитываются такие факторы как:

 целевые ориентиры и ценностные основания деятельности образовательного учреждения;

 состояние здоровья учащихся;

 уровень их способностей;

 характер учебной мотивации;

 качество учебных достижений;

 образовательные потребности;

 возможности педагога;

 состояние учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного учреждения.

Разработка рабочей программы, представляющая собой достаточно сложный учебный и нормативный документ, требует от автора-составителя высокого уровня квалификации. Недостаточная готовность автора к разработке новых или модернизации существующих программ является причиной серьезных недочетов в них.

Требования к оформлению рабочих программ педагога

Текст рабочей программы педагога включает 8 основных структурных элементов:

1.  Титульный лист (название программы).

2.  Пояснительная записка.

3.  Учебно-тематический план.

4.  Содержание тем учебного курса.

5.  Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе.

6.  Перечень учебно-методического обеспечения.

7.  Список литературы (основной и дополнительной).

8.  Приложения к программе.

Все структурные элементы рабочей программы педагога должны быть четко выделены и соответствовать определенным требованиям к ним

Элементы рабочей программы

Содержание элементов рабочей программы

Титульный лист

-  полное наименование образовательного учреждения,

-  гриф утверждения программы (педагогическим советом или методическим объединением школы и директором школы с указанием даты);

-  название учебного курса, для изучения которого написана программа;

-  указание параллели, на которой изучается программа;

-  фамилию, имя и отчество разработчика программы (одного или нескольких);

-  название города, населенного пункта;

-  год разработки программы.

Пояснительная записка

-  кому адресована программа: тип (общеобразовательное, специальное и др.), вид (гимназия, лицей, др.) учебного учреждения и определение класса обучающихся;

-  концепция (основная идея) программы;

-  обоснованность (актуальность, новизна, значимосгь);

-  указывается, в какую образовательную область входит данный учебный предмет;

-  кратко формулируются цели учебного предмета для каждой ступени обучения;

-  указание на место и роль курса в обучении;

-  цели,задачи;

-  сроки реализации программы;

-  основные принципы отбора материала и краткое пояснение логики структуры программы, включая раскрытие связей основного и дополнительного образования по данному предмету (при наличии таковых);

- общая характеристика учебного процесса: методы, формы обучения и режим занятий;

-  логические связи данного предмета с остальными предметами (разделами) учебного (образовательного) плана;

-  предполагаемые результаты;

-  система оценки достижений учащихся;

-  инструментарий для оценивания результатов;

-  приводится используемая в тексте программы система условных обозначений.

Учебно-тематический план

-  перечень разделов, тем последовательность их изучения;

-  количество часов на изучение каждого раздела и каждой темы;

-  вид занятий (теоретические или практические, количество часов);

-  деление на виды деятельности и формы,

-  формы и методы контроля;

- др.

Содержание тем учебного курса

-  перечень и название раздела и тем курса;

-  необходимое количество часов для изучения раздела, темы;

-  содержание учебной темы:

• основные изучаемые вопросы;

• практические и лабораторные работы, творческие и практические задания, экскурсии и другие формы занятий, используемые при обучении;

• требования к знаниям и умениям обучающихся;

• формы и вопросы контроля;

• возможные виды самостоятельной работы учащихся.

Требования к уровню подготовки учащихся, обучающихся по данной программе

В данном разделе прописываются требования к:

- знаниям;

- умениям;

- компетенциям.

Конкретизируются формы контроля знаний обучающихся

Перечень учебно-методического обеспечения

-  методические и учебные пособия;

-  оборудование и приборы;

-  дидактический материал;

- др.

Список литературы (основной и дополнительной)

-  литература, использованная при подготовке программы;

-  литература, рекомендованная для учащихся;

-  образовательные диски.

Приложения к программе

- основные понятия курса;

- списки тем рефератов;

- темы проектов:

- темы курсовых и творческих работ;

- примеры работ и т.п.;

- методические рекомендации.

9.Формы внеклассной работы по изобразительному искусству

Кружок - наиболее распространенный вид внеклассной работы. Кружковые занятия имеют свои особенности. Во-первых, это занятия для тех, кто серьезно интересуется изобразительным искусством и эти занятия являются для них в какой-то степени эстетической потребностью. Во-вторых, структура деятельности кружка отличается от классных уроков. На уроках учитель обязан изучать со школьниками определенные вопросы, предусмотренные школьной программой. Организация же работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонностей и интересов учащихся разного возраста. Конечно, это не означает, что педагог должен давать детям лишь то, что они хотели бы получить. Здесь берутся во внимание и подготовленность по искусству каждого учащегося, и возможности кружка (обеспечение изобразительными материалами, наглядными пособиями и пр). и характер деятельности.

Формы и методы работы в изокружках должны быть несколько иными, чем в классе, более приближенными к художественной школе. Например, если в классе на уроках рисования с натуры дети работали за партами, то в кружке надо познакомить школьников с методикой работы за мольбертом-хлопушкой или, в крайнем случае, на планшете, установленном на стуле. Следовательно, иными должны быть и использование рисовальных материалов, и метод работы.

Интересным и содержательным видом учебно-воспитательной работы являются экскурсии. Они углубляют знания, полученные учащимися в часы классных занятий, расширяют их кругозор и активизируют самостоятельную работу над рисунками .Экскурсии устраиваются с целью полнее раскрыть отдельную тему учебной программы, глубже ознакомить с видами изобразительного искусства, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

При организации экскурсий с учащимися начальных классов учитель рисования четко продумывает цели и задачи посещения выставки, выхода в природу. После экскурсии необходимо провести итоговую беседу, выяснить, как учащиеся восприняли все увиденное и услышанное. Если дети что-то неправильно поняли или не восприняли, следует разъяснить эти вопросы.

Внеклассные беседы проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся, и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу, а также в тех случаях, когда сложная тема не дает возможности в учебные часы полностью изложить интересный материал. Первый вид бесед организуется по инициативе школьников, второй - по инициативе педагога .

Методика проведения бесед по изобразительному искусству строится таким образом, чтобы в них активно участвовали все дети. Надо подумать, какие картины, какие факты из жизни художников привлечь, чтобы беседы были живыми, интересными. Учитель не только объясняет, но и обращается к детям с вопросами. Вопросы должны быть просты, четки, конкретны, чтобы, отвечая на них, ученики прочно закрепляли свои знания.

В средней общеобразовательной школе лекционный метод обычно применяется в старших классах. Но лекция по изобразительному искусству с показом репродукций и диапозитивов может быть использована и в среднем звене (четвертый - шестой классы). В этом случае лекция значительно отличается от обычных лекций высшей школы: она охватывает гораздо меньший круг вопросов, строится с учетом возраста и подготовленности учащихся, материал излагается в простой и занимательной форме и длится не все 45 минут, а с небольшими паузами, которые заполняются собеседованием.

Лекция применяется в том случае, когда надо дать обобщенный материал о целой эпохе, направлении в искусстве, о жанре, о технике и технологии материалов (в живописи, графике, керамике, чеканке по металлу).

Доклады, как правило, делают сами учащиеся . В качестве докладчиков педагог выделяет наиболее способных и развитых учеников. Темы подбираются в соответствии с учебной программой и юбилейными датами, а также с учетом специальных задач кружковой работы.

Доклады можно проводить либо в определенном классе после урока, на котором затрагивалась тема доклада, либо в изокружке, где эта тема была предметом обсуждения.

В настоящее время появилась такая форма организации творческой деятельности детей как артстудия .

Артстудия не лечебный кабинет, как это описывается у других авторов, а студия, в которой могут применяться некоторые из методов арттерапии. Поэтому в педагогическом направлении арттерапии специалист-практик ставит профессиональные задачи и предлагает пути их решения, отличные от классической работы арттерапевта. Артпедагог в большинстве случаев работает с нормальными детьми, не имеющими особых отклонений.

Артстудия - комплексное игровое пространство, включающее в себя этюдкласс, выставочный зал, музыкальную гостиную и изостудию. Эта модель создана исходя из практического опыта и возможности использования помещений. Каждый из кабинетов выполняет определенную функцию и соответствует специфическим требованиям. Попадая на занятия в артстудию, ребенок словно погружается в творческую атмосферу, чувствуя себя свободно и раскрепощенно. Для детей это пространство является не просто игровым - они воспринимают его как отдельный мир.

Медиасредства. В последние годы все шире используются различные виды медиапродукции. Тема фильма по изобразительному искусству должна соответствовать учебной программе. Это может быть фильм, посвященный выдающемуся художнику, искусству целой эпохи или определенному художественному жанру. При выборе фильма учитывается возраст учащихся. Просмотр каждого фильма сопровождается специальной беседой. Эту беседу учитель может провести либо перед просмотром, либо после него. Если он проводит беседу до просмотра фильма, то дает краткие сведения о творчестве художника, об исторической эпохе, в которую жил и творил мастер. Если беседа состоится после просмотра, то надо обобщить новые впечатления школьников и те знания, которые были получены ими ранее в классе.

Фильмы могут быть посвящены также технике изобразительного искусства. Они наглядно раскрывают технику живописи, рисунка, скульптуры, графики. Факультативные занятия в общеобразовательной школе введены для развития индивидуальных способностей учащихся старших классов, проявляющих повышенный интерес к тому или иному учебному предмету, для расширения и углубления знаний и навыков, которые они получили ранее на обязательных занятиях. Факультативные занятия дают возможность проявить самостоятельность как в овладении научно-теоретическим материалом, так и в практической творческой работе .

Подготовка к факультативным занятиям по истории изобразительного искусства должна быть несколько иной, чем к классным занятиям и беседам об искусстве. На этих занятиях учителю следует создавать обстановку, близкую к вузовской: использовать форму лекционного сообщения материала, доклады учащихся с последующим обсуждением, назначение оппонентов и содокладчиков, более глубокое изучение некоторыми школьниками отдельных тем в виде подготовки рефератов и т.д.

Таким образом, существует достаточно большое количество форм организации внеклассной работы по изобразительному искусству. Выбор формы зависит от конкретных задач, решаемых педагогом, и материально-технического оснащения учебного процесса.

Но наиболее распространенной формой организации внеклассной работы является кружковая работа или изостудия.

21Леонардо (Лионардо) да Винчи (1452-1519) - живописец, скульптор, архитектор, инженер, ученый. Родился 15 апреля 1452 г. в городе Винчи, близ Флоренции, незаконный сын местного нотариуса сера Пьера Винчи и молодой крестьянки Катарины.

 В эпоху Возрождения методика обучения рисования была поставлена на новый уровень. Леонардо да Винчи был ярым противником тех старых художественных школ, в которых обучение рисованию строилось по принципу копирования чужих рисунков. Он утверждал, что только натурная живопись способна научить человека правильно рисовать. Он советовал художникам больше наблюдать за движениями людей, их мимикой и жестами, а по приходу домой наиболее точно воспроизводить их по памяти. Сам художник постоянно делал наброски, а приступая к написанию очередной своей картины, использовал эти наброски в качестве своеобразной шпаргалки.

13 Проблема взаимосвязи урочных и внеурочных занятий школьников связана с фундаментальной педагогической проблемой целостности учебно-воспитательного процесса. Концептуальные основы целостности педагогического процесса были заложены А.С.Макаренко, В.А.Сухомлинским, С.Т.Шацким. Как показал практический опыт данных педагогов, именно интеграция школьных и внешкольных занятий способствовала созданию полноценных условий для совместной работы педагогов и воспитанников, обеспечивающих формирование у последних творческого стиля жизнедеятельности, способствовала саморазвитию личности. О художниках можно рассказывать не только на уроках, но  давать дополнительную литературу, водить на выставки в музеи, в мастерские, на мастер классы.

15 Анализ школьных программ, учебников, учебных пособий по ИЗО на современном этапе.

Шпикалова Т.Я. – главная цель программы – способствовать воспитанию высокохудожественно – образованной личности школьника, формированию основ целостной эстетической культуры через развитие исторической памяти, творческих способностей задатков ребенка. Авторский коллектив программы соединяет в интегрированном курсе изобразительное искусство и художественный труд, искусство слова и песни, исходя из народного творчества. Структура программы не обычна, содержание раскрывается по видам народного искусства. Первый блок посвящен народному декоративно-прикладному искусству, второй – устному народному творчеству. Народное ДПИ включает следующие разделы учебного курса: основы художественного изображения; орнамент в искусстве народов мира, строение и виды;  народный орнамент России, творческое изучение в процессе изображения; художественный труд на основе знакомства с народным и ДПИ. Устное народное творчество включает следующие разделы: учебный материал для восприятия на слух; учебный материал для самостоятельного чтения; фольклорные праздники. Во все разделы программы включен примерный перечень художественно-дидактических игр, упражнений и творческих работ. Учителю предоставляется большие возможности для педагогического и художественного творчества при подготовке и проведении таких форм урочной работы как уроки обобщающего типа, уроки – праздники, как формы коллективной работы, уроки формотворчества и экспериментирования. Игра рассматривается как один из ведущих методических приемов в организации творческой работы младших школьников на уроках.

Кузин и Кубышкина – разработали учебник по ИЗО, переработанный в соответствии с современными общеобразовательными стандартами и программой по ИЗО для  четырехлетней начальной школы. Первая часть учебника называется «Учимся рисовать» - посвящена практической стороне обучения школьников, основам ИЗО грамоты, рисования с натуры, тематическое рисование, живопись, композиция, лепка, декоративная работа, аппликация. Вторая часть «Волшебный мир» - из нее школьники узнают о видах и жанрах ИЗО искусства, о выдающихся русских художниках. К учебникам выпускаются рабочие тетради для 1-4 классов, а так же пособие для учителя, в котором даются краткие рекомендации по ведению урока.

Неменский Б.М. «Изобразительное искусство и художественный труд 1-9 класс.» поставленные им задачи направлены на эстетическое развитие учащихся, повышение интереса к ИЗО искусству, развитие воображения и наблюдательности, реализацию творческих способностей учащихся, направлены на изучение традиционной русской культуры. Является целостным интегрированным курсом, включает в себя все основные виды: живопись, графика, скульптура, народное декоративное искусство, архитектура, дизайн, зрелишьные и экранные искусства.Включает в себя три вида худ.деятельности:конструктивные(архитектура, дизайн),изобразительные(живопись, гафика, скульптура), декоративно прикладные.Смысловой стержень программы-роль искусства в жизни общества.Прослеживается связь с музыкой,литературой, историей, трудом.С целью опытахуд. Общения предусмотрены коллективные занятия. 1 класс «Ты изображаешь, украшаешь, строишь» игровая, образная форма приобщения. 2 класс-«Ты и искусство» 3 класс «Искусство вокруг нас»приобщение к  культуре своего народа.4 класс-«Каждый народ художник».Конструкция программы:Первый этап-начальная школа пьедестал всех знаний, второй этап-связь жизни свидами и жанрами искусства.Третий этап- омировом художественном искусстве.




1. Арт-терапия в школе
2. Пермский государственный педагогический университет Кафедра анатомии физиологии и валеологии
3. Развитие советской психиатрии
4. реферат дисертацiї на здобуття наукового ступеня кандидата бiологiчних наук Київ ~ Дисертац
5. Огюст Конт как основатель позитивной науки об обществе - социологии
6. ЧС и влияние шума на организм человека
7. Законодавство України
8. III ПРЕДИСЛОВИЕ Предмет настоящего исследования учение о договорах в пользу третьих лиц по теории граж
9. Соучастие в преступлении
10. Планирование увеличения объема выпуска продукции за счет улучшения использования трудовых ресурсов
11. объявления- Эй которые тут с чубчиком Эй которые тут с бантиком Эй которые тут дети Позабу
12. Лабораторная работа М21 Цель работы- ознакомление с явлением вязкости и методами определения динамиче
13. Государство в политической системе общества
14. Праздники и посты
15. практик перформансы акции инсталляции энвайронменты
16. льислама Ибн Таймийи да помилует его Аллах является фундаментальной работой по изложению основ нашей рели
17. Философия МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ для выполнения контрольных работ по курсу
18. Социологические теории народничества
19. УЛЬЯНОВСКОЕ ВЫСШЕЕ АВИАЦИОННОЕ УЧИЛИЩЕ ГРАЖДАНСКОЙ АВИАЦИИ ИНСТИТУТ
20. Предмет задачи и метод истории государства и права России История государства и права России представля