Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
МУРОМСКИЙ ИНСТИТУТ (филиал)
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования
«ВЛАДИМИРСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»
Сообщение
Тема: Эмпиризм и рационализм Нового времени
Факультет: ФЭМ
Кафедра: социально-гуманитарных дисциплин
Руководитель:
Кандидат культурологии
Романова Наталья Васильевна
Студентка
группы ТД-213
Старовойтова Наталья Сергеевна
2014 г.
Введение: ХVI-ХVII века- время, обозначившее крупные перемены в жизни Европы. Сдвиги в образе жизни, системе ценностей, духовном мироощущении- всё это нашло свое отражение в новой проблематике и стиле философии. У начала новой европейской философии возвышаются фигуры Фрэнсиса Бэкона(1561-1626) и Рене Декарта(1596-1650).Предпосылки для формирования философии нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натурфилософии. В ХVII веке интерес философов был направлен на вопросы познания. Ф.Бэкон развивал учение об индукции, Р.Декарт-понятие метода в философии.
Рационализм- как целостная система гносеологических воззрений начал складываться в 17-18 вв. в результате «торжества разума»- развития математики и естествознания. Культ разума вообще характерен для эпохи 17-18 вв.- истинно только то, что укладывается в определенную логическую цепочку. Обосновывая безусловную достоверность научных принципов математики и естествознания рационализм пытался решить вопрос как знание, полученное в процессе познавательной деятельности, приобретает объективный, всеобщий и необходимый характер. Представители рационализма утверждали, что научное знание, обладающее этими логическими свойствами, достижимо посредством разума, который выступает как его источником, так и собственно критерием истинности.
Принижение роли чувств и ощущений восприятия в форме которого реализуется связь с миром, влечет за собой отрыв от реального объекта познания. Обращение к разуму как единственному научному источнику знания привело рационалиста Декарта к заключению о существовании врожденных идей. Хотя с точки зрения материализма, это можно назвать «генетическим кодом», передаваемым от поколения к поколению.
Цель работы:
Глоссарий:
Эмпиризм направление в теории познания, признающее чувственный опыт единственным источником достоверного знания.
Рационализм философское направление, признающее разум основой познания и поведения людей, источником и критерием истинности всех жизненных устремлений человека.
Дедукция- рассуждение, опирающееся на вполне достоверные исходные положения (аксиомы) и состоящее из цепи также достоверных логических выводов.
Список литературы:
Эмпиризм*
Рационализм*
Фрэнсис Бэкон
Рене Декарт
Он был сторонником научного прогресса и непримиримым врагом схоластики. Стержень бэконовской методологии - постепенное индуктивное обобщение фактов, наблюдаемых в опыте. Свои требования к методу познания Ф.Бэкон выражает в форме иллюстрации особенностей работы муравья, паука и пчелы:
1.«Путь муравья» - это метод крайнего эмпиризма. Он отличается простым собиранием фактов без их осмысления
2.«Путь паука» - метод радикального рационализма, который, подобно пауку, извлекает из себя знания
3.«Путь пчелы» - метод, снимающий крайности эмпиризма и рационализма
В исследовании природы, по мнению Бэкона, мы часто руководствуемся ложными идеями и понятиями, названными им идолами. Он выделял четыре их основных вида:
1.Идолы рода - это предрассудки нашего ума, проистекающие из смешения нашей собственной природы с природой вещей. Человек склонен судить о природе по аналогии с собственными свойствами
2.Идолы пещеры - заблуждения, вытекающие из индивидуальных особенностей каждого человека (его воспитания, круга чтения, симпатий, антипатий)
3.Идолы площади или рынка вытекают из смысловой многозначности и неправильного употребления слов. Идолы, проникающие в разум с помощью слов, бывают двух родов: это или имена несуществующих вещей или это имена вещей существующих, но путанные и неопределенные, неподобающим образом абстрагированные.
4.Идолы театра - они вселяются «в души людей из разных догматов философии, а также из превратных законов доказательства» в силу их пышного, прямо-таки театрального представления.
С точки зрения Декарта, недостаточно иметь хороший ум, гораздо важнее - хорошо, правильно применять его. С целью научиться хорошо применять ум он разработал свой метод. В нем четыре правила:
1. Первое правило - правило очевидности. Очевидность в смысле ясности и отчетливости является не только отправным, но и конечным пунктом познания. Умственное действие, посредством которого достигается очевидность, есть интуитивное действие, интеллектуальная интуиция
2. Второе правило - это правило анализа. Расчленяя сложное на простое, «на элементарные части до пределов возможного», анализ светом разума изгоняет двусмысленность, способствует освобождению истинного от плевел лжи.
3. Третье правило - правило синтеза, заключающееся в том, чтобы «располагать свои мысли в определенном порядке, начиная с предметов простейших и легкопознаваемых, и восходить по ступеням, до познания наиболее сложных, допуская существование порядка даже среди тех, которые в естественном ходе вещей не предшествуют друг другу».
4. Правило четвертое - правило контроля. На этом этапе проверяется полнота анализа и корректность синтеза.