Тема- Оператор присваивания в языке программирования1
Работа добавлена на сайт samzan.net:
К. Поляков, 2009-2013
B2 (базовый уровень, время 2 мин)
Тема: Оператор присваивания в языке программирования1.
Что нужно знать:
переменная это величина, которая имеет имя, тип и значение; переменная может изменяться во время выполнения программы
оператор присваивания служит для записи значения в переменную
если в переменную записывают новое значение, старое стирается
знаки +, -, *, / используются для обозначения операций сложения, вычитания, умножения и деления
запись вида a div b означает результат целочисленного деления a на b (остаток отбрасывается)
запись вида a mod b означает остаток от деления a на b
запись вида a:=b+2*c+3; означает «вычислить значения выражения справа от знака присваивания := и записать результат в переменную a»; при этом значения других переменных (кроме a) не изменяются
для многократного выполнения одинаковых операций используют циклы;
цикл с переменной выполняется N раз, в этом примере переменная i принимает последовательно все значения от 1 до N с шагом 1
for i:=1 to N do begin
{ что-то делаем }
end;
цикл с условием выполняется до тех пор, пока условие в заголовке цикла не нарушится;
while { условие } do begin
{ что-то делаем }
end;
главная опасность при использовании цикла с условием зацикливание; эта такая ситуация, когда цикл работает бесконечно долго из-за того, что условие все время остается истинным
Пример задания:
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.
a:=5;
a:=a+6;
b:=a;
c:=a2*b;
Решение:
для решения нужно использовать «ручную прокрутку» программы, то есть, выполнить вручную все действия
наиболее удобно и наглядно это получается при использовании таблицы, где в первом столбце записаны операторы программы, а в остальных показаны изменения переменных при выполнении этих операторов
здесь используются три переменные: a, b, c; до выполнения программы их значения анм неизвестны, поэтому ставим в таблице знаки вопроса:
a
b
c
?
?
?
после выполнения оператора a:=5; изменяется значение переменной a:
a
b
c
?
?
?
a:=5;
5
оператор a:=a+6; означает «вычислить значение выражения a+6 используя текущее значение a (равное 5), и записать результат обратно в переменную a»; таким образом, новое значение равно 5 + 6 = 11:
a
b
c
?
?
?
a:=5;
5
a:=a+6;
11
следующий оператор, b:=-a; изменяет значение переменной b, записывая в нее a; учитывая, что в a записано число 11, находим, что b будет равно 11:
a
b
c
?
?
?
a:=5;
5
a:=a+6;
11
b:=a;
11
последняя команда, c:=a2*b, изменяет значение переменной c; при текущих значениях a=11 и b=11 результат выражения равен 11 2*(11) = 33, это число и будет записано в переменную c:
a
b
c
?
?
?
a:=5;
5
a:=a+6;
11
b:=a;
11
c:=a2*b;
33
таким образом, правильный ответ 33.
Возможные ловушки и проблемы:
нельзя забывать про знак переменных и про то, что «минус на минус дает плюс»
Ещё пример задания:
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы.
a := 40;
b := 10;
b := - a / 2 * b;
if a < b then
c := b - a
else
c := a - 2 * b;
Решение:
для решения нужно использовать «ручную прокрутку» программы
выполним начальные присваивания:
a
b
c
?
?
?
a:=40;
b:=10;
40
10
самый сложный оператор, содержащий «подводный камень»:
b := - a / 2 * b;
не забываем, что умножение и деление имеют равный приоритет, и в такой цепочке сначала выполнится деление, а потом умножение
результат:
b := - (40 / 2) * 10 = - 20 * 10 = - 200
a
b
c
?
?
?
a:=40;
b:=10;
40
10
b := -a/2*b;
-200
очевидно, что теперь условие «a < b» ложно, поэтому выполняется оператор, стоящий после слова else: c := a-2*b = 40 2*(-200) = 440.
Ответ: 440.
Возможные ловушки и проблемы:
нужно не забыть, что умножение и деление имеют одинаковый приоритет, то есть выполняются по порядку слева направо (если нет скобок)
Еще пример задания:
В результате выполнения фрагмента программы
while n <> 0 do begin
write ( 2*(n mod 10)+1);
n:=ndiv 10;
end;
на экран выведено число 13717. Укажите все числа, которые могли находиться в переменной n до выполнения этого цикла.
Решение:
прежде всего, заметим, что для вывода используется оператор write, который не переходит на следующую строку; поэтому числа в цикле будут выводиться в одной строке «вплотную» друг к другу, без промежутков
вспомним, что n mod 10 остаток от деления числа на 10 это последняя цифра числа в десятичной системе счисления;
операция n div 10 (деление нацело на 10) равносильна отбрасыванию последней цифры в десятичной системе счисления
эти две операции выполняются пока значение переменной n не станет равно нулю
анализируя алгоритм, можно придти выводу, что этот фрагмент программы выводит на экран числа , где это -ая цифра с конца числа
подумаем, в каком интервале находится значение , если это цифра от 0 до 9: получаем интервал от до
поэтому разбить цепочку 13717 на части можно следующими способами:
1 3 7 17
1 3 7 1 7
13 7 17
13 7 1 7
в любом варианте разбиения каждое число получено по формуле , поэтому можно сразу определить цифры соответствующих чисел по формуле :
1 3 7 17 0 1 3 8
1 3 7 1 7 0 1 3 0 3
13 7 17 6 3 8
13 7 1 7 6 3 0 3
вспоминаем, что цифры числа в цикле обрабатываются, начиная с последней, поэтому в ответе нужно перечислить числа 836, 3036, 8310 и 30310.
таким образом, правильный ответ 836, 3036, 8310, 30310.
Возможные ловушки и проблемы:
нужно уметь анализировать работу алгоритма, «прокручивать» его в уме
можно забыть, что цифры числа обрабатываются в обратном порядке, начиная с последней
Задачи для тренировки2:
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
a := 3 + 8*4;
b := (a div 10) + 14;
a := (b mod 10) + 2;
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
a:= 1819;
b:= (a div 100)*10+9;
a:= (10*ba) mod 100;
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
a := 42;
b := 14;
a := a div b;
b := a*b;
a := b div a;
Определите значение целочисленных переменных x, y и t после выполнения фрагмента программы:
x :=5;
y :=7;
t := x;
x := ymodx;
y := t;
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
а :=6*12 + 3;
b :=(a div 10)+ 5;
a :=(b mod 10)+ 1;
Определите значение целочисленных переменных x и y после выполнения фрагмента программы:
x := 336
У := 8;
x := x divy;
y := х mod у;
Определите значение целочисленных переменных a и b после выполнения фрагмента программы:
а :=1686;
b :=(a div 10) mod 5;
а := а - 200*b;
Определите значение целочисленных переменных x и y после выполнения фрагмента программы:
х := 11;
у:=5;
t:=y;
у := х mod у;
x := t;
у := у + 2*t;
Определите значение целочисленных переменных x и y после выполнения фрагмента программы:
х := 19;
у:=3;
z := у*2;
у := х mod у;
х := х - z;
у := у + z;
Определите значение целочисленных переменных x, y и z после выполнения фрагмента программы:
х := 13;
у := 3;
z := x;
x := z div у;
у := х;
В результате выполнения фрагмента программы
while n <> 0 do begin
write ( 2*(n mod 5 + 3) );
n := n div 10;
end;
на экран выведено число 10614. Какое число хранилось до этого в переменной n, если известно, что все цифры в нем нечетные?
Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b вещественные (действительные) переменные:
a := -5;
b := 5 + 7 * a;
b := b / 2 * a;
Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b вещественные (действительные) переменные:
a := 5;
b := 5 -3 * a;
b := b / 2 * a;
Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b вещественные (действительные) переменные:
a := 5;
b := 5 + 5 * a;
b := b / 2 * a;
Определите значение переменной b после выполнения следующего фрагмента программы, где a и b вещественные (действительные) переменные:
a := 7;
b := 7 + 3 * a;
b := b / 2 * a;
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 100;
b := 30;
a := a b*3;
if a > b then
c := a b
else c := b a;
Определите значение переменных aиb после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 2468;
b := (a mod 1000)*10;
a := a div 1000 + b;
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 6;
b := 15;
a := b a*2;
if a > b then
c := a + b
else c := b a;
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := -5;
b := 14;
b := b + a*2;
if a > b then
c := a + b
else c := b a;
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := -5;
b := 3;
a := a - b*2;
if a > b then
c := b - a
else c := a b;
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := -5;
b := -3;
a := a - b*3;
if a > b then
c := b + a
else c := a b;
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := -2;
b := -3;
a := b + a*3;
if a < b then
c := a - b
else c := b a;
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 40;
b := 10;
b := a - 2*b;
if a < 2*b then
c := a
else c := b;
Определите значение переменной c после выполнения следующего фрагмента программы, в котором a, b и с переменные вещественного (действительного) типа:
a := 120;
b := 100;
a := a + b / 2;
if b < a / 2 then
c := b + a
elsec := b + a / 2;
Определите значение переменной S после выполнения следующего фрагмента программы:
S:=1; i:=1;
while i < 5 do begin
S := S + i*(i+1);
i := i + 1;
end;
Определите значение переменной S после выполнения следующего фрагмента программы:
S:=0; i:=7;
while i > 1 do begin
S := S + i div 2;
i := i - 1;
end;
Определите значение переменной P после выполнения следующего фрагмента программы:
P:=1; i:=3;
while i <= 9 do begin
P := P * (i div 3);
i := i + 1;
end;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a:= 7;
a:= a - 4;
b:= -a;
c:= -a + 2*b;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a:= 5;
a:= 12 a*a;
b:= -a;
c:= 10*a - b;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
x:= 2.5E+02; { 2.5E+02 = 2.5·10+02 = 250}
x:= x + 0.5E+02; { 0.5E+02 = 0.5·10+02 = 50}
y:= -x;
c:= -2*y - x;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
m:= 67;
m:= m + 13;
n:= m/4 m/2;
c:= m - n;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
x:= 8 + 2*5;
y:= (x mod 10) + 14;
x:= (y div 10) + 3;
c:= x - y;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 30;
b := 6;
a := a / 2 * b;
if a > b then
c := a - 3 * b
else c := a + 3 * b;
(http://ege.yandex.ru) Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 30;
b := 6;
a := a / 5 * b;
if a > b then
c := a - 4 * b
else c := a + 4 * b;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 6*12 + 3;
b := a div 10 + 5;
a := b mod 10 + 1;
c := a*a + b*b a / 2 * b;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 30;
b := 14;
a := a 2 * b;
if a > b then
c := b + 2 * a
else
c := b - 2 * a;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a := 40;
b := 6;
a := a * 3 / b;
if a > b then
c := a + 5 * b
else
c := a - 5 * b;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a:= 30;
b:= 6;
a:= a * 3 / b;
if a < b then
с:= 2*a - 10 * b
else
с:= 2*a + 10 * b;
Определите значение переменной с после выполнения следующего фрагмента программы:
a:= 30;
b:= 6;
a:= a * 3 / b;
if a > b then
с:= 2*a - 5*(b+2)
else
с:= 2*a + 5*(b+2);
1 Здесь рассматривается только язык Паскаль, который является наиболее распространенным в школах России.
Крылов С.С., Лещинер В.Р., Якушкин П.А. ЕГЭ-2010. Информатика. Универсальные материалы для подготовки учащихся / под ред. В.Р. Лещинера / ФИПИ. М.: Интеллект-центр, 2010.
Якушкин П.А., Ушаков Д.М. Самое полное издание типовых вариантов реальных заданий ЕГЭ 2010. Информатика. М.: Астрель, 2009.
М.Э. Абрамян, С.С. Михалкович, Я.М. Русанова, М.И. Чердынцева. Информатика. ЕГЭ шаг за шагом. М.: НИИ школьных технологий, 2010.