Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

С точки зрения Аристотеля мудрость означает знание общего в различных вещах знание первопричин действит

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

1

Философия (Пифагор автор слова фило — любовь, софи — мудрость). С точки зрения Аристотеля мудрость означает — знание общего в различных вещах, знание первопричин действительности, всеобщих свойств, всеобщих законов, всеобщих форм и структур действительности.

Предмет и объект философии

Объектом изучения ранних греческих философов была природа. Постепенно в сферу интересов философии вошли и вопросы общественной жизни людей, ее политического и правового устройства. Философы также разрабатывали проблемы теории познания; объектом их изучения выступал и сам человек, его природа, ум, чувства, язык, искусство, мораль, религия и т.д. В конечном счете объектом философских размышлений стали природный и общественный мир и человек в их сложных соотношениях.

Предмет любой науки - это результат исследовательских действий. Предметом философии являются наиболее общие законы развития природы, общества и человеческого мышления, разработанные на основе и в процессе изучения объекта ее исследования.

2

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

  •  мировоззренческую,
  •  методологическую,
  •  мыслительно-теоретическую,
  •  гносеологическую,
  •  критическую,
  •  аксиологическую,
  •  социальную,
  •  воспитательно-гуманитарную,
  •  прогностическую

функции философии.

3

В зависимости от онтологической и гносеологической сторон в философии выделяются основные направления – соответственно материализм и идеализм, а также эмпиризм и рационализм. При рассмотрении онтологической (бытийной) стороны основного вопроса философии можно выделить такие направления, как:

  •  объективный идеализм;
  •  субъективный идеализм;
  •  материализм;
  •  вульгарный материализм;
  •  дуализм;
  •  деизм;

гносеологической (познавательной) стороны:

  •  гностицизм;
  •  агностицизм;
  •  эмпиризм (сенсуализм);
  •  рационализм.

4

Мировоззрение – это система взглядов человека на мир в целом, на место отдельных явлений в мире и на свое собственное место в нем, понимание и эмоциональная оценка человеком смысла его деятельности и судеб человечества, совокупность научных, философских, политических, правовых, нравственных, религиозных убеждений и идеалов людей

  •  Мироощущение (изучение мира с помощью органов чувств)
  •  Мировосприятие(основывается на образах и фантазии человека)
  •  Миропонимание(это целостное осознание и постижение мира в понятиях)

5

  •  Мифология – это фантастическое отражение действительности в первобытном сознании (чувства и вера). Появ. 40-60 тыс. лет назад.
  •  Религия – вера в сверхъестественное (чувства, эмоции и вера в сверхприроду). Появ. 40-50 тыс. лет назад.
  •  Буддизм – 6-5 в до н.э.
  •  Христианство – 1 в н.э.
  •  Ислам – 7 в н.э.
  •  Философия(от греч. «любовь и мудрость») – рациональное достижение мира. Появ. 7-8 в. до н.э.
  •  Наука – вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных и обоснованных знаний о мире(разум и знание). Появ. 16-18 в н.э.

6

В отличие от мифологии и религии, философия опирается на теоретико-логическое размышление человека о мире. Она приходит на смену мифологии и религии как единое совокупное знание, основанное на другом фундаменте.

Философия – это не безусловная вера, а размышление, философия – это не точка, не догматическое установление, а всегда вопрос. Основой философского размышления является критическое осмысление уже сложившихся представлений о мире.

7

Основной вопрос философии, следовательно, это ценностно-смысловая доминанта философии как "жизненного разума". Основной вопрос философии раскрывает смысложизненную направленность философии, ее стремление найти пути к решению основной человеческой проблемы - "быть или не быть".

Основной вопрос философии не совпадает полностью с предметом философии. Предмет философии - это исследования всего многообразия принципов взаимоотношения человека и мира в их всеобщих характеристиках, основной вопрос показывает, какой стороной это всеобщее как бы "повернуто" к человеку. Основной вопрос как бы выдает тайну философии, позволяет за бесстрастием абстракций увидеть лицо страдающего и мыслящего человека, позволяет ощутить его заветное желание "быть".

8

9

Философская картина мира

Философия отдает отчет в том, что мир бесконечно сложен, необъятен и бесконечен. Для философии остается один путь - понять мир не «вширь», а»вглубь», не в многообразии его явлений, а в единстве его сущности. Тогда философская картина мира осмысливается как системно-рационализированную совокупность представлений о мире в целом, включая в него и самого человека. Системообразующим принципом философской картины мира вступает понятие бытия. В этой категории фиксируется убеждение человека в существовании окружающего его мира и самого человека с его сознанием.

Отдельные вещи, процессы, явления возникают и исчезают, а мир в целом существует и сохраняется. Понятие бытия отвлекается от всех конкретных различий вещей, предметов и процессов, кроме одной их черты – их существования, что задает миру исходную целостность и гарантирует миру устойчивое существование.

Признанием бытия, как сущего, неизменного и единого делает мир серьезным и ответственным, предсказуемым. Воздерживаясь от темы бытия, или отрицая ее, философия порождает нигилистическое мировоззрение. Действительно, если нет бытийной опоры, то все теряет надежду, все «суета сует». Потеря веры в вечный и неизменный абсолют приводит к тому, что человек начинает действовать по собственному произволу.

Научная картина мира (НКМ) — целостная система представлений об общих свойствах и закономерностях действительности, построенная в результате обобщения и синтеза фундаментальных научных понятий и принципов, а также методология получения научного знания.

Научная картина мира существенно отличается от религиозных представлений о мире, которые основаны не столько на доказанных фактах, сколько на авторитете пророков и религиозной традиции. Религиозные интерпретации концепции мироздания постоянно изменяются, чтобы приблизить их к современным научным трактовкам. Догмы разных религий, как правило, противоречат друг другу, и эти противоречия весьма трудно преодолеть (в отличие от научных противоречий, которые преодолеваются экспериментальным путём).

10

Функции философии – основные направления применения философии, через которые реализуются ее цели, задачи, назначение. Принято выделять:

  •  Мировоззренческую (способствует формированию целостности картины мира, представлений об его устройстве),
  •  Методологическую (заключается в том, что философия вырабатывает основные методы познания окружающей действительности),
  •  мыслительно-теоретическую (выражается в том, что философия учит концептуально мыслить и теоретизировать – предельно обобщать окружающую действительность, создавать мыслительно-логические схемы, системы окружающего мира),
  •  гносеологическую (одна из основополагающих функций философии – имеет целью правильное и достоверное познание окружающей действительности),
  •  критическую (задача данной функции – расширение границ познания, разрушение догм, окостенелости знания, его модернизация, увеличение достоверности знания.),
  •  аксиологическую (заключается в оценке вещей, явлений окружающего мира с точки зрения различных ценностей),
  •  социальную (объяснить общество, причины его возникновения),
  •  воспитательно-гуманитарную (способствовать укреплению морали, помочь человеку адаптироваться в окружающем мире и найти смысл жизни),
  •  прогностическую (заключается в том, чтобы на основании имеющихся философских знаний об окружающем мире и человеке, достижениях познания спрогнозировать тенденции развития, будущее материи, сознания, познавательных процессов, человека, природы и общества).

11

Веданта ("завершение вед") (IV-II в.в. до н.э.):без бога и душа и тело могут существовать только как чистые понятия, а не как действительность. Цель человека - освобождение от материального существования, которого можно достичь путем духовной активности, знаний и любви к богу.
Миманса (VI в. до н.э.). Цель Мимансы - оправдание ведического ритуала, но содержащиеся в Ведах философские и религиозные положения должны быть логически обоснованы. В основе учения лежит убеждение в том, что конечное освобождение от воплощенного состояния не может быть рационально объяснено, оно достижимо только с помощью знаний и сознательных усилий

Санкхья (VI в. до н.э.). Данное учение признает существование двух первоначал во вселенной: материального - пракрити (материя, природа) и духовного - пуруши (сознание). Материально начало находится в постоянном изменении и развитии, подчинено закону причинно-следственной связи. Духовное начало - это вечный, не меняющийся принцип индивидуальности, сознание, созерцающее как ход жизни живого существа, в котором оно находится, так и процесс эволюции вселенной, взятой в целом.

Ньяя (III в. до н.э.). Согласно ньяе, существует материальная вселенная, состоящая из атомов, сочетание которых образует все предметы. Кроме того, во вселенной существует бесчисленное множество душ, которые могут быть связанными с материальными атомами, либо могут быть в свободном состоянии. Высшим духовным регулирующим началом является бог Ишвара. Бог не является создателем атомов, а только создает сочетание атомов и вызывает связь душ с атомами или освобождение душ от атомов.

Вайшешика (с санскрита - "особенность) (VI-V в. до н.э.). Учение устанавливает семь категорий для всего существующего: субстанцию, качество, действие, общность, особенность, присущность, небытие. "Субстанция", "качество" и "действие" существуют реально. "Общность", "особенность" и "присущность" - продукты умственной деятельности. Категория "особенность" играет особую роль в учении, так как в ней отражается реальное разнообразие субстанций. Мир состоит из субстанций, обладающий качеством и действием. Вайшешика выделяет 9 субстанций: земля, вода, свет, воздух, эфир, время, пространство, душа, ум. Атомы земли, воды, света и воздуха образуют все материальные объекты. Атомы вечны, неделимы, не имеют протяжения, но их комбинации образуют все протяженные тела. Соединением атомов управляет мировая душа. В результате постоянного движения атомов мир, существующий во времени, пространстве и эфире, периодически создается и разрушается. Атомы вызывают четыре вида ощущений: осязание, вкус, зрение и обоняние.

Йога (II в. до н.э.). Йога опирается на Веды и является одной из ведических философских школ. Йога означает "сосредоточение", ее основателем считается мудрец Патанджали (II в. до н.э.). Согласно учению, основной целью всех поступков человека должно быть полное освобождение от материального существования.

Джайнизм (IV в. до н.э.). Цель учения джайнизма - достижение такого образа жизни, при котором возможно освобождение человека от страстей. Главным признаком души у человека джайнизм считает развитие сознания. Степень сознательности людей различна. Это оттого, что душа склонна отождествлять себя с телом. И, несмотря на то, что по природе душа совершенна и возможности ее безграничны, в том числе безграничны возможности познания; душа (скованная телом) несет в себе также и бремя прошлых жизней, прошлых действий, чувств и мыслей. Причина ограниченности души - в ее привязанностях и страстях.

12

Конфуцианство

Государство трактуется Конфуцием как большая семья. Власть императора («сына неба») уподобляется власти отца, а отношения правящих и подданных - семейным отношениям, где младшие зависят от старших. Изображаемая Конфуцием социально-политическая иерархия строится на принципе неравенства людей: «темные люди», «простолюдины», «низкие», «младшие» должны подчиняться «благородным мужам», «лучшим», «высшим», «старшим».

Будучи сторонником ненасильственных методов правления, Конфуций призывал правителей, чиновников и подданных строить свои взаимоотношения на началах добродетелиОтвергая насилие, Конфуций говорил: «Зачем управляя государством, убивать людей? Если вы будете стремиться к добру, то и народ будет добрым. Мораль благородного мужа (подобна) ветру; мораль низкого человека (подобна) траве. Трава наклоняется туда, куда дует ветер».

Даосизм

Лао-цзы (старый учитель) считается старшим современником Конфуция. Его настоящее имя было Лао Дань. Ему приписывается авторство трактата «Дао дэ цзин», которая стала основой дальнейшего развития даосизма.

В своем трактате он изложил основы даосизма. В центре доктрины - учение о Дао, всеобщем законе и абсолюте.

Дао (путь) господствует везде и во всем, всегда и безгранично. Его никто не создал, но все происходит от него. Невидимое и неслышимое, недоступное органам чувств, постоянное и неисчерпаемое, безымянное и бесформенное, оно дает начало, имя и форму всему на свете. Проявляется Дао через Дэ - свое материальное воплощение в вещах и поведении человека. Человек - часть великого тела мира. Он способен улавливать его ритм, гармонию, путь.

С точки зрения даосизма мир рождается путем деления на два: «Когда все узнают, что прекрасное является прекрасным, появится и безобразное, что добро является добром, появится и зло. Поэтому бытие и небытие порождают друг друга, трудное и легкое создают друг друга, высокое и низкое взаимно определяются, Звуки, сливаясь, приходят в гармонию, предыдущее и последующее следует друг за другом».

Школа пяти элементов

Пять элементов (у син) - вода, огонь, дерево, металл, земля - являются центральной темой философии Цзоу Яня (III в. до н.э.).

Цзоу Янь умозрительным путем создал концепцию развития мира, в основе которой пять сменяющихся элементов. Элементы сменяются согласно своему характеру, который, определяется силой. При ее помощи они преодолевают сопротивление друг друга в следующем порядке: земля; дерево, побеждающее землю; металл, который побеждает дерево; огонь, который побеждает металл; вода, которая побеждает огонь, и вновь земля, которая побеждает воду. Характер сил взаимного преодоления был приписан пяти элементам с точки зрения их использования человеком.

Школа имен

Философы школы имен обратили внимание на необходимость объяснения наименования вещей из них же самих, на неточность чисто внешнего наименования вещей лишь по отдельным чувственным знакам. Философами этой школы можно назвать Инь Вэнь-цзы и Дэн Си-цзы; последний точно сформулировал цель школы имен: «Истина, открывающаяся исследованием имен, является высшей истиной. Имена, открытые истиной, являются всеобщими именами. Когда эти два способа взаимно соединяются и дополняются, человек обретает вещи и их имена».

Школа моистов

Моистская школа получила название по имени основателя Мо Ди (479-391 до н.э.). Главное внимание в ней, прежде всего, уделяется проблемам социальной этики, которая связывается посредством строгой организации с деспотической властью главы. Физический труд в школе был основой пропитания ее послушников. Учение моистов - коренная противоположность учению Конфуция. Весь смысл заключался в идеях всеобщей любви (цзянь ай) и преуспеваемости, взаимной пользы

Школа законников

Представления легистов о жестоких законах как основном средстве управления тесно связаны с их пониманием взаимоотношений между населением и государственной властью. Эти взаимоотношения носят характер по принципу «кто кого»: «Когда народ сильнее своих властей, государство слабое; когда же власти сильнее своего народа, армия могущественна»

13

Основные идеи:

  •  Связь философии с природой
  •  Поиски первоначала
  •  Поиски рационального способа объяснения явлений в окружающей природе
  •  Начинается формирование конкретных понятий каждой категории
  •  Человек рассматривается как часть общества
  •  Вершиной идеализма античного мира является Платон; материализма – Демокрит

Такие мыслители как, Фалес, Анаксимандр, Анаксимен, Гераклит, Ксенофан, считали что все вещи возникающие различным способом погибающие должны были произойти из какого-либо вещества, вещественного начала:

  •  Фалес - вода
  •  Анаксимандр – апейрон (от греч. «бесконечное», «неопределенное», «беспредельное» первовещество)
  •  Анаксимен – воздух
  •  Гераклит – огонь
  •  Ксенофан – земля

14

Милетская школа (Фалес-7 в до н.э.) – самая первая философская школа.

Представители: Фалес, его ученик – Анаксимандр, и его ученик – Анаксимен. Они тяготели к материализму. По их мнению: Земля имеет форму диска и плавает по воде. Анаксимандр учил, что части целого меняются, а целое остается неизменным. Гилозоизм – согласно Анаксимандру вся материя живая. Он создает первый глобус и создает первую географическую карту. Земля по мнению Анаксимандра – свободно возносится, она ничем не связывается, ничем не удерживается и отовсюду одинаково удалена. Анаксимен сравнивал воздух с дыханием которое обнимает мир. Идея сгущения воздуха приводит Анаксимена к мысли, что именно из воздуха появляются все другие стихии.

15

Пифагорейский союз

В основе пифагорейской этики лежало учение о “надлежащем”. “Надлежащее” – это победа над своими низменными страстями, подчинение младших старшим, культ дружбы и товарищества, почитание Пифагора. Большое внимание пифагорейцы уделяли медицине, психотерапии и проблеме деторождения. Они разрабатывали приемы улучшения умственных способностей, умение слушать и наблюдать. Они развивали свою память, как механическую, так и смысловую. Последняя возможна лишь в том случае, если в системе знания найдены начала.

Несмотря на свою политическую активность, пифагорейцы выше всего ценили созерцательный образ жизни, жизнь мудреца. Сам их образ жизни имел мировоззренческие основания – он вытекал из их представления о космосе как упорядоченном и симметричном целом. Но красота космоса открывается не всем. Она доступна лишь тем, кто ведет правильный образ жизни.

Пифагор возвышал себя над остальными людьми. Он думал, что существует три вида разумных живых существ: Бог, человек и “подобные Пифагору” (последние происходят из семени лучшего, чем Есть сведения и о том, как Пифагор пришел к своей идее, что числа – основа всего сущего. Эти основания эмпирические. Ямвлих (III в.) и Боэций (конец V – начало VI в.) рассказывают: проходя как-то мимо кузницы, Пифагор заметил, что совпадающие удары не одинаковых по весу молотов производят различные гармоничные созвучия. Вес  молотов можно изменить. И таким образом, качественное явление (созвучие) точно определяется через количество. Отсюда Пифагор сделал смелый вывод, что и вообще «число владеет… вещами».

16

Согласно воззрениям Гераклита, переход явления из одного состояния в другое совершается через борьбу противоположностей, которую он называл вечным всеобщим Логосом, т.е. единым, общим для всего существования законом: не мне, но Логосу внимая, мудро признать, что все – едино. По Гераклиту, огонь и Логос «эквивалентны»: «огонь разумен и является причиной управления всем», а то, что «всем управляет через все», он считает разумом. Гераклит учит, что мир, единый из всего, не создан никем из богов и никем из людей, а был, есть и будет вечно живым огнем, закономерно воспламеняющимся и закономерно угасающим.

Огонь как душа Космоса предполагает разумность и божественность. А ведь разум обладает властной силой управления всем сущим: он все направляет и всему дает форму. Разум, т.е. Логос, правит всем через все. При этом объективная ценность человеческого разума определяется степенью его адекватности Логосу, т.е. общему миропорядку.

17

Атомизм – это натурфилософская теория согласно, которой материальные вещи состоят из атомов. Согласно этому учению существует пустота и атомы. Существует бытие, состоящее из атомов, и небытие – ничто, пустота. Они являются дуалистами. Дуализм – признание двух начал. Монизм – одного. Плюрализм – более двух.

Атомы носятся в пустоте, сталкиваются и образуют соединения, т.о. важнейшее свойство атомов – движение. Атомисты устанавливают закон мироздания: ни одна вещь не происходит сама по себе, все происходит в силу причинной связи и необходимости. Случайность – не есть беспричинность.

Эвтюмия – это хороший дух, состояние при котором душа спокойна.

18

19

Софисты

Исходный принцип, сформулированный Протагором, таков: "Человек есть мера всех вещей: существующих, что они существуют, и несуществующих, что они не существуют". То, что доставляет человеку удовольствие, хорошо, а то, что причиняет страдания, плохо. Критерием оценки хорошего и дурного становятся здесь чувственные склонности индивида.
Аналогично и в теории познания софисты ориентируются на индивида, объявляя его - со всеми его особенностями - субъектом познания. Все, что мы знаем о предметах, рассуждают они, мы получаем через органы чувств; все же чувственные восприятия субъективны: то, что здоровому человеку кажется сладким, больному покажется горьким. Значит, всякое человеческое знание только относительно. Объективное, истинное познание, с точки зрения софистов, недостижимо.
Как видим, если критерием истины объявить индивида, а точнее, его органы чувств, то последним словом теории познания будет релятивизм (провозглашение относительности знания), субъективизм, скептицизм, считающий объективную истину невозможной.

Сократ

Основной философский интерес Сократа сосредоточивается на вопросе о том, что такое человек, что такое человеческое сознание. "Познай самого себя" - любимое изречение Сократа.

В сознании человека Сократ обнаруживает как бы разные уровни, разные слои, состоящие с индивидом, носителем сознания, в весьма сложных отношениях, иногда даже вступающие с ним в неразрешимую коллизию. Задача Сократа - обнаружить не только субъективное, но и объективное содержание сознания и доказать, что именно последнее должно быть судьей над первым. Эта высшая инстанция именуется разумом; она способна дать не просто индивидуальное мнение, а всеобщее, общеобязательное знание. Но это знание человек может обрести только собственными усилиями, а не получить извне в качестве готового. Отсюда стремление Сократа искать истину сообща, в ходе бесед (диалогов), когда собеседники, критически анализируя те мнения, что считаются общепринятыми, отбрасывают их одно за другим, пока не придут к такому знанию, которое все признают истинным.

20

Признак

Демокрит

Платон

Философское

направление

Атомизм

материализм

Идеализм

Первооснова

бытия

Атом

Идея первична,

Материя вторична.

Вопрос о бытии

Бытие состоит из атомов. Описал мир, как систему атомов. Считал, что атомы не разрушаются и не возникают. Не признавал делимость материи.

Считал, что мир вещей копия мира идей. Признает 3 рода сущего: вечная идея, изменяющиеся вещи, пространство, в котором вещи существуют. Бытие вечное и неизменимое, познается лишь разумом.

Вопрос о движении

Атомы движутся в пустом пространстве хаотично., сталкиваются, сцепляются или разлетаются.

Бытие неподвижно.

Отношение к религии

Отрицал существование богов и роль всего сверхъестественного в возникновении мира. По свидетельству Секста Эмпирика, он считал, что «мы пришли к мысли о богах от происходящих в мире необыкновенных явлений».

Наряду с божеством в абсолютном смысле, Платон называет идеи вечными богами, а космос и звезды — видимыми богами; в то же время философ не скрывает, что божества мифологии он считает созданиями фантазии, и высказывает резкое порицание многим мифам, имеющим безнравственное и недостойное божества содержание.

21

Аристотель доказывает, что признание неизменных сверхчувственных сущностей не может объяснить причин возникновения и изменения чувственных вещей.

Аристотель колеблется между идеализмом и материализмом и в конечном счёте склоняется к идеализму. Каждый предмет, каждая единичная вещь, по Аристотелю, состоит из двух начал – материи и формы (так, статуя делается из меди, которой придаётся известная форма). В основе мироздания находится неопределённый, пассивный субстрат — «первая материя». Однако в таком виде материя существует только в абстракции; в действительности она определяется (и вечно определена) активностью самих по себе нематериальных форм. Материя - это возможность, способность вещи, идеальная форма её действительность. Возможность переходит в действительность благодаря движению: форма материализуется, материя формируется. Хотя формы и связываются Аристотелем с материей, тем не менее существует, по Аристотелю, одна чистая, т. е. отрешённая от материи, форма всех форм. Это мысль, разум, который «мыслит сам себя»,— это бог. Бог играет роль неподвижного двигателя мира, который един и вечен. Вселенная, по Аристотелю, имеет форму шара с центром — Землёй, над которой движутся «сферы» с прикреплёнными к ним светилами.

Аристотель выступил в античной философии как создатель логики. В своей логике он стремился не отделить, а соединить формы мышления с бытием, объяснить логические категории в соответствии с объективной реальностью.

22

Основные идеи средневековой философии

  1.  Религиозная форма мировоззрения
  2.  В центре внимания мыслителей – Бог
  3.  3 ипостаси Бога:
  •  Отец
  •  Сын
  •  Святой дух

Христос имеет 2 природы: божественную и человеческую.

  1.   Монотеизм (один)
  2.  Креацинизм (Бог творит мир из ничего)
  3.  Идея заповедей (заповедь – договор между человеком и Богом, лишь вера не дает человеку нарушить эти заповеди )
  4.  Идея святости тела (свята не только душа, но и тело)
  5.  Идея творения и откровения

Согласно идеи творения: Бог сотворил мир из ничего. Природа не может творить саму себя. Бог вечен, постоянен и всепроникающ. Подлинным бытием является Бог. Сотворенный Богом мир не есть подлинное бытие, он вторичен по отношению к богу.

Согласно идеи откровения: Мир можно познать, только познав Бога. Бог не доступен для познания. Несмотря на, то, что Бог не познаваем он сам решил познать себя через Библию. Единственный способ познать Бога – толкование текста Библии.

  1.  Реализм и номинализм.

Реализм (от позднелат. realis — вещественный, действительный), идеалистическое философское направление, признающее лежащую вне сознания реальность, которая истолковывается либо как бытие идеальных объектов, либо как объект познания, независимый от субъекта, познавательного процесса и опыта.

Номинализм(от лат. nomen — имя, название) — филос. учение, отрицающее онтологическое значение универсалий (общих понятий), т.е. утверждающее, что универсалии существуют не в действительности, а только в мышлении.

23

24

Красота в мире, по Августину, существует не сама по себе и не как отражение идеальной красоты, сосредоточенной в мире высших смыслов, а как проявление и свидетельство попечения Творца о твари, постоянное участие Бога в делах мира. Центральный пункт размышлений Августина — «новый» человек в его отношении к Богу и миру; становление человека как личности от ветхого к новому, преодоление себялюбия в любви к Богу.

Мир создан не в текущем времени, утверждает Августин, но время начинает идти от сотворения мира. Бог находится в вечности, и потому к ней неприменимы временные понятия: "раньше", "позже", неправомерно спрашивать Бога, что он делал тогда, когда мира не было. Следовательно, Бог не мог создать мир ни раньше ни позже, чем создал, то есть время начинает идти только и сразу с сотворением мира. Ничто иное, как память несет слова и образы вещей.

Количество конкретного воспоминания для нас равно силе и глубине впечатлений. Точно также и предсказание, предварительное обдумывание на основании тех образов, которые находятся у нас внутри, в памяти, рисуют нам облик будущего. Следовательно, говорит Августин, нет ни будущего, ни прошлого самих по себе, а есть три лика одного времени – настоящее прошедшего, настоящее настоящего и настоящее будущего, связанные с памятью и впечатлением, которые суть важнейшие инструменты понимания времени. Бог хочет сказать нам, что мы не должны допускать рассеивания внимания; наша обязанность по отношению к сущему - помнить все, прошедшее удерживать в своей душе.

Более отчетливо, чем философы античности, Августин выделяет понятие пространства, которое тогда в основном называлось местом. Для него так же как и время, пространство имеет некоторую реальность независимо от наполняющих его вещей. Он называет пространство не передвигающимся сосудом, то есть не совпадающим с границами тел.

25

Философия Фомы Аквинского (томизм)
Основные произведения Фомы Аквинского: "Сумма теологии", "Сумма философии" ("Против язычников"), комментарии к Библии, комментарии к произведениям Аристотеля.

Фома Аквинский считал недостаточным онтологическое доказательство существования Бога (то есть "очевидное" доказательство существование Бога, выводимое из существования его творения — окружающего мира, как считал Августин Блаженный).
Фома выдвигает пять собственных доказательств существования Бога:

  •  движение: все, что движется, движимо кем-то (чем-то) другим — следовательно, есть первичный двигатель всего — Бог;
  •  причина: все, что существует, имеет причину — следовательно, есть первопричина всего — Бог;
  •   случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого — следовательно, первоначальной необходимостью является Бог;
  •   степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т. д.) — следовательно, должно существовать высшее совершенство — Бог;
  •  цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл - значит, существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему, - Бог.

Также Фома Аквинский исследует проблему бытия не только Бога, но и всего сущего. В частности, он:

  •  разделяет сущность (эссенцию) и существование (экзистенцию). Их разделение — одна из ключевых идей католичества;
  •  подразумевает в качестве сущности (эссенции) "чистую идею" вещи либо явления, совокупность признаков, черт, назначения, которые существуют в разуме Бога (Божественный замысел)
  •  подразумевает в качестве существования (экзистенции) сам факт бытия вещи;
  •  считает, что любая вещь, любое явление есть сущность, которая обрела существование по воле Бога (то есть "чистая идея", которая приобрела материальную форму в силу акта Божественной воли);
  •  доказывает, что бытие и благо обратимы, то есть Бог, давший сущности существование, может данную сущность существования и лишить, следовательно, окружающий мир бренен и непостоянен;
  •  сущность и существование едины только в Боге, следовательно, Бог не может быть обратим — Он вечен, всемогущ и постоянен, не зависит от иных внешних факторов.

26

В эпоху Возрождения индивид приобретает гораздо большую самостоятельность, он все чаще представляет не тот или иной союз, а самого себя. Отсюда вырастает новое самосознание человека и его новая общественная позиция: гордость и самоутверждение, сознание собственной силы и таланта становятся отличительными качествами человека. Индивид эпохи Возрождения склонен приписывать все свои заслуги самому себе. Разносторонность - вот идеал возрожденческого человека. Человек становится творцом самого себя. В результате человек уже не нуждается в божественной благодати для своего спасения. По мере того как человек осознает себя в качестве творца собственной жизни и судьбы, он оказывается и неограниченным господином над природой.

В период возрождения огромную значимость приобретает искусство, и как результат, возникает культ человека-творца. Творческая деятельность приобретает своего рода сакральный (священный) характер.

В эпоху Возрождения философия вновь обращается к изучению природы. Интерес к натурфилософии усиливается к концу XV - началу XVI века по мере того, как пересматривается средневековое отношение к природе как несамостоятельной сфере.

В понимании природы, так же как и в трактовке человека, философия Возрождения имеет свою специфику - природа трактуется пантеистически. Христианский Бог здесь как бы сливается с природой, а последняя тем самым обожествляется.

PAGE   \* MERGEFORMAT 1




1. Хочешь быть здоровым ~ будь им
2. Разграничение полномочий между Российской Федерацией и субъектами РФ
3. В Западной Сибири 55 сельскохозяйственных предприятий убыточны в Восточной Сибири доля таких хозяйств со
4. тема. Конспект лекцій.
5.  Риск ~ это- все предпосылки могущие негативно повлиять на достижение стратегических целей в течение стр
6. Основи цивільного права
7. причинная обусловленность всеобщая закономерная связь природы общества мышления закономерная и необход
8. Косметика содержит ценную соль карловарских минеральных источников высококачественные растительное экст
9. О мерах государственной поддержки общественных объединений ведущих работу по военнопатриотическому воспи
10. Материальный баланс нефтеперерабатывающего завод
11. Перспектива освоения речного бассейна
12. Реконструкция газопровода
13. к найденной массе на выпуклость самоцвета
14. флюс за счет экссудации нарушение общего состояния организма температура нарушение сна и аппетита апат
15. 2012г Методы и средства защиты информации Электронная цифровая подпись Методи
16. реферату- Державне підприємництво у системі державного регулювання ринкової економікиРозділ- Підприємництв
17. Тема доклада Секция кафедра Дата подачи заявки Платежное поручени
18. Контрреформы Александра III
19. АКЦИОНЕРНЫЕ ОБЩЕСТВА Студентка Галкина М
20. Статья- Реорганизация финансово-экономической службы компании