Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Роль Саскии в жизни Рембрандта

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

4

Есть художники, которые, уходя в глубь веков, не теряют живой связи с сегодняшним днем человечества — они продолжают волновать нас с прежней силой, как будто остаются нашими современниками.

К ним принадлежит и Рембрандт.

Но каждая новая эпоха любит, ценит и понимает Рембрандта по-своему - в меру того передового и прогрессивного. что заложено в ней самой, приближаясь к истине или удаляясь от нее. Историческая перспектива не всегда при этом прямо способствует установлению истины. Мы часто судим о прошлом с наших современных позиций, исходя из собственного социального, идейно-политического и художественного опыта. И Рембрандт превращается у нас то в бунтаря-одиночку, то в непонятого гения, то в неуемного фантаста. А его искусство считается то наивысшим выражением барочных начал на голландской почве, то проявлением романтизма, реализма или натурализма.

Даже личная жизнь Рембрандта, его биография, претерпевает за века подобные метаморфозы. И дело не только в том, что со временем становятся известны новые факты его жизни. Гораздо большую poль, играют наши симпатии и антипатии. Нам то больше импонирует его первая законная супруга патрицианка Саския ван Эйленбурх, то его вторая подруга жизни Хендрикье Стоффельс, дочь простолюдина.

В этом маленьком повествовании речь о Саскии, лицо которой великий художник запечатлел на многих знаменитых полотнах.

Вот как представляет ее Гледис Шмидтт (далее по тексту - Г. Ш.), писательница - автор романа “Рембрандт”, исследовательница тех далеких времен:

“ … Кузина — звали ее, оказывается, Саскией, — была отнюдь не похожа на обычную провинциальную красавицу. В ней не было никакой тяжеловесности, которую заранее приписала ей Лисбет, — вероятно, потому, что Фрисландия славится своими сырами и маслом.

Фигура у ней была хоть и округлая, но изящная и стройная: грудь и бедра скорее женственные, чем полные; талия в рюмочку, перехваченная кушаком из позолоченной кожи. Это соблазнительное тело завершалось маленькой головкой, круглой, как у херувима, и обрамленной короткими, но густыми кудрями цвета меда; рот, широко раскрытые темные глаза и маленький тупой носик, тоже как у херувимов, дышали какой-то невинной дерзостью.

Но, конечно, она не была простушкой и отлично соображала, как ей выгодней всего держать свою прелестную головку: она приподнимала ее и в то же время чуть-чуть склоняла набок, чтобы выставить напоказ круглую белую, как сливки, шею и похвастаться тем, что со временем должно было стать изъяном, а сейчас казалось очаровательным — легчайшим намеком на двойной подбородок. Она вся словно излучала сияние, которое исходило не только от колец, браслетов, цепочек и брошей, украшавших ее изумрудно-зеленое бархатное платье, но и от волос, глаз, зубов, а также маленьких влажных губ, находившихся в непрерывном движении. … ”

Знакомство и сближение с любимой изменяет молодого мастера живописи, приносит новые, живительные и волнующие краски в жизнь Рембрандта:

“ … Маленькая фрисландка... Нельзя сказать, чтобы он много думал о ней. Она не занимала отдельного места в его мыслях, взбудораженных блеском и суетой успеха, но она каким-то непонятным образом срослась со всеми этими быстро сменявшимися событиями и ликующим настроением.

Каждый раз, когда Рембрандт смеялся, он слышал ее смех; глядя на груду поздравительных писем на столе, он видел ее маленький мягкий рот и сияющие глаза; стоило ему получить приглашение, и он уже без всяких на то оснований верил, что, отправившись по указанному адресу, непременно встретит там Саскию, разглядит в толпе гостей ее маленькую круглую головку с медовыми кудрями.

Сегодня Рембрандт знал, что через час действительно увидится с ней, и мысль об этом обрадовала его … ”   ( Г Ш. )

И вот уже успех ждет Рембрандта в области индивидуального портрета. “Флора” (написана в 1634 году), в образе которой художник изобразил свою жену Саскию ван Эйленбурх в год их свадьбы, отличается необыкновенным вниманием к неповторимой оригинальности личности (см. рис. 1).

d0.1. . 1634

Рембрандт еще не углубляется во внутренний мир человека, но точное видение внешнего своеобразия, переданного с большой симпатией, позволяет ему многое рассказать о характере модели и о своем отношении к ней. Особенно ясно это проявилось в портретах Саскии. Романтическая влюбленность, чувства светлой радости и восторга, которые он испытывает к молодой жене, выливаются в ликующий гимн молодости, здоровью и красоте.

И, по всей видимости, чувства были взаимными, что сквозит в каждом штрихе ее портретов:

“ — Если вы будете хорошо себя вести, я приду поболтать с вами; но сперва я полюбуюсь заходом солнца и скажу Рембрандту ван Рейну, как красива его картина. Я знаю, он все это слышал, но я, право, тоже должна сделать комплимент — я репетирую его с самого утра.

Говоря по правде, то, что она сказала ему, стоя у окна, где им в лицо било красно-золотое пламя мартовского заката, почти дословно совпадало с теми похвалами, которыми его осыпали десятки людей.

Но девушка так серьезно смотрела на него своими лучезарными глазами, задавала ему так много робких вопросов

“Права ли она в этом?”, “Не ошиблась ли она в том-то?” — так трогательно поднимала головку, ловя его взгляд, что Рембрандт вскоре стал вдвое словоохотливее, чем обычно.

Все, что происходило в комнате, казалось ему теперь очень далеким, гораздо более далеким, чем темнеющая перспектива за окном, и он знал, что все дело тут в Саскии ван Эйленбюрх. Он рассказывал о своей картине, о тяжких лейденских годах, о полотнах, которые пишет сейчас или собирается написать, и по мере того как она слушала, ее прекрасное лицо становилось все более неподвижным, словно во всем мире для нее существовал теперь только один звук — его голос … ”   ( Г Ш. )

Середина 1630-х годов — время наибольшей близости Рембрандта к общеевропейскому стилю барокко, пышному и шумному, насыщенному театральным пафосом и бурным движением, контрастами света и тени, мирным соседством натуралистических и декоративных моментов, чувственности и жестокости.

Резкие движения, беспокойные вспышки света, динамичные линии контуров и подвижные пятна цвета — синего, желтого, красного, зеленого — создают впечатление напряжения и повышенного драматизма. “Автопортрет с Саскией на коленях” (1635 год, см. приложение 1), типичное произведение этих лет, был задуман первоначально как иллюстрация притчи о блудном сыне, беззаботно растрачивающем свое состояние и здоровье в домах веселья. Но и тени осуждения, как того требовала кальвинистская религия, догматам которой следовали другие голландские художники, нет в произведении Рембрандта. Более того, удаль и бесшабашность молодого гуляки и его милой бросают явный вызов показной добропорядочности голландского бюргера.

Думается нам, что только самые лучшие воспоминания от встреч с будущей женой заставляли воодушевленно брать кисть в руки Рембрандту:

“ … — Извините нас, — сказала Саския собравшимся. — Вы болтайте, а мы займемся кое-чем поважнее: Рембрандт ван Рейн согласился сделать набросок с меня.

… В углу было сейчас темно, и, усаживая Саскию в позу, поднимая вверх ее головку, укладывая на коленях теплые влажные руки, откидывая назад разметавшиеся кудри, он все время слышал, как колотится его сердце. Затем с поистине царственной гордостью, которую придали ему новоиспеченная слава и послушная улыбка девушки, он властно потребовал свечей, и свечи были немедленно поставлены на пол и на полку над кроватью. Всего их оказалось семь, и стояли они так, что весь их свет падал на Саскию, озаряя ее волосы, драгоценности, глаза, приоткрытые губы. Какое великое счастье быть художником — это дает право смотреть!

И штрихами, уверенными и в то же время трепетными, мастерскими и в то же время нежными, он рисовал полные веки, виски, затемненные упругими колечками локонов, и ямочку в самом низу круглой шеи.

— Натурщице позволено разговаривать, маэстро?

— Да, при условии, что она не вертит головою.

К лицу мне это платье?

— Вам любое к лицу. К тому же это не имеет значения — я рисую не платье, а вас.

— Сколько раз вы будете рисовать меня?

— Триста, четыреста с божьей помощью … ” ( Г Ш. )

d0. 2. . 1636




1. Контрольная работа- Глобалістика та глобальне моделювання
2. Действие озона на насыщенные полимеры
3. Карабас с шоумюзиклом Мечты сбываются
4. Пояснительная записка к курсовому проекту Выполнил- Маглеванный И
5. Она опиралась на трудоемких и трудоемкой кирпичной кладки и не может быть уменьшено на потребности массово
6. Лекция 1- Философия в системе культуры 329 1
7. ~аза~стан Республикасыны~ е~бек туралы За~ына1
8. тема базовые рыночные принципы функционирования процессов производства и потребления полезных свойств нед.html
9. . THE UNITED STTES OF MERIC The United Sttes of meric or the US the US the Sttes or meric is one of the biggest countries in the world
10. вариантах поэтому пожалуйста сверяйтесь если будете вносить изменения в текст
11. Iluvatar
12. Стаття 11 Реєстрація політичних партій Реєстрацію політичних партій здійснює центральний орга
13.  ВОЙНА ЗА ИСПАНСКОЕ НАСЛЕДСТВО И НАЧАЛО УПАДКА МЕЖДУНАРОДНОГО ЗНАЧЕНИЯ ФРАНЦИИ Со второй половины царство
14. Основные сведения о IBM
15. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата медичних наук Хар
16. Методика работы с детским хором 1
17. Тамбовский государственный технический университет Кафедра
18. Я уже и забыл когда в последний раз наблюдал чтобы дождь лил с такой силой
19. Тема 8 Социальная структура и социальная стратификация Вопросы- 1
20. Мы любим пиццу. Они хотят собаку.