Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
PAGE \* MERGEFORMAT 2
Содержание
Введение ………………………………………………………………………….3
1. Общая характеристика эпохи Просвещения…………………………….4
2. Просветительская программа…………………………………………….10
3.Просвещение и революционное движение……………………………….15
Заключение…………………………………………………………………….22
Список используемых источников и литературы……………………….24
Введение
XVIII век является одной из самых блестящих эпох в истории человечества. Этот период истории Европы, который находится, условно говоря, в промежутке двух революций «славной революцией» в Англии (16881689) и Великой французской революцией 17891795 гг., именуется эпохой Просвещения. Действительно, главным явлением идеологической и культурной жизни XVIII в. стало движение Просвещения. Оно включило в себя общественные идеи и политические, к которым относились: прогресс, свобода, справедливое и разумное социальное устройство, развитие научного знания, религиозная терпимость.
Целью написания данной контрольной работы является исследование основных идей эпохи просвещения. В контрольной работе будет рассмотрены следующие вопросы:
1. Общая характеристика эпохи Просвещения: рационализм Просвещения; просвещение и наука; этические учения Просвещения; социальная критика; стиль философии просвещения; французское, немецкое, русское Просвещение; основные представители Просвещения.
2. Просветительская программа: просвещение и этикополитические теории 17 века; политические учения Гоббса и Локка в преломлении просветительского рационализма.Ж.-Ж. Руссо об "общественном договоре"; педагогическая программа Руссо; просвещение и критика культуры; просветители о роли образования в жизни человека.
3.Просвещение и революционное движение: критика социальной несправедливости; иррациональность сословного деления общества; критика абсолютной монархии; критика религии и возникновение атеизма; идеал автономного субъекта; идеал Свободы, Равенства и Братства; просвещение и буржуазные революции.
Рационализм Просвещения был наиболее ярко выражен Р. Декартом (1596 1650), который открыто порвал со старыми традициями в философии и науке. Критерием истины он считал познающий разум и в связи с этим имел методологическую установку: «никогда не принимать за истинное ничего, что я не познал бы таковым с очевидностью…»1.
К науке необходимо подходить имея строгий и рациональный метод, который позволил бы выстроить ее по единому плану. Такой подход позволит человеку осуществлять с помощью научных достижений свое господство над природой. В основе этого нового метода лежал Разум, что позволило мыслителю сделать свой знаменитый вывод: «Мыслю, значит, существую». Из этого вытекало положение о верховенстве разумного, умопостигаемого способа познания мира над чувственным способом. Истина же трактовалась как особо субъективный самоосознаваемый процесс мышления. Декарт строил теорию истины, которая базировалась на субъективно объективной трактовке процесса познания, в которой объекту противостоял не только человек, личность, но и гносеологический субъект как особая, субъективная реальность. Процесс познания должен был основываться на достоверной аксиоматике. Философия должна была выступать в качестве наиболее достоверной науки. Следовательно, она должна была обладать и самыми достоверными научными методами, выступать в качестве своеобразной «универсальной математики».
Просвещение и наука.2 Наука в эпоху Просвещения развивалась в рамках эмпиризма и рационализма. Наука встала на ведущие позиции в формировании картины мира, ее рассматривали в качестве несущего свет разума, высшей культурной ценности, антитезы порокам социальной действительности и способа ее преобразования.
Ученым эпохи Просвещения была свойственна энциклопедическая широта интересов, разработка научных фундаментальных проблем совместно с практическими. Рационалисты Р. Декарт, Г. Лейбниц, С. Спиноза к исходному пункту построения научного знания относили идеи разума, эмпиристы Ф. Бэкон, Дж. Локк, Дж. Беркли, Д.Дидро, Ж. Ламетри, Д. Юм основой построения научного знания считали опыт. Органицисты Лейбниц и Спиноза рассматривали природу в целом, а ее элемнты считали живыми организмами, в которых целое определяет свойства частного.
Бэкон считал, что дедуктивный подход, который господствовал ранее, не является удовлетворительным инструментом познания мира. на его взгляд. Необходимо было найти новый инструмент мышления «новый органон» - для того чтобы построить систему знаний, познаний мира и развития науки на более надежной основе. Таким инструментом он считал индукцию собирание фактов и подтверждение их экспериментами.
Декарт предложил свой способ решения проблем, разрешимых при помощи человеческого разума и имеющихся фактов скептицизм. Чувственный опыт не может дать достоверные знания, так как человек чсто сталкивается с иллюзиями и галлюцинациями. Мир, воспринимаемый человеком при помощи чувств, может оказаться сном. Недостоверными являются и рассуждения: никто не свободен от ошибок; рассуждение это выделение заключения из посылок, если нет достоверных посылок, то невозможно рассчитывать на достоверность заключений. Декарт считал, что достоверное знание содержится в разуме.
Рационализм и эмпиризм вели спор о методах получения истинного знания. Центральное место в системе знаний занимали точные и естественные науки математика физика, химия, биология. Астрономия и др. Ньютон и Лейбниц, выявлявшие соотношение рационализма и эмпиризма при помощи математики и физики, разными способами пришли к разработке интегральных и дифференцированных уравнений. Основной заслугой Ньютона, сновавшего свои работы на открытиях И. Кеплера основы движения планет, открытие телескопа, - стало создание механики земных и небесных тел, а так же открытие закона всемирного тяготения. Лейбницем было развито учение об относительности времени, пространства и движения.
Успехи механики повлекли за собой формирование механической картины мира. философские учения о природе человека, о государстве и обществе являлись разделами учения о едином мировом механизме. Природа состоит из машин-механизмов, имеющих разную сложность. А эти машины являются деталями элементов. Их сочетание определяет свойства целого.
В эпоху Просвещения сформировалась сеть академий наук, появились отраслевые научные учреждения, научные общества, кабинеты естественной истории, лаборатории, аптекарские и ботанические сады, наладилась система обмена научной информацией. Образованность стала модной.
Этические учения Просвещения. В эпоху Просвещения естествознание было неразрывно связано с философией, и носило название натурфилософия. В явлениях общественной жизни, таких как религия, право, мораль, ученые искали естественные начала. Локк считал, что этику можно отнести к точным наукам, таким как математика. Считалось, что физика, в качестве науки просвещающей разум и освобождающей от суеверия, заблуждения и страха, происходящих от ложного понятия о вещах, развивает не только ум, но и нравственность. В познании природы ученые видели путь к благоденствию человечества.
Ж. Ламетри в своей этической концепции сначала стоял на позициях этического иннеизма, полагая, что человек изначально умеет распознавать добро и зло, а затем повернулся к этическому эдукационизму, обнаруживая конфликт добродетели и «свинского счастья». Философ считал, что человек рождается злым, он по природе своей вероломное, хитрое, опасное и коварное животное. Добродетель же - приобретенное качество, результат общественного воспитания. Д. Дидро же, наоборот, полагал, что большинство людей рождаются с добрыми наклонностями, которые затем, в зависимости от законов общества, формируют добрые или злые нравы. Д. Дидро отмечал, что человеческая нравственность напрямую зависит от общественного устройства: если законы хороши, то и нравы хороши; если законы дурны, то и нравы дурны
Социальная критика. Решение проблем роли опыта, с помощью которого формировались ощущения, суждения, рассуждения. Рассудок, разум оказало сильнейшее воздействие на понимание роли внешних обстоятельств и воспитания в развитии человека и образовании различных общественных явлений. Учение о роли среды в становлении личности является ценнейшим у мыслителей эпохи Просвещения. Согласно этому учению, все люди равны и одинаковы от рождения. Умственное и нравственное их различие основывается на разном воспитании и различных условиях жизни.
Историко-философская литература указывает на прямую связь между французским Просвещением и Французской революцией 1789 1794 гг, и на ту роль, которую сыграли французике мыслители в подготовке умов к свержению феодальной системы и утверждению буржуазного строя.3 Они много писали о том, что необходимо уничтожить феодально-сословный строй, деспотизм, власть католической церкви. Их идеи объективно служили предвестницами буржуазных революций в Европе. В «Декларации прав человека и гражданина» идеи свободы и равноправия людей, определение народа как единственного источника власти, принцип сочетания личных интересов с общественными, согласно которому общественное благо есть верховный закон, довольно точно воспроизводят идеи просветителей.
Существенное место среди различных социально-философских концепций Просвещения XVIII в. принадлежит концепциям социального и исторического прогресса. В этом отношении значительный интерес представляют идеи немецких просветителей И. Гердера и Г. Лессинга.
Стиль философии просвещения. Эпоха Просвещения характеризуется противостоянием двух стилей-антагонистов:
- классицизм, который основывался на рационализме и возвращении к идеалам античности;
- романтизм, возникший, как реакция на классицизм и проповедующий сентиментализм, чувственность и иррациональность.
Классицизм нашли свое проявление во всех направлениях литература, живопись, скульптура, архитектура.
Так же сюда можно добавить и третий стиль, характеризующий эпоху Просвещения рокко. Он возник как отрицание академического классицизма м барокко. Свою проявление рокко нашел в основном в скульптуре и живописи.
Французское, немецкое, русское Просвещение. Эпоха Просвещения является ключевой эпохой в истории европейской культуры. Она связана с развитием научной, общественной и философской мысли. Основанием этого интеллектуального движения было свободомыслие и рационализм.
Начавшись в Англии под влиянием научной революции XVII века, это движение распространилась во Франции, Германии и России. а так же охватило другие страны Европы. Термин «Просвещение» пришел в русский язык, так же как в английский и немецкий из французского и преимущественно относится к философскому движению XVII века. Просвещение не является некой философской школой, так как взгляды его представителей зачастую существенно различались между собой и противоречили друг другу. Поэтому Просвещение это не комплексная идея, а направление философской мысли, в основе которой лежала критика существующих в то время традиционных институтов, морали и обычаев.
В России эпоха Просвещения занимает преимущественно вторую половину XVIII века, когда правительство активно способствовало развитию наук и искусств. В этот период возникли первые российские университеты, библиотеки, театр, публичные музеи и относительно независимая пресса. Наибольший вклад в российское Просвещение принадлежит Екатерине Великой, которая, как и прочие просвещенные монархи, играла ключевую роль в поддержке искусств, наук и образования. Хотя в России, как и в других европейских странах, в эту эпоху произошли существенные перемены, отличие России от западного Просвещения состоит в том, что здесь не только не произошло сдвига общественного мнения в сторону развития либеральных идей, но напротив, они были встречены крайне настороженно. В особенности русское дворянство сопротивлялось нападкам на крепостничество. Тем не менее, восстание Пугачева и Великая французская революция породили иллюзии предстоящих политических перемен и оказали значительное влияние на интеллектуальное развитие российского общества. Место России в мире в эту эпоху активно обсуждали Денис Фонвизин, Михаил Щербатов, Андрей Болотов, Иван Болтин и Александр Радищев. В дальнейшем эти дискуссии породили раскол русского общества на западников и славянофилов.
Основные представители Просвещения. Философы французского Просвещения Б. Паскаль (1623 - 1662), Ф.М Вальтер (1694 1778), Ш. Монтескье (1689 1755), Ж.-Ж. Руссо (1712 1778), Ж. Ламетри (1709 1751), П. Гольбах (1723 1789), К. Гельвецкий (1715 1771), Д. Дидро (1713 1784) дали рационалистическое и материалистическое решение главных проблем философии и внесли в ее образ особую просветительскую тенденцию. Которая основывалась на особой роли знаний в социальном развитии.4
Наиболее видными представителями русской философии XVIII в. были Михаил Васильевич Ломоносов (1711-1765) и Александр Николаевич Радищев (1749-1802).
2. Просветительская программа.
Просвещение и этико-политические теории 17 века. В философии Просвещения можно выделить три основных направления: деистическое, атеистическо-материалистическое, утопическо-социалтистическое (коммунистическое).5
Деизм направление в философии, сторонники которого отвергали идею личного Бога, не соглашались с отождествлением Природы и Бога, отвергали возможность вмешательства Бога в дела людей и процессы Природы. Представителями деистического направления были Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Атеисты отвергали саму идею существования Бога. Происхождение мира и человека объясняли, основываясь на материалистических и естественно-научных позициях, в вопросах познания предпочитали эмпиризм.
Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление в философии Просвещения начало образовываться еще в середине XVIII в., но особое распространение получило во время Великой французской революции 1789 1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Основным интересом социалистов-утопистов была проблема разработки и построения идеального общества, которое основывалось на равенстве и социальной справедливости.
Политические учения Гоббса и Локка в преломлении просветительского рационализма.Ж.-Ж. Руссо об "общественном договоре".
Томас Гоббс (1588 1679), являлся учеником и продолжателем философских традиций Ф. Бэкона. Гобсс выдвинул идею, о том, что в основе образования государства лежит общественный (совместный) договор.
Философ являлся автором книги "Левиафан", получившей всемирную известность ("Чудовище" вышла в 1651 г. в период диктатуры Кромвеля). В своей книге он обосновывал теорию государства и общества: человек изначально обладает злой природой; движущими силами действий человека являются эгоизм и личная выгода, страсти, аффекты, потребности; данные качества влекут за собой осознание каждым человеком права на все; право каждого человека на все, а так же пренебрежение интересами других людей влечет за собой "войну всех против всех", в которой нет победителей и из-за которой становиться невозможной нормальная совместная жизнь людей и экономический прогресс; для того, чтобы попытаться совместно жить, людьми был заключен общественный (совместный) договор, в котором они ограничили свои претензии и "право всех на все". Договор так же был заключен в целях предотвращения "войны всех против всех", а для того чтобы подавлять крайний эгоизм был образован общий институт (механизм) для регулирования жизни в обществе государство. В целях эффективного выполнения своих очень трудных функции, государству необходимо было стать всесильным. Государство являлось непоколебимым, многоликим, всесильным чудовищем - "Левиафаном", "пожиравшим и сметающим все на своем пути" силой, которой невозможно было противостоять, но которая была необходима для того, чтобы поддерживать жизнеспособность общества, порядок и справедливость в нем.
Дж. Локк (1632 1704) развил многие философские идеи Бэкона и Гоббса. Так же выдвинул ряд собственных теорий, был продолжателем эмпирической и материалистической традиции английской философии нового времени.
В его понимании идеальное государство это государство, которое основывается на разделении властей на законодательную, исполнительную (в том числе судебную) и федеративную (внешнеполитическую). Локк был первым, кто выдвинул эту идею, в чем его большая заслуга.
В отличие от Гоббса, Локк высказывал идею о том, что в естественном состоянии человек морально менее ограничен в своих действиях, но без государства люди жили бы в страже друг перед другом. Поэтому частные лица согласились бы организовать государство, которое смогло обеспечить «нейтральное судейство», защищавшее право на жизнь, на свободу и на собственность жителей данного государства. Локк полагал, что люди действуют справедливо только в группах, но должны иметь естественные права.
Жан Жак Руссо (1712 1778) в своем трактате «Об общественном договоре изложил другую теорию общественного договора, которая была основана на суверенитете народа. Руссо считал, что свобода возможна только при прямом правлении народа в законодательстве, где народный суверенитет является неделимым и неотделимым.
Педагогическая программа Руссо. Основной идеей педагогической программы Руссо являлась идея об изолированности детей должны от окружающего мира. детей необходимо помещать в специальные учебные заведения, в которых из них будут воспитывать людей нового общества. Воспитание должно проходить на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму. В таких заведениях воспитанники должны овладевать профессией и ведущими науками.
Просвещение и критика культуры. Традиционно выделяют три этапа в развитии культуры Просвещения:
1. Просветительский классицизм, охватывающий период до 30х гг. XVIII в. Классицизм разделялся на два направления - консервативное и прогрессивное. Сторонником прогрессивного направления был Вольтер, преемник Корнеля, Расина. Но в своих позициях он выходит за рамки классицизма периода Абсолютизма. Особенностью его творчества было критическое отношение к действительности как неразумной, противоречащей здравому смыслу. Для обоснования своих идей Вольтер привлекает, как правило, примеры из прошлого, из античности, или из истории других народов. Таким образом, для просветительского классицизма были характерны космополитизм и наднационализм. В качестве образца для подражания предлагались примеры из других культур, герои прошлого или иностранцы: Брут, Спартак и др. Отсутствует прямая связь с национальной историей, с действительностью. Превалирует гражданская, политическая тематика. Постепенно внутри просветительского классицизма укрепляется тенденция к реальному изображению действительности: просветители отбрасывают язык намёков, аллегорий, символов. Объектом их критики становится не какая-то вымышленная страна, а национальная почва. Утверждается просветительский реализм. Для него был характерен национализм - критике подвергалась национальная жизнь. Демократизм проявлялся в том, что героем выбирался простой человек, а не "великая" личность. Внимание уделялось не политической жизни, государственному началу, а бытовой сфере - семье, дому, частной жизни. Происходит потеря гражданской тематики, дегероизация образов. Политического героя, Гражданина, просветительский реализм так и не нашёл - да и не мог открыть, так как его не было в действительности.
2. Просветительский реализм. Он характерен для развития культуры вплоть до 80х гг. XVIII в. По мере развития просветительского реализма происходит углубление критического начала: критике подвергается теперь и политическая жизнь, и "нравы века". Происходит становление революционного классицизма. Для него были характерны: обращение к гражданской, политической тематике; отстаивание гражданской позиции личности; воспевание подчас самых крайних, насильственных форм борьбы.
Примером может служить творчество художника Давида (1748-1825). Его картины "Клятва Горациев" и "Смерть Марата" наиболее полно выражают изменения в умонастроении эпохи Просвещения. Но по сути - это отрицание тех принципов, на которых покоилась культура Просвещения, а именно, поиска "разумных средств" переустройства культуры, "мудреца на троне", "просвещённой монархии".
Очень скоро, уже в ходе революции 1789-1794 гг. культура отказалась от идей классицизма, выступив открыто с революционно-демократических позиций. Особенно глубоко эти настроения охватили литературу, поэзию, музыку. Революция начиналась с песен, похожих на плач, молитву
3. Революционный классицизм, который охватывал 80е гг. XVIII в. вплоть до Великой Французской революции.
Просветители о роли образования в жизни человека. Эпоха Просвещения дала мощный толчок образованию. Так, король Пруссии Фридрих II и австрийский император Иосиф II ввели в своих странах общее начальное образование. Во Франции протяжении XVIII в. количество неграмотных сократилась с 79 до 63% населения. Но несмотря ощутимый прогресс в образовании, эпоха Просвещения добавила к социального раскола в обществе культурно-образовательный. Незначительная часть образованных людей порой не могла поладить с остальным населением. Итак, идеи Просвещения охватили лишь незначительную часть населения, преимущественно просвещенного. Просветители самоуверенно считали верными только те знания, добытые наукой, собственным умом, а не те, что базируются на традициях и народной мудрости. Народные верования считались предрассудками, а народная жизнь - проявлением отсталости и косности.
3.Просвещение и революционное движение.
Критика социальной несправедливости. Главной темой философии Просвещения была критика церкви и религии. Просвещение явилось идейным продолжением эпохи Возрождения, движений Реформации и Нового времени. Развиваясь в рамках этих процессов, мыслители Просвещения боролись за освобождение науки, философии, искусства и повседневной жизни от власти религии и церкви. Ж. Мелье в своем знаменитом «Завещании» высказывал протест против невыносимой жизни простых людей, показывал изначальную связь религии и господствующего класса, критиковал религиозные суеверия и духовное ханжество католической церкви. С его точки зрения. Религия являлась главным источником всех социальных зол общества. Именно церковь и религия при помощи веры в Бога поддерживали несправедливое социальное устройство общества. Ш. Монтескье в своей работе «Персидские письма» писал о том, что духовенство развращено, корыстно, жестоко и «сжигаем инакомыслящих как солому»6. Христианство считает себя религией любви. Но на самом деле ведет к религиозному фанатизму. Франсуа Мари Аруэ (Вольтер), воспитанный в духе вольнодумства, в своих произведениях обличал все ужасы религиозного фанатизма, критиковал политический деспотизм, пытался развенчать пиетет простого народа перед церковью и монархией. Вольтер порвал с христианством и перешел на позиции деизма. Взглядов деизма придерживался и Ж. Ж. Руссо. Он считал, что религия всегда была орудием правящей власти и поддерживала несправедливый порядок вещей, социальное неравенство и частную собственность. Русо выдвинул идеал «гражданской религии»: у каждого гражданина должна быть общественно полезная религия, которая заставляла бы его любить свои гражданские обязанности и быть хорошим гражданином и полезным членом общества.
Французские просветители внесли огромный вклад в разработку проблем социального воспитания общества.
Иррациональность сословного деления общества. Эпоху Просвещения по праву можно называть «золотым веком утопии». Просветители верили в возможность изменить жизнь человека к лучшему, «рационально» преобразовывать, политические и социальные устои.
Ориентиром для создателей утопий XVIII в. служило "естественное" или "природное" состояние общества, не ведающего частной собственности и угнетения, деления на сословия, не утопающего в роскоши и не обремененного нищетой, не затронутого пороками, живущего сообразно разуму, а не "по искусственным" законам. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности.
Возрожденческий идеал свободной личности приобрел атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думал не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей стояла проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества.
Глубокие изменения в социально-политической и духовной жизни Европы, связанные с зарождением и становлением буржуазных экономических отношений обусловили основные доминанты культуры XVIII в.
Главными очагами Просвещения были Англия, Франция, Германия. С 1689 г. - года последней революции в Англии - начинается эпоха Просвещения. Это была славная эпоха, начатая одной революцией и закончившаяся тремя: промышленной - в Англии, политической - во Франции, философской и эстетической - в Германии. За сто лет - от 1689 до 1789 гг. - мир изменился. Все больше выветривались остатки феодализма, все громче заявляли о себе буржуазные отношения, окончательно утвердившиеся после Великой французской революции.
XVIII столетие подготовило также господство буржуазной культуры. На смену старой, феодальной идеологии пришло время философов, социологов, экономистов, литераторов нового века Просвещения.
Критика абсолютной монархии. Социалистическо-утопическое (коммунистическое) направление широко распространилось во Франции во второй половине XVIII начале XIX вв.
Представители данного направления сильно критиковали существующий общественно-экономический и политический строй, ими выдвигались проекты построения нового общества и государства, основанного на общественной собственности, в котором восторжествовала бы идея справедливости, понимаемая социалистами-утопистами как всеобщее равенство. Социалистическо-утопические (коммунистические) идеи нашли поддержку среди широких слоев простого народа Франции накануне и во время Великой французской революции 1789 - 1794 гг.
Видными социалистами-утопистами Франции (первыми коммунистами) были Мабли, Бабеф, Сен-Симон, Фурье.
Критика религии и возникновение атеизма. Помимо деистов, во французском Просвещении были и сторонники атеизма. Ж. Ламетри, Д. Дидро, К. Гельвеций, П. Гольбах считали, что религия играет главную роль в установлении деспотизма и доказывали, что подлинная нравственность человека не зависит от религии.
В теории познания французские просветители продолжают линию английского эмпиризма, превращая последний в сенсуализм. Ж. Ламетри полагал, что истинное знание о мире основывается на чувственных ощущениях человека: «нет более надежных руководителей в познании, чем наши чувства»7. Просветители полагали, что основой познания всегда выступает опыт, а в основе опыта лежит чувственное восприятие предмета. Поэтому без чувств, при отсутствии ощущений нет и не может быть идей. Разум не играет самостоятельной роли в познании, он должен следовать за чувствами.
Обращаясь к анализу человека, Ж. Ламетри создал материалистическое представление о душе. Душа является совокупностью присущих человеческому телу психических функций. Все способности души находятся в теснейшей зависимости от организации мозга и всего тела, отсюда Ж. Ламетри сделал вывод, что душа является функцией тела.
Идеал автономного субъекта. Мыслителей XVII века волновала тайна человека, его предназначение, загадка его природы, его место в обществе и мироздании. Они пытались распознать его добродетели и пороки, наклонности и страсти, нравственные падения и искания. Представление о двойственности человеческой натуры поддерживалось и самим развитием теоретического знания. Галилей положил начало современной науке. Она предстала в его трудах как новый способ познания природных явлений.
Конечно, осмысление результатов этого познания все еще осуществлялось в русле прежней «натурфилософии». Но постепенно методы и концептуальные средства, которые использовались наукой, стали расходиться с арсеналом традиционной философии. Наука все более рассматривалась как род особого мышления, отличающегося от философии.
Но и внутри философии произошла определенная переориентация. Она обнаружила свою продуктивность в сфере гуманитарного знания в теории познания, этике, политической философии, в философии истории, образования, религии. Иначе говоря, философия раскрывала свой потенциал в тех областях, которые были непосредственно связаны с деятельностью человека, его жизненными проблемами. Возникало своеобразное противопоставление науки и философии.
Классическим выражением этого противостояния, возможно, стало картезианское разграничение мыслящего и протяженного. Первое относилось к области философии, второе к области математического естествознания. Применительно к человеку это означало, что его телесность есть воплощение природного начала. Тело человека это своеобразный механизм, и, стало быть, естествознание призвано изучать такое проявление природы. Что касается «истинного человека», то он остался в ведении философии. Как отметил швейцарский философ Э. Агацци, современная философия «открыла субъекта»8 . Это означает, что философия Просвещения предоставила науке изучение природы, но сохранила за собой изучение человека.
Эпоха Просвещения, как известно, составила важный этап в развитии европейской истории. Она противостоит нынешней философии как своеобразная духовная формация, имеющая собственные мировоззренческие посылки. Миссионерство просветителей базировалось на признании того, что история человечества, несмотря на все случайности, имеет внутреннюю линию развития, а именно: всеобщий прогресс разума и движение ко все большему совершенству. Поэтому-де самосознание современной им эпохи рассматривалось как истинное историческое сознание.
Первоначальные либерально-просветительские представления о неисчерпаемых возможностях просвещения были связаны с идеалом независимой и разумной личности. Эпоха Просвещения породила культ «автономного человека», способного трезво и глубоко оценивать явления, идеи, нравственные поступки и их следствия. Рационализм и критицизм объявлялись универсальной характеристикой человека.
Пафос разума, знания и основанного на них прогресса выразился в философии Просвещения наиболее полно и отчетливо. Вневременная, внеисторически понятая, всегда тождественная себе «разумность» в противоположность «заблуждениям», «страстям», «таинствам» рассматривалась просветителями как универсальное средство совершенствования общества. Прогресс осмысливался ими как результат распространения истинных идей, которые постепенно устраняют загадки и чудеса мира, пронизывая его светом разумности.
Высоко оценивая разум отдельной личности, идеологи Просвещения видели причину рационального поведения индивида, его разумности в «человеческой природе». Но эти антропологические посылки не получили у мыслителей XVIII века сколько-нибудь последовательного разъяснения. Разумность как критерий всеобщей связи между людьми не обосновывалась, а постулировалась.
Разумеется, просветители уделяли значительное внимание человеческой субъективности, то есть таким компонентам внутреннего мира личности, как разум, чувства, воля. Однако особый акцент они делали именно на разуме, который будто бы обеспечивает относительную целостность личности, отвращая ее от пороков, страстей и других проявлений эмоций. Это не позволяло мыслителям Просвещения последовательно раскрыть проблему человеческой индивидуальности.
Идеал Свободы, Равенства и Братства. Главное место в учении просветителей занимала вера в мощь и силу человеческого разума, который только один и способен изменить жизнь человечества к лучшему. В деятельности просветителей важное место занимала критика религии и церкви, стимулировавшая развитие религиозного скептицизма и вольнодумства. В первую половину эпохи в философии господствовал деизм (Вольтер, Монтескье, Руссо), с середины XVIII века начал активно развиваться и постепенно занял господствующую позицию материализм и атеизм (Дидро, Ламетри, Гольбах). Материализм этой эпохи носил по преимуществу механистический характер, давая объяснение всем природным явлениям прежде всего на базе законов механики. В эпоху Просвещения имела место первая попытка связать законы и особенности развития человеческого общества с материальными условиями их жизни. В эту эпоху получила свое развитие и завершение договорная теория происхождения государства. Деятельность просветителей во многом идейно подготовила Великую французскую революцию; именно в их идеологии сформировался и знаменитый лозунг: «Свобода. Равенство. Братство».
Просвещение и буржуазные революции. Решающий удар феодализму был нанесен только французской буржуазной революцией (1789-1794 гг.). Главным идеологом революции стало просвещение. Основная движущая сила этих революциях - это крестьянство (неимущие слои). Главным вопросом революции был аграрный вопрос.
К характерной черте буржуазной революции в Англии относилось соединение буржуазии с новым дворянством, которое и объясняло половинчатый ее характер. Буржуазия и новое дворянство являлись руководящим классом. Главной движущей силой были народные массы. Революция в Англии была верхушечной, т.к. аграрный вопрос был решен в пользу ленд-лордов. Буржуазия провела массовое огораживание и сгон крестьян с земли. Последствием была промышленная революция и первоначальное накопление капитала.
Революция во Франции была первой и единственной, доведенной до полной победы над феодальным дворянством и монархией. Во Франции не было обуржуазившегося дворянства. Революция носила народный характер. Она привела к замене феодального гнета капиталистическим. В Англии и Франции устанавливается террор: диктатур Кромвеля (1652) и установление власти Бонапарта (1795). Все революции оканчивались реставрациями. Буржуазно-демократическая революция в Америке (1775-1783 гг.). В 1777 в разгар революционной войны английских колоний за независимость в Северной Америке под напором народа была произведена конфискация земель лоялистов (крупные монархически настроенные землевладельцы), однако их большая часть пошла на продажу при уплате внешних долгов и попала в руки к спекулянтам. С 1777 г. для привлечения добровольцев в армию им выдавались удостоверения на получение земельных участков. Захват земель скваттерами. Аграрный вопрос не получил разрешения.
Заключение
Эпоха Просвещения культурно-исторический термин, обозначающий умственное движение на западе Европы в XVIII веке.
Этот период сменил эпоху Возрождения. Его характерной чертой был рост «веры в силу человеческого разума». Усилилась роль науки перед церковью.
Как считает известный французский антрополог М. Элиаде, отрицательной чертой данного периода является процветание материализма в качестве мировоззрения, и как следствие уменьшение значимости сакрального в жизни людей.
Для истории нового времени Просвещение сыграло большую роль. Оно стало естественным продолжение гуманизма XIV XV веков и выразилось в качестве светского культурного направления, которое характеризовалось индивидуализмом и критикой традиций. Просвещение стало продолжением не только гуманизма,
но и протестантизма и рационалистического сектантства XVI XVII веков. От них Просвещение унаследовало идеи свободы совести и политической свободы. Англия конца XVI начала XVII веков характеризуется быстрым переходом от идей эпохи Реформации к идеям эпохи Просвещения. Получает свое развитие деизм, ставший завершение религиозной эволюции эпохи Реформации и началом «естественной религии», проповедуемой просветителями XVII века.
Родоначальником литературы Просвещения XVII века можно считать Дж. Локка. Так же как гуманизм и протестантизм, просвещение в разных странах получило местный и национальный характер.
Большое общеевропейское значение имела просветительская литература Вальтера, Монтескье, Руссо, Дидро и других писателей. К их обще черте можно отнести рационализм, который направил всю свою критику во Франции на вопросы социального и политического характера, тогда как немецкие просветители занимались моральными и религиозными вопросами.
Главное стремление просвещение поиск путем деятельности человеческого разума естественных принципов человеческой жизни, к которым относились: естественное право, естественная религия, естественный порядок экономической жизни и т.п. Исходя их этих разумных и естественных начал критиковались все исторически сложившиеся, существующие отношения и формы. Под действием идей просвещения были предприняты реформы, которые должны были положить начало перестройки всей общественной жизни .
Список используемых источников и литературы
1 Декарт Р. Избранные произведения., М., 1950. С. 272
2 Наука в эпоху Просвещения. Электронный ресурс. http://www.history-names.ru/n/nauka_epoha_prosvesheniya.shtml
3 Философия: Учебник / Под ред. проф. В.Н. Лавриненко. 2-е изд., испр. и доп. M.: Юристъ. 2004 С. 44
4 Алексеев П.В., Панин А.В. Философия: учеб. 3 е изд., перераб. и доп. М.: ТК Велби, изд-во Проспект 2005. 608с. (классический университетский учебник) с. 123
5 Якушев А. В. Философия (конспект лекций). М.: Приор-издат, 2004. с. 55
6 В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
7 В. Рябоконь. Философия УМК - Минск.: Изд-во МИУ, 2009
8 П. Гуревич. Философия человека. Электронный ресурс. http://gtmarket.ru/laboratory/basis/6074/6086