Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
16. Метафизика пола, философия любви. Можно ли сказать, что
у любви нет причин, что у нее не физические, а
метафизические основания?
Вопрос о поле и любви имеет центральное значение. Главный недостаток всех социальных теорий это стыдливость, а часто лицемерное игнорирование источника жизни, виновника всей человеческой истории - половой любви. С полом и любовью связана тайна разрыва в мире и тайна всякого соединения; с полом и любовью связана также тайна индивидуальности и бессмертия. Феномен любви интересовал многих философов разных времен. Так, например Платон в своем диалоге «Пир» пытается дать объяснение любви. Любовь как одна из главных заповедей рассматривалась и в Новом завете. В работе Эриха Фромма любовь рассматривается как искусство, которое необходимо постоянно совершенствовать.
Христианство принесло в мир новое понимание любви, почти во всем противоположное античному взгляду. В христианстве признается всеобъемлющая любовь. Идеал всеобъемлющей и всепрощающей любви возник и сформировался в позднеантичном мире, в наиболее целостном и завершенном виде в сфере религиозного сознания. Если в Ветхом завете главным принципом взаимодействия человека с Богом был страх, то в Новом завете им стала любовь, не отменившая полностью страх перед Богом, но подчинила его себе.
Рене Декарт в своем труде «Страсти души» подвергает любовь научно-теоретическому анализу. Среди огромного количества человеческих страстей Декарт выделил первичные. Их оказалось шесть: удивление, любовь, ненависть, желание, радость и печаль. Все прочие страсти он расценивал как сочетание этих шести.
Кант различал два вида любви «практическую» - к богу, и «патологическую» - чувственную.
Шопенгауэр считает, что все любовные волнения, радости и горести, вся суета, связанная с любовью, имеют просто инстинктивный характер, а если конкретнее, то любовь сводится к половому инстинкту. Любовь отнимает у человека жизненные силы и материальные блага. И если следовать этой логике, то любовь похожа на безумство, и если бы каждый человек поступал, как велит ему разум, то и любви не существовало бы. Тогда прекратилось бы размножение человеческого рода. И тогда природа идет на хитрость, «включая» половой инстинкт. Движимый инстинктом человек создает себе иллюзию и охватывается любовной страстью, он воображает, будто им движут эгоистические намерения овладеть своей возлюбленной, но когда цель оказывается достигнутой, чары вдруг исчезают, иллюзия становится ненужной, так как основная цель достигнута. Выходит, по мнению Шопенгауэра, что любовь не более чем стремление к физическому обладанию другим человеком, ради продолжения рода. Но возвышенная страсть любви это не просто примитивный половой инстинкт, как у животных. Брак по расчету Шопенгауэр считал более крепким, чем по любви. Любовное чувство угасает, когда цель достигнута, и тогда можно обнаружить, что кроме слепой страсти людей больше ничего не связывает. Люди начинают понимать, что они больше не нужны друг другу. Брак по расчету преследует корыстные цели, и даже если исчезнет любовная страсть индивиды будут вместе, так как их связывают деньги. Но Шопенгауэр подчеркивает, что брак по любви более возвышен, чем брак по расчету.
Фрейд различает два течения любви - нежное и чувственное. В норме они должны сливаться вместе в половой любви, в противном случае человек обречен страдать импотенцией или фригидностью. Из этих двух течений нежное зарождается намного раньше, чем чувственное, еще в детстве начинают появляться его зачатки. Оно сначала направлено на членов семьи, на тех, кто занят воспитанием ребенка. Оно содержит и некоторую долю полового влечения.
Фромм утверждал, что любовь это искусство, а не дар свыше, и отрицал инстинктивную любовь.
17. Социальный мир человека: посредники между людьми.
Можно ли говорить, что не только человек живет в обществе,
но и общество живет в человеке?
При всем своеобразии общества оно едино с природой. Общество, как и природа, есть воплощение стабильности и нестабильности, порядка и хаоса, покоя и изменений. Размышляя над вопросами социального устройства, философы пришли к мнению, что все внешне разнообразные явления общественной жизни представляют, в сущности, ту или иную разновидность общественной деятельности людей. Так как общество есть способ существования человека, то деятельность человека определяется «архитектурой» социальной действительности. Посредством социальных структур достигается очерчивание контуров человеческого бытия. Исходным моментом здесь служит положение о том, что человек является ядром общественно-исторического процесса, что все социальные отношения, образующие в совокупности сеть социальных связей, есть человеческие отношения. Человек выступает субъектом всех общественных отношений, в системе общественных связей он своеобразный «узел», к которому сходятся нити многообразных социальных взаимосвязей, т. е. человек представляет собой индивидуальное бытие общественных отношений. Мир человека есть воплощение человеческой природы, он результат и предпосылка человеческой деятельности. Мир человека это мир социальной истории, мир человеческой культуры. Этот мир не «запрограммирован» в досоциальной природе, человек в процессе трудовой деятельности из природного материала создал для себя принципиально новую материальную и духовную среду и самого себя. Мир человека является системой объективированных взаимоотношений индивидов, их живой чувственной деятельности, миром развития сущностных сил человека, включающих в себя любовь, воображение и пр. Каждый человек вместе с тем по-своему индивидуализирует свой мир, мир природной и социальной истории, а также предметный мир куль туры.
Многомерность человека проявляется в том, что его действия обусловлены разнородными и разнообразными материальными и духовными мотивами, что его деятельность осуществляется на сознательном и бессознательном уровнях, что достаточно эффективно функционируют встроенные познавательные, эмоциональные и волевые системы, что он живет одновременно во внешнем и внутреннем мирах, является уникальной личностью. В целом можно сказать, что человек не только удовлетворяет элементарные потребности (добывание пищи, самозащита, размножение, получение информации), но возникшие в ходе эволюции видоспецифические поведенческие характеристики заставляют его постоянно выходить за рамки своих достижений и свершений. Особенность природы человека состоит в том, что он стремится выйти за пределы самого себя и своего мира, пытается обойти законы природы и истории. Благодаря этой устремленности вперед, благодаря своеобразной «жадности» к творчеству человек создает новые измерения бытия, творит новые материальные и духовные ценности, развивает технику, науку, искусство, моральные кодексы и социальные организации и институты.
18. Если история продукт деятельности человека, то каковы
основные продукты этой деятельности?
Возможно, уже тогда, когда человек только еще начал осознавать себя, он стал задумываться над тем, что является движущей силой процессов, происходящих в обществе, кто в конечном счете ответствен за судьбу людей. В течение длительного времени эти вопросы были одной из главных тем социальной мысли. Значительно позднее социологическая наука определила данную тему как поиск пружин, лежащих в основе социальной динамики, управления и преобразования общества. Первоначально поиск помещался вне человеческого и социального мира, в область сверхъестественного. Под видом сил природы, персонифицированных духов, богов или метафизического провидения субъект всегда действовал извне, формируя и контролируя индивидуальную и коллективную жизнь, человеческие биографии и социальные истории.
На следующей стадии он был спущен на землю. Человеческое общество, его функционирование и изменение квалифицировались как прямой продукт, определяемый естественными силами - физическими, биологическими, климатическими, географическими и даже астрологическими. Субъект деятельности еще находился вне общества и человечества, но уже придвинулся поближе.
Прошло время, и энергию субъекта действия начали приписывать человеческим существам, хотя и не всем. Речь шла исключительно о великих людях: пророках, героях, лидерах, изобретателях, гениях. Они считались двигателями общества, но их харизматические характеристики не связывались с ним, а полагались врожденными, генетически наследуемыми и индивидуально развиваемыми. Субъект стал более гуманизирован, но еще не социализирован.
Со временем появилось осознание того, что, хотя каждому индивиду принадлежит лишь маленький голосок в общем хоре социальных изменений, последние являются совокупным результатом деятельности всех. На каждого распределена лишь небольшая, практически невидимая часть власти, но вместе они всемогущи. Однако не все социальные изменения можно отнести к непреднамеренным, не все люди действуют изолированно. Понятие преднамеренного, планируемого изменения и концепция коллективного, группового действия дополняют образ спонтанных изменений, производимых индивидами. Тем самым движущие силы находят свое окончательное воплощение в коллективных, или корпоративных, субъектах действиях.
В процессе своей истории человечество задействовано во множестве социальных процессов и социальной деятельности.
Особенность сферы материальных интересов в том, что оно призвано создавать определенные вещи, товары, необходимые для удовлетворения материальных потребностей людей, поддержания их активности в любой форме деятельности. Однако то, что именно эта сфера обеспечивает человека и общество всем необходимым, еще не дает оснований для преувеличения, а тем более абсолютизации роли этой сферы, как и для ее противопоставления другим областям человеческой деятельности.
Важную и все более возрастающую роль в истории и общественной жизни играет духовное производство, в процессе которого производятся не вещи, а идеи, образы, научные и художественные ценности. В процессе духовной деятельности человек познает мир, его многообразие и сущность; разрабатывает систему ценностного сознания, определяя значение тех или иных явлений для человека.
Еще одна деятельность, без которой невозможно представить ход истории управленческая, или регулятивная, которая подразделяется на множество видов труда. Управление осуществляется на различных уровнях: от государства до уровня предприятия или семьи. Управленческая деятельность играет огромную роль в развитии общества, в его судьбах, но ее часто поражают многочисленные болезни: злоупотребление методами принуждения, насилия, репрессий, чрезмерная бюрократия и взяточничество. Высшей формой управленческой деятельности является политическая деятельность. На этом уровне решаются судьбы миллионов людей, а потому цена допущенных ошибок может быть велика.
Но при всей важности любой из этих трех видов социальной деятельности все они будут возможны только при наличии главного условия общественной жизни людей.