Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Источник: История Красноярского края: Учебное пособие для 7 и 8 классов/ М.Б. Шейнфельд, Г.Ф. Быконя, Н.И. Дроздов. Красноярск: Кн.изд-во, 1981.
ДРЕВНЕЙШЕЕ ПРОШЛОЕ НАШЕГО КРАЯ
1. Каменный век
История нашего края начинается с глубокой древности - каменного века, палеолита (от греческого "палеос" - древний, "литое" - камень). Когда же люди появились на огромной территории Сибири?
Ежегодно археологические экспедиции работают в Сибири и делают открытия, которые изменяют наши представления о первых сибиряках и времени их появления. Так, в 1954 году на Алтае археологи обнаружили Усть-Канскую пещеру, а в ней кости крупных животных, каменные орудия сибирских неандертальцев. Но в конце 60-х годов последовали новые открытия еще более древней культуры. В городе Горно-Алтайске, на берегу реки Улалинки, академик А. П. Окладников нашел рубящие орудия из речных галек, возраст которых более 400 тысяч лет. Улалинский первобытный человек стоял на одной из первых ступеней эволюции человека.
Заселение Енисейского края шло в целом с юга на север, и первыми его обитателями были представители монголоидной расы.
Поздний палеолит
В крае раскопано более 30 позднепалеолитических стоянок. Особый интерес представляют стоянки: Афонтова гора в черте города Красноярска, Ачинская в окрестностях города Ачинска, Кокаревская и Новоселовская группа стоянок в Новоселовском районе, Усть-Кова на Ангаре, Малая Сыя в предгорьях Кузнецкого Алатау и другие. Почти все стоянки датируются в пределах от 22 до 11 тысяч лет до н. э. Но некоторые стоянки еще старше.
В гроте "Двуглазка" в Боградском районе найдены орудия труда, битые кости, возраст которых превышает 40 тысяч лет.
На стоянке Усть-Кова в Кежемском районе на реке Ангаре вместе с каменными ножами, скребками, наконечниками копий, нуклеусами (ядрищами) нашли наконечники копий, ножи из костей мамонта, остатки костров, а рядом с ними дробленые кости мамонтов, диких лошадей, бизонов. Возраст стоянки определен по радиоуглеродному методу 24-30 тысяч лет.
В Кузнецком Алатау на высокой террасе над излучиной реки Белый Июс жили древние люди. Они основали крупное поселение с десятками земляных домов. Возраст домов археологи определили в пределах 34 тысяч лет. На стоянке найдены произведения искусства: каменные статуэтки животных-, изображение мамонта. Впервые в палеолитической стоянке обнаружена свирель.
В эпоху позднего палеолита в Сибири было последнее оледенение. Ледники покрывали наш край не полностью. Ледяные поля главным образом "занимали горные кряжи Саян на юге, а на севере - горы Путорана и Таймырский полуостров. Часть края, не покрытая ледниковым панцирем, представляла холодную, засушливую степь и тундру. Окраина тундры проходила южнее современного Красноярска. Разнообразен и богат был животный мир: мамонты, шерстистые носороги, северные олени, мускусные быки, дикие лошади.
Главными занятиями населения являлись охота и собирательство. Люди палеолитических стоянок в долине реки Енисея вели облавную охоту на крупных животных, добывали мясо мамонта и оленей. Мамонт - самое крупное животное, на которое охотились палеолитические охотники. Длина бивней мамонта иногда достигала более 4 метров, а вес пары бивней - 300 килограммов. Туловище мамонта покрывала густая рыжевато-бурого цвета шерсть, особенно длинная по бокам. Живой вес мамонта доходил до 5 тонн. Шкура и кости мамонта шли на постройку жилищ. Опасным животным для охотника был шерстистый, или сибирский, носорог. Длина его туловища без головы доходила до 2,5 метра.
Во время охоты на крупных животных кроме ловчих ям использовали копья с кремневыми и костяными наконечниками. Костяные наконечники из стоянки Афон-товой горы веретенообразных очертаний, для удобства насадки на древко основание их несколько уплощалось и подтесывалось.
В позднем палеолите появились копьеметалки. Это прямая широкая палка с загнутым концом для упора, на которую кладут копье таким образом, чтобы конец рукояти упирался в выступ. Дальность боя копья увеличивалась до 70-80 метров вместо 30-50.
Происходит и одно из великих событий в хозяйственной жизни человека: разделение труда по полу. На стоянках были найдены остроконечники, обработанные ретушью с двух сторон, и овальные скребки. Скребки были исключительно женским орудием труда при потрошении и разделке животных, остроконечники применялись в качестве копий и ножей у мужчин.
Охота на мамонта и носорога
Часто под жилье использовали пещеры, гроты, каменные навесы. Но там, где не было естественных укрытий, приходилось строить иногда целые поселки. Жилища располагались вдоль высокого берега реки. Обычно жилище углубляли в землю, котлован рыли прямоугольный или округлый (блюдцеобразный). Остов и каркас жилища делали из костей мамонта и рогов северного оленя. Сверху каркас накрывали ветками, землей или шкурами.
Копьеметалка
Суровые климатические условия заставляли человека шить меховую одежду из шкур северных оленей. Сшивали шкуры сухожилиями при помощи костяных иголок с ушками. Меховая одежда представляла собой своеобразный комбинезон с капюшоном.
Люди жили первобытными общинами. Члены общины были связаны друг с другом узами родства через мать. Сплоченность родовой общины еще более укреплялась сознанием общности происхождения всех ее членов от одного предка.
В период становления родового строя возникают религиозные верования. Зависимость от природы и теснейшая связь людей друг с другом отразились в первобытных религиозных верованиях. Самыми распространенными формами религии были тотемизм, фетишизм, анимизм, магия, культ предков.
Мезолит, 11-7 тысячелетие до н.э.
На рубеже 12-11 тысяч лет происходит изменение климата. Ледники стали постепенно таять и отступать на север и в горные долины. Тундра отодвигалась на север. Степные районы придвинулись к югу. Большие пространства стали занимать хвойные и лиственные леса. В зоне лесов водились благородные олени, лоси, медведи, в лесостепи - косули. Мамонты постепенно исчезли.
В поисках мест, богатых зверем, и водоемов с рыбой человек пересек Полярный круг и стал жить севернее современного города Норильска. Даже в бассейнах рек Пясины и Хеты найдены самые северные в мире стоянки среднекаменного века (мезолита).
Важнейшие мезолитические стоянки расположены на берегах крупных рек: Усть-Бирюса на реке Енисее (сейчас затоплена водами Красноярского моря), Стрижевая гора на реке Кан, Усть-Кова и Чадобец на Ангаре, Тагенар IV на Таймырском полуострове, стоянки в Хакасско-Минусинской котловине.
С изменением природной среды и животного мира крупные коллективы палеолитических охотников становятся громоздкими и неудобными. Они начинают дробиться на мелкие группы, примерно до 20 человек. Каждая группа представляла скорее всего часть рода. Видимо, на этой основе и возникла племенная организация, объединенная единой племенной территорией.
В летнее время бродячие группы строили легкие жилища типа шалашей или конусообразных чумоз. Тип жилища со времени мезолита у жителей тайги и тундры почти не претерпел в течение многих тысячелетий каких-либо существенных изменений.
Охотники смогли приручить собаку. Это была первая ступень в одомашнивании животных. Собака помогала охотнику на промысле. Охота по-прежнему занимала ведущее место в хозяйстве жителей тайги. Получило распространение рыболовство. Из кости изготовляли рыболовные крючки, гарпуны и остроги. Но самым важным изобретением является лук и стрелы. Теперь можно было стрелять в зверя на расстоянии 100 шагов и более. Охота стала намного удачнее.
Религиозные верования усложнились: появились магические обряды, связанные с рыбной ловлей и приручением диких животных. Раскопки родовых могильников говорят об укреплении родовой организации. Хотя возник парный брак, по семья не имела своего хозяйства, оно принадлежало всему роду. Род входил в племенную организацию. Власть в племени находилась в руках старейшин и опиралась на их знания, житейский опыт и авторитет. На охотничьи, рыболовные угодья существовала общественная собственность, на утварь, орудия труда и оружие - личная. Охота могла вестись коллективно или индивидуально, но добыча в любом случае делилась между всеми.
Неолит, 7-3 тысячелетие до н. э.
Неолит - новокаменный период-получил свое наименование от новой по сравнению с палеолитом и мезолитом техники изготовления каменных орудий с помощью шлифования, пиления, сверления камня. Появляется большое количество специализированных каменных и костяных орудий: настоящий каменный топор, долото, тесла, струги, скобели и другие.
В период неолита люди расселились по всей территории края. Их стоянки и поселения встречаются от Саянских гор до берегов Ледовитого океана. Большаячасть стоянок обнаружена в лесостепной и таежной зонах, где они лучше сохранились от разрушения.
На площади 50-200 квадратных метров строили 2-3 жилища типа конусообразного чума. На небольших стоянках в таежных и арктических зонах жили коллективы, состоявшие из 15-20, реже 30 человек. На больших стоянках, связанных с рыболовством, могли жить до 75-100 человек. Чадобецкое неолитическое поселение в Богучанском районе на реке Ангаре занимало площадь более 2 тысяч квадратных метров.
Особое место в быту стала занимать глиняная посуда. Посуду лепили руками. Сосуды имели остродонную пли круглодонную форму. Внешняя поверхность всех сосудов украшена узорами, выполненными при помощи костяных и деревянных штампов. Самая древняя посуда в крае появилась более 7 тысяч лет назад.
Художественное творчество людей неолита было связано с производственной деятельностью и религиозными верованиями. На скалах по берегам рек Енисея, Ангары и их притокам найдены целые живописные полотна. Излюбленным сюжетом неолитических художников был лось и охота на него. В Базаихском могильнике на Енисее найдены скульптурные изображения лося, свидетельствующие о существовании тотемических культов. Окружающий мир, по представлениям охотников и рыболовов, был населен существами, сочетающими звериные и человеческие черты.
Меднокаменный век. Афанасьевская культура.
Вторая половина III-начало II тысячелетия до н. э.
Еще в конце неолитической эпохи произошли крупные изменения в хозяйственной деятельности человека. От простого присвоения готовых продуктов природы (охота, рыболовство и собирательство) человек постепенно перешел к новой хозяйственной деятельности: скотоводству, земледелию, обработке металлов. Такая форма хозяйства получила название "производящего хозяйства".
Появились домашние животные (коровы, лошади, овцы). Первоначально скотоводство было дополнением к охоте. Оно являлось специально мужским занятием.
Земледелие возникло на основе собирательства, поэтому в соответствии с естественным разделением труда первобытное земледелие являлось чисто женским трудом. Древнейшей формой можно считать "палочное" и "мотыжное" земледелие.
Видимо, в начале человек обратил внимание на самородную медь, встречающуюся в горах на земной поверхности. Темно-коричневые куски "камня" не поддавались отбойнику: камень не дробился, не кололся, а только плющился. Это свойство камня и привело к возникновению способа "холодной ковки", то есть ковки меди без нагрева с помощью наковальни и каменного молота. Человек уже давно подметил, что камни в огне нагреваются. Для выплавки меди нужна температура 1056 градусов. Эту температуру можно было создать в глубине очага. Впоследствии появляются специальные сооружения, вырытые в земле для выплавки меди.
Первыми из сибиряков научились рыхлить и выращивать злаки, разводить лошадей, коров, коз, овец, добывать и ковать металлы афанасьевские племена, жившие во второй половине III тысячелетия до н. э. в минусинских степях и предгорьях Саян. Афанасьевская культура получила свое название от могильника в Хакасии под Афанасьевской горой на реке Енисее. В настоящее время раскопано более 300 могил афанасьевцев на Енисее и его притоках: Ое, Тубе, Сыде и других речках.
Погребальные сооружения имеют вид небольших земляных курганов с выложенными на них каменными площадками или каменными оградками. Афанасьевцы воздвигали оградки высотой до 1 метра, диаметром от 5 до 16 метров. В могилах найдены медные украшения, каменные орудия труда.
Жили афанасьевцы в поселках, состоящих, видимо, из землянок и срубов. Судя по погребальному инвентарю, у афанасьевских племен не наблюдается никаких признаков имущественного неравенства.
Афанасьевское население минусинских степей характеризовалось ярко выраженным европеоидным видом, В дальнейшем частая смена населения в южных районах края приводила к резким изменениям в антропологическом облике людей.
2. БРОНЗОВЫЙ ВЕК
Окуневская культура. Начало - середина II тысячелетия до н. э.
Появление бронзовых изделий в начале II тысячелетия до н. э. связано с окуневской культурой. Свое название культура получцла по месту раскопок первого кургана у Окунева улуса на юге Хакасии. Наряду с медными появились и бронзовые предметы: ножи, крючки, украшения. Но в могильниках встречаются также костяные гарпуны, остроги, каменные наконечники стрел. Окуневцы были скотоводами, разводили овец и крупный рогатый скот.
Окуневцы, по сравнению с их предшественниками, имели монголоидные черты лица. Они оставили после себя могильники и великолепные произведения искусства: высокие, словно столбы, камни с рисунками. Здесь человеческие маски, образы фантастических зверей и невиданных существ, шаманы, "личины" с тремя глазами. Это - удивительный музей под открытым небом. Окуневская культура по археологическим материалам прослеживается от Минусинской котловины до города Красноярска и еще севернее - до берегов Ангары.
Андроновская культура. Середина - конец II тысячелетия до н. э.
Окуневцы господствовали в Минусинской котловине недолго. В середине II тысячелетия до н. э. с запада сюда вторглись племена, известные под названием андроновцев. Название культура получила по первым находкам у деревни Андроновой в районе города Ачинска. Памятники андроновской культуры распространены по всей степной и отчасти лесостепной зоне южной Сибири и Казахстана.
Образ жизни андроновских племен определялся их хозяйственными занятиями - скотоводством. Судя по составу костей, найденных в могилах и поселениях, первое место в стаде занимал крупный рогатый скот, который давал молочные продукты и отчасти мясо. Коровы - малоподвижные животные. Это и вызвало появление постоянных поселений с жилищами типа полуземлянок. Рядом с жилищем строились загоны для скота.
С долговременными поселениями было связано и примитивное земледелие. Земледелие в условиях минусинских степей велось на орошаемых землях в поймах рек. Обрабатывали землю вручную каменными мотыгами. Сеяли пшеницу, просо. Убирали урожай бронзовыми серпами, а зерна растирали на каменных плитах-зернотерках.
Андроновцы пользовались глиняной посудой, украшенной богатым орнаментом. Религиозные верования были связаны с культом животных и земледелием. Существовали обряды жертвоприношений.
Значительные социальные изменения произошли в обществе андроновцев. Скот и металл начинают цениться как богатство и приобретают древнейшую форму денег при обмене. Теперь частыми становятся нападения общин, племен друг на друга.
Старый материнский род с равенством полов и членов рода племени постепенно сменяется отцовским (патриархальным) родом. Отдельные семьи стремятся вести самостоятельное хозяйство. Мужчины закрепляли за собой накопленное имущество и передавали его по наследству детям. В общинах стали выделяться вожди и старейшины, которые постепенно поднимались над родовыми общинами.
Древнее, основанное на полном равенстве, единство родовой общины стало расшатываться с появлением в зачатке частной собственности. Но этот процесс был очень длительным.
Карасукская культура XIII-IX века до н. э.
Еще более значительные изменения произошли в конце II тысячелетия до н. э. с появлением монголоидных племен карасукской культуры. Свое на звание культура получила по первоначальным раскопкам на речке Кара-Сук в Хакасии.
Карасукские племена угоняли летом табуны скота на богатые сочной травой долины Саянских гор, а зимой спускались с гор в степи, где выпадало мало снега и под ним скоту легче было добывать корм. Образ их жизни был полукочевым. Карасукцы первыми освоили верховую езду на лошади. Для передвижений и связей между общинами большую роль играли повозки, в которые впрягали быков.
Наиболее распространенными памятниками карасукского времени являются могильники, разбросанные по обширным степям юга края. Карасукцы оставили поразительные по разнообразию форм бронзовые, так называемые коленчатые, ножи с навершиями в виде голов барана, лошади, лося, козла, орла. Самую многочисленную часть находок составляют украшения: проволочные височные кольца, трубочки-пронизки, бронзовые браслеты, перстни. Карасукские женщины носили длинные волосы, вплетая в косы лапчатые подвески.
Скотоводство в значительной мере определило духовную жизнь карасукцев. Степные скотоводы верили в добрых и злых духов, наделяли ими живую и неживую природу: животных, воду, горы и т. д.
3. ЖЕЛЕЗНЫЙ ВЕК
Тагарская культура VIII-II века до н. э.
В степях Хакасско-Минусинской котловины всюду видны татарские курганы, древние свидетели некогда могучего народа динлин. Название "тагарская" культура получила по первоначальным раскопкам курганов у острова Татарский на Енисее около Минусинска. Эта культура имеет много общих черт с культурой скифов.
Курганы татарской культуры окружены прямоугольной каменной оградой из столбообразных камней. Обычно курганы в степи расположены группами. Курганы в высоту достигают до 10 метров. В погребальном инвентаре тагарцев наряду с бронзовыми вещами встречаются первые железные изделия.
В татарское время были богатые захоронения, отличающиеся и внешними признаками. Курган Кара-Курган имел насыпь высотой 4 метра, обставленную 14 камнями, возвышающимися до трех метров над поверхностью земли. В этом кургане в сделанных из дерева могилах были захоронены мужчина и женщина с бронзовыми и золотыми украшениями. Монументальность сооружения, найденные в могилах золотые вещи позволяют считать, что это могила представителя высшей племенной знати.
Изделия из Коркинского кургана. 1) Олень. «) Нож с кольцом. №) Бронзовое зеркало. %) Боевой топор
К захоронениям знати относится и самый большой курган минусинских степей, расположенный в урочище Салбык - Салбыкский. В середине 50-х годов С. В. Киселев, известный советский археолог, посвятивший свою жизнь изучению древностей Сибири, проводил раскопки этого кургана. Высота его 11 метров, каменная ограда двухметровой высоты. Особенно крупные плиты достигали веса 30-40 тонн каждая и возвышались на 4-5 метров над поверхностью земли. В такие .курганы тагарцы хоронили знатных людей рода.
Основой хозяйства татарских племен оставалось скотоводство и мотыжное земледелие. О большой роли земледелия у тагарцев говорят находки серпов и оросительных каналов в степных районах Хакасии. Их возведение требовало труда многих десятков людей. У тагарцев установился военно-демократический строй родового общества. Во главе крупных племен стояли военачальники или вожди. Внутри родового общества уже созревали социальные силы, которым суждено было его разрушить.
Искусство у тагарцев достигло высокого уровня. Получило распространение художественное литье, гравировка по металлу. Замечательный памятник изобразительного искусства был обнаружен на хребте Бояры в Хакасии. На фризе скалы изображен поселок, состоящий из бревенчатых рубленых домов и войлочных юрт, люди и стадо животных с пастухом. Боярская писаница (так называют в Сибири древние рисунки), видимо, воспроизводила реальную жизнь одного из татарских поселков.
Таштыкская культура. II век до н. э. - V век н. э.
В последние века до п. э. и в начале I тысячелетия н. э. в южных районах края сменилось европеоидное население тагарцев (динлинов) монголоидным. Татарские племена были вытеснены и частично подчинены гунским союзом кочевых племен.
Около 200 года до н. э. появляются новые памятники, получившие название таштыкской культуры. Название дано по первым раскопкам на реке Таштык около села Батени.
Памятники таштыкской культуры представлены, как и в предшествующих культурах, могильниками. Это сосредоточение 10 и более могил в одном месте. Широкое распространение получили грунтовые могилы, не отмеченные насыпью или оградой на.поверхности. Наряду с этими скромными могилами существовали пышные могильники-чаатасы (камень войны). Это Уйбатский, Сырский, Изыхский могильники. Трупы богатых людей сжигали. В могилы клали посмертные маски, снятые с умершего. Маски делали из глины, часто раскрашивались. -Почти в каждом погребении находят железные удила, модели седел, нагайки, реже - скульптурные изображения коней, баранов, оленей. По захоронениям таштыкцев можно проследить начало разложения родового строя.
Южные племена говорили на тюркском языке, в то время как в центральной и северной частях края слышалась речь кетоязычных, самодийских и тунгусскихплемен. В будущем это предки современных кетов, ненцев, селькупов, нганасан, эвенков.
Большая Боярская писаница (фрагмент)
Железные орудия труда и оружие изготовлялись и в таежных зонах края. На поселении Чадобец, стоянке Пашина на реке Ангаре найдены "домницы" - плавильные сооружения по выплавке железа. Но использование железа у таежных народов не приводит ни к скотоводству, ни к земледелию. Главным занятием остается охота, рыболовство. Полностью сохраняется патриархальный уклад жизни.