Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
кляни. . .), и приобретать внелично-отвлеченное или обобщенное значение (Если жизнь тебя обманет, не печалься, не сердись Ср., например, многочисленные прямые обращения в стихотворениях Пушкина: Простите, верные дубравы\; Приветствую тебя, пустынный уголок. . .; Кто, волны, вас остановил. . .; Прощай, свободная стихия,\ (К морю); Фонтан любви, фонтан живой]; Принес я в дар тебе две розы (Фонтану Бахчисарайского дворца); Прощай, письмо любви] прощай, она велела (Сожженное письмо); Храни меня, мой талисман. . .; Ох, лето красное] Любил бы я тебя. . (Осень); Последняя туча рассеянной бури] Одна ты несёшься по ясной лазури. . . и т. п.
Умножать примеры таких обращений в поэзии можно было бы бесконечно.
' Таким образом, 2 лицо лирического стихотворения приобре тает условный характер (как в целом и первое лицо образ лирического героя), при этом как бы игнорируется реальный адресат, т. е. предполагаемый читатель. Всякий речевой акт предполагает кого-то, к кому он обращен 7, ясно, что «обращения» к морю, дубравам и т. п. это форма «лирического самовыражения», направленного к реальному 2 лицу, т. е. читателю.
В поэзии в концентрированном виде осуществляется то усложнение и перераспределение «речевых ролей», которое характеризует художественное произведение вообще. Вот пример иного соотношения «лиц» (столь же условного) в стихотворении Блока «Йоэты»:
За городом вырос пустынный квартал На почве болотной и зыбкой. Там жили поэты, и каждый встречал Другого надменной улыбкой.
Напрасно и день светозарный вставал Над этим печальным болотом: Его обитатель свой день посвящал Вину и усердным работам.
После дальнейшего язвительно-сатирического изображения «жизни поэтов» следует обращение к читателю:
Так жили поэты. Читатель и друг! Ты думаешь, может быть, хуже Твоих ежедневных бессильных потуг, Твоей обывательской лужи?
7 Можно было бы возразить, что разного рода дневниковые записи (тем более деловые заметки) нередко не предназначаются для «посторонних глаз». Но тогда они обращены «к себе в будущем», точно так же, как и «разговор с самим собой», поскольку сам воспринимающий свою же речь и становится своеобразным адресатом. Но сожженные дневники нам недоступны, хотя и об их стиле можно судить по сохранив0шмся образцам, а обращения «к самому себе» (когда это не в полном смысле слова «внутренняя речь») воспроизводят тот или иной социально обусловленный тип речи
Нет, милый читатель, мой критик слепой!
По крайности есть у поэта
И косы, и тучки, и век золотой,
Тебе ж недоступно все это!. .
И завершает стихотворение после строфы, начинающейся со строчки «Ты будешь доволен собой и женой», такое «переключение на 1-е лицо»:
Пускай я умру под забором, как пес, Пусть жизнь меня в землю втоптала, Я верю, то Бог меня снегом занес, То вьюга меня целовала!
«Неожиданная развязка», на которой строится ряд прозаических произведений (например, многие рассказы раннего Чехова, многие рассказы Зощенко и др.), которая является решающим моментом в построении произведений О. Генри, связана, как правило, с сюжетным поворотом (в устном разговоре о каких-либо событиях собеседник иногда также «приберегает» самое интересное, определяющее некий «поворот» в освещении обсуждаемых событий, к концу своего рассказа о них; на неожиданном сдвиге построена и большая часть анекдотов и т. п.). В поэзии, где экспрессивная функция языка наиболее явно слита с его эстетической функцией, неожиданность «развязки» определяется прежде всего интонационно-смысловым сдвигом, как бы переключающим экспрессивную направленность речи в другой регистр, т. е. требующим полного переосмысления ее эмоционального строя. Ср. в стихотворении М. Цветаевой «Попытка ревности»:
Как живется вам с. другою
Проще ведь? Удар весла!
Линией береговою
Скоро ль память отошла
Обо мне, плавучем острову. . •,
где после очень нелестных оценок этой «другой» и самого «адресата», противопоставленных энергичному самоутверждению: Как живется вам с простою Женщиною? Без божеств? Государыню с престола Свергши (с оного сошед). . . С пошлиной бессмертной пошлости Как справляетесь, бедняк? и т. д., следуют завершающие напряженное стихотворение строфы: :-.
Рыночною новизною
Сыты ли? К волшбам остыв,
Как живется вам с земною
Женщиною, без шестых
Чувств?
Ну, за голову: счастливы?
Нет? В провале без глубин
Как живется, милый? Тяжче ли,