Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Лекция 7 Развитие европейской литературы в ХІХ веке План 1

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Лекция 7

Развитие европейской литературы в ХІХ веке

План

1. Предпосылки возникновения романтизма. Философские основы направления. Жанровое своеобразие.

2. Национальные формы романтизма.

3. Реализм как художественный метод и литературное направление

Развитие литературы в 19 веке было обусловлено выдающимися историческими и социальными процессами, происходившими в Европе. Два главных направления, в рамках которых наиболее плодотворно работали писатели, - романтизм и реализм.

Периодизация литературного процесса XIX века обычно производится и учетом истории становления и развития двух основных литературных направлений — романтизма и реализма:

1) 1789 — 1830- е гг. — время зарождения и расцвета романтизма;

2) 1830 - конец 1848-й гг. — период, когда наряду с романтизмом существует и все более набирает силу реализм;

3) 1850 - 1870-е гг. — развитие критического реализма, определенные изменения его характера, обретение реализмом новых черт, которое будет способствовать возникновению на его основе новых литературных направлений (в частности — натурализма).

Слайд 3

Термин «романтизм» возник гораздо раньше, чем художественное движение, развернувшееся в Европе в конце XVIII - начале XIX столетия. До XVIII в. эпитет «романтический» указывал на некоторые особенности литературных произведений, написанных на романских языках (т.е. не на языках классической древности). Это были романсы, а также романы и поэмы о рыцарях. В конце XVIII в. «романтическое» понимается гораздо шире: как авантюрное, занимательное, старинное, самобытно-народное, далекое, наивное, фантастическое, духовно-возвышенное, призрачное, удивительное и даже пугающее. В качестве литературного термина это слово впервые появилось у Новалиса, а в качестве музыкального - у Эрнеста Теодора Амадея Гофмана.

К концу XVIII столетия социальные противоречия в европейском обществе достигли предела, и результатом стала революция во Франции, где господствовал абсолютизм, тормозивший экономическое и политическое развитие страны. От революции ждали улучшения жизни, освобождения от социального гнета. Лозунги революции известны всем: Свобода, Равенство и Братство. Но ожидания людей не оправдались: свобода превратилась в тиранию революционеров-диктаторов, беззаконие и произвол. Цели, провозглашенные революцией, достигнуты не были, ее идеи были извращены. Поэтому жестокое разочарование сменило надежды на обновление общества.

Французская революция и революционная борьба в Америке (революция 1775-1783 гг. и борьба за освобождение от власти Англии 1812-1814 гг.) оказали двойственное воздействие на сознание людей: 1) рождали надежду на результативность активного действия, веру в возможность освобождения; 2) порождали неуверенность, трагическое ощущение безысходного одиночества и бессилия человека в реальном жестоком мире. Следствием этого стали философские утопии, реконструкция идеализированного прошлого в произведениях литературы и искусства, ироническое (насмешливое) изображение реальности.

Переходным этапом от сентиментализма к романтизму стал период, называемый предромантизмом: генетически предвосхищая романтизм, предромантизм сохраняет преемственность некоторых мотивов и идей литературы сентиментализма (апелляция к «чувству», апология «естественного» существования, поэтизация «мирной» природы и др.), однако это идеологически разные течения: в рамках сентиментализма осуществляется критика рационализма просвещения, тогда как предромантизм — начало его полного и бескомпромиссного отрицания. Предромантизм проникнут пафосом самоопределения и утверждения личности.

Наиболее характерно и полно предромантизм развился в Англии. Констатируя кризис просветительского сознания, английский предромантизм демонстративно реставрирует «старину» (мистификации Т. Чаттертона, Дж. Макферсона), обращается к народному творчеству (песни и баллады Т. Перси, А. Рамзей и др.), создаёт «готический роман» (А. Радклиф и др.). Поэтизируя душевную стихию, углубляясь в неё, английский предромантизм переносит акцент на перипетии индивидуальной человеческой судьбы. В русле увлечения средневековьем лежит и возрождение интереса к «варварскому» У. Шекспиру как образцу истинной поэзии («Мысли об оригинальном творчестве», 1759, Э. Юнга). Предромантизм проявился также в литературах США, Венгрии, Италии, Испании.

Возникновение романтизма связано и с разочарованием в идеях просветительства, возлагавшего надежды на строительство справедливого общества на разумных началах, с реакцией на углубление острых противоречий цивилизации. Романтики резко дистанцировались от современного им экономического и социального порядка, считая его недостойным человеческой личности. Протест вызывали, с одной стороны, способы производства, формировавшие «частичного» человека, лишавшие его целостности и универсальности; с другой - усредненно-трезвый, бездушный практицизм повседневной жизни, ведущий к искажению природы человека. В творчестве романтиков разных стран можно обнаружить ставший хрестоматийным конфликт между художником-энтузиастом и бюргером.

Главный пафос и фундаментальное основание эстетики художественной практики романтизма - увлеченность идеей защиты универсальности человеческой личности. Этот тезис - один из основных, которыми очень дорожили романтики. Романтики настаивают на том, что главный смысл поэзии и искусства вообще состоит в воспроизведении глубин человеческого духа, сколь высоких, столь и непостижимых. Объективная действительность сплошь состоит из масок, она обманчива и по этой причине не может выступать для искусства питательной почвой, а, напротив, отрицательно воздействует на художественное воображение. Отсюда выглядит обоснованным перемещение акцента на возможности внутренней интроспекции в художественном творчестве, культивирование сильных переживаний и страстей, которые сами по себе тотальны, захватывают целиком, а значит, воплощают и некий универсальный опыт. Неизбежное при такой эстетической программе разрушение прежних устойчивых способов формообразования нередко сопровождалось абсолютизацией субъективности.

Новое поколение писателей образцом избирает не Античность, а искусство средних веков и Ренессанса, то есть те периоды в развитии культуры, которые классицисты не жаловали. Даже события в своих произведениях писатели-романтики относят к эпохе средневековья.

Важнейшая тема для романтизма – интерес к истории. Мысль романтика становится полем, на котором противоречиво сосуществуют старое и новое: с одной стороны, громадная традиция культурной истории, идеал как вневременной полюс бытия, с другой стороны, самый свежий опыт истории и непосредственное переживание происходящего. Одно реально опосредуется – обогащается, направляется другим: опыт истории вливается в романтический идеал. Однако в сознании романтического мыслителя одно продолжает спорить с другим. Романтический мыслитель – это воплощённое противоречие, противоречие неразрешённое.

Романтики стремятся уйти от логического рационализма классицистских приемов, неизбежно навязывающих подневольность мышления, когда накатанные клише автоматически склеиваются в предложения. В противовес этому появляется углубленный метафоризм в слове, стремление сделать поэзию максимально философичной, напитаться средневековой эзотерикой, обогатить повествование притчевой символикой, почерпнутой из народного фольклора.

Утверждая особую ценность внутренней жизни, немецкие романтики обращаются к разработке такого важного для них понятия, как «ирония». Романтическая ирония имеет дело с понятиями безусловного и обусловленного. Понятие безусловного наиболее ценно для романтиков, ибо все обусловленное несвободно, в какой бы сфере оно не располагалось. Отсюда культивирование такого приема, как острота. Иронический субъект - человек, наделенный ироническим мироощушением, оценивается как в высшей степени свободный, произвольно творящий и себя, и окружающий мир. Однако где развивается ирония, там она рано или поздно трансформируется в самоиронию. Любой иронически мыслящий человек и художник делает предметом и объектом иронии самого себя, т.е. противостоит в своем ироническом отношении не только реальному миру, но и самому себе.

Тотальная ирония как способ мышления и образ жизни быстро порождает отчаяние, в таком состоянии человек отказывается от поиска прочной основы мира, всюду обнаруживает лишь шаткость бытия, приходит к глубокой внутренней неудовлетворенности. Таким образом, ирония как особый способ обыгрывания мира, дающий ощущение свободы, рождающий иллюзию независимости субъекта от жизни, полна противоречивых последствий.

Поиски романтиками новых путей в эстетической теории и художественном творчестве не нашли широкого понимания у современников. Позиции романтизма были ориентированы на искушенную интеллектуальную публику, составлявшую небольшой слой. В итоге романтики имели крайне незначительную аудиторию (интерес ко многим из них начинает расти после их смерти). Возникает противоречие между первоначальными посылками (возвратить человеку утраченную целостность через приобщение к универсализму художественного мира) и отсутствием читателей, которые разделяли бы это желание. Болезненно переживая такую ситуацию, романтики начинают утверждать, что художник может творить и для самого себя либо еще для одного-двух человек, которые его понимают.

Романтики обновили художественные формы: создали жанр исторического романа, фантастической повести, лиро-эпической поэмы, реформировали сцену. Блестящего расцвета достигла в эпоху романтизма лирика. Возможности поэтического слова были расширены за счёт многозначности, ассоциативности, сгущенной метафоричности, а также за счёт открытий в области стихосложения, метра, ритма. Романтики проповедовали разомкнутость литературных родов и жанров, взаимопроникновение искусств, синтез искусства, философии, религии. Они заботились о музыкальности и живописности литературы, смело смешивали высокое и низменное, трагическое и комическое, обыденное и необычное, тяготели к фантастике, гротеску, демонстративной условности формы.

Романтизм в Англии оформился раньше, чем в других странах Западной Европы. Романтические тенденции долгое время существовали подспудно, не вырываясь на поверхность, чему в немалой степени способствовало раннее возникновение сентиментализма. Само слово «романтический» как синоним «живописный», «оригинальный» появилось в 1654 г.

В Англии, как и в других странах Западной Европы, календарный XIX век не совпадал с историко-литературным и общекультурным. Война за независимость в Америке, годовщина «Славной революции», столетие которой торжественно отмечалось в Англии, аграрно-промышленный переворот середины XVIII в., Французская революция предшествовали не менее важным событиям в истории страны - массовой расправе с рабочими.

Начало английского романтизма принято связывать с появлением сборника Вордсворта и Колриджа «Лирические баллады» (1798), с опубликованием предисловия, содержащего основные задачи нового искусства. Но благодаря уже существовавшему предромантизму, появление романтизма не было похоже на взрыв, отказ от старых образцов. Предромантизм возник в период кризиса просветительства, а романтизм явился продолжением размышлений о возможностях человеческого разума. Основное внимание романтиками было уделено особому свойству романтизма — воображению.

Первый этап английского романтизма (90-е годы XVIII в.), совпадающий с творчеством поэтов Озерной школы, проходил на фоне готического и якобинского романов. Роман как жанр еще не ощущал своей полноценности, поэтому представлял собой обширное поле для эксперимента. На первый план выдвинулась английская лирика, представленная С. Роджерсом и У. Блейком, Т. Чаттертоном, Д. Китсом и Т. Муром, поэтами-лейкистами. Поэзия была более радикальна в отношении формы. Возродив жанры национальной лирики (баллада, эпитафия, элегия, ода) и существенно переработав их в духе времени с акцентом на внутренне раскованный мир личности, она уверенно шла от подражательности к оригинальности. Сам термин «озерная школа» возник в 1800 г., когда в одном из английских литературных журналов Вордсворт был объявлен главой Озерной школы, а в 1802 г. Колридж и Саути были названы ее членами. Жизнь и творчество этих трех поэтов связаны с Озерным краем, северными графствами Англии, где много озер. Поэты-лейкисты (от англ. lake - озеро) великолепно воспели этот край в своих стихах. Первое совместное произведение Вордсворта и Колриджа - сборник «Лирические баллады» (1798) - явился программным, наметив отказ от старых классицистских образцов и провозгласив демократизацию проблематики, расширение тематического диапазона, ломку системы стихосложения.

Роль представителей Озерной школы в истории литературы велика; они впервые открыто осудили классицистские принципы творчества. Лейкисты требовали от поэта изображения не великих исторических событий и выдающихся личностей, а повседневного быта скромных тружеников, простых людей, тем самым явившись продолжателями традиций сентиментализма. Вордсворт, Колридж и Саути апеллировали к внутреннему миру человека, интересовались диалектикой его души. Возродив интерес англичан к Шекспиру, поэтам английского Ренессанса, они взывали к национальному самосознанию, подчеркивали в противовес универсальным классицистским канонам самобытное, оригинальное в английской истории и культуре. Одним из главных принципов новой школы было широкое использование фольклора.

Второй этап в развитии английского романтизма связан с творчеством Байрона, Шелли, Скотта, открывших новые жанры и виды литературы. Символами этого периода стали лиро-эпическая поэма и исторический роман.  Роман занимает достойное место наряду с поэзией. Бытописательные и нравоописательные романы М. Эджуорт, Ф. Берни, Д. Остен подвергаются значительной структурной реорганизации, создаются национальные варианты романов - шотландский цикл В. Скотта, «ирландские романы» М. Эджуорт. Обозначается новый тип романа - романа-памфлета, романа идей, сатирического бурлеска, высмеивающего крайности романтического искусства: исключительность героя, его пресыщенность жизнью, меланхолию, высокомерие, пристрастие к изображению готических руин и уединенных таинственных замков.

Немецкий романтизм. В конце XVIII века, т. е. в период Французской буржуазной революции, Германия продолжала оставаться одной из самых отсталых стран Европы как в экономическом, так и в политическом отношении. В раздробленной по-средневековому на 296 самостоятельных государств «Священной Римской империи германской нации» процесс капиталистического развития происходил крайне медленно и принимал болезненные формы. В период французской революции феодальная реакция в Германии усилилась в связи с борьбой против революционной Франции, борьбой, в которой приняли участие немецкие короли и князья. В 1806 году борьба против наполеоновской Франции закончилась поражением Австрии и Пруссии - Священная Римская империя перестала существовать. Условия Тильзитского мира (1807), заключенного с Францией, были очень тяжелыми для Пруссии и означали настоящую национальную катастрофу для всей Германии. Однако он явился поворотным пунктом - началом национального подъема Германии.

Немецкий романтизм прошел в своем развитии два этапа: йенский (1797-1804 гг) и гейдельбергский (после 1804 г.).

Основателями школы йенского романтизма были поселившиеся в 1796 г. в Иене братья Шлегели - Фридрих и Август Вильгельм. В Йенском университете братья Шлегели, Фихте и другие молодые преподаватели ведут борьбу с рутинерской профессурой, а в доме Шлегелей образуется своеобразный центр идеологической оппозиции. Членами йенской школы являлись, по преимуществу, молодые люди, которые пропагандировали новые смелые идеи, противоположные принципам просветительской идеологии.

В первую очередь, следует отметить, что основные усилия представителей йенской школы были направлены в область теории, а художественное творчество играло роль второстепенную. Несмотря на это, некоторые художественные произведения вошли в фонд классического наследия немецкой литературы.

Ранние романтики стремились к универсализму в художественном творчестве, они утверждали создание универсального, синтетического жанра. Так, например, роман, по мысли романтиков, должен включать в себя прозаические повествования различных жанров, которые должны перемежаться стихотворными вставками. Идеалы ранних немецких романтиков характеризует благоговение перед природой, потребность слияния с ней. Представители иенской школы ощущали необходимость тесной связи, общения отдельной личности с окружающим миром, с обществом.

В произведениях ранних романтиков чувствуется их оппозиционное отношение к окружающей «тусклой» обыденности, к трусливому и ограниченному бюргерству. Однако поначалу романтики не очень «учитывали» реальную социальную действительность, ее противоречия и бедствия.

Возможно, именно поэтому большинству ранних романтиков присущ светлый, оптимистический характер, свободный от трагизма и разочарованности. Исследователи даже говорят о том, что для раннего романтизма не характерно столкновение идеала и реальной действительности, сама действительность воспринимается ими как идеал. Хотя, безусловно, эти особенности характеризуют творчество не всех представителей раннего немецкого романтизма. Особенно развивается жанр фрагмента.

Гейдельбергская школа. После 1806 года произошли существенные изменения в общественной жизни Германии. Наполеон одерживает решающую победу над Пруссией под Иеной и Ауэрштедтом. На вновь завоеванных территориях ужесточается политика французских оккупационных войск. С момента заключения Тильзитского мира в 1807 году войны Наполеона приобретают откровенно захватнический характер. Перед немцами встает задача национального освобождения и, как следствие этого, обостряется национальное чувство. Свойственное романтикам стремление к абсолютному гармоническому идеалу направляется теперь к народным истокам, к изучению национальной истории и поэзии.

Начало новым тенденциям в развитии романтического искусства слова было положено сборником народных песен, составленным двумя друзьями — Клеменсом Брентано (1778—1842) и Ахимом фон Арнимом (1781 —1831). Они продолжили начатую Гердером традицию собирания произведений народного творчества. Сборник назывался «Волшебный рог мальчика» (1806—1808). Обращение к народному творчеству имело важное значение для дальнейшего развития романтической литературы. В нее проникают народные верования, образы людей из народа с присущими им качествами и психологией. Центр нового литературного движения образуется в городе Гейдельберге, где вокруг Арнима и Брентано группировались романтики младшего поколения (т. н. «гейдельбергская школа»), эстетические устремления которых во многом отличались от раннего романтизма.

Мировоззрению гейдельбергских романтиков было свойственно своеобразное народничество. Положительные ценности они пытались найти в народной психологии, в патриархальных нравах и докапиталистических формах жизни. Отрицание эгоизма и индивидуализма современного мира приводило их к идеализации старины. Их идеология поэтому приобретала консервативный, а порой и просто реакционный характер.

Выступления гейдельбергских романтиков были полемичны по отношению к иенцам. У гейдельбергских романтиков усиливается ощущение трагизма бытия, которое имело под собой историческое обоснование и воплощалось в фантастике, откровенно враждебной личности.

Реализм как художественный метод и литературное направление

Романтическое искусство было еще в полном расцвете в литературах Европы и Америки, когда рядом с его представителями выступили писатели, придерживающиеся иных взглядов на литературу. Началось становление нового направления в мировом искусстве и литературе — критического реализма. В 20-40-е годы XIX века критический реализм формируется в литературах Европы и России. Стендаль, Бальзак и Мериме во французской литературе, Диккенс и Теккерей — в английской, Пушкин, Лермонтов и Гоголь — в русской, Гейне — в немецкой были его наиболее ранними представителям.

Духовный климат Западной Европы после 1830 года существенно переменился по сравнению с романтической эпохой. Субъективный идеализм романтиков сменился верой во всемогущество разума и науки, верой в прогресс. Две идеи определяют в этот период мышление европейцев — это позитивизм (направление в философии, основывающееся на сборе объективных фактов с целью их научного анализа) и органицизм (эволюционная теория Дарвина, распространенная на прочие сферы жизни). XIX век — век бурного роста науки и техники, подъема социальных наук, и это стремление к научности проникает и в литературу. Художники-реалисты видели свою задачу в том, чтобы описать в литературе все богатство явлений окружающего мира, все разнообразие человеческих типов, то есть наука XIX века и реалистическая литература проникнуты одним и тем же духом сбора фактов, систематизации и выработки последовательной концепции действительности. А объяснение действительности давалось исходя из принципов эволюции: в жизни общества и личности усматривалось действие тех же сил, что и в природе, сходных механизмов естественного отбора.

Реализм не просто сменил романтизм, оба направления сосуществовали некоторое время. И все же можно говорить о преемственности от романтизма к реализму, ибо главные его художественные открытия были сделаны в первой четверти века:

- первая критика буржуазного общества;

- открытие нового типа героя, вступающего в противоборство с обществом;

- искусство психологического анализа, открытие неисчерпаемой глубины и многосложности индивидуальной личности;

- принцип историзма, т. е. рассмотрение жизни человечества как непрерывного процесса, в котором диалектически взаимосвязаны все его этапы, каждый из которых имеет свою специфику.

- глубокое проникновение в сложный духовный мир человека: преодоление того метафизического противопоставления добра и зла, которое было характерно для многих просветителей;

- пристальное внимание к колориту — национальному, географическому — все эти завоевания романтизма обогащали художественное зрение реалистов. Не следует забывать, что романтизм и критический реализм XIX века исходили из одной общей посылки: неприятия буржуазного общества.

Реалисты используют открытия романтиков в сфере психологии, но вписывают по-новому понятого человека в исторически достоверную, современную им жизнь. Человек у реалистов обусловлен прежде всего социально-исторической средой, и в основе реализма лежит принцип социально-классового детерминизма.

Изменилось у реалистов и восприятие человеческого характера. У романтиков исключительный характер был субъективным достоянием отдельной личности; герой реалистического произведения — всегда уникальный продукт взаимодействия исторического процесса и конкретных (биологических, индивидуальных, случайных) обстоятельств, поэтому жизненный опыт каждого человека реалисты понимают как неповторимый и ценный уже самой этой неповторимостью, а, с другой стороны, жизненный опыт каждого человека представляет всеобщий, универсальный интерес, потому что в нем присутствуют повторяемые, всеобщие черты. Здесь лежит основа реалистического учения о типе, основа реалистической типизации.

Реалистическое искусство демократично — реалисты впервые вывели на сцену “маленького человека”, который раньше не считался интересным объектом для литературы, восстановили его в правах.

Реалистическая литература проникнута в целом оптимистическим духом: критикуя современное им общество, писатели-реалисты были уверены в действенности их критики, в том, что это общество поддается улучшению, реформированию, верили в неизбежность прогресса – отсюда можно говорить о существовании специфического типа реализма - критического.

Реализм XIX века стремился как можно шире охватить жизнь, показать все детали общественного устройства, все типы человеческих отношений, для чего, понятно, требовались произведения больших объемов. Отчасти поэтому ведущим жанром в литературе реализма становится роман — жанр крупного эпического повествования, в котором есть место всему этому гигантскому жизненному материалу. Особенно на раннем этапе реализма романы отличались большим, чем принято сегодня, объемом.

Характерным признаком реализма считает: «... типичные характеры в типичных обстоятельствах». Глубокое проникновение в сущность жизненных явлений с необходимостью присущи реалистической тенденции и составляют характерную особенность всякого реалистического метода.

Ведущие принципы реализма 19-20 вв.:

- объективное отображение существенных сторон жизни в сочетании с высотой и истинностью авторского идеала;

- воспроизведение типичных характеров, конфликтов, ситуаций при полноте их художественной индивидуализации (т. е. конкретизации как национальных, исторических, социальных примет, так и физических, интеллектуальных и духовных особенностей) — принцип типизации. Герой реалистического произведения – социальный тип в чистом виде. Он представляет среду и состоит из социальных качеств и признаков.;

- предпочтение в способах изображения «форм самой жизни», но наряду с использованием, особенно в 20 в., условных форм (мифа, символа, притчи, гротеска);

- преобладающий интерес к проблеме «личность и общество» (особенно — к неизбывному противостоянию социальных закономерностей и нравственного идеала, личностного и массового, мифологизированного сознания). Критические реалисты создали социальный характер. Они дали ему точную и ясную оценку, исходя из той роли, которую он занимает в обществе.

Французский реализм XIX столетия проходит в своем развитии два этапа. Первый этап - становление и утверждение реализма как ведущего направления в литературе (конец 20-х - 40-е годы) - представлен творчеством Беранже, Мериме, Стендаля, Бальзака. Второй (50-70-е годы) связан с именем Флобера - наследника реализма бальзаковско-стендалевского типа и предшественника «натуралистического реализма» школы Золя.

Английская реалистическая литература. Развитие реализма XIX в. в Англии весьма своеобразно по сравнению с аналогичным процессом в других странах Европы. Первые произведения, в которых по-новому, в сравнении с просветительским реализмом, была раскрыта взаимосвязь человека и среды, его формирующей, появились в Англии еще в 90-х годах XVIII столетия. Следствием политических и экономических причин стала мощная борьба за реформы, которая развернулась в Англии в первые десятилетия XIX в.

В Англии критический реализм XIX в. формировался в непосредственной, ненарушенной преемственности от реализма эпохи Просвещения. Однако, как бы сильно ни было выражено критическое начало в творчестве английских реалистов, не менее важно и начало собственно позитивное — утверждение идеала. И в этом английский реализм вновь обнаруживает свою связь с романтизмом. Через увлечение утопией, за исключением Джейн Остен, Уильяма Теккерея, Эмили Бронте и писателей-чартистов, прошли практически все английские реалисты первой половины XIX в.




1. тема не могла б вижити
2. Электрическая тяга КУРСОВАЯ РАБОТА по дисциплине ПОДВИЖНОЙ СОСТАВ ЖЕЛЕЗНЫХ ДОРОГ раздел ЭЛЕКТР
3. Лабораторная работа 4Поиск экстремумов функции одной переменной Поиск наибольших наименьших значений фун
4. 234567 8910 Обида безысходность Сейчас ЦЕЛЬ Завтра Через месяц
5. Тема 9 СТРУКТУРНАЯ ОПТИМИЗАЦИЯ ТЕХНОЛОГИЧЕСКИХ ПРОЦЕССОВ Содержание [0
6. Джон Рональд Руэл Толкие
7. Символ и таинство в богословии св Максима исповедника symbol and mystery in stMaximus the confess
8. Охрана труда женщин, несовершеннолетних и инвалидов
9. варианты и впишите свои ответы на свободные строчки
10. Актуальность современного искусства
11. Реферат на тему- Ожидания студентов от их будущей карьеры
12. Мотивация и личность это оригинальные записи о проведенной работе сделанные одним из самых творческих п
13. тематики трудности возникают с русским языком
14. Категории методы и функции политологии
15. Тема заняття- Велика Британія в 20х рр
16. Аудит- история и современность
17. Юрка знал это с самого раннего детства
18. заболевание лимфатических узлов denopthi ае f адреналина гидрохлорид
19. Методы оценки бизнеса
20. Лекция 24 СОЦИАЛЬНЫЙ КОНФЛИКТ Многие великие мыслители прошлого представляли человеческое общество