Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Информационный образ жизни: общество и
личность в условиях информатизации
В условиях развертывания информатизации каждое из диалектически взаимосвязанн х начал человека: физическое, психическое и социальное требует специального учета, т.к. только в этом случае новые возможности информационного общества могут быть в полной мере использованы для всестороннего развития человека. Неучет специфики этих начал человека, стихийная информатизация чревата трудно прогнози уемыми в полной мере отрицательными общественными последствиям информатизации.
1. Учет физического начала. Проблемы адаптации людей с ограниченными физическими возможностями в современной информационной среде.
Люди с ограниченными физическими возможностями требуют особого подхода к разра отке прежде всего устройств ввода- вывода информации в ЭВМ. Например: во м огих странах мира для слепых и слабовидящих людей широко применяются специальные синтезаторы, позволяющие осуществлять голосовой ввод информации; практически по ностью потерявшие подвижность могут осуществляють работу на компьютере, ввод и формации движением глаз при помощи специальных шлемов.
В России создана специальная программа по компьютерной технике, адаптированной для лиц, имеющих различные физические отклонения (например, в Москве разработа а и успешно применяется компьютерная методика для лечения косоглазия у детей , что очень важно, так как в каждой тридцатой семье ребенок страдает этим забо еванием); существуют специальные компьютерные залы, а также центры подготовки специалистов из числа людей с ограниченными возможностями.
Необходима разработка программ занятости с использованием компьютеров на дому ля людей, не имеющих возможности перемещаться на работу. Реализация таких п ограмм позволит обществу не потерять деятельностный, образовательный и интел ектуальный потенциал людей, а также снизит социальную напряженность.
2. У людей различна психологическая устойчивость к процессам информатизации. Необходимо точное определение предельно допустимых нагрузок на психику у различ ых социальных групп в условиях возрастающих потоков информации.
Особого внимания требуют женщины, принявшие на себя основной “удар” в области практической компьютерной работы. Далее, например, известно, что наиболее подве жены “зомбированию” Пpимечание: зомби - восставший мертвец, автоматически выполняющий команды по телевидению молодежь и люди пожилого возраста. Необходимо правовое огра ичение объема и содержания телевизионного воздействия, разработанное на базе глубоких научных исследований психологов.
На повестке дня активное развитие научного направления - информационной (компьютерной) психологии.
Эта наука, видимо, должна исследовать такие проблемы, как:
- страх человека перед стремительно совершенствующейся информационной тех икой, ростом и усложнением информационных потоков (компьютерофобия);
- “информомания” как болезнь человека, отдающего приоритет общению с ЭВМ, а е с людьми;
- утомляемость людей при работе на компьютере и т.д.
Уже появился термин “киберболезнь”, которой подвержены люди, часто находящиеся в виртуальной реальности.
Должны создаваться соответствующие рекомендации для разработчиков ЭВМ, специа истов по эргономике, а также пользователей.
Значительные наработки в этом направлении уже есть. Так, например, люстра, изо ретенная выдающимся русским биофизиком А.Л.Чижевским , насыщая воздух аэрои ами, нейтрализует смог положительных ионов в компьютерных помещениях, компенси ует потери отрицательных зарядов в организме человека, снимает усталость и ст ессы. Ряд монохромных ноутбуков имеют большой жидкокристаллический экран , дающий до 64 оттенков серого цвета, что снижает утомляемость глаз.
В социально-экономическом отношении очень важна практическая реализация уже имеющегося нормативного положения о доплате лицам, постоянно использующим в своей работе компьютерную технику.
3. Каждая социальная группа имеет свой специфический вариант социализации, а то значит, что в условиях информатизации все современные средства коммуникации и компьютеры должны делать учет этой специфики более совершенным, а не нивели овать ее, стандартизуя человека.
Остановимся на основных социальных проблемах и вариантах их решения в условиях информатизации:
- проблема языковой коммуникации.
Языковая коммуникация составляет ядро информатизации. Значит, электронные сре ства информатизации должны органически встраиваться в сеть естественно с ожившейся для каждого человека языковой среды. В условиях России широкое распростра ение нерусифицированных программных средств, формирование общественного мнения о нормальности подобной ситуации - тяжелая по перспективным последствиям социальная проблема.
Должны быть разработаны средства информатики и компьютерной лингвистики массового применения. Имеющиеся средства не соответствуют социальным потребностям ли о по уровню доступности, либо по цене.
- информационная безопасность личности.
Под информационной безопасностью понимается состояние защищенности информационной среды общества, о еспечивающее ее формирование и развитие в интересах граждан, организаций и государства[1].
Обеспечение информационной безопасности личности означает ее право на получение объективной информации и предполагает, что по ученная человеком из разных источников информация не препятствует свободному фо мированию и развитию его личности.
В качестве воздействия на личность могут выступать:
- целенаправленное информационное давление с целью изменения мировоззрения, по итических взглядов и морально-психологического состояния людей;
- распространение недостоверной, искаженной, неполной информации;
- использование неадекватного восприятия людьми достоверной информации.
Информационные воздействия опасны или полезны не столько сами по себе, ско ько тем, что управляют мощными вещественно-энергетическими процессами. Суть влия ия информации как раз и заключается в ее способности контролировать веществен о-энергетические процессы, параметры которых на много порядков выше самой инфо мации[2].
Учеными установлено, что пользователи в псевдореальном мире гораздо в большей степени, чем в мире обычном, подвержены внушению и гипнозу. Запрограммировать игровую программу на ту или иную установку не представляет труда. “Виртуальную” систему можно заразить вирусом, который будет кодировать на слова, что позво ит в дальнейшем осуществлять “зомбирование”.
За рубежом наблюдение за соблюдением прав граждан в этом отношении - компете ция специальных уполномоченных по защите прав граждан в информационных системах[3].
- компьютерная преступность, вирусы.
Компьютерный вирус - специальная программа, составленная кем-то со злым умыс ом и способная к саморазмножению. Одну из самых популярных антивирусных прог амм - “AIDSTEST” - ее автор Д.Лозинский обновляет иногда даже дважды в неделю.
Попытка создателей вирусов, как правило, молодых людей реализовать себя в ви усописательстве связана с рядом причин: желанием самоутвердиться, “прогреметь”, а также с отсутствием осознанных жизненных целей. Д.Лозинский считает их жа кими созданиями[4].
Информационный образ жизни.
Существует два смысла этого понятия:
1. образ жизни людей в информационном обществе, где все стороны жизни в з ачительной степени пронизываются информационными отношениями, базирующимися на сов еменных информационных технологиях;
2. информационный аспект образа жизни.
Сегодня учеными и специалистами ставится вопрос о необходимости развития информационной экологии, формирующей здоровый информационный образ жизни людей в социальной и природной среде. Соблюдение правил информационной гигиены приводит к сознательно избран ому информационному образу жизни, на склоне которой человек не жалеет, что п ожил ее зря.
Под образом жизни понимается система видов жизнедеятельности общества в целом, социальных г упп, личности, определяемых социально-экономическими условиями.
Главной чертой образа жизни является его системность, проявляющаяся в том, что входящие в его состав виды деятельности взаимосвязаны между собой: изменение о ной из них ведет к изменению другой.
Каковы же составляющие образ жизни виды деятельности? Это: - трудовая;
- общественно-политическая;
- учебная;
- бытовая;
-социально-культурная;
- досуговая деятельность.
Рассмотрим новые возможности, предоставляемые информатизацией, для соверше ствования ряда из перечисленных слагаемых образа жизни.
- общественно-политическая деятельность обретает новую глубину с использованием интерактивного телевидения (телевиде ия с обратной связью). Добавление к обычному телевизору передающего устройства с пультом обратной связи позволяет зрителю реагировать на вопросы ведущих телеп ограмм, принимать участие в анкетированиях, голосованиях и т.д. Создается также новый рынок заказного цифрового телевидения на экране компьютера.
- учебная деятельность.
Активно развивающаяся педагогическая информатика занимается проблемами создания и реализации концепции образования [5] людей, которым предстоит жить в информационном обществе. Среди целей информатизации об азования, наряду с универсальными (развитие интеллектуальных способностей, гуманизация и доступность образования) определяется и ряд специфических - компьюте ная грамотность, информационное обеспечение образования (базы знаний и данн х), индивидуализированное образование на основе новых компьютерных технологий о учения. Мультимедиа, в частности, помогут осуществить смену парадигмы образова ия: от “наполнения сосуда” к “воспламенению факела”, т.е. раскрытию и развитию и дивидуальных возможностей человека.
Появление мультимедиа приводит к созданию не только новых рабочих мест, но и особых возможностей для изменения культуры бытового, производственного (учебного) и экономического поведения .
Гипертекст как обучающее средство сегодня начинает активно использоваться в учебном процессе, внося свой вклад в совершенствование индивидуализации обучения.
В развитых странах, например, в Великобритании, в законе об образовании гара тируется право учащихся с 6 лет пользоваться новыми информационными технологиями в учебном процессе.
- бытовая деятельность.
Бытовые компьютеры в принципе имеют по сравнению с профессиональными более ог аниченные возможности (по ресурсам памяти, набору внешних устройств и др.). Од ако, сегодня согласно мировым стандартам бытовой (домашний) компьютер представ яет собой машину, оснащенную микрофоном, проигрывателем CD-ROM, стереоди амиками, факсимильной связью и т.п. В России под домашним компьютером часто по имается пока предельно усеченная модель.
Бытовые компьютеры предназначены для массового использования в домашних ус овиях при решении вычислительных, обучающих, информационно-справочных, игровых и д угих задач.
Важными областями применения бытовых компьютеров также являются:
- обеспечение информационных потребностей людей ( доступ к различным базам дан ых и знаний, общение с владельцами других ЭВМ по линиям связи и др.);
- автоматическое управление домашним хозяйством (управление микроклиматом, освещенностью, расходом электроэнергии и отопительной системой, устройствами б товой техники, обеспечение неприкосновенности и безопасности жилища и др.).
- социально-культурная деятельность.
Развитие мультимедийных технологий и увеличение места, занимаемого ими в жизни современного человека, отразилось, конечно не только на науке и игре, но и на искусстве.
Так, например, первый выполненный в технологии мультимедиа CD-ROM “Сокровища России” (стоимость 55$), посвященный русскому искусству Х - начала ХХ веков, со ержит карты Российского государства в динамике его развития и так называемую “в еменную линию”, позволяющие вести анализ развития русского искусства во време и и пространстве.
- досуговая деятельность.
В мире фиксируется четкая тенденция развития “инфоразвлечений”[6]. Развлекате ьные информационные средства делятся на воспроизводящие средства и средства, обеспечивающие участие (интерактивные средства).
За одно десятилетие были созданы 4 поколения интерактивных средств. Компактн е диски знаменуют появление пятого поколения. Первые три поколения интерактив ых средств объединяют постоянно усложняющиеся версии видеоигр. В четвертом поколении были объединены видеоигры и бытовые компьютеры при одновременном расшире ии ассортимента развлечений за счет включения логических игр, музыкальных и ху ожественных интерактивных программ. В настоящее время среди последних достиже ий можно выделить компьютерную мультипликацию. Появившиеся оптические диски, п едлагающие игроку возможность альтернативного выбора решений, являются первым шагом к продукции пятого поколения.
В США покупаются системы, обеспечивающие воспроизведение полнометражного фи ьма в режиме CD-Interactive на большом телевизионном экране.
По прогнозам ряда специалистов домашний компьютер, вместе с разнообразными on-line Пpимечание: on-line - оперативно доступный -службами, текстовыми и аудиовизуальными новостями, видеоиграми в перспективе победит телевизор, погубит интерактивное телевидение.
В условиях стремительного совершенствования информационных технологий и беспре ельного развития предоставляемых ими возможностей, самым актуальным вопросом п одолжает оставаться вопрос о целевых жизненных установках конкретной личности.
Литература:
1. Концепция информационной безопасности РФ (проект) М. 1994, с.40.
2. См. Домозетов Х. Компьютеризация и проблемы здоровья, свободы и безопас ости личности // Философская и социологическая мысль, 1991, № 4, с.93-99; Позд яков А.И. Информационная безопасность личности, общества, государства // Военная м сль, 1993, № 10.
3. Венгеров А.Б. Информационная ситуация может способствовать как прогрессу, так и деградации общества // Компьютер и право, № 1, июнь 1994.
4. Лозинский Д.” Компьютерный вирус - это СПИД для машин. Но без резиновых пе чаток можно обойтись // Вечерний клуб, 1994, 20 октября.
5. См. Жданов В.С., Кортуков Е.В., Саксонов Е.А., Джугели Т.П. Гуничев В.Н., Шапкин Ю.А. К концепции информатизации образования // Социальная информатика. М. 1990, с.92; Смольникова И.А. Виртуальная реальность в искусстве и обучении // Социальная информатика - 95, с.107-114; Ульянов Б.В. Эффективность информационн х систем обучения. М. 1995.
6. Поппель Г., Голдстайн Б. Информационная технология - миллионные прибыли. М., 1990, гл.2. Область ИТ: услуги развлечения, с.147-157.
7. Домашний компьютер вытеснит телевизор с рынка multimedia // Компьютерра, 6 июня 1994 года.