Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Идеи эйдосы являются прообразами вещей их истоками

Работа добавлена на сайт samzan.net:


ФИЛОСОФИЯ ПЛАТОНА

Основная часть философии Платона, давшая название целому направлению философии — это учение об идеях (эйдосах), о существовании двух миров: мира идей (эйдосов) и мира вещей, или форм. Идеи (эйдосы) являются прообразами вещей, их истоками. Идеи (эйдосы) лежат в основе всего множества вещей, образованных из бесформенной материи. Идеи — источник всего, сама же материя ничего не может породить.

Мир идей (эйдосов) существует вне времени и пространства. В этом мире есть определенная иерархия, на вершине которой стоит идея Блага, из которой проистекают все остальные. Благо тождественно абсолютной Красоте, но в то же время это Начало всех начал и Творец Вселенной. В мифе о пещере Благо изображается как Солнце, идеи символизируются теми существами и предметами, которые проходят перед пещерой, а сама пещера — образ материального мира с его иллюзиями.

Идея (эйдос) любой вещи или существа — это самое глубокое, сокровенное и существенное в нем. У человека роль идеи выполняет его бессмертная душа. Идеи (эйдосы) обладают качествами постоянства, единства и чистоты, а вещи — изменчивости, множественности и искаженности.

Душа человека представляется у Платона в образе колесницы с всадником и двумя лошадьми, белой и черной. Возница символизирует разумное начало в человеке, а кони: белый — благородные, высшие качества души, черный — страсти, желания и инстинктивное начало. Когда человек пребывает в ином мире, он (возница) получает возможность вместе с богами созерцать вечные истины. Когда же человек вновь рождается в мире материальном, то знание этих истин остается в его душе как воспоминание. Поэтому, согласно философии Платона, единственный для человека способ знать — это припоминать, находить в вещах чувственного мира «отблески» идей. Когда же человеку удается увидеть следы идей — через красоту, любовь или справедливые дела — то, по словам Платона, крылья души, когда-то утерянные ею, вновь начинают расти.

Отсюда — важность учения Платона о Красоте, о необходимости искать ее в природе, людях, искусстве или прекрасно устроенных законах, потому что, когда душа постепенно восходит от созерцания красоты физической к красоте наук и искусств, далее — к красоте нравов и обычаев, — это наилучший способ для души подняться по «золотой лестнице» к миру идей.

Второй силой, не менее преобразующей человека и способной поднять его до мира богов, является Любовь. Вообще, сам философ напоминает Эрота: от также стремится достичь блага, он и не мудр и не невежественен, но является посредником между одним и другим, он не обладает красотой и благом и именно поэтому стремится к ним.

И философия, и любовь дают возможность рождения чего-то прекрасного: от создания прекрасных вещей до прекрасных законов и справедливых идей.

Платон учит, что все мы можем выйти из «пещеры» к свету идей, поскольку способность видеть свет духовного Солнца (то есть созерцать истину и мыслить) есть в каждом, но, к сожалению, мы смотрим не в том направлении.

В «Государстве» Платон также дает нам учение об основных частях человеческой души, каждая из которых имеет свои добродетели: разумная часть души имеет в качестве добродетели мудрость, вожделеющее начало (страстное начало души) — умеренность и воздержанность, а яростный дух (который может быть союзником как первого, так и второго) — мужество и способность подчиняться разуму. Все вместе эти добродетели составляют справедливость.

Платон проводит параллели между частями души и типами людей в государстве и называет справедливостью в государстве, когда каждый человек находится на своем месте и делает то, к чему более всего способен.

Особое место в «Государстве» Платон уделяет стражам (воинам) и их воспитанию, которое должно сочетать в себе две части: мусическую и гимнастическую. Гимнастическое воспитание позволяет подчинить страсти разумному началу и развить в себе качество воли. А мусическое — позволяет смягчить яростный дух и подчинить его законам ритма и гармонии.

ФИЛОСОФИЯ ДЕМОКРИТА

Предпосылкой атомизма (А)  была потребность дать матер. Объяснение наблюдаемых свойств вещей - их множества, движения и изменения. Зенон, доказал что гипотеза о бесконечной делимости вещей, пространства и времени ведет к неустранимым противоречиям и парадоксам.       А. предполагали сущ. беск. мн-ва телесных частиц, они допускали сущ. пустоты в кот. происх. движ. частиц и отрицали за частицами возм. делиться до бесконечности, видели в них непроницаемые атомы.

Основатель А. - Левкипп.(рожден в Милете). Все состоит из мельчайших недел. частиц и пустоты.все происходит в силу закона причинности и достаточного основания. Ни одна вещь не возникает беспричинно, но все возникает в силу необходимости и на каком-то основании.

Продолжатель А. - Демокрит (460 -370 ггднэ) - Сущ. атомы и пустоты, образующие своими бескон. многообр. соединениями все сложные тела. Ощущ. представляют хотя и недостаточный, но необходимый источник познания. Недостаточные и неточные свидетельства ощущ. исправляются более тонким усмотрением ума. Так атомы и пустота невидимы, но их существование удостоверяются основанным на чувств. наблюдениях размышлением.

Д. говорит отом,что ф. занимается изучением не того, что известно всем, а того , что лежит в основе всего, образует его причину. Атомы суть всевозм. мал. тела, не имеющие качеств, пустота же - метод, в котором все эти тела, в течении всей вечности носясь вверх и вниз, или сплетаются между собой, или наталкиваются друг на друга и отскакивают,расходятся и снова сходятся в такие соединения, и таким образом они производят и все прочие сложные тела и наши тела, и их состояния и ощущения.

Ат. учение распространяется Д. на учение о жизни и душе. Жизнь и смерть орг. сводится к соед. и разложению атомов. Душа состоит из огненных атомов и есть их временное соединение. Душа не бессмертна. Основа познания - ощущения. От вещей отделяются  "видики", они несутся во все стороны в пустом пространстве и проникают в органы чувств через поры, возникает образ предмета, соотв. самому предмету. Т.о. уже в ощущ мы получаем верный образ предмета. Однако маленькие предметы недоступны чувствам, Такие св-ва вещ. постигаются умом.

Идеалом Д. явл. жизнь, обеспеченная общим законом и порядком, безмятежная и благодушная. Разумное наслаждение жизнью состоит в светлом и спок. состоянии души, обусловленном согласием с прир., исполнением долга, мерой во всем… Без этого не могут быть достигнуты ни искусство, ни мудрость.

ШКОЛА СТОИКОВ

Школа стоиков была основана Зеноном (340-265 гг. до Р. X.), обучавшимся у Кратеса из школы циников, от которой стоики и взяли свое начало. За Зеноном следовал Клеанф, за ним Хрисипп, Зенон из Тарса, Диоген, Антипатр, Панэтий и Посидоний. Наиболее знаменитыми из римских стоиков были Эпиктет и Марк Аврелий.

Стоики были в основном пантеистами, так как они утверждали, что, нет ничего лучше, чем мир; а мир есть Бог. Зенон считал, что мировая мысль рассеяна повсюду как семя. Стоицизм является материалистической философией, так как проповедует добровольное подчинение естественному закону. Хрисипп утверждал, что добро и зло, будучи противоположными по отношению друг к другу, являются необходимыми, так как поддерживают друг друга. Считалось, что душа имеет физическую форму и распадается вместе с телом. Хотя некоторые из стоиков полагали, что мудрость продляет существование души, настоящее бессмертие не включалось в их доктрины. Душа, по их представлениям, состояла из восьми частей: пяти чувств, порождающей силы, силы голоса и восьмой, главенствующей части. Природа определялась как Бог, смешанный с субстанцией мира. Все вещи рассматривались либо как телесные, либо как бестелесные.

Кротость была отличительной чертой философов-стоиков. Однажды Диоген держал речь о том, что не следует гневаться, и один из его последователей презрительно плюнул ему в лицо. Униженно приняв оскорбление, великий стоик нашел остроумный ответ. "Я не гневаюсь, но я сомневаюсь, следует мне делать это или нет!"

ШКОЛА ЦИННИКОВ

Школа и философия киников

Основателем школы считается ученик Сократа Антисфен.

«Философия киников (если только можно было это считать философией в полном смысле слова)  зародилась […] среди бедняков, лишившихся средств к существованию и выбитых из привычной колеи, и явилась иллюзорной попыткой сохранить свободу и достоинство со стороны людей, которых всё меньше и меньше считали за таковых.

Это был тщетный бунт против отживших общественных установлений, стремление противопоставить свой отказ, своё нарочитое пренебрежение роскоши богачей и сытости обывателей, а свою собственную систему взглядов - лжи общепринятых условностей. Киникам казалось насквозь фальшивым и неприемлемым всё - государство, законы, мораль, потому что всё это служило лишь интересам имущих и было чуждо, даже враждебно людям труда и тем вконец обездоленным неудачникам, для которых не находилось даже работы. Киники презирали весь мир, потому что он отвергал их, и предпочитали добровольному рабству свободу всеобщего отказа.

Уже ученик Горгия и Сократа, афинянин Антисфен, «человек с гераклитовским складом ума», проповедовал суровую умеренность жизни, порицая выгодные лишь богатым законы и утверждая, что «труд есть благо». Бедный и больной (он умер от чахотки), Антисфен учил, что жизнь есть деяние, что каждый свободен в выборе пути и имеет право на моральную автономию.

Незаконнорождённый, в драном плащишке (впрочем, скорее назло, чем по бедности), основатель кинизма открыто выражал свое презрение к народному собранию, властям, официальной морали, к приобретательству и накопительству, считая единственно ценным достоянием добродетель -  «это орудие, которое нельзя отнять» и «разум - самое прочное из укреплений, ибо его нельзя ни уничтожить, ни предать».

Неряшливого и неимущего, позволяющего себе с пренебрежением отзываться о грандиозных философских системах своих современников, не верящего ни в высшие закономерности, ни в возможность усовершенствования жизни людской, Антисфена прямо-таки не выносил Платон, не признававший права считаться философами за невежами, не понимающими смысл и пользу геометрии и музыки.

И действительно, мир для киников (чуждых всякой трансцендентности) представлялся предельно простым и не слишком привлекательным. Равнодушные к физике и космогонии (что пользы людям от понимания того, что в космосе и в обществе действуют сходные закономерности?), киники признавали только этику. Идеалом им представлялась первобытная дикость, когда свободный от ложных и сковывающих установлений человек противостоял природе и был в то же время её неотделимой частью. Веря в некую скрытую разумность природы, Антисфен и его последователи считали её мерилом всего, утверждая, что истинно человеческая жизнь - это жизнь по природе и люди погубили себя, отойдя от неё.

Киники не делили весь белый свет (в отличие от многих греческих философов) на высших и неполноценных, на эллинов и варваров и, вкусив сполна нелегкой доли неимущих и бесправных, утверждали право на человеческое достоинство в каждом из смертных, будь то бедняк афинянин или же раб, тот самый варвар, к которым Аристотель призывал относиться «как к животным или растениям».

Считая наиболее надёжным образом жизни суровую умеренность, Антисфен учил избегать погони за наслаждениями (что становилось понемногу основным для во всем разуверившейся афинской молодёжи) и с презрением отзывался об Аристиппе из Кирены, поставившем наслаждение в центре своей философии, замечая, что «не к лицу истинному философу жить у тиранов и принимать участие в пресловутых сицилийских пирах. Он должен оставаться на родине и довольствоваться тем, что имеет».

Сам Антисфен старался жить так, как учил: бедно, ни перед кем не заискивая (и даже нарочито показывая своё пренебрежение к демагогам и власть имущим), проводя свои дни в занятиях философией и оставив после себя десять томов сочинений. Последователи его, Диоген и Кратет, считали, что мало в Элладе было мыслителей и мудрецов, равных Антисфену в бесстрастии, самообладании и непоколебимости».

Гончарова Т.В., Эпикур, М., «Молодая гвардия», 1988 г., с. 64-65.

Кроме указанного выше, киники - вероятно, и в силу своего социального происхождения - не признавали абстракций, общих понятий…

Учитывая  элементы антиобщественного (часто демонстративного) поведения киников,  от названия их школы произошёл более поздний термин «цинизм».

Образ жизни киников явно оказал влияние на формирование образа жизни христианских аскетов.




1. Реферат- Исследование проявления подростковой агрессивности учащихся средней школы
2. 1] ИСТОРИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ [1
3. Лабораторна робота ’ 8 Визначення зміни лінійних розмірів тканини і трикотажу.html
4. психиатр аспирант кафедры нейро и патопсихологии факультета психологии МГУ Москва Доктор психол
5. тема нашої літератури
6. Модуль 2 Патологія еритроцитів У хворого на первинний гіперальдостеронізм підвищений ар
7. Шередарь приглашает волонтеров для проведения очередной реабилитационной смены которая состоится с 9 по 1
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата біологічних наук Чер
9. Лабораторная работа 3 Тема- Дослідження роботи пристроїв пам~яті
10. Философия природы и новое естествознание Возрождения
11. Лучший предпринимательский проект учащейся и студенческой молодёжи города Москвы Дата подачи заявки-
12. Горький Мать
13. Топограф синусов тв мозг обол
14. РГУТиС в г. Перми 20г Федеральное государственное бюджетное образовательное учре.html
15. задание 1 на государственную итоговую аттестацию выпускников ГОУ НПО ЯО химикотехнологический лицей
16. . Сразу же после заключения мирного соглашения с Османской империей 1700 г Россия вступила в Северную войну с
17. правовые формы профессиональных участников рынка ценных бумаг- российская практика и международный опыт
18. Гатчинская школаинтернат СОО
19. 1940 г было положено начало применению типовых деталей элементов и узлов зданий и сооружений
20. I. Problemy spo~eczne mog~ stnowi~ przeszkod~ dl efektywnego funkcjonowni p~stw utrudnij~ b~d~ nwet uniemo~liwij~ relizcj~ cel~w spo~ecznych