Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Записка о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению его с довоенным положением и положени

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Записка о современном состоянии сельского хозяйства СССР по сравнению его с довоенным положением и положением сельского хозяйства капиталистических стран*

ЧАЯНОВ А. В.

типы мирового хозяйства, тенденции американского земледелия, сельское хозяйство России, проблемы эволюции

types of world economy, trends of American agriculture, agriculture of Russia, problems of evolution

ОСНОВНЫЕ ТИПЫ МИРОВОГО ХОЗЯЙСТВА ДО ВОЙНЫ

Для того, чтобы возможно более выпукло выявить отличия современной фазы развития советского земледелия, мы неизбежно должны рассмотреть его в плоскости эволюционного развития и в сопоставлении с развитием земледелия капиталистических стран, начав наш анализ со времени, непосредственно предшествующего эпохе войны.

Рассматривая состояние мирового сельского хозяйства до войны, мы можем вскрыть в нем два полярных типа.

1) Американское хозяйство, в основе которого лежало в массе хозяйство фермера, лично работающего физически в своем хозяйстве с

*Работа хранится в Российском государственном архиве экономики. Фонд Чаянова А, В., №731.

66

двумятремя наемными рабочими. Его хозяйство было среднее по размерам, экстенсивное, сильно машинизированное и весьма прочно втянутое в капиталистическую систему народного хозяйства в формах так называемой вертикальной концентрации.

Различные банки поземельного кредита, элеваторные, мелиоративные и торговые компании весьма тесно контролировали это хозяйство и извлекали из него значительное количество капиталистической прибыли.

Дешевая земля, дорогой труд, экстенсивное малотрудоемкое земледелие с большим вложением капитала и широко проведенной машинизацией вот основа этого типа хозяйства.

2) Полную противоположность американским формам мы имели в восточных странах Китае, Индии и некоторых других.

Чрезмерное аграрное перенаселение при неизжитом еще феодально-общественном строе обусловило в них развитие семейных форм хозяйства, исключительную трудоемкость земледелия и большое распространение кабальных отношений в области аренды, кредита и трудового найма.

Дорогая земля, дешевый труд, сверхинтенсивные и самые трудоемкие системы земледелия, отсутствие не только машин, но и лошадей, и феодальные отношения вместо капиталистических, вот народнохозяйственная основа китайских форм земледелия.

СЕЛЬСКОЕ ХОЗЯЙСТВО ДОВОЕННОЙ РОССИИ

Сельское хозяйство довоенной России, как это ни парадоксально, представляет собой порайонную смесь этих двух типов или, точнее, смесь тенденций в отношении этих двух типов.

Русская деревня, только несколько десятилетий назад вышедшая из доподлинно феодального строя, еще не изжившая многих его элементов, находилась перед войной на жесточайшем переломе, сопровождающем переход от феодального строя к товарному. Основное отличие сельскохозяйственной экономии нашей страны, например от Америки, заключается в том, что заселение Америки почти с самых первых лет шло в условиях товарного хозяйства, сообразно чему население размещалось по территории в разной густоте, сообразно зонам интенсивности, всецело определяющимся рыночной конъюнктурой. Что же касается размещения населения в нашей стране, то в течение ряда столетий натурально-феодального строя главная масса населения размещалась вне зависимости от рыночных зон, тяготея к благоприятным по своему плодородию районам, находящимся к тому же в более или менее безопасном стратегическом положении. Это размещение населения, в основном сложившееся еще в XVII веке, удерживается до начала быстрого развития товарного хозяйства, начавшегося в конце XIX века.

Развивавшиеся товарные отношения предъявили совершенно иные требования к размещению населения, наложив на карту страны зоны товарных тяготений в отношении Черноморских и Балтийских портов.

В итоге существовавшее «данное исторически» размещение населения оказалось в вопиющем несоответствии с тем, которое должно было бы существовать сообразно требованиям рынка. Обозначились ярко выраженные территории, противоречия между которыми не могли быть сглажены миграционными потоками последнего времени.

В результате изложенного исторического процесса в наших аграрных перенаселенных районах мы имели некоторое подобие китайского земельного режима семейные формы хозяйства, дешевый труд, взвинченные цены на землю и пышный расцвет кабальных отношений и докапиталистических форм дифференциации крестьянских хозяйств.

В северных промышленных областях аграрный кризис смягчался и в то же время отягощался промысловым отходом населения и широким развитием кустарных промыслов, смазывающих выделение классово чистого промышленного пролетариата и высасывающих из деревни все, стоящее выше среднего уровня. Обратно этому в экстенсивных, недо-населенных районах юга, юго-востока и востока мы имели быструю эволюцию в сторону американских форм хозяйства, быстрое изживание докапиталистических форм семейного хозяйства, нарастание элементов фермерского типа с машинной техникой и энергичную замену докапиталистических и кабальных форм дифференциации нарастающими элементами дифференциации, доподлинно капиталистической.

Даже в народнохозяйственном отношении хозяйственный строй этих районов приближается к капиталистической Америке высокая товарность, инвестирование значительных капиталов кредитного происхождения, развитие вертикальных концентраций как в капиталистических, так равно в кооперативных формах, словом, начальная фаза всех элементов, составляющих сущность американской организации земледелия. Ничего подобного мы не имели в аграрно-перенаселенных районах, упорно удерживающих докапиталистические формы натурально-семейного режима с туго развивающейся товарностью и кооперацией.

В изложенной обстановке непосредственно перед войной как в самом крестьянстве, так и в агроэкономической среде наметились две основные тенденции: во-первых, идти на «чистокровную Америку» и развивать всячески фермерские элементы в нашем земледелии (Харьковская группа, Сокальский, Мацеевич и др.)*. Во-вторых, пытаться создать, опираясь на середняцкую массу, кооперативные формы вертикальной концентрации хозяйства, идя через которые рационализировать и организовывать крестьянское хозяйство, по возможности избегая захвата деревни торговым и финансовым капиталом и сохраняя контроль над путями сбыта и финансирования в руках кооперативно-организованных масс (Московская агрономия на съезде 1911 г.).

Имеются в виду специалисты-аграрники, группировавшиеся вокруг издававшегося в Харькове «Агрономического журнала». Мацеевич К. А., Сокальский Л. П. авторы трудов по вопросам сельского хозяйства, участники 1-го Всероссийского сельскохозяйственного съезда, проходившего в Киеве в 1913 г.

Война застала оба эти течения в первых шагах и в литературных фазах борьбы.

Такова была обстановка к моменту Октябрьского переворота. Какие же изменения внесены во все это советским периодом нашей истории и какие параллельные изменения произошли в странах капиталистического земледелия?

СОВРЕМЕННЫЕ ТЕНДЕНЦИИ АМЕРИКАНСКОГО ЗЕМЛЕДЕЛИЯ

Начнем с заграницы. В странах американского типа мы имеем быстрое развитие кредитной и посреднической кооперации, почти совершенно вытеснившей частный торговый капитал и, в свою очередь, подпавшей под сильнейшее влияние и контроль финансового капитала.

Кооперативно организованный фермер, вошедший через смычку с банком в систему капиталистически организованного хозяйства, вот герой дня земледелия обеих Америк, Австралии и Юж. Африки.

О весьма запутанной идеологии этого движения можно судить по прилагаемому переводу статьи аргентинского профессора Арано (Буэнос-Айрес). К этой системе организации сельского хозяйства Америка прибавила значительный бросок технических улучшений: выброшены новые сорта хлебов с супер-монитобой во главе) вывезенный из СССР донник обещает значительный переворот в кормовом вопросе, удои коров-рекордсменок перевалили за 1000 пудов и т. п. В противоположность этому в аграрно-перенаселенных странах) за исключением Японии) положение дел в организационно-экономических отношениях осталось почти то же, что и до войны.

СОВРЕМЕННОЕ ПОЛОЖЕНИЕ СЕДЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА СССР

Переходим теперь к выяснению того положения, в каком после десяти лет Советской власти находится ныне наше сельское хозяйство. Для того чтобы осветить этот вопрос с достаточной степенью ясности, мы должны расчленить проблему весьма резко на две части.

ИЗМЕНЕНИЯ В ПРОИЗВОДЯЩЕМ АППАРАТЕ СЕЛЬСКОГО ХОЗЯЙСТВА

Во-первых, каковы изменения, произошедшие в самом производящем аппарате сельского хозяйства, и, во-вторых, каковы изменения, произошедшие в строе сельского хозяйства в целом, рассматриваемом как организованная часть всего народного хозяйства СССР. Остановимся сначала на первой проблеме.

Одним из крупнейших факторов, создавших современное построение сельского хозяйства СССР, является, конечно, аграрный переворот 1918—1920 гг., ликвидировавший остатки уже отмирающего помещичьего хозяйства. Конкретные результаты этого переворота были, конечно) различны по разным районам. Там) где помещичье хозяйство было еще значительно, переворот местами совершенно преобразил крестьянское хозяйство. Так, например, наш институт сельскохозяйственной экономии повторил в 1926 г. обследование, которое в свое время А. Шинга-

рев' произвел в двух деревнях Воронежской губернии, охарактеризовав их в 1906 г. как безнадежно «вымирающие деревни» по причинам жесткого малоземелья. В 1920 г., несмотря на разорения гражданской войны и потрясения голодом, обе деревни оказались благодаря значительному увеличению надела в полной мере «возрождающимися деревнями». Однако в большей части переворот свелся к сохранению в руках крестьянства всех арендных платежей за 20 миллионов десятин, которые они раньше уплачивали землевладельцам. Едва ли большее значение имели черные переделы воскресшей земельной общины и раскулачивание, снявшее фермерские элементы деревни.

В итоге из общей массы хозяйств выпали высокотоварные предприятия, что неминуемо сказалось на товарной массе сельскохозяйственных продуктов и на возможности экспорта, которые, несомненно, смогут быть восстановлены и даже превзойдены, однако только путем значительного поднятия товарности массового хозяйства. Ликвидация помещичьего хозяйства была настолько полной, что, к сожалению, в руках государства удалось сохранить весьма небольшие нераспыленные сельскохозяйственные площади, благодаря чему приходится признать, что существующие у нас совхозы и полные колхозы не получили сколько-нибудь массового производственного значения и старый лозунг 1916—1919 гг. от крестьянского хозяйства через коммуны к совхозам явно потерял свое актуальное значение. Наших совхозных площадей, сильно растрепанных в период ликвидаторства 1921—1923 гг., вряд ли хватит даже для вспомогательных сельскохозяйственных предприятий (опытные поля, племхозы, совхозы, рассадники и проч.), которые потребуются для обслуживания крестьянского хозяйства, коль скоро начнется его массовый подъем. Развитие социалистического сектора нашего сельского хозяйства явно должно пойти по каким-то другим путям.

В итоге производящий аппарат нашего сельского хозяйства, ликвидировав крупные формы помещичьего хозяйства и значительную часть уже образовавшихся в начале войны фермерских хозяйств, в еще большей степени, чем раньше, оказался состоящим из хозяйств с обостренными благодаря обеднению, кабальными взаимоотношениями в области сдачи и найма инвентаря и рабочего скота, как это наглядно показали произведенные в льняном и подсолнечном районах бюджетные экспедиции Института сельскохозяйственной экономии.

Начиная с 1921 г., в этом массиве снивелированных хозяйств начинают, однако, под давлением развивающегося товарного хозяйства вновь обозначаться процессы перерождения докапиталистической дифференциации и дифференциации капиталистической фермерского типа. При этом процесс этот захватывает те же районы, какие накапливали в себе

*Шингарев А. И. (1869—1918) — русский политический деятель, кадет, один из создателей кадетской аграрной программы. Автор книги «Вымирающая деревня» (1906 г.).

фермерские элементы и до войны. Так, например, по данным ЦСУ СССР на август 1926 г., на 100 хозяйств приходится годовых, сроковых и месячных наемных рабочих по Северному Кавказу 11,8, по Днепропетровску —9,0 и по Крыму — 22,7, в то время как в аграрноперенаселенной черноземной полосе — 3,2, а по правобережью Украины — 6,2. Мы нисколько не сомневаемся, что если бы не было революции, то в этих районах процесс американизации гораздо бы более глубоко захватил крестьянские массы. Даже в наших условиях он был бы еще более значительным, если бы его не сдерживали мероприятия нашей социальной политики.

Параллельно и гораздо более глубоко шел второй из отмеченных нами для предвоенного сельского хозяйства процесс развитие сельскохозяйственной кооперации, но о нем мы будем говорить позднее.

Таким образом, формально, после революции производящий аппарат сельского хозяйства остался, с частнособственнической точки зрения, таким же в своей крестьянской основе, каким он был и до войны, с теми же двумя тенденциями развития к фермерству и к кооперативной концентрации середняцких хозяйств, чему, естественно, соответствуют и существующие теперь различные идеологические течения. Однако, если в своем типе производящий аппарат хозяйства остался тем же, мы можем все же отметить в нем целый ряд глубоких изменений.

Мы не придаем большого значения опасениям по поводу разрушения средств производства крестьянского хозяйства, особенно в тяге и инвентаре, которые хотя, несомненно, существуют, но не кажутся нам угрожающими.

Прежде всего огромные проценты беспосевных и безлошадных должны быть значительно снижены, так как сюда статистика сваливает промысловые и имеющие городской отход хозяйства, т. е. хозяйства необезлошаденные, а попросту не нуждающиеся в инвентаре.

А во-вторых, в районах, не только аграрно-перенаселенных, но даже и на всем Севере, лошади и инвентарь до войны, благодаря парцелляции хозяйств, настолько перегружали хозяйства и так мало использовались, что их уменьшение не означало собой уменьшение производственной возможности сельского хозяйства в целом, а приводило только к развитию сдачи в наем этих средств производства, т. е. имело социальные, а не производственные последствия.

Абсолютный недостаток, еще не изжитый, имеется только в восточных аграрно-перенаселенных областях.

Вообще, благодаря малой капиталоинтенсивности нашего довоенного хозяйства, некоторое разрушение средств производства не имело катастрофических последствий и легко поддается капиталовосстановлению, как это мы видели на примере ряда мест, разгромленных голодом 1921 г. Гораздо более значительны положительные изменения. Прежде всего мы должны отметить почти повсеместную и довольно полную смену руководящего персонала крестьянских хозяйств. Старики, хозяйничавшие до войны 15 лет назад, частью ушли, частью «свергнуты». В крестьянском хозяйстве «у власти» более чем на половину

71

бывшие солдаты мировой и гражданской войн, прошедшие школу революции и фронта, люди с неизмеяимо более широким кругозором, чем хозяева 1906—1915 гг. Этот нояый «персонал» крестьянских хозяйств на две головы выше старого, более подвижен и восприимчив к агроу-лучшениям. Возможно, что этот крестьянин более ярко сознает свою мелкобуржуазную сущность интересов, но, несомненно, уже вышел из-под власти дедушкиных традиций.

Во-вторых, мы уже можем дать этому новому «хозяйствующему субъекту» и новую технику земледелия. Наше опытное дело и местная агрономия, бывшие до войны в героическом периоде первых шагов, теперь уже кое-что знают. Выводы десятилетней исследовательской работы уже во многом созрели, и мы располагаем немалым в рационализации хозяйства. Прилагаемая схема-картограмма, построенная Институтом сельскохозяйственной экономии по предложению НКЗ, по материалам опытных полей и агропомощи, дает нам порайонную картину того технического предложения, которое мы можем дать ищущим крестьянам в реорганизации их хозяйств. В итоге сочетание нового крестьянина с новыми завоеваниями агрономии, мы имеем уже массовые примеры реализации наших агрономических достижений.

Шунга и Угреши* с их 2000 пудов урожая картошки с десятины общеизвестны, не менее известны и стремительны распространения травосеяния в Московской и ряде других губерний, менее известны Курово** и др. деревни, ведущие свое полеводство вровень с Опытным полем Тимирязевской сельскохозяйственной академии, и, наверное, совсем малоизвестно то, что несколько месяцев назад с Волоколамской выставки-конкурса коров ушли без премий коровы с удоем в 200 ведер молока в год, т. к. призерки имели удои много выше. А таких примеров можно привести сотни. Словом, крестьянское.хозяйство сдвинулось с мертвой точки и пошло самоходом.

Несомненно, что поток этот носил бы значительно более массовый характер, если бы не крайнее ослабление стимулов к расширению хозяйств, которое наблюдается в нашей деревне. Можно уверенно сказать, что стимуляция к расширению хозяйства является одним из основных минимумов нашего хозяйства, по которому равняется производство.

Дело даже не столько в политике цен, сколько в чрезвычайном прогрессе налогового обложения, носящего подчас запретительный характер в отношении расширения хозяйства. Хозяйственно расширившееся крестьянское предприятие может уплатить высшую ставку налога, но психологически получающаяся в этих условиях выручка не окупает в глазах^ хозяина необходимого для расширения хозяйства напряжения усилий. Таково положение самого производящего с. х. аппарата.

* Деревни в Костромской губернии. **Деревня в Тульской губернии.

(Окончание следует.)

КОНКУРС МОЛОДЫХ АВТОРОВ




1. Комбинированное действие солей тория, свинца и гамма-излучения на мужские половые клетки лабораторных мышей
2. І П Педагогічну практику проходила у 115й школі м
3. Контрольная работа- Економіко-математичні методи і алгоритми
4. Pets подготовила Головушкина Екатерина Александровна Москва 2009 г
5. МехНо гВитебск ул
6. как надо действовать
7. тематическое путешествие в мир природы
8. Обработка многократных измерений
9. Реферат- Политическая харизма- версии и проблемы
10. Контрольная работа- Договор о совместной деятельности
11. тематизировать к экзамену по микре
12. і Меншік ~ндіріс ~орлар затты~ ж~не рухани игіліктерді иелену ж~ніндегі ~атынастарды~ шарттарын білдіре
13. 00 1
14. реферат диссертации на соискание ученой степени кандидата юридических наук Ижевск 1998 ОБЩАЯ ХАРАК
15.  Клиникопсихологические классификации психического недоразвития 2 Особенности развития сенсорнопео
16. 26 основных понятий политического анализа
17. Тема урока- ldquo;Строение НС rdquo;
18. Экспериментальное получение электромагнитных волн Существование электромагнитных волн переменного
19. Социальная теория и социальная структура Socil Theory nd Socil Structure 1949 2е изд
20. САНАТОРИЙ ИМ ЧЕРНЯХОВСКОГО18 2