У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

вые требования прав человека я вовсе не хочу оскорбить реальные права как притворные и лицемерные подл

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 1.2.2025

Э.БЕРК

РАЗМЫШЛЕНИЯ О РЕВОЛЮЦИИ ВО ФРАНЦИИ                   

ИСТИННАЯ ТЕОРИЯ ПРАВ ЧЕЛОВЕКА

   Я не отрицаю теоретически и не утаиваю на практике (если бы в моей

власти было давать и отнимать) реальные права человека. Отрицая фальши-

вые требования прав человека, я вовсе не хочу оскорбить реальные права

как притворные и лицемерные, подлежащие полному разрушению. Если ци-

вилизованное общество было бы создано для развития человека, то все пре-

имущества, ради которых оно (государство) создано, стали бы его правами.

Государство - институт благодеяния, закон же является только благодете-

лем, действующим по правилам. Человек имеет право жить согласно этим

правилам, он имеет право на справедливость и правосудие несмотря на то,

занят ли он в политике или на каком-либо другом поприще. Человек имеет

право пользоваться средствами производства и продуктами промышленно-

сти. Он имеет право знать своих родителей, имеет право на оказание и

улучшение условий жизни своих отпрысков, на то, что кто-то будет руково-

дить его жизненным путем и утешать на смертном одре. То, что каждый че-

ловек может сделать в отдельности, без посягания на других, то же, что он

имеет право сделать и для себя, он имеет право на справедливую долю всего

того, что общество, путем соединения умений и сил, способно сделать для

него. В этом партнерстве у всех равные права, но все-таки не на одни и те же

вещи. Тот, чей вклада этом сотрудничестве - пять шиллингов, имеет точно

такое же право на него, как и тот, чей вклад состав-

ляет 500 фунтов. Но они не имеют равных прав на одинаковый дивиденд в

продукте совместного капитала, и что касается доли власти, авторитарности

и управления, которыми каждый человек должен обладать в управлении го-

сударством, то я не рассматриваю их среди непосредственных прав человека

в цивилизованном обществе, т.е. в своих рассуждениях имею в виду челове-

ка цивилизованного общества и никого другого. Этот вопрос должен быть

решен посредством соглашений.

   Если цивилизованное общество - результат соглашений, то этот дого-

вор должен стать его законом. Он должен ограничивать и модифицировать

все основы конституции, которые ею были сформированы. Все виды власти

- законодательная, исполнительная и судебная - являются ее детищем. В

любом другом состоянии они могут быть не жизнеспособны. Как кто-либо

может в рамках договора цивилизованного общества требовать прав, кото-

рые даже не предполагают существование этого общества? Требовать прав,

которые абсолютно несовместимы с ним? Одни из первых законов цивили-

зованного общества, который перерастает затем в один из основных, - это

то, что ни один человек не может быть сам себе судьей. То есть человек сра-

зу же лишается первейшего и основного права: судить самого себя и отстаи-

вать свое дело. Он отказывается от права быть собственным хозяином. Но в

то же время он в значительной степени отказывается и от права на самообо-

рону - первейшего закона природы. Люд не могут пользоваться правами

цивилизованного и нецивилизованного общества одновременно. Для того

чтобы можно было добиться справедливости, человек отказывается от нее

полностью.

   Истинная суть правления

   Правительство не создано посредством естественных прав, которые мо-

гут существовать и существуют независимо от него: причем их со-

вершенство достаточно, но их абстрактное совершенство есть их же практи-

ческая ошибка. Имея право на все, они хотят всего. Правительство - изо-

бретение человеческого разума, призванное удовлетворять человеческие

желания. Люди имеют право на их удовлетворение. Среди этих желаний

можно выделить одно, которое выходит за рамки цивилизованного общества

и за рамки ограниченных страстей. Общество требует не только подвергать

тщательному изучению страсти отдельных личностей, но в общей их массе

и по отдельности контролировать свою волю и в итоге смирять и укрощать

страсти. Это может быть сделано только властью, стоящей над всеми и не

подчиненной этой воле и этим    

страстям, обузданию и покорению которых она служит. В этом смысле на-

казания людей, так же как и их свободы, должны быть выделены как их пра-

ва. Но так как свобода и ограничение ее изменяются во времени и обстоя-

тельствах и допускают какие угодно модификации, то они не могут быть ус-

тановлены согласно какому-либо абстрактному правилу; и нет ничего глу-

пее, как обсуждать эту проблему отвлеченно.

   С того момента, как Вы сократили список полных прав человека и по-

зволили искусственно ограничивать эти права, с того момента пра-

вительство занимается лишь рассмотрением выгод и удобств. Это то, что

делает конституцию государства и соответствующее распределение власти

вопросом чрезвычайно деликатным и высокопрофессиональным. Здесь тре-

буется глубокое знание человеческой натуры и всего того, что облегчает или

затрудняет достижение различных целей с помощью механизма граждан-

ских институтов. Государство должно располагать поборниками усиления

его мощи и борьбы с беспорядками и волнениями. Что такое абстрактное

право человека на еду и лекарства на практике? Вопрос заключается в спо-

собе доставки и снабжении ими. С этой проблемой я всегда советую обра-

щаться за помощью к фермеру и врачу, а не к профессору метафизики.

   Наука созидания благосостояния или его обновления, или его пере-

устройства, как любая другая экспериментальная наука, не должна препода-

ваться a priori. Краткосрочный опыт не окажет нам помощи в овладении

этой практической наукой, так как последствия моральных причин не всегда

проявляются незамедлительно; то, что в первый момент казалось пагубным,

в дальнейшем может стать идеальным и прекрасным, и высокое качество

может возникнуть даже на основе отрицательного эффекта в начале своего

действия. Случается и обратное, и очень правдоподобные проекты, с весьма

многообещающими начинаниями, зачастую выливаются в позорные и при-

скорбные акты. В государстве всегда существуют незаметные, почти скры-

тые причины, вещи, которые кажутся на первый взгляд мимолетными, но от

которых могут зависеть в большой степени процветание или упадок. Наука

управления, практически уже сама по себе и предназначенная для решения

таких же практических проблем - проблем, которые требуют опыта, при-

чем такого, который ни один человек не смог бы приобрести за всю жизнь,

каким бы прозорливым и наблюдательным ни был, - эта наука с необычай-

ной осторожностью подходит к вопросу разрушения системы взглядов,

сносно отвечавшей в течение веков общим целям человечества, не имея пе-

ред собой моделей, одобренных общественностью.

Законы природы не применимы к сложному обществу

   Эти законы метафизики, вступая в обычную жизнь, как лучи света, про-

никающие в плотную среду, по законам природы преломляются по прямой

линии. Действительно: в большой и сложной массе человеческих страстей и

тревог простые права человека претерпевают такое разнообразие преломле-

ний и отражений, что становится абсурдным говорить о них, как если бы

они продолжались в своей изначальной простоте. Природа человека сложна

и противоречива, цели общества тоже чрезвычайно сложны, поэтому при-

митивная диспозиция и примитивная власть не могут соответствовать ни

человеческой душе, ни делам человека. Когда я слышу о простоте изобрете-

ния, нацеленного на новые политические построения и потешающегося над

ними, я прихожу к выводу, что ремесленники в большинстве своем невеже-

ственны в торговле или невнимательны к своим обязанностям. Примитив-

ные правительства порочны уже в своей основе, если не сказать более. Если

Вам было бы достаточно решать проблемы общества только под одним уг-

лом зрения, то все эти простые формы государственного устройства были

бы чрезвычайно привлекательны. То есть каждая отдельная форма соот-

ветствовала бы своей единой цели в совершенстве, сложной же форме будет

гораздо труднее достигать решения всего комплекса непростых задач. Но

все же лучше, что сложная форма не соответствует своим задачам, отдель-

ные проблемы решаются с большей точностью, другими же нужно полно-

стью пренебречь или материально ущемить сверхзаботой о любимчиках.

   Фальшивые права этих теоретиков чрезвычайны, и пропорционально

тому, насколько они верны с точки зрения метафизики, настолько же они

фальшивы с точки морали и политики. Права человека где-то посередине, их

невозможно определить, но невозможно и не различить. Права человека для

правительства (в их преимуществе) очень выгодны, они зачастую сбаланси-

рованы между многочисленными оттенками добра и должны согласовы-

ваться друг с другом, а иногда - между добром и злом, иногда между злом

и злом. Политический резон основывается на простом арифметическом под-

счете: складываются, отнимаются, умножаются и делятся не метафизиче-

ские или математические, а настоящие моральные величины.

   Эти теоретики почти всегда софисты и путают право народа с его вла-

стью. Общественный орган, когда бы он ни возник, может и не натолкнуться

на эффективное сопротивление, но до тех пор, пока власть и право есть одно

и то же, этот орган не обладает правом, не совместимым с добродетелью, и прежде всего благоразумием. У людей нет права на

неблагоразумие и на то, что не способствует их благоразумию, хотя кто-то

из писателей произнес: "Lieat perire poetis"1, когда один из них в трезвом

уме, говорят, прыгнул в жерло вулкана. "Ardentem frigidus Etnam insiluit"2, я

смотрю на такую шалость скорее как на не имеющую оправдания поэтиче-

скую вольность, а не как на одну из привилегий Парнаса; и был ли он по-

этом, божеством или политиком, выбравшим путь проповеди этого вида

права, я считаю, что более умно, т.е. более милосердно, по здравому рассу-

ждению, - спасти человека, а не хранить его бронзовые домашние тапочки

как памятник его глупости.

   Печатается по: Бёрк Э. Размышления о революции во Франции // Социс.

1991. № 9. С. 121-124.




1. Астана Медицина университетіА~ Жалпы хирургия кафедрасы Ауру тарихы-
2. Тема- Мікроскопічна та ультрамікроскопічна будова ядра Мета- ознайомитися з особливостями мікроскопічної
3. Сущность денег как экономической категории проявляется в их функциях которые выражают внутреннюю о
4. Отчет о прибылях и убытках, его содержание и техника составления
5. а Спокойный умный смелый талантливый полководец и умелый дипломат
6. Плененная Греция победила своего некультурного победителя Гораций
7. тема оплаты ~ это определенная взаимосвязь между показателями характеризующими меру норму труда и меру ег
8. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора психологічних наук
9. а и с пространственным crossbr
10. Організація і шляхи підвищення економічної ефективності виробництва зерна