Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Возрождение был введен в XVI в

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 6.11.2024

ЭПОХА ВОЗРОЖДЕНИЯ В ИТАЛИИ

Возрождение как величайший переворот в развитии мировой культуры. Возрождение — явление культурного развития ряда стран Центральной и Западной Европы, вызванное начавшимися процессами постепенного перехода от феодальных отношений к капиталистическим. Хронологически эпоха Возрождения, или Ренессанс, охватывает период XIVXVI вв., до конца XV в. оставаясь в основном итальянским явлением.

Термин «Возрождение» был введен в XVI в. известным итальянским художником, архитектором и историком искусства Джордже Вазари (1511—1574). Под ним понималось всестороннее развитие нового искусства, основанного на изучении природы и возрождении античной традиции.

Эпоха Возрождения ознаменовала период больших экономических и социальных преобразований в жизни многих государств Европы, время радикальных изменений в идеологии и культуре, время гуманизма и просвещения. В эту эпоху меняются представления о самом человеке, о его месте и роли в природе и обществе. Идеалом личности становится человек, хорошо развитый физически и умственно, обладающий сильной волей, отвагой и предприимчивостью. Человек новой эпохи стремится к духовной свободе; средневековый аскетизм вытесняется радостью бытия, свободой творчества, проявлением индивидуальности. На смену вере приходит знание, основанное на практическом опыте.

Это было время, нуждавшееся в титанах мысли, духа, учености, и эпоха Возрождения породила таких титанов. Она дала человечеству целый ряд выдающихся ученых, мыслителей, изобретателей, путешественников, художников, поэтов, деятельность которых внесла колоссальный вклад в развитие общечеловеческой культуры. Таким образом, Ренессанс принес глубокие перемены во все области жизни общества.

Фундаментальным для культуры Возрождения является обращение к античному наследию. В то же время Возрождение не было и, конечно, не могло быть лишь простым повторением традиций античности в культуре новой эпохи. Европейское общество в своем развитии ушло далеко вперед, пройдя тысячелетний путь средневековья и еще более длительный период существования христианства, которое пронизало все формы общественного бытия и сознания, выдвинуло новый круг идей и образов, эстетических идеалов, новое мировоззрение. Поэтому культура Возрождения явилась сплавом античных традиций и форм с традициями средневековья и христианства, с новыми веяниями и представлениями.

Идеологическое движение эпохи Возрождения имело два направления — религиозное и светское. Первое нашло свое выражение в Реформации — движении, принявшем форму борьбы против католической церкви (в рамках религиозных учений) и бывшим по своей сути антифеодальным. Второе направление проявилось в формировании нового мировоззрения и новой культуры, ставших основным идейным содержанием Возрождения и получивших название гуманизма .(от лат. humanus — человечный).

Идеологи Возрождения противопоставляли новую эпоху эпохе средневековья. Художники, писатели, философы поместили в центр своего творчества человека. Они отвергали жесткие ограничения средневековых канонов в изобразительном искусстве и принятые в нем условности. Осмысление и более углубленное понимание природы и сущности человека — основа культуры Возрождения. Опорой для такого понимания стала античность, где человек был мерой всех вещей, где все, что создавалось, было соразмерно человеку и философия изучала главным образом человека. Поэтому возвращение к принципам античного искусства отвечало идеалам и целям людей новой эпохи.

Важнейшей чертой мировоззрения эпохи Возрождения становится индивидуализм. Новые общественные отношения буржуазного общества с его конкуренцией и предпринимательством требовали от человека, личной инициативы, активной деятельности, проявления всех индивидуальных качеств для достижения успеха. Теперь не происхождение определяло место и значение человека в обществе, а его способности и его деятельность. Таким образом, индивидуализм стал основой мировоззрения новой эпохи.

Хронологические рамки итальянского Возрождения охватывают период со второй половины XIII в. и по XVI в. включительно. Внутри этого периода выделяют: Проторенессанс — XIV в. и почти весь XV в.; Высокое Возрождение — конец XV в. и первая треть XVI в.; Позднее Возрождение — XVI в. и начало XVII в.

До конца XV в. о Возрождении можно говорить только применительно к Италии. В других странах Европы оно началось много позднее и не нашло столь яркого выражения, хотя и там были свои выдающиеся мастера.

Концом итальянского Возрождения принято считать 1530 г., когда итальянские города-республики были покорены габсбургской монархией. Независимость сохранила только Папская область, и еще долго оставалась самостоятельной Венеция.

Эпоха Возрождения — время расцвета культуры после долгого застоя — раньше всего началась в Италии. Если в других европейских странах к эпохе Возрождения относят писателей, художников и ученых XVXVI вв., то в Италии, на родине Возрождения, особенности этой эпохи возникают в творчестве поэтов, в трудах ученых, в картинах живописцев в XIIIXIV вв.

Проторенессанс

Живопись. Самым крупным мастером эпохи Проторенессанса, родоначальником реалистического искусства стал Джотто ди Бон-доне (1267—1337). Интересы художника были настолько разносторонними, что его можно по праву назвать типичным представителем новой культуры. Он был архитектором, скульптором, поэтом, но самый большой вклад внес в развитие живописи.

Своим искусством Джотто утверждал ценность реального человека с его переживаниями и ставил перед собой задачу

39их монументального воплощения в достаточно условных формах. Живопись мастера отличалась огромной силой эмоционального воздействия, морально-этическим содержанием, драматизмом, эпичностью. Нужно было быть хорошим наблюдателем, чтобы уметь так тонко передать душевные движения изображаемых людей.

Работы Джотто находятся сегодня в музеях Флоренции, Рима и Падуи. Наиболее значительными считаются его фрески в падуанской капелле дель Арена и в церкви Санта-Кроче во Флоренции. Первые представляют собой цикл евангельских сказаний о жизни Христа, вторые посвящены житию Франциска Ассизского — основателя ордена нищенствующих монахов. Франциск проповедовал бедность и христианское смирение и утверждал, что Божья благодать живет во всякой земной твари, во всем существующем вокруг: в звездах, растениях, животных, которых он называл братьями человека.

В росписях флорентийской церкви имеются сюжеты религиозных деяний Франциска с элементами пантеизма. Но пантеизм Франциска отличается от средневекового, он проникнут приятием мира. Франциск не осуждает мир за его греховность, наоборот, он любуется его гармонией, ему дорого земное, естественное. В отличие от средневекового драматизма францисканское мировосприятие было более спокойным, светлым и чувственным. Такая двойственность францисканства лишний раз говорит о том, что не было чистого отрицания средневековья, был более сложный, органический процесс перерастания старого мировосприятия в новое.

На проторенессансное мировоззрение влияли францисканская и атеистическая ересь, римская античность и французская готика. И как итог зрела идея Возрождения, которая и одухотворяла творчество Джотто. В росписи капеллы дель Арена художник использует принцип расчленения: фрески расположены ровными рядами и заключены в прямоугольники, так же как расчленены на прямоугольники фасады про-торенессансных зданий. Фрески скорее напоминают картины, написанные на стенах, где изображены эпизоды из жизни Христа, начиная с истории его предков — Иоакима, Анны, Марии. На входной узкой стене размещена сцена «Страшный суд», напротив — «Благовещение». На боковых стенах фрески расположены в три яруса.

Наиболее значительны те из фресок, в которых драматизм повествования выступает на первый план, отвлекая от религиозно-мистического содержания картины. Так, сцена «Поцелуй Иуды» передает драматический рассказ о предательстве, показывает столкновение двух характеров.

Вообще Джотто любил изображать драматические, многозначительные эпизоды. Так, в композиции «Оплакивание Христа» женщины и ученики Иисуса глубоким неотрывным взглядом в последний раз всматриваются в лицо умершего. Горестная торжественность усиливается фигурами на первом плане, повернутыми к зрителю спиной. Драматизм подчеркнут и построением пейзажа: спускающийся склон горы изображен так, чтобы выделить главных действующих лиц — мертвого Христа и пристально, скорбно глядящую на него Марию. Они составляют идейный центр композиции. К ним обращены склоненные фигуры и взоры всех присутствующих. Разнообразны жесты людей, мимика печальных лиц. Отбрасывая второстепенные детали, обобщая, монументали-зируя, Джотто создает образы большой глубины. Светлые холодные краски — голубые, зеленые, желтые, розовые — делают картину легко воспринимаемой.

Джотто прославился еще при жизни, после смерти же его единодушно признали величайшим преобразователем искусства. Творчество мастера, наделенное искренностью и простотой, ясное по мысли, полное веры в человека, положило начало живописи Возрождения и вдохновило на поиски различных средств реалистического выражения не только современников, но и многих художников следующих поколений.

Литература. Когда молодой Данте Алигьери (1265—1321) начал писать стихи, народный итальянский язык был не в чести у стихотворцев. Они предпочитали латынь, на которой народ не говорил. Но Данте смело провозгласил право и обязанность поэта писать на родном языке. В стихах и прозе поведал двадцатишестилетний Данте о любви к прекрасной Беатриче. Он назвал эту книгу «Новая жизнь».

Все последние годы своей нелегкой жизни Данте писал поэму, которую называл «Комедия» (в его время такое название давали произведениям со счастливым концом), а потомки дали ей имя «Божественная комедия», чтобы выразить свое восхищение созданием Данте.

Изображая себя путешествующим по аду, чистилищу и раю в сопровождении давно умершего римского поэта Вергилия, Данте сумел наполнить фантастический сюжет картинами жизни современной ему Италии. Поэма Данте отличается сложным построением. В каждой ее части — «Ад», «Чистилище» и «Рай» — тридцать три песни; каждая часть заканчивается словом «звезды». Но в этой твердой оправе — живой язык. Необыкновенно богатыми под пером Данте становятся строгие и точные строфы — терцины (трехстишия).

Сила поэтической фантазии Данте огромна. Образы людей, встречающихся в путешествии по загробному миру, переданы с такой необыкновенной яркостью, что простодушные современники считали Данте человеком, побывавшим в аду, и присущую ему смуглость приписывали тому, что его опалило подземное пламя. «Божественной комедией» восхищались современники и потомки. А.С. Пушкин, не раз упоминавший в своих произведениях имя Данте, отнес «Божественную комедию» к гениальным созданиям мировой литературы. Множество художников и композиторов вдохновлялись ее образами. Так, история Паоло и Франчески послужила темой для симфонического сочинения П.И. Чайковского.

Рядом с Данте Алигьери всегда называют имя другого великого итальянского поэта — Франческо Петрарки (1304— 1374). Если Данте в своем творчестве предвосхитил некоторые идеи эпохи Возрождения, то первым гуманистом Италии был Петрарка. Он первым в одном из своих сочинений противопоставил средневековой науке о Боге (теологии) изучение человека. Петрарку знают прежде всего как одного из самых замечательных лирических поэтов всех времен и народов. Эту славу ему принесли стихи о любви к прекрасной Лауре.

Петрарка встретил двадцатилетнюю Лауру весной 1327 г. Она была замужем. Двадцать лет после этой встречи он воспевал свою Музу в стихах — сонетах и канцонах, а когда она умерла, он еще долгие годы оплакивал ее смерть. В образе Лауры для Петрарки воплотились вся красота, все совершенство, вся мудрость мира. Она — и женщина, которую поэт самозабвенно любит, и символ славы, о которой он мечтает, и высочайшее выражение поэзии, которой он служит.

Италия была родиной не только гениальных поэтов, но и прозаиков. Самый замечательный из них в эпоху Возрождения — Джованни Боккаччо (1313—1375). Он писал рассказы, в которых зло высмеивал поповские выдумки о святых и чудесах, изобличал лицемерие монахов, отвергал средневековую проповедь отречения от жизни. Героями его рассказов были сильные, здоровые, веселые, умные люди, верные дружбе, умеющие постоять за себя и свою любовь. В этих произведениях он правдиво изображал быт и нравы современной ему Италии.

Поэмы, созданные в эпоху позднего Возрождения, были куда более фантастичными, чем рассказы. Но и в них действовали рыцари, образованные, как гуманисты, и преклоняющиеся, подобно гуманистам, перед красотой человека и силой человеческих чувств. В поэмах, особенно в «Неистовом Роланде» Лодовико Ариосто (1474—1533), все было освещено ярким светом жизнерадостных идей Возрождения. Поэма Ариосто переведена на все европейские языки. В России «Неистовый Роланд» был переложен с французского языка (1791—1793).

Раннее Возрождение. Живопись и скульптура. Раннее Возрождение было для живописи временем накопления знаний и навыков. Именно в этот период художники научились точно изображать естественные позы человека, передавать его разнообразные эмоции, правильно фиксировать пространство, свет и тень.

Первым крупным живописцем этой эпохи был Мазаччо (1401 —1426; настоящее имя — Томмазо ди Джованни). Его творчество открывает XV в., который стал веком высшего расцвета флорентийского искусства. Мазаччо расписал во Флоренции небольшую капеллу Бранкаччи (названную по имени заказчика), ставшую образцом и школой для нескольких поколений итальянских мастеров. Тема фресок взята из жития апостола Петра. Но на торцовой стене входной арки художник поместил фреску «Изгнание из Рая». Здесь впервые после эпохи античности было показано обнаженное человеческое тело, впервые в живописи была передана объемность, весомость фигур. Мазаччо первым стал передавать пространство на плоскости при помощи линейной перспективы (в этом сказалось влияние Ф. Брунеллески). Он не нагромождает фигуры рядами, как это делалось раньше, а располагает их на разном расстоянии в зависимости от удаленности от зрителя. Вместе с тем Мазаччо сумел выразить драматизм ситуации, найдя точные характеристики персонажей.

Скульптор Донателло (1386—1466) достиг замечательных высот. Известно много его работ: образы святого Георгия и пророков, герб Флоренции, рельеф «Пир Ирода» и др. Но самой знаменитой его работой стала статуя Давида (1430). Это было первое для своего времени изображение обнаженной фигуры в монументальной скульптуре. Широко распространенное в античности изображение обнаженной натуры в средние века было предано забвению.

Нельзя не назвать еще одного прекрасного художника той поры, человека яркого, самобытного дарования и трагической судьбы — Сандро Боттичелли (1445—1510), написавшего большое количество живописных полотен, иллюстрации к «Божественной комедии» Данте; но самые знаменитые его картины — «Весна» и «Рождение Венеры».

В «Рождении Венеры» сюжет литературно условен и аллегоричен, реальная пространственная перспектива отсутствует. Это типичная ренессансная картина, для которой характерна поэтизация человеческой духовности. Венера олицетворяет собой идеальный женский образ, наполненный тонким психологизмом.

В 1481 г. Боттичелли вместе с художниками Гирландайо и Перуджино расписывал стены Сикстинской капеллы в Риме.

Впоследствии увлеченный идеями проповедника Савонаролы Боттичелли отрекся от своего творчества, сжег оставшиеся у него картины, порвал с античными сюжетами и стал писать картины только на религиозные темы. Его произведения этого времени проникнуты драматическим настроением, неясным чувством тревоги, внутренним беспокойством. Все эти черты прослеживались в знаменитых иллюстрациях Боттичелли к «Божественной комедии» Данте.

Умер он в изгнании, всеми забытый, переживший свою славу.

Высоким Возрождением называют период с конца XV в. и по начало XVI в., а первые десятилетия XVI столетия — «золотым веком» Ренессанса. В эти годы завершились поиски новой культуры. Характерные черты реализма итальянского Возрождения — классическая ясность, человечность образов, их пластическая сила и гармоническая выразительность достигают небывалой высоты.

Высокое Возрождение является не только продолжением и завершением предшествующего развития, но и качественно новым этапом. Его лучшие представители, продолжая искания предшественников, подчиняют полученные знания более глубоким задачам: в частном, конкретном они умеют раскрыть общее, характерное. Созданные ими образы — гимн человеческой красоте и мудрости.

Живопись. Человеком фантастического ума и художественного гения был Леонардо да Винчи (1452—1519), Его феноменальная исследовательская мощь позволяла охватить разные области науки и искусства, Даже спустя столетия изумляет гениальность прозрений величайшего мыслителя, Леонардо был художником, скульптором, архитектором, философом, историком, математиком, физиком, механиком, астрономом, анатомом. Ср'еди безграничного множества своих интересов на первое место Леонардо ставил живопись, им написано множество картин.

Первое его крупное произведение — «Поклонение волхвов» — обнаруживает все черты, свойственные живописи Высокого Возрождения: пирамидальное построение композиции, лирический пейзаж, моделировку объема при помощи света и тени.

Ярким примером живописного таланта мастера стала большая фреска «Тайная вечеря», написанная на стене трапезной одного из миланских монастырей, В этой работе мастеру удалось передать ощущение пространства и выразить напряженные человеческие взаимоотношения.

Самым известным полотном да Винчи стал портрет моны Лизы, жены флорентийского купца Джоконде В этом портрете художник решил задачу, предвосхищавшую грядущие устремления изобразительного искусства: им было запечатлено не одно какое-нибудь состояние человека, а сложный процесс духовной жизни. Удивительная улыбка Моны Лизы до сих пор продолжает привлекать внимание ценителей живописи. Неповторимое обаяние портрету придает особая туманная дымка, окутывающая молодую женщину.

Леонардо да Винчи писал произведения и на исторические темы. Наиболее известной стала фреска в палаццо Век-кьо во Флоренции «Битва при Ангиари». Над этой росписью живописец работал многие годы, состязаясь с знаменитым Микеланджело, получившим заказ на эту же тему. Росписи обоих художников полностью не сохранились, но, по словам самого Леонардо да Винчи, он пытался изобразить «зверское безумие войны».

Последние два года жизни Леонардо да Винчи провел в качестве придворного живописца при дворе короля Франции Франциска I. Живописец основал художественную школу, из которой вышли его ученики Бернардино Луини и Гауденцио Феррари.

Синтез традиций античности и духа христианства нашел наиболее яркое воплощение в творениях гениального художника Возрождения Рафаэля Санти (1483—1520). В его творчестве получили решение две важнейшие проблемы изобразительного искусства: изображение пластического совершенства человеческого тела, выражающего духовное богатство и гармонию внутреннего мира человека, и построение сложной многофигурной композиции.

Рафаэль работал в различных жанрах. Он и автор знаменитых фресок («Афинская школа», «Парнас», «Изгнание Элиодора», «Месса в Больсене», «Освобождение апостола Петра из темницы» и др.), и величайший портретист своего времени. Им написаны работы, в которых индивидуальные черты слиты воедино с типичными, характеризующими образ эпохи («Портрет Юлия II», «Лев X», «Портрет кардинала», «Дама с вуалью» и др.).

Настоящую известность Рафаэлю принесли знаменитые образы мадонн: «Мадонна Грандука», «Мадонна со щегленком», «Мадонна-садовница», «Мадонна в зелени», «Мадонна с Иоанном Крестителем и св. Николаем».

Вершиной всего творчества Рафаэля, безусловно, является его «Сикстинская мадонна», написанная в 1515—1519 гг. для церкви св. Сикста.

Помимо живописи Рафаэль занимался также архитектурой, археологией, охраной античных памятников. Умер Рафаэль в возрасте 37 лет, не успев завершить многих начатых работ.

Третьим титаном Возрождения является Микеланджело Буонарроти (1475—1564) — величайший итальянский скульптор, художник, архитектор и поэт Высокого Возрождения.

Колоссальный размах творческой мысли диктовал ему множество идей и замыслов, которые Микеланджело не успевал закончить. Единственная его завершенная большая работа — роспись потолка Сикстинской капеллы в ватиканском дворце. Микеланджело потратил четыре года на изображение библейского сюжета о Сотворении мира до Всемирного потопа.

На фреске представлены 350 фигур. Все они воплощают идеал совершенного человека — могучего, страстного, сильного телом и духом, но образы их лишены внутренней гармонии, наполнены тревожным беспокойством и зловещим предчувствием. Особенно знаменита большая фреска, написанная на восточной стене капеллы, полная тревоги и скорби. Она изображает сцену Страшного суда, на котором Христос выносит приговор всем людям, когда-либо жившим или живущим на земле. Все они обречены — никому нет пощады. Христос, представший в образе судьи, делает повелительный жест рукой, и грешники низвергаются в ад.

В этой фреске уже нет гармоничных идеалов, покоя и ясности, свойственных живописи Высокого Возрождения, что сближает творчество Микеланджело с более поздним стилем — барокко. На живопись Микеланджело повлияли его навыки и приемы великого мастера скульптуры: фигуры людей на полотнах мощные и мускулистые, своей рельефностью напоминающие статуи. Изображения люди на его росписях динамичны, подвижны. В позднем творчестве художника трагические мотивы значительно усиливаются. Так, во фресках капеллы Паолина («Распятие Петра», «Падение Савла») центральным образом становится внешняя сила, безразличная к праведникам и грешникам.

В 1504 г. Микеланджело завершил работу над статуей Давида (ее высота около 5,5 метров). Скульптура получила высокое признание общественности и виднейших художников того времени, а также наших современников.

Величайшим художником эпохи Возрождения был Тициан Вечеллио (1476/77 или 1480—1576). Он начал учиться у венецианских художников Джованни и Джентиле Беллини, влияние которых со временем ослабло. Тициан выработал свою манеру письма, в которой большое внимание уделял не линиям, а сочетаниям красок. Его картины праздничны, величественны, в то же время персонажи реальны, жизненно осязаемы («Динарий кесаря», 1518 г.; «Мадонна Пезаро», 1519— 1526 гг.). Ранние произведения Тициана полны радости жизни («Любовь земная и небесная», «Вакх и Ариадна» (1523), «Празднество Венеры» и т.д.). В них он предстает также певцом античности, сумевшим вдохновенно воплотить свободный дух той эпохи.

Особенно знамениты портреты, принадлежащие кисти Тициана. В мужских портретах он старался показать характер человека, положение в обществе. Его портреты отличают высочайшее мастерство исполнения, благородство колорита. Но самым главным для Тициана была передача индивидуальности и внутреннего мира человека («Портрет молодого человека с перчаткой», портреты Ипполито Риминальди, Пьет-ро Аретино, Карла V, папы Павла III и др.).

В женских портретах главное внимание уделено красоте и утонченной одухотворенности. Заметно внимание художника к бытовым деталям, характерное для всех венецианских живописцев: Тициан тщательно выписывает драгоценности, фактуру тканей и предметы туалета.

Одна из самых прославленных картин великого мастера — «Лежащая Венера» (1538), в которой автор представляет свой тип красоты. На полотне изображена прежде всего прекрасная земная женщина. Этой картиной начинается целый ряд полотен, представляющих красоту обнаженного женского тела. К их числу принадлежат четыре варианта «Данаи» (1545—1554). Воспроизводя античный идеал красоты, мастер создает образ, заключающий в себе прекрасное земное начало, наполняет его человеческой радостью бытия.

Творчество Тициана получило высокое признание современников еще при его жизни. Мастера оценили и при европейских дворах. Благодаря его таланту мы знаем, как выглядели многие правители того времени. Тициан был выдающимся колористом — краски его картин излучают живое тепло; движения его были легки и порывисты, что являлось новаторством для живописной техники той эпохи. У великого мастера было много учеников, однако никто из них не смог превзойти учителя. Творчество Тициана оказало огромное влияние на живопись следующего столетия.

Архитектура. В художественной культуре Возрождения одно из ведущих мест принадлежит архитектуре. Ренессанс ознаменовал новую стадию в ее развитии, характерными особенностями которой становятся: увеличение масштабов гражданского, светского строительства, изменение характера монументальной, культовой архитектуры; вертикализм, устремленность вверх, присущие готике, сменяются новыми формами, развивающимися в ширину. Масштабной мерой сооружений становится человек.

Архитектура Возрождения отличается простотой объемов, форм и ритма, спокойствием и статичностью, симметрией композиции, делением здания на этажи горизонтальными тягами, четким порядком размещения оконных проемов и архитектурных деталей. Из античной архитектуры сюда переносится ордерная система. Основными архитектурными элементами вновь становятся архитрав, архивольт, колонна, пилон, пилястра и свод, а главными геометрическими формами — квадрат, прямоугольник, куб, шар. С самого начала и через все периоды Ренессанса проходит принцип художественного индивидуализма, свободного обращения к античным формам. В мировую историю архитектуры новая эпоха вписала великие имена Ф. Брунеллески, Л. Альберти, Д. Браманте, Микеланджело Буонарроти, Ф. Делорма и др.

Новая архитектура, как и все ростки культуры Возрождения, возникла в Италии. В ее развитии можно выделить три основных периода: ранний период (1420—1500), когда ведущим архитектором был Ф. Брунеллески, а основным центром — провинция Тоскана и ее главный город Флоренция, колыбель итальянского Ренессанса; высокий период (1500—1540), когда ведущим архитектором становится Д. Браманте, а центр перемещается в Рим; в поздний период (1540—1580) ведущим архитектором становится великий скульптор и живописец Микеланджело Буонарроти.

Ранний период архитектуры Возрождения был переходным от средневековой готики к новым архитектурным формам. В строениях еще сохранились старые черты, ордер не имел строгого пропорционального построения, большое значение придавалось орнаменту. Высокий период отличался более строгой, монументальной архитектурой, верно найденными пропорциями. Орнаменту уже не придавалось такого значения. Поздний период, продолжая и развивая традиции двух первых, обнаруживает и новые черты — декоративность, особое изящество, усложненность архитектурных форм, что впоследствии воплотилось в стиле барокко.

Первым архитектурным произведением Возрождения стало здание Воспитательного дома во Флоренции, спроектированное в 1421 г. основоположником архитектуры итальянского Ренессанса Филиппе Брунеллески (1377—1446). Это строение существенно отличалось от готических построек средневекового периода и носило черты нарождавшегося нового стиля.

Большое значение для всего последующего развития архитектуры имела разработка и постройка самого крупного в Европе купола над флорентийским собором Санта Мария дель Фиоре (диаметр 42 метра).

В развитии ренессансной архитектуры важное место принадлежит строительству дворцов — палаццо (прямоугольный в плане дом с замкнутым прямоугольным двором). Эти архитектурные сооружения имели суровый вид крепостей, так как выполняли и оборонительные функции. Лучшие образцы палаццо XV в. находятся во Флоренции, отсюда этот стиль постепенно распространился в другие города Италии. К числу наиболее известных можно отнести палаццо Питти (1458), палаццо Строцци (1489), палаццо Гонди (1490) и др. Этот тип строения продолжал эволюционировать на протяжении всего Возрождения в сторону большей декоративности.

Период Высокого Ренессанса связан с повышением политической активности папства. Юлий II и Лев X приглашали в Рим крупнейших архитекторов — Браманте, Рафаэля, Микеланджело и др. В результате Рим становится архитектурной столицей Италии, сохраняя эту роль до наших дней.

Основоположником Высокого Возрождения в архитектуре стал Донато Браманте (1444—1514), а самым крупным его творением — проект грандиозного собора св. апостола Петра. Этот собор стал одним из высших достижений архитектуры Возрождения. Строительство началось в 1506 г. и продолжалось до смерти архитектора. Продолжил работы Рафаэль Санти, а после него — Антонио да Сангалло. В 1546 г. строительство перешло в руки Микеланджело, который разработал новый вариант проекта. К моменту его кончины (1564) сооружение собора в основном было завершено.

Позднее Возрождение — время дальнейшего развития традиций предшествующего этапа. В архитектуре этого периода наиболее рельефно выявились две взаимодополняющие тенденции: одна была связана с развитием классических, академических традиций, вторая — с усилением декоративности, протобарочных тенденций. Поздний Ренессанс представлен в первую очередь творениями Микеланджело Буонарроти, Джа-комо Виньолы, Андреа Палладио. Архитектурные шедевры Микеланджело показывают, что он подходил к их творению как скульптор, мастер пластики. Создавая тот или иной образ, форму, он иногда шел на нарушение конструктивной логики, добиваясь повышения художественной, эмоциональной выразительности. Гений Микеланджело, опережая свое время, дал начало новым тенденциям, которые получили широкое распространение позднее и предопределили рождение стиля барокко.

Другой выдающийся архитектор рассматриваемого периода, Джакомо Виньола (1507—1573), написал знаменитый трактат «Правило пяти ордеров архитектуры», которым архитекторы мира практически пользовались вплоть до XX в. В нем изложена система построения ордеров, основанная на кратных числовых соотношениях элементов. К лучшим творениям Виньолы относятся, вилла папы Юлия III, расположенная недалеко от Рима, главная церковь ордена иезуитов в Риме Иль Джезу и др.

Творчество Андрее Палладио (1508—1580) связано с его родным городом Венецией. Оно оказало огромное воздействие на развитие итальянской и мировой архитектуры, прежде всего на архитектуру классицизма 2-й половины XVIII в. и 1-й половины XIX в. Палладио — лучший архитектор Позднего Возрождения. Он построил в Венеции ряд палаццо, а в ее окрестностях — несколько вилл. Все его произведения отличают широкое и разнообразное применение ордеров, совершенство пропорций, изумительная гармоничность, изысканная пластика (палаццо Кьерикати, Вальмарана, вилла Ротонда, театр Олимпико и др.).

Архитектура итальянского Возрождения существенно повлияла на развитие архитектуры европейских стран, однако там она запоздала на целое столетие ввиду более устойчивых феодальных отношений и готических традиций.

Рекомендуемая литература

Алпатов М.В. Художественные проблемы итальянского Возрождения. М., 1971.

Арган Дж. История итальянского искусства. М., 2000.

Бартенев И.А., Батажкова В.Н. Очерки истории архитектурных стилей. М., 1983.

Боткин Л.М. Итальянское Возрождение в поисках индивидуальности. М., 1989.

Гриненко Г.В. Хрестоматия по истории мировой культуры. М., 1999.

История искусства зарубежных стран: Средние века и Возрождение / Под ред. Ц.Г. Несселынтраус. М., 1982.

Леонардо да Винчи. Микеланджело. Рафаэль. Рембрандт: Биографические очерки / Авт. вступ. ст. Л.А. Аннинский. М., 1993.

Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М.( 1978.

Любимов Л.Д. Искусство Западной Европы: Средние века. Возрождение в Италии. М., 1996.

Муратов П.П. Образы Италии. М., 1994.

Станькова Я., Пехар И. Тысячелетнее развитие архитектуры. М., 1984.

Фукс Э. Иллюстрированная история нравов: эпоха Ренессанса. М., 1993.

Контрольные вопросы и задания

1.  Перечислите особенности исторической эпохи XIIIXVI вв. в развитии итальянского искусства.

2.  Расскажите о художественных реформах Джотто де Бондоне.

3.  Почему Данте, Петрарка и Боккаччо являются выразителями новых тенденций в литературе?

4.  В чем состоит двойственность «Божественной комедии» Данте?

5.  Расскажите об особенностях готического стиля в Италии.

6.  Какие направления существуют в изобразительном искусстве треченто?

7.  Что нового внес в архитектуру Филиппе Брунеллески?

8.  Какие вы знаете направления в изобразительном искусстве флорентийского кватроченто?

9.  Расскажите о скульпторе Донателло.

10.  Каковы особенности творчества Мазаччо?

11.  В чем состоят особенности живописной манеры Сандро Боттичелли?

12.  Расскажите о гениальных находках Леонардо да Винчи.

13.  Объясните, почему искусство Рафаэля называют «золотой серединой» Высокого Возрождения.

14.  Вспомните главную черту созданных Микеланджело образов в живописи и скульптуре.

15.  Расскажите об эволюции живописной манеры Тициана.

16. В чем состоят особенности венецианской декоративно-монументальной живописи (на примере творчества Веронезе) ?

17.  Вспомните, чем отличаются ранний и поздний этапы в творчестве Тинторетто.

18.  Чем обусловлено появление маньеризма в итальянском искусстве?




1. Социологическая гипотеза
2. АНАЛІЗ ЕФЕКТИВНОСТІ КРЕДИТНИХ ОПЕРАЦІЙ БАНКУ
3. ПРИРОДНЫЕ УСЛОВИЯ
4. Цели и задачи диагностики экго состояния предприятия Диагностика экго состоянияаналитическое исслед
5. Коммерческое право 5 курс 1 семестр 2011-2012 уч
6. по теме- Совершенствование организации поточного производства Выполнил- студент гр
7. Крымская война 1853-1856 г
8. Общая физическая спортивная подготовка в системе физического воспитания.html
9. х благородных истинах БУДДИЗМА в чем смысл жизни по л
10. Великий русский архитектор В.
11. цільовий метод планування його доцільність і можливості З досвіду формування національної програми роз
12. тематикадан екені белгілі
13. тематичних та логічних функцій Мета- Вивчити призначення математичних та логічних функцій;
14. Август тот самый потерявший сознание от парижской вони решил с запахами бороться единственным доступным е
15. Антропогенез Кафедра биологи МГМСУ А
16. Семейная фотография Я готовлю для своей семьи по программе Разговор о правильном питании Танин
17. Конкретные цели- научиться диагностировать симптомы заболеваний органов дыхания
18. Индиго понедельник вторник среда
19. Этот метод основан на изображении гармонических величин комплексными числами Комплексным числом называе
20. 10 стор. м-п тексту повинен складатися з підрозділів- вступ; аналіз будівельнопланіровочних особлив