У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Античная культура

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

1. Античная культура. Основные этапы ее развития. Сходство и

различие двух типов античной культуры.

Античная культура – возникает с образованием греческих полисов в нач. 1 тыс. до н.э. завершается падение Римской империи в 5. в. до н.э. Античная культура так же находилась под сильным влиянием мифологии, но античная культура обладала письменностью, поэтому миф престает быть единственным средством сохранения информации. К мифу начинают относиться более свободно, он становится почвой для развития искусства литературы, философии. Они становятся основными сферами развития греческой культуры. Продолжение и развитием греческой культуры была культура Древнего Рима, новым в ней было особое внимание к вопросам политики и права. Философия государства и права зародилась так же в Греции, но в маленьких городах-государствах не было необходимости в развитой юриспруденции, а Рим быстро превратился в огромную державу. Римская культура заложила основу всего европейского правосознания.

В развитии древнегреческой культуры выделяют следующие этапы:

Крито-микенский или эгейский (по названию Эгейского моря) - III тысячелетие до н. э. - XII в. до н.э.;

Гомеровский период - XI-IX в.в. до н.э.;

Архаический период - VIII-VI в.в. до н.э.;

Классический период - с конца VI в. - до последней трети IV в. до н.э.;

Эллинистический период - с последней трети IV в. - до середины II в. до н.э.

2.Крито-микенская культура.

Культура Крита

Центрами эгейской культуры - монументальные дворцовые комплексы критских правителей.

Величественная архитектура и фресковые росписи - главные черты Крита.

Украшения из колоннад и фресок.

Центр критского государства - город Кносс. Самый знаменитый памятник того времени - Кносский дворец площадью в двадцать тысяч квадратных метров, расположенный на высоком холме.

Во дворце было столько комнат, коридоров, запутанных ходов, что он походил на лабиринт.

Особенность критской архитектуры - ничего громоздкого, давящего.

Главным украшением дворца была живопись – покрытие стен яркой и красочной декоративной росписью.

Мастера Крита в совершенстве освоили технику фрески - росписи по сырой штукатурке.

Критские художники были замечательными мастерами чеканки и резьбы по камню.

Вазы, сделанные на Крите, очень ценились.

Культура Микен

Поселения ахейцев строились на высоких холмах, которые называли «акрополи», то есть «верхние города».

Такие крепости сохранились в Микенах и Тиринфе. Центральным входом в крепость служили ворота.

Дворцы в Микенах также украшались росписями, но они уже менее живописны и в художественном отношении уступают критским. Это же относится и к керамике, хотя по качеству и прочности она превосходит критскую.

Захоронения отличались необычайной пышностью и богатством. Лица умерших закрывали золотые маски, одежды украшались золотыми пластинами, в загробную жизнь владык сопровождали: парадное оружие, золотые кубки, чаши.

3.Греческая мифология и религия.

Рели́гия и мифоло́гия Древней Греции оказали огромное влияние на развитие культуры и искусства всего мира и положили начало бесчисленному множеству религиозных представлений о человеке, героях и богах.

Источники: «Илиада» и «Одиссея» Гомера

«Теогония» Гесиода

30 — 15 вв. до н. э. — крито-минойская религия.

15 — 11 вв. до н. э. — архаическая древнегреческая религия.

11 — 6 вв. до н. э. — олимпийская религия.

6 — 4 вв. до н. э. — философско-орфическая религия (Орфей, Пифагор, Платон).

3 — 1 вв. до н. э. — религия эллинистической эпохи.

4. Культура гомеровского периода
-Гомеровский период(XI-IX вв до н.э.) потому что Гомер создал "Илиаду" и "Одиссею"  в 7 веке.( про Троянскую войну и возвращение Одиссея домой) Его произведения заложили основу для греческой мифологии.
-Основные строительные материалы: дерево и необожжённый кирпич, монументальная скульптура из дерева - отсюда мало памятников гомеровского периода дошло до нас.
-из дошедших памятников: кермамические вазы, расписанные геометрическим орнаментом., а также терракотовые и бронзовые статуэтки.
-гомеровский период был бесписьменным {очевидно, что эпосы Гомера были переложенны на текст "на слух" М.}
-в целом гомеровский период был временем упадка, застоя культуры, но именно тогда вызревали предпосылки стремительного

5.Греческая поэзия эпохи архаики

В архаический период сформировалось новое течение в греческой литературе – лирическая поэзия.

Основные мотивы - сегодняшняя жизнь, чувства и переживания отдельного человека.

Архилох с острова Палос (VII в.до н.э.) передал в своих стихах и порывы страсти, оскорбленное самолюбие, желание мести, готовность стойко переносить превратности судьбы. Ввел в литературу новые размеры - ямб и хорей.

Анакреонт с острова Теос (VI в.до н.э.), остался в памяти человечества как певец дружеских пиров и любви. Лирика Анакреонта создала образ веселых, радостно пирующих греков.

Алкей с острова Лесбос (VII-VI вв.до н.э.) – политическая направленность, произведения - лирическая исповедь воина-поэта.

Сафо с острова Лесбос (VII-VI вв.до н.э.) - автор любовных стихов и эпиталам (свадебных песен).

Пиндар (VI-V вв.до н.э.), воспевал добродетель - арете - врожденное свойство аристократа, означавшее доблесть, физическое совершенство, благородство и достоинство.

Хоровая лирика - дифирамб - песнь в честь бога Диониса (Спарта).

6) Архитектура и искусство архаики
Архитектура:
-появление Дорического(суровый, несколько тяжёловесный соответствует строгая, геометрически правильная капитель колонны)  и Ионического ордеров( более пышный, колонна несёт ещё и декоративную нагрузку, для неё характерны капитель с завитками-волютами, более сложный цокол, сама она гораздо изящнее дорической колонны)
-в период архаики утверждается синтез архитектуры и скульптуры - храмы снаружи украшаются рельефами, ставятся статуи богов.
Искусство, характеризуется поисками формы, выражающей эстетический идеал прекрасного телом и духом гражданина полиса.
-два основных типа одиночной скульптуры - обнажённый юноша (курос) и задрапированной женщины(кора) с характерной, так называемой архаичной улыбкой.
-пояляются скульптурные композиции и рельефы.

-Образ человека в архаике - близок к Древнему Востоку: некоторая условность изображения, статичность, торжественность.
-Керамика: чернофигурная техника(красная глина окрашивалась в чёрный цвет и расписывалась  мифологическими или батальными сценами) росписи сосудов. Чуть позже краснофигурная(более тщательная прорисовка и разработка деталей), и аттические чернофигурные и более поздние краснофигурные вазы с изображением сцен обыденной жизни людей
7. Античная философия в эпоху своего становления. Греческая античная философия сформировалась в7-6 вв. до н.э. Своим характером и направленностью содержания, особенно методом философствования она отличается от древних восточных философских систем и является, собственно, первой в истории попыткой рационального постижения окружающего мира (по факту, философия возникла только в Элладе и Индии).

Ионийская (милетская) школа:

Фалес Милетский (640/624 — 548/545 до н. э.): «Земля – диск, плавающий в море», «Все одушевлено», «Все из воды»

Анаксимандр (610 — 547/540 до н. э.): «Земля – цилиндр, небо – купол, человек произошел от рыб» Идея о вечном движении, зачатки эволюционных представлений. Первчиная субстанция – земля

Анаксимен (585/560 — 525/502 до н. э., Милет): «Земля – диск парящий в воздухе», Воздух – первородная субстанция.

Элейская школа

Ксенофан (580/577 — 485/490 до н. э.)(основатель ЭШ): критика религии древних греков, пантеизм, «Черными мыслят богов и курносыми все эфиопы, Голубоокими их же и русыми мыслят фракийцы», мифология – выдумка людей. Невозможность установ. истины в теологии.

Зенон (ок. 490. — ок. 430 до н. э.): был любовником своего учителя,  идея о постоянстве мира и статичности оного. Отстаивал мысль о единстве и неподвижности истинно сущего бытия.

Парменид (540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.): аргументация от мысли и языка – к миру, учение о невозможности всякого изменения. Бытие тождественно мысли, учение о неразрушимости субстанции.

----

Гераклит (544—483 гг. до н. э): Первооснова – огонь. Идея вечного потока. Все свойства веще относительны. «Этот космос, один и тот же для всего существующего, не создал никакой бог и никакой человек, но всегда он был, есть и будет вечно живым огнем, мерами загорающимся и мерами потухающим...»

Пифагорейцы

Пифагор (570—490 гг. до н. э.): Учение о странствии души(переселение душ), Земля – шар, двигающийся вокруг центра мироздания, мистика цифр, Вера в единого бога.  Воздерживание  от употребления в пищу бобов.8. Условия формирования и развития культуры в эпоху классики. Классическая эстетика. Канон. Победа в греко-персидских войнах, Перикл, культ физического и духовного совершенства, власть Афин – подъем. Пелопонесские войны, кризис полиса, индивидуализм – упадок, завоевание Македонией – конец. Калокагатия - гармония внешнего и внутреннего; гармония сфер, анамнесис – воспоминание о виденном в ином мире (из Платона); мемесис – искусство – подражание. Канон - система пропорций. Канон Поликлета - классика, канон Лесиппа – конец классики.

9. Основные течения греческой философии классической эпохи.

Ионийская школа:

Анаксагор (ок. 500. — 428 до н. э.),(основоположник афинской философской школы): все является бесконечно делимым,  ум ( "нус") как субстанция, которая входит в состав живых существ и отличает их от мертвой материи. Ум - источник всякого движения.

Софисты(эклектизм, релятивизм, скептицизм)

Протагор (ок. 490 — ок. 420 до н. э.): «Человек есть мера всех вещей», мир таков, каким он представлен в чувствах человека. Один из старших софистов.

Горгий (483— 380 до н. э.): «Ничто не существует», ничто не познаваемо. Критерий истины – полезность.

10. Позднеклассическая философия. Аристотель. Платон.

Сократические школы: (платоники, киники в т.ч.)

Сократ (469 г. до н. э., Афины — 399 г. до н. э., там же): первый крупный представитель объективного идеализма. Истинное знание – самопознание, «Есть лишь один бог — знание, и лишь один порок — невежество»

Киники: Антисфен (444/435 до н. э.— 370/360 до н. э) и Диоген Синопский – цель жизни – обрести спокойствие и освободиться от довлеющего, натурализм, аскетизм, отрицание общественных норм, отказ от теоритического знания.

Платон(427 – 337): Мир идей и Мир вещей, учение об идеальном государстве, анамнесис

11. Классическая драматургия и театр

Греческая трагедия

Произошла из печальных песен в честь бога виноградарства Диониса. Козел как основной символ. Участники празднества одевались в козлиные шкуры. Эсхил – «отец» классической трагедии. Создал 90 трагедий, из которых сохранилось семь. Наиболее известные – «Персы», «Прикованный Прометей» и трилогия «Орестея» Сюжеты трагедий Эсхила становятся давно известные мифологические сказания о титане Прометее, о преступлениях аргосских царей из рода Атридов и о реальных событиях греко-персидской войны. Творчество Эсхила прославляло политические, идейные и нравственные устои греческого полиса.

Софокл - важнейшие вопросы бытия.

Написал свыше 120 трагедий, из которых дошло только семь. Самые знаменитые: "Царь Эдип" и "Антигона". В них Софокл говорит о месте человека в обществе и мире. Софокл утверждает идею всемогущества человека, беспредельности его сил, возможности противостоять неотвратимой судьбе.

Еврипид - представитель новой аттической трагедии. Преобладание психологии над идеей божественного рока.

Мотивы супружеской и материнской любви, нежной преданности, бурной страсти, женской мстительности в сплаве с хитростью, коварством и жестокостью. Женщины Еврипида превосходят его мужчин силой воли и яркостью чувств. Также рабы и рабыни имеют характеры, человеческие черты и проявляют чувства подобно свободным гражданам, заставляя зрителей сопереживать.

Лишь немногие из уцелевших трагедий удовлетворяют требованию законченности и единства действия.

Основа - старательное изображение душевных состояний.

Греческая комедия

Восходит к дионисийским празднествам, на которых исполнялись шутливые и порой непристойные песни. Фольклорный источник комедий - бытовые сценки с перебранкой двух актеров, один из которых колотит другого.

Аристофан -  «отец комедии»

Описана социальная утопия утомленных войной простых людей

Зарождалась сатира на политических деятелей.

Театр

Орхестра - площадка для выступлений. Скена - крытое сооружение небольшого размера для раздевалки актеров и хранения театрального реквизита. Передняя часть скены, обращенная к зрителям, была фоном драматического действия. Проскенион - предшественник современной сценической площадки, перед сценой. Актеры выступали в масках, обозначавших либо сценический тип персонажа, либо душевное состояние или характер. Котурны – обувь на высокой платформе (для увеличения фигуры актера)В древнегреческом театре почти не было декораций. Корифей - предводитель хора, запевала. Греки изобрели вращающуюся сцену.В греческом театре был введен запрет на показ убийств.

Одеон - здание для музыкальных и поэтических состязаний. Роль режиссера выполнял дидаскал, хормейстера - хородидаскал.

Театральное представление длилось с утра до позднего вечера, а иногда продолжалось и на следующий день.

12. Ораторское искусство в Древней Греции

Исократ создал первую риторическую школу, в которой учили искусству красноречия.

  1.  Из школы Исократа вышли знаменитые ораторы Демосфен, Ликург, Эсхин.
  2.  Лучшим учеником Исократа был величайший греческий оратор Демосфен.
  3.  Один античный автор сравнивал речи Исократа с ухоженными и прекрасными телами юных атлетов на состязаниях, а речи Демосфена – с воинами в полном вооружении, грозно сверкающими оружием и доспехами.
  4.  Большой популярностью пользовались речи ораторов в защиту и похвалу кого-либо из героев древних мифов. Такие речи были посвящены Елене Прекрасной, жестокому циклопу Полифему. Была даже написана "Похвала смерти".
  5.  Ораторское искусство Греции явилось образцом литературного мастерства, изысканности и красоты стиля.

Главным содержанием риторики в античное время была теория аргументации в публичной речи. Все речи делились на три вида:

1. Совещательные

2. Судебные

3. Эпидейктические (торжественные)

  1.  Дело речей совещательных – склонять или отклонять, судебных – обвинять или оправдывать, эпидейктических – хвалить или порицать.
  2.  В классической античности наиболее важным был жанр совещательный (политическое красноречие).

Андокид, Эсхин, Перикл.

13. Классическая архитектура. Дори́ческий о́рдер. Лаконичный, мужественный, монументальный. Классический период. Царил дорический стиль, был господствующим, ионический же стиль входит все в большее и большее употребление, и, наконец, постепенно получает право гражданства и стиль коринфский. Вместо известкового камня и песчаника для построек употребляется мрамор, доступный более тонкой обработке и потому способствующий большей деликатности и изяществу орнаментировки. Храм Тесея в Афинах, смягчившегося в Аттике. Храм Зевса в Олимпии, Парфенон. Храм «с портиком», или «простильный», храм «с двумя портиками» или «амфипростильный», «кругокрылый», или «периптерический», «двоякокругокрылый», или «диптерический», «ложнокругокрылый» или «псевдопериптерический», «сложнодвоякокругокрылый», или «псевдодиптерический»

 14. Классическая скульптура в целом носила идеализированный характер. Никакого портретного сходства. Основной принцип – калокагатия - сочетание красоты и силы. Принцип греческого классического искусства — это воспроизведение природы, творчески исправленное и дополненное художником, выявляющим в ней несколько более того, что видит глаз. Любили бронзу, как материал. Скульптор Мирон - «Дискобол» «Дорифор». Пифагор Регийский (480—450 гг. до н. э.).

15.Условия развития древнегреческой культуры в эпоху Эллинизма
-походы Александра Македонского, создание греческого мира.
-Изменилась система организации власти - монархия. Человек стал сам по себе, его влияние на власть стало существенно слабее. Проявляется индивидуализм и космополитизм. Эммиграция в новые, покорённые земли. Сосуществование греков и покорённых народов. Появление религиозных общностей. Стремление быть кому-то нужным, куда-то примкнуть. Тенденция к скептическому отношению к религии - Боги лишь великие люди древности .Культ Богини Фортуны. Отрицание божественного проявления. Увеличение веры в мистицизм. Религиозный синкретиз - ввоз восточных богов. Сочетания в богах восточного и греческого элементов. Новые формы религиозного сознания - герменизм.
16. Философия и религия эллинистической эпохи.

Эпикурейство (Эпикур, 342/341. -  271/270 до н. э., Афины) — атараксия, избавление от страха, разделение удовольствия на 3 вида: 1) природные и необходимые 2)природные, но ненеобходимые 3)природные и ненеобходимые

Стоики (Зенон Китийский,  (346/336/333— 264/262 до н. э.,): мир – единое целое, мир – есть Бог(Пантеизм), миром правит рок (детерменизм), главная цель чел-ка – самосохранение: «Покорного судьба ведёт, а непокорного тащит»

Религия эпохи эллинизма

Повышение роли религии в жизни(по сравнению с классич. Эпохой)

Эклектизм, включение новых божеств(других народов) в пантеон.Синкретизм

Активный духовный поиск,  распространение идей мистического толка.

17. Развитие рациональных и научных знаний в Древней Греции. Аристотель (384-322)  - логика, «математика как способ постижения красоты», Земля – шар, методология науки. Пифагор (570-490) – математик, пифагорейская школа, «гармония сфер». Демокрит (460-370) – атом. Гераклит (544-483) – все изменяется, «в одну реку нельзя войти дважды». Гиппократ (460-365) – медицина, научная медицина. Архимед (287-212) – закон А., подъемный винт, геометрия. Эратосфен (276-194) – математика, астрономия. Милетская школа, VIII в. – Фалес (вода), Анаксимандр (апейрон, эволюция), Анаксимен (воздух) – начало мира, натурфилософия, материя.

18.Литература и драматургия эпохи эллинизма
Литература:
-становится более разнообразной, значительно уступает классической. Эпос, трагедия продолжают существовать, но становятся более рассудочными,  на первом плане - эрудиция, изысканность и виртуозность слога: Аполлоний Родосский, Каллимах.
-Особый вид поэзии: идиллия. Поэт Феокритст стал образцом для более позднец буколической (т.е. пастушечьей) поэзии.
Драматургия:
-Реалистическая бытовая комедия, в творчестве Менандра (строятся на бытовых интригах)
-широкое распространение получили короткие драматические сценки из жизни горожан- мимы

19. Градостроительство и архитектура в эпоху эллинизма. В течение этого периода архитектура уже не обладала чистотой вкуса предшествовавшей эпохи. Переход от прежнего направления к новому выражает собой храм Крылатой Афины, построенный скульптором Скопасом в Тегее. Храм Зевса в Немеепамятник Лисикрата и «Башня ветров», алтарь Зевса в Пергаме.

20. Эллинистическая скульптура и живопись. Апеллес (2-я пол. IV в.), придворный А.М. – изображения людей, светотень, перспектива;

Школы Пергама, Родоса, Александрии. Скульптура динамична и выразительна; рельефы пергамского алтаря Зевса, «Афродита Мелосская», «Ника Самофракийская», «Лаокоон», Фарнезский бык», портрет Демосфена, Родосский Колосс.

4

4




1. Китай в III - VI веках
2. Порядок укладання господарських договорів
3. национализм в лучшем случае подозрительнонастороженное чаще и вовсе с порога отторгаемое тут же выплес
4. ru Все книги автора Эта же книга в других форматах Приятного чтения Маргарет Митчелл УНЕСЕНН
5. Технология горных выработок
6. при всей любви или нелюбви к марксизму и его основоположникам никто не возражает против того что Маркс в сво
7. Документоведение
8. Жартылай ~німдер аспазды~ ж~не кондитерлік б~йымдар ~ндірісі бойынша ~о~амды~ тама~тандыруды~ дайындау
9. История государства и права Ответы к экзамену
10. нибудь просыпались на каменном алтаре привязанные за рукиноги к оному Нет Смею вас уверить ощущения незаб
11. Выработка условного рефлекса в экспериментах ИП Павлова
12. Российский государственный профессиональнопедагогический университет Институт искусств Кафедра диз
13. тематика и механика Омского государственного университета путей сообщения заведующий кафедрой ~ д
14. Из истории возникновения химии
15. эталонной амплитуды от внешнего источника Такой метод измерения позволяет одновременно регистрировать Т
16. ТОМСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ТГПУ ФАКУЛЬТЕТ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА Кафедра
17. на тему- Пианистическое искусство Святослава Рихтера Выполнила- Ирченко Татьяна
18. тема басейнів Wellness SPцентр різновиди масажів.
19. Реферат- Значение римского права
20. неформализованное