Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

1Образование Монгольского государства 4 1

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-10

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение                                                                                               2

Глава 1 Предпосылки и особенности образования Золотой Орды  4  

1.1.Образование Монгольского государства                                      4

1.2. Монгольские завоевание и образование Золотой Орды            8

1.3. Культурное и экономическое развитие Золотой Орды              13

1.5. Развитие градостроительства и торговли                                    15

   

Глава 2 Основные черты государственного строя Золотой Орды     17                                                        

Глава 3 Общественный строй Золотой Орды                                      21                             

Заключение                                                                                              25

Список источников и литературы                                                         28

Ведение

До недавнего времени в отечественной историографии преобладало негативное отношение к Золотой Орде, ее роли в истории.  В нашей стране господствовало суждение о ней, как о государстве – угнетателе, не заслуживающем внимания советских историков. Любой положительный факт по отношению к государству монголов подвергался сомнению.

В целях объективности стоит отметить, что были и другие мнения, в частности, такого крупного востоковеда, как В.В. Бартольд2

Актуальность курсовой работы определяется, с одной стороны многоаспектностью вопросов, связаны с государственно – правовой системы средневековой Руси явления на ее функционирование и развитие монгола – татарского ига с XIII по XVI а с другой отсутствием единства во мнениях ученых и специалистов по поводу многих государственных правовых политических и бытовых сторон истории Золотой Орды.

До настоящего времени в научных и учебно-методических работах по рассматриваемой теме существует целый ряд заблуждений и утвердившихся стереотипов связанных с Золотой Ордой. Объект- процесс создание государственности у монголов

В качестве предмета исследования выступают особенности государственного и общественного строя Золотой Орды.

Основной целью курсовой работы является исследование одного из самых великих государств 13-14 вв.- Золотой Орды.

Поставленная цель достигается путем решения следующих задач:

1. Рассмотреть образование Монгольского государства.

2. Охарактеризовать государственный строй Золотой Орды.

3. Охарактеризовать общественный строй Золотой Орды

Степень разработанности темы. Впервые русские переводы золотоордынских ярлыков были обнародованы еще в XVIII в., когда они появились в

«Древней российской  вивлиофике», «Истории Российской» князя Щербатова и

«Львовской летописи», изданных в 1770–1790-х годах.3 Но считается, что в научный оборот в качестве самостоятельного исторического источника ярлыки

ввел востоковед В.В. Григорьев, защитивший в 1842 г. диссертацию «О достоверности ярлыков, данных ханами Золотой Орды русскому духовенству». Начиная с него, исследование ярлыков ханов Золотой Орды осуществляли преимущественно востоковеды. Существенным вкладом в «ярлыковедение» являются труды востоковедов И.Н. Березина, И. Вашари, Н.И. Веселовского, А.П.

Григорьева, В.В. Радлова, М.А. Усманова, причем А.П. Григорьев и М.А. Усманов продолжают исследования этих документов и в настоящее время. Также

изучением ярлыков занимались в XIX–XX вв. специалисты по отечественной истории – К.В. Базилевич, А.А.Зимин, А.П. Плигузов, М.Д. Приселков, А.Л.

Хорошкевич.

Работы вышеперечисленных историков представляют огромный интерес для данного исследования. Однако следует отметить, что практически все указанные авторы рассматривали и рассматривают ярлыки как исторический или даже филологический источник, но не как правовые акты, несмотря на то, что ярлыки, в первую очередь, являются именно таковыми.

Попытки юридического анализа ханских ярлыков были единичными. В

1850 г. появилась статья историка русского права И.Д. Беляева «О монгольских

чиновниках, упоминаемых в ханских ярлыках», автор которой на основании

ярлыков выявил ордынских чиновников, имевших отношение к Руси. Однако

данная работа оказалась очень поверхностной и, кроме того, в ней использовались документы, впоследствии признанные поддельными ( в частности, ярлык

хана Узбека митрополиту Петру).4 В 1864 г. И.Н Березин защитил докторскую диссертацию « Очерк внутреннего устройства улуса Джучиева», в которой предпринял попытку восстановить систему ордынской администрации на основании текстов известных ему ярлыков. Но, во-первых, автор работал с очень ограниченным числом документов, во-вторых, сумел только назвать (к сожалению, не всегда верно) должности ордынских чиновников, не пытаясь определить их статус и функции. Впоследствии некоторые историки права обращались к исследованию памятников права монгольских государств, в том числе и Золотой Орды, но из них только у В.А. Рязановского и Г.В. Вернадского встречаются упоминания о ханских ярлыках – именно упоминания об их существование без какого-либо анализа.5  Таким образом, имели место только отдельные попытки исследования некоторых аспектов ярлыков, как источников права и то сравнительно давно: последняя по времени работа Г.В. Вернадского «О составе Великой Ясы Чингисхана» была написана в 1939 г. Попытка же А.А. Зимина дать «историко-правовой обзор» ханских ярлыков свелась лишь к объяснению некоторых терминов, встречающихся в русских переводах этих документов.6

Итак, до сих пор отсутствует комплексный анализ ханских ярлыков как

правовых документов. Вместе с тем, историки и лингвисты проделали большую

и разностороннюю работу по исследованию золотоордынских ярлыков, в результате чего правоведы получают в свое распоряжение достаточно большую

базу текстов и результаты исследований, которые могут позволить им, в свою

очередь, рассмотреть ярлыки с историко-правовой точки зрения.

1.1.  Образование Монгольского государства

Создание первой государственной организации монголов связано с деятельностью Темучина, сына батыра Есугея, владельца крупного улуса, кочевавшего в долине Онона. Со смертью Есугея (1164г) созданный им улус распался. Различные родовые группы и нукеры, входившие в этот улус, покинули семью умершего повелителя. Темучину было в это время 9 лет. Имя Темучина начинает вновь упоминаться в источниках лишь в конце 90-х гг. 12в., когда ему удалось найти поддержку у повелителя кереитов Ван-хана, с помощью которого военные силы Темучина стали постепенно расти. К Темучину стали стекаться нукеры; он совершал набеги на соседей, умножая свои богатства, стада. В поисках сторонников Темучин принимал на службу людей из разных родов и племен, щедро одаривая каждого за верную службу из богатой добычи. Так постепенно складывался улус Темучина, мощь которого возрастала; становилось ясно, что он претендует на власть всей Монголией. Это встретило решительное сопротивление других претендентов на роль всемонгольских повелителей. Первым крупным военным предприятием Темучина была война против татар, начатая совместно с Ван-ханом около 1200г. Татары в то время с трудом отвоевали атаки цзиньских войск, вступивших в их владения. Используя благоприятную обстановку, Темучин и Ван-хан нанесли татарам ряд сильных ударов и захватили богатую добычу. Победы Темучина вызвали сплочение сил его противников. Сложилась целая коалиция, включавшая татар, тайчжиутов, меркитов, ойратов и другие племена, избравшая своим ханом Джамуху. Весной 1203г. произошло сражение, закончившееся полным разгромом сил Джаймухи. Эта победа еще больше усилила улус Темучина. Началось соперничество между ним и кереитским Ван-ханом, переросшее вскоре в открытую вражду. Война между бывшими союзниками стала неизбежной. Осенью 1203г. войска Ван-хана были разбиты. Его улус перестал существовать. После этой победы владения Темучина вплотную приблизились к границе найманов, повелитель которых был последним соперником, способным оспаривать у Темучина власть во всей Монголии. Обе стороны начали усиленно готовиться к  войне.

Осенью 1204 г. войска Темучина нанесли жестокое поражение найманам и их союзникам к западу от Орхона. Улус найманов перестал существовать, а родовые и племенные группы, ранее подчинявшиеся им, выразили покорность Темучину. В 1206 г. в местности Дэлюнь-булдак на правом берегу Онона, на курултае (съезде), куда прибыли все сородичи Темучина, а также его сподвижники и приближенные, он был провозглашен все монгольским повелителем под именем Чингисхана. Так завершился процесс образования монгольского государства во главе с единым государем. После того как Темучин стал всемонгольским повелителем, его политика еще ярче стала отражать интересы нойонства. Хищным и алчным нойонам нужны были такие внутренние и внешние мероприятия, которые способствовали бы закреплению их господства и увеличению их доходов. Новые завоевательные войны, ограбление богатых стран должны были обеспечить расширение сферы феодальной эксплуатации и укрепление классовых позиций нойонов. Административная система, созданная при Чингисхане, была приспособлена к осуществлению этих целей. Низшей административной единицей была признана группа аилов, могущая выставить десять воинов. Далее шли группы аилов, выставлявшие по 100 воинов, по 1000 воинов и, наконец, по 10 тыс. воинов. Все взрослые и здоровые мужчины считались воинами, которые в мирное  время вели свое хозяйство, а в военное время брались за оружие. Такая организация обеспечила Чингисхану возможность увеличить свои вооруженные силы примерно до 95 тыс. воинов. Отдельные сотни, тысячи и тумены вместе с территорией для кочевания отдавались во владение тому или иному нойону. По своему характеру это было таким же феодальным пожалованием, какие еще до образования государства стали обычными во взаимоотношениях между нойонами и нукерами. Но теперь это превратилось в государственную систему. Великий хан, считая себя собственником всей земли в государстве, раздавал землю и аратов во владение нойонам, с условием, что те будут за это исправно выполнять определенные повинности. Важнейшей повинностью была военная служба. Каждый нойон был обязан по первому требованию сюзерена выставить в поле положенное число воинов. Нойон в своем уделе мог эксплуатировать труд аратов, раздавая им на выпас свой скот или привлекая их непосредственно к работе в своем хозяйстве. Мелкие нойоны служили крупным. Так при Чингисхане были заложены основы военно-ленной системы в Монголии. Чингисхан разделил страну на два «крыла». Во главе правого крыла он поставил Боорчу, во главе левого – Мухали, двух своих наиболее верных и испытанных сподвижников. Должность и звания старших и высших военачальников – сотников, тысяцких и темников – он сделал наследственными в роду тех, кто своей верной службой помог ему овладеть ханским престолом.В годы правления великого хана Угэдэя (1229 – 1241) была сделана попытка наладить внутреннее управление огромной империей. Угэдэй поручил заведование финансами своему советнику, выходцу из киданей Елюй Чуцаю, а руководство другими военными и гражданскими делами возложил на трех темников. Большое внимание уделялось налаживанию почтовой службы, в которой были крайне заинтересованы сами завоеватели. Были приняты меры к нормализации сбора податей и выполнения повинностей подвластным населением.Изданный Угэдэем закон вводил для западных стран подушную подать с совершеннолетних мужчин. С кочевников брали по голове с каждой сотни голов скота. Эта система должна была заменить ту анархию и произвол, которые господствовали в империи, когда каждый населенный пункт с его жителями отдавался во владение кому-либо из монгольских нойонов, бравшему с жителей, все, что хотел и сколько хотел. Указ хана устанавливал, какие сборы должны поступать в казну великого хана, а какие оставаться в распоряжении местных правителей. Была проведена перепись населения, после чего все жители оказались приписанными к определенным административным районам.

Завоеванные страны и области отдавались в управление местным феодалам, а специально поставленный над ними монгольский нойон отвечал за поступление дани. Наряду с этим практиковалась отдача сбора дани на откуп богатым купцам. К 1259 году Монгольская империя включала в свой состав огромную территорию, населенную множеством племен, народов и народностей, говоривших на различных языках, находившихся на самых различных уровнях социально-экономического и культурного развития, имевших свои хозяйственные уклады, свои формы быта и свои навыки. Ни экономические, ни культурные интересы не связывали разнородные и разноязычные части империи между собой. Это было типичное военно-административное объединение. Центральную часть империи составлял домен великих ханов – Монголия и Северный Китай. К западу располагался улус потомков Угэдэя, в который входили земли к востоку и западу от Алтайских гор; центром улуса был район современного города Чугучака. Третью часть империи составлял улус потомков Джагатая, включавший восточные области Средней Азии до Аму-Дарьи. Центром этого удела был город Алмалык на реке Или (около современной Кульджи).Иран, Ирак и Закавказье входили в улус Хулагу, центром которого был Тебриз. Последняя, пятая, часть империи (Золотая Орда) принадлежала потомкам Джучи и составляла их улус, включавший в себя все земли, «куда доходили копыта монгольских лошадей», т.е. все восточноевропейские владения монголов. Столицей джучидов был город Сарай в низовьях Волги, около современной Астрахани

1.2.  Монгольские завоевания и образование Золотой Орды

Чингиз-хан, будучи выдающимся государственным деятелем и талантливым полководцем, сыграл на первых порах положительную роль, объединив разрозненные монгольские племена в одно централизованное государство. Однако дальнейшая его деятельность явилась завоевательной в отношении чужих земель, других государств и народов. Им и его преемниками была порабощена почти вся Восточная и половина Западной Евразии. В период с 1206 по 1220 годы с некоторыми перерывами была завоевана Средняя Азия с ее центрами античной и раннесредневековой цивилизации, среди которых славный Хорезм во главе с его могущественным правителем, хорезмшахом Мухаммедом II. Вначале у Чингиз-хана не было намерений завоевать Хорезм, к тому же хорезмская армия была значительно больше монгольской (в те времена власть хорезмшаха распространялась далеко за пределы позднего Хорезма – на Иран, Азербайджан, Хорасан, Афганистан). Армией Чингиз-хана была захвачена лишь восточная часть Средней Азии, так называемое Семиречье, и прилегающие районы в киргизских и восточно-казахстанских степях.

Возвратившись после удачного похода на Китай в 1216 году в свой столичный город Каракорум (по-монгольски Хара-Хорин; располагался в верховьях реки Орхон на севере Монголии), Чингиз-хан радушно принял послов, прибывших из Хорезма. Он просил их передать хорезмшаху, что в его лице он видит владыку Запада, а себя считает владыкой Востока; также он желает мира и дружбы между ними и чтобы их купцы свободно торговали в обеих странах.

Мухаммед послал Чингиз-хану караван с товарами из шелковых тканей, шитых золотом, а также хлопчатобумажные ткани. Один из начальников каравана попросил за этот товар цену, в 15 раз превышающую их стоимость. Чингиз-хан возмутился, к тому же подобного добра было предостаточно и у самих монголов. Испугавшись скандала, купцы вынуждены были принести эти товары в подарок хану. Польщенный Чингиз отблагодарил хорезмийцев, заплатив им по 75 динаров, т.е. золотых монет, за каждый кусок ткани с золотом и столько же серебряных за обычные ткани. Более того, оказав почтение послам, он велел устроить их в белых шатрах, что считалось признаком особого доверия.

Чингиз-хан сделал ответный и почетный жест хорезмшаху – он отправил к нему посольство и свой караван с богатейшими подарками «владыке Запада»: огромный самородок золота величиной с верблюжий горб, который везли на специальной телеге, отдельные слитки золота и серебра, куски нефрита, мускус (пахучая жидкость животного и растительного происхождения, используемая в парфюмерии), китайский шелк, дорогие ткани из белой верблюжьей шерсти, меха бобров и соболей, другие драгоценные вещи. Хорезмшах принял посольство в Бухаре. Послы передали ему наилучшие пожелания хана, его повторное предложение о мире и еще то, что он ставит хорезмшаха в один ряд с его самым дорогим сыном. Хотя Мухаммед обиделся, что монгол «записал его в сыновья», но мирные предложения принял, на всякий случай решив послать во двор Чингиз-хана шпиона в лице... руководителя этого же посольства, который был хорезмийцем по происхождению. Тот, испугавшись гнева шаха, согласился.

С небольшим отрывом во времени прибыл и «золотой» караван, состоявший из 450 человек мусульман, а также из 500 верблюдов, нагруженных вышеназванными товарами. Караван был остановлен в Отраре, пограничном городе владений Мухаммеда, и ограблен. Весь людской персонал каравана ложно обвинили в шпионаже и перебили. Чудом спасся один погонщик верблюда, который вернулся домой и все рассказал Чингиз-хану.

Хан «проглотил» и это известие, проявив сдержанность и самообладание. Он отправил к хорезмшаху посла в сопровождении двух татар с требованием выдачи ему наместника Отрара, отдавшего приказ уничтожить караван. Мухаммед не только не выполнил этого требования, но и велел убить послов. Убийство послов – это война!..

Академик В.В.Бартольд, детально проанализировав все источники, которые в подробностях сообщают об этом крупнейшем инциденте, пришел к такому выводу: «Поступок хорезмшаха даже с точки зрения современного международного права дал Чингиз-хану более чем достаточный повод для войны». Вся мощь монгольской армии была брошена против Хорезма. Средняя Азия вскоре была завоевана полностью. Разрушались города, уничтожались оросительные системы. Было истреблено и угнано в плен огромное число воинов и мирного населения. Озлобленность и жестокость монголов во владениях хорезмшаха описана в источниках иногда до мельчайших подробностей. Вслед за Средней Азией пал Иран, оттуда армия Чингиз-хана дошла до Багдада. Повернув на север, она завоевала Закавказье, затем весь Кавказ и вышла в половецкие степи. 31 мая 1223 года на реке Калке произошла историческая битва объединенного русско-кипчакского войска с монгольской армией, одержавшей победу. Далее монголы повернули на восток, домой, очевидно, для пополнения своих сил и отдыха после столь крупных сражений. На обратном пути какая-то часть их армии вдруг взяла направление на север – в сторону Волжской Булгарии (намерения монголов на этот счет не известны). По словам Ибн ал-Асира, арабского историка XIII века, на этот раз монголы потерпели поражение, и после этой битвы немногие из них остались в живых. По сообщениям русских летописей, монголы совершили еще два, очевидно, разведывательных, похода в те же края: вначале в 1229 году, когда на реке Яик они разбили булгарский сторожевой отряд, а в 1232 году вынуждены были перезимовать, не дойдя до Великого города.

К этому времени уже не было в живых Чингиз-хана: он умер в 1227 году в возрасте 72 лет. До своей смерти он разделил свою империю между четырьмя своими сыновьями: Угэ-дэ получил собственно Монголию и Северный Китай, Тулуй – иранские владения, Чагатай – Мавереннахр и Семиречье, т.е. восточные Среднюю Азию и Казахстан, а на долю старшего сына, Джучи, достались Хорезм, Дешт-и-Кипчак и не завоеванные еще земли на западе, которые он должен был завоевать.

Но Джучи умер в том же 1227 году, даже за шесть месяцев до смерти своего отца, поэтому его удел перешел к его сыну Бату и, следовательно, внуку Чингиз-хана. Несмотря на это будущий улус продолжал называться «Улус Джучи», ибо он был выделен самим Чингиз-ханом, воля и законы которого выполнялись неукоснительно. Улус Джучи был определен еще в 1207 году – тогда в него вошли и только что захваченные земли чуть севернее Монголии между Селенгой и Енисеем. Этот улус постепенно менялся за счет расширения пределов империи на запад «до тех пор, куда доходили копыта татарских коней», как сказано об этом в известном труде Рашид ад-дина. Он же помещает Улус Джучи уже в пределах Иртыша. Но это для того времени, когда еще не были завоеваны земли к западу от Урала и Волги.

Вопрос о завоевании Запада обсуждался и был решен на всемонгольском курултае, проходившем в 1235 году в Каракоруме. Руководителем нового похода был назначен 27-летний Бату – старший и самый талантливый из 11 сыновей Джучи. Под власть молодого хана были определены самые крупные и боеспособные силы, в сущности, вся отборная монгольская армия. Весной 1236 года она направилась на Европу. Лето провели в пути, осенью все основные группы войска встретились в пределах Волжской Булгарии. Один за другим пали Сувар, Булгар, Буляр, Джукетау и другие города. Булгария была покорена.

В том же году началось завоевание Дешт-и-Кипчак, продолжавшееся до конца 1238 года (отдельные разведывательные походы монголов на половецкие степи происходили и раньше – в 20 – начале 30-х годов). Известна в истории ожесточенная борьба с монголами кипчакского бека Бачмана, героически погибшего со своей дружиной в неравной борьбе на одном из островов Волги. В 1237 году началось дальнейшее продвижение на запад – были завоеваны мордовские земли, а затем и Русь, которая окончательно была порабощена в 1240 году. Тогда же два булгарских князя Баян и Джику подняли было восстание против монголов, однако оно было подавлено.

Далее монгольские войска проникли в Центральную Европу, завоевали Венгрию, а отдельные разведочные отряды прорвались даже к Адриатическому морю. Однако в 1242 году было получено известие о смерти Угэдэ, назначенного великим ханом (кааном) Монгольской империи после Чингиз-хана. Это сообщение мгновенно заставило всю монгольскую армию повернуть на восток и вернуться в Монголию решать свои важнейшие государственные дела – монгольские царевичи, которые почти все были в армии Бату, обязательно должны были принять участие в курултае по выборам нового великого хана.

В конце 1242 года и в самом начале 1243 года, вернувшись из Венгрии, Бату находился в Нижнем Поволжье – центре Дешт-и-Кипчак с небольшой частью монгольских воинов. По сообщению Рашид ад-дина, их было четыре тысячи – так было определено в свое время самим Чингиз-ханом для Джучи в его будущих завоеваниях Запада, после смерти которого они перешли к Бату. Естественно, это были не рядовые монголы, а представители власти, сановники, свита, члены нового государственного управления, охрана, руководители различных подразделении войска. Само же войско состояло в основном из завоеванных народов, среди которых, по утверждениям того же великого персидского историка-энциклопедиста, были черкесы, маджары, кипчаки, даже русские.

Вскоре в ставку Бату-хана (в русских источниках он назван Батыем) приехал великий князь всея Руси Ярослав Всеволодович, сын Всеволода Большое Гнездо, за ярлыком на княжение. Это было в начале 1243 года. Создалось новое государство в Центральной Евразии – Золотая Орда.

1.3.  Культурное и экономическое развитие Золотой Орды

 Наблюдатели отмечали  возникновение гораздо большей, чем до монгольских завоеваний, политической устойчивости во всей Евразии от Восточной Европы до Китая. Известны религиозные искания  правящей золотоордынской элиты, проявлявшей терпимость к конфессиям покоренных народов. Религиозную терпимость хан золотой Орды проявляли и после своего обращения в ислам. Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского востока: ремесла, архитектуру, бани, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябию, нравы и вкусу, более изощренные, чем у простых кочевников. «Ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средиземноморский отпечаток»,  считает известный западный востоковед К.Босворт, чему способствовали широкие и тесные связи Золотой Орды с Анатолией, Сирией и Египтом во второй половине XIII века и первой половине XIV века. Образование монгольской империи от Китая до Европы сыграло огромную положительную роль. На территории Казахстана прекратились войны и усобицы. Появление Улуг Улуса сыграло централизованную роль. «Чингисхан смел границы на пути связи между Востоком и Западом, сравнял с землей крепости и бастионы, которые препятствовали экономическим и культурным отношениям и после этого взаимные связи Востока и Запада начали процветать».
Сарай – столицу Золотой Орды и в другие ее города населяли представители многих народов. Здесь сталкивались разные религии и культуры, при золотоордынском дворе устраивались диспуты между миссионерами разных вероисповеданий, активными участниками которых были приверженцы Мухамеда, Христа, Будды. Искусные умельцы-ремесленники, угнаны ордынцами в плен из завоеванных стран, принимали участие в строительстве золотоордынских городов и создании синкретической культуры Золотой Орды.
Характерно, что вплоть до конца XVII века правители Казахского ханства и московские великие князья и цари, чьи государства возникли на руинах Золотой Орды, вели специальную переписку с мусульманскими государями в золотоордынских протокольных традициях, что свидетельствовало об органичном, привычном использовании ими ордынской символики, не  воспринимавшейся как нечто чуждое.

1.4.Развитие градостроительства и торговли

Образование сильного государства стимулировало развитие торговли и расцвет градостроительства. Были восстановлены города, разрушенные во время завоеваний.
Так, вновь крупными ремесленными и торговыми центрами стали  Сыгнак и Отрар, были заново отстроены Барчынлынет, Джент, города Хорезм, Мавераннахр. Кроме того, в период XIII-XIV вв. возникло 100 новых городов, в основном в степной зоне. Крупнейшими из них были Сарай-Бату, Сарай Ал-Жедид, Сарайшик на Жаике, Азау, Бахшасарай, Укек, Маджар  на Северном Кавказе, Хаджитархан в дельте Едиля, Мохим в Мордовии,  Чилын-Тура и Сибири.
Города Улуг Улуса отличались  отсутствием каких-либо оборонительных сооружений, в государстве была единственная крепость – Дербент, на кавказском побережье Каспийского моря. Многие города считались крупнейшими не только на востоке, но и во всем мире. Так, население Сарай-Бату превышало 100 тыс.человек  (в XIV в. города населением 5-10 тыс.человек уже считались  большими). На объезд столицы, со всеми пригородами по периметру, нужно было затратить не менее дня.
Благодаря особому покровительству ханов на территории Улуг Улуса стали открывать торговые фактории западноевропейских стран, особенно Генуи и Венеции. Эти фактории быстро перерастали в крупные городские центры – Кафа (современная Феодосия), Солдайя (Cудак), Чембала  (Балаклава).
Генуэзские колонии обладали автономией, занимались торговлей между странами Европыи Улуг Улусом.
Особенно благотворно на хозяйственную жизнь воздействовала политика великого хана Мунке, посаженного на трон при поддержке правителя Улуг Улуса хана Бату.
Мунке отменил старые  ненормированные подати и налоги, установил единую подушную подать, были списаны все недоимки и долги населения, отменены все ярлыки, выданные чингизидами без ведома центральных властей. Мунке запретил монгольским гонцам требовать лошадь у населения и установил для них норму почтовых лошадей. В то же время, было запрещено гражданским лицам любого ранга пользоваться почтовым транспортом в личных целях. Однако, особое значение имеет денежная реформа, проведенная при Мунке хане.
Чтобы оживить и прекратить анархию в денежном обращении, были отчеканены единые для всей империи золотые динары с низкой пробой (50-60 % золота). Динары чеканились во всех крупных городах, включая Сыгнак и Отрар.  В качестве разменной монеты использовались посеребряные дирхемы и медные фельсы.Проведенная в 1271 г. новая реформа коснулась только территории государства чагатаидов. Главным ее проводником был правитель  Мавераннахра Масуд-бек. Основное содержание этой реформы составлял переход  к регулярной чеканке серебряных монет одинакового веса и пробы во многих городах. Чеканка монет была свободной, т.е. любое частное лицо могло принести свое серебро на монетный двор для передела в монету, за определенную плату.
Следующая реформа была проведена ханом Кебеком в 1321 году, с учетом денежных систем в государстве Хулагуидов и в Улуг Улусе. Новый серебряный динар весом 8 грамм получил название «кебеки». Все реформы способствовали оживлению как внутренней, так и внешней торговли, поскольку теперь вес монет и в Мавераннахре, и в Улуг Улусе стал одинаковым.
Значительно расширилась караванная торговля. Возникновение новых городских центров в Западном Казахстане и бассейне Едиля привело к сосредоточению центра караванных путей из Азии в Европу. Караванные дороги благоустраивались.    По приказам ханов Улуг Улуса, на торговых путях выкапывались колодцы, строились караван-сараи. Появление централизованного государства делало торговлю безопасной и прибыльной.

2. Основные черты государственного строй Золотой Орды

Золотая Орда была феодальным государством развитого средневековья. Высшая власть в стране принадлежала хану, и этот титул главы государства в истории всего татарского народа связан главным образом с периодом Золотой Орды. Если всей Монгольской империей правила династия Чингиз-хана (чингизиды), то Золотой Ордой - династия его старшего сына Джучи (джучиды). В 60-х годах XIII века империя разделилась фактически на независимые государства, но юридически они считались улусами Чингиз-хана. Поэтому система управления государством, заложенная еще при нем, практически оставалась до конца существования этих государств. Более того, эта традиция продолжалась в политической и социально-экономической жизни тех татарских ханств, которые образовались после падения Золотой Орды. Естественно, какие-то преобразования, реформы проводились, появились некоторые новые государственные и военные должности, но вся государственная и общественная система в целом осталась стабильной.

Золотой Ордой правили потомки четырех сыновей Джучи. Одновременно в других частях Золотой Орды правили потомки других сыновей Джучи - Шайбана в Западной Сибири и Орды-Ичена в Синей Орде; из последней вышел и целый ряд правителей Белой, т.е. собственно Золотой Орды уже после правления Бердибека. В той же Белой Орде и в ее западной части, в Крыму, во второй половине XIV - начале XV веков правили ханы из линии последнего сына Джучи - Тукай-Тимура, среди них такие известные государи, как Тохтамыш, Улу-Мухаммед. Ни одна другая выдающаяся личность, не будучи джучидом (для всей Монгольской империи - чингизидом) не имела права быть и никогда не была ханом, хотя эти исторические личности порой управляли государством, меняя послушных ханов по своему усмотрению (Идегей, Мамай, некоторые другие эмиры-темники).Ниже князей находились те, кого можно назвать монгольскими и тюркскими вельможами: первоначально именовавшимися нойонами (монгольский термин), а позднее - беками (тюркский термин); а также высшие управленческие и судебные чиновники. Часто хан выдавал вельможе ярлык о неприкосновенности, освобождающий его и людей, закрепленных за земельным наделом, от налогов и государственной службы. Владелец такого надела назывался даркханом. Нередко этот термин применялся по отношению к   более мелким землевладельцам, поскольку предполагалось, что вельможи в любом случае пользовались неприкосновенностью. В результате такой политики к середине XV века "феодальный" сектор расширился значительно больше, чем "государственный" сектор. Этот фактор сыграл огромную роль в распаде Орды.

Ярлык - это ханская грамота или указ, дающий право на государственное управление на отдельных улусах Золотой Орды или подчиненных ей государствах (например, ярлыки на княжение русским князьям), на право ведений дипломатических миссий, других ответственных государственных дел за рубежом и внутри страны и, конечно, на право землевладения феодалами различных рангов. В Золотой Орде, а затем в Казанском, Крымском и других татарских ханствах существовала система сойюргалов - военно-ленное право владения землей. Лицо, получившее от хана сойюргал, имел право взимать в свою пользу те налоги, которые раньше шли в казну государства. Земля по сойюргалу считалась наследственной. Естественно, такие большие привилегии просто так не давались. Феодал, получивший сойюргальное право, должен был обеспечить в военное время армию соответствующим количеством конного войска, оружия, гужевого транспорта, провианта и т. д.Помимо ярлыков, существовала система выдачи так называемых пайцзов.

Пайцза - это золотая, серебряная, бронзовая, чугунная, а то и просто деревянная дощечка, выдаваемая также от имени хана в качестве своеобразного мандата. Человеку, предъявлявшему на местах такой мандат, предоставляли необходимые услуги при его передвижениях и поездках - провожатых, лошадей, повозки, помещения, пропитание. Само собой разумеется, золотую пайцзу получало лицо, более высокое по своему положению в обществе, деревянную - более простое. О наличии пайцзов в Золотой Орде имеются сведения в письменных источниках, они известны также и как археологические находки по раскопкам Сарая-Берке - одной из столиц Золотой Орды.В Улусе Джучи была особая должность войскового букаула, занимавшегося распределением войск, отправлением отрядов; он же отвечал за войсковое содержание и довольствие. Букаулу подчинялись даже улусные эмиры - в военное время темники. Кроме главного букаула, были букаулы отдельных областей.Само же войско делится на десятки, во главе которых стоит десятник, во главе десяти десятников - один сотник, во главе десяти сотников - тысячник, во главе десяти тысячников - "один, и это число у них называется тьма". Дисциплина в войске монгол была на высшем уровне. Никто не смел ослушаться приказа командира. Военное дело у татаро-монголов очень хорошо развито.Священнослужители и в целом представители духовенства в Золотой Орде, по записям ярлыков и арабо-персидской исторической географии, были представлены такими лицами: муфтий - глава духовенства; шейх - духовный вождь и наставник, аксакал; суфи - набожный, благочестивый, свободный от дурных поступков человек или аскет; кадий - судья, решающий дела по шариату, т. е. по своду мусульманских законов. Во время правления Менгу - Тимура монгольским чиновникам запрещалось под страхом смерти отбирать церковные земли или требовать выполнения какой-либо службы от церковных людей. К смерти приговаривался также любой, виновный в клевете и поношении греко-православной веры. Чтобы усилить воздействие хартии, в ее начале было помещено имя Чингисхана. В качестве благодарности за дарованные привилегии от русских священников и монахов ожидали, что они будут молить Бога за Менгу-Тимура, его семью и наследников. Особо подчеркивалось, что их молитвы и благословения должны быт ревностными и искренними. "А если кто-то из священнослужителей будет молиться с затаенной мыслью, то он совершит грех".В то же время были гражданские судьи - яргучи, решавшие свои судебные дела по Великой ясе - кодексу законов Чингиз-хана. Исследователи полагают, что решение суда оформлялось специальной грамотой "яргу-намэ"; помимо рядовых яргучей, был еще эмир-яргу - главный судья государства при визире.Для сбора налогов и других целей военной администрации помогал целый ряд штатских чиновников. Сборщики налогов, гонцы, лица, обслуживающие конно-почтовые станции, лодочники, чиновники, отвечающие за мосты, и рыночная полиция. Важным чиновником был государственный таможенный инспектор, которого называли "даруга". Вся система администрации и налогообложения контролировалась центральными правлениями (диванами). В каждом из них дело, фактически, вел секретарь (битикчи). Главный битикчи заведовал ханским архивом. Иногда хан доверял общий надзор над внутренней администрацией особому чиновнику, которого арабские и персидские источники, говоря о Золотой Орде, называют "визирем".В системе государственных чиновников был целый ряд других должностных лиц, которые известны в основном по ханским ярлыкам. Это: "илче" (посланник), "тамгачы" (таможенник), "тартанакчы" (сборщик подати или весовщик), "тоткаул" (застава), "караул" (дозор), "ямчы" (почтовой), "кошчы" (сокольник), "барсчы" (барсник), "кимэче" (ладейщик или корабельщик), "базар да торганл[н]ар" (блюстители порядка на базаре). Эти должности известны по ярлыкам Тохтамыша 1391 года и Тимур-Кутлука 1398 года. Большая часть этих государственных служащих существовала и в периоды Казанского, Крымского и других татарских ханств.Так же существовали различные виды повинностей, которые взимались с кочевого и оседлого населения, а также о разнообразных пограничных пошлинах: "салыг" (подушная подать), "калан" (оброк), "ясак" (дань), "хэраж" ("харадж" - слово арабское, означающее 10-процентный налог с мусульманских народов), "бурыч" (долг, недоимка), "чыгыш" (выход, расход), "ындыр хакы" (плата за гумно), "амбар малы" (амбарная пошлина), "бурла тамгасы" (житная тамга), "юл хакы" (дорожная плата), "карауллык" (плата за караул), "тартанак" (весовая, а также налог с ввоза и вывоза), "тамга" (там-говая пошлина).Все, сказанное выше, свидетельствует о слаженном государственном механизме Золотой Орды со всеми атрибутами, которые необходимы для существования и развития крупного средневекового государства: органами центрального и местного управления, судебной и налоговой системой, таможенной службой и сильной армией. Все это свидетельствует, наконец, о достаточно высоком уровне развития общественного строя Улуса Джучи

3.Общественный строй Золотой Орды

Социальная структура Золотой Орды была сложной и отражала пестрый классовый и национальный состав этого разбойничьего государства. Четкой сословной организации общества, подобной той, что существовала на Руси и в западноевропейских феодальных государствах и в основе которой лежала иерархическая феодальная собственность на землю, здесь не было.

Статус подданного Золотой Орды зависел от происхождения, заслуг перед ханом и его родом, от должности в военно-административном аппарате. 7

В военно-феодальной иерархии Золотой Орды господствующее положение занимал аристократический род потомков Чингисхана и его сына Джучи. Этот многочисленный род владел всей землей государства, ему принадлежали огромные стада, дворцы, множество слуг и рабов, неисчислимые богатства, военная добыча, государственная казна и т.д.

Впоследствии джучиды и иные потомки Чингисхана еще целые столетия сохраняли привилегированное положение в среднеазиатских ханствах и в Казахстане, закрепили за собой монопольное право носить звание султанов, занимать ханский престол.

Хан имел самый богатый и большой улус типа домена. Джучиды имели преимущественное право на занятие высших государственных постов. В русских источниках их называли царевичами. Им присваивались государственные и военные титулы и звания.

Следующую ступень в военно-феодальной иерархии Золотой Орды занимали нойоны (в восточных источниках— беки). Не являясь членами рода Джучидов, они тем не менее вели свои родословные от сподвижников Чингисхана и их сыновей. Нойоны имели множество слуг и зависимых людей, огромные стада. Они часто назначались ханами на ответственные военные и государственные должности: даругов, темников, тысячников, баскаков и др. Они награждались тарханными грамотами, освобождавшими от различных повинностей и обязанностей. Знаками их власти являлись ярлыки и пайцзы.

Особое место в иерархической структуре Золотой Орды занимали многочисленные нукеры — дружинники крупных феодалов. Они или находились в свите своих сеньоров, или занимали средние и низшие военно-административные должности — сотников, десятников и др. Эти должности позволяли извлекать значительные доходы с населения тех территорий, где были размещены или куда направлялись соответствующие воинские подразделения или где нукеры занимали административные должности. Из среды нукеров и других привилегированных людей в Золотой Орд выдвинулся небольшой слой тарханов, получивших от хана или его высших должностных лиц тарханные грамоты, в которых их обладателям предоставлялись различные привилегии. К господствующим классам относились также и многочисленно духовенство, прежде всего мусульманское, купцы и богатые ремесленники местные феодалы, родовые и племенные старейшины и вожди, крупные землевладельцы в оседлых земледельческих районах Средней Азии, Поволжья, Кавказа и Крыма.

Крестьянство земледельческих районов, городские ремесленники, слуг находились в различной степени зависимости от государства и феодальных владык. Основную массу трудящихся в степях и предгорьях Золотой орды составляли карачу — кочевники-скотоводы. Они входили в роды и племена вынуждены были беспрекословно подчиняться родовым и племенным старейшинам и вождям, а также представителям военно-административной власти Орды. Выполняя все хозяйственные обязанности, карачу вместе тем должны были служить в войске.

В земледельческих районах Орды трудились феодально зависимые крестьяне. Одни из них — сабанчи — жили сельскими общинами и обрабатывал помимо выделенных для них участков земли феодалов, несли натуральные другие повинности. Другие — уртакчи (издольщики) — кабальные люди обрабатывали землю государства и местных феодалов за половину урожая, несли другие повинности. В городах трудились ремесленники, согнанные из завоеванных стран. Многие из них находились на положении рабов или зависимых от хана и других владык людей. Мелкие торговцы, слуги также зависели от произвола властей и своих господ. Даже состоятельные купцы и самостоятельные ремесленник уплачивали городским властям подати и несли различные повинности.

Довольно распространенным явлением в Золотой Орде было рабство. Рабами становились прежде всего пленники и жители завоеванных земель. Рабы использовались в ремесленном производстве, строительстве, в качеств слуг феодалов. Много рабов продавалось в страны Востока. Однако большинство рабов как в городах, так и в сельском хозяйстве через одно-два поколения становились феодально зависимыми или получали свободу.

Золотая Орда не оставалась неизменной, многое заимствуя у мусульманского Востока: ремесла, архитектуру, баню, изразцы, орнаментальный декор, расписную посуду, персидские стихи, арабскую геометрию и астролябии, нравы и вкусы, более изощренные, чем у простых кочевников.  Имея широкие связи с Анатолией, Сирией и Египтом, Орда пополняла тюркскими и кавказскими рабами армию мамлюкских султанов Египта, ордынская культура приобрела определенный мусульманско-средниземноморский отпечаток.8 Ислам стал государственной религией в Золотой Орде к 1320 г., но, в отличие от других исламских государств, это не привело к тотальной исламизации ее общества, государственных и правовых институтов. Особенностью судебной системы Золотой Орды, во-первых, стало упомянутое выше сосуществование институтов традиционной монгольской юстиции - судов-дзаргу и мусульманского суда кади; при этом никакого конфликта, казалось бы, несовместимых правовых систем не наблюдалось: представители каждой из них рассматривали дела, отнесенные к их исключительному ведению.


Заключение

Цель курсового исследования достигнута путём реализации поставленных задач. В результате проведённого исследования по теме "Государственное устройство Золотой Орды" можно сделать ряд выводов: Истоки возникновения института Чингизидов ведут в XIII век в Великий Монгольский улус, созданный Чингисханом и повторивший ситуацию рождения новой властной элиты своего предшественника – Тюркского Каганата VI века, когда появилось правящее сословие, уже не связанное с каким-либо одним племенем. Чингизиды представляли собой надплеменную группировку высшей аристократии, регулировавшую систему властных отношений внутри государств - наследников Монгольской империи. Монгольская империя представляла собой высокоорганизованное государство, где существовал единый и прочный порядок на огромной территории.

Золотая Орда была создана потомками Чингисхана в первой половине XIII в. Ее территория простиралась от берегов Днестра на Западе до Западной Сибири и Северного Казахстана на Востоке, включая также на некоторых этапах своей истории ряд ближневосточных, кавказских и среднеазиатских регионов. В начале XVI в. Золотая Орда распалась на ряд государств - Крымское, Казанское, Астраханское ханства, Ногайскую Орду и др., которые явились наследниками политической, государственной и правовой традиций Золотой Орды. Некоторые из этих государств просуществовали довольно долго: казахские ханства - до середины XIX, а Бухарский эмират и Хивинское ханство - до начала ХХ в.  Золотая Орда была одним из крупнейших государств  средневековья, владения которого находились в Европе и Азии. Ее военная мощь постоянно держала в напряжении всех соседей и очень долгое время никем не оспаривалась.Огромная территория, многочисленное население, сильная центральная власть, большое боеспособное войско, умелое использование торговых караванных путей, выколачивание дани с покоренных народов, все это создавало мощь ордынской империи. Она крепла и усиливалась и в первой половине XIV в. пережила пик своего могущества.

Правосудие в Золотой Орде в целом соответствовало уровню развития суда в различных странах мира - как европейских, так и азиатских. Особенности же суда Золотой Орды объясняются как своеобразием правосознания его общества, так и совокупностью ряда других факторов - влиянием традиций регионов, на которые распространялась власть Джучидов, принятием ислама, кочевыми традициями и пр.

Монголо-татарское нашествие и иго Золотой Орды, последовавшее за нашествием, сыграло огромную роль в истории нашей страны. Ведь владычество кочевников продолжалось почти два с половиной столетия и за это время иго сумело положить существенный отпечаток на судьбу русского народа.

Монголо-татарские завоевания привело к значительному ухудшению международного положения русских княжеств. Древние торговые и культурные связи с соседними государствами были насильственно разорваны. Нашествие нанесло сильный разрушительный удар культуре русских княжеств. В огне монголо-татарских нашествий погибли многочисленные памятники, иконописи и архитектуры. В то время как западноевропейские государства, не подвергшиеся нападению, постепенно переходили от феодализма к капитализму, Русь, растерзанная завоевателями сохранила феодальное хозяйство. Этот период в истории нашей страны является очень важным, поскольку он предопределил дальнейшее развитие Древней Руси. Подлинное начало величия России, как великого государства, при всем значении Киевской Руси, было положено не на Днепре, не славянами и варягами, и даже не византийцами, а ордынцами. В силу исторических обстоятельств древнерусская государственность не развилась до имперского уровня, а пошла по пути дробления и пала под натиском тюрко-монгольских кочевников Великой Степи, создавших мировую евразийскую державу - Золотую Орду, ставшую предтечей Российской империи.

1. Образование Золотой Орды связывалось с воцарением Бату в 1236 году. Золотая орда не была государством, выросшим на почве нормального развития какого-нибудь одного народа. Золотая

Орда – искусственное государственное образование, ложившееся путем насильственного захвата чужой земли.
2. В государственном устройстве были заложены общественные устои, сохранившиеся при всех ханах. Появился аппарат чиновников, оформляющий феодальные владения аристократии, заложена столица.
3. Такое государство, как Золотая Орда, не могли иначе существовать, как только путем насилия, путем ограбления покоренных народов. Однако государство это не в силах было полностью приостановить прогрессивное развитие своего соседа – русских княжеств и их трудолюбивого и свободолюбивого земледельческого населения. Русь находила в себе силы не только обороняться от тара, но и наносить Золотой Орде удары, которые подрывали ее военную мощь.
4. В прогрессивном развитии России в XIV – XV вв., в росте ее сельскохозяйственной и городской жизни, в развитии ремесел и политического сознания, в росте ее духовных творческих сил, в любви к родине и независимости, а также в неустанном ее сопротивлении и лежит главная причина падения Золотой Орды.
5. Другая причина лежит в таком же прогрессивном развитии земледельческих народов Средней Азии, для которого Золотая Орда была также значительным препятствием, поскольку она постоянно угрожала поселениям и городам Мавераннахра своими грабительскими набегами и захватническими планами.
6. Золотая Орда отставала в культурном развитии, в росте производственных сил, не выходила из состояния смут и неотвратимо распадалась на отдельные части.

Список источников и литературы


1. Д.Н. Батыш-Каменский. История Малой России. Киев, Издательство «Час». 1993
2. В.Л. Егоров. Золотая Орда: мифы и реальность. М., Издательство «Знание». 1990
3. История стран Азии и Африки в средние века, под ред. Л.В. Симоновской и Ф.М. Ацамба, М., МГУ. 1968г.
4. В.В. Каргалов. Конец ордынского ига. М., Наука 1980
5. На стыке континентов и цивилизаций., составитель И.Б. Муслимов, М., Инсан. 1996
6. Ю.Г. Алексеев. Освобождение Руси от ордынского ига. Л., Наука. 1989
7. Квацва Л.А. ,Юрганов А.Л. История России VIII – XV вв. – М, 1996г.
8. С.Ф. Платонов. Полный курс лекция по Русской истории 10 изд. Петрозаводск. «Фолиум». 1996г.
9. Бутромеев В.П. Русская история для всех. М.
10. Военно-исторический календарь. 1993
11. Военный энциклопедический словарь. М., 1993
12. Герберштейн С. Записки о Московии. М., 1988
13. Герои и битвы. Общедоступная военно-историческая хрестоматия. М., 1995
14. Гумилев Л.Н. Древняя Русь и Великая степь. М., 1992
15. Гумилев Л.Н. От Руси к России. М., 1992
16. Дюпои Р., Дюпои Э. Всемирная история войн. СПб., 1997-1998. Т. 1-3
17. История России. М., 1993
18. История русской армии и флота. М., 1991                                                                 19. Ключевский В.О. Сочинения. М., 1987-1990

2Григорьев А.П. Сборник ханских ярлыков русским митрополитам: Источниковедческий анализ золотоордынских документов.

3 Подробнее см.: Григорьев А.П. « Вышняя троица» в ярлыке золотоордынского хана Монгке-Темюра // Востоковедение. Вып. 1. 1974.

4 Беляев И.Д. О монгольских чиновниках, упоминаемых в ханских ярлыках // Архив историко-юридических сведений, относящихся до России. Кн. I. М., 1850.

5 Рязановский В.А. Монгольское право, преимущественно обычное. Харбин, 1931; Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингисхана. С приложением главы о Ясе из истории Джувейни в переводе В.Ф. Минорского. Bruxelles, 1939. – В диссертации использовано переиздание этого исследования: Вернадский Г.В. О составе Великой Ясы Чингисхана // Вернадский Г. В. История права. СПБ, 1999.

6 См: Ярлыки татарских ханов русским митрополитам // Памятники русского права.

3: Памятники права периода образования русского централизованного государства. XIV–XVвв. М., 1955. С. 463–491.

7 Федоров-Давыдов Г.Ф. Общественный строй Золотой Орды.- М., 1993.С.23-67.

8 Егоров В.Л. Золотая Орда: мифы и реальность. – М.: Издательство «Знание»,1990.С.129.




1. контрольна робота з предмету Українська література для студентів І курсу II семестр Кількість варі
2. тема экологического права
3. а укрепления и восстановления здоровья б повышения уровня функционального состояния в роста спортивных д
4. МКатегорія- Програмування комп~ютери і кібернетикаПредмет- Початки програмування
5. Цитоскелет сигнализирует
6. Общие жалобы- слабость утомляемость головокружения одышка при физической нагрузке сердцебиение бываю
7.  ИССЛЕДОВАНИЕ УСТАНОВИВШЕГОСЯ СИНУСОИДАЛЬНОГО РЕЖИМА В ПРОСТЫХ ЦЕПЯХ Цель работы- практическое озн
8. Реклама Кафедра культурологии и социальной коммуникации НЛП В РЕКЛАМЕ КАК МЕТОД ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ПОТ
9. Тестирование как метод педагогического контроля
10. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Київ 2002Дисертація є р
11.  Предмет історії філософії Три аспекти- історія ідей історія понять історія впливів
12. Skting rink in the winter Toronto is the center of most populous re in Cnd nd the cpitl of province of Ontrio
13. СпортМедИмпорт 23 и 24 января 2014 года Центр Международной торговли Краснопресненская наб
14. Мир техники 16 2
15. Социальные проблемы лесного сектора России
16. . Кровотечение из женских половых органов Кровотечение может быть обусловлено различными гинекологич
17. і заступництво Божої Матері за переказами врятувало місто від мору і вперше і вдруге
18. Инновация и новизна в педагогик
19.  ого курса Очного отделения Агафоновой Алевтины Москва 2011 Ассимиля
20. Основные критерии правильной речи