Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
1.Введение (эпоха, течения)
В конце XVIII - начале XIX века в Европе начинается становление социологии как самостоятельной науки. Это связано с глубокими изменениями в мировоззрении в обществе. Человечеству нужна была новая наука, которая дала бы ответ на многие волнующие вопросы. Так появилась социология.
Различны интерпретации термина «элита», одни полагают, что подлинность элиты обеспечивается знатным происхождением, другие причисляют к этой категории самых богатых, третьи наиболее одаренных. Считается, что вхождение в элиту это функция личных заслуг и достоинств, в то время как Г. Моска и В. Парето считают, что для включения в элиту прежде всего важны социальная среда, из которой вышел человек, а только потом личная симпатия или антипатия лидера. Платон сравнивал политическое неравенство с качеством души, присущим тем или иным группам населения: «…разумной части души, добродетель которой заключается в мудрости, соответствует сословие правителей-философов (это и есть элита); яростной части, добродетель которой проявляется в мужестве, сословие воинов; низменной, вожделеющей части души, погрязшей в утехах и наслаждениях, соответствует сословие ремесленников и земледельцев...». Платон разработал систему формирования правящей элиты: отбор в элиту, воспитание и образование потенциальных лидеров элит. А вот Конфуций делил общество на «благородных мужей» (правящую элиту) и «низких людей» (простолюдинов) на основании их отношения к моральным заповедям. Образ правящей элиты он раскрывал через социальные качества; первые, по его мнению, следуют долгу и действуют в соответствии с законом, они требовательны прежде всего к себе самим в отличие от вторых, которые заботятся только о личной выгоде. В соответствии с его теорией соблюдение моральных норм давало право управлять.
Все обоснования этого деления первоначально строились на различного рода религиозных, моральных и нравственных воззрениях, а первыми, кто построил концепцию элит на опыте наблюдения за реальными политическими событиями, были представители итальянской школы политической социологии: Н. Макиавелли, Г. Моска, В. Парето, Ж. Сорель, Р. Михельс, Э. Дженнинг. Эту школу иначе называют макиавеллистской, поскольку именно Макиавелли выделил политику в качестве самостоятельной сферы общества. Он одним из первых развил понятие гражданского общества, впервые применил слово «государство» для обозначения политической организации общества, в его трудах можно найти идеи разделения властей, предпосылки к парламентаризму. Идеи Н.Макиавелли дали жизнь современной социологической теории элит.
2. Биография Вильфредо Парето
Наиболее видным социальным теоретиком в начале XX века был итальянский социолог и экономист Вильфредо Парето (1848-1923). Теория элиты была впервые обстоятельно изложена В.Парето в его «Трактате общей социологии», в котором социологическая тематика сочеталась с исторической, политико-идеологической и социально-философской. Парето был по образованию инженером, но впоследствии глубоко и основательно заинтересовался политэкономией и социологией. Хотя большая часть жизни Вильфредо Парето приходится на XIX век, в качестве социолога и политического мыслителя он заявил о себе в самом начале ХХ столетия. Именно в этом столетии им были созданы фундаментальные труды, предпринята попытка построения грандиозной системы, которая охватила бы все наиболее принципиальные отношения между человеком и обществом. Этим замыслом Парето напоминает классических мыслителей прошлого, но его образ мыслей, используемый им инструментарий больше соответствуют ХХ веку.
Родился он 15 июля 1848 года. Семейство Парето во многих поколениях принадлежало к торговой буржуазии и было занесено в «Золотую книгу» генуэзской республики. За сотрудничество с французами дед Парето удостоился от Наполеона аристократического титула. Его унаследовал и внук. В 18641867 годах Вильфредо изучал в Туринском университете математику и физику. Затем он получил еще и инженерное образование. Вскоре им была защищена диссертация по физикоматематическим наукам. Но уже тогда он интересуется биологией, экономикой, читает произведения социальных мыслителей. Двадцать лет (1870-1890) он работает в индустриальной сфере: сначала в акционерной компании «Железные дороги Эмилии и Романьи», потом в акционерном обществе «Металлургические заводы Валь ДАрно». Причем становится его генеральным директором. Как и Гаэтано Моска, он не избежал соблазна политики. В 1882 году он боролся за место в парламенте, но потерпел неудачу. Однако отступать было не в правилах Парето, это противоречило его бойцовскому темпераменту. Еще трижды он выступал в схватку в качестве кандидата от леволиберальной партии радикалов и все три раза неудачно. Наконец, он принимает решение сойти с дистанции. Разочарование было тем более горьким, что Парето ощущал свой потенциал. Не помогли ни ораторские дарования, ни убедительная логика аргументов. В политической борьбе более весомыми оказались иные факторы. Его ближайший друг, известный экономист Маффео Панталеони, говорил, что в политике «... шарлатаны и софисты ценились выше, чем достойные люди». В начале 90х годов Парето резко меняет свою жизнь. Уйдя в отставку с поста генерального директора металлургической компании, он перебирается в Швейцарию. Там он в 1894 году стал профессором кафедры политической экономии Лозаннского университета. Но его неудержимо влекла к себе социология. У него возникает замысел капитального труда, в котором могла бы проявиться его колоссальная эрудиция. После того как в 1898 году Парето получил солидное наследство, он купил виллу неподалеку от Лозанны, в Селиньи, и полностью погрузился в работу. Его так и прозвали «отшельником из Селиньи». Первая мировая война застала Парето за корректурой. Наконец, в 1916 году огромный «Трактат по общей социологии» вышел в свет. Он состоял из более чем 2600 параграфов, каждый из которых, будучи элементом системы, нес и самостоятельную смысловую нагрузку. Все текущие события и процессы Парето склонен рассматривать сквозь призму собственных теорий. Исходя из них, он полагал, что в Италии, да и во всей Европе, после первой мировой войны наступил период, напоминавший времена падения Римской республики. Тогда «римское общество было спасено от развала легионами Цезаря, а затем Октавиана». И теперь Италии нужен новый Цезарь.
3. Теория элиты Вильфредо Парето
Вильфредо Парето говорит о круговороте элит, об их постоянной смене. Он называет историю кладбищем элит, то есть привилегированных меньшинств, которые борются, приходят к власти, пользуются этой властью, приходят в упадок и заменяются другими меньшинствами. Элиты имеют тенденцию к упадку, а «неэлиты» в свою очередь способны создать достойных приемников элитарным элементам. Ведь зачастую дети элиты могут не обладать всеми выдающимися качествами родителей. Необходимость постоянной замены и циркуляции элит обуславливается тем, что прежние элиты теряют энергию, ту, которая помогла им когда-то завоевать место под солнцем. Обоснованием роли элиты он считал стремление общества к социальному равновесию, а это состояние обеспечивается взаимодействием множества сил, названных В. Парето элементами. Он выделял четыре главных элемента: политические, экономические, социальные и интеллектуальные. Особое внимание Парето уделял мотивации человеческих поступков, поэтому для него политика в значительной мере функция психологии. Таким образом, используя психологический подход в анализе общества и политики, В. Парето объяснял многообразие социальных институтов психологическим неравенством индивидов. «Человеческое общество неоднородно, писал Парето, и индивиды различаются интеллектуально, физически и морально». Можно сделать вывод, что В. Парето определял элиту по её врожденным психологическим свойствам, а главная идея термина «элита» превосходство. Он даже разработал балловую систему оценок, характеризующую способности индивида в той или иной сфере деятельности. Элита разделяется на две части: «правящую» и «неправящую», первая непосредственно участвует в управлении, а вторая далека от непосредственного принятия властных решений. Это малочисленный класс удерживается у власти частично силой, а частично благодаря поддержке подчиненного класса. «Ресурс согласия» основывается на умении правящего класса убедить массы в собственной правоте. Вероятность согласия зависит от способности элиты манипулировать чувствами и эмоциями толпы. В. Парето писал: «…политика правительства тем эффективнее, чем успешнее она использует эмоции…». Но не всегда умение убеждать помогает удерживаться у власти, поэтому элита должна быть готова к применению силы.
«Допустим, писал Парето, что в каждой области человеческой деятельности каждому индивиду дается индекс, который служит оценкой его способностей, подобно экзаменационной оценке в школе». Например, адвокату высшего класса дается балл 10, тому, кто не сумел заполучить ни одного клиента, 1. Нуль резервируется для полного идиота. Человеку, «сделавшему миллионы» честным или нечестным путем, дается 10. Тому, кто заработал тысячи, 6. Тому, кто едва не попал в приют для неимущих, 1; тому, кто там оказался, 0. В конечном счете, Парето подводит к следующему свободному от ценностей определению: «совокупность людей, каждый из которых получил в своей области самую высокую оценку, мы называем элитой». Это означает, что вместо таких оценок, как добрый и злой, похвальный или заслуживающий осуждения, то есть моральноэтических, нужно учитывать признаки функционального характера по степени их интенсивности: слабой, средней или высокой. С легкой руки Парето функциональный подход к элите получил широкое распространение. Принято говорить не только о политической, но и об артистической, спортивной, даже криминальной элите. Само это слово используется как в единственном, так и во множественном числе.
Для Парето изучение элиты при всей важности этой проблематики все же не самоцель. Это часть более широкой задачи, а точнее, даже сверхзадачи исследования «устойчивости общества». Общественное социальное равновесие, в первую очередь зависит от элиты, от ее способности справляться со своими функциями. Поэтому Парето не мог не обратиться к проблеме типологии элиты.
Критериями для нее послужили методы осуществления властных функций. Среди них основополагающими являются два: сила и хитрость. Отсюда выделены и два типа элиты: львы и лисы.
Стабильная политическая система характеризуется преобладанием элиты "львов". Напротив, неустойчивая политсистема требует элиты прагматически мыслящих энергичный деятелей, новаторов, комбинаторов. Постоянная смена одной элиты другой - результат того, что каждый тип элит обладает определенными преимуществами, которые, однако, с течением времени перестают соответствовать потребностям руководства обществом. Поэтому сохранение равновесия социальной системы требует постоянного процесса замены одной элиты другой, по мере того как перед элитами возникают повторяющиеся социальные ситуации.
Общество, в котором преобладает элита "львов - ретроградов", застойно. Напротив "элита" "лис" динамична. Механизм социального равновесия функционирует нормально, когда обеспечен пропорциональный приток в элиту людей первой и второй ориентаций. Прекращение циркуляции приводит к вырождению правящей элиты, к революционной ломке системы, к выделению новой элиты с преобладанием в ней "лис", которые со временем перерождаются во "львов"; сторонников жесткого подавления и деспотизма. Моска, развивая идеи Парето, полагал, что циркуляция элиты - залог здоровья общества, добавляя, впрочем, что все это - при условии преобладания стабилизационной консервативной тенденции, сохранения преемственного обновления элиты за счет лучших выходцев из масс.
Кроме того, итальянский ученый говорит еще об элите типа - S (ее представителей он именует спекулянтами) и элите тип - R (рантье). От первых исходит инициатива к изменениям, к экономическому и социальному прогрессу. Тип R, наоборот, «мощный элемент стабильности и во многих случаях противодействует опасности, проистекающей от склонных к авантюрам спекулянтов».
Общество, где доминируют рантье, становится неподвижным и как бы кристаллизуется. Общество, где преобладают спекулянты, живет в состоянии шаткого равновесия, которое может рухнуть от незначительной случайности внутри или вне его. Смена или, как предпочитал говорить Парето, циркуляция элит связана, по мысли ученого, с кризисными циклами. Циркуляция элит это едва ли не основное проявление жизнедеятельности общества. Но дело не только в смене лис львами, рантье спекулянтами или наоборот.
Из рассуждений Парето вытекает, что главной движущей силой процесса циркуляции элит является воля к власти более молодой и энергичной элиты. Как раз этот аспект теории Парето и привлек Муссолини. Его цепкий, но весьма поверхностный ум быстро схватил нужные идеи. Из теоретических построений Парето он извлек для себя главное: новая энергичная элита должна вытеснить старую, одряхлевшую. В отличие от Моски, который не исключал возможности постоянного обновления правящего класса, Парето был убежден в фатальной неотвратимости деградации элиты, ее неспособности устоять под натиском новой элиты. Если Моска допускал такой вариант, как органичная амальгама старого и нового правящих меньшинств, то у Парето дело сводится в конце концов к разным вариантам вытеснения одной элиты другой. Это и находит выражение в знаменитой формуле: «История это кладбище аристократий». Все же эта эффектная фраза не должна заслонять того факта, что на протяжении ХХ столетия демократическим режимам удалось сформировать такие институциональные механизмы, которые в целом способны воспитывать, отбирать и постоянно обновлять правящую элиту. Не случайно в последние десятилетия заметно увеличился вес так называемых меритократов, т. е. людей, пробившихся наверх благодаря собственным заслугам. Парето, так же как и Моска, исходил из весьма близкой идеи о наличии в сфере управляющей деятельности каждого общества двух значительно обособленных групп правящих и управляемых. Самое большое новшество, предложенное вышеупомянутыми итальянскими мыслителями при обсуждении этого вопроса, состояло в утверждении, что в обществе всегда правит «ничтожное меньшинство» в виде «политического класса» или «правящей элиты».
Вклад Парето и Моски в современную политическую теорию связан главным образом с определением структуры власти и сосредоточением внимания на групповом характере реализации власти в любой её форме.
4. Заключение
Классические теории элит послужили основой для формирования современных концепций элитаризма. Во второй половине ХХ века сложились различные подходы к изучению проблемы элитарности общества, ведущими среди которых являются макиавеллистский, ценностный, структурно-функциональный и либеральный.
Общество элиты - это система уравнений, служащая для того, чтобы найти оптимум, т.е. то состояние равновесия, при котором ни один индивид не сможет получить больше благ, не причинив одновременно вреда другим. В этом смысле Парето говорил о "социальной системе", а его теория общества должна быть, собственного говоря, крипто-нормативной теорией, подобно экономической теории. Вопрос Дюркгейма, как возможен порядок, прозвучал бы у него иначе: "Как возможно управлять обществом?". Элементами социальной системы являются осадки, интересы, деривация, социальная неоднородность и циркуляция социальных классов. В этой связи Парето говорил о "социальной физиологии" задачей которой является, прежде всего, установление распределения богатства и власти в обществе.
Парето подразделил элиту на правящую и не правящую (контрэлиту). Революция, с его точки зрения, - это всего лишь борьба и смена правящей элиты потенциальной элитой, которая, правда, маскируется тем, что говорит якобы от имени народа, вводя в заблуждение непосвященных (вскоре Б.Шоу напишет, что революция никогда не помогает скинуть бревно тирании, максимум, что они могут - это переложить его с одного плеча на другое). Итак, революция - не более, чем смена элит: старая элита, стоящая у власти, одряхлела, не способна к эффективному управлению, в обществе возникает новая потенциальная элита, но чтобы утвердить в качестве правящей элиты, ей необходима поддержка масс, недовольных старым общественно-политическим строем. Она использует их как стадо баранов. И с их помощью пробивает дыру в ветхом заборе, ограждающем прежние порядки. Причем массы обычно остаются в дураках - новая элита "загоняет их в стойло" и порой экономический и политический гнет становится еще более жестоким и изощренным. Именно в таком плане многие элитаристы интерпретируют октябрьскую революцию.
Однако эти фактические условия и движения перерываются деривациями, которые в зависимости от обстоятельств интерпретируют ситуацию иначе. Народ придерживаются определенных жизненных правил с квазирелигиознам упорством, старая элита считает себя стражем порядка и благополучия народа, а в новом элита утверждает, что борется за народ, а даже сама в это верит. Большое количество рабочих, а тем самым и их политическое значение в условиях современной массовой демократии, придает импульс деривациям, они постоянно используются для воздействия на народ и превращается в демагогию.
Нельзя не видеть и слабые стороны классиков элитизма. Если принять их схему (и тем более абсолютизировать ее), теряет всякий смысл понятие прогресса, невозможно объяснить один из самых глубоких законов общественного развития - возрастания роли масс в истории. Критики отмечают и более частные их недостатки. Известный английский социолог Т.Боттомор справедливо считает, что из работ Парето не ясно, относится ли "циркуляция элит" к процессу динамики неэлит в элиты или же к замене одной элиты другой. Действительно, обе интерпретации присутствуют у Парето, он часто пишет о том, что наиболее способные индивидуумы рекрутируются из низшей страты в высшую, а отдельные элементы элит деградируют, отпускаясь на дно общества. Вместе с тем несомненная заслуга Парето и Моски в том, что они выявили особую роль элиты в политическом процессе, сделали ее объектом специального исследования.
Истинна ли теория Парето, подтверждается ли она истинными фактами?
Ответ на этот вопрос будет отрицательным, если трактовать ее в том смысле (к чему и склоняется сам Парето), что политическая история есть следствие смены элит, что она детерминируется элитами. Но в ней большая доля истины, если трактовать ее более широко, как подчеркивание особой роли политической элиты в истинном процессе (имеется в виду при этом, что смена элит - не определяющая причина политического процесса, а скорее, его результат, его момент).
Литература
1. Журнал ОНС (общественные науки и современность), 1995г., г.Москва. "Смена элит". Г.Аникин.
2. История политических и правовых учений. // Учебник под ред.В.С.Нересянца. М., 1998
3. Вильфредо Парето: История кладбище элит. // Политическая мысль. П.Рахшмир. Пермский госуниверситет., 2000
4. О применении социологических теорий. // Социологические исследования. №10, 1995.
PAGE 3