Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

экспериментальная база Педагогические условия к приобщению младших школьников к культуре народов П

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 16.5.2024

Содержание

Введение

1 глава. Теоретические основы этнокультурного воспитания младших школьников

  1.  Понятие этнокультурного воспитания
    1.  Анализ литературы
    2.  Современная образовательная программа
  2.  глава. Опытно-экспериментальная база
    1.  Педагогические условия к приобщению младших школьников к культуре народов Поволжья
    2.   Констатирующий эксперимент
    3.  Формирующий эксперимент
    4.  Итоговый эксперимент. Диагностика

Выводы

Заключение

Список используемой литературы

Введение

Современное образование, не учитывающее существующее этническое самосознание и своеобразие не может быть полноценным. В такой полиэтнической стране, как Россия, педагогика, являясь социальным феноменом, может созидательно функционировать преимущественно в качестве этнопедагогики.

В современных условиях этнопедагогика является гарантом межэтнической стабильности, национального подъема и духовного возрождения. Этнопедагогика выступает как стабилизирующий фактор, противодействующий процессам размывания духовности, культуры, обеспечивающий культурную идентификацию, закладывающую духовные основы личности.

Актуальность темы моей курсовой работы обуславливается необходимостью поворота общественного сознания к проблемам этнического самоопределения, национальной самобытности, отхода от идеологии тотального нивелирования. В последнее время мы были свидетелями массированного наступления западной «масс-культуры» на отечественную культуру, историю, язык.

Создание подлинно национальной школы возможно только на этнопедагогической основе. Народная культура воспитания представляет собой основу всякой культуры. Никакое воссоздание прогрессивных народных традиций, никакое национальное возрождение невозможно без приведения в действие исконных традиций воспитания, народной педагогики.

Реализация приобщения детей к культуре народов обеспечивает приобщение ребёнка к культурному наследию с помощью бесценных сокровищ окружающего мира, хранящих знания об историческом прошлом, настоящем, изучении культурных традиций родного края, соседних народов формирует чувство гордости за принадлежность к национальности, сохранению традиций, идущих издревна.

Актуальность проекта обусловлена:

– важностью проблемы формирования знаний о народных традициях народов Среднего Поволжья у детей младшего школьного возраста для их социализации;

– обладанием развитого чувства понимания и уважения других культур и воспитание этнотолерантности.

Объект исследования: процесс приобщения школьников к этнической культуре.

Предмет исследования: праздники и развлечения как средство приобщения младших школьников к этнической культуре.

Цель исследования: выявить условия приобщения младших школьников к этнической культуре средствами детских праздников и развлечений

Задачи:

  1.  Вызвать у детей интерес к изучению материальной и духовной культуры народов Поволжья.
  2.  Сформировать у школьников представления об особенностях материальной и духовной культуры народов Поволжья.
  3.  Учить применять полученные знания о материальной и духовной культуры народов Среднего Поволжья в практической деятельности.
  4.  Способствовать воспитанию этнотолерантного отношения детей младшего школьного возраста к народам Поволжья.

Гипотеза: я предполагаю, что проведение детских праздников и развлечений, тематика которых охватывает главные элементы этнической культуры (в частности, устное народное творчество и фольклор, элементы быта, декоративно-прикладного искусства и т.д.) будет способствовать более эффективному приобщению школьников к этнической культуре народов Поволжья. Методы исследования: обзор литературы по данной теме, изучение передового педагогического опыта; теоретический анализ педагогических идей, эмпирические методы (наблюдение, беседа, игровые упражнения), эксперимент (констатирующий, формирующий, контрольный).

База исследования - ... Эксперимент проводился с детьми…

1 глава  Теоретические основы этнокультурного воспитания младших школьников

  1.  Понятие этнокультурного воспитания

Этнопедагогика представляет собой научный взгляд на явление воспитания и анализирует социальные и педагогические процессы, взаимосвязи, взаимодействия, взаимовлияния педагогики с культурными традициями народа. Этнопедагогика как часть педагогической науки исследует закономерности и особенности народного (этнического) воспитания. По определению Г.Н. Волкова (этот термин он впервые в нашей стране ввел в речевой оборот в 1972 году) [8, с.72], предметом этнопедагогики является педагогическая культура рода, этносоциума, нации или народности.

В наши дни в педагогической литературе встречаются два близких по смыслу термина: «этнопедагогика» и «народная педагогика». Условимся использовать их со следующей смысловой нагрузкой:

• народная педагогика - это воспитательные традиции конкретной этнической группы;

• этнопедагогика - обобщенное понятие, означающее сравнительный анализ воспитательных традиций различных народов.

В народной педагогике большое значение имеет преемственность поколений. Чем теснее и глубже эта преемственность, тем лучше для жизни старших и воспитания молодых. Г.Н. Волков нашел в народных изречениях замечательную мысль: "Не говори о любви к детям, если не почитаешь старых".

Наиболее значимая и самая действенная особенность народной педагогики - ее связь с жизнью. Это индекс ее жизнеспособности, социализирующей значимости. Социализация в самом общем виде есть не что иное, как развитие личности под влиянием окружающего социума, культуры, обретение личностью ее социальной роли. Таким образом, народная педагогика, помимо накопления знаний, обретения навыков, умений, выполняет функцию социализации подрастающих поколений.

Объединяя такие нравственные категории, как ответственность, долг, честь, совесть, терпимость, любовь, сопереживание, потребность в добротворческой созидательной деятельности и др., являющиеся необходимым условием воспроизводства общества и самоутверждения человека, народные традиции обеспечивают особую психологическую среду, выступая важнейшим средством воспитания растущих детей. В воспитании человека активное участие принимали все: и стар, и млад, и сельская община, и социальная среда. Основу народной педагогики составляют духовная культура, народные обычаи, традиции, социально-этические нормы.

В педагогической мудрости народа наблюдается достаточно четкая дифференциация форм воспитания:

• пословицы - для социально-этического;

• загадки - для умственного;

• песни - для эстетического, патриотического;

• сказки - для того и другого.

Оставаясь постоянной составляющей человеческого общества, народная педагогика отражает педагогические идеи и определяет традиционные воспитательные средства различных этапов развития общества.

Этнопедагогика - наука, изучающая народную педагогику как реальность, вскрывающая закономерности становления традиционных культур воспитания в связи с развитием экономических, духовных, социальных и других общественных явлений.

Академик Г.Н.Волков так охарактеризовал народную педагогику: «Без памяти нет традиций, без воспитания нет духовности, без духовности нет личности, без личности нет народа как исторической общности».

В условиях кардинальных социально-экономических и социально-культурных перемен, происходящих в России, выявились тенденции роста национального самосознания населения, усилился интерес к глубинным историческим корням русского народа.

Русский этнограф, собиратель старины М.Забылин в последней четверти XIX века обращает внимание на тот факт, что: «... в наших учебных заведениях преподаватели... мало говорят об обычаях и образе жизни наших предков, в сказках, былинах, поверьях, песнях встречается очень много правды о родной старине, и в поэзии их передается весь народный характер века, с его обычаями и понятиями».
Этническая педагогика уходит своими корнями в далекое прошлое, сохраняет в себе опыт многих поколений, но она обращена и в будущее, так как использует этнокультурный опыт для организации жизни современных поколений, воспитывая их на лучших традициях своего народа. Нет таких вопросов воспитания, которые не были бы отражены в этнокультуре.

Этнокультурное воспитание – это такой процесс, в котором цели, задачи, содержание, технологии воспитания ориентированы на развитие и социализацию личности как субъекта этноса и как гражданина многонационального Российского государства. Этнокультурное воспитание определяется введением в образовательный процесс знаний родной народной культуры, социальных норм поведения, духовно-нравственных ценностей; знакомством с культурными достижениями других народов; использованием опыта народного воспитания с целью развития у детей интереса к народной культуре, воспитания дружеского отношения к людям разных национальностей.

В начале 80-х гг. XX в. общество все больше ощущает потребность в реформировании школы, в гуманизации образовательного процесса, который связывали с введением в него этнокультурного содержания. Этнопедагогизация образования во многом обусловлена работами Г. Н. Волкова, который ввел в научный аппарат сам термин «этнопедагогика», выделил гуманистические основы народной педагогики, обозначил ее проблемы, выделил факторы и средства воспитания.

Таким образом, этнокультурное воспитание детей связано с осознанной деятельностью по комплексному использованию педагогической мудрости народа и определяется:

  •  введением в образовательный процесс дошкольных учреждений этнокультурного содержания, включающего ценностно-смысловые ориентиры человеческого бытия;
  •  использованием факторов народной педагогики с учетом современных задач социализации личности;
  •  применением известных дидактических средств (дидактические игры, проектная деятельность, музейная среда и пр.) в их современной интерпретации (создание системы дидактических игр этнокультурной направленности, разработка музейных технологий и т. д.);
  •  внедрением методов, в большей степени развивающих активность личности, те социальные качества, которые требуются в новых реалиях.

Продуктивное использование прогрессивного опыта этнокультурного воспитания детей предполагает не простое заимствование идей и практических наработок, а их дальнейшее развитие в контексте современных тенденций образования: гуманизации, активности процесса обучения, духовно-нравственного и личностного развития, развития патриотических чувств, воспитания культуры межнационального общения.

  1.  Анализ литературы

Накоплен богатый теоретический и практический опыт российских и зарубежных ученых по выявлению роли этнической культуры в развитии личности, по изучению и обобщению этнологических и возрастных особенностей младших школьников. Так, в исследованиях А.Б. Григоряна изучены особенности становления и развития нравственного сознания и поведения подростков в традиционной культуре, влияние традиций на уровень нравственной воспитанности, овладения нравственными ценностями. Обоснованы возможности использования этнопедагогических факторов, средств, приемов, методов в нравственном воспитании в школе и семье. В работе Н.Ф. Сагоякова  разработаны критерии гуманистического сознания и поведения, позволяющих диагностировать степень сформированности личностных качеств подростков. Теоретически обоснованы методики включения этнокультурных традиций в педагогический. процесс воспитании, гуманности у младших подростков; определены способы и условия его реализации в учебно-воспитательном процессе, школы и в семье.  Д.С, Брызгалов своем исследовании раскрывает этнопедагогический смысл, сущность трудолюбия: как воспитательной ценности освоение традиционной культуры труда в процессе познавательной игровой, творческой и реальной трудовой деятельности, разработывает комплекс средств, обеспечивающих, эффективность реализации: национально-регионального компонента в трудовом воспитании; предлагаются методы включения, детей в жизнь сельского социума.

Исследования Т.Н. Баклановой,  Н.М. Сокольниковой, в области развития личности на основе русской традиционной культуры стали концептуальной основой разработанных ими и их последователями этнокультурных образовательных программ. Л.А. Рапацкая внесла большой вклад в создание теоретических и методических основ преподавания русской художественной культуры в школах и в вузах. Л.А. Безбородова в своих работах по методике преподавания музыки в школе  делает акцент на становление духовной культуры младшего школьника.

В исследовании фундаментальной основой могут являться труды российских психологов и педагогов А.В. Запорожца, А.Н.Леонтьева, посвященные особенностям личностного развития младших школьников, а также на ведущие теоретические положения Б.В.Зейгарник, А.Г.Асмолова, Л.И. Божович о личности, социальной детерминации ее развития, роли активной деятельности человека в его личном саморазвитии и самозащите, взаимодействии личности с семьей.

Методологической основой исследования могут являться  философские идеи Н.Бердяева, И.Ильина, Г.Д. Гачева, Л.Н.Гумилева  о значимости культурно-исторического наследия для судьбы России, получившие свое развитие в контексте культурно-исторической теории развития личности и сознания Л.С. Выготского , А.Р. Лурия.

Этнокультурное воспитание подразумевает освоение и принятие личностью обучающегося ценностей,  нравственных установок и моральных норм,  осознание культурной принадлежности к тому народу, представителем которого он является и в среде которого живет.

На мой  взгляд,  в этнокультурном воспитании школьников образовательные технологии,  в первую очередь,  должны опираться на идеи культуроведческого подхода. Культуроведческий подход в данном случае предполагает ознакомление учащихся с тем вкладом в культуру,  который внесли народные обряды,  игры,  праздники;  развитие у школьников представлений о роли нравственных ценностей в жизни человека (почему человек определенной этнической культуры поступает именно так?),  о том,  насколько этические нормы представителя какой-либо этнокультуры определяются его участием в обрядовой практике, насколько эти нормы могут быть позитивны в общечеловеческом плане.

Этнотеатрализация как технология этнокультурного воспитания школьников, прежде всего,  должна способствовать созданию таких взаимоотношений между участниками образовательного процесса,  при которых достигается цель –  приобщение воспитуемых к этническим ценностям. Этнические ценности – это совокупность жизненных установок, ориентиров, идеалов, смыслов, культурных традиций, которые сами члены этноса считают наиболее характерными  и важными для своего народа и, в конечном счете, для предназначения человека вообще [6, 39].

1.3 Современная образовательная программа

Как отмечается в «Концепции национальной государственной политики Российской Федерации», формирование и распространение идей духовного единства и межнационального согласия, знаний об истории и культуре населяющих Россию народов, сохранение их исторического наследия и развитие национальной самобытности и традиций взаимодействия, обеспечение оптимальных условий для сохранения и развития их языков, укрепление и совершенствование общеобразовательной школы как инструмента развития культуры и языка каждого народа наряду с воспитанием уважения к культуре и языкам других народов и мировым культурным ценностям, учет взаимосвязи национальных обычаев, традиций и обрядов с религией служат основными задачами национальной политики Российского государства в духовной сфере.

К.Д.Ушинский показал, что в различных жанрах народного творчества, особенно в сказках, имеются оригинальные педагогические идеи: «Это первые и блестящие попытки... народной педагогики, и я не думаю, чтобы кто-нибудь был в состоянии состязаться в этом случае с педагогическим гением народа». (Ушинский К.Д. Собр. соч. М.-Л„ 1949, Т.6,с.300).  Образование этнически культурной личности, на мой взгляд, не может быть ориентировано на воспитание и обучение учащегося только как носителя традиций и обычаев духовной культуры народа. Новые условия заставляют пересматривать прежние позиции, ставят педагогов перед необходимостью искать новые подходы к обучению и воспитанию подрастающего поколения. В этой ситуации школа должна служить своему народу и государству, поэтому должна быть национальной, патриотической и строиться на принципах православной нравственности, народности и научности. 

Этнокультурное воспитание на современном этапе направлено на развитие этнокультурной компетентности детей школьного возраста, на воспитание культуры межнационального общения. Решению поставленных задач способствуют программы этнокультурного содержания.

Логика развертывания содержания этнокультурного образования сводится к рассмотрению вхождения ребенка в пространство культуры, как множества постоянно расширяющихся образцов его мира (от мира вокруг себя - к миру своей семьи - к миру ближайшего окружения - к миру родного края - миру Родины (Отечества) - к миру всего человечества).

Особая роль в этнокультурном образовании отводится освоению школьниками культурного пространства Поволжья. Этнокультурное пространство региона - это сложный территориально-исторический и демографически обусловленный, культурологический и этнологический конгломерат вещей, предметов, идей, ценностей, традиций, этических, эстетических, педагогических, политических и социальных взглядов в определенной культурной ситуации, проявляющийся в границах конкретного ареала и времени.

Российская Федерация является многонациональной и многокультурной страной. В результате демографических особенностей расселения народов на территории России, исторически сложившихся с давних времён, ни одна нация или народность не живёт обособленно от других в границах своего региона. Внутри каждой административно-территориальной единицы проживают представители разных народов. В Поволжском регионе, в том числе в Ульяновской области, согласно Всероссийской переписи населения 2002 года, национальный состав включает более 80 национальностей. Основными являются русские - 1 004 588 (72,65%), татары - 168 766 (12,2%), чуваши - 111 316 (8%), мордва - 53 046 (3,63%) [4, с. 39]. Данный факт актуализирует необходимость поиска современных психолого-педагогических технологий, методов, форм внедрения лучших образцов народного искусства, культуры в учебно-воспитательный процесс общеобразовательной школы.

Цель программы: углубление и расширение знаний школьников об истории и культуре родного края, приобщение их к семейным нормам
и ценностям, национальным обычаям и традициям, воспитание патриотизма и толерантного отношения к людям других национальностей, снижению социальной напряженности в обществе.

Задачи программы:

  •  выявить уровень знания учащихся об истории и культуре родного края посредством анкетирования и беседы;
  •  разработать учебно-методический план занятий элективного курса; его цель, задачи, основные направления деятельности и формы работы;
  •  раскрыть содержание национальных традиций русского, чувашского,  татарского народов, проживающих на территории Поволжья,
  •  способствовать укреплению этнического самосознания, толерантному отношению к людям другой национальности, профилактике экстремизма и межнациональной розни, получению нового социологического знания.

Принципы программы:

  •  гуманизация образования на основе личностно-ориентированного подхода и дифференциации учебного процесса;
  •  преемственность в обучении на основе расширенного толкования изучаемых понятий;

Основные направления работы:

  1.  Образовательный компонент программы включает:
  •  развитие познавательного интереса, повышение интеллектуального уровня учащихся в рамках реализации Программы через разнообразные формы внеурочной работы;
  •  освоение новых знаний по истории Отечества, родного края, повышение эффективности гражданско-патриотического и духовно-нравственного воспитания учащихся;
  •  обогащение родного языка через приобщение к народным обычаям, фольклору, праздникам;
  •  ознакомление учащихся с культурным наследием народов, проживающих на территории Поволжья;
  •  развитие интереса к другой культуре, ее традициям, обычаям, языку, менталитету через разучивание национальных танцев, песен, обрядов;
  •  создание условий для художественно-эстетического развития
    и творческой самореализации учащихся;
  •   привлечение родителей к учебно-воспитательному процессу, расширение внешних связей учебного заведения для решения насущных проблем.
  1.  Воспитательный компонент программы имеет целью:
  •  формирование этнического самоопределения на принципах толерантности, открытости, равенства и недискриминации по этническому принципу;
  •  приобщение к мировому культурному опыту через общение и деятельность с представителями других национальностей;
  •  формирование позитивного отношения, эмпатии, коллективизма, сопереживания к людям, независимо от их национальности.
  1.   Художественно-прикладной компонент программы включает:
  •  участие школьников в художественной самодеятельности;
  •  реализацию творческой активности учащихся в театральных постановках, культурно-массовых мероприятиях.

Целевая группа: учащиеся  2-х  классов.

Формы и методы работы: 

  •  проведение Клубного часа (внеклассная работа);
  •  организация экскурсий в Краеведческий музей, совместное проведение тематических вечеров, посвященных выдающимся людям Ульяновской области, событиям, датам;
  •  организация и проведение праздников (Рождество, Масленица, Пасха, Сабантуй);
  •  проведение праздников;
  •  участие в конкурсах на знание национального фольклора;
  •  участие в конкурсах сочинений;
  •  реализация теоретических знаний на практике в форме изготовления поделок, рисунков, вышивки и т. д.
  •  социально-педагогические тренинги, направленные на воспитание толерантности, выработке приемлемых форм поведения в ситуациях межкультурного общения.

Продолжительность программы: 5 месяцев (30 ч).

Количество занятий: 1—2 раза в неделю.

Количество человек в группе:18.

Структура программы: теоретическое и практическое усвоение
материала в рамках элективного курса.

Специалисты: педагоги, сотрудники музея, работники культуры, музыкальный работник, классные руководители.

Знания, умения и навыки учащихся:

В ходе проведения занятий в рамках элективного курса учащиеся должны знать:

  •  содержание понятий «культура», «история», «народное творчество», «традиция», «обычай», «этнос», «национальность», «толерантность»;
  •  основные историко-культурные события родного края;
  •  основные национальности, проживающие на его территории, их обычаи и традиции, особенности одежды, национальной кухни;
  •  историю возникновения различных праздников, свадебных обрядов и особенности их проведения в Поволжском регионе;
  •  пословицы, поговорки, песни, фольклор и т. д. народов Поволжья.

Учащиеся должны уметь:

  •  оперировать указанными понятиями, понимать их смысл;
  •  описывать особенности социальных отношений народов, проживающих на территории Поволжья;
  •  демонстрировать знание народного фольклора, национальной кухни, традиций и обычаев русского, мордовского, чувашского и татарского народов;
  •  изображать элементы народного костюма.

Владеть навыками:

  •  применения теоретических знаний в ходе практической культурно-досуговой деятельности;
  •  исполнения народных песен, загадок, пословиц, поговорок, танцев.

Критерии оценки эффективности программы:

  •  уровень знаний учащихся об истории и культуре родного края; национальном составе населения области; особенностях культурно-исторического развития отдельных народов;
  •  сформированность личностных характеристик учащихся, направленных на понимание и принятие другой культуры, способность к совместной деятельности и общению с представителями другой национальности;
  •  степень толерантности, наличие/отсутствие страха, негативного
    отношения по отношению к людям другой национальности; формирование интереса к другой культуре.

2 глава. Опытно-экспериментальная база

2.1 Педагогические условия к приобщению младших школьников к культуре народов Поволжья

Для создания условий, способствующих приобщению детей к культуре народов Поволжья, необходимо обеспечить ситуацию заинтересованности (мотивацию), учитывая их индивидуальные и возрастные особенности, их потребности и интересы, создавая условия для продуктивной творческой деятельности. Для этого целесообразно принимать во внимание ведущий тип деятельности конкретного возраста, отбирать объем и характер материала с учетом возможностей его усвоения детьми.

Проблемное обучение позволяет через внутренний опыт и личное эмоциональное переживание учащихся вводить их в мир искусства через активность, формируя при этом собственное отношение к искусству. Через изобразительное, словесное, музыкальное творчество детей на материале народного творчества происходит приобретение новых знаний, удовлетворяются познавательные потребности, происходит развитие способности к восприятию и усвоению. Уровень работ учащихся зависит от умения учителя обеспечить условия, необходимые для творчества, найти подход к каждому ребенку и заставить его поверить в себя1.

Для реализации поставленных задач в условиях учебно-воспитательного пространства школы необходимо предпринять следующие шаги:

  •  сориентировать воспитание на формирование духовно-нравственных качеств учащихся путем ориентации на общечеловеческие ценности, высокие гуманистические идеалы, нормы и установки;
  •  повысить уровень этнокультурной компетентности школьников
    путем включения их в совместную научно-исследовательскую, спортивную, культурно-досуговую деятельности;
  •  способствовать организации конкурсов, представлений,  ярмарок, приуроченных к празднованию Рождества,  Масленицы, Пасхи, Сабантуя и т. д., у разных народов, направленных на знание национальных обычаев, традиций, ритуалов, обрядов, фольклора с целью организации диалога культур, достижения взаимопонимания и гармонизации межэтнических отношений.

Классы, в которых проводились исследования,  по контингенту учащихся многонациональные. В них обучаются татары, мордва и русские.

Этнокультурный компонент стал важным фактором в учебно-воспитательном процессе. Данный процесс я  построила  с учетом следующих принципов:

Принцип патриотизма

Обучение и воспитание должны:  соответствовать истории, характеру, традиции народа; осуществляться на принципах уважения, любви и преданности своему Отечеству, веры в будущее России.

Принцип историзма

Гуманитарные предметы строятся на исторической основе. Изучение других предметов должно сопровождаться сведениями об истории развития соответствующих наук.

Принцип воспитывающего обучения

Школьные дисциплины рассматриваются не как цель, а как средство воспитания личности учащихся.

С учащимися мне помогали работать педагоги дополнительного образования, работники культуры, музыкальный работник, классные руководители.

 Совместно мы проводили календарно – обрядовые праздники, а именно: Рождество Христово, Рождественские посиделки; Масленица; Пасха; Троица. (См. Приложение А, Б)

Выставки рисунков на тему «Народные промыслы».

Характеристика сезонных народных праздников

Время года

Основная идея праздника

Осень

Уборка и сохранение урожая, благодарность земле, природе. Ярмарочные гулянья. Владение ремёслами, мастерство и творчество народа

Зима

Народные гулянья. Рождественские забавы. Ряженье, гадание, народные игры

Весна

Проводы зимы, встреча весны, пробуждение природы, встреча птиц, подготовка к полевым работам, обрядовые действия

Лето

Прославление берёзы. Пожелание хорошего урожая, прибыли скота, богатства и здоровья семьям. Молодёжные игрища, хороводы

 Ведение этнокультурного компонента позволит:

- полно представить богатства национальной культуры, уклад жизни народа, его историю, язык и литературу, социальные нормы поведения, духовные цели и ценности;

-  углубленно изучать русский язык через его историю, связь с литературой, культурой;

- последовательно приобщать школьников к родной литературе, помогая им понять самих себя, свой психологический склад, свою сущность;

- воспитать образованного, творческого человека, готового к осмысленной деятельности в условиях современной цивилизации;

- развивать экскурсионную и исследовательскую работу младших школьников.

  1.   Констатирующий эксперимент

Цель: выявить уровень этнической культуры учащихся 2 классов.

Задачи:

1) проведение диагностической методики на выявление уровня этнической культуры как в контрольной, так и в экспериментальной группе;

2) обработка и интерпретация результатов.

Перед началом исследования классы были поделены на две подгруппы: контрольную и экспериментальную.

Для определения уровня этнической культуры детей в ходе констатирующего эксперимента предлагались задания, использовалась игровая мотивация. С этой же целью была составлена диагностическая карта. (См. Приложение В)

  1.   Формирующий эксперимент

Цель формирующего этапа: разработать систему тематических занятий (детских праздников и развлечений), способствующих приобщению дошкольников к этнической культуре.

Задачи формирующего этапа:

1) ознакомить детей с элементами творчества народов Поволжья (фольклор, народные промыслы, элементы быта, обычаями и традициями народных праздников), историей национального костюма;

2) обучение детей наблюдению за природой (посредством включения в занятия народных примет, пословиц, поговорок, загадок);

3) эстетическое развитие школьников (посредством включения элементов народных промыслов (вышивки, лепки и др.) в занятия по труду).

Целенаправленно решать педагогические задачи по приобщению школьников к этнической культуре можно с помощью тематических праздников и развлечений. Примерную программу проведения таких мероприятий я представила в Приложении. Курс предназначен для учащихся 2-х классов. (См. Приложение Г)

Экспериментальное обучение включалось в педагогический процесс. В нем использовались общепринятые формы организации: фронтальные и подгрупповые. Следует отметить следующие особенности организации работы:

1. При подборе поэтических текстов (стихотворений, загадок, песенок) учитывались: простота и четкость ритма; краткость самого стихотворения и отдельных строк; простота и ясность знакомых детям образов; занимательность (интересная фабула, четкая сюжетная линия); отсутствие описательного и созерцательного момента при ярко выраженной действительности.

2. Игры проводятся со всей подгруппой одновременно, в некоторых случаях (застенчивый, неактивный ребенок) - индивидуально.

3. Каждый этап работы следует рассматривать как промежуточный. Результат работы: пересказ содержания занятия (при низком уровне приобщенности к этнической культуре) или связный рассказ ребенка на ту же тему, что и занятие, со своими дополнениями информации, полученной от родителей (например, о бабушкиных вышитых рушниках или сорочках, хранящихся в семье, о колыбельной песне, которую пела мама и т.д.)

4. Занятия (праздники, развлечения) могут проводиться разнообразно. Например, занятие можно начать с вводной беседы, цель которой - выяснить представления и знания детей о теме занятия, создать эмоциональный настрой для лучшего восприятия информации. Основной методический прием – вопросы педагога; они должны быть четкими, лаконичными. Если ребенок затрудняется с ответом, надо помочь ему пояснениями, уточнениями. Необходимо добиваться, чтобы дети правильно соотносили слова с предметами, их качествами, действиями и говорили при этом грамматически правильно.

2.3 Контрольный эксперимент. Диагностика.

В контрольном эксперименте были использованы те же виды заданий и средств наглядности, что и на констатирующем этапе, но детям предоставлялась большая самостоятельность при их выполнении.

Диагностика проводилась по следующим критериям:

1.Интеллектуальный компонент

Показатели

– Наличие представлений детей о материальной культуре народов Среднего Поволжья (одежда, предметы быта, кухня, украшения, жилье, головные уборы).
– Наличие представлений детей о духовной культуре народов Среднего Поволжья (традиции, обряды, праздники).

2. Эмоционально-мотивационный компонент

Показатели:

– Наличие интереса у детей к культуре народов Среднего Поволжья
– Проявление эмоционально-позитивного отношения к народам других национальностей.
– Наличие желания изучать культуру народов Среднего Поволжья.

3.Поведенческий компонент

Показатели:

– владение способами проявления толерантного отношения к другим национальностям.
       – Владение способами сохранения реликвий, традиций, обычаев своей национальности
       – Умение устанавливать причинно-следственные связи между миром национальностей Среднего Поволжья и миром их предметов.

Методика диагностирования:

- Беседа с детьми;

- Разбор ситуаций;

- Интервьюирование детей;

- Педагогическое наблюдение за особенностями общения в поликультурных сообществах, решение ситуаций;

- Игровые действия.

Экспериментальная группа: дети обладают знаниями о традициях и обычаях, народных праздниках, пользуются пословицами и поговорками в повседневной речи. При рассматривании традиционных орнаментов, народных костюмов могут отличить русский от татарского, мордовского. В ходе эксперимента было отмечено повышение заинтересованности детей к истории Ульяновской области, Татарстана, народным промыслам. При чтении народных сказок дети могут различать характеры героев, описать их действия и обстановку, аргументировано выделять положительных и отрицательных персонажей, что помогает развитию нравственно-эстетического восприятия мира.







Экспериментальная группа

Уровень

Контрольная группа

Уровень

Рунтов

Вадим

Высокий

Кариенко

Даша

Высокий

Широков

Вова

Высокий

Абзалов

Марсель

Высокий

Алишеев

Максим

Низкий

Халимов

Антон

Высокий

Муругов

Слава

Средний

Кудашов

Дима

Низкий

Газизова

Оля

Высокий

Чувашов

Антон

Средний

Переверов

Егор

Высокий

Акимова

Настя

Средний

Данилов

Саша

Низкий

Левашов

Витя

Низкий

Кирилин

Никита

Средний

Киреева

Валерия

Средний

Шилькер

Данила

Высокий

Иванов

Сережа

Средний

Уровень ознакомления дошкольников с этнической культурой народов Поволжья в экспериментальной группе повысился существенно, в контрольной - незначительно.

Количественный анализ показал следующие результаты.

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

5

3

Средний

2

4

Низкий

2

2

Выводы

В результате исследования я  пришла к следующим выводам:

1. Приобщение детей к этнической культуре открывает им удивительный, прекрасный мир, что стимулирует активно-познавательное и эмоционально-ценностное отношение детей к окружающему миру.

2. Необычность и новизна, разнообразие окружающего мира, которые открываются детям с помощью народных сказок, народного фольклора, промыслов способствуют эмоциональному воздействию на ребенка, вызывают его удивление, желание больше узнать, побуждают к передаче чувств и мыслей посредством участия в праздниках и развлечениях.

3. Включение элементов устного народного творчества в процесс образования и воспитания младших школьников дает возможность не только для развития речевой выразительности, но и развивает мнемонические процессы, открывает дорогу к творческим проявлениям, наблюдательности, обогащению и активизации словаря, внутренней раскованности.

Разработанная мною методика показала свою высокую практическую значимость в работе с детьми:

- дети знают, любят и умеют играть в русские народные игры;

-  используют в активной речи русский фольклор;

-  умеют соотносить увиденное в природе с народными приметами;

- принимают осмысленное и активное участие в проведении народных праздников;

- знают былинных и сказочных героев, узнают их в произведениях изобразительного искусства;

- знают историю русского костюма, его элементы, умеют объяснить значение украшения костюма;

- умеют различать изделия разных народных промыслов.

Гипотеза исследования доказана: разработанная система проведения детских праздников и развлечение способствует эффективному приобщению школьников к этнической культуре, попутно решая некоторые проблемы нравственно-эстетического воспитания и развития речи.

Заключение

Возрождение духовной культуры народа, интереса к своей истории, бережного отношения к национальным традициям весьма актуально. Без знаний прошлого, без уважения к нему, без бережного сохранения великого наследия наших предков человек не может быть духовно богатым.

Для моего исследования важными явились подходы к этнокультурному воспитанию детей Р.М. Чумичевой, которая разработала культурный концепт ценностно-смыслового развития ребенка и становление его социокультурного опыта средствами культуры. Автор считает, что данная задача может быть решена за счет построения социокультурной среды, которая обеспечивает формирование социокультурной толерантности, которая понимается данным автором как уважение к достоинству и ценностям другого человека, терпение и принятие культуры истории и ценностей других народов.

В своем исследовании я учитывала положения С.Д. Киреенко об этнокультурном воспитании, которая считает, что народная культура должна оказывать эффективное воздействие на духовное, нравственное развитие личности ребенка. Для этого, по мнению ученого, необходимо в образовательном учреждении создать основу для изучения народной культуры, что предполагает глубокое знание детьми традиций и обычаев, активную педагогическую деятельность среди подрастающего поколения с позиций возрождения национальных устоев.

Не менее важным является исследование Е.С. Бабуновой, которая предполагает, что реальной чертой этнокультурной действительности образования выступает не этническая культура народа как комплекс этноспецифических черт, а культура этноса как совокупность культурных явлений, необходимых народу для его жизнедеятельности.

В определении понятия «этнокультурное воспитание» я следовала за Г.И. Губой, который понимает его «как деятельность, направленную на повышение этнической осведомленности, формирование основ национального самосознания и положительной этнической идентичности через усвоение ценностных ориентаций своего народа и обеспечивающую успешное вхождение ребенка в контекст мировой культуры».

Сегодня перед школой стоит сложнейшая задача - воспитать культурную, творческую личность, умеющую найти свое место в сложной, постоянно изменяющейся действительности. Найти нравственную основу для воспитания и развития подрастающего поколения можно в первую очередь в народных истоках. Это та точка опоры, которая складывалась веками, на протяжении столетий она была близка и понятна каждому россиянину. Решая задачу «формирования общей культуры личности», прописанной в Законе об образовании, учителям необходимо помнить о бережном отношении к родному языку, истории, культуре.

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что этнокультурное образование детей младшего школьного возраста на основе русской традиционной народной культуры, позволяет ребёнку самореализовываться, укреплять межнациональную дружбу,  жить в многонациональном сообществе, бережно и терпимо относиться к своеобразию других культур и традиций, жизненных устоев.

Список литературы

1. Бердникова В., Ткаченко И. Масленица // Воспитание школьников. — 2007. — № 1. — С. 76.

2. Бессчетнова, О. В.  Культура и образование: формы и методы взаимодействия : учеб. пособие для преподавателей и студентов вузов, учителей школ, работников культуры / О. В. Бессчетнова. — Саратов: Научная книга, 2009. — 136 с.

3. Богданова О.С., Калинин О.Д. Содержание и методика этических бесед  с младшими школьниками. – М.: Просвещение, 1982. - 160 с.

4. Васильева З.Н. Нравственное воспитание учащихся в учебной деятельности. – М.: Просвещение, 1978. - 235 с.

5. Волков Г.Н. Этнопедагогика: Учеб. для студ. сред. и высш. пед. учеб. заведений. - М.: Издательский центр «Академия», 1999. - 168 с.

6. Емельянова, Т. Красота древней земли. Народное искусство среднего Поволжья / Т. Емельянова. — Л., 1988.

7. Запорожец А. В. Избранные психологические труды. В 2х т. М.: Наука, 1986.    Каиров И.А., Богданова О.С. Нравственное развитие младших школьников в процессе воспитания. – М.: Просвещение, 1979. -189 с.

8. Каныгина, Т. Масленица / Т. Каныгина // Народное образование. — 2001. — № 9. — С. 180.

9. Константинов Н.А., Медынский Е.Н. История педагогики. - М.: Просвещение,-1982.- 445с

10. Курган Г.И. Процесс усвоения нравственных принципов и обеспечение моральности поведения // Моральный выбор / Под ред. А. И. Титаренко - М.: Педагогика, 1980. - С. 155-172.

11. Лапина Т.С. Проблемы индивидуальной нравственности // Мораль и этическая теория / Под. ред. О.П. Целиковой. - М.: Просвещение, 1974. - С. 106-143.

11. Леонтович К.Ф. Стадии морального развития личности, стиль поведения и художественный вкус // Психологические механизмы регуляции социального поведения / Под ред. М.И. Бобневой, Е.В. Шороховой. - М.: Наука, 1979.

12. Лысикова, Н. П. Народная культура: генезис и традиции / Н. П. Лысикова // Народы Среднего Поволжья: этнология, этнография, духовная и материальная культура : матер. Межрегион. науч.-практич. конф. — Саратов: Изд-во ТППСО; Триумф, 2006. (Труды СОМК. Вып. 10). — С. 7

13. Любицына М. И. В.А. Сухомлинский о воспитании детей. – Л., 1974.

14. Макаренко А.С. Соч. т.5. – М.: Учпедгиз,1960.

15. Марынко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. - М.: Просвещение, 1980.- 181 с.

16. Матюхина Н.В. Михальчик Т.С. Психология младшего школьника. – М.: Просвещение, 1976. - 207 с.

17. Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / сост. и авт. ввод. текстов Г. Д. Рыженков; вступ. ст.
и словарь А. Н. Розова ; оформ. Т. М. Чирковой. — М.: Современник, 1992.

18. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. - М.: Российское педагогическое агентство, 1996.

19. Ожегов С. И. Словарь русского языка. – М.: Знание, 1989.

20. Оферкина, М. Прощай, зимушка-зима / М. Оферкина // Народное образование. — 2001. — № 9. — С. 180—185.

21. Раншбург Й. Формирование и развитие морали // Раншбург Й., Поппер П. Секреты личности: Пер с венг. - М.: Айрис-пресс, 1983.

22. Свадковский И.Ф. Нравственное воспитание. – М.: Просвещение, 1972. - 144 с.

23. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. – Киев, 1975. - 273 г.

24. Ушинский К.Д. Избр. пед. соч. - М., 1978.

25. Фрадкин Ф., Плохова М. Воспитание в семье и школе: взгляд сквозь десятилетия// Воспитание школьников. – 1993. - №6.

26. Харламов И.Ф. Нравственное воспитание школьников. – Иркутск, 1983.- 158 с.

27. Хвостов А.А. Диагностика индивидуальной морали: проблемы и перспективы // Развитие личности. - 1998. - № 3-4. - С. 62-82.

28. Хрестоматия по детской психологии//Под ред. Г. В. Бурменской. - М.: Владос, 1996.

29. Штольц Х., Рудольф Р. Как воспитать нравственное поведение?. –М.: Просвещение, 1986. - 80 с.

30. Эльконин Д. Б. Избранные психологические труды. М.: Просвещение, 1989.

31. Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. - М.: Просвещение, 1984.

32. Якобсон С.Г. Становление психологических механизмов этической регуляции поведения // Психология формирования и развития личности / Под ред. Л.И. Анцыферова. - М.: Просвещение, 1981.

Приложение А

Сценарий к празднику «Масленица»

Цель: сформировать у учащихся интерес к историческому прошлому; знакомить с традициями встречи и проводов Масленицы; углубить знания детей об обычаях русского народа; обогатить словарный запас с помощью усвоения пословиц, поговорок, загадок, частушек о Масленице.

Действующие лица: два скомороха, одетые в народные костюмы, исполняющие роль ведущих праздника, два коробейника.

Реквизит: шары, плакаты для праздничного украшения зала; музыкальная запись народных песен; 10—15 мелких призов для детей, победивших в конкурсах; два больших мешка; чучело Зимы; канат; две матрешки, сделанные из фанеры или плотного картона высотой 1 м с мешочками, приклеенными ко рту; 2 деревянные ложки, 2 мешочка с горохом; колокольчик и кушак (пояс).

Ход занятия

(Звучит веселая народная музыка, на сцену выбегают скоморохи.)

1-й скоморох: Добры молодцы и красны девицы, дедушки, старушки, милые ребятушки, здравствуйте!

2-й скоморох: Здравствуйте, почтенные господа. Вот и праздник к нам пришел! Не стесняйтесь, веселитесь, удовольствия желаем вам три короба!

1-й скоморох. Ближе подходите и глаза свои протрите, мы развеселые потешники, известные скоморохи и насмешники.

2-й скоморох: За медный пятак расскажем вам все этак, да так. Полюбуйтесь, как встречали Масленицу во времена древние.

1-й скоморох:  Душа ль ты моя, Масленица,

Сахарные твои уста,

Сладкая твоя речь!

Приезжай ко мне в гости,

На широкий двор,

На горах покататься,

В блинах поваляться!

2-й скоморох:  Широкая Масленица,

Мы тобою хвалимся,

На санях катаемся,

Блинами объедаемся.

Скоморохи вместе: Широкая Масленица пришла! (На сцену выбегают ряженые, которые сопровождают действие песнями, игрой на народных инструментах, выносят чучело Зимы.)

1-й скоморох: Немыслима Масленица без блинов, символизирующих солнечный диск. Зажиточные люди могли позволить себе печь их уже
с понедельника, простой же народ лишь с четверга или пятницы.

(Выходит фольклорная группа детей, исполняя песню, с тарелкой испеченных блинов.)

Мы блинов давно не ели,

Мы блиночков захотели.

Припев:

Ой, блины, блины, блины,

Вы блиночки мои.

В квашне новой растворили,

Два часа блины ходили.

Моя старшая сестрица

Печь блины-то мастерица.

Припев.

Напекла она поесть

Сотен пять, наверно, есть.

Припев.

На поднос она кладет

И к столу сама несет!

Припев.

Гости, будьте же здоровы,

Вот блины наши готовы2.

2-й скоморох:  

Вот блинчики-блины!

Во печах испечены.

И сочные, и молочные,

И крупенчатые,

И рассыпчатые,

С дымком, с паром, только не с угаром!

1-й скоморох:

Масленица-кривошейка,

Встречаем тебя хорошенько!

С блинами, каравайцами,

С вареничками и печеными яйцами.

2-й скоморох:

 Ну, а какая же Масленица без русского хоровода!

У Петровых ворот,

Вьется, вьется хоровод,

Вьется, вьется хоровод,

Собирается народ.

Выходи, не ленись,

Поиграй, повеселись!

Проводится хороводная игра «Лакомка». Все участники стоят по кругу, в центре — 4 девушки, взявшись за руки и подняв их вверх. Это «ворота», через которые проходят все участники за ведущим. Если девушки поднимают руки — «ворота» открыты, если опускают вниз — закрыты. Все участники игры идут по кругу, при этом произносят нараспев такие слова:

А мы Масленицу встречали,

Встречали, люли, встречали.

Мы сыр с маслицем починали,

Мы блинами гору устилали.

Сверху маслицем поливали.

Как от сыра гора крута,

А от масла гора ясна.

На последних словах девушки закрывают «ворота» и считают количество участников, которые остались в центре. Если девушки закрыли «ворота» и не пропустили 5 человек, то участники говорят: «Пять блинов, ели, ели, не наелись». Пять человек встают вместе с девушками, таким образом, «ворота» становятся шире. Игра продолжается дальше до тех пор, пока в центре не будет больше участников, чем во внешнем кругу. В завершение игры участники говорят, например: «Тридцать блинов ели, ели — наелись все!»

1-й скоморох:  

Как на Масленой неделе

Из трубы блины летели,

Уж блины, блины мои,

Вы блиночки мои.

2-йскоморох:  

У меня есть младшая сестрица,

Печь блины-то мастерица.

Напекла их кучек шесть.

Семерым их не поесть.

А сели четверо за стол,

Дали душеньке простор,

Друг на друга поглядели

И блины-то все поели.

Вместе: Хорошие были блины!

Каждый день масленичной недели имеет свое название: понедельник  встреча, вторник — заигрыш, среда — лакомка, широкий четверг — разгул, перелом, пятница — тещины вечерки, суббота — золовкины посиделки, воскресенье — проводы.

1-й скоморох:

Ну, а какой же праздник без русской ярмарки.

2-йскоморох:

Повсюду ярмарка-распродажа!

 Здесь все, что нужно, — и лишнее даже.

(Звучит народная музыка. Выходят коробейники с лотками.)

1-й коробейник:

Мы купцы московские —

Пряники ростовские.

Сахарные на меду!

Дай, в карманы накладу!

2-й коробейник:

Кому дегтярное мыльце,

Отмыть свое рыльце?!

Вот оно! Вот оно!

Душистое, чистое.

1-й коробейник:

Получайте безделушки,

Самодельные игрушки,

За улыбку и за шутку,

За любую прибаутку.

Подходи и налетай —

Все, что хочешь, выбирай!

2-й коробейник:

Детские подарки,

Красивы и ярки!

Дудки! Хлопушки!

Бубны! Побрякушки!

Налетай, выбирай!

Кто задачку отгадает —

Весь товар мой забирает.

(Проводится конкурс загадок. За правильный ответ коробейники выдают приз.)

Загадки

1.Всех оденет,

А себя никогда. (Иголка с ниткой.)

2.В одном месте метров двести. (Клубок.)

3.Четыре четырки,

Две растопырки,

Один вертун,

И два — как яхонты. (Кошка.)

4.На весь мир хватает,

И во все щели пролезает. (Свет.)

5.Берега крыты, рыба без костей, вода дорога.

(Сковорода, блины, масло).

Коробейники: Торговали, торговали, даже устали. (Под музыку коробейники уходят.)

1-й скоморох: Ой, было, давно это было, да и по сей день осталось. Добры молодцы собирались на площади силой своей померяться, да затеять кулачные бои, а то и посмотреть на бои петушиные.

2-й скоморох: Приглашаем самых сильных посостязаться.

Игра «Петушиный бой». На площадке рисуют круг, в который становятся 2 участника, левой рукой нужно держать свою левую ногу, а правым плечом, без помощи рук, вытолкнуть соперника из круга.

1-й скоморох:

А вот еще одна забава —

Победителя ждет слава!

Кто в беге в мешках победит,

Того скоморох наградит.

(Проводится игра «Бег в мешках». Создаются две команды по 4—5 человек в каждой.)

2-й скоморох: Ай, да Масленица-веселуха! Всех рассмешила да позабавила!

1-й скоморох: В старину на площади ставили высокий столб. А наверху всякие призы вешали: петух в клетке, сапоги и другой дорогой товар. Многие смельчаки пытались на него взобраться. Кто добирался до верха, получал богатый приз. А уж, сколько зевак собиралось — видимо-невидимо!

2-й скоморох: Кто из вас самый смелый и ловкий? Выходи — прояви сноровку!

В игре участвует один человек. На площадке лежит длинный канат, на конце каната — приз. Нужно пройти по канату с завязанными глазами, ни разу не оступившись. Кто дойдет до конца, тот и получает приз.

1-й скоморох:  

Маслена неделя,

В Ростов полетела.

На пенечек села,

Оладышек съела,

Другой закусила —

Домой потрусила.

2-йскоморох:  

А на Масленой неделе

В гости друг друга приглашают,

Всех потчуют, угощают.

1-й скоморох:

 Вот задача: есть еда,

И без особого труда

Нужно только понемножку

Накормить свою матрешку.

Конкурс «Накорми матрешку». В конкурсе участвуют 2 человека или 2 команды по 4 человека. Для конкурса необходимо изготовить из твердого картона или фанеры 2 матрешки, высотой около 1 м, у которых в отверстие «рта» приклеен мешочек. На стульях, стоящих от матрешек на расстоянии около 4—5 м, лежат мешочки с горохом и деревянные ложки. Участники должны зачерпнуть ложкой горох и накормить матрешку. Кто быстрее с этим заданием справится, не рассыпав горох, тот и получает приз.

2-й скоморох:  В старину говаривали: «Масленица —

объедуха, деньгам приберуха».

1-й скоморох: Попробуйте вы продолжить поговорки.

2-й скоморох: Хоть с себя что заложить (а Масленицу проводить).

1-й скоморох: Без блинов… (не Масленица).

2-й скоморох: Не житье… (а Масленица).

1-й скоморох: Боится Масленица (горькой редьки, да пареной репы).

2-й скоморох: Эй, веселы ребятушки!

Запевайте-ка частушки!

Запевайте поскорей,

Чтоб порадовать гостей!

(Проводится конкурс частушек.)

1-й ребенок: Шила платье из капусты,

Огурцом отделала.

Рассердилась, платье съела,

Что же я наделала?

2-й ребенок: Купи, тятя, мне коня

Вороные ножки.

Буду девочек катать

По большой дорожке.

3-й ребенок: Я на Масленку катался,

Трое саней изломал,

Ворона коня замучил,

И милашку закатал.

4-й ребенок: У меня четыре шали,

Пятая пуховая,

Не одна я боевая,

Все мы здесь бедовые!

1-й скоморох: Затей у нас большой запас.

А для кого они?

Для вас.

Ну, а с чего нам начинать:

Иль песни петь, или играть?

Все: Играть.

Игра «Жмурки с кушаком». Скоморохи определяют площадку, где будут состязаться 2 игрока. Одному из них дают в руки колокольчик, другому — кушак. Двигаясь по кругу, первый участник должен, звеня в колокольчик, убежать от другого, который с закрытыми глазами будет его ловить. Как только «жмурка» дотрагивается до первого игрока кушаком, игра останавливается.

1-й скоморох: В последний день все просили друг у друга прощение. Он так и назывался — «Прощеное воскресение» и отмечали «проводы Масленицы». В России к этому дню делали чучело Зимы из соломы или тряпок, наряжали его обычно в женскую одежду, несли через всю деревню, а выйдя за село, чучело топили в проруби, сжигали или просто разрывали на части, а оставшуюся солому раскидывали по полю. Давайте встанем в дружный хоровод и с почетом простимся с зимой.

(Все встают в хоровод вокруг чучела Зимы и поют.)

Дети (хором):  Гори, гори ясно, чтобы не погасло,

Чтобы все метели разом улетели!

Чтобы все невзгоды: холод, непогоды,

Зимние морозы, неудачи, слезы —

Пусть они сгорают, к солнцу улетают!3

1-й скоморох: Прощай, Зимушка-зима,

Спасибо, что в гости к нам пришла.

Снова в гости приезжай.

Раз, два, три, четыре, пять!

Через год на этом месте,

Снова встретимся опять.

2-й скоморох: До свиданья, до свиданья,

До свиданья через год!

Через год на это место,

Приходи, честной народ.

Будут снова чудеса,

Будут развлечения,

А теперь прощаемся,

Все без исключения!

Скоморохи: Гостей, всех близких привечаем

Мы ароматным нашим чаем.

От всех невзгод, от всех болезней,

Что может быть его полезней?

Наш гость сегодня не скучай,

Пей от души горячий чай!4

А сейчас мы приглашаем всех наших гостей на чаепитие!

Результат занятия: 

  1.  В ходе мероприятия учащиеся должны познакомиться с русскими обычаями празднования Масленицы.
  2.  Осознать их смысл: проводы зимы и встреча весны, выпечка блинов как символов солнца, пора всеобщего веселья перед постом и тяжелыми весенними сельскохозяйственными работами.
  3.  Приобщиться к русскому фольклору, тематически связанному
    с этой датой.

Методические рекомендации. Предварительно на классном часе учащиеся знакомятся с историей возникновения Масленицы, разучивают пословицы, частушки, загадки, посвященные этому дню, распределяют роли между собой. Мероприятие требует большой предварительной подготовки (оформление реквизита, создание костюмов, разучивание стихов, частушек, песен, музыкальное оформление и т. д.), поэтому целесообразно заранее распределить обязанности между несколькими ответственными (родителями, организаторами), чтобы избежать срыва праздника. По окончании торжества всех гостей приглашают на чаепитие, организованного силами родителей, которые могут принести с собой выпечку, блины, сладости.

Приложение Б

Сценарий к празднику «Пасха»

«Пасха»

Цель: познакомить учащихся с историей и традициями празднования Пасхи в культуре русского народа.

Оборудование: праздничное украшение зала шарами, распустившимися веточками деревьев, цветами.

Ход занятия

Ведущий: Здравствуйте, ребята! Я поздравляю вас с самым светлым
и радостным праздником — Пасхой, символизирующим победу жизни над смертью, торжества добра над злом. В Пасху христиане празднуют Воскресение Иисуса Христа. Он смертью своей искупил грехи всех людей и дал надежду на вечную жизнь в раю. Христос Воскрес! И над тьмою жизни взошло солнце, которое уже никогда не погаснет, никогда не склонится к закату. Христос Воскрес! И зло мира сковано. Все в жизни нашей оживилось, обновилось, зацвело.

Этот праздник на Руси называли по-разному: Велик день, Светлый день, Христово Воскресенье. Когда-то он был едва ли не самым радостным и долгожданным детским праздником. Это был день веселых игр, первых хороводов, качания на качелях, обхода дворов, напоминающего святочное колядование. Нередко его так и называли: зеленые святки. Пусть сегодня звенят колокола, пусть звучат песни, пусть все веселятся! (Звучит русская народная песня «Уж как по мосту, мосточку». Дети подпевают.) 

Ведущий: Ранним утром, в первый день Пасхи, крестьяне выходили смотреть на «игру» солнца, чтобы предсказать будущий урожай. Опыт народа сохранился в народных приметах:

«На Пасху небо ясное и солнце играет — к хорошему урожаю и красному лету».

«На Святой дождь — добрая рожь».

«Если на второй день Пасхи будет ясная погода — лето будет дождливое, если пасмурная — лето будет сухое»5.

Ведущий: Пасхальная неделя была заполнена различными играми, развлечениями, хождением в гости. На Пасху принято было поздравлять друг друга с Воскресеньем Христовым, христосоваться и обмениваться крашеными яйцами. Разрешалось всем (мужчинам, парням, мальчикам) звонить в колокола, поэтому звучал беспрерывный колокольный звон, поддерживая радостное, праздничное настроение. А сколько было игр! А давайте поиграем! (Проводят игры.)

«Боулинг по-русски»

По периметру стола расставляются призы: свистульки, пряники, конфеты, солдатики, матрешки, куколки, киндер-сюрпризы. Задача играющих — своим яйцом выбить ту вещь, которая понравилась. Катать надо по очереди. Каждый играющий получает тот приз, который он выбил со стола своим яйцом. Игра продолжается до тех пор, пока не будут выбиты все призы.

Ведущий: На Пасху и стар, и млад качались на качелях, которые устраивали почти в каждом дворе, на деревенской площади или ближайшем выгоне. Главную роль играли девушки, они без устали качались с парнями, приговаривая:

1-я девушка: На святой неделюшке

Повесили качелюшки.

Сначала покачаешься,

Потом и повенчаешься.

2-я девушка: На горе стоят качели,

Пойду покачаюся.

Нынче лето погуляю,

Зимой повенчаюся.

Ведущий: Гуляния молодежи шли на открытом воздухе: парни и девушки плясали, водили хороводы, затевали игры на лужайках, за околицей, на лесных полянах, в конце деревенской улицы. На середину лужка выходил молодец-запевала и с помощью других начинал песню, приглашая всех присутствующих молодцев. Затем таким же образом вызывали девушек. После этого, взявшись за руки, они образовывали круг, который двигался то в одну, то в другую сторону, и пели. (Танцевальная группа детей образуют круг и поют хороводную песню «Уж мы сеяли ленок».)

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Уж мы сеяли, сеяли ленок,

Уж мы сеяли, приговаривали,

Чеботами приколачивали:

— Ты удайся, удайся, ленок,

Ты удайся, мой беленький ленок,

Лен, мой лен,

Белый лен.

Мы пололи, пололи ленок,

Мы пололи, приговаривали...

(Далее строки куплета и припева повторяются, так во всех строфах.)

Уж мы рвали, мы рвали ленок...

Уж мы мыли, мы мыли ленок...

Мы трепали, трепали ленок...

Уж мы мяли, мы мяли ленок...

Уж мы пряли, мы пряли ленок...

Уж мы ткали, мы ткали ленок...

Песню исполняют живо, в быстром темпе, стоят в кругу и изображают те действия, о которых поется — сеяли, пололи, рвали... и т. д. На слова «Ты удайся, удайся, ленок...» выпрямляются, берутся за руки, стоят
в кругу, притопывают (правой-левой, левой-правой ногой в ритме четвертных долей в песне.) На слова «Лен, мой лен...» останавливаются, поют медленно, серьезно, как бы заклиная лен.

Ведущая: На Пасху существовал обычай загадывать желания, стоя
в церкви на утренней службе. А еще на Пасху играли в прятки. Кто-нибудь из взрослых рано утром выходил в сад с большой сумкой подарков и прятал их, и, едва открыв глаза, дети бежали икать спрятанные подарки. Наши родители тоже приготовили вам сюрприз, спрятав в классе подарки. Командам дается 3 минуты на их поиски. Кто найдет больше спрятанных подарков? Начали! (
В качестве подарков можно использовать шоколадки, конфеты, ручки, фломастеры и другие приятные мелочи.)

Ведущий: К Пасхе каждая семья собирала и окрашивала в луковой шелухе по 100—200 яиц, которые раздавались детям, друзьям, знакомым и разговлялись сами. Есть церковное предание, что по вознесении Христа святая Мария Магдалина, путешествуя по разным странам с проповедью о воскресшем Спасителе, была в Риме. Здесь она предстала императору Тиберию и, поднеся ему красное яйцо, сказала: «Христос воскреси», и таким образом начала свою проповедь о воскресшем Христе. Первые христиане, узнав о таком простом, сердечном приношении равноапостольной жены, начали подражать ему, и при воспоминании о Воскресении Христовом, стали дарить друг другу красные яйца. Обычай этот быстро распространился и сделался всеобщим.

Ученик: Веселил нас много раз

Русский танец «перепляс»!

Сколько удали, задора,

Сколько радости во взоре!

Выходи смелее, друг!

Плясуны, вступайте в круг!

Ученица: Веселей берись за дело,

Так, чтоб все вокруг запело.

Пусть никто не усидит,

Хоть немного подробит.

(Под задорную быструю народную музыку все танцуют веселый перепляс.)

Ведущий: Русская Пасха характеризуется еще целым рядом традиций, например, украшением столов освященных творожными пасхами и куличами. И мы сейчас с вами будем пить чай с куличами, которые испекли наши юные хозяюшки со своими мамами. (Начинается чаепитие, которое сопровождается веселой музыкой, шутками, частушками, сценками, подготовленными детьми к этой части праздника.)

Результат занятия: знакомство детей со смысловым содержанием праздника позволяет им проникнуть в сущность библейских истин, постичь духовное богатство своего народа, усвоить исторический опыт предшествующих поколений.

Методические рекомендации. Для того чтобы праздник запомнился, необходима предварительная работа учителя, родителей, старших братьев и сестер: следует рассказать детям о его истории, приготовить вместе
с ними подарки и сувениры, оборудование для игр, покрасить яйца и испечь куличи.

Приложение В

Таблица. Диагностическая карта.

ФИО

ребенка

Теоретические знания

Практические умения

Знание содержания сказок, былин, легенд

Умение узнавать героев в произведениях изобразительного искусства

Знание истории русского костюма

Знание народных игр, праздников

Знание русского народно-прикладного искусства

Эмоционально-положительный отклик на красоту природы

Использование фольклора в повседневной разговорной речи

Физическое воспитание

Трудовое воспитание

Продуктивные виды деятельности

Контрольная группа

Кариенко

Даша

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Абзалов

Марсель

+

+

+

+

+

-

+

+

+

+

Халимов

Антон

-+

-+

+

+

-+

+

+

+

+

-

Кудашев

Дима

-

-

-

+

-+

-+

-+

-

-

-

Чувашов  

Антон

+

+

+

+

-

+

-+

-

+

-+

Акимова

Настя

-

+

-

+

+

-+

-+

-

+

-+

Левашов

Витя

-

-

-

-

-

-+

-+

-

-

-

Киреева

Валерия

-+

-

+

-

-

-

-

-

-

-

Иванов

Сережа

-+

-+

-+

+

+

-

-

-+

-+

-+

Экспериментальная группа

Рунтов

Вадим

+

+

+

-+

+

-+

+

-+

+

-+

Широков

Вова

-+

-+

+

+

-

-

-

+

-+

-+

Алишеев

Максим

-+

-

-

-

-+

-

-

-

-

-+

Муругов

Слава

-

-

-

-

-

-

-

-

-+

-

Газизова

Оля

+

-+

+

-+

+

+

+

+

+

+

Переверов

Егор

+

-

-

+

+

-+

-+

-+

-

-+

Данилов

Саша

-

-

-

-

-+

+

-

-

-

-

Кирилин

Никита

+

+

-

-

-

-

-

-

-

-

Шилькер

Данила

+

+

+

+

+

+

+

+

+

+

Критерии к диагностической карте

Высокий уровень

Использует в активной речи потешки, прибаутки, пословицы и поговорки, загадки, считалки, образные выражения.

Знает народные приметы, умеет соотносить увиденное в природе c народными приметами и делать соответствующие умозаключения.

Знает былинных и сказочных героев, умеет узнавать их в произведениях изобразительного искусства.

Принимает осмысленное и активное участие в народных праздниках. Знает названия праздников и умеет объяснить, что это за праздник и когда он бывает.

Умеет играть в подвижные и хороводные народные игры.

Знает историю русского и татарского народного костюма, различает головные уборы (женские, девичьи, мужские).

Имеет представление о народных промыслах и использует их элементы в своих работах.

Умеет отличить архитектурные сооружения древней Руси от современных построек.

Средний уровень

Знает потешки, прибаутки, загадки, считалки, образные выражения и использует их в речи.

Знает народные приметы и замечает их в повседневной жизни.

Знает названия некоторых народных праздников и принимает активное участие в них.

Знает русские и украинские народные подвижные игры и умеет объяснять правила некоторых из них.

Знает некоторые элементы русского и украинского народного костюма и различает головные уборы.

Имеет практические умения по работе с тестом, в приготовлении салатов, вышивании салфеток, может сделать тряпичную куклу.

Низкий уровень

Знает потешки, пословицы, приметы, загадки, считалки и иногда использует их в речи.

Знает народные приметы.

Знает названия некоторых праздников, но принимает в них пассивное участие. Знает 2-3 народные подвижные игры и умеет объяснить правила к ним. Имеет элементарные навыки по работе с тестом, тканью, изготовлении салатов.

Таким образом, мы определили уровень ознакомления школьников с этнической культурой народов Поволжья.

Экспериментальная группа

Уровень

Контрольная группа

Уровень

Рунтов

Вадим

Высокий

Кариенко

Даша

Высокий

Широков

Вова

Средний

Абзалов

Марсель

Высокий

Алишеев

Максим

Низкий

Халимов

Антон

Высокий

Муругов

Слава

Низкий

Кудашев

Дима

Низкий

Газизова

Оля

Высокий

Чувашов

Антон

Средний

Переверов

Егор

Средний

Акимова

Настя

Средний

Данилов

Саша

Низкий

Левашов

Витя

Низкий

Кирилин

Никита

Низкий

Киреева

Валерия

Низкий

Шилькер

Данила

Высокий

Иванов

Сережа

Средний

Затем мы произвели анализ количественного распределения детей по уровням в обеих группах.

Уровни

Экспериментальная группа

Контрольная группа

Высокий

3

3

Средний

2

3

Низкий

2

3

Приложение Г

Учебно-тематический план программы

№ п/п

Тема урока

Кол-во часов

Форма проведения мероприятия

1

Родина моя — Россия

2

Клубный час

Конкурс детских рисунков на тему «Я в мире и мир во мне»

2

Мой родной край — Земля Волжская

2

Клубный час

Презентация

3

Знаменитые люди Ульяновской области

2

Творческая встреча

Презентация

4

Ученье — свет, а неученье — тьма

2

КВН

5

Роль народной культуры в жизни человека

2

Клубный час

Выставка поделок, рисунков детей

6

Жизнь и быт русского крестьянства конца XIX — начала XX вв.

2

Экскурсия в краеведческий музей

Конкурс сочинений

7

Рождество Христово

2

Праздник

8

Масленица

2

Культурно-массовое мероприятие

9

Пасха

2

Праздник

10

Сабантуй

2

Культурно-массовое мероприятие

11

Искусство принимать гостей

2

Чаепитие

12

Кулинарный шедевр

2

Конкурс блюд национальной кухни

13

Полиглот

2

Викторина между учащимися 2-х классов

14

Я, ты, он, она — вместе мы одна семья!

2

Социально-педагогический тренинг по формированию толерантности

15

Я и моя семья в истории и культуре родного края

2

Клубный час

Конкурс сочинений на тему «Семейные обычаи и традиции»

Составление генеалогического древа своей семьи

Итого:

30

1 Изучение народного искусства в многонациональной школе через этнопедагогизацию процесса художественного образования. URL: //http://som.fio.ru/Resources/Moreva/st/etnopedagog.htm

2 Курносова Л. Гуляй на святки без оглядки // Сценарии школьных праздников. Кн. 3: в помощь педагогу-организатору. М.: Школьная Пресса, 2002. С. 32.

3 Бердникова В., Ткаченко И. Масленица // Воспитание школьников. 2007. № 1. С. 76.

4 Масленица в начальной школе. URL: // http://s99-omsk.narod.ru/projects/maslen/masl/masl.htm 

5 Народный месяцеслов: Пословицы, поговорки, приметы, присловья о временах года и о погоде / сост.
и авт. ввод. текстов Г. Д. Рыженков; вступ. ст. и словарь А. Н. Розова; оформ. Т. М. Чирковой. М.: Современник, 1992. С. 112.




1. темах библиотеках архивах фондах банках данных депозитариях музейных храненьях и др
2. Статья 9 1 Земля и другие природные ресурсы используются и охраняются в Российской Федерации как основа жи
3.  Кожа ~толстая малоподвиж
4. обязательства и до заключения договора с клиентом
5. реферату- Установчі документи підприємстваРозділ- Правознавство Установчі документи підприємства Устан
6. Тема 6. Теории социальной мобильности
7. Культурная же традиция ~ это имеющая как правило свою давнюю историю и непрерывно пополняющаяся сокровищн
8. денежного обращения безусловно связано большое количество положительных моментов в развитии экономики мн
9. Этапы эволюции средневекового государства
10. ПРИДНІПРОВСЬКА ДЕРЖАВНА АКАДЕМІЯ БУДІВНИЦТВА ТА АРХІТЕКТУРИ КАФЕДРА МІЖНАРОДНОЇ ЕКОНОМІКИ
11. Тема- Випробування сталевого зразка на розрив Мета- Визначення механічних характеристик сталі При.html
12. Основные тенденции и проблемы развития СНГ и Европы
13. Экологическое сознание как фактор развития украинского общества
14. Базовые принципы позиционирования фирмы
15. лекция Время Праздника
16. Лабораторная работа 1.
17. БЕЛОРУССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ УНИВЕРСИТЕТ ИМЕНИ МАКСИМА ТАНКА ФАКУЛЬТЕТ ЕСТЕСТВОЗНАНИЯ
18. Вина Наказания Стыд Прозвища плохой ленивый безответственный Перебор
19. Тема 1Наука в культуре современной цивилизации1
20. Ракетные двигатели