Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Г. ПЛЕХАНОВ О ПЕРСПЕКТИВАХ ДЕМОКРАТИИ В РОССИИ
Вопрос о демократическом пути столь же традиционен для России, как и вопросы «что делать?» или «кто виноват?». Не решенный в XX веке, он переносится в век XXI. Какие мысли, иллюзии, заблуждения о демократических и гражданских перспективах преобразования российского общества возобладают в сознании, что окажется ненужным раритетом, а что отправной точкой нового поиска? Что сохранится из дискуссий западников и славянофилов, эсеров и социал-демократов, анархистов и легитимистов? Ответ на эти вопросы может быть предельно простым: сохранится то, что мы захотим сохранить. И нужно захотеть сохранить все, что еще можно сохранить.
Ценны любые попытки определить стратегию демократической трансформации российского социума. Сегодня уже совершенно ясно, что демократическая установка не спускается «сверху» и не привносится «извне»; она должна вырасти из стремления общества, народа, личности жить в условиях демократии, подчиняться и следовать демократическим принципам и нормам. Проблема укоренения демократического менталитета в российской действительности проблема общественной мысли России XIXXX веков. В контексте современных дискуссий об образах и идеалах отечественной демократии важны все исторические предтечи и аналогии, пусть даже крайне непопулярные сегодня. В связи с этим интересно обратиться к наследию практически преданного сегодня забвению Георгия Валентиновича Плеханова, бывшего одним из тех немногих русских марксистов, кто всерьез размышлял над перспективой построения демократического общества р России с учетом ее исторического своеобразия.
Значение личности и творчества Плеханова определяется не только его местом в истории российской социал-демократии, но и его ролью в целом в отечественной культуре. Известный деятель русской социал-демократии А. Потресов считал, что это «национально-историческая роль» ^ Тем более парадоксален факт практического неприятия идей Плеханова ни революционной Россией 1917 года, ни ее интеллигенцией (прошлой и нынешней), ни современными политиками, апеллирующими к демократическому будущему России. Нередко Плеханов представляется сегодня запыленной реликвией отечественного марксистского прошлого. По сути дела, повторяется ситуация трагического одиночества, непонимания, давившая Плеханова в год после его возвращения на родину после Февральской революции, но сложившаяся задолго до этого.
Значение Плеханова как русского исторического деятеля состоит не только в том, что он привнес и утвердил марксистскую традицию в народнический и народовольческий социалистический менталитет России, но и в том, что российская модернизация (урбанизация, становление гражданского общества) виделась ему как путь развития тех общественно-политических отношений, которые связаны с утверждением принципов экономической и социальной организации индустриальных социумов. Это
ПЕТРЕНКО Елена Леонидовна профессор Российской академии государственной службы при президенте РФ, доктор философских наук.
ЧЕРНОБАЕВ Анатолий Александрович главный редактор журнала «Исторический архив», зав. кафедрой Московского энергетического института, доктор исторических наук, профессор.
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА» 101
перспектива утверждения в России демократического правопорядка, ин-ституционализации связей либеральных и социалистических сил российского общества. Социалистической демократии (по Плеханову демократии пролетариата и для пролетариата) в России предстоит долгий путь развития через борьбу, коалиции и сотрудничество с ее политическими противниками. Либерализм, по его убеждению, не добьется политических свобод в России без энергичной поддержки социалистической демократии в лице рабочего класса. Российское революционное движение победит как движение рабочего класса или не победит никогда. Видя в социализме новом качестве организации общественного целого средство самоосвобождения человека, Плеханов думал не столько о свержении капитализма, сколько о воздействии организованного рабочего движения на стихию исторического процесса ради проведения социальных преобразований в интересах трудящихся. Размышляя о социализме и революции, Плеханов искал пути освобождения и эмансипации России в целом, «формулировал единую национальную задачу России»^ и в этом общенациональная, культурная ценность его идей, выходящая за рамки теории и практики социал-демократии.
Плеханов был последним из плеяды русских просветителей-демократов (В. Белинский, Н. Чернышевский, Н. Добролюбов) представителей разночинно-дворянской интеллигенции, к которой принадлежал и он сам. Его марксистский социализм это одна из попыток завершить в интеллигентской среде многолетний спор западников и славянофилов, сторонников модернизации или самобытничества. Осмысливая и перерабатывая идейное наследие А. Герцена, П. Чаадаева, В. Белинского, Л. Толстого, Плеханов привносил в свои марксистские построения элементы идейной, политической традиции эмансипаторских движений в России. Он «национализировал марксизм» (Л. Троцкий), создавал «русскую версию» марксистского социализма, немалое место в котором отводилось просветительству, культурному и политическому воспитанию, изменению сознания русской интеллигенции и пролетариата. В просветительстве Плеханова воплотились те качества русской социал-демократической традиции, которые связаны с присутствием в ней элементов революционного (в смысле радикально-оппозиционного) сознания и самосознания русской интеллигенции (ощущения невостребованности своей онтологической способности управлять и лидировать; менталитета догоняющей мировую цивилизацию России, дублирование западных образцов; оппозиционность по отношению к не интересующейся ее мнением власти; одержимость идеей, а не практическим социальным интересом).
Стихия Плеханова это теоретический, интеллектуальный поиск. В центре его размышлений всегда находилась русская общественная мысль в ее эволюции и практическом воплощении, в социальных и политических проектах. Плеханов шел к марксизму, изучая западноевропейскую философию, английский и французский утопический социализм, историю революции. Но придя к определенному пониманию и толкованию марксистских идей, он обратился к России, ее экономической, политической, культурной, духовной истории и современности, пытаясь применить исходные схемы социально-экономического анализа Маркса к современной ему российской действительности. Как писал Ф. Дан, «марксистская проповедь Плеханова отметила собой эпоху, когда развитие капитализма в России начало становиться все более очевидным и неоспоримым фактом; все прогрессивные течения перестраивали свою идеологию, методы борьбы применительно к этому факту»^
Об упрощении и схематизации Плехановым философских, социальных, политических идей Маркса много писалось и говорилось. Эта критика верна по сути. Плеханов действительно принадлежал к числу наибо-
Е. ПЕТРЕНКО, А. ЧЕРНОБАЕВ 102
лее ортодоксальных марксистов своего времени. Но это было его время на рубеже XIXXX веков еще не существовало законченной марксистской парадигматики социализма, еще не сложились идеологизированные версии марксизма, сводившие смысл социальной революции в эпоху капитализма к установлению диктатуры партии и партийной бюрократии. Самое интересное в творчестве Плеханова не его философские работы, а его критика (в ней много публицистического поиска), его исторические труды (в них много новых для социальной теории аргументов, объясняющих своеобразие русского общества), его политические высказывания то есть все то, что напрямую связано с «большой проблемой развития России» и демократии^
ОСТАВШИЙСЯ НЕЗАВЕРШЕННЫМ ТРУД ПЛЕХАНОВА «История русской общественной мысли»^ замыкает цикл его теоретических исследований общественной эволюции России, начатых работами «Социализм и политическая борьба», «Наши разногласия». Именно «История» демонстрирует связь позиции Плеханова по вопросу о войне (оборончества) с его историческим анализом^ Уже в 80-е годы прошлого века Плеханов размышлял об особенностях общественного развития России. Ответ на него был найден достаточно быстро: Плеханов сформулировал тезис о своеобразном сочетании элементов Запада и Востока в прошлом и настоящем нашей страны. В своих изысканиях он шел от настоящего к прошлому, искал корни этого своеобразия в истории России. И если полемика с народовольцами заставляла Плеханова подчеркивать то, что роднит Россию и Запад, то позже неудачи революции 19051907 годов побудили его обратить внимание на «европейские недочеты» России, на то, что сближает ее не с Западом, а с Востоком. «История русской общественной мысли» подводит итог его размышлениям над возможными объяснениями российской современности.
В предисловии к «Истории русской общественной мысли» Плеханов писал: «Анализ географической обстановки русского исторического процесса привел меня к тому заключению, что под ее влиянием рост производительных сил русского народа происходит очень медленно сравнительно с тем, что мы видим у более счастливых в этом отношении народов Западной Европы. Уже эта сравнительная медленность роста производительных сил, а стало быть, и всего хода экономического развития, в значительной степени объясняет некоторые важные, хотя, конечно, не абсолютные, как думали славянофилы, а только относительные, особенности нашего общественного быта... В течение довольно продолжительной эпохи Русь, по характеру своего социально-политического строя, все более и удалялась от Запада и сближалась с Востоком. Это неизбежно должно было наложить глубокий отпечаток на то, что называется русским народным духом. Но эта же историческая обстановка положила, наконец, предел сближению Руси с Востоком и принудила ее искать сближения с Западом. Петровская эпоха составила чрезвычайно важную эпоху в истории русской общественной жизни. Ее неизбежным, хотя более или менее отдаленным, следствием явилась европеизация наших общественно-политических отношений, правда, и поныне еще не совсем законченная. Само собой понятно, что европеизация русского общественного бытия не могла не сопровождаться европеизацией русского общественного сознания»^ Итогом этой европеизации должна стать социальная и политическая революция в России, которая откроет дорогу цивилизованному индустриализму.
Плеханов считал правомерным применение марксистской схемы в исследовании российской истории. Но содержательно его концепция ис-
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА» 103
торических судеб России продолжает традиции отечественных историков С. Соловьева, В. Ключевского. Плеханов согласен с выводами другого крупного историка Н. Павлова-Сильванского: не может быть и речи о коренном отличии древнерусского строя от феодального уклада Западной Европы. Вместе с тем он подчеркивает, что русский исторический процесс отличается от западноевропейского важными моментами, напоминающими не европейскую историю, а становление и упрочение восточных деспотий: «Россия как бы колеблется между Востоком и Западом»".
Сходство эволюции России с историей восточных деспотий Плеханов не только фиксирует, но и пытается объяснить географическими условиями и особенности культурного ареала этого развития. Начиная с Соловьева, предшественники Плеханова отмечали историческое значение однообразного характера географической среды России для формирования культурных и ментальных особенностей народа. Плеханов акцентирует особенности хозяйственной жизни как производной от географических условий: однообразие природных условий задерживало процесс дифференциации потребностей, способностей, средств и способов производства, не благоприятствовало экономическому расцвету. Пока были «порозжие земли», до тех пор история России была историей страны, колонизующейся в условиях натурального хозяйства. Избыток «порозжей земли» на много веков затянул процесс колонизации. Следствием этого стали однообразие занятий и постоянная подвижность населения, что задерживало развитие производительных сил.
Для России, считал Плеханов, характерна инертность народного хозяйства. Этот замедленный темп развития усугубил своеобразие общественных отношений в России сравнительно с Западом. Борьба «леса и степи», многовековой натиск кочевников на земледельцев, заставивший их в конце концов отступить от берегов Черного моря на неплодородный верхне-волжский суглинок, еще больше передвинули вектор развития России с Запада на Восток. Плеханов считал непреложным фактом, что покорение Казани и Астрахани в XVI веке открыло крестьянству простор для бегства из центрального междуречья на юг и юго-восток, а Московская Русь представляла в итоге, говоря словами Ключевского, «геометрическую прогрессию запустения». В этот период усиливаются все те моменты, которые сближали общественно-политическую жизнь России с восточными деспотиями. Поворот на Восток завершился полным закрепощением всех сословий государством. Закрепощение стало еще одной причиной, замедлявшей экономическое развитие страны. Однако экономика, хотя и медленно, но неуклонно эволюционировала, развивалось денежное хозяйство. Соприкосновение с Западом, поставившее задачи самообороны, переустройства войск по западноевропейскому образцу, ускоряло эти процессы. Восточная Московия начинает превращаться в европейскую Россию.
В общественно-политическом отношении этот отрыв от Востока и сближение с Западом выразились в начавшемся со времен Петра 1 и его преемников раскрепощении сословий и росте городской промышленности. Но раскрепощение распространялось лишь на дворян-землевладельцев. Плеханов подчеркивает: реформы XVIII века не преследовали цель европеизировать крестьянство. Напротив, в это время закрепощение крестьянина государством и землевладельцами было доведено до своего логического завершения. Именно поэтому «азиатский» характер реформ в России мало улучшал положение дел. Если «благородное» население все чаще думало и жило в соответствии с западными идеалами, социальное положение «подлых людей» подчинялось «азиатскому» укладу. В этом Плеханов видел самую глубокую причину разрыва между «народом» и более или менее просвещенным «обществом», отсюда выводил причины неудач ре-
Е. ПЕТРЕНКО, А. ЧЕРНОБАЕВ 104
волюции 19051907 годов. По его убеждению, взрыв первой русской революции был следствием европеизации России. А неудачи обусловлены тем, что процесс европеизации охватил далеко не все сферы общества.
Плеханов искренне верил в перспективы капиталистического развития России, которое он отождествлял с европеизацией. Эти процессы, по его мнению, носят спонтанный и необратимый характер: начавшись в городах, европеизация перенесется в деревню; неудачи первой русской революции постепенно потеряют свое значение. Азиатская компонента, полагал Плеханов, определяет своеобразие российской истории. Современная Россия «платится за то, что она слишком европеизирована сравнительно с Азией и недостаточно европеизирована сравнительно с Европой»". Задача российской социал-демократии содействовать европеизации России, что в политическом плане означает не что иное, как организацию рабочего класса в самостоятельную политическую силу.
«История русской общественной мысли» подытожила плехановские идеи о судьбах страны: для России путь капиталистического развития неизбежен; труден только первый шаг; ее движение от «Запада» к «Востоку» совершается все более быстрыми темпами. Ступая на путь капиталистического развития, Россия не копировала Запад, а пошла по пути индустриализма иным, ускоренным темпом и строила свои общественно-политические отношения, институты, формулировала идеи и теории применительно к своим, отличным от Запада, условиям. Для Плеханова главная тенденция общественной мысли в России идея отрицания существующего во имя будущего; он развивает логику восприятия российской действительности Белинским, искавшим субъекта развития, «идеи отрицания на русской почве». Таким субъектом у Плеханова становится пролетариат; «идеей отрицания» идея социалистической перспективы России. Логика истории общественной мысли в России по Плеханову логика оппозиции деспотизму, парадоксально сочетающаяся с неприятием идеи политической свободы российского общества. Плеханова поражает, что в российском революционном менталитете не исчезает убеждение, что «правительство должно и может идти впереди общества». В этом он видит «одну из относительных особенностей развития нашей общественной мысли, коренящихся в относительных особенностях нашего исторического процесса»^.
УЖЕ В 1920-е ГОДЫ плехановеды обратили внимание на тот факт, что в «Истории русской общественной мысли» присутствует осознание конститутивной роли государственного и политического моментов в истории России. Плеханов понял значение охранительной функции российской государственности, сыгравшей важную роль в формировании такой сложной (и в геополитическом, и в экономическом, и в социокультурном планах) цельности, как Россия. Именно в этом контексте он рассуждает о неоднозначности классовых коллизий: они оборачиваются «взаимной борьбой там, где дело касается внутреннего общественного устройства, и... более или менее дружным сотрудничеством там, где заходит речь о защите страны от внешних нападений»". Таким образом трансформируется схема классовой борьбы, как она изложена Марксом и Энгельсом в «Коммунистическом манифесте»: Плеханов признает своеобразие борьбы классов в российских условиях. «Одной из замечательных особенностей русского исторического процесса» он считает тот «факт, что наша борьба классов, чаще всего остававшаяся в скрытом состоянии, в течение очень долгого времени не только не колебала существовавшего у нас политического порядка, а, напротив, чрезвычайно упрочивала его»^. История России это история страны, колонизовавшейся в условиях натурального хозяйства. Колонизация означала «однообразие занятий», «постоян-
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА» 105
ную подвижность населения» (С. Соловьев), мешавшие «углублению тех классовых различий, которые возникают вследствие общественного разделения труда. А это значит, что, благодаря указанным условиям, внутренняя история России не могла отличаться интенсивною взаимною борьбой общественных классов»^. К этой мысли Плеханов шел на протяжении многолетнего исследования русской истории. Ее он положил в основу своей политической программы в годы Первой мировой войны и революции 1917 года. Работая над «Историей русской общественной мысли», Плеханов переосмысливал собственную политическую позицию. Он не отрицает приоритетов классового. Но при этом появляется осознание значения «общенациональной задачи»: интересам государства в известной мере и при определенных условиях должны подчиняться и классовые интересы. Акцент на «общенациональном», «государственном» измерении политики всего лишь оттенок политической мысли Плеханова. Но именно этот оттенок стал причиной отчуждения Плеханова, вставшего на позиции защиты отечества в войне, от большинства российских социал-демократов, обкидавших перерастания империалистической войны в революционную ситуацию и победоносную социалистическую революцию.
Плеханов этого периода теоретик, политик, лидер, отстаивающий идеи сохранения экономической и политической независимости отечества и демократической коалиции либеральных и социалистических сил. Потре-сов заметил как-то, что «призрак мировой революции уничтожил для России всю концепцию революции буржуазной»'". Плеханов же как раз и стремился сохранить в сознании интеллигенции, политиков, масс русского общества идею неизбежности и необходимости демократических преобразований России во имя будущей социалистической перспективы. По его мнению, социализм «для России это дело сравнительно отдаленного будущего. Теперь Россия страдает... не столько от развития капитализма, сколько от недостатка его развития. Война, так беспощадно разоблачившая нашу постыдную техническую беспомощность и обусловленную ею страшную экономическую отсталость, доказала это с математической убедительностью»". России следует защитить себя в войне, в противном случае победа Германии поставит ее в положение экономической зависимости, разрушит все революционные перспективы, поведет к ослаблению демократических режимов в Европе, таков вывод, к которому пришел в годы войны Плеханов.
Россия должна «развести» «демократическую» и «социалистическую» парадигмы революционных преобразований. Идею овладения властью в Февральской революции (как, впрочем, и в революции 19051907 годов), использования этой власти для социалистического преобразования общества Плеханов считал преступлением перед делом политического освобождения России и перед делом социализма. Только пройдя школу демократии, постоянно повторял он, пролетариат подготовит себя к социалистическому строительству. Против лозунга захвата власти большевиками, против идеи диктатуры утопического меньшинства Плеханов выдвинул два рода аргументов: 1) практически невозможно захватить власть в России таким образом; 2) если пролетариат захватывает власть, когда пролетарское движение еще не созрело для этой власти, он «работает» не на себя, а на тот класс, движение которого уже созрело (повторение тезиса Энгельса из «Крестьянской войны в Германии» работы, направленной против преждевременных революционных выступлений). Плеханов развивает эту мысль: для него диктатура пролетариата как революционная власть большинства в России невозможна. «Вместо диктатуры рабочего класса перед нами будет диктатура нескольких десятков лиц»'", а этим диктаторам «удалось бы организовать только голод»". Он опасался, что следствием полной хозяйственной разрухи станет, в частности, острое
Е. ПЕТРЕНКО, А. ЧЕРНОБАЕВ 106
ухудшение положения русского пролетариата, а в целом попятное движение народнохозяйственного уклада страны в сторону изжитого прошлого, «варварская реакция против реформ Петра Великого»^. Разруха может оказаться «могилой русской революции. Ставя себя в изолированное положение и тем самым взваливая на свои плечи задачу борьбы с хозяйственной разрухой, революционная демократия очень сильно рискует нанести революции смертельный удар» ". Вне коалиции для социал-демократии нет спасения в современной России, нет спасения и стране^.
Приведенные рассуждения Плеханова оказались ошибочными. История показала, что захват власти радикальным политическим меньшинством в России возможен. Эта власть смогла просуществовать достаточно долго. Результат сложился новый тип русского иерархически организованного общества. В то же время Плеханов был совершенно прав, делая акцент на коалиционном характере власти, которая призвана осуществить социальное и политическое реформирование в России. Февральскую революцию (ее, по словам Плеханова, «осуществила страна»^) он воспринял как первый шаг к политической свободе; свобода, полагал он, позволит объединиться всем «классам и слоям» России, «интересы которых были бы нарушены восстановлением старого порядка»^ Спасти революцию от крушения, а государство от разгрома может власть, объединяющая вокруг себя социалистические и либеральные силы общества. «Нынешнее наше правительство еще не может быть исключительно социалистическим, и не должно быть таковым... оно должно быть коалиционным, т. е. таким, в котором социалистические партии участвуют наряду с различными партиями буржуазии»^. Необходимо «бороться со всем тем, что задерживает развитие новых производительных сил»^. Экономическая платформа коалиции реформы, и прежде всего реформы земельной собственности (с выкупом земли помещиков и передачей достаточно большого количества земли в собственность государства). Нравственное кредо, по убеждению Плеханова, это консенсус, компромисс ценой взаимных уступок и выполнения гражданского долга. «Всякий, кто не стремится ни к реакции, ни к анархии, согласится, что в качестве гражданина демократической страны он нравственно обязан всеми силами помогать новому правительству в достижении таких целей, как устранение хозяйственной разрухи, всесторонняя защита труда, переустройство финансовой системы на демократических началах, и так далее»^. Плеханов считал важным сохранить традиционную структуру власти в послереволюционной России: Советы, заявлял он, должны быть органами защиты революции, а не организациями по захвату власти, ресурсов, управления. Его политическое кредо для России 1917 года утверждение демократического парламентаризма.
Ни в годы войны, ни в период Февраля и Октября Плеханов не изменил своего традиционно-недоверчивого отношения к крестьянству (за что эсеры называли его взгляды «примитивным марксизмом»). С его точки зрения, социалистическая революция не может победить в стране, где большинство составляет не пролетариат, а крестьянство («крестьянство ненадежный союзник рабочего в деле устройства социалистического способа производства... В замене капиталистического строя социалистическим оно не нуждается... хозяйственная деятельность крестьян направлена в сторону капитализма»). Плеханов чувствовал несоответствие социальной структуры России формуле антагонизма «буржуазия пролетариат»; он предвидел, что, «несвоевременно захватив политическую власть, пролетариат не совершит социальной революции, а только вызовет гражданскую войну »^.
В ситуации, когда сторонниками политической и социальной революции в России было подавляющее большинство депутатов Учредительно-
ОБЩЕНАЦИОНАЛЬНАЯ ЗАДАЧА» 107
го собрания, Плеханов осознавал, что новому правительству, если оно решится на социальный (экономический) переворот, придется либо равнодушно наблюдать за окончательным разложением экономики, либо организовывать национальное производство. Решить эту задачу на социалистическом уровне в России он считал невозможным в силу качества труда, воспитания, традиций, доминирующих среди трудящихся. Придется, по его словам, искать спасения, утверждая другие идеалы патриархального и авторитарного коммунизма, создавать новых кумиров. Прогноз Плеханова возродится русский бланкизм. Политическое завещание Плеханова сделать все возможное, чтобы не допустить его победы.
ПРОЖИВ 37 ЛЕТ ЗА ГРАНИЦЕЙ, Плеханов вернулся в Россию сразу после Февральской революции и оказался, по существу, вне политической игры. Причиной были многие обстоятельства". Плеханов не получил возможности применить марксистскую теорию на практике. Он мыслил и поступал, как наблюдатель, критик, но не как политик. Л. Троцкий в статье «Беглые мысли о Г. В. Плеханове» назвал его «теоретическим предвестником» пролетариата России: «Он не был вождем действующего пролетариата, а только его теоретическим предвестником. Он полемически отстаивал методы марксизма, но не имел возможности применять их в действии. Плеханов стремился тем более упрочить философские и теоретические корни своей позиции, чем более ему не хватало политических корней»^. Надо признать, это верная и тонкая характеристика. Плеханов не нашел себя в предоктябрьской России прежде всего потому, что понимал: на одном бунтарстве, стихийном коллективизме масс и насилии социализм построить нельзя. Завоевание политической свободы является лишь одним из тех необходимых условий, которые подготовят социалистическую революцию, «имеющую совершиться в более или менее отдаленном будущем»^. Установление диктатуры пролетариата в стране, где рабочий класс составляет меньшинство, он характеризовал как нонсенс, обрекающий на провал всю социал-демократическую перспективу России. Большевизм и меньшевизм преходящие понятия для русской социал-демократии. Это скорее «значительное препятствие» на пути к решению насущных теоретических и практических задач движения^ Будущее социализма в России это будущее ее индустриальной эволюции, демократической и политической эмансипации рабочего класса. По Плеханову, будущая Россия, выбравшая демократию, это экономически, политически, демократически зрелое общество и сильное государство. Как писал Потресов, «Россия кандидатка в колонию, в рабы, да! такая Россия не Россия Плеханова, это Россия, с которой всю свою жизнь боролся Плеханов»^.
Плеханов сумел нарисовать перспективу движения России к демократии и индустриальной цивилизации более точно, чем большинство его современников. Он указал на сложность модернизаторских процессов в русском обществе; на неоднозначность и противоречивость модернизации, осуществляющейся в условиях экономического и политического имперского деспотизма; на трудности в преодолении порожденного этим деспотизмом социального и политического обскурантизма массы, социума.
Справедливость плехановских оценок русской истории и революций подтверждается: сегодня, как и в начале XX века, мы все еще стоим перед необходимостью поиска сил, способных управлять процессами развития России к демократии и социальному равенству. Мы по-прежнему мистифицируем и фетишизируем понятия «демократия», «либерализм», «массы» применительно к российским условиям. Точность и реализм мно-
Е. ПЕТРЕНКО, А. ЧЕРНОБАЕВ 108
гих плехановских аргументов результат его многолетних и глубоких размышлений об истории России. К ним стоит прислушаться и сегодня.
ПРИМЕЧАНИЯ
' А. Потресов. Историческая роль Плеханова. «Дело», 26 июня (13 июля) 1918 года, № II12. ' Там же.
' Ф. Дан. К 10-летию смерти Г. В. Плеханова. «Социалистический вестник», 1928, № II, стр. 6.
* См. об этом: Б. Николаевский. Вокруг юбилея Плеханова. «Социалистический вестник», 1957, № 23, стр. 41.
° Предложение написать историю русской общественной мысли Плеханов получил от книгоиздательства «Мир» в мае 1909 года, когда он жил в Италии. По замыслу Плеханова, работа должна была состоять из шести частей (Ч. 1. «Очерк развития русских общественных отношений»; Ч. 2. «Движение общественной мысли в допетровской Руси»; Ч. 3. «Движение русской общественной мысли в XVIII веке»; Ч. 4. «Общественная мысль в первой половине XIX века»; Ч. 5. «Движение общественной мысли эпохи Александра П»; Ч. 6. «Движение общественной мысли в последнюю четверть XIX века»). До начала войны Плеханову удалось написать и окончательно обработать две части. С августа 1914 года до Февральской революции 1917 года Плеханов успел написать третью часть (глава о Радищеве осталась незаконченной). Первый том вышел в июне 1914-го, второй в конце 1915-го, третий в конце 1916 года. Переехав в Россию после революции, Плеханов не имел возможности продолжить свою работу над «Историей».
" Это впервые подметил Д. Рязанов (см. Д. Рязанов. Изменил ли Плеханов своему знамени? «Наше слово», 3 декабря 1915 года; его же. Предисловие редактора к «Истории русской общественной мысли» Г. В. Плеханов. Сочинения, т. XX. М.Л„ 1925). На сходство аргументов «Истории» и позиции Плеханова в годы войны и после февральской революции указывал М. Покровский в лекциях «Борьба классов и русская историческая литература» (Пг., 1923) и в статье «Плеханов как историк России» («Под знаменем марксизма», 1923, № 67). ^ Г. В. Плеханов. Сочинения, т. XX, стр. 34.
' Т. В. Плеханов. История русской общественной мысли. Часть первая. Г. В. Плеханов. Сочинения, т. XX, стр. 12. ' Там же, стр. 131.
"' Г. В. Плеханов. Сочинения, т. XXI. М.Л., 1925, стр. 207. " Г. В. Плеханов. Сочинения, т. XX, стр. 13. " Там же, стр. 110. " Там же, стр. 84.
" А, Потресов. Памяти Плеханова: к десятилетию со дня его смерти. «Дни», 30 марта 1928 года.
"Г. В. Плеханов. Год на Родине. Т. 2. Париж, 1921, стр. 5354. '" «Единство», 2 мая 1917 года. '" «Единство», 20 мая 1917 года. '° «Единство», 6 октября 1917 года. '" «Единство», 8 сентября 1917 года. ^ «Единство», 27 июля 1917 года.
" Г. В. Плеханов. Речь на Московском государственном совещании. Давос, 1921, стр. 20. " «Единство», 27 июля 1917 года. ^' Г. В. Плеханов. Год на Родине, т. 2, стр. 41. " Там же, стр. 43.
" Г. В. Плеханов. Год на Родине, т. 1, стр. 101
^ Г. В. Плеханов. Открытое письмо к Петроградским рабочим. ГОПБ, ОРК, Фонд листовок.
" Подробнее об этом см. С. В. Тютюкин. Г. В. Плеханов: судьба русского марксиста. М., 1997. '" Л. Троцкий. Беглые мысли о Г. В. Плеханове. «Под знаменем марксизма» 1922 № 5 6, стр. 7.
" Г. В. Плеханов. Год на Родине, т. 1, стр. 27 '" Там же, стр. 108
" А. Потресов. Историческая роль Плеханова. «Дело», № II12, 26 июня (13 июля) 1918 года.