Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

человека которого знает множество людей в Петербурге под праздник обидели а он так странно и

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

Николай Семенович Лесков

Под Рождество обидели

(Житейские случаи)

На этом месте я хотел рассказать вам,  читатели,  не о том,  о  чем  будет

беседа.  Я  хотел  говорить  на  рождество  про один из общественных грехов,

которые мы долгие веки делаем сообща всем миром и воздержаться  от  него  не

хотим. Но вдруг под вернулся неожиданный случай, что одного моего знакомого,

- человека,  которого знает множество людей в  Петербурге,  -  под  праздник

обидели,  а  он  так  странно и необыкновенно отнесся к этой обиде,  что это

заслуживает внимания вдумчивого человека.  Я про это и буду рассказывать,  а

вы прослушайте, потому что это такое дело, которое каждого может касаться, а

меж тем оно не всеми сходно понимается.

Есть у меня давний и хороший приятель.  Он занимается одним со мною делом.

Настоящее  его  имя  я  называть  вам  не  стану,  потому  что это будет ему

неудобно, а для вас, как его ни зовут, - это все равно: дело в том, каков он

человек, как его обидели и как он отнесся к обидчикам и к обиде.

Человек, про которого я говорю,  не богатый и не бедный,  одинок, холост и

хотя  мог  бы  держать для себя двух прислуг,  но не держит ни одной.  И это

делалось так не по скупости,  а он стеснялся - какого  нрава  или  характера

поступит  к  нему  служащий  человек,  да  и  что  этому человеку делать при

одиноком?  Исскучается  слуга  от  нечего  делать  и  начнет  придираться  и

ссориться  и  выйдет  от  него  не угодье,  а только одни досаждения.  А сам

приятель мой нрава спокойного и уступчивого, пошутить не прочь, а от спора и

ссор удаляется.

Для своего удобства он устроил так,  что нанял себе небольшую квартирку  в

надворном  флигеле,  в большом и знатном доме на набережной,  и прожил много

лет благополучно.  Хозяйства он  никакого  дома  не  держит,  а  необходимые

послуги  ему  делал дворник.  Когда же нужно уйти со двора,  приятель запрет

квартирную дверь, возьмет ключ в карман и уходит.

 Квартира небольшая,  однако в три комнатки и помещается во втором этаже, -

посреди жилья,  и лестница как раз против  дворницкой.  Такое  расположение,

что,  кажется,  совсем нечего опасаться и,  как я говорю, - много лет прошло

совершенно благополучно,  а вдруг теперь  под  рождество  случилась  большая

обида.

 Здесь, однако,  я  возьму  на  минуточку в сторону и скажу,  что мы с этим

приятелем видимся почти всякий день, и на днях говорили о том, что случилось

раз в нашем родном городе. А случилась там такая вещь, что один наш тамошний

купец ни за что не согласился быть судьею над  ворами  и  вот  что  об  этом

рассказывают.

 Давно в этом городе жили-были три вора. Город наш издавна своим воровством

славится и в пословицах поминается. И задумали эти воры обокрасть кладовую в

богатом купеческом доме.  А кладовая была каменная и окон  внизу  в  ней  не

было, а было только одно очень маленькое оконце вверху, под самою крышей. До

этого оконца никак нельзя было долезть без лестницы,  да если и долезешь, то

нельзя  было  в  него  просунуться,  потому  что  никак взрослому человеку в

крохотное окно не протиснуться.

 А воры,  как  наметили  этого  купца  обокрасть,  так уж от своей затеи не

отстают,  потому что тут им было из-за чего  потрудиться:  в  кладовой  было

множество всякого добра - и летней одежды и меховых шапок,  и шуб, и подушек

пуховых, и холста и сукон - всего набито от потолка до самого до полу... Как

смелому вору такое дело бросить?

 Вот воры и придумали смелую штуку.

 Один вор, бессемейный, говорит другому, семейному:

 - Я  хорошее  средство  придумал:  у тебя есть сынишка пяти годов - он еще

маленький,  и тельцем мягок, - он в это окно может протиснуться. Если мы его

с  собой  возьмем  -  мы  с  ним можем все это дело обдействовать.  Уведи ты

мальчишку от матери и приведи с собою  под  самое  рождество  -  скажи,  что

пойдешь  помолиться  к заутрене,  да и пойдем все вместе действовать.  А как

придем,  то один из нас станет внизу,  а другой влезет на  плечи,  а  третий

этому  второму на плеча станет,  и такой столб сделаем,  что без лестницы до

окна достанем,  а твоего мальчонку опояшем  крепко  веревкою,  и  дадим  ему

скрытный  фонарь  с  огнем  да и спустим его через окно в середину кладовой.

Пусть он там оглядится и распояшется,  и пусть отбирает все самое лучшее и в

петлю на веревку завязывает,  а мы станем таскать,  да все и повытаскаем,  а

потом опять дитя само подпояшется, - мы и его назад вытащим и поделим все на

три  доли  с  половиною:  нам  двоим поровну,  а тебе с младенцем против нас

полторы доли,  и от нас ему сладких закусочек,  - пускай отрок радуется и  к

ремеслу заохотится.

 Отец-то вор - хорош,  видно,  был - не отказался от этого, а согласился; и

как пришел вечер сочельника, он и говорит жене:

 - Я ноне пообщался сходить в монастырь ко  всенощной,  -  там  благолепное

пение,  собери со мной паренька.  Я его с собой возьму - пусть хорошее пение

послушает.

 Жена согласилась  и  отпустила  парня  с  отцом.  А  тогда  все три вора в

монастырь не пошли,  а сошлись в кабаке за Московскою заставою и начали пить

водку  и пиво умеренно;  а дитя положили в уголке на полу,  чтобы немножечко

выспалось;  а как ночь загустела и целовальник стал на засов кабак запирать,

- они все встали,  зажгли фонарь и ушли,  и ребенка с собой повели,  да все,

что затевали, то все сделали. И вышло это у них сначала так ловко, что лучше

не надо требовать:  мальчонка оказался такой смышленый и ловкий, что вдруг в

кладовой осмотрелся и быстро цепляет им в петлю самые подходящие вещи, а они

все вытаскивают,  и наконец столько всякого добра натаскали,  что видят - им

втроем уж больше и унесть нельзя. Значит, и воровать больше не для чего.

 Тогда нижний и говорит среднему, а средний тому, который наверху стоит:

 - Довольно,  братцы,  - нам на себе больше не снесть. - Скажи парню, чтобы

он опоясался веревкою, и потянем его вон наружу.

 Верхний вор, который у двух на плечах стоял, и шепчет в окно мальчику:

 - Довольно брать,  больше не надобно... Теперь сам себя крепче подпояшь да

и руками за канат держись, а мы тебя вверх потянем.

 Мальчик опоясался,  а  они стали его тащить и уже до самого до верха почти

вытащили, как вдруг, - чего они впотьмах не заметили, - веревка-то от многих

подач о края кирпичной кладки общипалася и вдруг лопнула,  так что мальчишка

назад в обворованную кладовую упал,  а воры от этой неожиданности  потерявши

равновесие  и  сами  попадали...  Сразу  сделался  шум,  и  на дворе у купца

заметались цепные собаки и подняли страшный лай... Сейчас все люди проснутся

и выскочут,  и тогда, разумеется, ворам гибель. К тому же как раз сближалося

время, что люди станут скоро вставать и пойдут к заутрене и тогда непременно

воров изловят с поликою.

 Воры схватили кто что успел зацепить и бросились наутек,  а  в  купеческом

доме все вскочили,  и пошли бегать с фонарями,  и явились в кладовую.  И как

вошли сюда,  так и видят,  что в  кладовой  беспорядок  и  что  очень  много

покрадено, а на полу мальчик сидит, сильно расшибленный, и плачет.

 Разумеется, купеческие  молодцы  догадались,  в чем дело,  и бросились под

окно на улицу и нашли там почти все вытащенное хозяйское добро в целости,  -

потому что испуганные воры могли только малую часть унести с собой...

 И стали все суетиться и кричать, что теперь делать: давать ли знать о том,

что случилося,  в полицию или самим гнаться за ворами? А гнаться впотьмах-то

не знать в какую сторону,  да и страшно,  потому что воры ведь,  небось,  на

всякий случай с оружием и впотьмах убьют человека как курицу. У нас в городе

воры ученые, - шапки по вечерам выходили снимать и то не с пустыми руками, а

с  такой  инструментиной вроде щипцов с петелькою,  - называлась "кобылкою".

(Об ней в шуйских памятях писано.) А  купец,  у  которого  покражу  сделали,

отличный человек был - умный,  добрый и рассудительный,  и христианин;  он и

говорит своим молодцам:

 - Оставьте,  не надобно.  Чего еще! Все мое добро почти в целости, а из-за

пустяка и гнаться не стоит.

 А молодцы говорят:

 - То и есть правда:  нам Господь дитя на  уличенье  злодеев  оставил.  Это

перст  видимый:  по  нем  все  укажется,  каких он родителей,  - тогда все и

объявится.

 А купец говорит:

 - Нет,  не так:  дитя - молодая душа неповинная,  он не добром  в  соблазн

введен - его выдавать не надобно, а прибрать его надобно; не обижайте дитя и

не трогайте: дитя - Божий посол, его надо согреть и принять как для Господа.

Видите,  вон он какой...  познобившись весь,  да и трясется,  испуганный. Не

надо его ни о чем расспрашивать. Это не христианское дело совсем, чтобы дитя

ставить  против отца за доказчика...  Бог с ним совсем,  что у меня пропало,

они меня совсем еще не обидели,  а это дитя ко мне Бог привел, вы и молчите,

может быть, оно у меня и останется.

 И так все стали молчать,  а спрашивать этого мальчика никто не приходил, и

он  у купца и остался,  и купец его начал держать как свое дитя и приучать к

делу.  А как он имел добрую и справедливую душу, то и дитя воспитал в добром

духе, и вышел из мальчика прекрасный, умный молодец и все его в доме любили.

 А у купца была одна только дочь, а сыновей не было, и дочь эта, как вместе

росла  с  воровским  сыном,  то с ним и слюбилася.  И стало это всем видимо.

Тогда купец сказал своей жене:

 - Слушай,  пожалуйста,  дочь  наша  доспела  таких  лет,  что  пора  ей  с

кем-нибудь венец принять,  а для чего мы ей станем на стороне жениха искать,

Это  ведь  дело  сурьезное,  особливо  как  мы люди с достатками и все будут

думать,  чтобы взять за нашей дочерью большое приданое,  и тогда  пойдет  со

всех сторон столько вранья и притворства, что и слушать противно будет.

 Жена отвечает:

 - Это правда, так всегда уже водится.

 - То-то и есть, - говорит купец, - еще навернется какой-нибудь криводушник

да  и  прикинется  добрым,  а  в душе совсем не такой выйдет.  В человека не

влезешь ведь:  загубим ведь мы девку как ясочку, и будем потом и себя корить

и ее жалеть, да без помощи. Нет, давай-ка устроим степеннее.

 - Как же так? - говорит жена.

 - А вот мы как дело-то сделаем: обвенчаем-ка дочку с нашим приемышем. Он у

нас доморощенный,  парень ведомый,  да и дочь - что греха таить - вся она  к

нему пала по всем мыслям. Повенчаем их и не скаемся.

 Согласились так и повенчали молодых; а старики дожили свой век и умерли, а

молодые  все жили и тоже детей нажили и сами тоже состарились.  А жили все в

почете и в счастии,  а тут и новые суды пришли,  и довелось этому приемышу -

тогда  уже  старику  -  сесть с присяжными,  и начали при нем в самый первый

случай судить вора.  Он и затрепетал и сидит слушает,  а сам то бледнеет, то

краснеет и вдруг глаза закрыл, но из-под век у него побежали по щекам слезы,

а из старой груди на весь зал раздалися рыдания.

 Председатель суда спрашивает:

 - Скажите, что с вами?

 А он отвечает:

 - Отпустите меня, я не могу людей судить.

 - Почему?   -   говорят,  -  это  круговой  закон:  правым  должно  судить

виноватого.

 А он отвечает:

 - А вот то-то и есть,  что я сам не прав,  а я сам несудимый вор и умоляю,

дозвольте мне перед всеми вину сознать.

 Тут его сочли в возбуждении и каяться ему не дозволили,  а  он  после  сам

рассказал  достойным людям эту историю,  как в детстве на веревке в кладовую

спускался и пойман был и помилован,  и остался как сын у своего благодетеля,

и  всех это его покаяние тронуло и никого во всем городе не нашлось,  кто бы

решился укорить его прошлою неосужденою виною,  - все к  нему  относились  с

почтеньем по-прежнему, как он своею доброю жизнью заслуживал.

 Поговорили мы  об  этом  с  приятелем  и порадовались:  какие у нас иногда

встречаются нежные и добрые души.

 - Утешаться надо, - говорю, - что такое добро в людях есть.

 - Да,  - отвечает приятель,  - хорошо утешаться,  а еще лучше того -  надо

самому наготове быть, чтобы при случае знать, как с собой управиться.

 Так мы говорили (это на сих днях было),  а назавтра такое  случилося,  что

разве как только в театральных представлениях все кстати случается.

 Приходит ко мне мой приятель и говорит:

 - Дело сделано.

 - Какое?

 - У меня неприятности.

 Думаю: верно что-нибудь маловажное, потому что он мужик мнительный.

 - Нет,  -  говорит,  -  неприятность  огромная:  кто-то  обидно  покой мой

нарушил.  Вышел я всего на один час,  а как вернулся и  стал  ключ  в  дверь

вкладывать,  а  дверь  сама  отворилась...  Смотрю,  на  полу  ящик из моего

письменного стола лежит и все высыпано...  золотая цепочка  валяется  и  еще

кое-что  ценное  брошено,  а  взяты  заветные  вещи и золотые часы,  которые

покойный отец подарил,  да древних монеток  штук  шестьсот,  да  конверт,  в

котором  лежало  пятьсот  рублей  на  мои похороны и билет на могилу рядом с

матерью...

 Я и слова не нахожу, что ему сказать от удивления.

 - Что это?  Вчера говорили про историю,  а сегодня над одним из нас готово

уже в таком самом роде повторение.

 Точно на экзамен его вызвали.

 - Ну-ка,  мол,  вот ты вчера чужой душой утешался,  - так покажи-ка,  мол,

теперь сам, какой в тебе живет дух довлеющий?

 Присел я молча и спрашиваю:

 - Что же вы сделали?

 - Да ничего,  - отвечает,  - покуда еще не сделал, да не знаю и делать ли?

Говорят, надо явку подавать...

 И спрашивает меня по-приятельски:  каков мой совет?  А что тут советовать?

Про явки ему уже сказано,  а в другом роде - как советовать? Пропало не мое,

а его добро - чужую обиду легко прощать...

 - Нет,  - говорю,  - я советовать не могу,  а  если  хотите,  я  могу  вам

сказать, как со мною раз было подобное и что дальше случилося.

 Он говорит: пожалуйста, расскажите.

 Я и рассказал, что раз со мною и с вором случилося.

 Сделал я раз себе шубу,  и стала она мне триста рублей, а была претяжелая.

Так,  бывало,  плечи отсадит, что мочи нет. Я и взял с нею дурную привычку -

идучи  все  ее  с  плеч  спускать и от того скоро обил в ней подол.  Утром в

рождественский сочельник служанка говорит мне:

 - Шуба  подбилася:  я  по-портновски мех подшить не умею,  посажу на игле,

весь подол станет морщиться;  дворник говорит,  что  рядом  в  доме  у  него

знакомый портнишка есть - очень хорошо починку делает;  не послать ли к нему

шубу с дворником? Он к вечеру ее назад принесет.

 Я отвечаю:  "Хорошо".  Девушка и отдала мою шубу дворнику, а дворник отнес

ее рядом в дом, своему знакомому портнишке.

 А сочельник  пришел  с  оттепелью,  капели  капали:  вечером  мне  шуба не

понадобилась - в пальто было в пору.

 Я про шубу забыл и не спросил ее,  а на рождество слышу,  в кухне какой-то

спор и смущение:  дворник бледный и испуганный, не с праздником поздравляет,

а  рассказывает,  что  моей  шубы нет и сам портнишка пропал...  Просит меня

дворник, чтобы я подал явку. Я не стал подавать, а он от себя подал.

 Он подал явку,  а шубы моей, разумеется, все нет как нет, и говорят, что и

портного нет...  Жена у него осталась с двумя детьми,  - один  лет  трех,  а

другой грудной...  Бедность,  говорят, ужасающая: и женщина и дети страшные,

испитые,  - жили в угле, да и за угол не заплочено, и еды у них никакой нет.

А  про  мою  шубу  жена  говорит,  будто муж шубу починил и понес ее,  чтобы

отдать, да с тех пор и сам не возвращается... Искали его во всех местах, где

он  мог  быть,  и  не  нашли...  Пропал  портнишка,  как  в воду канул...  Я

подосадовал и другую шубу себе сделал,  а про  пропажу  забывать  стал,  как

вдруг неожиданно на первой недели великого поста прибегает ко мне дворник...

весь впопыхах и лепечет скороговоркою:

 - Пожалуйте к мировому, я портнишку подсмотрел... подсмотрел его, подлеца,

как он к жене тайно приходил,  и сейчас его поймал и к судье свел.  Он там у

сторожа...  Сейчас разбор дела будет...  скорее,  пожалуйста...  подтвердить

надо... ваша шуба пропала.

 Я поехал...   Смотрю,  действительно  сторож  бережет  какого-то  человека

худого,  тощего, волосы как войлочек, ноги портновские - колесом изогнуты, и

весь сам в отрепочках, - починить некому и общий вид какой-то полумертвый.

 Судья спрашивает меня:  пропала ли у меня шуба,  какая она была и  сколько

стоила?

 Я отвечаю по правде:  была шуба такая-то,  заплочена была триста рублей, а

потом  ношена и сколько стоила во время пропажи - определить не могу;  может

быть, на рынке за нее и ста рублей не дали бы.

 Судья стал  допрашивать портного - тот сразу же во всем повинился:  "Я,  -

говорит,  - ее подшил и к дворнику понес,  чтобы отдать и деньги  за  работу

получить...  На грех дворника дома не было и дверь была заперта, а господина

я не знал по фамилии,  ни где живут,  а у нас в сочельник в семье не было ни

копеечки.  Я и пошел со двора, да и заложил закладчику шубу, а на взятые под

залог деньги купил чайку-сахарцу,  пивка-водочки,  а потом утром испугался и

убежал, и последние деньги пропил и с тех пор все путался". А теперь он и не

знает, где и квиток потерял, и закладчика указать не может.

 - Виноват, пропала шуба.

 - А сколько, по-вашему, шуба стоила?

 Портной не стал вилять и говорит:

 - Шуба была хорошая.

 - Да сколько же именно она могла стоить?

 - Шуба ценная...

 - Сто рублей она могла, например, стоить?

 Портной себя превосходит в великодушии.

 - Больше, - говорит, - могла стоить.

 - И полтораста стоила?

 - Стоила.

 Словом - молодец портной: ни себя, ни меня не конфузит.

 Судья и зачитал:  "по указу",  и определил портного на три месяца в тюрьму

посадить, а потом, чтобы он мне за шубу деньги заплатил.

 Вышло, значит,  мне удовлетворение самое полное, и больше от судьи ожидать

нечего.

 Я пошел домой, портнишку повели в острог, а его жена с детьми завыли в три

голоса.

 Чего еще надобно?

 Дал Бог мне,  что я вскоре же заболел ревматизмом,  который по-старинному,

по-русски называли "комчугою".  Верно ей дано это название! Днем эта болезнь

еще  и  так  и  сяк  -  терпеть можно,  а как ночь придет,  так она начинает

"комчить",  и нет возможности ни на минуту уснуть.  А как лежишь без сна, то

невесть  что припоминается и представляется,  и вот у меня из головы не идет

мой портнишка и его жена с детьми...  Он теперь за мою шубу в остроге сидит,

а с бабой и детьми-то что делается?..  И при нем-то им было худо,  а теперь,

небось,  беде уж и меры нет...  А мне от всего этого суда и от розыска что в

пользу прибыло?  Ничего он мне никогда этот портнишка заплатить-то не может,

да если бы я и захотел что-нибудь с него донимать по мелочи, так от всего от

этого будет только "сумой пахнуть"...

 Никогда я этого донимать не стану...

 А зачем же была эта явка-то подана?

 И это стало меня до того ужасно беспокоить,  что я послал узнать:  жива ли

портнишкина жена и что с нею и с детьми ее делается?

 Дворник узнал и говорит:  "Ее присуждено выселить и  как  раз  их  сегодня

выгоняют: за ними за угол набралось уже шесть рублей".

 - Вот те мне, и ахти мне!

 А "комчуга"  ночью  спать  не  дает  и  в лица перекидается:  задремишь от

усталости,  а портнишка вдруг является и начинает холодным утюгом по больным

местам как по болвашке (*) водить...  И все водит,  все разглаживает,  да на

суставах острым углом налегает...

 (* Болвашка - деревянная портновская  колодка,  на  которой  разутюживают.

(Прим. автора.) *)

 И так он меня прогладил,  что я поскорее дал шесть рублей, не полегчает ли

если уж не на теле,  то хоть на совести,  - потому,  так  я  уверен,  что  в

бедствиях портновской семьи это моя жестокость виновата.

 Жена портного  оказалась  дама  чуткого  сердца  и  пришла,   чтобы   меня

благодарить за шесть рублей... А сама вся в лохмотьях, и дети голые...

 Дал им еще три рубля...

 А как  ночь,  так портнишка опять идет с холодным утюгом...  и зачем это я

только наделал?..

 Рассердишься и  начинаешь  думать:  а как же мне иначе было сделать?  Ведь

нельзя же всякому плуту подачку давать?  Так все и сомневаются.  А тут пасха

пришла... Портному еще полтора месяца в тюрьме сидеть. Я уж давал его жене и

по рублю,  и по два много раз,  а  к  пасхе  надо  что-нибудь  увеличить  им

пенсию...  Ну,  по силам своим и увеличил, да жена его о себе иначе понимать

стала, и на меня недовольна и сердится:

 - Кормильца нашего,  - говорит, - оковал: что я с детьми теперь сделаю. Ты

нас убил - тебя Бог убьет.

 И смешно,  и досадно, и жалко, и совестно: несравненно бы лучше было, если

бы моя шуба с портным вместе пропала с  глаз  моих.  Было  бы  это  тогда  и

милосерднее,  да  и  выгоднее:  а  теперь  если хочешь затворить уста матери

голодных и холодных детей - корми воровскую семью,  а то где твоя совесть-то

явится?  Заморить-то ведь это и палач может,  а ты,  небось, за один стол не

хочешь сесть ни с палачом, ни с доносчиком...

 Кормлю я кое-как семью портнишкину,  а на душе все противное...  Чувствую,

что будто я сделал что-то такое,  хуже чем чужую шубу  снес...  И  никак  от

этого не избавиться...

 И вот под самую пасху, все пошли к утрене, а я больной остался один дома и

только  чуть-чуть  задремал,  как  вдруг  ко мне жалует орловский купец Иван

Иванович Андросов... Старичок был небольшой, очень полный с совершенно белой

головой, и лет сорок тому назад умер и схоронен в Орле. Последние годы перед

своею кончиною он находился в чрезвычайной бедности,  а имел очень  богатого

зятя,  который  каким-то неправдами завладел его состоянием.  Отец мой этого

старика уважал и называл "праведником",  а я только помню,  что он  ходил  в

садах яблони прививать и у нас,  бывало, если сядет в кресло, то уж никак из

него не вылезет:  он встает и кресло на нем висит как  раковина  на  улитке.

Никогда  он ни о чем не тужил и про все всегда говорил весело,  а когда люди

ему напоминали про обиды  от  дочери  и  от  зятя,  то  он,  бывало,  всегда

одинаково отнекивался:

 - Ну, так что ж!

 - А вы бы, Иван Иванович, жаловались.

 А он отвечает:

 - Вот тебе еще что ж!

 - А помрешь с голоду?

 - Ну, так что ж!

 - И схоронить будет некому.

 - Вот тебе еще что ж!

 Говорили: он глуп.

 А он  не  был  глуп:  он  пришел  к  нам  на рождество и все ел вареники и

похваливал.

 - Точно, - говорит, - будто я тепленькими хлопочками напихался, и вставать

не хочется.

 И так и не встал с кресла, а взял да и умер, и мы его схоронили.

 Ведь такой человек очевидно знал,  что делал! "В бесстрашной душе ведь Бог

живет".

 Так-то бы,  мол,  кажись, и мне следовало сделать: Пропала! - "Ну, так что

ж"...  А жаловаться? - "Вот тебе еще что ж!" И куда сколько было бы всем нам

лучше, и самому бы мне было спокойнее.

 Тут как я это рассказал, мой обокраденный приятель и взял меня на слове.

 - Вот,  - говорит,  - и я думал, так и я все так и сделаю. Ничего я никому

не подам:  и не хочу, чтобы начали тормошить людей и отравлять всем Христово

рождество. Пропало и кончено: "Ну так что ж, да и вот тебе еще что ж"?

 На этом он дело и кончил,  и я ему ничего  возражать  не  смел,  но  потом

досталось мне мучение:  в один день довелось мне говорить об этом со многими

и ото всех пришлось слышать против себя  и  против  его  все  несхожее.  Все

говорили мне:

 - Это вы глупо обдумали!..  Так только потачка всем...  Вы забыли закон!..

Всякий один другого исправлять должен и наказывать. В этом первое правило.

 Читатель! будь ласков:  вмешайся и ты в нашу историю,  вспомяни, чему тебя

учил сегодняшний новорожденный: наказать или помиловать?

 Если ты  хочешь  когда-нибудь  "со  Христом быть" - то ты это должен прямо

решить и как решить - тому и должен следовать...  Моет  быть,  и  тебя  "под

рождество  обидели"  и  ты  это  затаил  на  душе и собираешься отплатить?..

Пожалуй,  боишься,  что если спустишь,  так тебе стыдно будет...  Это  очень

возможно,  потому  что  мы  плохо  помним,  в  чем  есть  настоящее  "первое

правило"... Но ты разберись, пожалуйста, сегодня с этим хорошенечко: обдумай

- с кем ты выбираешь быть:  с законниками ли разноглагольного закона,  или с

тем,  который дал тебе "глаголы вечной жизни"...  Подумай!  Это очень  стоит

твоего  раздумья,  и  выбор тебе не труден...  Не бойся показаться смешным и

глупым,  если ты поступишь по правилу того,  который  сказал  тебе:  "Прости

обидчику и приобрети себе в нем брата своего".

 Я тебе рассказал пустяки,  а ты будь умен, - и выбери себе и в пустяках-то

полезное, чтобы было тебе с чем перейти в вечность.




1. Черноморское экономическое сотрудничество
2. ДАСФЕНДИЯРОВ АТЫНДА~Ы ~АЗА~ ~ЛТТЫ~ МЕДИЦИНА УНИВЕРСИТЕТІ МИНИСТЕРСТВО ЗДРАВОО
3. І Шамова та ін визначені основні види педагогічного аналізу
4. ТЕМА НОРМАТИВНЫХ ДОКУМЕНТОВ В СТРОИТЕЛЬСТВЕ СТРОИТЕЛЬНЫЕ НОРМЫ И ПРАВИЛА РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦ
5. Варианты ответов 1.2
6. барабанная перепонка молоточек наковальня стpемечко; баpабанная пеpепонка наковальня молоточек стp
7. отвечает за методологию учёта конкретных видов имущества и обязательств
8. тематического моделирования
9. а и военным воспитанием Лера
10. Об обжаловании в суд действий и решений нарушающих права и свободы граждан
11. облегченной версией гораздо более мощной программы Word
12. окрашенные средства- книжные средства разговорные средства
13. Типы новых слов опыт классификации
14. архітектура комп~ютера означає- а логічну структуру комп~ютера; б фізичну структуру комп~ютера; в с
15. НА ТЕМУ- Види спілкування
16. Международное налогообложение для студентов заочной формы обучения специальности Финансы и кредит сп
17. рассчитан на производство 153 кгс насыщенного пара давлением 34 МПа
18. КИЇВСЬКИЙ НАЦІОНАЛЬНИЙ ЕКОНОМІЧНИЙ УНІВЕРСИТЕТ ІМЕНІ ВАДИМА ГЕТЬМАНА Кафедра політичної економ
19. Строительная механика машины и оборудование СТРОИТЕЛЬНАЯ МЕХАНИКА Задани
20. вариантов долгосрочных среднесрочных и текущих планов обоснования основных направлений экономической и те