У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

тема характеров как основа организации человеческих отношений в литературном произведении

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 28.12.2024

7 КЛАСС

Мир и человек в литературе.

Концепция мира и человека в литературе (человек-хозяин, человек-раб, жертва; человек и общество). Понятия: персонаж, герой-резонер. Противоречивость человеческого характера. Система характеров как основа организации человеческих отношений в литературном произведении. Лирический герой в литературе. Предметный мир в литературе. Пейзаж в художественной литературе. Пейзаж и интерьер. Художественная деталь. Роль детали в раскрытии характера.

Открывая мир вокруг…

Путешествуя по социальной лестнице…

Эпос как род литературы, его художественные особенности. Система эпических жанров. Тема «маленького человека» в русской литературе.

Пушкин А. С. 

«Повести Белкина».  История создания, тематика, проблематика, жанровые особенности цикла.

«Выстрел». Своеобразие главного героя повести. Характер Сильвио: благородство и самолюбие. Мстительность и её преодоление. Смысл названия произведения.

«Станционный смотритель». Образ Самсона Вырина и тема «маленького человека».  Библейский контекст повести (притча о блудном сыне).

«Барышня-крестьянка». Сюжет и герои повести. Переосмысление Пушкиным проблематики шекспировской трагедии. Преодоление преград на пути к счастью.

«Метель». Тематика, проблематика, образы главных героев.

«Капитанская дочка». Тема русской истории в творчестве Пушкина. Замысел и история создания романа. Соотношение исторического факта и вымысла. Исторические события и судьбы частных людей. Тема «русского бунта» и образ Пугачева. Гринев и Швабрин. Образ Маши Мироновой в свете авторского идеала. Тема милости и справедливости. Роль эпиграфов.

Гоголь Н. В. Петербургские повести – идейно-художественные особенности цикла.

«Шинель». Тема города и «маленького человека». Мечта и действительность. Образы Акакия Акакиевича и «значительного лица». Значение фантастического финала повести. Гуманистический смысл повести и авторская ирония. Роль детали в прозе Гоголя.

«Нос». Художественные особенности, гиперболизм образов.

Достоевский Ф. М. 

«Бедные люди». Идеологические основы творчества писателя. Жанр романа. Тема «маленького человека» и особенности ее раскрытия в романе. Образы главных героев.

Некрасов Н. А. 

«Железная дорога». Своеобразие композиции. Значение эпиграфа. Сочетание реальных и фантастических картин. Диалог-спор. Роль пейзажа. Гнетущие картины подневольного труда. Образ народа-труженика и народа-страдальца.  Мечта поэта о «прекрасной поре» в жизни народа.

«Мороз Красный нос». Фольклорные традиции в поэме. Образ русской женщины. Крестьянская тема в творчестве поэта. Трагическое и лирическое звучание произведения. Художественные особенности.

«Размышления у парадного подъезда». Боль поэта за судьбу народа. Идейно-художественный анализ произведения.

Тургенев И. С.

«Ася». Жанр повести. Особенности сюжета и композиции. Психологизм повести. Способы создания художественного образа. Герой-повествователь. Тематика и проблематика повести. Пейзаж и его роль в раскрытии идейно-художественого замысла повести. Портрет и его роль. Художественная деталь. Противоречивость  человеческого характера. Тип слабого человека

П. В. Анненков. «О литературном типе слабого человека».

«Записки охотника».  Цикл рассказов. Тематика, проблематика. Мастерство писателя в изображении жизни народа, быта крестьян. Сочувственное отношение к бесправным, обездоленным. Мастерство пейзажа. Роль психологической детали.

Бунин И. А.. 

Цикл «Темные аллеи», идейно-художественные особенности цикла.

Рассказ «Темные аллеи». Тема любви и социального неравенства в рассказе. Авторская позиция.

Куприн А. И. 

Повести «Олеся» и «Гранатовый браслет». Тема любви и социального неравенства. Особенности сюжета и композиции. Тематика и проблематика повестей. Система образов. Портрет. Пейзаж. Художественное мастерство писателя.

Смеясь сквозь слёзы… 

Комическое в русской литературе. Понятия юмор, сатира, гротеск, гипербола.

Гоголь Н. В. 

Драма как род литературы.

«Ревизор». Социально-политическая комедия.  Особенности сюжета и композиции (отсутствие центрального героя). Комедия «Ревизор» как картина жизни и нравов провинциальной чиновничьей России.   Художественное мастерство писателя в создании образов комедии, человеческие типы в комедии. Система образов комедии. Язык комедии.

Салтыков-Щедрин М. Е.

«История одного города» (глава «Органчик»)

Тематика, проблематика, особенности жанра и композиции. Художественное мастерство писателя.

А. П. Чехов. Сатирические рассказы (по выбору)

Зощенко М. «История болезни», «Качество продукции», «Баня», «Аристократка», «Монтёр» (2-3 рассказа по выбору)  Гоголевские традиции в творчестве Зощенко. Сатира как жанр. Способы создания комического эффекта. Разоблачение обывательского и потребительского отношения к миру.  Образ повествователя и авторская позиция. Традиции сказовой манеры Лескова в сатирическом творчестве Зощенко.

«Я встретил вас….» (Листая страницы любовной лирики…)

Лирика как род литературы. Лирический сюжет. Лирический герой. Тема и тематика лирического произведения. Изобразительно-выразительные средства: эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, гипербола, анафора, синтаксический параллелизм. Разное авторское выражение одной и той же темы. Анализ лирического произведения.

Пушкин А. С. «Я помню чудное виденье», «Признание», «Мадонна», «На холмах Грузии лежит ночная мгла», «Ты и Вы», «Красавица», «Я вас любил». Полнота человеческих чувств в поэзии Пушкина. Идейно-художественный анализ произведений.

Лермонтов М. Ю. «Как небеса твой взор блистает…», «Отчего», «Из-под таинственной холодной полумаски», «Она поёт – и звуки тают…», «1831-го июня 11 дня». Тема любви в творчестве М.Ю.Лермонтова. Идейно-художественный анализ произведений.

Толстой А. К. «Средь шумного бала случайно…». Тема любви в лирике.  Идейно-художественный анализ стихотворения.

Тютчев Ф. И. «Я встретил вас – и всё былое…». Особенности любовной лирики Тютчева, раскрытие в ней драматических переживаний поэта. Художественные особенности

Высоцкий В. «Баллада о любви», «Она была в Париже», «Лирическая», «Мне каждый вечер зажигают свечи». Тема любви в лирике. Лирический герой поэзии Высоцкого. Исповедальный пафос и напряженность чувств в лирике Высоцкого. Влияние авторского исполнения на восприятие стихотворений.

Визбор Ю. «Александра», «Милая моя». Авторская песня как жанр и как явление культуры. Идейно-художественный анализ произведений.

Вознесенский А. «Миллион алых роз»,  «Сага» («Ты меня на рассвете разбудишь…»). Идейно-художественный анализ произведений.

Цой В. «Когда твоя девушка больна», «Рядом со мной», «Это не любовь». Идейно-художественный анализ произведений.

Теория.

Рассуждая о смысле жизни…

Тема поисков смысла жизни в литературе.

Пушкин А. С. 

«Дар напрасный, дар случайный…». Идейно-художественный анализ произведения.

«Маленькие трагедии». Цикл произведений. Принципы циклизации. Тематика, проблематика. Сюжетно-композиционные особенности. Система образов.

«Пиковая дама». Образ главного героя повести и «наполеоновская» тема. Нравственно-философская проблематика произведения. Особенности использования фантастического.

Чехов А. П. 

«Ионыч», «Человек в футляре», «Крыжовник»

Темы, сюжеты и проблематика чеховских рассказов. Традиция русской классической литературы в решении темы «маленького человека» и её отражение в прозе Чехова. Тема пошлости и неизменности жизни. Проблема ответственности человека за свою судьбу. Психологизм прозы Чехова. Роль художественной детали, лаконизм повествования.

Шукшин В. М.

«Чудик», «Срезал». Своеобразие рассказов В. М. Шукшина. Художественные особенности – сказовая манера, личность повествователя. Нравственная проблематика рассказов.  Изображение эпохи при помощи предметного мира и художественной детали. Тип «чудика» в произведениях В. М. Шукшина. Портрет.

Горький М. «Старуха Изергиль». Анализ легенды о Данко и Ларре. Образы героев. Проблема смысла жизни в рассказе.

«Песня о соколе». Идейно-художественный анализ произведения.

Огарев Н. П. «Хандра». Макаревич А. «Пока горит свеча». Идейно-художественный анализ произведения.

Киплинг Р. «Заповедь». Идейно-художественный анализ произведения.

«Синяя трава» (дневник 15-летней наркоманки). Проблематика. Особенности жанра. Образ главной героини.

Гальего. «Черное на белом» (отрывки). Тематика, проблематика.

У.Голдинг. «Повелитель мух». Темы, идеи романа. Образы детей. Черты антиутопии в романе-притче.

Проходя дорогой дружбы…

Пушкин А.С. «19 октября 1925 года», «Друзьям», «Дружба». Идейно-художественный анализ произведений.

В. Высоцкий «Песня о друге». Б.Окуджава «Пожелание друзьям» «Фотографии друзей». Шпаликов Г.Ф. «Людей теряют только раз». Идейно-художественный анализ произведений.

Следы во времени…

Некрасов Н. А. 

«Русские женщины». Историческая основа поэмы. Идейный замысел поэмы.  

Тема войны в русской литературе (урок-лекция)

Толстой Л. Н.

«Севастопольские рассказы». Тема войны в русской литературе. Позиция автора. Философия войны Л. Н. Толстого.

Твардовский А.

«Василий Тёркин». Жанрово-стилевые и сюжетно-композиционные особенности. Понятие «свободный сюжет».  Монолог. Диалог. Типизация. Историческая основа поэмы. Образ автора. Авторские отступления и их роль. Образ русского солдата. Прием типизации.

Шолохов М. 

«Судьба человека». Особенности раскрытия темы войны в рассказе. Особенности сюжета и композиции. Образ главного героя. Способы создания образа главного героя. Прием типизации. Герой-повествователь. Позиция автора. Предметный мир в повести и его роль.

Б. Васильев. 

«А зори здесь тихие». Тема войны в повести. Особенности сюжета, композиции. Образы главных героев. Тематика и проблематика повести. Позиция автора.

Тема войны в лирике.

Высоцкий В. «Высота», «Он не вернулся из боя», «Братские могилы», «Песня о друге». Идейно-художественный анализ произведений.

Окуджава Б. «Не верь войне, мальчишка…», «До свидания, мальчики!», «Песенка о ночной Москве», «От войны войны не ищут». Идейно-художественный анализ произведений.

Цой В. «Группа крови», «Звезда по имени Солнце», «Война». Идейно-художественный анализ произведений.

А. Ахматова «Мужество». Война как проверка на мужество, человечность и патриотизм.

ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ИЗУЧЕНИЯ:

Гоголь Н. В. «Как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем», «Старосветские помещики».

А. Н. Островский. «Свои люди - сочтемся»

Ахматова А. «Песенка», «Эта встреча никем не воспета».

Цветаева М. «Как правая и левая рука», «Наконец-то я встретила…»

Багрицкий В. Э. «Ты помнишь дачу…»

Петровых М. С. «Назначь мне свиданье»

Светлов М. А. «Все ювелирные магазины…»

Гребенщиков Б. «Ты – мой свет», «Золото на голубом».

В.М.Шукшин «Калина красная», рассказы по выбору.

В результате обучения в 7 классе гимназисты должны знать:

  •  содержание текстов программных произведений;
  •  тематику изученных произведений различных жанров  главных персонажей произведений, мотивы их поступков;
  •  определения основных понятий и терминов;
  •  принципы создания художественного мира и системы характеров в литературном произведении;

должны  уметь:

  •  определять род и жанр литературного произведения;
  •  определить тип литературного характера;
  •  назвать основные художественные приемы и средства создания художественного мира и характеров в литературном произведении и лирического героя;
  •  дать устную и письменную (в объеме около 250-300 слов) характеристику изучаемого произведения;
  •  определять сюжетно-композиционные особенности художественных текстов;
  •   аргументировать устный и письменный ответ на поставленный вопрос;
  •  писать сочинения на литературные темы (жанр - сочинение-рецензия, отзыв, характеристика литературного героя, анализ лирического произведения)
  •  самостоятельно подобрать из литературного произведения цитаты для иллюстрации ответа на поставленный вопрос
  •  понимать и уметь использовать при изучении  произведений следующие основные понятия: род (лирика, эпос, лироэпика, драма), жанр, композиция, сюжет, эпизод, тематика, проблематика, автор, герой, персонаж, сюжетная линия, эпитет, метафора, сравнение, олицетворение, синтаксический параллелизм, гипербола, диалог, роль и значение автора (авторская позиция) система образов, конфликт;
  •  уметь правильно и выразительно читать вслух фрагменты художественных текстов.




1. ТЕМА- ВОЗНИКНОВЕНИЕ И РАЗВИТИЕ ПОЛИТИЧЕСКИХ УЧЕНИЙ ПЛАН I
2. і. М~рат ~ле~дерін~ жанрлы~ т~рі- тол~ау хат~ле~ тойбастар
3. ПРАКТИКУМ ПО ОХРАНЕ ТРУДА ДЛЯ СТУДЕНТОВ УЧРЕЖДЕНИЙ ОБЕСПЕЧИВАЮЩИХ ПОЛУЧЕНИЕ ВЫСШЕГО СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТ
4. и звукоизоляции помещений и составляют около трети стоимости здания
5. Реферат- Административная реформа в Российской Федерации
6. . Резюме 2. Исследование и анализ рынка 3
7. 99 Расходы организаци
8. Идеал счастья нарисованный Обломовым заключался не в чем другом как в сытной жизни с оранжереями парник
9.  Они часто далеки от диалога знания и незнания дискуссий ученых между собой
10. Основы боевого применения артиллерийских подразделени
11. тема содержания крупного рогатого скота
12. Техническое обслуживание технологического оборудования и средств робототехники в автоматизированном производстве
13. Творчество Вернадского и философия
14. з курсу ldquo; Фізикаrdquo; Групи БСД 1112 2 семестр І підгрупа
15. СибГУТИ Содержание Введение 3 Глава 1 Хохлома как исконно русское искусство 4 Глава 2 Истор
16. суцільну колективізацію
17. Тема 3. Складання та затвердження кошторису 2 год
18. Анализ и расчет характеристик среднеорбитальной системы типа- ГЛОНАС, NAV-STAR
19. раздел науки изучающий предметные аспекты системных процессов и системные аспекты предметных процессов и
20. Вариант 4 Оглавление- Введение