Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ЛЕКЦИЯ I
ТЕМА: ДРЕВНЯЯ РУСЬ И СОЦИАЛЬНО-ПОЛИТИЧЕСКИЕ ИЗМЕНЕНИЯ В РУССКИХ ЗЕМЛЯХ В VIII СЕРЕДИНЕ XV вв.
ПЛАН
§1. Особенности социально-политического и экономического развития Древней Руси.
§2. Русские земли в период политической раздробленности.
§1. Особенности социально-политического и экономического развития Древней Руси
Образование древнерусского государства. Предки славян (праславяне) издавна жили на территории Центральной и Восточной Европы. По своему языку они относятся к индоевропейской группе. В VI веке из единой славянской этнолингвистической общности выделяется восточнославянская ветвь будущие русский, украинский и белорусский народы. К этому времени относится и возникновение крупных племенных союзов, которые располагались по берегам крупных рек: поляне, древляне, кривичи и др. Соседями восточных славян на западе были прибалтийские народы, западные славяне (поляки, чехи), на юге печенеги и хазары, на востоке волжские булгары и угро-финские племена (мордва, марийцы, мурома).
Главную роль в объединении восточнославянских земель играли племена полян и ильменских славян с центрами в Киеве и Новгороде, стоявшие на южном и северном узловых пунктов пути «из варяг в греки», что давало возможность контролировать всю торговлю. Созданию Киевской Руси способствовал целый ряд предпосылок. К экономическим предпосылкам относятся развитие производительных сил и международной торговли, к социальным рост имущественного неравенства и формирование соседской общины. К политическим наличие союзов славянских племён, появление системы управления и выделение племенной знати. К культурным языческая картина мира, общая для различных племён, а также почитание Перуна, покровителя князя и дружины Создание древнерусского государства традиционно связывается с деятельностью варяжского конунга Рюрика, призванного в 862 г в Новгород на княжение. Образование Киевской Руси с объединением в 882 г. северных и южных славянских земель князем Олегом.
Этапы формирования древнерусского государства: становление (середина IX конец X в.), расцвет (конец X первая половина XI в.), упадок и распад (вторая половина XI середина XII в.).
Норманнская теория. О развитии древнерусской государственности свидетельствует ряд событий, нашедших отражение в летописях. Крупнейшая из них - «Повесть временных лет», предающая рассказ о призвании варяжского конунга Рюрика в Новгород. Этот текст служил обоснованием норманнской теории возникновения древнерусского государства, авторами которой теории были приглашённые в XVIII веке в Россию немецкие учёные Г. Байер, Г. Миллер, А. Шлёцер. Основываясь на легенде о призвании варяжских князей, они подчёркивали полное отсутствие предпосылок для образования государства у восточных славян. Но уже в XIX в., со времени С.М. Соловьева и В.О. Ключевского, стало ясно, что складывание Древнерусского государства закономерный итог длительного внутреннего развития самого восточнославянского общества. К тому же исследование летописного текста в конце XIX в. показало, что «Сказание о призвании варягов» - поздняя вставка в летописный свод. В настоящее время факт приглашения варягов в Новгород не ставится под сомнение. В полемику с немецкими учёными вступил М. В. Ломоносов, создатель, так называемой, антинорманнской (патриотической) теории.
Древнерусское государство было территориально-политическим объединением союзов племен. Важным механизмом сохранения контроля над государственной территорией стало полюдье сбор князем и дружиною дани-налога, а также во время объезда князь решал конфликты, улаживал пограничные споры, вершил суд. При этом князь считался с местными племенными структурами.
Особенности формирования древнерусской государственности: во-первых, это медленные темпы централизации, которые объясняются удалённостью от центров цивилизации и избытком свободных земель; во-вторых, создание государства связывается не столько с внутренним развитием общества, сколько с необходимостью совместной защиты против внешней угрозы.
Социально-экономический и политический строй. Основной хозяйственной единицей у восточных славян была вотчина (наследственное земельное владение), которая состояла из княжеской или боярской усадьбы и верви (сельской общины). Различными отраслями хозяйства ведали специальные управляющие тиуны и ключики, во главе администрации стоял огнищанин. Вотчинное (боярское) хозяйство носило натуральный характер и было ориентировано на внутреннее потребление.
Рост экономического и политического могущества землевладельцев приводил к установлению различных форм зависимости рядовых общинников от землевладельцев. Постепенно в социальной структуре выделяются смерды (свободные общинники), рядовичи и закупы (полузависимые), челядь и холопы (зависимые). Таким образом, древнерусское государство носило раннефеодальный характер: наряду с зарождающимися феодальными отношениями сохранялись элементы других укладов.
В Древней Руси складывается раннефеодальная монархия. Во главе государства стоял киевский великий князь. Отдельными землями ведали его родственники удельные князья, которые постоянно перемещались от одного престола к другому в соответствии с принципом майората (старшего в роду). В управлении страной великий князь опирался на боярскую думу (совет знати), сформировавшегося из верхушки княжеской дружины и знати Киева. Титул Великого князя передавался по наследству в роду Рюриковичей.
Первые Рюриковичи. Первые киевские князья решали задачи объединения восточнославянских племён, живших на торговых путях, централизации управления разрозненными племенами, охраны торговых путей и границ, приобретения и освоения новых заморских рынков. Преемник Рюрика, князь Олег, захватив в 882 г. Киев, перенес туда столицу, объединив тем самым два центра государственности у восточных славян. Это завоевание позволило Олегу контролировать путь «из варяг в греки», проходящего по территории Древнерусского государства и связывающее Балтийское и Черное моря.
Со смертью Олега власть наследует князь Игорь, которого погубил произвольный сбор дани в древлянской земле (945). За убийство Игоря отомстила княгиня Ольга (945 957). Но усмирив древлян, она провела налоговую реформу установила размер платежей Киеву уроки и уставы, создала центры сбора дани погосты, где останавливались князья с дружиною.
Наивысший подъем держава Рюриковичей пережила при великих князьях Владимире Святославиче (980 1015) и его сыне Ярославе Мудром (1019 1054). При Ярославе создается первый письменный юридический свод Древнерусского государства «Русская правда».
Внешняя политика Киевской Руси. Основным направлением внешней политики древнерусского государства являлись византийское, где главной задачей было укрепление союзнических отношений и развитие торговых связей. На востоке основной проблемой оставалась необходимость избавиться от уплаты дани хазарам. Разгром слабеющего Хазарского каганата князем Святославом (945 972) освободил Русь от хазарской угрозы.
С конца Х в. главным направлением политики становится защита русских земель от степняков-кочевников. Грандиозная оборонительная система создаётся при князе Владимире. Построенные Владимиром крепости выдержали печенежскую осаду во время войны 988 997. Решающее поражение печенегам под Киевом (1036) нанес Ярослав Мудрый, после чего главная оборонительная линия переносится на юг. В 1068 г. половецкие ханы разбили войско Ярославичей. Конец половецким набегам положили глубокие рейды Владимира Мономаха (1113 1125) в Дикое поле. Разгром половцев заставил их откочевать от границ Руси. В условиях политической раздробленности, несогласованности действий удельных князей Русь несла значительные потери от продолжающихся набегов половцев.
Восточные славяне не только воевали со степняками, но и торговали с ними. Нередко русские дружины вместе с половцами сражались против новых завоевателей, так было, например, в битве на реке Калке (1223), когда союзное русско-половецкое войско было разбито монголами. Кроме того, в Древней Руси было положено начало русско-европейским связям, о международном значении которых свидетельствуют династические браки, заключенные между детьми Ярослава Мудрого и европейскими монархами.
Крещение Руси. При Владимире Святославиче состоялся выбор христианской веры православия («истинная вера»). Причины Крещения Руси: 1) потребность духовного объединения древнерусского общества; разобщённые в религиозном отношении славянские племена медленно объединялись в единый социум, необходимый для создания централизованного государства; 2) необходимость поднять авторитет центральной княжеской власти; христианство как монотеистическая религия являлось способом утверждения единой государственной власти, а также средством повышения престижа великого князя, получившего согласно православию власть от Бога; 3) заинтересованность власти в обосновании зарождающихся феодальных отношений; христианство удовлетворяло эту потребность, насаждая отношения господства и подчинения, являясь религией спасения, оно давало надежду беднейшему зависимому населению на райскую жизнь после смерти, способствовало умиротворению и покорности низших слоёв общества; 4) необходимость повысить международный статус Древней Руси; языческое государство воспринималось соседями-христианами как варварское, отсталое; 5) потребность в повышении и унификации морально-нравственного, культурного уровня общества, чему активно могли содействовать христианские ценности.
Важно отметить, что многие из мировых религий могли способствовать удовлетворению назревших потребностей в древнерусском обществе. Однако выбор был остановлен на православной вере под влиянием ряда факторов. Главную роль сыграли длительные экономические и политические связи с Византией, а также её географическая близость. Оптимальной для Киева была византийская модель выстраивания отношений между государством и церковью («византийская симфония»), в отличие от римской, где духовная власть выше светской. Кроме того, православное богослужение признавалось на языке народа, принявшего религию, тогда как католицизм настаивал на латыни.
Христианство утвердилось на Руси, в основном, за сто лет. С принятием христианства язычество органично слилось с христианством (двоеверие), что обусловило во многом специфику русского православия. Выбор единой веры, сделанный князем Владимиром, сблизил Русь с центром средневековой цивилизации - Византийской империей, с другой стороны постепенно изолировал русское государство от европейского католического мира, положил начало многовековому цивилизационному противоположению России и Запада.
Огромное влияние на культуру Древней Руси оказало христианство. Церковь способствовала созданию на Руси великолепной архитектуры. Большую роль в становлении культуры на Руси сыграла Византия: первые произведения искусства были сделаны греческими мастерами. В результате высочайшие достижения византийской культуры соединялись с национальными эстетическими представлениями, формируя русский стиль.
Таким образом, в древнерусской культуре сформировались особенности, которые впоследствии сохранились на протяжении столетий. Это, с одной стороны, стремление к монументальности, масштабности и образности, с другой народность, цельность и простота.
§2. Русские земли в период политической раздробленности
Общая характеристика периода раздробленности. Новый этап развития Русского государства начался в 30-е гг. XII в., когда относительно единая держава быстро распалась на отдельные земли и княжества. Начинается период феодальной раздробленности или, удельный период. С началом раздробленности число уделов непрерывно растет: если в середине XII в. их было 15, то в XIV столетии не менее 250. Политического дробления не избежало ни одно раннефеодальное государство Европы, что позволяет делать вывод о закономерности этого процесса.
Раздробленность следствие становления и развития крупного вотчинного хозяйства, что способствует росту могущества феодалов. В обособившихся княжествах идет интенсивное развитие экономики и культуры. Распад Киевской Руси вызван также ростом городов и превращением их в самостоятельные политические центры. Распад Киевской державы на небольшие княжества-вотчины, по мнению В.О. Ключевского, был вызван существовавшим порядком престолонаследия. Княжеский престол передавался не от отца к сыну, а от старшего брата к среднему и младшему. Это порождало распри в роду и борьбу за раздел вотчин. Определенную роль сыграли внешние факторы: набеги кочевников разорили южнорусские земли и прервали торговый путь по Днепру. На смену Киеву выдвигались новые политические центры: на северо-востоке Владимиро-Суздальское княжество, на юго-западе Галицко-Волынское, Новгородская республика. Появление новых экономических, политических культурных центров подрывало могущество Киева.
Владимиро-Суздальское княжество. Наиболее жизнеспособным оказалось Владимиро-Суздальское княжество (оно и стало в XV веке ядром нового российского государства). На Суздальской земле постепенно сконцентрировалась большая часть переселенцев из южной и юго-западной Руси. Они смешались с проживавшими на этой территории угро-финскими народами. Владимиро-Суздальская земля становилась все более обжитой, по берегам рек возникали новые города центры ремесла и торговли. Княжество постепенно становилось процветающим, а Великий князь Владимирский стал самым могущественным из русских князей. Владимиро-Суздальское княжество стало наследственной «отчиной» Мономаховичей.
Первым самостоятельным князем стал Юрий Долгорукий (1125 1157), при нем княжество превратилось в независимое. С именем князя связано строительство городов Звенигорода, Дмитрова, впервые в Ипатьевской летописи упоминается о Москве (1147). Со второй попытки Юрию Долгорукому удалось завладеть киевским престолом.
Расцвет Владииро-Суздальского княжества приходится на время правления Андрея Боголюбского (1157 1174) и его брата Всеволода Большое гнездо (1176 1212). Именно здесь начали зарождаться первые элементы самодержавной власти: особенно это было заметно в период правления Андрея Боголюбского ( летописи называют князя за его стремление править единовластно «самовластцем»), он же перенес столицу княжества из Суздаля во Владимир. Успешно воевал с Киевом и Новгородом. После короткой борьбы после убийства князя Андрея престол занял осторожный и осмотрительный Всеволод Большое Гнездо продолживший и упрочивший традиции княжеского самовластия в северо-восточном регионе. Всеволод считался великим князем Киевским, в годы его правления появился титул великого князя Владимирского.
Новгородская земля. По-особому сложился политический строй в Новгороде и Пскове. Высшая власть там принадлежала не князю он призывался со стороны - а вече, состоявшему из городской аристократии, крупных землевладельцев, богатых купцов и духовенства. Вече по своему усмотрению приглашало князя, функции которого сводились лишь к руководству городским ополчением и то под контролем совета господ и посадника главы правительств, в руках которого сосредотачивалась внутренняя и внешняя политика. Новгородская вечевая демократия ограничивалась боярами, сосредоточившими в своих руках исполнительную власть и руководившими вече.
Новгородские купцы поставляли в Западную Европу меха, моржовый клык, пеньку, воск и другие товары. Особенно прочные торговые отношения сложились с Ганзой (торговый союз северогерманских городов). Ввозились сукна, металлы, оружие, вина, драгоценности. Новгород был не только торговым, но и высокоразвитым ремесленным центром. Ярким своеобразием отличалась новгородская культура. Известно 900 берестяных грамот, которые свидетельствуют о высокой степени распространения грамотности среди новгородцев. Постоянными противниками новгородцев были шведы и ливонские немцы, неоднократно пытавшиеся подчинить себе Новгород