Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Вопрос №1 Предмет философии и ее место в системе научных знаний.
Можно сказать, что философия это все единосущее, «схвачен ное в мыслях»; это квинтэссенция духовной жизни мыслящего че ловечества, это теоретическая сердцевина всей культуры народов планеты. Человек изначально обладал любознательностью. Само же лание понять суть загадочного, неведомого являло собой склонность к зачаточному философскому размышлению, пусть даже пока на жи тейском уровне: ведь и на этом уровне люди нередко склонны по¬философствовать. Само слово «философия» восходит к Пифагору. Буквально оно означает любовь к мудрости, т.е. любомудрие.
Философия включает в себя учение об общих принципах бытия мироздания (онтология, или метафизика), о сущности и развитии Человеческого общества (социальная философия и философия ис тории), учение о человеке и его бытии в мире (философская антро пология), теорию познания (гносеология), проблемы творчества, этику, эстетику, теорию культуры и, наконец, свою собственную ис торию, т.е. историю философии, которая являет собой существен ную составляющую предмета философии: история философии есть часть содержания самой философии. Так исторически сложился предмет философии, т.е. круг ее специфических разделов и проблем, так теоретически и практически, т.е. организационно и педагоги чески, дифференцировались ее разделы. Разумеется, это деление носит в известной мере условный характер: все эти разделы обра зуют некое едино-цельное образование, в котором все составляющие, тесно переплетаются друг с другом. Предмет философии не одна какая-нибудь сторона сущего, а все сущее во всей полноте своего содержа ния и смысла. Философия нацелена не на то, "чтобы определить точ ные границы и внешние взаимодействия между частями и частицами мира, а на то, чтобы, преодолевая эти границы, понять их внутрен нюю связь и единство.
Вопрос №2 Возникновение философии и закономерности ее развития.
Развитие философии на Востоке и Западе при всей ее самобытности и специфичности имеет ряд общих закономерностей. Философская мысль, во-первых, и на Востоке, и на Западе зарождается в лоне мифологии как первой формы общественного сознания. Для мифологии свойственна неспособность человека выделить себя из окружающей среды и объяснить явления на основе естественных причин. Она объясняет мир и все явления в нем действием богов и героев. Но в мифологии впервые в истории человечества ставится и ряд собственно философских вопросов: как возник мир и как он развивается; что такое жизнь и смерть, и другие.
Во-вторых, философия Запада и Востока зарождается как форма общественного сознания с возникновением классового общества и государства. Так, возникновение философии в Древней Индии относится примерно к I тысячелетию до н.э., когда на ее территории стали формироваться рабовладельческие государства. В Китае философия возникает в VIV вв. до н.э., когда там начался процесс классового расслоения общества: разорение общинников и рост экономической и политической мощи новых земельных собственников и городских богачей.
Античная философия в Греции возникла в городах-государствах («полисах») на рубеже VIIVI вв. до н.э. сначала на западном побережье Малой Азии (в Ионии), затем в греческих городах острова Сицилии, и, наконец, в Греции в Афинах (V в. до н.э.) и была связана с возникновением и развитием классового, рабовладельческого общества, которое создавало условия для расцвета культуры древнего мира.
На Руси возникновение и развитие философии также связано с развитием классового (феодального) общества и формированием государства. Наиболее крупными были древнерусское, или Киевское, государство на Днепре, а также древнеславянские государства на Дунае, Висле и Эльбе.
Нельзя не отметить, что на формирование философии в более поздних в своем возникновении государствах (а на Руси государство возникает в VI в. и его становление продолжается вплоть до VIII в. н.э.) оказывают влияние более ранние философские системы древних государств.
В-третьих, философия Запада и Востока обращена к общечеловеческим ценностям. Она исследует такие
явления, которые человека волнуют всегда: «как хорошо мыслить, хорошо говорить и хорошо поступать» [1]. А чтобы эти ценные плоды получить, человек должен овладевать философской мудростью: ему следует научиться разбираться в таких проблемах, как мир и его познание, человек и природа, смысл жизни человека и др.
Вопрос №3 Содержание и структура философского знания.
Как теоретическая дисциплина, философия имеет ряд разделов:
. Онтология (ontos-бытие, logos-учение) - учение о бытии или о
первоначалах всего сущего.
. Гносеология (gnosis-знание, logos-учение) учение о познании. Это
раздел, где изучаются проблемы природы познания и его возможностей.
Исследуются предпосылки познания, выявляются условия его достоверности
и истинности. Гносеология включает в себя следующие главы и отделы:
- Психология познавания изучает субъективно-индивидуальные процессы
познавания.
- Логика знания наука об общезначимых формах и средствах мысли,
необходимых для рационального познания в любой области знания.
(диалектическая логика, логика классов, логика высказываний, логика
отношений и т.д.)
- Критика познания анализирует соотношение между элементами
объективными и субъективными.
- Общая история познания, эволюция познания.
. Аксиология (axios ценность) учение о ценностях.
В структуре философского знания выделяют так же:
. Социальную философию анализ, изучение социального устройства общества,
человека в нём.
. Философскую антропологию учение о человеке. (от проблемы происхождения
до космического будущего.)
. Философию культуры раздел, где изучается, исследуется сущность и
значение культуры.
. Философию права учение, наука о наиболее общих теоретико-
мировоззренческих проблемах правоведения и государствоведения..
. Философия истории.
. История философии.
Вопрос №4 Классификация философских систем.
Всё многообразие философских систем можно классифицировать по двум признакам:
1) Историческая классификация в которой выделяются исторические типы философии.
Этапы:
-период древности
-эпохи возрождения
-эпоха нового времени
-эпоха новейшего времени
2) Проблемная классификация
- по субстанционному признаку
- по решению проблемы познаваемости
Философская система делится на две группы:
1. Философия соц. Оптимизма.
2. Фил. соц. Пессимизма.
Ф.С. делится:
1 рациональная
2 сенсуалистическая
3 иррационалистиеская
Вопрос №5 Философия как мировоззрение и методология научного поиска.
Всякая философия является мировоззрением, т.е. совокупностью наиболее общих взглядов на мир и место в нем человека. Однако это вовсе не означает, что всякое мировоззрение является также философией. Понятие «мировоззрение» шире понятия «философия». Это означает, что первое включает в себя второе. Подобно тому, как понятие «плод» подразумевает, например, не только яблоко, но и грушу, вишню и т.д., так и понятие «мировоззрение» нельзя свести только к философии. Оно включает в себя и другие виды мировоззрения мифологическое, художественное, религиозное и т.д.
Другой аспект этого вопроса связан с рассмотрением различных уровней отражения действительности. Мировоззрение и философия есть результат отражения мира, но глубина этого отражения может быть различной. Первый элементарный вид отражения происходит на уровне ощущений.
Каждая наука имеет свой метод. Однако философия выступает в качестве наиболее общей методологии, и в этом суть ее собственного метода. Научный поиск истины или новых знаний имеет свои закономерности, которые следует знать начинающему исследователю. Современное научно-техническое творчество базируется на историческом подходе к изучению объектов познания. Как правило, новые научные результаты появляются на основе накопленных знаний по рассматриваемому вопросу или проблеме предыдущими поколениями исследователей. Игнорирование этого приводит к ненужн
Вопрос №7 Основные направления и школы Античной философии.
АНТИЧНАЯ ФИЛОСОФИЯ совокупность философских учений, возникших в Древней Греции и Риме в период с 6 в до н.э. по 6 в. н.э. Условными временными границами этого периода принято считать 585 до н.э. (когда греческий ученый Фалес предсказал солнечное затмение) и 529 н.э. (когда императором Юстинианом была закрыта неоплатоническая школа в Афинах). Основным языком античной философии был древнегреческий, со 21 вв. началось развитие философской литературы также на латыни.
Периодизация школ и учений:
Ранняя классика (Архаика)
VIIIVII вв. до н. э. предфилософская традиция. Не являясь по сути философией, предфилософская традиция заложила основы философского познания в дальнейшем. Особняком среди раннеклассической философии находятся софисты. Представители: Гомер, Гесиод, Орфей.
Классика
\VIV вв. до н. э. Сократ и сократики. Классическая греческая философия традиционно начинается с имени Сократа, который первым обратился от натурфилософских вопросов к проблемам добра и зла, этики поведения человека. Ученики Сократа породили ряд «сократических» школ, крупнейшими из которых стали платоники и киники. Представители: Сократ Платоники
Эллинистическая философия
IVI вв. до н. э. философия периода эллинизма, которая была представлена как новыми школами, так и новыми представителями старых (прежде всего платоников и перипатетиков). Основные школы: Скептицизм Их философия не оформилась в самостоятельную школу
Римская и позднеантичная философия
I в. до н. э.V в. н. э. римская философия начала активно развиваться под сильным влиянием греческой к середине I в. до н. э. Наряду с римлянами, к римской философии относятся также греки представители римских школ. Основные школы:
Эклектизм
Римский эпикуреизм
Поздняя Стоя
Вопрос №8 Характеристика философии эпохи Средневековья.
1) ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ. ПАТРИСТИКА И СХОЛАСТИКА
Средневековая философия - это философия эпохи феодализма 2-14 век. Своеобразие философии заключается в сопряженности с религиозной идеологией. Религия наложила отпечаток на постановку и решение всех философских проблем. Хрестьянский бог являлся абсолютным началом. Бог наделялся - бог всемогущ; он сотворил мир, человека, природу и.т.д; всеведущ ( знает все что происходит в мире); всеблаг ( то что делает бог является благом).
В центре размышлений средневековой философии стоит бог - тое, поэтому средневековая философия называется теоцентризм; теология - богословие.
2) ОСНОВНЫЕ ПРОБЛЕМЫ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ :
Проблема рационального
Проблема веры и разума религии и философии
Вопрос №9 Эпоха Возрождения и ее философское содержание.
Античность возрождается не сама по себе, а соединяется с новым итальянским духом. Люди Возрождения понимали собственную новаторскую миссию, как миссию света, разгоняющую тьму. Ренессанс - это рождение нового духа. В качестве основного инструмента новой эпохи выступали гуманитарные знания. Решающими чертами философии Возрождения являются стремление выйти из монашеской кельи на простор природы, материалистические тенденции, связанные с опорой на чувственный опыт, индивидуализм и религиозный скептицизм. Воскресает интерес к материалистам древности - ионийцам. Философия эпохи Возрождения тесно связана с естествознанием.
В философии эпохи Возрождения можно выделить два основных периода. В 15 веке новый класс - буржуазия - еще не могла и не успела создать своей собственной философии. Поэтому она реставрировала и приспосабливала к своим нуждам античную философию. Однако эта философия существенным образом отличалась от схоластики, также использовавшей творения Платона и Аристотеля.
Философы Возрождения использовали античных авторов принципиально в иных целях, чем схоласты. Гуманисты обладали богатством греческих подлинников (а не арабских переводов и пересказов), о которых не могли и мечтать философы 13-14 веков.
Авторитет Аристотеля "падал", т.к. отождествлялся со схоластикой. Наступившее разочарование д
Вопрос № 10 Предпосылки и черты философии Нового времени.
Предпосылки для формирования Ф. нового времени связаны с переносом интереса мыслителей с проблем схоластики и теологии на проблемы натур ф. В тот же период имеют место попытки ф.заново обосновать естествознание, соединив эксперимент и размышления как основу теоретического метода.
К примеру Г. Лейбниц развивал идеи объективного идеализма, заложенные в платоновском наследии, высказал ряд глубоких мыслей диалектического характера. Мир состоит из мельчайших элементов или монад - духовных элементов бытия, обладающих активностью и самостоятельностью, находящихся в непрерывном изменении и способных к страданию, восприятию и сознанию.
Вопрос № 11 Философские взгляды Ф.Бэкона.
Френсис Бекон - развивал учения о индукции. Неполная индукция - исключение логического доказательства до получения противоречия. "Знание сила". Заслуги:
1) восстановил матер. традицию в европейской Философии.
2) предложил новое понимание материи - совокупность частиц
3) один из основателей механики "движение неотъемлемый атрибут материи"
Вопрос № 12 Философский рационализм Р.Декарта.
Рене Декарт (дуалист) - математик, физик. В космологии идея естественного развития солнечной системы, в Ф. учение о субстанции, материя = протяженность. Пустота нематериальна. Понимание человека - бездушный телесный механизм и мыслящая душа + воля. Животный живые автоматы. Бог сущность, которая является причиной всего сущего и не более того. Главная задача чел. господство над другими автоматами, когда чел. достигнет истинного знания при двух условиях
1) знание естественной очевидности
2) знание подчинено единому универсальному методу познания.
Вопрос № 13 Философия Б.Спинозы.
Б. Спиноза развил материалистическую сторону учения Декарта противопоставив дуализму материалистический монизм - философское воззрение, согласно которому все многообразие мира объясняется с помощью единой субстанции - материи либо духа.
Вопрос №14 Социально-политические взгляды философов Нового времени.
Исследуя социально-политические воззрения Нового времени, необходимо остановится на правовых представлениях двух величайших философов того времени: Ф. Бэкона и Т. Гоббса.
Бэкон (1561-1626) известен как родоначальник индуктивного метода в философии, он полагал, что истину можно достигнуть только экспериментальным путем. Как правило, имя Фрэнсиса Бэкона ассоциируется именно с этими двумя философскими конструктами. В плане политических убеждений Ф. Бэкон был сторонником абсолютной монархии.
Философско-правовое воззрение Томаса Гоббса (1588-1679) получило в литературе более широкое освещение, нежели идеи Френсиса Бэкона. Но следует отметить, что Гоббс как и Бэкон являлся сторонником абсолютизма. Политико-юридическая доктрина Гоббса содержится прежде всего в таких трудах как "Философское начало учения о гражданине" (1642 г.) и "Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского" (1651 г.) "В основу своей теории государства и права Т. Гоббс кладет определенное представление о природе индивида. Он считает, что изначально все люди созданы равными в отношении физических и умственных способностей и каждый из них имеет одинаковое с другими "право на все". Однако человек еще существо глубоко эгоистичное ... Окружают его лишь завистники, соперники и враги. ... Отсюда фатальная неизбежность в обществе "войны всех против всех".
Вопрос № 15 Социальные предпосылки и характерные черты немецкой классической философии.
Немецкая классическая философия является закономерным результатом развития реальной действительности и мышления Нового времени. При объяснении условий её возникновения необходимо учитывать как особенности Германии конца XVIII - начала XIX в., так и обстановку в мире в целом, ибо Германия - лишь одна из стран Европы, ставших на путь капиталистического развития. Специфические условия Германии накладывают определённый - и весьма сильный -отпечаток на системы Канта, Фихте и других философов. Но не только эти особенности определяют основной строй мышления немецких философов.
Развитие этой философии можно разделить на два этапа: первый представлен Кантом, второй - Фихте, Шеллингом, Гегелем. Первый этап в общем охватывает время до Французской революции, второй - после неё. Резкое обострение классовых отношений накануне революции в философии находит выражение в виде противоречия между идеалом, "разумом" и действительностью. После совершения революции буржуазия примиряется с действительностью, ибо теперь последняя уже для неё "разумна". Противоречие идеала и реальности одинаково сильно - это важно - и в Германии, и во Франции; в Германии оно достигает, так сказать, "трагической" остроты. Поэтому, анализируя Германию конца XVIII в., мы тем самым дадим и характеристику общей проблемы эпохи.
Вопрос № 16 Философское учение И.Канта и современность.
Творчество И.Канта состоит из двух периодов: докритический и критиче-ский. Различие двух периодов в философском развитии Канта определяется тем, что в работах обоих этих периодов по-разному решается вопрос о способ-ности нашего ума к познанию. И "Критика чистого разума уже относится ко второму периоду, философской деятельности И.Канта.
В основе всех работ, написанные Кантом в критический период лежит убеждение, что разработке теоретической философии, эстетики, натурфилосо-фии должно предшествовать критическое исследование познавательных спо-собностей, на которые опираются эти отрасли философии. Под "критикой" Кант понимает, во-первых, точное выяснение познавательной способности, или душевной силы, к которой обращается каждая отрасль знания и философии. Во-вторых, по "критикой" Кант разумеет исследование границ, дальше кото-рых не может простираться - в силу устройства самого сознания - компетен-ция теоретического и практического разума, философии и искусства и филосо-фии природы.
В "критике чистого разума" Кант пытается доказать, будто понять досто-верную природу наукой возможно лишь на основе идеалистического учения о пространстве, о времени и о предметах опытного знания.
Предмет исследования в данной работе - философское учение Канта "Кри-тика чистого разума".
Цель работы - рассмотреть на примере источника и литературы по данной теме теории о чистом разуме И.Канта, его трансцендентальном учении о нача-лах, трансцендентальном учении о методе и толкование самой природы чисто-го разума.
Вопрос № 17 Философия Г.Гегеля и ее социальная роль.
Система гегелевской философии. Завершением классического немецкого идеализма явилась философская система Гегеля. Ее разработке посвящены все его основные произведения: «Феноменология духа» (1807). «Наука логики» (18121816), «Энциклопедия философских наук» (1817). Введением к гегелевской философской системе служит его «Феноменология духа», где Гегель рассматривает последовательный ряд развития различных ступеней человеческого сознания от низшей формы (непосредственного чувственного восприятия) до высшей ступени (абсолютного, или чистого, знания), на которой все внешние предметы оказываются полностью преодоленными и дух мыслит только собственную сущность. К социально-философским и философско-историческим проблемам гегелевской философии следует сегодня отнестись со всей научной скрупулезностью, ибо они исследовались в советской философии пристрастно, не в определенной системе, а по частям.
Вопрос № 18 Философские взгляды Л.Фейербаха.
В середине XIX века с острой критикой идеализма выступил немецкий
философ Людвиг Фейербах. С точки зрения Фейербаха, идеализм есть не что
иное, как рационализированная религия, а философия и религия по самому их
существу, считал Фейербах, противоположны друг другу. В основе религии
лежит вера в догматы, тогда как в основе философии - знание, стремление
раскрыть действительную природу вещей. Поэтому первейшую задачу философии
Фейербах видел в критике религии, в разоблачении тех иллюзий, которые
составляют сущность религиозного сознания. Религия и близкая к ней по духу
идеалистическая философия возникают, по мнению Фейербаха, из отчуждения
человеческой сущности, посредством приписывания богу тех атрибутов, которые
в действительности принадлежат самому человеку.
Вопрос № 19 Марксистская философия и ее исторические судьбы.
Марксистская философия была создана совместно двумя немецкими учеными Карлом Марксом (1818 1883) и Фридрихом Энгельсом (1820 1895) во второй половине XIX в. и является составной частью более широкого учения марксизма, который наряду с философией включает в себя экономику (политэкономию) и социально-политическую проблематику (научный коммунизм).
Философия марксизма дала ответы на многие жгучие вопросы своего времени. Она получила широкое распространение (вышла за рамки Германии, стала интернациональной) в мире и завоевала большую популярность в конце XIX первой половине ХХ вв.
Философским новаторством К. Маркса и Ф. Энгельса стало материалистическое понимание истории (исторической материализм).
Вопрос № 20 Социальные предпосылки и особенности отечественной философии.
В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости
внешнего мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в
форме учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как
таковых в себе. Повидимому, русской философии свойственно острое чувство
реальности и чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций
как нечто психическое или субъективное.
Русские философы отличаются такой же высокой способностью к
спекулятивному мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический
материализм нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и
в других странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к
таким взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных
людей, не сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти
люди всегда составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов
профессионалов были позитивистами и материалистами.
Вопрос № 21 Западничество и славянофильство в русской философии.
Русская философия имеет богатое наследие. Десятки крупных русских философов оказывались в центре духовной культуры России. Многие исследователи отмечают, что в истории русской философии особо выделяется период, охватывающий XIX и начало XX века. В середине XIX века разгорелась борьба между славянофилами и западниками по кардинальным вопросам философии. Особенно большие расхождения были по проблеме исторической роли и исторических судеб России. Философские баталии по этой проблеме начались после публикаций "Философских писем" Чаадаева.
Славянофилы (А. С. Хомяков, К. С. Аксаков, И. В. Киреевский) обосновывали идею о мессианской роли России в истории человеческой цивилизации. Они считали, что политическое устройство России должно базироваться на монархии. Основой духовности должно быть православие. Русскому народу присущи такие ценности, как соборность, коллективизм, общинность.
Западники (Т. Н. Грановский, К. Д. Кавелин, В. Г. Белинский, А. И. Герцен) придерживались идеи "европеизации" России. Россия должна смотреть на Запад как на образец. Она должна перенять западный экономический уклад, западные республиканские формы государственного устройства и западные духовные ценности.
Спор, начатый славянофилами и западниками, то затихал, то вновь возникал, вовлекая в свою орбиту новых идеологов.
Вопрос о том, куда больше тяготеет Россия - к Западу или Востоку, не потерял значения и в наши дни.
Вопрос № 22 Революционно-радикальная тенденция в отечественной философии.
Вторая половина XIX столетия и весь XX век прошли в России под знаком радикально-революционных идеологий. Связано это с тем, что радикализм как явление общественной жизни рождается в острые, переломные моменты истории, когда общество в силу ряда обстоятельств готово к принятию крайних идей, неадекватно реагирует на собственное состояние, испытывает громадный социальный дискомфорт и осознает необходимость перемен.
Развитие радикально-революционных настроений происходит, как правило, в периоды социально-политических кризисов, когда обнаруживается, что государственная власть не способна эффективно управлять обществом, в том числе с помощью правовых механизмов, опираясь на нравственный авторитет государства и духовно-нравственные ценности народной жизни.
Для подобных периодов характерен кризис господствующей государственно-правовой идеологии, опирающейся на определенные политико-правовые учения.
Вопрос № 23 Религиозно-идеалистическая традиция в отечественной философии.
Общим фактом в истории культуры является рождение философии как самостоятельной и свободной формы духовного творчества из религии. Но специфика русской философии состоит в том, что она навсегда осталась связана со своей религиозной почвой. Для русской философии характерно соединение правды-истины, правды-справедливости, мысли, чувства и действия, т.е. неприятие абстрактного идеализма, оторванного от душевного переживания и волевого импульса к деятельности. Отсюда русская философия пытается сочетать рациональные, логические и мистические, интуитивные формы отношения человека к миру, поэтому русскую философию называют конкретным идеализмом в отличие от западного абстрактного идеализма. Это система непосредственного знания - живознания, которая трудно подвергается логической обработке. Русская философия всегда находится в стихии интуитивно-образного восприятия мира; ее мало заботят разработка категориального аппарата и приведение этого аппарата в систему. Отечественная философия этого периода тесно связана с православием и с вопросами духовно-нравственного бытия человека, с поиском смысла жизни, любви и милосердия.
Вопрос № 24 Содержание и особенности развития западной философии XX века.
К середине XIX в. западноевропейская философская мысль оказалась в глубоком кризисе. Он был обусловлен в первую очередь разложением гегелевской философской школы и в меньшей степени затронул иррационализм и позитивизм, которые получили широкое распространение в Западном мире XX века.
XX век на Западе стал веком неопозитивизма и прагматизма (позитивизма), философии жизни, психоанализа, неофрейдизма и экзистенциализма (иррационализма).
Основные проблемы позитивизма соотношение бытия и мышления, проблемы мироздания. В рамках позитивизма предполагается решение проблем мироздания не с помощью философского (умозрительного) подхода, а методами естественных наук и данными конкретных опытов. Именно эти сведения назывались положительными, позитивными.
В позитивизме выделились две тенденции: для одной характерен уклон в сторону философии неопозитивизма (позднее постпозитивизма), считающего себя философией и логикой науки, аналитической философией языка, а для другой поворот к иррационализму и узкому практицизму. Эта вторая тенденция нашла выражение в прагматизме.
Вопрос №25 Позитивистское направление европейской философии XX века.
В результате распада натурфилософии формируется особое направление в развитии философской мысли 19 в. позитивизм (от латинского positivus положительный). Основные идеи этого направления представлены впервые в трудах Огюста Конта (1798 1857), Герберта Спенсера (1820 1903), Джона Стюарта Милля (1806 1873). Позитивизм претендовал на звание принципиально новой, “неметафизической” (позитивной) философии, построенной по подобию эмпирических наук и являющейся их методологией. Утверждая, что наука все еще недостаточно научна, в ней слишком много умозрительных, спекулятивных компонентов, позитивизм ставил задачу “очищения” ее от метафизики.
Вопрос № 26 Религиозная философия XX века (неотомизм, тейярдизм и др.).
Нет такой философской системы, которую можно было бы назвать единственной христианской философией, зато существуют многие христианские философии. Общей чертой всех этих концепций является крепкая связь с христианской теологией. Причем протестантизм, стремясь отделить философию и теологию, в конечном счете развивает теологию, а православие, оценивая философские сюжеты, сохраняет по отношению к философии сдержанность. В католицизме с времен Фомы Аквинского разграничиваются эти обе области философия и теология. Понятие "современная христианская философия" является еще менее отчетливым. Ибо оно касается как самих философских произведений, так и официальных высказываний римского папы, содержащихся в энцикликах. При этом, если речь идет о философских мотивах, то в объем этого понятия входят все еще живые концепции средневековой философии, а также неотомизм, персонализм и тейярдизм. Введением во все эти направления христианской философии является неосхоластика.
Вопрос № 27 Иррациональное направление зарубежной философии XX века.
"Философия жизни" Анри Бергсона представляет собой яркое проявление иррационализма. Он считал, что природа и сознание, материя и дух это два элемента единой целостности. Первоначальной целостностью обладает жизнь, которую можно понять только при помощи интуиции, именно в интуиции жизнь познает самое себя и возвращается к своей изначальной целостности. По мере ослабления жизнь распадается на неодушевленную материю и вещество. Через человека проходит путь жизни, поэтому он есть существо творческое, способное не только интуитивным образом познавать мир, но и творить его в процессе "творческой эволюции".
Вопрос № 28 Натуралистическое направление западноевропейской философии.
В России натуралистические теории в основном делали акцент на необходимости решительного изменения общественного строя, что якобы только и давало возможность раскрытия природной моральности человека, поэтому эти концепции были связаны с движениями политического радикализма (Концепция разумного эгоизма Н.Г. Чернышевского, исходящая из антропологического принципа, этика альтруизма П.А. Кропоткина).
Связывая теорию анархизма с натуралистической концепцией морали, П.А. Кропоткин солидаризировался с основным принципом этики утилитаризма достижением наибольшего счастья для наибольшего числа людей, но в отличие от Д.С. Милля, он считал достижение этого идеала возможным лишь после подтверждения успешной деятельности на ниве личной предприимчивости. Так П. Кропоткин стремился обосновать возможность личного счастья через реализацию природного инстинкта взаимопомощи, альтруизма, идущего из недр природы.
Вопрос № 29 Бытие как проблема и философская категория.
Под бытием в самом широком смысле этого слова имеется в виду предельно общее понятие о существовании, о сущем вообще. Антитезой бытия является ничто.
Бытие не статично. Все конкретные формы существования материи, например, самые крепкие кристаллы, гигантские звездные скопления, те или иные растения, животные и люди, как бы выплывают из небытия (их ведь именно вот таких когда-то не было) и становятся наличным бытием. Бытие вещей, как бы долго оно не продолжалось, приходит к концу и переходит в небытие как данная качественная определенность, например, именно этот человек. Переход в небытие мыслится как разрушение данного вида бытия и превращение его в иную форму бытия. Так что небытие мыслится как относительное понятие, а в абсолютном смысле небытия нет. Абсолютное бытие противостоит небытию как тому, что было и чего уже нет или еще не стало, а может, и никогда не станет.
В философии бытие является категорией, обозначающей реальность, существующую объективно, независимо от сознания, воли и эмоций человека. Проблема трактовки бытия и соотношения его с сознанием стоит в центре философского мировоззрения.
Будучи для человека чем-то внешним, преднайденным, бытие налагает определенные ограничения на его деятельность, заставляет соизмерять с ним свои действия. Вместе с тем бытие является источником и условием всех форм жизнедеятельности человека. Бытие представляет не только рамки, границы деятельности, но и объект творчества человека, постоянно изменяющего бытие, сферу возможностей, которую человек в своей деятельности превращает в действительность.
Понятие бытия многосторонне и сложно. Истолкование бытия претерпело сложное развитие. Его общей чертой является противоборство материалистического и идеалистического подходов. Первый из них толкует основания бытия как материальные, второй - как идеальные.
Можно вычленить несколько периодов в трактовке бытия. Первый период - мифологическое истолкование бытия. Второй этап связан с рассмотрением бытия «самого по себе» (натуралистическая онтология). Третий период начинается с философии И. Канта; бытие рассматривается как нечто связанное с познавательной и практической деятельностью человека.
Вопрос № 30 Бытие объективной реальности: уровни, виды, формы..
В настоящее время в мировой философии нет единой точки зрения по вопросу о том, что такое бытие. Удивляться этому не стоит, так как сущность бытия, о чем будет сказано ниже, выступает в форме явлений, которые, по мере познания их человеком, раскрывают все новые свои качества. Интерпретация этих качеств, а в связи с этим и самой сущности бытия, приводит к различным толкованиям этой проблемы. Мы придерживаемся достаточно распространенной точки зрения на то, что бытие это философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективной реальности космоса, природы, человека.
Уровень бытия - это часть бытия, характеризующаяся особым типом объективности, который проявляется в том, как это бытие воспринимается человеком. Различают три уровня бытия:
* Уровень объективной реальности;
* Уровень субъективной реальности;
* Уровень трансцендентной реальности.
Вопрос № 31 Бытие субъективной реальности. Философия сознания.
Сознание - это высшая, свойственная лишь человеку форма
отражения объективной действительности, способ его отношения к миру и к самому
себе, который представляет собой единство психических процессов, активно
участвующих в осмыслении человеком объективного мира и своего собственного
бытия и определяется не непосредственно его телесной организацией (как у
животных), а приобретаемыми только через общение с другими людьми навыками
предметных действий.
Субъективная реальность - это, то как нам представлен окружающий нас мир, через органы чувств и восприятия, наше представление о мире. И в этом смысле, у каждого человека складывается своё представление о мире, о реальности. Это происходит по некоторым причинам, так например чувствительность органов у людей может быть различной, и мир слепого человека разительно отличается от мира зрячего.
Таким образом каждый отдельный человек живет в своем мире, созданном на основе его личного опыта.
Вопрос № 32 Движение как всеобщий способ существования.
способ существования материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде Д. "...это изменение вообще" (см. Ф. Энгельс, в книге: Маркс К. и Энгельс Ф., Соч., 2 изд., т. 20, с. 563), всякое Взаимодействие материальных объектов. Мысль об универсальности Д. возникла в глубокой древности у мыслителей Китая, Индии, Греции. Древнегреческие философы (Милетская школа, Гераклит, Демокрит, Эпикур) рассматривали первоначала вещей воду, апейрон, воздух, огонь, атомы как находящиеся в постоянном Д. и изменении. Аристотель считал, что "незнание движения необходимо влечет за собой незнание природы" ("Физика", Ш 1, 200 в.; рус. пер., М., 1936). Понимание Д. как способа существования материи отчётливо формулируется в 18 в. английским философом Дж. Толандом и затем французским материалистом П. Гольбахом, однако само Д. понималось ими лишь как механическое перемещение и взаимодействие. Глубокие идеи, связанные с пониманием Д., были высказаны объективными идеалистами Г. В. Лейбницем, Г. Гегелем (См. Гегель) и др. Так, Гегель преодолевает представление о Д. как о только механическом перемещении и формулирует общие законы Д. закон перехода количественных изменений в качественные, закон борьбы противоположностей и закон отрицания отрицания.
Вопрос № 33 Пространство и время как всеобщие формы бытия.
Важнейшими формами бытия материи являются пространство и время.
___Пространство есть категория для обозначения протяженности и структурности всех материальных объектов.
___Время есть категория для обозначения длительности существования и последовательности смены состояний всех материальных объектов.
Одной из главных философских проблем, связанных с пониманием статуса и свойств пространства является проблема их объективности, т.е. независимости от нашего сознания.
Материалистическая философия всегда решала эту проблему бытия материи, т.е. объек-тивной реальности, значит, они также должны иметь объективный характер. Другое дело, что они представлены в нашем мышлении субъективными категориями (общими понятиями).
Вопрос № 34 Философский закон взаимодействия противоположностей.
Представление о противоречивости развития всего сущего возникло еще в давность (в VI ст. к нашей эре). Фалес Милетский считал, например, что окружающий мир состоит из разных начал: подвижного и недвижимого, холодного и теплого, мокрого и сухого, светлого и темного, видимого и невидимого, земного и небесного, конечного и бесконечного. Гераклит, в отличие от Фалеса, считал, что противоречивые начала присущие самым вещам. По мнению Гераклита, все в мире состоит из противоположностей. их борьба и определяет смысл любой вещи, процесса. Действуя одновременно, эти противоположности образовывают напряженный залог, которым и определяется внутренняя гармония вещи. Гераклит объясняет этот тезис известным примером лука. Оба дугообразных концы лука стараются разогнуться, но тетива взимает их, и эта их взаимная напряженность образовывает высшее единство.
Борьба противоположностей есть общей, она представляет, за Гераклитом, настоящую справедливость и является условием существования упорядоченного космоса.
Вопрос № 35 Закон взаимоперехода количественных и качественных изменений.
Переход количественных изменений в качественные - один из осн. законов диалектики, объясняющий, как, каким образом происходит движение и развитие. Этот всеобщий закон развития констатирует, что накопление незаметных, постепенных количественных изменений в определенный для каждого отдельного процесса момент с необходимостью приводит к существенным, коренным, качественным изменениям, к скачков образному переходу от старого качества к новому (Качество и количество, Мера, Скачок). Этот закон имеет место во всех процессах развития природы, об-ва и мышления. Он важен для понимания диалектической концепции развития и ее отличия от всевозможных метафизических концепций, сводящих движение, развитие к одним количественным изменениям существующего, без уничтожения старого и возникновения нового.
Вопрос № 36 Философский закон отрицания отрицания.
Отрицания отрицания закон - один из осн. законов диалектики. Впервые сформулирован в идеалистической системе Гегеля. О. о. э. выражает преемственность, связь нового со старым, повторяемость на высшей стадии развития нек-рых свойств низшей стадии, обосновывает прогрессивный характер развития. В диалектике категория отрицания означает превращение одного предмета в др. при одновременном «уничтожении» первого. Но это такое «уничтожение», к-рое открывает простор для дальнейшего развития и выступает как момент связи с удержанием всего положительного содержания пройденных ступеней. Диалектическое отрицание порождается внутренними закономерностями явления, выступает как самоотрицание. Из сущности диалектического отрицания вытекает и особенность развития, выражаемая двойным отрицанием или отрицанием отрицания. Саморазвитие объекта вызывается внутренне присущими ему противоречиями (Единства и борьбы противоположностей закон), наличием в нем собственного отрицания.
Вопрос № 37 Проблема познания в философии и науке.
Сознание является одной из традиционных вечных философских загадок. Постоянное воспроизводство ее в истории культуры, философии и науки свидетельствует не только о существовании теоретических и методических затруднений в ее решении, но и о непреходящем практическом интересе к сущности этого феномена, механизму его развития и функционирования. В самом общем виде «сознание» является одним из наиболее общих философских понятий, обозначающих субъективную реальность, связанную с деятельностью мозга и его продуктами: мыслями, чувствами, идеями, предрассудками, научными и вненаучными знаниями. Без выяснения места и роли этой реальности невозможно создание ни философской, ни научной картины мира. В разные исторические периоды складывались неодинаковые представления о сознании, накапливались естественнонаучные знания, изменялись теоретико-методологические основания анализа. Современная наука, используя достижения НТР, значительно продвинулась в исследовании природы субстратной основы сознания, но одновременно выявила новые аспекты с
сознательной деятельности человека, требующие принципиально иных теоретико-методологических подходов философского анализа.
Вопрос № 38 Философия познавательного процесса.
Для философии, познание окружающего мира человеком является одной из важнейших мировоззренческих проблем.
Вопрос о том, познаваем ли мир есть вопрос о возможности точного и полного отражения мира в сознании человека, его ориентации и деятельности в мире.
Функцию ориентации человека вополняет знание.
Знание - это высший уровень сведений о мире, получаемых человеком с помошью сознания. Без знаний невозможно формирование картины мира. Бэкон: "Знание - есть сила".
Сущность познавательных отношений человека к миру заключается в активном и целенаправленном поиске и получении им знаний. Раздел философии, в котором рассматриваются проблемы познания, называетсягносеологией, или теорией познания.
Знание и вера не противоречат друг другу. Вера - это познание вещей без доказательств. Вера - это уверенность человека. Если знание открывает нам вещи видимые, то вера помогает обнаружить вещи еще не видимые и таинственные для человека.
Основы гносеологии были заложены еще в античной философии. Познание рассматривалось, как особый процесс. Демокрит выделил знание "темное" (чувственное) и "истинное" (рациональное). Он считал, что истинно лишь то, что доказано и проверено на опыте, но прийти к инстине может не каждый, а лишь мудрец.
Вопрос № 39 Познание как процесс постижения истины.
Познание определяется как процесс получения и совершенствования знаний, деятельность людей по открытию понятий, схем, образов, концепций, облегчающих воспроизводство и совершенствующих их бытие и самосохранение. Сущность процесса познания заключается в актуализации наследственной информации. Под знанием понимается результат процесса познания, закрепленный в культуре и готовый к использованию, который согласован с законами природы. При познании реального объекта органы чувств взаимодействуют с внешним объектом и оценивают его вид и состояние, в первую очередь с точки зрения самосохранения. Важной операцией при этом является идентификация образа предмета с его образом как элементом наследственной информации. Затем на бессознательном уровне формируется реакция, обеспечивающая безопасное, целесообразное поведение человека. Эта реакция абсолютно точно соответствует наличному объекту и ситуации, в которой он находится.
Для реализации поцесса познания необходимы: субъект, обладающий вполне развитым интеллектом, содержащим в себе наследственную информацию, объект и их взаимодействие между собой. Познание реального объекта, в общем виде, может быть представлено структурной формулой (см. рис.6). Познание идеального объекта связано с освоением наследственной информации. В этом виде познания участвует только интеллект, из рассмотрения исключается ЧувВМ, и сознание взаимодействует только с бессознательным, а весь процесс выражается фрагментом той же формулы.
Вопрос № 40 Методология и методы научного познания.
Хотя научная деятельность специфична, в ней применяются приемы рассуждений, используемые людьми в других сферах деятельности, в обыденной жизни. Для любого вида человеческой деятельности характерны приемы рассуждений, которые применяются и в науке, а именно: индукция и дедукция, анализ и синтез, абстрагирование и обобщение, идеализация, аналогия, описание, объяснение, предсказание, гипотеза, подтверждение, опровержение и пр.
Основными методами получения эмпирического знания в науке являются наблюдение и эксперимент.
Наблюдение - это такой метод получения эмпирического знания, при котором главное - не вносить при исследовании самим процессом наблюдения какие-либо изменения в изучаемую реальность.
В отличие от наблюдения, в рамках эксперимента изучаемое явление ставится в особые условия. Как писал Ф.Бэкон, "природа вещей лучше обнаруживает себя в состоянии искусственной стесненности, чем в естественной свободе".
Важно подчеркнуть, что эмпирическое исследование не может начаться без определенной теоретической установки. Хотя говорят, что факты - воздух ученого, тем не менее постижение реальности невозможно без теоретических построений. И.П.Павлов писал по этому поводу так: "...во всякий момент требуется известное общее представление о предмете, для того чтобы было на что цеплять факты..."
Вопрос № 41 Система методов познавательной деятельности.
Метафизика и диалектика не только философские теории, концепции, на основе которых строятся картины мира, они являются двумя основными всеобщими методами познания. Следует, однако, заметить, что между теорией и методом существует неразрывная связь: они возникают и развиваются одновременно, находятся во связи и взаимообусловленности. Метод служит для разработки теории, теория необходимое условие создания метода. Так, системы метафизического материализма XVII ХVIII вв. породили метафизический метод, который, в свою очередь, был основан на метафизических учениях. Научные открытия XIX в. привели к диалектическим идеям, к новому взгляду на мир, к формированию диалектического метода. Но это не значит, что между теорией и методом нет различия. Задача теории объяснить мир, задача метода сформулировать принципы, регулирующие познавательную деятельность. Если диалектика как теория включает в свое содержание принципы, законы и категории, отражающие взаимосвязь, развитие, противоречия действительности, то как метод она представляет собой систему регулятивных принципов, ориентирующих человека в его познавательной деятельности. Принципы, законы, категории диалектики как теории развития выступают в их методологической роли принципами, законами, категориями диалектического мышления, диалектической логики.
Вопрос № 42 Наука как специфическая сфера духовной жизни общества.
В духовной жизни выделяются структурные элементы, обла¬гающие специфическими
свойствами и в силу этого по-разному направляющие социальную жизнь. Каждый
человек, коллектив или общество имеют тот или иной запас витальных сил,
которые находят выражение в аффективных настроениях и действиях.
НАУКА - сфера человеческой деятельности, функция которой - выработка и теоретическая систематизация знаний о действительности; включает как деятельность по получению нового знания, так и ее результат - сумму знаний, лежащих в основе научной картины мира; обозначение отдельных отраслей научного знания. Непосредственные цели - описание, объяснение и предсказание процессов и явлений действительности на основе открываемых
наукой законов.
Вопрос № 43 Общество как система. Механизм общественного развития.
В социальной философии издавна идет поиск элементарной "клеточки" социальной системы, то есть такого "простейшего образования", с анализа которого было бы правомерно начинать исследование системы в целом. Короче говоря, философы и социологи давно ищут нечто аналогичное физическому атому или биологической клетке. В самом таком поиске ничего зазорного нет. Все дело в том, чтобы в результате было найдено образование, отвечающее научным критериям в этом отношении (подобно тому, как отвечает им "товар" в политической экономии). В качестве примера "от противного" сошлемся на "социальный атом", сконструированный основоположником социометрии Я. Морено, который определял его как совокупность индивида и тех лиц, с которыми он эмоционально контактирует в каждый данный момент. Сразу же бросаются в глаза два существенных конструктивных порока "социального атома": во-первых, его мимолетность, лимитированность "данным моментом" и, во-вторых, сведение всех взаимодействий между индивидами только к духовным, а последних только к эмоциональным. Основным механизмом развития человеческих обществ являются социальные конфликты. Социальные конфликты - это взаимная и открытая борьба социальных субъектов, побуждаемая несовпадающими (разными и противоположными) интересами из-за необходимых им благ. Тем самым социальные конфликты характеризуют сторону социального противоречия, называемую борьбой противоположностей. Само единство противоположностей выступает условием социального конфликта. Борьба противоположностей характеризует моменты становления, развертывания, завершения социального противоречия, поэтому социальный конфликт существует в разной степени на каждом из этих этапов, а не только как этап развертывания (обострения) социального противоречия.
Вопрос № 44 Социально-философские концепции общественного развития.
Одним из ключевых образов, во многом определяющих направленность социально-философских поисков последних десятилетий, стал образ «другой истории». Как «другую историю» осмысляют результаты своих исследований сторонники (сторонницы) гендерного подхода: «ее» история вместо «его» истории. «Другую историю» создает М. Фуко в своей «Истории сексуальности». Приближаются к масштабу «другой истории» исследования изменений фоновых практик Э. Гидденса. Перечисление вариантов «другой истории» можно продолжить. Однако нас в данном случае интересует несколько иной вопрос: чем инициирован поиск «другой истории»? Для ответа на эти вопросы мы считаем необходимым рассмотреть предпосылки, приведшие к возникновению концептуальных моделей социальных изменений конца XIX начала XX в., и причины, вызвавшие их критику сегодня. Наиболее проработанным производственным материалистическим представлением о развитии общества была формационная концепция общественного развития, которая в силу исторических обстоятельств превратилась на некоторое время в доминирующее социально-философское учение в СССР, определив безальтернативность путей социально-экономического развития страны.
Вопрос № 45 Проблема человека в философской антропологии.
Проблема человека является одной из самых важных для всей философии, но особенно актуальна она в переломные периоды развития истории, когда наиболее остро встает вопрос о смысле и цели существования не только отдельного индивида, но и всего общества. Именно такой период переживает отечественная история. Первые представления о человеке возникают задолго до самой философии. На начальных этапах истории людям присущи мифологические и религиозные формы самосознания. В преданиях, сказаниях, мифах раскрывается понимание природы, предназначения и смысла человека и его бытия. Кристаллизация философского понимания человека происходит как раз на базе заложенных в них представлений, идей, образов и понятий и в диалоге между формирующейся философией и мифологией. Именно таким образом и возникают первые учения о человеке в государствах Древнего Востока.
Вопрос № 46 Человек как объект воздействия внешней среды.
Философия исследует, как известно, наиболее общие законы развития природы,
общества и мышления. Очевидно, что анализ взаимоотношений человека и
биосферы, общества и природы представляет собой не что иное, как составную
часть философско-экологический аспект, который в современных условиях
приобретает существенное значение, требующее соответствующего теоретического
осмысления. Научное понимание отношения «человек природа» предполагает
уяснение, с одной стороны, единства составляющих компонентов данного
отношения, а с другой стороны, их различия, обусловленного социальной,
отличной от природной, сущностью человека.
Вопрос № 47 Личность как субъект общественных отношений.
Существо проблемы социальных отношений и личности в современном обществе это вопрос о том, как именно социальные отношения воздействуют на личность и, с другой, как она преобразует свою социальную среду. В одном отношении личность выступает в качестве продукта социальных и культурных условий, но
в другом она же является создателем своих собственных условий существования, т. е. социальным субъектом.
Вопрос № 48 Свобода и ответственность личности.
Все общественные отношения разделяются на первичные (материальные) и вторичные (духовно-практические). В общественной жизни объективное и субъективное, практическое и духовное неразделимы.
М.Вебер (субъективный идеализм): абсолютизировал неповторимость исторических событий и на этой основе отверг наличие какой-либо закономерности в обществе. Но если в обществе нет объективной тенденции, то невозможно прогнозирование событий, а стало быть, теряет смысл и цели социальное бытие.
Марксизм: в обществе имеют место объективная необходимость, причинная обусловленность и повторяемость (т.е. общественная жизнь детерминирована) но существуют особенности общественных законов. Человечество всегда должно будет корректировать линию своего поведения, считаясь с законами живой и неживой природы. Маркс: "люди не свободны в выборе своих производительных сил, которые образуют основу всей их истории, потому что всякая производительная сила есть приобретенная сила, продукт предшествующей деятельности". Свобода есть деятельность на основе познанной необходимости. Необходимость отражает нечто устойчивое, упорядоченное, что и отражается в законах сохранения. Свобода же отражает развитие, появление нового, разнообразного, новых возможностей. Необходимость выражает наличное, показывает, каков мир есть, а свобода отражает будущее - каким мир должен быть. Развитие общества и есть постоянный процесс перехода необходимости в свободу.
Гегель: мировая история - процесс возрастания свободы. Свобода многолика, но сущность ее одна - наличие разнообразных возможностей, следовательно, она - наибольшая ценность. Маркс: лишь при условии обретении социальной свободы начинается развитие человеческих сил, которое является самоцелью.
Вопрос № 49 Духовность и смысл жизни человека.
Вопрос о смысле жизни на всех этапах развития философии был в центре внимания и был тесно переплетен с системой другими этическими вопросами о жизни и смерти, добре и зле, совести и вере, свободе воли и предопределенности etc.
В философии древней Греции наблюдаются различные решения данного вопроса. Сократ смысл жизни видел в счастье, достижение которого связано с добродетельной жизнью, трепетным отношением к законам, принятым государством, знанием нравственных понятий; Платон в заботах о душе; Аристотель и его последователи в доблестной жизни, стремлении стать ответственным гражданином государства; Эпикур и киренаики в избежании неприятностей, достижении покоя и блаженства; Диоген Синопский во внутренней свободе, презрении к богатству; Стоики в является жизни, согласной с человеческой природой и покорности судьбе; Пифагор в научном знании совершенного числа души; Метродор в крепости тела и в твердой надежде, что на него можно положиться и т.д.
Вопрос № 50 Проблемы и перспективы современной цивилизации.
Сегодня уже вызрело представление о том, что мы находимся на переломном этапе, ближних подступах к вступлению в новое историческое измерение. С напряженным вниманием всматриваются христианские богословы в 2000 г. от Рождества Христова. Умножаются грозные пророчества. Апокалиптическне умонастроения выражаются на страницах печати. “Философия конца”, пронизывающая весь текст Откровения Святого Иоанна Богослова, завершающей главы Библии, сейчас актуализируется. Об этом говорят в проповедях и пишут в религиозных изданиях, предвещается появление АнтихрИста и затем второе пришествие Христово. “Глаголь вещие” уже звучатэта нота становится все более громкой.
Рассказать о глобальных проблемах и их последствиях.