Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Содержание
Введение…………………………………………………….3
Глава 1. Становление сущности иудейского права……..4
1.1 Происхождение, основные этапы развития иудейского права…………………………………………………………4
1.2 Характер, черты источников права……………………8
1.3 Принципы иудейского права………………………….12
Глава 2. Особенности форм права………………………..14
2.1 Понятие, виды источников иудейского права………14
2.2 Правовая доктрина как основной источник иудейского права………………………………………………………..19
Заключение…………………………………………………21
Список используемой литературы………………………..24
Введение
Актуальность исследования заключается в том, что моральные предписания, затрагивающие понятия справедливости, правосудия и мира, охватывают все сферы общественных отношений. Ключевыми принципами иудейского права, связанными с естественно-правовыми тенденциями, являются также уважение к личности человека, право на свободу и свободу передвижения, на частную собственность и пр.
Объектом исследования является иудейское право, предметом - историю формирования иудейского государственно-правового учения и его политической практики, а также становления иудейского права, как права «божественного», заложившего основу совокупности универсальных, общечеловеческих морально-этических и правовых принципов.
Целью данной курсовой является исследование иудейского права. Поставленная цель раскрывается через следующие задачи:
- изучить происхождение, основные этапы развития иудейского права; характер, черты источников права; принципы иудейского права;
- рассмотреть особенности форм права;
- рассмотреть понятие, виды источников иудейского права;
- изучить правовую доктрину как основной источник иудейского права.
Глава 1. Становление сущности иудейского права.
1.1. Происхождение, основные этапы развития
иудейского права
Иудейское (еврейское) право является древнейшим религиозным правом, история которого насчитывает более 3 тыс. лет. Его происхождение и становление, как и других религиозных правовых систем, теснейшим образом связано не столько с юридическими факторами, с событиями в правовой сфере, сколько с другими социально-политическими событиями в жизни общества.3
Попытки периодизации истории иудаизма предпринимались неоднократно. Отношение к данной периодизации неоднозначное. Негативное заключается в чрезмерной политизации и идеологизации данного процесса, в подмене одних религиозно-этических критериев периодизации иудейской общественно-политической и правовой жизни другими, светскими, по своему характеру, политико-идеологическими критериями. Происхождение иудейского права связано с формированием иудаизма как религии, предшественника христианства и ислама. Оно полностью базируется на иудаизме. Иудаизм возник в начале II тыс. до н. э. среди древнесемитских племен Месопотамии и стал национальной религией евреев. Согласно библейским преданиям, появление иудаизма связано с именем Авраама - вождя племенного объединения, отделившегося от других семитских племен на основе веры в Единого Бога. Переселение племени Авраама из города Ура Халдейского за реку Евфрат, произошедшее примерно в 1900 г. до н.э., является точкой отсчета истории еврейского народа и еврейского общества.
Идейная основа иудаизма формировалась на протяжении длительного периода.4 Она начала складываться сразу после создания еврейского общества и продолжалась до II в. до н.э. и представляла собой религиозные взгляды и учения патриархов еврейского народа Авраама, Исаака и Иакова, основанные на идее, согласно которой глава рода устанавливает личную связь (завет) с Богом своих отцов - покровителем рода. Иудаизм как религия вел постоянную борьбу за свое самоутверждение. В этом процессе особую роль сыграл период правления царя Иосии (639609 гг. до н.э.). В послевавилонскую эпоху в результате деятельности законоучителей Ездры и Нехемии (ок. 444 г. до н.э.) еврейский народ утвердился в качестве строго теократической замкнутой общины, обособленной от окружающего мира. Это нашло отражение в этническом изоляционизме, т.е. в принципиальном отказе от смешанных браков, а также в бытовом и экономическом сепаратизме.
Следующий период истории иудаизма и иудейского права как его составной части начался в конце XVIII в. Он связан с событиями, произошедшими в Европе, а именно с Великой Французской революцией, провозгласившей свободу вероисповедания, что способствовало разрушению изоляции иудейских общин, на которые распространили свое действие юридические акты о свободе вероисповедания, благодаря чему европейские евреи стали пользоваться правами наравне с европейцами. В результате этих изменений сложились новые условия, способствовавшие формированию еврейского движения, получившего название «хаскалы» (просвещение), связанное с имением известного немца еврейского происхождения Мозеса Мендельсона (17291786). В этот же период начался процесс реформирования иудаизма, направленный на ослабление ритуальных предписаний и запретов и на внешнее сближение иудаистского богослужения с христианско-протестантским. В конце XIX в. сформировалось национально-политическое течение, ставящее целью воссоздание еврейского государства на исторической родине еврейского народа Палестине, получившее название сионизма (от названия холма Сион, на котором расположен Иерусалим). Его основоположником стал автор книги «Еврейское государство» Теодор Герцль (18601904).
В 1897 г. состоялся I Всемирный сионистский конгресс, проходивший в Швейцарии, на котором была создана Всемирная сионистская организация.
Таким образом, необходимо отметить, что развитие иудаизма, начиная с XIX в. и по настоящее время, происходит под влиянием различных направлений еврейской мысли, иногда противоположных.5 Суть данного течения заключается в том, что после уничтожения религиозной дискриминации часть евреев начали терять связь с традиционным еврейством, но в то же время хотели оставаться членами иудейской общины. Другим важным течением является сионизм, выступающий против полной ассимиляции евреев и подчеркивающий особую роль еврейской нации. У сионистов понятие «еврейский народ» занимает центральное место в иудаизме. Согласно их точке зрения, Мессия это народ Израиля, который вернется на свою землю и найдет там свое единство. Создание государства Израиль в 1948 г. позволило этой тенденции в полной мере проявить себя. Важнейший этап в развитии иудаизма и иудейского права связан с созданием государства Израиль на основе резолюции Генеральной Ассамблеи ООН 1948 г. об отмене английского мандата на Палестину и о создании на ее территории двух независимых государств еврейского и арабского.6
1.2. Характер, черты источников права
Среди такого рода черт и особенностей иудейского права следует указать прежде всего на его преимущественно императивный характер, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права.7
Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отношению к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу. В так называемом Синайском законодательстве в одном из изречений Бога пророку Моисею указывается прежде всего на то, чтобы: а) у Моисея и «богоизбранного народа» не было «других богов перед лицом Моим»; б) не делали себе кумира и «никакого изображения того, что на небе вверху и что на земле внизу, и что на воде ниже земли»; в) не поклонялись и не служили им; г) соблюдали все заповеди, идущие от Бога; д) не произносили имени Господа Бога «напрасно, ибо Господь не оставит без наказания тога, кто произносит имя его напрасно».
Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юридическими обязанностями в системе иудейского права являются обязанности, связанные с непременным соблюдением религиозных праздников. В священных книгах и писаниях - источниках иудейского права - особое внимание уделяется субботе. «Помни день субботний, чтобы святить его», - говорится в книге Исход. - Шесть дней работай и делан в них все дела твои», а «день седьмым - суббота Господу Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни (вол твой, ни осел твой, ни всякий) скот твой, ни пришелец, который в жилищах твоих». Субботний день считается освященным самим Богом и должен быть посвящен молению Богу.
Весьма важная группа обязанностей иудеев связана с жертвоприношениями и строгим соблюдением требований к ним и ритуалов. Согласно действующим правилам и ритуалам, жертва в виде животного «должна быть без порока, мужеского пола, из крупного скота, или овец, или коз», только тогда она «будет угодна Богу» и только тогда она принесет благоволение Бога. Жертва должна приноситься только иудеем, но «никем из посторонних». В Книге Левит в связи с этим особо запрещается приносить в жертву животных, взятых «из рук иноземцев», «потому что на них повреждение, порок на них; не приобретут они вам благоволения».
Среди других черт и особенностей иудейского права нужно обратить внимание на многофункциональный характер иудейского права, проявляющийся в том, что оно выполняет не только стандартные, свойственные любой правовой системе функции (регулятивные, воспитательные я др.), но и вместе с тем имеет и свои собственные, присущие только ему, специфические функции.8
Соблюдение одних и тех же законов, возникших на одной и той же религиозной основе, одних и тех же заповедей, обычаев, а позднее, национальных и иных традиций, несомненно, объединяло иудеев между собой независимо оттого, проживали они на своей исторической родине или в других странах» выступало одним из важнейших факторов формирования и сохранения их сообщества.
Помимо названных характерных черт и особенностей иудейского права, оказывающих, помимо всего прочего, значительное влияние на процесс формирования и развития его источников, следует также указать на такую его особенность, как ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран.
В отличие от ранних стадий своего развития и от других правовых систем современное иудейское право не имеет прямого регулятивного воздействия на все общественные отношения, возникающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного регулятивного воздействия в настоящее время - это система отношений, являющихся объектом регулирования при посредстве норм семейного права, точнее прежде всего система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов.
Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере - «компенсируется?- распространением его на евреев, проживающих в других странах. Здесь также речь идет о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков.9
В израильской юридической литературе в данной связи особо подчеркивается, что «иудейское право не претендует на универсальную или территориальную законность». Оно является «персональным правом каждого и всех евреев независимо от их места постоянного проживания, гражданства и даже веры». Ибо «еврей даже тогда, когда он принимает другую веру, все равно остается евреем, хотя он может при этом утратить определенные права».
Последнее предопределяется «библейским подходом к отождествлению религии с политическими институтами и определением верности Израилю не только в силу происхождения человека», но и его «новообращения», «прозелита», или, что одно и то же, его перехода в другую веру.
1.3. Принципы иудейского права
1. Принцип органического сочетания в данной правовой системе религиозного начала с этически, а позднее, по мере формирования нации, - с национальным началом.
2. Принцип мессианства и богоизбранности иудейского народа.
3. Принцип четкой и строгой последовательности в соблюдении законов, обычаев, обетов и заповедей.
4. Принцип поддержания верности своему Богу, «истинной вере» и своему народу.
5. Принцип кровной мести.10
В силу того, что иудейская религия признает в качестве священных книг только книги Ветхого Завета, последний зачастую называют «еврейской Библией».11
В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета делятся на три части. В первую группу входят книги Моисея, центральное место отводится законам и правилам жизни иудеев. Эту группу чаще называют Пятикнижием Моисея или же Торой. Традиционно Тора выступает самостоятельным источником права.
Во вторую группу священных книг иудеи относят ранние и более поздние книги пророков. Иудейское название этой группы книг Небиим. К третьей группе книг относятся все остальные книги под общим названием Кетубим.
Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, в исследовательской литературе нередко называют «Законами Завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию исходивших от иудейского Бога Яхве, фактически является пророк Моисей.
Одним из важнейших источников иудейского права является Талмуд. Разными авторами он определяется по-разному, однако общим для всех представлением о Талмуде как источнике иудейского права является то, что он, будучи собранием древних священных писаний, относящихся к периоду с 4 века до н.э. по 5 век н.э., содержит в себе не только тексты этих писаний, но и тексты их раввинских толкователей. В системе норм и догматов иудейского права, по мнению исследователей, им придается гораздо большее значение, чем первым.
Важными источниками иудейского права являются религиозные традиции и обычаи, касающиеся религиозных праздников, бытовых и семенных отношений, публичной сферы жизни религиозного и светского общества, ритуальных жертвоприношений.
Глава 2. Особенности форм права.
2.1 Понятие, виды источников иудейского права
Решая вопрос о понятии источника иудейского права, израильские авторы исходят из широко распространенного «в любой судебно-правовой системе» трехзначного значения термина «источник».
Это прежде всего: а) «записанные источники права», под которыми понимаются «все зарегистрированные источники, которые действуют в данной судебной системе», такие, например, как «сборники законов и постановлений» и др.; б) «Исторические источники права», под которыми имеются в виду те источники, которые «в результате исторических процессов стали источником определенной правовой нормы». При этом поясняется, что «в широком понимании к историческим источникам можно причислить любой фактор - экономический, общественный, моральный, который повлек за собой образование определенных правовых норм»; и в) «юридические источники права», под которыми подразумеваются «источники становления и образования права». Речь идет о «тех источниках и путях, которые адаптируются самой судебной системой для придания законной силы определенной правовой норме».
По мере своего развития иудейское право постепенно приобретало письменный, характер и освобождалось от свойственных ему прежде «иррациональных особенностей». Согласно заключению специалистов в области иудейского права уже примерно к 100г. «иррациональная» техника добывания судебных доказательств была заменена «рациональным способом правового мышления» и соответствующими ему методами добывания судебных доказательств. В результате такой эволюции иудейского права священные писания, отражавшие в себе многовековую человеческую мудрость, стали цениться в этом праве гораздо выше, нежели различные «небесные пророчества» в системе источников иудейского права они приобрели доминирующий характер и постепенно вышли на первый план.
Высокая значимость письменных источников иудейского права - священных писаний, как свидетельствует история, проявлялась самыми различными путями и постоянно сохранялась по все последующие времена.
Имеется в виду прежде всего Библия.12 Она представляет собой «сборник разновременных и разнохарактерных религиозных сочинений VIII в. до н. э. -II в, н. э», включая мифы о сотворении мира, исторические повествования, записи различных, отражающих в себе разнообразные социальные, политические и этические воззрения, норм.
По своей структуре Библия распадается на две основные составные части: Ветхий Завет, в состав которого вошли священные Книги, «которые были написаны до пришествия Христа и лишь пророчески Его предызображали» и Новый Завет, состоящий из Книг, которые «возникли уже после пришествия в мир Спасителя». Ветхий и Новый Завет складывается из Книг, которые делятся на главы, а последние в свою очередь - на стихи.
В силу того, что иудейская религия признает в качестве священных книг только книги Ветхого Завета, последний зачастую называют «еврейской Библией». В христианской богословской литературе все ветхозаветные книги в зависимости от их характера и содержания подразделяются на три основные группы: книги «законоположительно-исторические», книги «пророческие» и книги «поэтическо-назидательные». О сути и содержании каждой из этих групп в значительной мере свидетельствует их название. Разумеется, в плане рассмотрения иудейского права под углом зрения его форм, или источников права особый интерес представляет первая группа священных книг - книги «законоположителъно-исторические».
В иудейской религиозной литературе книги Ветхого Завета, так же как и в христианских богословских исследованиях, делятся на три части, хотя критерии такого подразделения и название этих групп книг разное. Так, в первую группу входят книги Моисея, центральное место в которых отводится законам и правилам жизнедеятельности иудеев. Эту группу священных книг чаще всего называют Пятикнижием Моисея или же Торой.13 В иудейской правовой системе Пятикнижие Моисея (Тора) выступает традиционно в качестве самостоятельного источника права.
Во вторую группу священных книг иудеи относят ранние более поздние книги пророков. Иудейское название данной группы книг - Небиим, Наконец, к третьей группе книг, согласно иудейской классификации, относятся все остальные священные книги под общим названием - Кетубим.
По свидетельству экспертов в области иудейского права до II в. до н.э. Пятикнижие Моисея (Тора) рассматривалось как одна книга позднее, «вероятно, по техническим причинам» книгу Моисея разделили на пять книг (свитков) с общим названием Пятикнижия. Каждая из них отличалась не только своим названием, но и содержанием.
Второзаконие, отмечают профессиональные толкователи Библии, «не есть кодификация каких-либо новых в отношении к изложенным в Книгах Исход, Левит, Числа законам постановлений». Оно представляет собой «нравственно-назидательное воспроизведение, в большинстве случаев, тех же законов, что записаны в означенных книгах». В юридической литературе Второзаконие зачастую рассматривается как самостоятельный источник иудейского права.
Особое внимание во Второзаконии уделяется таким регуляторам религиозной и обычной повседневной жизни иудеев, как заповеди, которые по своему характеру и содержанию подразделяются на два вида: заповеди устанавливающие обязанности человека перед богом и заповеди, регулирующие отношения людей друг с другом.
Не менее важное значение во Второзаконии, наряду с заповедями, авторами Библии и ее толкователями придается многочисленным и весьма разнообразным постановлениям и законам.
С помощью «законов и постановлений» в иудейском обществе регулировались практически все сферы повседневной жизни и деятельности людей.
Своего рода процессуальные нормы закрепляли порядок сбора и представления в суде свидетельских показаний и иных необходимых для принятия судебного решения материалов и доказательств. В частности, устанавливалось, что «если кто убьет человека, то убийцу должно убить по словам свидетелей; но одного свидетеля недостаточно, чтобы осудить на смерть».
Подобного рода процессуальные нормы закрепляли также порядок ответственности и порядок исполнения различных наказаний.
Законы и постановления, содержащиеся в Пятикнижии, включая естественно и те из них, которые составляют содержание Второзакония, в исследовательской литературе нередко называются «Законами завета» или «Законами Моисея». Последнее должно означать, что автором этих законов, по преданию исходивших от иудейского Бога Яхве, фактически является пророк Моисей.
Однако, как бы там ни было, Законы Моисея в системе иудейского права всегда существовали и существуют и вместе с другими источниками или видами права формируют его религиозный характер и содержание.
2.2 Правовая доктрина как основной источник иудейского права
Одним из древнейших источников иудейского права является доктрина. Она понимается в самом широком смысле, а именно и как писания богословов, и как мнения различных иудейских академических школ, и как раввинские идеи и взгляды относительно понимания и толкования различных библейских положений и текстов.
На ранних стадиях развития иудейского права доктрина играла решающую роль. Поэтому, как не без оснований утверждает профессор 3. Фальк, изучая иудейское право с момента его зарождения, мы должны обращать внимание прежде всего именно на «литературные источники», в которых содержатся различные идеи, положения и взгляды, оказавшие на него доминирующее влияние. В этот период, констатирует автор, «ни государство, ни другие социальные структуры не играли решающей роли в процессе формирования норм иудейского права и институтов». Эту роль выполняли «труды ученых-богословов, которые зачастую осуществляли функции и законодателей, и правоприменителей».
По мере развития иудейского права важность доктрины как источника права значительно уменьшилась. Она была вытеснена более прагматичными толкованиями раввинов и их судов.14 Однако доктрина как источник иудейского религиозного права в настоящее время сохраняется, и вместе с доктринами израильского светского права (такими, например, как доктрина «благоразумия») она продолжает играть определенную правообразующую, правоприменительную и правоохранительную роль.
Заключение
Следует отметить, что по сравнению с другими религиозными правовыми системами становление и развитие иудейского права сопряжено с его многочисленными изменениями, далеко не однозначными толкованиями содержащихся в нем норм, принципов и положений.
Проблема периодизации иудейской общественно-политической и правовой жизни далеко не проста и не маловажна для понимания сущности и выполняемой иудейским правом роли в жизни еврейского сообщества. Наиболее распространенными критериями периодизации процесса становления и развития правовой системы являются не столько «чисто» юридические, сколько «смешанные» с правовыми социально-политические критерии.
Необходимость поддержания и сохранения чистоты иудейской веры и вместе с тем религиозная нетерпимость в этот период обусловливались наряду с сугубо религиозными также и социально-экономическими причинами, ибо религиозные догматы и постулаты выступали и как стержень, главное звено иудейской религии, и как основа всего государственно-правового и общественного мироздания древних евреев.
Необходимо подчеркнуть преимущественно императивный характер иудейского права, преобладание в его системе прямых запретов, требований, всякого рода ограничений и обязанностей над правами и свободами субъектов иудейского права.
Среди многочисленных и разнообразных обязанностей по отношению к иудейской вере и к Богу главной для правоверного иудея является обязанность строгого соблюдения религиозных канонов и верности своему Богу.
Важнейшими этическими, религиозными и одновременно юридическими обязанностями в системе иудейского права являются обязанности, связанные с непременным соблюдением религиозных праздников. В священных книгах и писаниях источниках иудейского права особое внимание уделяется субботе. Субботний день считается освященным самим Богом и должен быть посвящен молению Богу.
Нужно обратить внимание на многофункциональный характер иудейского права, проявляющийся в том, что оно выполняет не только стандартные функции, свойственные любой правовой системе (регулятивные, воспитательные и др.), но вместе с тем имеет и свои собственные, только ему присущие, специфические функции.
Следует учесть ограниченный характер прямого регулятивного воздействия иудейского права на израильское общество и распространение его на евреев, проживающих на территории других стран. В отличии от ранних стадий своего развития и от других правовых систем современное иудейское право не имеет прямого регулятивного воздействия на все общественные отношения, возникающие в пределах израильского общества и государства. Сфера его непосредственного регулятивного воздействия в настоящее время это система отношений, являющихся объектом регулирования при посредстве норм семейного права, прежде всего система отношений, возникающих между людьми в процессе и в результате бракосочетания и разводов. Кроме того, иудейское право регулирует отношения, касающиеся иудейского религиозного милосердия и богослужения, а также вопросы бракосочетаний и разводов «иностранных евреев», проживающих в Израиле.
Ограниченный характер непосредственного регулятивного воздействия иудейского религиозного права внутри израильского общества в определенной мере компенсируется распространением его на евреев, проживающих в других странах. Здесь также идет речь о религиозных нормах, обычаях и ритуалах, касающихся прежде всего заключения и расторжения браков.
Список используемой литературы
1. Пилкингтон С. М. Иудаизм /Пер. с англ. Е. Г. Богдановой./ М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008.
2. Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье, 2010.
3. Беленький М. Р. Что такое Талмуд. Очерк истории. М., 1970.
4. Элон М. Еврейское право. СПБ, 2009.
5. Лопухин А.П., Законодательство Моисея. Суд над Иисусом Христом. Вавилонский царь правды Аммураби / Под редакцией и с предисловием профессора В.А. Томсинова. М., Зерцало, 2010.
6. Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. М: МГИМО, 2009.
7. Бачинин В. А. О Моисеевом законе и декалоге как источнике современного права // Военно-юридический аппарат. 2008. № 12.
8. Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 1. Ветхий Завет // Пер. с англ. СПб, 2007.
9. Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека и религия: Хрестоматия. М., 2011.
10. О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы (в извлечениях). М., 2006.
11. Государство Израиль // Страны мира: краткий политико-экономический справочник. М., 2003.
12. Сафронова Е.С. Государственно-церковные отношения в Израиле. М., 2009.
13. Мировой опыт государственно-церковных отношений. М.: РАГС, 2009.
14. Пучков П.И. Современная география религий. М., 2003.
15. Гутман Э. Политическая система Израиля. Телль Авив, 1976.
16. Карасова Т.А. Правящая элита Израиля. Институт изучения Израиля и Ближнего Востока. М., 2009.
3Элон М. Еврейское право. СПБ, 2009. С.73.
4 Пилкингтон С. М. Иудаизм /Пер. с англ. Е. Г. Богдановой./ М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. С. 135.
5Пилкингтон С. М. Иудаизм /Пер. с англ. Е. Г. Богдановой./ М.: ФАИР-ПРЕСС, 2008. С. 137.
6 Гутман Э. Политическая система Израиля. Телль Авив, 1976. С.188.
7Исаев М.А. Курс лекций по истории права и государства зарубежных стран. М: МГИМО, 2009. С.96.
8О свободе совести, вероисповеданий и религиозных объединениях: Российские и международные правовые документы (в извлечениях). М., 2006. С. 111.
9 Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека и религия: Хрестоматия. М., 2011. С. 239.
10 Элон М. Еврейское право. СПБ, 2009. С. 78.
11Библейский культурно-исторический комментарий: В 2 ч. Ч. 1. Ветхий Завет // Пер. с англ. СПб, 2007. С. 51.
12 Хубер В. Права человека и библейское законодательство // Права человека и религия: Хрестоматия. М., 2011. С. 241.
13 Бачинин В. А. О Моисеевом законе и декалоге как источнике современного права // Военно-юридический аппарат. 2008. № 12. С. 18.
14 Омельченко О. Всеобщая история государства и права. В 2-х т. 3-е изд., испр. - М.: ТОН-Остожье, 2010. С. 117.