Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Министерство образования и науки Республики Казахстан «Атырауский государственный университет им. Х.Досмухамедова»
Реферат
Тема: «Саки. Политическая история ,хозяйство и культура.»
Выполнил: Студент 1 курса факультета «Педагогики, психологии и искусства» Дизайн 123 группы Тiлепов Э.С.
Научный руководитель: профессор истории Казахстана Каленова Г.Б.
Атырау 2014-2015
Содержание:
Саки_________________________________________________1-2
Хозяйство саков _____________________________________3-4
Культура саков_______________________________________5
Памятники сакской культуры__________________________6
Религия саков________________________________________7-8
Заключение__________________________________________9
Саки.
Эпоху господства в казахстанских и уральских степях саков и сарматов принято обозначать «раннежелезный век», «эпоха ранних кочевников», «скифская эпоха». Скифами их назвали греки (скуда, сколоты и др). Они жили в Причерноморье.
Как же называли себя «скифские» племена, кочевавшие к востоку от «Волги»? Первый по времени ответ на этот вопрос содержится в скальной надписи Дария (522 486 гг. до н.э.), в Бехистунской надписи; там племена, жившие за Сыр-Дарьей названы саки. Герадот («История» была завершена между 430-424 гг. до н.э.) утверждает: «персы всех скифов называют саками». В этот термин сака входят: скуда, сколоты, дахи, массагеты, сарматы, иседоны, аримаспы, каспи и т.д.
Конец первого тысячелетия до н.э. и начало нашей эры являются переломным моментом в истории Казахстана. В хозяйственной жизни населения Центральной Азии и Казахстана произошли серьезные изменения, связанные с изобретением железа и переходом на кочевой способ производства. В обществе произошло имущественная дифференциация, а это привело в свою очередь появлению различных социальных групп. Социальное расслоение всего общества требовало появления силы, способной регулировать отношения между социальными группами. Такой силой стало государство. Первые государственные объединения на территории Казахстана образовались в І тысячелетии до н.э. В Семиречье складывается сакско-усуньское объединение. Приаралье-Кангюйское, Северо-восточной части Казахстана гунское государственное объединение.
В VІІІ ІV вв. до н.э. вся территория от Черного и Каспийского морей до гор Тянь-Шаня была населена племенами, которые получили название саков.
У ранних саков общественные отношения были патриархально-родовые отношения.
В основе физического типа саков лежит европеоидный облик, унаследованный от населения эпохи бронзы. Вместе с тем установлено, что с начало сакской эпохи у обитателей казахских степей появляются монголоидные черты азиатского происхождения.
В первом тыс. до н.э. племена, жившие на территории Казахстана, перешли к кочевому скотоводству и к этому времени окончательно сложились союзы родственных племен. Во главе племенного союза стоял избранный народом (Вече) вождь, он же царь, верховный жрец.
Сакские «цари» и «царицы» обладали большой властью, они решали вопросы войны и мира, посылали послов и заключали союзы, возглавляли войска, регулировали отношения между племенами. Царская власть сохранялась в одном роду.
Чтобы решать важные вопросы (внутренние и внешние) все полноправные члены общества периодически собирались народное Вече. Такой политический строй можно назвать прямой демократией, т.к. общинники напрямую, без каких-либо посредников, участвовали в принятии решении. Политический строй саков можно также назвать военно-кочевой демократией, т.к. полноправными членами общины были только вооруженные мужчины, воины.
После царя на первом месте в сакском государстве были сатрапы, т.е. поставленные царем управители местности или племени, после сатрапов шли «могущественные мужи» скифской знати, т.е. военно-племенная аристократия. В основном они и были опорой царя. Основное население страны рядовые общинники.
Хозяйство саков.
Племена саков сочетали три вида скотоводства: кочевое, полукочевое и оседлое. Саки разводили, главным образом, овец, лошадей и в небольшом количестве рогатый скот. Они со своими стадами кочевали на широких степных просторах. Только саки Южного Казахстана и Ферганы жили оседло и занимались земледелием. Скот и продукты скотоводства быстро приобрели меновую функцию и создали все условия для торговли кочевого мира с оседлыми государствами.
На базе скотоводческого сырья развивалось ремесло. Изготовляли колесный транспорт, кожаную и деревянную посуду, колчаны, короткие мечи-ножы и другие вещи, необходимые для кочевой и полукочевой жизни.
Материальная культура и общественный строй сакских племен Казахстана имеет значительное сходство с племенами Южной Сибири, а также со скифами, населявшими в то время степные районы европейской части Росси и Украины. Сходство было так сильно, что многие греческие авторы называли их восточными скифами. Кочевой быт, постоянные контакты между степными племенами Европы и Азии, совместное участие саков и скифов в восточных походах с страны Передней Азии способствовали появлению общих элементов в материальной культуре. Сакские племена делились на три группы: заморские или заречные саки, саки, изготовляющие напиток хаому; саки, носящие остроконечные шапки.
Скотоводство - основной вид хозяйства. Многочисленные источники называют саков скотоводами. Они разводили лошадей, крупный и мелкий рогатый скот. Питались они мясом домашних животных, рыбой, которую им доставляли реки, молочными продуктами. Саки были великолепными наездниками и стрелками из лука.
Господствующее место в хозяйстве саков занимало скотоводство, в сочетании с земледелием. Исследования казахстанских археологов последних лет показали, что форма хозяйства саков во многом определялась природными условиями, близостью к городским центрам, торговым путям и представляла смешанный тип хозяйства и смешанный образ жизни: оседло-кочевой. Скотоводство у саков имело множество вариантов: от кочевого до пастушеского (отгонного). В степях Западного и отчасти Центрального Казахстана встречалось кочевое скотоводство, для которого были характерны длительные перекочевки с летних на зимние пастбища. Весь год кочевники со своими стадами и имуществом проводили в степях, пустынях и полупустынях. Мужчины ехали на лошадях, женщины и дети, старики - в повозках, крытых войлоком. Зиму они проводили на зимовках, расположенных в песках, где ветер сдувал снег и обнажал землю с высохшей травой, либо по берегам рек и озер, в местах, где сохранялся подножный корм для скота. Зимние стоянки не были долговременными.
Основными видами скота у кочевников были лошадь, овца и верблюд - наиболее приспособленные для дальних кочевок.
Полукочевой вид скотоводства требовал наличия постоянных зимних и летних стоянок. На зимних строились жилища - землянки и полуземлянки. Часть населения оставалась на этих стоянках и летом, занималась хлебопашеством, косила травы, заготавливая припасы на зиму. Полукочевое скотоводство было распространено в степных просторах и высокогорных местностях в Восточном Казахстане, Семиречье, ряде районов Центрального и Западного Казахстана, у подножия Тянь-Шаня и Алтайских гор. Еще один вид скотоводства - оседлое. При нем большая часть населения вела оседлый образ жизни и занималась земледелием, а другая, вместе со скотом откочевывала на летние и зимние пастбища. Было распространено оно на юге Казахстана, в долинах Сырдарьи, Чу, Келеса, где имелись естественные йодные ресурсы и богатые пастбища и луга. Здесь преобладало поливное земледелие, а в стаде было много крупного рогатого скота.
Коневодство было одним из важнейших направлений скотоводства саков. По костным материалам из раскопок в Центральном Казахстане установлены два вида лошадей. Это низкорослая толстоногая, с массивной головой и туловищем лошадь и рослая, стройная, которую использовали под седло вооруженные всадники. Наиболее крупные, резвые лошади принадлежали вождям и знатным воинам. Лучшие строевые кони ценились кочевниками очень высоко, они же, в случае смерти хозяина, сопровождали его в "потусторонний мир".
Важную роль в скотоводстве играли бараны, дававшие мясо, шерсть и шкуры. Были распространенные крупные животные, близкие современной породе курдючных овец. Они были стойки к суровым условиям, неутомимы в больших перегонах, способны к тебеневке, довольствовались скудными пастбищами, быстро набирали вес. В степных и полу степных районах Западного и Южного Казахстана у саков было развито верблюдоводство. Верблюд использовался как верховое и вьючное животное. Он давал шерсть, мясо и молоко. При кочевом и полукочевом хозяйстве верблюды круглый год оставались под открытым небом.
Меньшую роль в хозяйстве саков играл крупный рогатый скот, потому что коровы, в отличие от лошадей и овец, не могут круглый год обходиться подножным кормом. Кочевникам удалось вывести такую породу коров, приспособленную к кочевой жизни. Породу отличала сравнительно низкая продуктивность, малый вес, неприхотливость в пище и густой шерстяной покров, спасающий от холода.У большинства сакских племен скотоводство сочеталось с земледелием. Выращивали просо, ячмень, пшеницу. На юге, в долине Сырдарьи рядом с сакскими поселениями Чирик-рабат, Бабиш-мулла найдены древние поля, которые орошались с помощью каналов. Саки - земледельцы строили себе глинобитные дома, а там, где было много леса деревянные. Со временем у оседлого сакского населения появились не только селения, но и города, в которых процветали ремесла и торговля.
Культура саков.
В ходе объединения отдельных племен в племенные союзы складывались для всего союза племен культура и язык. Это было необходимым условием для существования людских коллективов.
Скифы саки создали высокую культуру для того времени, влияние которой сказалось на огромных просторах Восточной Европы, Западной и Центральной Азии. Сакская культура общность, включавшая Северное Причерноморье и Крым, Евразийскую аридную зону, степь, служила звеном между Передней, Средней Азией и Европой. Культурные связи и торговые отношения возникли несколько раньше, в эпоху поздней бронзы и в киммерийское время, но культурное общения народов никогда не достигало тех высот, каких оно достигло при саках.
Среди наиболее ярких и запоминающихся проявлений художественного творчества племен сакского времени особое место занимает прикладное искусство.
Главным компонентом в искусстве саков был «звериный стиль»; сложившийся в VІІ VІ вв. до н.э. Это образы различных животных, которыми оформлялись предметы быта: одежда, посуда, оружие.
Творчество древних художников находилось в живом и многообразном взаимодействии с конкретными образоми животного мира. Из казахстанской фауны чаще всего встречаются изображения архара, тигра и дикого кабана, марала и верблюда, степного орла и реже сайги, волка и зайца. Разнообразным было и художественное воплащение звериных образов. Они исполнялись в круглой скульптуре, в силуэтном и линейном рисунках. Материалом для изготовления данных изделии служили не только золото, серебро, бронза и железо, но и широкое распространение получили резьба по кости и рогу, аппликации, мозаичное шитье из разноцветного войлока и кожи.
Памятники сакской культуры.
Раскопки сакских курганов больше знакомят нас с образцами «Звериного стиля» древних кочевников Казахстана. Известны пряжки с изображением голов горного барана и грифона из могильника Уйгаран (VII VI вв. до н.э.) в низовьях Сырдарии, бронзовые пластины в виде сдвоенных головок лошадей, золотые обкладки ножен, меча с изображением головы барана и двух лежащих фантастических чудовищ из могильника Тагискен (VI в. до н.э.), а также другие выдающиеся находки: фигурки горных козлов, золотые бляшки из фольги в виде тигроподобных животных из курганов Тасмалы (VII VI вв. до н.э.) в Павлодарской области, бронзовая пряжка со сценой нападения тигра на верблюда и ременная накладка в виде фантастического животного и двух орлов, бляха из рога в виде свернувшегося кабана из могильника Карамурун погребения IV III вв. до н.э.
Наиболее известный памятник эпохи саков курган Иссык, расположенный в 50 км восточнее Алматы в предгорьях Заилийского Алатау. Он входит в Иссыкский могильник, состоящий из более 40 курганов. Его открытие произошло в 1969 году. В кургане диаметром 60 м и высотой 7 м было обнаружено погребение «Золотого человека», датированное концом IV III веком до нашей эры.
Кочевники жили в войлочных юртах и жилищах из саманного кирпича. Кочевали саки в крытых повозках (кибитках), которые служили для них жилищем, повозки защищали их от дождя, снега и ветра (войлочная).
Во время перекочевок мужчины ехали на конях, а женщины и дети в повозках. Носили они высокие остроконечные шапки, облегающие кафтаны до колен, опоясанные ремнем, узкие штаны и бескаблучную обувь.
Религия саков.
Доминирующей формой религиозных верований у саков был культ предков, поэтому в могилу рядом с покойниками они клали часть его имущества. Для того, чтобы сохранить труп, саки применяли бальзамирование. Также приклонялись солнцу и огню, раннеиранские источники говорят, что тогда существовали религиозные представления, как анимизм, тотемизм и магия.
Таким образом, культура саков достигла высокой степени развития.
У насельников Казахстана в середине первого тысячелетия до н.э. начался процесс разложения первобытнообщинного строя и образование классов, но проходил этот процесс очень медленно.
В ІІІ в. до н.э. названия древнейших племен саков стали исчезать из исторических источников. Это случилось потому, что новые пришельцы завоеватели давали другие названия племенным союзам.
Однако названия одного из древнейших сакских племен каспиев сохранилась в названии Каспийского моря.
Племена саков на территории Казахстана смешались с другими племенами- усунями, канглами, аланами. С этого времени (ІІІ в.до н.э.) мы уже можем говорить о ранних государствах кочевников Центральной Азии.
Религиозные представления саков имели ярко выраженную военную окраску. Главным у них был культ вождя и царя. Об этом говорит захоронение в иссыкском кургане вождя или царя союза племени. По одежде и регалиям видно, что саки отождествляли его с солнечным божеством. У них Солнце было владыкой. Изображения на головном уборе имели символическое значение. "Золотые горы" и "деревья", нашитые по окружности шапки, представляют картину мира, подвластного солнечному владыке. Считалось, что вождь находится в центре вселенной и, как Солнце, обозревает ее со всех сторон.
Саки Семиречья устраивали календарные праздники в предгорьях на пути к летним пастбищам весной и развращаясь с них осенью, когда нагулявшие жир табуны коней и отары баранов спускались с альпийских лугов в предгорья. В святилищах, где находились алтари и жертвенники, приносили жертвы богам, совершали обряды достижения плодородия, связанные с соблюдением культа предков и культа огня. Археологи по находкам определили, что у саков Семиречья существовали "храмы огня".
С VII в. до н. э. у населения обширной зоны степей Сибири, Казахстана, Поволжья и юга Европы возникло своеобразное и яркое явление в искусстве, так называемый звериный стиль. Главной темой его были изображения зверей и мифических чудовищ. Ими украшались бронзовые котлы, жертвенники, оружие, одежда и конская сбруя.
Саки поклонялись силам природы - солнцу, ветру грозе, грому, которые представлялись им в образе богов. А боги, по их представлениям, перевоплощались в различных животных и птиц. Боги воплощались и в фантастических зверей, таких, как крылатые кони-грифоны Популярность этих образов в мифологии и фольклоре саков вызвала к жизни "звериный стиль" в их искусстве.
Конь в мифологии саков связывался с солнцем и огнем, кабан - с культом бога грома. Сюжетной основой искусства "звериного стиля" были сохранившиеся с глубокой древности мифы о происхождении людей от различных животных. Предком рода, племени обязательно выступал какой-либо зверь: олень, волк, горный козел, тигр, степной орел и другие. Вещи с изображением зверей считались священными, играли роль талисманов и амулетов. Зверь, украшавший оружие, будто бы помогал воину в битве, делал его неуязвимым и бесстрашным.
Сакский "звериный стиль" в искусстве сложился как закономерное выражение мировоззрения сакских племен, как воплощение в изобразительном искусстве их мифологии, как особая знаковая система для выражения идеологии кочевников. Этот стиль художественного творчества в III-I вв. до н. э. постепенно утратил реалистическую основу, превратился в орнаментальную схему. В начале нашей эры яркое искусство звериного стиля исчезает вовсе.
Заключение
Саки достигли высокого уровня в создании своеобразной кочевой цивилизации, характеризующейся государственным уровнем общественного устройства, своеобразной материальной культурой и искусством. В это время на территории Казахстана появляется население, говорящее на прототюркских языках.
Сегодня Казахстан занимает среди государств мира по своей территории девятое место и площадь ее составляет два миллиона семьсот семнадцать тысяч квадратных километров. Она располагает также богатыми природными людскими ресурсами. Численность населения составляет по данным тысяча девятьсот девяносто четвертого года шестнадцать миллионов девятьсот сорок две тысячи человек и занимает в мире двадцать девятое место. Шестнадцатого декабря тысяча девятьсот девяносто первого года была принята Декларация о государственном суверенитете Республики Казахстан. Это стало поворотной вехой в истории нашего государства: вступил в широкие экономические, дипломатические, политические и культурные связи со многими странами мира; стал родиной многих народов, независимо от этнической и языковой принадлежности.