Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Оглядываясь назад я могу сказать что мы начинали на пустом точнее пугающем своей опустошенностью мес

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

В своей Нобелевской речи (1987) Иосиф Бродский (1940— 1996)

говорил о культурной миссии, выпавшей на долю его поколения:

«Оглядываясь назад, я могу сказать, что мы начинали на пустом —

точнее, пугающем своей опустошенностью — месте и что скорей

интуитивно, чем сознательно, мь^ стремились именно к созданию

эффекта непрерывности культуры, к восстановлению ее форм

и~Тропов, к наполнению ее немногих уцелевших и часто совершенно

скомпрометированных форм нашим собственным, новым

или казавшимся таковым современным содержанием.

Существовал, вероятно, другой путь — путь дальнейшей деформации,

поэтики осколков и развалин, минимализма, пресекшегося

дыхания. <...> Мы отказались от него, потому что выбор

на самом деле был не наш, а выбор культуры — и выбор этот был

опять-таки эстетический, а не нравственный»1. "

1 Все цитаты из Бродского приводятся по изданию: Бродский И.Л. Сочинения:

В 4 т . - С П б . , 1992-1994.

641

Может показаться, что первый вариант — «создание эффекта

непрерывности культуры» ориентирован на классическую парадигму,

а второй — «поэтика осколков и развалин» представляет

постмодернизм и в особенности концептуализм. Однако это верно

лишь отчасти. Второй путь действительно прямо соотносится с

художественной практикой постмодернизма (от «лианозовцев» и

Вен. Ерофеева до Пригова, Сорокина, Рубинштейна, Пелевина),

в котором «диалог с хаосом» приобретает значение ведущей художественной

стратегии. Но «создание эффекта непрерывности культуры

» для самого Бродского означало возвращение не к классической

для России традиции реализма XIX века, а возрождение

опыта модернизма в лице Ахматовой, Мандельштама, Цветаевой,

Элиота, Одена.

Важной составляющей подхода Бродского к проблеме непрерывности

культуры является его мысль о поэте как «инструменте

языка»: «...Кто-кто, а поэт всегда знает, что то, что в просторечии

именуется голосом Музы, есть на самом деле диктат языка; что не

язык является его инструментом, а он средством языка к продолжению

своего существования. Язык же — даже если представить

его как некое одушевленное существо (что было бы справедливым)

— к этическому выбору не способен. <...>

Зависимость эта — абсолютная, деспотическая, но она же и

раскрепощает».

«Такая степень зависимости от языка была свойственна, может

быть, только двум русским поэтам — Хлебникову и Цветаевой,

стилистическое родство с которыми ощутимо в поэтике Бродского

в большей мере, чем духовное родство с Ахматовой», — отмечает

В. Полухина1. Это утверждение не бесспорно (близкие Бродскому

высказывания о языке можно найти и у Мандельштама, и

даже у Маяковского), но важно в данном случае, что такое отношение

к языку характерно для модернизма и авангарда (Хлебников).

Следование за «шумом языка», музыкальный слух к отпечатавшимся

в языке культурным архетипам является важнейшим

условием свободы поэта — свободы от «суеты» в самом широком

понимании этого слова: в этом отношении Бродский прямо продолжает

модернистскую традицию, и его опыт личного общения с

Ахматовой придает этой преемственности особую убедительность2.

Но в предлагаемой Бродским интерпретации зависимости поэта

от языка есть два очень существенных положения, которые противоречат

философии модернизма. Одно из этих противоречий ведет

к постмодернизму, другое — к классической парадигме.

1 Полухина В. Грамматика метафоры и художественный смысл / / Поэтика

Бродского / Под ред. Л. В.Лосева. — Tenafly, 1986. — С. 64.

2 См.: Винокурова И. Иосиф Бродский и русская поэтическая традиция / / Иосиф

Бродский: Творчество, личность, судьба. — СПб., 1998. — С.124—128.

642

С одной стороны, по Бродскому, власть языка принципиально

лишена этического содержания, безразлична к категориям добра

и зяа^— и соответственно, нравственно индифферентным не может

не быть верный языку, то есть подлинный, по Бродскому,

поэт. В таком понимании «язык» приближается к «архе-письму» в

философии деконструкции Жака Деррида — подсознательному

языку, прорывающемуся сквозь текст и нередко разрушающему

его внешнюю логику путем наслоения на то, что автор хотел сказать,

множества противоречивых значений. Обнажение «архе-пись-

ма», или деконструкция, превращает любой текст в принципиально

неоднозначное, и потому решительно не поддающееся моральной

и идеологической интерпретации единство1.,^

С другой стороны, как справедливо замечает Я. Гордин, у Бродского

«впервые... в качестве абсолюта выбран сам язык и превращен

в некую модель мира, очищенную, гармонизированную,

живущую по более совершенным законам, чем мир как таковой.

И он выбран, не знаю, насколько это полностью осознано, но

выбран как идеальная модель существования мира, гармоническое

отношение к которой оправдывает существование поэта, если

он живет внутри этой сферы, а не по ее поверхности. <...> Это

поиски незыблемой и родной опоры...»2 Ориентация на поиски

объективного и надличного абсолюта характерна именно для классической,

а не модернистской парадигмы. Подвластность поэта и

поэтического слова некой высшей безличной силе — Богу, народу,

государству, канону, правде, идеалу — важнейший постулат

классической эстетики: его различные версии воплощены в средневековой

этикетности, классицистской нормативности, романтической

иронии, реалистической типизации. Язык традиционно

не воспринимался как абсолют, а лишь как средство достижения

поэтической гармонии; внимание к языку как к важнейшей онтологической

силе рождено культурой модернизма и постмодернизма.

Но полемическая направленность «бродской» концепции языка

против модернизма видится в том, что власть языка, по Брод-

1 Высказывания Деррида об отношении между автором и языком подчас

очень близки к тому, о чем говорит Бродский. В книге «Writing and Difference»

Деррида пишет: «Слова выбирают поэта. <...> Искусство писателя состоит в том,

чтобы мало-помалу выполнять волю и интерес слов... так, постепенно книга

окончит меня» (Chicago, 1978. — Р. 65). Современный исследователь так комментирует

эту концепцию Деррида: «Свобода письма двусмысленна, так как соединяет

в себе дар богоизбранности с богооставленностью, это награда пустотой,

изгнанием, одиночеством, избранничеством» {Черняева Н.Л. Поэтика подвластности

письму / / Русская литература XX века: Направления и течения. — Екатеринбург,

1995. — Вып. 2. — С. 34). Как мы увидим ниже, комбинация именно этих

составляющих характерна и для художественной философии Бродского.

2 Бродский глазами современников. — СПб., 1998. — С. 63 — 64. С утверждением

Я. Гордина перекликается: Глушко А. Лингводицея Иосифа Бродского / / Иосиф

Бродский: Творчество, личность, судьба. — С. 143, 144.

643

скому, лишает поэта права на роль центра мироздания, на роль

нового бога, творящего свой собственный субъективный универсум

— тезис, принципиальный для эстетики модернизма. В своих

зрелых стихах Бродский высказывается на этот счет предельно

жестко: «...воображать себя/ центром даже невзрачного мироздания/

непристойно и невыносимо». По Бродскому, именно нерав-

ность человека Богу, не центральное, и более того, по-человечески

отчаянное и безнадежное положение поэта в мире, придает

поэтическому слову ту «отчетливость», которая сохраняется на

века — в языке:

Бог сохраняет все; особенно — слова

прощенья и любви, как собственный свой голос.

В них бьется рваный пульс, в них слышен костный хруст,

и заступ в них стучит; ровны и глуховаты,

затем что жизнь — одна, они из смертных уст

звучат отчетливей, чем из надмирной ваты.

(«На столетие Ахматовой», 1989)

«Поэтика Бродского — это продолжение и развитие (или "сверхразвитие")

семантической поэтики акмеистов», — говорит Томас

Венцлова1. «Бродский для меня не только поэт 1960-х годов,

но и первый русский поэт постмодерна», — утверждает Виктор

Кривулин2. О противоположности Бродского авангарду и постмодернизму

рассуждает Ольга Седакова: «Преодоление я вижу и в

его верности культуре, на фоне контр-культурных движений, и

наших, и западных. Они борются с культурой, а Бродский видит

в ней предмет любви, средство против расчеловечивания человека

»3. Даже простое сопоставление этих высказываний показывает,

что эстетика Бродского строится как радикальная попытка синтеза

классических, модернистских и постмодернистских тенденций,

и потому, казалось бы, противоречивые характеристики не опровергают

друг друга, а высвечивают различные стороны проделанного

Бродским художественного эксперимента.




1. Как правильно кормить грудью
2. личность употребляется только по отношению к человеку и притом начиная лишь с некоторого этапа его развит
3. Корректирующие коды
4.  Предмет завдання та історіографія курсу історія України Уже із назви курсу ldquo;Історія Україниrdquo; випли
5. Роль, место и задачи по координации действий территориальных и функциональных органов ГО и ЧС при ликвидации чрезвычайных ситуаций
6. Лабораторная работа 7 по дисциплине ldquo;Теория вероятностей вероятностные процессы и математическая ста
7. Лекция 3. Синапс 1 Опишите общее строение синапса
8. Влияние дисперсности алюминия и каталитических добавок на характеристики горения систем на основе активного горючего-связующего
9. А ~ абсолютная экономическая состоятельность то есть предприятие находится в состоянии абсолютного равно
10. ы да ы Слезы поскорей утри.
11. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата технічних наук Лу
12. СанктПетербургский государственный университет культуры и искусств Факультет музееведени
13. Задание 1 На основании данных таблицы 1 составить рейтинговую таблицу по критерию ликвидности банков
14. Конкуренция и ее виды
15. О концепциях стиля русского искусства XVII века в отечественном искусствознании
16. Модуль Ботаника Выберите один правильный и полный ответ 1
17. I Правление Александра I 1801 1825 гг
18. молекулярное учение согласно которому- атом ~ наименьшая частица химического элемента являющаяся носите
19. тематики Самойлов С
20. ой страницы Права доступа М 1 23 RW Страница ’23