Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

наблюдалось взаимодействие двух течений- классицизма и романтизма

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

В ИЗО Беларуси конца 18 – первой половины 19 вв. наблюдалось взаимодействие двух течений: классицизма и романтизма. Классицизм был официальным стилем, которого придерживалась Петербургская Академия  художеств. Однако в ИЗО проникали и элементы романтизма.

Классици́зм (фр. classicisme, от лат. classicus — образцовый) — художественный стиль и эстетическое направление в европейском искусстве XVIIXIX вв.

В основе классицизма лежат идеи рационализма, которые формировались одновременно с такими же идеями в философииДекарта. Художественное произведение, с точки зрения классицизма, должно строиться на основании строгих канонов, тем самым обнаруживая стройность и логичность самого мироздания. Интерес для классицизма представляет только вечное, неизменное — в каждом явлении он стремится распознать только существенные, типологические черты, отбрасывая случайные индивидуальные признаки. Эстетика классицизма придаёт огромное значение общественно-воспитательной функции искусства. Многие правила и каноны классицизм берет из античного искусства (АристотельГораций).

В XIX веке живопись классицизма вступает в полосу кризиса и становится силой, сдерживающей развитие искусства. При сохранении языка классицизма в произведениях зачастую имели место романтические сюжеты,портретные работы отмечены тонкой идеализацией модели. Художники в других странах (как, напр., Карл Брюллов) также наполняли классицистические по форме произведения духом романтизма; это сочетание получило название академизма. Его рассадниками служили многочисленные академии художеств. В середине XIX века против консерватизма академического истеблишмента бунтовало тяготеющее к реализму молодое поколение, представленное во Франции кружком Курбе, а в России — передвижниками.

Романти́зм (фр. romantisme) — явление европейской культуры в XVIIIXIX веках, представляющее собой реакцию на Просвещение и стимулированный им научно-технический прогресс; идейное и художественное направление в европейской и американской культуре конца XVIII века — первой половины XIX века. Характеризуется утверждением самоценности духовно-творческой жизни личности, изображением сильных (зачастую бунтарских) страстей и характеров, одухотворённой и целительной природы. Распространилось на различные сферы деятельности человека. В XVIII веке романтическим называли всё странное, фантастическое, живописное и существующее в книгах, а не в действительности. В начале XIX века романтизм стал обозначением нового направления, противоположного[1] классицизму и Просвещению.

Развитие романтизма в живописи протекало в острой полемике с приверженцами классицизма. Романтики укоряли своих предшественников в «холодной рассудочности» и отсутствии «движения жизни». В 20-30-х годах работы многих художников отличались патетикой, нервной возбуждённостью; в них наметилось тяготение к экзотическим мотивам и игре воображения, способного увести от «тусклой повседневности». Борьба против застывших классицистских норм длилась долго, почти полстолетия. Первым, кому удалось закрепить новое направление и «оправдать» романтизм, был Теодор Жерико.

Ярким представителем романтизма был Валентий Ванькович

Ванькович Валентий-Вильгельм (14 февраля 1800, д. КалюжицыИгуменского уезда Минской губернии (сейчас Березинский район Минской области) ― 12 мая 1842ПарижФранция) ― белорусскийживописец, представитель романтизма. Родился в среднезажиточной дворянской (шляхетской) семье игуменского уездного судьи Мельхиора Ваньковича и Схоластики Горецкой. Детские годы прошли в Слепянке (ныне — окрестность Минска). Учился в Полоцком иезуитском коллегиуме, затем в Виленском университете (1818—1824) у Яна Рустема и в Петербургской Академии художеств (с 1824). Позже жил в доме своего брата Эдварда Ваньковича (ныне ул. Интернациональная, дом сохранился), там же бывали его друзья ―Станислав МонюшкоВинцент Дунин-Марцинкевич и др. Имел усадьбу в тогдашнем пригороде Минска Малой Слепянке (дом не сохранился), где устроил мастерскую[1].

В 1839 выехал за границу.

Молодой Ванькович в свободное от учёбы время читал старые книги, собранные в библиотеке иезуитов, и копировал картины, находящиеся в монастыре. Заканчивая шестой класс, он уже умел рисовать миниатюры и портреты маслом, совершенствуя рисунок и цвет.

Но только Вильно дал по настоящему проявиться таланту 16-ти летнего юноши. Он записался в университет Стефана Батория, и его приняли на факультет рисования после представления своих работ.

Вскоре, на первой художественной выставке факультета изящных искусств, молодой художник получает широкое признание своего творчества, превосходя своих коллег получением первой награды.

Около 1821 года Ванькович знакомится в университете с земляком ― Адамом Мицкевичем. Они слушали один и тот же курс лекций, быстро подружились.

Профессора любили Ваньковича за скромность, а больше всех гордился им сам Ян Рустем, в то время они работали в одной мастерской. Ваньковича направили от Виленского университета на обучение в Петербург.

Здесь он приобретает все большее признание. После четырёх лет кропотливого обучения возвращается обратно с золотой медалью.

После 1830 года рисование миниатюр перестало интересовать художника, его привлекало теперь только историческая тематика, и только в этом направлении он хотел работать.

днако и до его имения в Слепянке дошло влияние науки Анджея Товяньского. Это негативно отразилось на творческом запале художника. Вначале в нём ещё был жив давний энтузиазм. Ванькович был человеком амбициозным, но успехи в Вильно и Петербурге не имели продолжения. Однако, в сорокалетнем художнике вновь пробудилась жажда новых успехов. Он оставил свой дом и страну, и уехал за границу.

В Париже он приобщился к белорусско-польской эмигрантской среде, вновь оказался близ Адама Мицкевича. Здесь Ванькович подпал под сильное влияние мистицизма и товианизма. Единственным настоящим другом среди этой духовной борьбы оставался Мицкевич, к которому он переехал в последние дни своей жизни.

Творчество связано с художественной жизнью Белоруссии и России. Автор портретов А. Мицкевича, А. Горецкого,  А Товянского и др. Примечательны картины «Подвиг молодого киевлянина при осаде Киева печенегами в 968 году», «Мицкевич на скале Аю-Даг» (1828), «Наполеон у костра» (1834). Среди работ литографии «Автопортрет», рисунки «Вид руин в Италии», «Пейзаж» и др.

Міцкевіч на скале Аю-Даг —. Картина Валентина Ваньковича, написанная и впервые выставленная в 1828 году на выставку в сператорской Академии искусства в Санкт-Петергбурге. Эта картина принесла Ваньковичу известность. Благодаря мицкевичской теме Ванькович заслужил почетное место классика белорсского изобразительного искусства, поскольку оказался первым художником, который сохранио для потомков  вдохновенный образ создателя «Гражины» , «Свитязи», «Пана Тадэуша». Портрет получил такую популярность, что Ваньковичу пришлось выполнить несколько художественных копий, в том числе и копию, которую заказал сам Мицкевич. Калі ў 1829 г. Ваньковіч вярнуўся ў Мінск, ён лічыўся ўжо вядомым мастаком, аўтарам «Партрэта А. Міцкевіча»[1]

Карціна нарисована свабодным і лёгкім мазком. Цвета спокойные и соединяются в  деликатные гаммы многослойного письма.

Фігура Адама Міцкевіча адлюстраваная ў профіль. Ён абапёрся локцем на выступ скалы і прытуліў руку да шчакі. Твар паэта падкрэслены густой фрызурай з завіткамі бакенбардаў.  Портрет построен на соединении мягких и в то же время решительных и мужских начал.Мяккі выгіб шыі пераходзіць у форму жывога падбародка. Вусны шчыльна сцятыя.

Адзенне паэта складае элегантная светлая кашуля, пад каўняром якой і на грудзях павязаны шырокі шаўковы шаль, на плечы накінута каўказская бурка.

На выступе скалы за плечами поэта показывается ліра, которая, по мнению Яўгена Шунейка, предращаетскалу Аю-Даг умифологический Алімп і символизирует талант Адама Міцкевіча[3].

Сёння ў Мінску дзейнічае дом-музей Ваньковічаў — помнік палацава-паркавай архітэктуры эпохі класіцызму — філіял Нацыянальнага мастацкага музея Рэспублікі Беларусь. У залах музея экспануюцца архіўныя дакументы, фотаздымкі работ Валянціна Ваньковіча (арыгіналаў няма). Большасць экспанатаў была пазычана з музеяў у Варшаве[1].

Переплетение черт классицизма и романтизма характерно для творчества белорусского художника Иосифа Олешкевича.

Ю́зеф Олешке́вич (Иосиф Иванович Олешкевичпольск. Józef Oleszkiewiczбелор. Язэп Аляшкевічлит. Juozapas Oleškevičius1777,Шилува в Жемайтии — 5 октября 1830Санкт-Петербург) — польский художник; автор картин на исторические, религиозные, мифологические сюжеты и портретов. одился в семье небогатого музыканта из местечка Радошковичи Минской губернии. Образование получил при поддержке графа Александра Ходкевича. Олешкевич был выпускником факультета изящных искусств Виленского университета

1810 году поселился навсегда в Санкт-Петербурге, где писал, в частности, портреты царской семьи. В 1812 году был принят вимператорскую Академию художеств (за полотно «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных»).

Творчество Олешкевича — академическое, в духе позднего классицизма, с элементами сентиментализма. Многие его картины (портреты Адама Ежи ЧарторыйскогоИеронима Стройновского1810Мартина Почобута1810) хранятся в Вильнюсе.

Часто выезжал в белорусские губернии, где сделал немало интересных портретов в стиле позднего классицизма и романтизма. Среди них: «Групповой портрет», «Портрет девочки». Дружил с Адамом Мицкевичем, написал его портрет (1828)

  1.  «Прощание Ходкевича с женой перед Хотинским сражением» (1808)
  2.  «Антиох и Стратоника» (1810; масло, холст, 170 x 247 см, Вильнюсская картинная галерея Художественного музея Литвы).
  3.  «Благодетельное призрение и попечение императрицы Марии Фёдоровны о бедных» (1812Русский музей).
  4.  «Портрет доктора медицины и хирургии Николая Фёдоровича Арендта» (1822;Третьяковская галерея)
  5.  «Портрет молодой женщины с ребёнком» (1824Львовская картинная галерея)
  6.  «Портрет Михаила Кутузова (Голенищев-Кутузов, князь Смоленский)» (1830-е годы, масл, холст, 142 x 115 см, Эрмитаж, Санкт-Петербург)

Ян Кши́штоф Да́мель (польск. Jan Krzysztof Damel) (1780Митаве —30 августа 1840Минск) — белорусско-польско-литовский художник начала ХІХ века. Представитель классицизма.

Родился в Курляндском герцогстве в семье купца. Детство и школьные годы провел в Митаве. В 1797 году переехал на Жемайтию и жил вЖагарах. Там в течение одного года был гувернером у гродского писаря Бурневича. Оттуда для учебы переехал в Вильну.

С 1799 года обучался живописи в Виленском университе у Франциска Смуглевича и Яна Рустема. После окончания нескольких курсов и сдачи экзаменов получил степень магистра свободных наук, а позже гимназического учителя.

 Параллельно с учебой и работой в университете занимался творчеством. В феврале 1815 года Дамель оказался под следствием по возбужденному делу против Цейзика, обвиненного вФальшивомонетничестве. Он был доставлен в Минск, где находился под стражей по крайней мере до июня 1816 года.

Его положение осложнялось ещё и тем, что в университете начались гонения на профессоров, которые в 1812 году выступили на сторон еНаполеона. Изначально Дамель также связывал с «императором французов» надежды на восстановление независимости Литвы. Он охотно принял участие в оформлении торжества в честь Наполеона, которое состоялось в Вильне 15 августа 1812 года.

В 1820 году 40-летний художник был отправлен в ссылку в Сибирь. До 1822 года Дамель проживал в Тобольске. Побывал в эти годы в ИркутскеТомске,Енисейске. Расписывал в Сибири католические храмы и рисовал прекрасные сибирские пейзажи («Закат солнца в Тобольске»).

Вскоре на творчество и весёлый характер художника обратил внимание правитель Сибири — генерал-губернатор граф Михаил Сперанский, который содействовал возвращению Дамеля на родину. После возвращения из ссылки Дамель вплоть до своей смерти в 1840 году проживал в Минске. Похоронен в криптеКальварийского костёла на минском Кальварийском кладбище. Вместо памятника над его могилой была повешена картина «Моление спасителя», которую художник считал лучшим своим произведением.

Ян Дамель писал преимущественно на исторические темы: «Смерть магистра крестоносцев Ульриха фон Юнгингена в битве под Грюнвальдом», «Крещение Ольги», «Смерть князя Понятовского», «Павел I освобождает из плена Костюшко», «Разбитые войска Наполеона в Вильне», «Переправа французов через Березину» (последняя не закончена), а также некоторые другие полотна.

Известны его произведения на религиозные темы («Положение во гроб», «Христос и самаритянка»), портреты князя Д. Радзивилла, графов Иоахима Хрептовича, К. Тышкевича, О. Хорвата с женой, ксендза Голянского, губернатора Гицевича, М. Равича с сыном, пейзажи Минска и его окрестностей («Водяная мельница», «Деревья под водой»), рисунки и зарисовки на темы быта народов Сибири. Кроме того, Дамель, как и многие художники того времени, отдал дань альбомному рисунку.

Творчество художника формировалось под влиянием классицизма, но в ряде его произведений чувствуется стремление к романтическому изображению действительности. Портретам Дамеля присуща тонкая психологическая характеристика.

Ива́н Фоми́ч (Трофи́мович) Хру́цкий (27 января 1810 — 13 января1885) — белорусский и российский художник, живописец. Известен своими натюрмортами и групповыми портретами.

Иван Хруцкий родился 27 января 1810 годав семье греко-католическогосвященника Фомы Ивановича Хруцкого. Белорус.[1].

Среднее художественное образование Иван Хруцкий получил вПолоцком высшем пиарском училище. В 1827 году он приезжает в Санкт-Петербург. Здесь до 1829 года он брал уроки у английского живописцаДж. Доу и одновременно занимался в Императорской Академии художеств в качестве вольноприходящего ученика. Копировал вЭрмитаже.[2] В 1830 году Хруцкий поступил в Академию Художеств. Там он учился у таких мастеров, как А. Г. ВарнекМ. Н. Воробьёв,К. П. БрюлловФ. А. Бруни.

Умер Иван Фомич 13 января 1885 года; был похоронен в фамильном склепе в имении Захарничи.

Иван Фомич Хруцкий известен как художник работавший в русле русской академической школы. В историю искусства он вошёл своими натюрмортами.

Первые датированные этюды художника — «Натюрморт с вазой» и «Натюрморт с птичкой» — относятся к 1832 году. Главное направление творчества Хруцкого в это период — работа над натюрмортом, именуемым в официальных документах как «живопись цветов и фруктов». В это время он создаёт группу похожих по стилю работ — «Плоды и птичка» (1833); «Фрукты» (1834); «Виноград и фрукты», «Натюрморт с яблоками, виноградом и лимоном», которые отличались простотой композиции.

В 1836 году за картину «Цветы и плоды» И. Хруцкий был награждён Академическим Советом большой серебряной медалью. В том же году ему было присвоено звание свободного художника «во внимание к хорошим сведениям в ландшафтной живописи».[2] Пейзажнойживописью Иван Хруцкий занимался на протяжении всего последующего творчества («Вид на Елагином острове в Петербурге»,1839; «Вид в имении», 1847).

Часто пейзаж служил фоном в портретах и жанровых полуфигурах художника. Так, в наиболее значительной его работе 1830-х годов — «Портрет жены с цветами и фруктами» (1838) — молодая женщина изображена у стола, заставленного корзинами с плодами, графином с водой и букетом в керамической вазе. Фоном для всей сцены служит осенний пейзаж, решённый в багряных тонах. Подобная композиция, представляющая собой некий синтез жанрового портрета, натюрморта и пейзажа, появилась у Хруцкого как дань романтизму.

Если работа И. Хруцкого «Портрет жены» стоит ближе к академическому направлению, представленному такими художниками, как К. П. Брюллов и Ф. А. Бруни, то другая картина «Старуха, вяжущая чулок» (1838) сближает его с художниками, не имевшими академического образования, например, сА. Г. Венециановым и особенно В. А. Тропипиным. В 1838 году за эту работу, а также за натюрморт «Цветы и плоды» Иван Хруцкий был награждён малой золотой медалью.[2]

Вікенцій Ігнатавіч ДМАХОЎСКІ (1807, в. Нагародавічы — 22 лютага1862Вільна) — мастак.

Пачатковую адукацыю атрымаў у піярскім вучылішчы ў Шчучыне, паводле некаторых звестак таксама вучыўся ў Навагрудку. У 1826 г. В. Дмахоўскі паступіў у Віленскі ўніверсітэт на літаратурны факультэт, адначасова з вучобай браў урокі малявання ў Яна Рустэма. Прымаў удзел у Літападаўскім паўстанні (1830—1831), пасля яго паражэння вымушаны быў эмігрыраваць у Прусію. У 1837 г. царскі ўрад аб'вясціў амністыю, В. Дмахоўскі вярнуўся ў Вільню. У Вільні В. Дмахоўскі адкрыў мастацкую майстэрню, якая за 20 год працы стала своеасаблівай мастацкай школай, дзе вучыліся многія вядомыя майстры, у т.л. Х. Скірмунт і інш. Часта наведваў свой небагаты маёнтак Нагародавічы.

 Вінцэнт Дмахоўскі вярнуўся ў Вільню і прафесійна заняўся мастацтвам. У гэтыя часы з'явілася карціна на гістарычную тэму - «Крыжакі пры аблозе цвердзі Пуня». Ен часта наведваўся свой маёнтак Нагародавічы і маляваў родныя мясціны Наваградчыны. У 1843 годзе з'явілася карціна «Радзіма» («Двор у Нагародавічах»):

у 1853 г. Дмахоўскі напісаў серыю відаў руінаў літоўскіх замкаў (Antoni Grzymała-Przybytko. Krótki przewodnik turystyczny po powiatach Lidzkim i Szczuczyńskim. Lida. 1936. S.30.).Сярод іх выява Лідскага замка, з якой, відочна, зроблена добра вядомая гравюра "Разваліны замка ў Лідзе", змешчаная ў 3-м томе "Жывапіснай Расіі". Частка з гэтых палотнаў - "Руіны замка ў Медніках", "Руіны замка на Трокскім возеры", "Руіны замка ў Гальшанах" захоўваюцца зараз у Нацыянальным музеі у Кракаве. 

Сучаснікі В. Дмахоўскага налічвалі ў яго больш за сто пейзажаў і жанравых карцін, якія знаходзілі эмацыйны водгук у мясцовай шляхты і былі папулярнымі ў наваградскіх шляхецкіх сядзібах, сярод іх: «Вуліца ў Вільні», «Замак у Крэве», «Дом Міцкевіча ў Наваградку», «Сядзіба ў Туганавічах», «На начлезе», «Каля пераправы», «Наваградак», «Возера Свіцязь» і інш

Віленскі перыяд у творчасці В. Дмахоўскага прынёс шматлікія і разнастайныя творы, але краявіды радзімы асабліва хвалявалі мастака, гэта адчуваецца ва ўсіх творах мастака: «На начлезе», «Каля пераправы», «Навагрудак», «Возера Свіцязь», «Радзіма» («Двор у Нагародавічах», 1843) і інш. Працаваў мастак шмат, сучаснікі налічвалі больш за сто пейзажаў і жанравых карцін. В. Дмахоўскага называлі «Клод Ларэн віленскіх ваколіц», як і французскі жывапісец 17 ст., В. Дмахоўскі быў мастаком-рамантыкам, знаходзіў у штодзённым жыцці эмацыянальны настрой, паэзію і веліч. Творчая спадчына мастака захоўваецца ў музеях Літвы і Польшы.




1. ОРЕНБУРГСКИЙ КОЛЛЕДЖ СТАТИСТИКИ ЭКОНОМИКИ И ИНФОРМАТИКИ ГБОУ СПО ОКСЭИ УТВЕРЖДАЮ- Зам
2. Cbe destcr que el ~ltimo de los reyes godos teni como empledo en l jeftur de su gurdi l duque de Cntbri el infnte Don Pelyo hijo de Fbil y primero de los reyes stures en inicir l reconquist
3. Вступление можно взять отсюда- Первые утверждения о возможности жизни на Марсе относятся к середине XVII век
4. Взаимодействие человека и природной среды
5. Химия сегодня
6. Контрольная работа- Обращения граждан и организаций в органы местного самоуправления
7. Інженерна геодезія
8. Активизация восстановительных процессов как звено в системе подготовки к высшим спортивным достижениям
9. Система мотивации труда на предприятии
10. 1. Понятие предмета и задачи управления затратами на предприятии Затраты ~ отражают стоимость ресурсов ис.html
11. Психология народов и масс Если трудно внушать новую идею то не менее трудно уничтожить старую.html
12. Лабораторная работа 5 Изучение свободных колебаний пружинного маятника ФИЗИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ МЕХАНИ
13. 89279367290 ЗАЯВЛЕНИЕ
14. Методические рекомендации
15. Буддизм и искусство
16. то придёт А кто вы сейчас узнаете
17. Оценка и анализ производственной деятельности предприятия
18. 2014 1 курс 1 СЕМЕСТР Выгрузить учебный план в EXCEL Цикл Дисциплина
19. Афон. Скит Кавсокаливия.html
20. Держава Света- ЭксмоПресс; Москва; 2003 ISBN 569900565х Аннотация Основы Этики и Культуры всюду нужны ~