Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
red0;Введение
Содержание предмета «музейная практика» как дисциплины в обучении студентов следует из определения художественного музея. «Музеи художественные (от греч. museion храм муз) специальные научно-исследовательские и просветительские учреждения и заповедные зоны, в которых коллекционируются, хранятся, экспонируются, изучаются и пропагандируются произведения искусства и мемориально-исторические материалы художественной культуры». Социально-эстетические функции музейного искусства многообразны. Музеи создают фонды художественной культуры, предоставляют материалы для ее изучения, обогащают внутренний мир человека, формируют его вкусы, создают особую атмосферу духовного общения с прошлым и современниками. Музеи хранители ценностей прошлого, без которых нет будущего культуры.
Целью музейной практики является ознакомление с организацией музейного дела, осмысление роли музеев в научно-исследовательской и практической деятельности конкретных людей предприятий, учреждений, целых регионов.
Задачи музейной практики:
1.Закрепление теоретических знаний, полученных в процессе изучения курсов «Основы музееведения», «Источниковедение» и других исторических дисциплин.
2.Изучение структуры, организации, методов руководства и особенностей функционирования музеев.
3.Освоение новых технологий в области учета, хранения, использования музейных фондов.
4. Овладение навыками эффективного поиска данных по конкретным проблемам, основными приемами источниковедческого анализа документальных материалов.
5. Формирование профессиональных и личностных качеств специалиста, необходимых для научной, практической и организационной деятельности.
Музейно-краеведческая практика позволяет студентам адаптироваться к реальным условиям профессиональной деятельности и сформировать свои практические и исследовательские интересы. В процессе прохождения практики студент приобретает навыки (компетенции), направленные на закрепление теоретических и практических знаний, полученных во время обучения и необходимых для дальнейшей работы по выбранной специальности. После прохождения практики студент, получивший зачет, сможет разбираться в многообразии музейных, краеведческих, экскурсионных и выставочных организаций Санкт-Петербурга, будет иметь представление о различных музейных специальностях и всем спектре направлений деятельности музеев: научной, организационной, выставочной, экскурсионной, реставрационной, и др.; приобретет начальные навыки работы в музее по одной/двум выбранным специальностям.
Общие сведения о музее
Саратовский государственный художественный музей имени А.Н. Радищева принадлежит к числу старейших музеев России и является первым общедоступным музеем в провинции. Музей был торжественно открыт 29 июня 1885 года стараниями внука А.Н. Радищева, художника-мариниста А.П. Боголюбова, передавшего в дар городу свою коллекцию произведений искусства1.
Основателем музея был известный художник-пейзажист, профессор Академии художеств Алексей Петрович Боголюбов, внук писателя Александра Николаевича Радищева. Коллекция его пейзажей и по сей день украшает залы музея.
Музей был открыт в 1885 году и был первым общедоступным художественным музеем в русской провинции. Основой экспозиции стали дары художника А. П. Боголюбова, внука А. Н. Радищева. Создание музея для Алексея Петровича Боголюбова стало делом всей жизни, потребовавшем немало сил и средств2.
В музее работает библиотека, которая располагает богатой коллекцией старинных и современных изданий, рукописей, начало которой было положено А.П. Боголюбовым.
В Большом зале музея проводятся музыкальные концерты, литературно-художественные вечера. В музейном лектории читаются лекции,
1) Официальный сайт музея // URL: http://radmuseumart.ru/museum/history/
2) Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 22. Ремень. С. 356
посвященные истории мирового изобразительного искусства, различным стилям и направлениям в живописи, скульптуре и архитектуре, культуре восприятия художественных произведений.
В 1877 году жителям Саратова стало известно, что профессор живописи Боголюбов, проживающий в Париже, желает передать в дар городу принадлежащую ему коллекцию произведений искусства и основать в городе музей, назвав его в память своего деда А. Н. Радищева. Однако от города требовалось предоставить «постоянное, неизменное, прочное и приличное» помещение под музей. Городские власти не были готовы раскошелится на постройку здания и поэтому даже ответ А. П. Боголюбов получил лишь через год. Но и после этого, долгие годы дело основания музея не двигалось с мёртвой точки. Лишь в мае 1883 года в Саратове, на Театральной площади, было заложено новое здание. Помощь в организации музея оказал Святейшего Синода К. П. Победоносцев. Будущий император Александр III собственноручно утверждал проект здания и подарил много полотен из своей коллекции3.
Автором проекта был архитектор из Петербурга И. В. Штром. Работами по строительству руководил архитектор А. М. Салько. Сравнительно быстро в центре города было возведено двухэтажное каменное здание, ещё около года продолжалась его отделка, обустройство внутренних помещений.
В начале 1885 года начали прибывать первые экспонаты будущего музея. 29 июня 1885 года (по старому стилю) состоялось торжественное открытие музея.
Открытие Радищевского музея приветствовали передовые деятели
3) По залам Радищевского музея: Альбом. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1985. С.14
русской культуры: писатель И.С. Тургенев, ученый-филолог А.Н. Пыпин, композитор А.Г. Рубинштейн, художники И.Е. Репин, М.М. Антокольский. Оно было воспринято как крупное событие художественной жизни4.
29 июня 1885 года, приветствуя открытие музея как «учреждения совершенно нового не только для местного саратовского, но и вообще провинциального русского общества», «Саратовский листок» писал: «Доселе всякие музеи, тем более чисто художественные, концентрировались в столицах... Провинция теперь жаждет развития. . . И Петербург к ней переменился, дает поддержку и добрые пожелания... В цепи совершающихся ныне явлений, знаменующих всестороннее развитие провинции, учреждение в ней первого художественного музея есть наиболее выдающееся... и потому на событие сегодняшнего дня в Саратове должно будет обратить внимание все мыслящее общество в России»5.
Возникновение музея в Саратове заметно повлияло на развитие культуры края. Оживилась выставочная деятельность, усилился интерес к изобразительному искусству. В 1888 году организовалось Саратовское общество любителей изящных искусств, открывшее впоследствии свою рисовальную студию.
С фактом существования музея связано формирование на рубеже XIX-XX веков замечательной плеяды художников, которых часто объединяют понятием "саратовская школа". К ней принадлежали: В.Э. Борисов-Мусатов, Павел Кузнецов, Петр Уткин, Алексей Карев, Александр Савинов, скульптор
4) По залам Радищевского музея: Альбом. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1985. С. 17
5) Газета «Саратовский листок» - 1882 - № 69// URL: http://saratov.rusarchives.ru/image/time/2013/jenuary/shtrom1/image.html
Александр Матвеев6.
За первый год после открытия музей посетили 62 тысячи посетителей. Коллекция музея пополнилась рядом экспонатов переданных из Петербургской академии художеств, Эрмитажа.
В первые годы Советской власти коллекция музея была пополнена из Государственного музейного фонда.
В 1980 году принадлежащие музею произведения русских художников второй половины XIX века экспонировались на выставке в городе Дуйсбург в рамках выставки «Русские художники-передвижники»
С 1998 года музей входит в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации.
В музейной экспозиции представлены работы:
В. Л. Боровиковского, К. П. Брюллова, В. Г. Перова, И. Е. Репина, В. И. Сурикова, А. Н. Бенуа,В. Э. Борисова-Мусатова, А. В. Лентулова, И. К. Айвазовского, П. П. Кончаловского, М. С. Сарьяна, П. В. Кузнецова, Э. М. Фальконе,Ф. С. Рокотова, Д. Г. Левицкого, Ф. М. Матвеева, СильвестраЩедрина, О. А. Кипренского, Г.И.Семирадского, А. А. Иванова, Н. Е. Сверчкова, А. П. Боголюбова, И. И. Шишкина, К. С. Петрова-Водкина, К. С. Малевича, А. А. Экстер, Р. Р. Фалька, М.Н. Аржанова,Н.М. Гущина, А.К.Беггрова и многих других художников и скульпторов оставивших свой след в мировой истории искусств.
6) Вардугин В. И. Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2000. С.45
На сегодняшний день, коллекция Радищевского музея насчитывает около 30 тысяч единиц хранения.
Музей располагает коллекцией древнерусского искусства, в которую входят иконы XVXX веков, культовая скульптура и предметы церковной утвари, старопечатные книги.
XVIII век представлен преимущественно портретами как работы безымянных авторов, так и кисти мастеров, составивших славу русской живописи, Ф.С. Рокотова, Д.Г. Левицкого, В.Л. Боровиковского.
Первая половина XIX века, отмеченная романтическими устремлениями и идеалами пушкинской поры, которые нашли отражение в портретах кисти В.А. Тропинина, О.А. Кипренского, К.П. Брюллова, пейзажах А.А. Иванова и С.Ф. Щедрина. Так же в коллекцию произведений XIX века входят полотна передвижников И.Е. Репина, В.Д. Поленова, А.К. Саврасова, И.И. Шишкина, А.И. Куинджи, В.И. Сурикова, И.И. Левитана.
Богато и разнообразно собрание русского искусства рубежа ХIХХХ веков, представленное работам В.А. Серова, К.А. Коровина, М.А. Врубеля, знаменитых уроженцев Саратова и Саратовской губернии В.Э. Борисова-Мусатова, П.В. Кузнецова, П.С.Уткина, К.С. Петрова-Водкина, художников «Бубнового валета»: П.П. Кончаловского, И.И. Машкова, А.В. Лентулова, Р.Р. Фалька. Авангард представлен самыми известными именами: К.С. Малевич, А.А. Экстер, О.В. Розанова. Живописный ряд дополняют скульптурные произведения М.М. Антокольского, Е.А. Лансере, П.П. Трубецкого, С.Т. Коненкова, А.С. Голубкиной, А.Т. Матвеева.
Музей обладает замечательной коллекцией европейского искусства: от помпейских фресок и античной скульптуры до картин художников «барбизонской школы». В залах представлены произведения мастеров Франции, Германии, Испании, Англии. Итальянское Возрождение полотнами Дж. Вазари и Я. Бассано; голландское искусство живописью XVII века: пейзажами, бытовыми картинами, портретами, авторы этих работ известные художники: Питер ван Ноорт, Матиас Стомер, Давид Тенирс Младший. Гордость музейного собрания картины Камиля Коро, Шарля Добиньи и Адольфа Монтичелли из коллекции А.П. Боголюбова. Нидерландские шпалеры, саксонский и севрский фарфор, коллекции мебели, стекла, бронзы широко и разнообразно представляют декоративно-прикладное искусство разных эпох и национальных школ7.
Научно-исторический архив и библиотека Радищевского музея располагают уникальными рукописями, документальными и фотоматериалами, богатой коллекцией старинных и современных изданий.
Начиная с середины XX столетия у музея появились многочисленные филиалы:
МУЗЕЙ-УСАДЬБА В.Э БОРИСОВА-МУСАТОВА
Мемориальный флигель усадьбы В.Э. Борисова-Мусатова открылся в апреле 2000 года. Речь о создании мемориального музея В.Э. Борисова-Мусатова в Саратове в доме на Вольской 33, где жил художник, зашла еще в 1922 г. Инициатором выступила средняя сестра художника Агриппина Эльпидифоровна Немирова, в девичестве Мусатова. Флигель и двухэтажный дом - городская усадьба В.Э.Борисова-Мусатова в середине 20-х годов были внесены в список памятников истории и культуры Саратовской губернии краеведами, сотрудниками музея имени А.Н. Радищева, инспекторами по
7) Официальный сайт музея // URL: http://radmuseumart.ru/museum/history/
охране памятников А.В. и В.В. Леонтьевыми. Именно им мы обязаны фотографиями Мусатовского флигеля начиная с 20-х и до начала 50-х годов.
Но в 30-е годы имя художника официально было предано забвению, а его творчество названо "буржуазным и декадентским". Долгие годы о создания музея не могло быть и речи. В бывшей усадьбе В.Э. Борисова-Мусатова расположились обычные коммунальные квартиры. Чудом уцелел маленький деревянный флигель. В 30-е годы началось строительство крупного промышленного предприятия - мебельной фабрики, стены которой вплотную подступили к флигелю, уничтожив квартал старой застройки и Мусатовский сад.
Во времена "оттепели" имя Мусатова возвращается, и интерес к личности и творчеству художника растет. В 1970 году художнику исполнилось 100 лет со дня рождения. В 1973 г. в Москве и в Саратов проходят крупные выставки его работ. Улица Белоглинская в Саратове была переименована в улицу имени В.Э. Борисова-Мусатова. Но о создании музея речи никто не ведет. В 1979 году в Приволжском книжном издательстве вышла книга Константина Шилова «Мои краски, напевы…», рассказывающая о жизни и творчестве художника. В немалой степени благодаря активной деятельности писателя флигель, пришедший к тому времени в полную ветхость, был спасен от сноса.
ДОМ ПАВЛА КУЗНЕЦОВА
Музей открылся в январе 2001 года. Идея создания мемориального музея Павла Варфоломеевича Кузнецова (1878-1968) в его родном саратовском доме возникла вскоре после смерти мастера. И всё же, несмотря на колоссальный дар наследников (в 1972 г. в Радищевский музей было передано 340 произведений П.В.Кузнецова и 110 произведений его жены Е.М.Бебутовой) и готовность родственников передать сам дом государству, официальных решений пришлось ждать 20 лет.
За это время многое переменилось. После многочисленных ходатайств и обращений общественности, хлопот музейных работников, дом, отселённый теперь уже по состоянию аварийности и обречённый на снос, всё же решили передать Радищевскому музею.
История создания мемориального музея началась в 1988 году решением Министерства культуры РФ о создании филиала Саратовского государственного художественного музея имени А.Н. Радищева.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ В БАЛАКОВО
Музей открылся летом 1977 года. Создавая Радищевский музей, А.П.Боголюбов думал об образовании, просвещении, приобщении к искусству не только жителей губернского города. Поэтому не случайно 35 лет назад у музея появился филиал в Балаково. Он расположен в удобном уютном здании, построенном на рубеже XIXXX веков. Первоначальная история создания филиала связана с именами А. Горстки, С. Кистеневой, Н. Горстки.
КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ К.С. ПЕТРОВА-ВОДКИНА
Картинная галерея открылась 1 мая 1960 года
Художественно - мемориальный музей К. С. Петрова-Водкина, ставший филиалом Саратовского Государственного художественного музея им. А. Н. Радищева находится в городе Хвалынске Саратовской области. Это один из самых древних городов области: первые упоминания об этих местах относится к 1556 году. Первое поселение было основано монахами Московского Чудова монастыря. Городом Хвалынск становится в 1780 году.
Главное достоинство Хвалынска в естественности, мягкой, деликатной вписанности в рельеф, великолепный ландшафт. Не случайно город - сад, прижатый к Волге невысокими меловыми горами, так любим художниками - от уроженца Хвалынска К. С. Петрова-Водкина до нынешних молодых талантов. Хвалынский пейзаж - Волга, холмы с сосновыми борами, живописно теряющиеся в фруктовых садах порядки домов: в нем гармонично соединились природное и творческое начала. К.С. Петров-Водкин писал: Хвалыновск (Хвалынск) расположен на скате плоскогорья, спускающегося к Волге, и окружен амфитеатром меловых и песчаных гор, густо заросших строевой и мачтовой сосной, со сверкающими среди леса просветами меловых оголений.
Хвалынск - город курорт. В нем расположены два санатория и два дома отдыха. Основными лечебными средствами здравниц являются климатические условия. Главная особенность заключается в богатой ионизации воздуха. В окрестностях Хвалынска расположен национальный парк Хвалынский.
В городе два музея: Краеведческий и художественно - мемориальный К. С. Петрова-Водкина. Последний состоит из двух зданий: Дома - музея К. С. Петрова-Водкина и картинной галереи им. К. С. Петрова-Водкина.
ЭНГЕЛЬССКАЯ КАРТИННАЯ ГАЛЕРЕЯ
Галерея зарегистрирована как филиал в июле 2002 года. В связи с созданием Энгельсской картинной галереи филиала Саратовского государственного художественного музей имени А.Н. Радищева (приказ Министерства культуры РФ от 08.07.2002 г.) и формированием её фонда с 2003 года началась передача части художественной коллекции из Энгельсского краеведческого музея.
Это работы нашего известного земляка, Почётного гражданина города Энгельса, Героя Социалистического труда, академика живописи А.А. Мыльникова и его учеников, а так же небольшая часть произведений энгельсских и саратовских художников. Всего 204 работы. Этот шаг со стороны краеведческого музея не случаен. Начиная с 1991 года, Андрей Андреевич Мыльников дарил родному городу живописные и графические работы, мечтая, что когда-нибудь в Энгельсе Покровске, в доме его деда Н.А. Ухина, будет картинная галерея. К этой благородной миссии присоединились и ученики прославленного художника. До последнего времени все дары хранились в фондах Энгельсского краеведческого музея. На сегодняшний день, передаваемая коллекция состоит из 13 живописных полотен и 65 графических работ А.А. Мыльникова.
Радищевским музеем успешно осуществляется разноплановая выставочная деятельность: от крупных партнерских выставочных проектов с Государственным Эрмитажем, Государственным Русским музеем, Государственной Третьяковской галереей, Музеями Московского Кремля, Государственным Историческим музеем, Государственным Литературным музеем до выставок произведений современных художников Москвы, Петербурга, Саратова. Произведения из музейной коллекции участвуют практически во всех российских международных выставочных проектах последнего времени.
Так же постоянно и целенаправленно ведется научно-исследовательская работа, главным итогом которой должно явиться создание Генерального каталога музейного собрания. Уже изданы первые три тома: «Русская живопись XVIII-начала XX века», «Зарубежная живопись, скульптура, оригинальный рисунок» и «Русское искусство XX-XXI веков. Живопись». Кроме публикации музейной коллекции большое внимание уделяется изучению жизни и творчества А.П.Боголюбова, мастеров «Саратовской школы», художников, связанных с Саратовом, художественной культуры Саратовского края. Традиционно раз в два года проходят Боголюбовские чтения (г.Саратов) и раз в пять лет конференции, посвященные К.С.Петрову-Водкину (г.Хвалынск).
Музей и его филиалы ведут активную работу с посетителями разных возрастных и социальных категорий, ориентируясь, прежде всего на гуманитарное образование детей и юношества, начиная от воспитанников детских садов и кончая многочисленным студенчеством. На базе музея создан «Региональный центр эстетических и образовательных программ для детей и юношества», который занимается разработкой и внедрением системы музейно-образовательных программ для образовательных учреждений, программ с использованием медиа-технологий и необходимого методического обеспечения, научно-методической работой по подготовке и повышению квалификации музейно-педагогических кадров. Центр осуществляет методическое сотрудничество и взаимодействие с высшими учебными и общеобразовательными учреждениями, детскими школами искусств, художественными студиями, учреждениями дополнительного образования Саратова и области, организацией и проведением научно-практических семинаров, мастер-классов для преподавателей общеобразовательных учреждений, детских школ искусств, художественных студий города и области, сотрудников школьных музеев. В Радищевском музее работает художественная студия, имеется информационно-образовательная зона (лекторий и медиа-зал)8.
Сфера влияния музея в последние годы расширяется благодаря многочисленным посетителям постоянно обновляющегося сайта «Новости Радищевского музея», последняя современная версия которого опубликована в сети в 2013 году. Постоянно развивается и модернизируется компьютерный парк, состоящий из 200 ПК, периферийного и демонстрационного
8) Официальный сайт музея // URL: http://radmuseumart.ru/museum/history/
оборудования. Все структуры музея и филиалов объединены локальной сетью и подключены к сети Интернет. Внедрены и успешно развиваются информационные системы в учетно-хранительской деятельности (КАМИС) и работе библиотеки (ИРБИС), системы электронного документооборота и продажи билетов.
Саратовский Радищевский музей является одним из самых успешных музеев страны, отвечает всем требованиям времени и продолжает активно развиваться как научный, культурный и образовательный центр региона.
Заслуги музея неоднократно были отмечены профессиональным музейным сообществом на ежегодном Всероссийском фестивале «Интермузей»: в 2003 году Гран-при фестиваля, в 2002, 2004, 2008 годах - специальные премии. Диплом победителя в номинации «Душа России» Всероссийского фестиваля «Интермузей-2001».
В марте 2012 году Радищевский музей был выбран для проведения первого совещания В.В. Путина с директорами ведущих российских музеев, которое состоялось 5 апреля 2012 года в Большом зале исторического здания.
Радищевский музей обладает значительными наградами:
Диплом победителя конкурса «Социальное партнерство» в рамках Окружной ярмарки социальных и культурных проектов Поволжского федерального округа (2002).
Диплом победителя Всероссийского фестиваля Интернет-проектов «Новая реальность» в номинации «Образование и культура» (2005).
Диплом Международного проекта «Экологическая роль изобразительного искусства в условиях интенсивного визуального потока» (2005).
Диплом победителя социально-культурного проекта «Музейная долина» в рамках конкурса «Меняющийся музей в меняющемся мире» фонда В. Потанина. (2004-2005).
Диплом Всероссийского фестиваля-конкурса интерактивного творческого мультимедиа «Контент» (2004 - 2005).
Медаль Международного форума «Мировой опыт и экономика России». (2009).
Почётный диплом победителя Всероссийского конкурса «1 000 лучших предприятий и организаций России-2008» в номинации «Лучшее предприятие сферы культуры и искусства России» (2009).
Победитель региональных конкурсов Торгово-промышленной палаты «Волжский Меркурий 2009», «Волжский Меркурий 2010» в номинации «Культура и искусство» (2009-2011)9.
9) Официальный сайт музея // URL: http://radmuseumart.ru/museum/history/
Экскурсия по залу иконописи
История собрания иконописи музея начинается в последние десятилетия XIX века, когда Алексей Петрович Боголюбов принес в дар музею несколько икон и среди них образы Пресвятой Богородицы с младенцем и святителя Николая. В экспозиции из поступлений этого времени представлены икона "Зосима и Мария Египетская", дар А.П. Боголюбова, и икона "Трехчастная", дар И.А. Новикова, друга А.П. Боголюбова.
Большая часть памятников русского средневековья пришла в музей в 1920-1960-е годы. Среди них древнейшая икона музейного собрания "Святитель Никола и избранные святые". Неизвестный мастер XV века, создавший образ святого, своим обращением к светлому внутреннему миру совершенного человека отвечал исканиям эпохи. Ясны и лаконичны композиционный и цветовой ритмы. Фигуры очерчены мягкой гибкой линией, создающей формы, уподобленные абрису одноглавого храма, или колокола, или глиняного сосуда. Светлый фон - обозначение вечности, в которой вне времени и пространства пребывают святые. Главным же средоточением мудроустроенного мира иконы является лик святителя, способного к деятельному добру и находящегося в состоянии самоуглубленного размышления.
Основу экспозиции составляют иконы, датируемые XVI и XVII столетиями. В построении созданных в XVI веке "Царских врат", икон "Пресвятая Богородица Тихвинская" и "Собор архангела Михаила" сохраняется внутренняя одухотворенность, ясность и гармония образов предшествующего столетия.
Иконография "Чуда Георгия о змие" (XVI век) сложилась на основе одного из эпизодов жития великомученика Георгия, который описывается так: "Святой осенил себя крестным знамением и бросился навстречу чудовищу, сказав: "Господь бог мой, погуби ужасного змия, чтобы уверовали эти неверные." Когда он сказал это, с божией помощью и по молитве мученика змий упал к ногам святого Георгия." Алый (пламенный) крест на конце копья - самая высокая точка композиции и смысловая доминанта изображения. Георгий - храбрый воин побеждает змия не физической силой, но словом истины, "мечом духовным". Можно предположить, что иконы "Святитель Никола" и "Чудо Георгия о Змие" происходят из Белозерской земли, а представленный в числе избранных святых Зосима - это основатель монастыря на острове Ворбозомского озера недалеко от Белозерска.
Икона, посвященная пророку Илье, относится к числу любимых в XVI столетии житийных образов. В таких изображениях происходит соединение средневекового представления о вечности и, в последовательности сменяющих друг друга событий, о земном времени. Средник с изображением Ильи Пророка в пустыне обрамлен двенадцатью клеймами жития. В одном из них представлено явление пророку Бога в образе Исуса Христа.
Древнерусская икона - "умозрение в красках" - радостный путь духовного восхождения, поиск истины, гармонии, совершенства. Этот поиск был деятельным, активным. Иконописные образы не оставались неизменными. Появлялись новые композиции. К примеру, изображение "Пресвятая Богородица Неопалимая купина". В основе иконографии лежат ветхозаветные пророчества о Боговоплощении и составленные по ним песнопения. В торжественном иконописном многоголосии звучит единая тема прославления Богородицы, через которую в мир пришел Сын Божий.
Идея единства вселенской церкви и, одновременно, изложение Священной истории от сотворения мира с максимально возможной полнотой и наглядностью выражены в высоком русском иконостасе, сформировавшемся на рубеже XIV -XV столетий. Происходящие из древней муромской земли праотеческо-пророческий и Деисусный чины иконостаса XVII века - центральный образ музейной экспозиции. Здесь в картину мирового бытия включены реальные деятели русской истории XII - XVI веков, причисленные православной церковью к лику святых. Введенные в состав Деисусного чина, они вместе с Пресвятой Богородицей и Иоанном Предтечей, архангелами, другими святыми предстоят Вседержителю, восседающему на Небесном престоле. Среди них Иона - митрополит Московский и Всея Руси, живший в XV веке. Он много сделал для защиты православия и независимости русской церкви.
Большие храмовые иконы "Троица Ветхозаветная", "Иоанн Предтеча - ангел пустыни", "Рождество Христово", "Илья Пророк с житием", "Пресвятая Богородица Толгская" и "Благовещение" происходят из Ярославля. В них прослеживается верность старине - и черты Нового времени.Изображение "Троицы Ветхозаветной" посвящено важнейшим в русском средневековье темам Триединого Бога и предвечного совета о послании Сына на страдания во имя спасения человечества. Обращаясь к ветхозаветному сюжету "Троицы" или "Гостеприимства Авраама", мастер XVII века проявляет очевидный интерес к повествовательности, конкретности события. В иконе акцентировано жанровое начало, ощущается дыхание мирской жизни, к примеру, в изображении Сарры, выпекающей хлеб.
Иконы "Илья Пророк" и "Благовещение" датируются уже XVIII столетием. В них древняя иконописная традиция сочетается с новыми приемами письма, пейзажными фонами и причудливыми архитектурными нагромождениями. Иконы "Рождество Христово" и "Пресвятая Богородица Толгская" имеют двойную датировку: на созданных соответственно в XVII и XVIII веках образах сохранены записи XVIII и XIX веков.
Иконы послесредневекового периода, составляющие большую часть музейного собрания иконописи, в экспозиции немногочисленны. В некоторых из них отчетлив интерес к старине, в других ощутимо влияние западной традиции. В качестве примера последнего можно назвать иконы "Богоматерь Вспоможение при родах" и "Богоматерь Семистрельная". Обе иконы имеют серебряные оклады, по клеймам которых могут быть датированы 1783 и 1802 годами10.
Новое прослеживается и в изображениях русских святых. В памятниках предшествующей поры святые представлены стоящими на поземе - условном изображении земли в иконе, на ровных светлых фонах, пребывающими вне пространства и времени (изображения князя Бориса, Александра Свирского, митрополитов и князей из Деисусного чина иконостаса). Теперь появляются конкретные или фантастические пейзажи и архитектурные сооружения (образы Александра Невского, Иакова Боровицкого, Трифона Печенгского). Отметим, что икона "Святой Блаженный Иаков Боровицкий" заключена в серебряный оклад, выполненный в Саратове в 1871 году. Среди памятников конца XIX века можно выделить сложную по иконографии и символике двухчастную композицию "София Премудрость Божия и Тайная вечеря" и путевой иконостас миниатюрного письма.
Настоящая экспозиция открыта в июне 1997 года и представляет высокую художественную ценность и культурную значимость.
10) Описание коллекций музея// URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/katalog/rus/frames2.htm
Заключение
Саратовский Радищевский музей является единственным в Саратове государственным музеем федерального значения. Он также является художественным музеем общего профиля и в его экспозиции представлены живопись, скульптура, предметы декоративно-прикладного искусства XIII-XX столетий, как отечественные таки зарубежные. Музей имеет статус особо ценного объекта.
В рамках музейной практики мы познакомились с организацией работы музея, правильным составлением экспозиции и основами работы с фондами музея. Теоретические и практические занятия проводились специалистами просветительских подразделений Русского музея и включали вопросы изучения музейных коллекций и истории их формирования, современного музейного менеджмента и маркетинга, методики подготовки и проведения музейных экскурсий, принципов учета и хранения музейных предметов, концепций постоянных и временных выставок музеев различного профиля.
В рамках музейной практики выполнили учебное задание - проект методической разработки экскурсии.
Прохождение производственной практики позволили мне составить собственное мнение о характере работы в музейной сфере. Я считаю это очень важным моментом для определения того вида деятельности, которым я хотела бы заниматься в будущем.
Таким образом, я считаю, что прохождение практики позволило мне повысить уровень моей профессиональной подготовки в области истории искусств, применить знания, полученные на первом курсе, в практической деятельности, приобрести некоторые навыки в реализации музейных услыг, приобрести новые знания, необходимые для более успешного освоения предметов по специальности на последующих курсах.
Содержание
Введение
Основные сведения о музее
Экскурсия по залу иконописи
Заключение
Список использованной литературы
Список использованной литературы
1) Большая советская энциклопедия. Гл. ред. А. М. Прохоров, 3-е изд. Т. 22. Ремень
2) Вардугин В. И. Хранители времени. Музеи Саратова и Саратовской области. Саратов: Приволжское книжное издательство, 2000
3) Газета «Саратовский листок» - 1882 - № 69// URL: http://saratov.rusarchives.ru/image/time/2013/jenuary/shtrom1/image.html
4) Описание коллекций музея// URL: http://ogis.sgu.ru/ogis/katalog/rus/frames2.htm
5) Официальный сайт музея // URL: http://radmuseumart.ru/museum/history/
6) По залам Радищевского музея: Альбом. Саратов: Приволжское книжное издательство, 1985