Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Материальная культура тесно связана с хозяйством

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 24.11.2024

Культура Казахстана в 13-15 веках.

 1.Материальная культура тесно связана  с хозяйством. В 14-15 веках преобладало скотоводство. На юге и юго-востоке развивалось оседлое и полуоседлое скотоводство, а в западных и центральных регионах – кочевое скотоводство, на юге – одновременно со скотоводством и земледелие.

 Юрта - конечный продукт испокон веков развивавшейся материальной культуры. Каркас и кошмы каждая семья изготовляла собственноручно, а производством деталей занимались мастера – уйши.

Куйме - передвижные жилища, поставленные на повозки. В зависимости от величины их перевозили один или несколько быков (верблюдов).

Кочевые и полуоседлые жители пригородов Отрара, Саурана, Сыгнака строили постоянные зимовки и кенты, занимаясь и оседлым скотоводством и земледелием. Дома были построены из дерева, глины и камня.

  Одежда изготавливалась из шерсти, кожи и шкур домашних животных. Найдены ножницы для стрижки овец, головки для веретен. Зимой мужчины носили тымаки – головные уборы из мерлушки и шкур зверей, летом – калпаки из кошмы. Шили обувь из шкур, меха, шерсти.

 Основная еда скотоводов: мясо, молоко, масло, кумыс, шубат. Также блюда готовились из муки, проса, ячменя  и пшеницы.

Конские сбруи, куруки, арканы, разные виды привязей: жели, когены, кисены. Для защиты от врагов использовались лук со стрелами, копье, сабля, шокпар. Для обработки земли применяли железную соху, плуг, серп, косу, кетмень, деревянные лопаты. Для получения муки использовали водяные и ручные мельницы, для перемалывания проса – ступу.  

2. Литература. В 14-15 в.в.  произведения устной литературы передавались  из поколения в поколение. Фольклор охватывает сказки, легенды, пословицы, поэмы. Фольклорные произведения имеют мифологические сюжеты: «Ê?íí³? áàÿíû», «Òåì³ð?àçû? ïåí Æåò³?àðà?øû». Носили воспитательный характер:«Куламерген – Жоямерген», «Батыр Желим, вышедший из-под земли», «Ер Тостик», «Кендебай с саврасым конем».

Эпические поэмы и сказания - жанр, берущий истоки с 6-8 в.в. с эпических сказаний о батырах. Поэма о Кобланды-батыре повествует о борьбе кыпчаков и кыятов против кызылбашей и калмыков. После распада Золотой Орды появились эпические произведения, в которых главными героями стали батыры.

 В 14-15 в.в. появились образцы устной поэзии, созданные авторами – Кетбуга, Котан, Сыпыра-жырау, Асан-кайгы. Сохранились  слова песни Кетбуги, обращенной к Чингисхану, о гибели  его сына Джучи, слова песни-плача по поводу смерти сына акына Котана – Акжола.

 В 14-15 в.в. стала  развиваться и письменная литература. Среди них  «Кодекс Куманикус» и «Огузнаме». Уже были известны поэмы «Мухаббатнаме» узбекского поэта Хорезми, «Хосров и Шерин» кыпчака Кутба, «Жусуп-Злиха» Дурбека.

3.Музыкальное искусство. Наиболее древними жанрами были трудовые и лирико-бытовые песни, отражавшие скотоводческо-кочевой образ жизни и семейно-бытовой уклад народа. Свадебные песни той-бастар, жар-жар, беташар, похоронные причитания – жоктау, песни-утешения – естирту, конил айту и жубату.

Широко популярной была инструментальная музыка. Это кюи «Ескендир», «Камбар-батыр», «Шора-батыр». Кюи-легенды «Поход Жошы хана», «Аксак кулан», «Ел айырылган», «Сагыныш» были созданы ещё в эпоху Золотой Орды.

4.Религиозные верования. Ислам начал распространяться с 8 века, но  до 12 века он не был господствующим. В 14 веке при Узбек хане и Тоглук-Тимуре ислам широко распространялся. Причиной быстрого распространения ислама суфистского толка является то, что  многие его каноны были близки верованиям шаманства. В 14-15 в.в. ислам и шаманизм сосуществовали совместно. Казахи продолжали почитать верховное божество Тенгри. Элемент шаманства - культ поклонения огню. Осенью жилища и стойла вновь окуривали огнем и дымом.

Тасаттык – обычай жертвоприношения по случаю засухи. На юге Казахстана этот обряд бытует до сих пор.

Чтобы оберечь от сглаза, носили бойтумары, которые вешали на шею малолетних детей и жеребят. Их изготавливали из зубов, перьев священных птиц и зверей волков, филинов.

5. Архитектура достигла своего расцвета в 10-11 веках в период существования государства Караханидов.  К этому времени относятся мавзолеи  близ Тараза – Айша-Биби и Бабаджа-Хатун. Но в конце 13-14 веках из-за монгольских нашествий почти полностью была разрушена городская культура. Во второй половине 13 – начале 14 веков начала возрождаться оседлая городская культура, стали возводиться архитектурные сооружения. Среди них мавзолеи Арыстан-Баба, Ходжа Ахмеда Йасауи, Кок-Кесене, Алаша хана, Дауитбека, Тектурмаса.

Мавзолей Арыстан-Баба. Находится западнее Отрара на берегу Сырдарьи. По народной легенде Арыстан-Баб, духовный наставник Ходжа Ахмеда Йасауи, жил в 7-8 веках. Со временем его мавзолей превратился в руины. Он заново был выстроен в 14 веке по приказу эмира Тимура. Купол, возведенный над мавзолеем, был полуразрушен к 18 веку и восстановлен в 19-20 веках.

Мавзолей Ходжа Ахмеда Йасауи. Возведен в Туркестане по приказу эмира Тимура в 1397 г. над могилой древнетюркского проповедника. В середине комплекса находится центральный зал, в середине которого стоит большой тайказан. Имеется 35 больших и малых помещений. На южной стороне мавзолея - большой аксарай и малый аксарай, где захоронены знаменитые люди.

Кок-Кесене. Расположен близ Сыгнака, в 8 км к северо-западу от кента Томенарык. Мавзолей был однокупольным. Внутри под куполом проходила рабская надпись. Ныне мавзолей настолько разрушен, что находится на грани исчезновения.

Мавзолей Алаша хана Относится к 10-11 векам, расположен на берегу реки Каракенгир в Центральном Казахстане. Возведен по строительным традициям степного зодчества. Вход выстроен в форме двусторонней двери юрты. В верхнем ярусе имеется галерея, сложенная по всему кругу купольного барабана.

Мавзолей Рабиги Султан Бегим . Относится к 15 веку, тоже сильно разрушен. Он расположен в 60 км восточнее мавзолея Ахмеда Йасауи. Состоит из 5 помещений. Его надгробная плита находится внутри мавзолея Йасауи. На ней имеется надпись о том, что Рабига Султан Бегим была дочерью султана Улугбека, сына эмира Тимура, умерла в 1485 году.

Первые бани в Отраре были построены в 10-12 веках. Также обнаружены бани, относящиеся к 14-15 векам. Бани являлись разновидностью восточных бань. Подобные бани был также обнаружены в Туркестане, Таразе.




1. Веды Основана царевичем Сиддхардом Буддой
2. Рубенс Пир у Симона Фарисея
3. . Задача педагогической науки- а вскрытие закономерностей в областях воспитания обучения образования;
4. реферату- Туризм ~ як форма природокористуванняРозділ- Краєзнавство Туризм ~ як форма природокористування
5. Статья ЗАЧЁТ КАК ОСОБАЯ ФОРМА КОНТРОЛЯ ЗНАНИЙ Важным звеном в учебно~воспитательном процессе я
6. Юрисдикционная форма защиты гражданских прав
7. На тему- Финансовый контроль зарубежных стран на примере КНР
8. Психология производства
9. Задание по Индивидуальному Проекту
10. Императорский чай
11. тематика Непрерывность действительной функции одного действительного переменного
12. Служити іншим і робити добро чи думати лише за себе то скоріш за все потрібно зупинитися на золотій серед
13. Тема 9 Інститути довірчового управління
14. МЕЖДУНАРОДНЫЙ ИННОВАЦИОННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ Информационнотехнологический факультет Кафедра информатики
15. Эксплуатация и модификация информационных систем Место прохождения практики
16. Реферат- Болдыревы- Дмитрий Васильевич и Николай Васильевич
17. Модуль 1 [1
18. TYPHOID MRY Mry Mllon 18691938 ws n Irish immigrnt who ws the first known helthy crrier of typhoid in the US.
19.  16 см и 16 р.
20. ТЕМА загальна фармакологія У другій половині вагітності жінка приймала транквілізатори групи бензодіаз