Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Тема ’5 Философия XVIII ~ начала XX веков П л а н - Иммануил Кант.html

Работа добавлена на сайт samzan.net:


Тема №5

Философия  XVIII

начала XX веков

П л а н :

  1.  Иммануил Кант.
  2.  Г.В.Ф. Гегель
  3.  Немецкий материализм и диалектика: Л.Фейербах и К.Маркс.

^ 1. И.КАНТ

Сущность революционного переворота,

совершенного в теории познания И. Кантом

Философия Иммануила Канта (1724-1804) открывает собой одну из самых влиятельных традиций в европейской философии конца XVIII — начала XIX в.

Фигура Канта вполне может служить своеобразным масштабом времени: историю мысли можно разделить на два этапа —- до Канта и после Канта.

В значительной мере можно сказать, что тот уровень познания, который был достигнут Кантом в конце XVIII в., современная наука освоила лишь в середине XX в.

 

Кант впервые в истории философии выявил специфику науки и научного знания как конструктивного и творческого создания человеческого разума.

Это заставило Канта обратиться к методологии познания мира, создав философию критической направленности.

По его мнению, критическая философия должна раскрыть механизм заблуждения разума, объяснить законы естественного развития и обосновать достоинство человека, его отношение к миру.

И. Кант пытался уяснить возможности и границы познавательных способностей человека.

Одной из таких способностей является «чистый разум». 

Чистый разум — это способность к теоретическому, т. е. научному, мышлению. 

Этим он отличен от практического разума — способности человека строить свои отношения с другими людьми.

Согласно Канту, как теоретический, так и практический разум, имеют свои возможности и пределы, в рамках которых они только и могут быть признаны компетентными.

Разум, как и все другие познавательные способности человека, имеет свою внутреннюю структуру и закономерности функционирования.

Следовательно, эти способности могут быть изучены строго научно.

В этом состояло великое открытие И. Канта— он показал, что процесс познания может быть рассмотрен особо, отдельно от других процессов.

Гносеология может быть построена как точная наука.
Переворот, произведенный Кантом, состоял в том, что мыслитель предложил переместить центр рассмотрения с того, «что познается», на то, «с помощью чего и как познается». 

Кант выделяет три формы, или три главные способности, познания:

-  чувственность,

-  рассудок,

- разум.

Однако они интересуют мыслителя лишь постольку, поскольку участвуют в производстве знания особого типа — знания всеобщего и необходимого. Это то самое знание, которое со времени Декарта только и может считаться подлинно научным.Такое знание выражается через суждения определенного типа.

Согласно Канту — это «априорные (доопытные) синтетические суждения». 

Их отличают две характеристики:

  1.   они не вытекают из опыта;
  2.   в них полагается нечто новое.

В аналитических суждениях истина имеет всеобщий характер.

По Канту, вещь сама по себе непознаваема, т. е. она не может быть представлена в сознании в полном объеме. Мы познаем явления (феномены), а не сущность (ноумены). 

Феноменальное знание есть знание научное, логичное, теоретическое.

Это знание не обо всех, но только о самых существенных чертах, об общих закономерностях.

Дальше этого наука идти не в состоянии. Вещи сами по себе остаются вне пределов ее досягаемости. Мир в целом не познается средствами науки.
^   Кант убежден, что и этика может быть построена как точная наука. Этические истины должны быть обоснованы самостоятельно, независимо от истин веры.

Кант утверждает автономию нравственности от религии.

Построить этику но образцу науки — значит создать учение об универсальной человеческой нравственности. 

Научная этика сходна с математикой и естествознанием в главном — ее истины должны быть необходимыми и всеобщими.

  А значит, они должны опираться на естественный свет человеческого разума, как на него опирается наука.
Жизнь разумной личности невозможна без того, чтобы не следовать некоторым самостоятельно установленным правилам. 

  Условных императивов (повелений) может быть бесконечное множество. Однако есть и императив безусловный — правило, одинаково обязательное для всех людей.

Категорический императив   (повеление) выражает понятие  безусловного и всеобщего долженствования.

Он столь же естественен, как закон природы, он может быть одинаково воспринят всеми людьми.

Кант формулирует категорический императив: поступай лишь согласно тому правилу, следуя которому ты можешь хотеть, чтобы оно стало всеобщим законом.

          Кантовский категорический императив  формулирует принцип безусловного достоинства личности. 

С этой точки зрения человек не может быть принесен в жертву ни «общему благу», ни светлому будущему.

Высшим мерилом отношений между людьми с позиции категорического императива является не чистая полезность, а значимость личности.

Единственное и достаточное его основание:

Человек -  разумное существо.

^

2.Система идеализма  Гегеля

Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831) — крупнейший немецкий философ.

Главной целью Гегеля было создание всеобъемлющей философской системы, которая охватывала бы собой все главные сферы проявления человеческого духа — от области умозрительной философии и логики до философии истории и права. 

Эту задачу он выполнил, оказавшись едва ли не одним из последних «энциклопедистов».

Основные разделы гегелевской

философской системы:

  1.  логика,
  2.  философия природы,
  3.  философия духа.

К последней примыкают:

  1.  философия права,
  2.  философия истории,
  3.  эстетика,
  4.  философия религии,
  5.  история философии,
  6.  логика.

Логика представляет исходную и важнейшую часть всей гегелевской системы, так как она рассматривает  абсолютную идею, которая, составляет существо всей действительности, развертывает в логике свои категории.

Весь мир — это грандиозный исторический процесс развертывания и реализации возможностей некоего мирового разума, духа. 

Мировой дух есть совершенно объективное, безличное, идеальное начало, выступающее основой и субъектом развития, творцом мира в целом.

Общая схема творческой деятельности этого безличного начала носит у Гегеля название абсолютной идеи. 

Все, что существует на свете,по Гегелю, —лишь ее бледное отражение, следствие и результат ее активности.
 Гегель исходит из идеалистического принципа тождества мышления и бытия. Однако этот принцип позволяет Гегелю встать на путь историзма и рассмотреть логические категории как содержательные понятия.

Логические категории Гегель представил как взаимосвязанные и переходящие друг в друга, а так как за этой диалектикой стоит диалектика вещей, действительности, то диалектика Гегеля имеет глубокий смысл.
         Если Кант разделяет сферы природы и духа, то Гегель рассматривает их как разные стадии развития одного начала — абсолютного понятия. Он переосмысливает природу понятия. 

Понятие — не субъективное образование, а абсолютное тождество субъекта и объекта.

Всякое развитие протекает по следующей схеме:

  1.  утверждение (тезис);
  2.  отрицание этого утверждения (антитезис);
  3.  отрицание отрицания (синтез).

Каждое понятие, а следовательно, и каждое явление в природе, обществе и духовной жизни проходит этот тройственный цикл развития до высшего единства.

Гениальное достижение Гегеля — представление о том, что источник всякого развития — саморазвитие

Саморазвитие понятий, следовательно, диалектика понятий определяет собой диалектику вещей.

Гегель резко выступает против метафизического взгляда на мир: в мире нет ничего застывшего, неизменного; отрицание первотолчка.

Философия духа — это завершающая часть гегелевской системы, в которой идея, становясь духом, выступает как конкретно разумная.

Философия духа имеет своим предметом учение о человеческом сознании, а также о различных видах человеческой деятельности.

Она подразделяется на три части: 

  1.  субъективный дух,
  2.  объективный дух,
  3.  абсолютный дух. 

Учение о субъективном духе — это характеристика индивидуального сознания, которое выступает в тесной связи с духовным развитием человечества.

В учении об объективном духе  Гегель излагает свои воззрения на общественную жизнь человека, рассматривая такие категории, как право, мораль, нравственность, семья, гражданское общество, государство, и подходит к человеку как общественному существу.

Гегель выдвинул идею объективной закономерности, прокладывающей себе путь независимо от конкретных людей и их действий.

Новизна гегелевской мысли заключалась в:

  1.  представлении о поступательном, последовательном и закономерном движении мирового духа, а следовательно, и аналогичном характере всех его воплощений: природы, истории, искусства, науки, религии, самого индивида;
  2.  усмотрении в движении духа явно выраженной диалектики и разработке на этой основе системы диалектических принципов и категорий;
  3.  последовательном проведении принципа историзма в приложении ко всем мыслимым областям человеческого знания.

Заслуга Гегеля состоит в историческом возрождении диалектики как метода мышления и познания. 

Этот метод позволил представить развитие человеческой мысли как закономерный процесс и увидеть в развитии идей развитие вещей.

3. Немецкий материализм и диалектика: Л.Фейербах и К.Маркс.

Л. Фейербах (1804—1872) был непосредственным учеником Гегеля, затем стал его критиком, перешел на атеистические и материалистические позиции.

По мнению Фейербаха, если проанализировать христианское понимание Бога, то оказывается, что характеристики, которыми наделяется Бог, в действительности являются характеристиками человеческого рода.

Духовная сущность человека отчуждается, обособляется от человека. 

Фейербах призывает к возвращению человеку его отчужденной сущности. Вера в то, что человек есть высшее существо, создает новый гуманизм.

Философия будущего преодолеет свою нынешнюю роль спекулятивной философии и станет истинной антропологией, всесторонним учением о человеке, о его теоретическом и практическом отношении к миру.

Воззрения Фейербаха позже были названы философско-антропологическим материализмом и своего рода атеизмом.

По отношению к философской концепции Карла Маркса (1818-1883) и Фридриха Энгельса (1820-1895) необходимо восстановить историческую справедливость.

Это связано в первую очередь с тем, что фундаментом советской идеологии, плоды которой испытали на себе несколько поколений людей, была марксистско-ленинская философия.

Но, во-первых, надо иметь в виду, что концепция, созданная Марксом, и официальный марксизм  не тождественны друг другу.

А во-вторых, необходимо различать идеи и их воплощение. Идеями нужно уметь пользоваться.

Они способны оборачиваться собственной противоположностью в руках тех, кто не готов к их восприятию ни нравственно, ни культурно.

Сегодня требуется объективный анализ марксистской философии как исторически закономерного этапа развития человеческой мысли, как ответа на определенные запросы общественной практики.

В своей концепции исторического процесса Маркс органично связал философию с политической экономией.

Развитый промышленный капитализм в середине XIX в. потребовал создания научной теории управления обществом.

Маркс и Энгельс на основе философского метода Гегеля, изучения колоссального статистического материала создали такую теорию — политическую экономию.

Главная же ошибка Маркса заключается в недооценке им способности капиталистического общества к самоизменению.

Кроме того, Маркс-философ пришел в противоречие с Марксом-идеологом.

Одна из главных идей Маркса заключалась в том, что философия должна иметь своей целью изменение мира. 

Но он предлагал изменить мир насильственными методами (социалистическая революция, диктатура пролетариата).

Такое представление о необходимости революционного взрыва при переходе от одного общественного строя к другому тоже не случайно. 

Во-первых, не вполне преодоленные недостатки философской школы, из которой вышли Маркс и Энгельс (гегелевский универсализм, однолинейность и телеологизм теле – действующий на дальнее расстояние), привели их на такие позиции. 

Во-вторых, не могло не сказаться и общее для того времени состояние теоретической мысли:  невыработаиность вариативных, вероятностных подходов к изучению как природы, так и общества.

Энгельс уже после смерти Маркса, вдумываясь в уроки истории XIX в., делал важные выводы: будущую победу пролетариата он связывал не столько с вооруженным восстанием, сколько с мирными, в том числе и парламентскими, формами борьбы.

Центральное место в философии марксизма занимает исторический материализм  материалистическое понимание истории, суть которого заключается в следующих идеях:

  1.  идея закономерности исторического процесса;
  2.  идея зависимости общественного сознания от общественного бытия;
  3.  идея определяющей роли материального производства в существовании и развитии общества.

Маркс в переплетении общественных отношений выделил отношения, которые, как он полагал, складываются прежде, чем проходят через человеческую голову, — производственные отношения (т. е. отношения, которые складываются в процессе производства по поводу собственности и распределения).

В марксистской теории они рассматриваются как базис общества, который определяет все остальные сферы человеческой жизни (политическую, правовую, нравственную, эстетическую, религиозную, философскую), образующую надстройку над ним.

Маркс и Энгельс при этом подчеркивали, что производственные отношения лишь в конечном счете являются определяющими в производстве и воспроизводстве общественной жизни, что надстройка является во многом самостоятельным компонентом общественной жизни, активно влияющим на базис общества.

Однако выдвинутый ими принцип зависимости общественного сознания от общественного бытия не дает достаточно ясного представления о соотношении материального и духовного в обществе.

Однолинейность и схематичность их концепции исторического материализма привели к появлению «марксистов» (в том числе и в России), примитивно толкующих и вульгарно излагающих идеи своего кумира, и прежде всего в вопросе о том, что «экономический» момент является будто бы единственной  детерминантой  (признание) исторического процесса.

Безусловная сила социально-философской концепции Маркса заключалась в том, что она упорядочила мировую историю.

А слабость — в том, что она неоправданно универсализировала современные ей формы исторического движения, без достаточных оснований распространив их на будущее.

Философия К. Маркса и Ф. Энгельса с 1844 г. представляет собой диалектический материализм.

 

Диалектический материализм  включает в себя  материалистическое понимание истории, человека, общества.

Фундаментальным  принципом марксистской философской системы становится принцип практики, которая подразумевает совокупную деятельность человечества по преобразованию природы и общества и в процессе которой происходит познание мира. 

Наибольшее влияние на формирование философских взглядов Маркса и Энгельса оказали работы Гегеля и Фейербаха.
^




1. Российский опыт ранней подготовки кадров для науки подходы формы результаты
2. Тема- Проблема реализации принципа разделения властей действия системы сдержек и противовесов на примере Ро
3. а обязательно заплатит за установку нового
4. Тема 10. Электронное правительство.
5. Дипломная работа- Особенности усвоения и воспроизведения детьми новых слов в процессе ознакомления с окружающим миром
6. Ракетные войска стратегического назначения
7. практическая конференция СЕЛЬСКОХОЗЯЙСТВЕННЫЕ НАУКИИ АГРОПРОМЫШЛЕННЫЙ КОМПЛЕКСНА РУ
8. РЕФЕРАТ дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата наук з державного управління.html
9. Отчет о научноисследовательской работе
10. 70х гг XIX в либеральные идеи охватывают все большие слои образованных россиян
11. Лабораторная работа 6
12. культурных реалий иностранного языка ~ требования предъявляемые испытуемому положительно влияют на общий
13. Кришнамурти О САМОМ ВАЖНОМ Беседы с Дэвидом Бомом Перевод с английского Т
14. Аудит валютных средств и валютных операций
15. 1 рік; сержанта старшини 1 статті 1 рік; старшого сержанта головного старшини 1 рік;
16. Согласовано Согласовано Согласовано Руководитель МО Заместитель
17. Не все вопросы освещены в равной мере что связано прежде всего со степенью разработанности тех или иных про
18. Толкование норм права
19. Учет и анализ основных фондов сельскохозяйственных организаций
20. 6177344339816d45412c978a6c9057ab