Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Личность и общество. Проблема социального отчуждения.
Личность есть совокупность всех общественных отношений экономических, политических, правовых, идеологических, нравственных, эстетических, религиозных и других. В этих отношениях проявляются сложные действия, в целом составляющие практику. Если индивида можно скорее охарактеризовать как воплощение физических, телесных качеств, то личность определяется социальными качествами, проявляющимися в ее деятельности через социальные отношения. Всякое действие, субъектом которого оказывается личность суть взаимодействие, лежащее в основе многоуровневых общественных отношений. Именно поэтому личность человека в существенном, главном определяется не физическими данными, а социальной значимостью, социальной ролью, которые проявляются в многообразных отношениях личности с другими личностями и обществом в целом. Личность тем значимее, насколько ее деятельность глубже и всесторонне соответствует нуждам и запросам общественного развития. Причем сама эта деятельность предстает как уникальное историческое событие, неотделимое от конкретного индивидуума, представляющего историческую личность, определенное "Я".
Проблема свободы личности в социальной философии уже на протяжении ряда веков фокусируется в проблеме отчуждения.
Многозначное и емкое понятие «отчуждение» обозначает, в общих чертах, такое положение, когда продукты человеческой деятельности приобретают независимость от своего творца, противостоят ему как нечто внешнее и даже господствуют над ним.
Исходной сферой возникновения отчуждения выступает сфера экономическая, а исходным пунктом в ней - общественное разделение труда.
Отчуждение по своему первоначальному происхождению носит цивилизационный характер, ибо общественное разделение труда, как это ни парадоксально выглядит на поверхности, нацелено на подлинную интеграцию общества, на установление всеобщей связи индивидов. Другое дело, что формационный облик общества каждый раз вносит в феномен отчуждения существенные коррективы. Возникнув в сфере материального производства, отчуждение распространяется и на все другие сферы жизни общества.