Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Введение Актуальность темы исследования обусловлена потребностью философского исследования проблемы вну

Работа добавлена на сайт samzan.net:



Введение

Актуальность темы исследования обусловлена потребностью философского исследования проблемы внутриличностного конфликта, который затрагивает практически все процессы человеческой жизнедеятельности. Обращение к философской сущности конфликта оправдано пониманием того, что общество не может стабильно развиваться в ситуации постоянной конфликтной напряженности.  Демократические процессы обустройства российского общества на современном этапе привели к потребности формирования нового мировоззренческого фундамента, в связи с чем особое внимание начинает уделяться поиску, определению и коррекции внутриличностных конфликтов.

Несмотря на научные и технологические прорывы человечества, широчайший спектр информационных ресурсов, появление новых потенциальных возможностей в различных сферах общественной жизни, человек до сих пор не в состоянии контролировать процессы, происходящие в своем внутреннем мире.  Со всей очевидностью появляются внутриличностные конфликты различного масштаба и значимости, последствия которых неизбежно отражаются на всем обществе.

Внутриличностный конфликт - распространенная и достаточно противоречивая проблема, сопровождающая человека на протяжении всей его жизни.  Ее рассмотрение требует интеграции нескольких аспектов социального, психологического и экзистенциального.  В зависимости от складывающейся в обществе социально-экономической ситуации внутриличностный конфликт можно рассматривать как в позитивном, так и в негативном значении, поскольку он как нечто естественное вытекает из самой сущности человека и условий его существования.  Не уяснив сущности внутриличностного конфликта как особого состояния человека и связанных с ним острых переживаний, невозможно прогнозировать будущее человека и общества.

Степень разработанности темы. Проблема человеческого конфликта с позиции антропологического направления представлена в трудах современных западных философов Ж.-П.Сартра, А. Камю, Э. Фромма и других, которые выделяют особую сферу «собственной человеческой реальности» и через нее раскрывают сущность и смысл внутриличностного конфликта и его социальных проявлений. В экзистенциальном аспекте проблема внутриличностного конфликта нашла свое место в работах Н. А. Бердяева, Л. Шестова.

К.Боулдинг, И.Галтунг, Р. Дарендорф, Л.Коузер, Л. Крисберг заложили основы современной конфликтологии, показали значение конфликтов как стимуляторов прогресса, факторов совершенствования социальных структур, общественных отношений и институтов в качестве естественных форм общественной жизни и деятельности.

Первоначально внутриличностные конфликты выступали в роли объекта психологических исследований, однако впоследствии - подобный узкоспециальный подход был преодолен, и данная дефиниция прочно вошла в научную лексику общественных наук, включая философию.  Это произошло во многом благодаря стремительному расширению границ современных сфер человеческой деятельности, обострению социальных противоречий, конфликтам, когда личное неприятие отдельных социальных явлений действительности людьми общественно значимых профессий, обращается во внутреннюю агрессию против самих себя, то есть приводит к обострению внутриличностных конфликтов.

Конфликты с участием человека можно классифицировать как социальные и внутриличностные. Внутренние и внешние противоречия личности взаимосвязаны. Человеческая психика обладает способностью переводить внешние противоречия во внутренние и наоборот. При этом такой перевод (трансферт) чаще всего происходит помимо воли самого человека, бессознательно. Человек, уклоняющийся от разрешения внешних проблем, может оказаться во власти своих внутренних противоречий. Люди, склонные к внешне бесконфликтному поведению, часто уходят в свои внутренние проблемы и не могут самореализоваться в обычной социальной среде. Другие, напротив, легко преодолевают свои внутренние противоречия и активно решают возникающие на их пути внешние проблемы, добиваясь при этом значительных успехов в жизни, но с моралью они ладят не всегда. Следовательно, внутриличностные конфликты можно рассматривать как социальные, и эта точка зрения представлена у А.К. Зайцева.[4] Однако, отмечая многоплановость, основательность и значительные достижения в изучении особенностей внутриличностного конфликта, нельзя не констатировать его недостаточную разработанность как социально-философского феномена.

Объект исследования – социально - философские концепции осмысления внутриличностного конфликта.

Предмет исследования - социальные факторы внутриличностного конфликта и их философское осмысление.

Цель исследования  заключается в том, чтобы раскрыть социальную детерминированность внутриличностного конфликта.  

Эта цель может быть конкретизирована в виде следующих основных задач:

- выявить  детерминанты социальных конфликтов в концепциях постфрейдизма.

- выявить  детерминанты социальных конфликтов в концепциях экзистенциализм.

- определить особенности философского понимания внутриличностного конфликта, причины его формирования, формы проявления и преодоления.

- обосновать положение о том, что внутриличностный конфликт представляет собой выражение социального конфликта.

Структура работы состоит из содержания, введения, двух глав, заключения и библиографического списка.

Глава 1. Внутриличностный конфликт в философии психоанализа

1.1. Фрейдистский подход к внутриличностным конфликтам

Фрейд, будучи врагом утопий и иллюзий, отказался считать конфликты в человеческой душе лишь печальным следствием несовершенства мира. Он мужественно признал внутренний конфликт личности, как необходимое проявление подвижности, динамичности душевной жизни. 

Фрейдистский подход предполагает, что источники конфликтности находятся в самой структуре личности. Согласно 3.Фрейду, человек конфликтен по своей природе. В нем от рождения борются два противоположных инстинкта, определяющих его поведение. Такими инстинктами являются: эрос (сексуальный инстинкт, инстинкт жизни и самосохранения) и танатос (инстинкт смерти, агрессии, деструкции и разрушения). Внутриличностный конфликт и является следствием извечной борьбы между эросом и танатосом. Эта борьба, по 3.Фрейду, проявляется в амбивалентности человеческих чувств, в их противоречивости. Амбивалентность чувств усиливается противоречивостью социального бытия и доходит до состояния конфликта, который проявляется в неврозе.

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Схема личности, предложенная Фрейдом, проста и красива: он утверждал, что личность многослойна (Сверх-Я - Я - Оно), и признавал внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни. Такой конфликт способствует развитию личности.

Схема личности руководствуется различными принципами.

Оно - принципом удовольствия. «Оно» сотворено примитивными биологическими желаниями и стремится к немедленному их удовлетворению, неспособно предвидеть последствия. Я руководствуется принципом реальности. «Я» появляется в результате контакта личности с внешним миром. Оно уже разделяет желаемое и реальное и может планировать удовлетворение потребностей. Сверх-Я - принципом долженствования. «Сверх-Я» появляется в процессе социализации. Оно содержит в себе нормы, правила, нравственные ценности.

Конфликт чаще всего возникает при столкновении «хочу» (Оно), «могу» (Я) и «надо» (Сверх-Я). Такой конфликт порождает внутреннее напряжение, которое возможно снять при помощи защитных механизмов: вытеснения, фантазий, замещения, рационализации, сублимации. В основе поведения лежат потребности, которые нельзя устранить, а только признать и найти им соответствующую форму удовлетворения. На основе теории Фрейда можно проанализировать внутриличностные конфликты как конфликты между мотивами, ценностями и самооценкой.[11]

Принятие ценностно-мотивационной сферы личности за основание для построения единой типологии внутриличностного конфликта позволяет выделить основные структуры внутреннего мира личности, вступающие в конфликт.

Мотивы, отражающие стремления личности различного уровня (потребности, интересы, желания, влечения и т. п.). Могут быть выражены понятием «хочу» («Я хочу»).

Ценности, как принятые личностью, так и навязанные обществом, воплощающие в себе общественные нормы и выступающие как эталоны должного. Обозначаются как «надо» («Я должен»).

Самооценка, определяемая как самоценность себя для себя, оценка личностью своих возможностей, качеств и места среди других людей. Выражается как «могу» или «не могу» («Я есть»).

Некоторые ситуации внутреннего конфликта, пережитые и неблагополучно разрешенные в глубоком детстве (например, эдипов комплекс), влияют на поведение взрослого человека.

Определение внутриличностного конфликта возможно через анализ поведения, в котором неосознанно проявляются скрытые потребности. Это нарушение чувства меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию. Это поведение, прямо противоречащее провозглашаемой цели, некритичность по отношению к нелогичности своего поведения.

Система З.Фрейда разрабатывалась в то время, когда набирали силу широкие социальные движения, когда вспыхнули две мировые войны, социологи заинтересовались феноменом толпы, психологи ужаснулись жестокости людей в конфликтах. Человек как бы терял в них разум.

Зигмунд Фрейд дал первое объяснение феномену бессознательного.  Важное место в философии заняла  проблема бессознательного, которая в рамках классической философии специально не исследовалась. Им был разработан психоанализ, послуживший основным методом изучения бессознательного Из частной медицинской методики психоанализ вырос до уровня философского течения, стремящегося объяснить личностные, культурные и социальные явления.

Фрейд не абсолютизировал силу бессознательного. Он считал, что человек может овладеть своими инстинктами и страстями и сознательно управлять ими. Задача психоанализа, по его мнению, как раз и состоит в том, чтобы бессознательный материал человеческой психики перевести в область сознания и подчинить своим целям. На основе теории Фрейда можно проанализировать внутриличностные конфликты как конфликты между мотивами, ценностями и самооценкой. Внутриличностный конфликт следует понимать как противоречие между природными и социальными аспектами личности.

1.2. Постфрейдистские концепции внутриличностного конфликта

Идеи постфрейдизма  стали активно проникать в социологию с конца 1940-х гг. Постфрейдисты, не отрицая взглядов Фрейда на одинокость личности и антагонистический характер её отношений с социальным окружением, признавая спонтанность мотивации изнутри, тем не менее определяющим фактором считают ту реальность, которая порождает внутриличностные отношения.

Фрейд утверждал, что ребенок, сравнивая себя с родителями, начинает чувствовать бессилие. А.Адлер, ученик Фрейда, соглашался с ним, что в детстве любой человек переживает чувство неполноценности, но понимал его несколько шире. Адлер это наблюдение сделал принципиальной базой своей теории: в детстве любой человек переживает чувство неполноценности и потом всю жизнь борется с ним, вырабатывая свой индивидуальный жизненный стиль. Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт.

В конфликте между чувством бессилия и желанием получить высокий результат заложено стремление личности преодолеть свою слабость и достичь вершин возможного. Желание компенсировать неполноценность - это творческая сила, способная привести к высоким достижениям. Преодолевая неполноценность, личность развивает в себе чувство общности с другими людьми, которое Адлер считал врожденным стремлением к сотрудничеству, взаимопониманию и  взаимоподдержке.

Иная картина возникает, когда человек не справляется с чувством неполноценности. Основная причина - невнимание к ребенку родителей и чрезмерная слабость больного органа тела. В этом случае все страдания от неудач как бы спрессовываются в комплекс неполноценности - постоянное глубинное переживание своей несостоятельности и ущербности. Вместо достижения реальных результатов человек стремится к сверхкомпенсации, к мнимым успехам. Здоровое социальное чувство все больше заглушается, а возрастает прискорбное стремление к власти. Не справившись со своим внутренним конфликтом, личность выплескивает конфликт наружу в виде агрессии, тревожности, демонстрации силы или, наоборот, слабости.

Иной подход к внутриличностному конфликту предложил К.Юнг. К.-Г.Юнг, продолжая исследования в русле психоанализа, сосредоточил внимание на конфликтной природе самой личностной установки. В книге «Психологические типы» он дал типологию личности, которая до сих пор считается одной из самых убедительных классификаций человеческих типов, построенных на качественной основе. Восемь типов выделяются по четырем функциям психики - мышление, ощущение, чувство и интуиция.

Каждая из них может проявляться в двух направлениях - как экстравертированная (направленная на внешний мир) и как интровертированная (направленная на внутренний мир). Юнг мыслил с опорой на философскую традицию. Основное противопоставление в своей типологии он сделал на конфликте субъективного и объективного в сознании человека.

Экстраверт - человек, направленный во вне. Он сознательно стремится познать законы внешнего мира и строить свою внутреннюю жизнь в соответствии с ними. Интроверт - человек, погруженный в себя.

Он утверждает самоценность внутренних процессов, а внешний мир, его правила и нормы для него не так уж важны. Таковы две установки сознания. Однако психическая жизнь протекает в конфликте сознания и бессознательного. Любое нарушение меры в сознании вызовет компенсаторную деятельность бессознательного. У экстраверта бессознательное встает на защиту субъективности, порождает эгоистические тенденции. У интроверта повышается влияние объекта, он становится более зависимым от внешних обстоятельств.

Э. Эриксон ориентировался на психоаналитическую традицию. Он связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами. Если Фрейд выводил жизненный сценарий из детских проблем, то Эриксон распределил проблемы развития личности по всему жизненному пути.

Каждый возрастной этап имеет свою точку напряжения - кризис, порожденный конфликтом развития Я-личности. Он выделил семь стадий психосоциального развития Я. Каждая последующая стадия есть потенциальный кризис вследствие потенциального изменения перспективы. Кризис - не угроза катастрофы, а момент изменения, критически повышенной уязвимости и возросших потенций, источник возможного формирования хорошей и плохой приспособляемости. Когда в человеке вызревают новые личностные качества, он сталкивается с новыми жизненными задачами. Это период возросших потенций и в то же время повышенной уязвимости.

Суть замысла Эриксона в том, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, когда личность крепнет и адаптируется, либо неблагоприятное, когда личность переходит на следующую стадию с грузом прошлых нерешенных проблем. Чем менее успешно пройдены кризисы, чем больше нерешенных внутренних проблем, тем больше возрастает конфликтность личности. Система Эриксона оказалась богатой и многоаспектной. Не случайно он использовал большинство методов анализа внутриличностного конфликта, которыми располагала культура психологического исследования - это и защитные механизмы, и чувство неполноценности Я.

Э. Фромм, отталкиваясь от идей Фрейда, утверждает в качестве основного конфликт двух главных инстинктов: инстинкта жизни и инстинкта смерти. Любовь к жизни он называет биофилией, любовь к смерти - некрофилией.

Фромм определяет человека как примата, начинающего свое развитие в момент эволюции, когда инстинктивная детерминация становится минимальной, а развитие мозга достигает максимального уровня. Соответственно у человека возникают специфически человеческие (экзистенциальные) потребности, общие для всех людей и ориентированные на преодоление своего страха, изолированности, беспомощности, заброшенности, на поиск новых форм связи с миром. По Фромму, различные способы удовлетворения экзистенциальных потребностей проявляются в таких страстях, как любовь, нежность, стремление к справедливости, независимости и правде, в ненависти, садизме, мазохизме, деструктивности, нарциссизме. Некрофилия - злокачественное следствие психосексуального развития личности, а биофилия - доброкачественная, нормальная. Основные проявления некрофилии: мрачные сны, культ насилия, чопорность и холодность в обращении, болезненное пристрастие к чистоте, преклонение перед техникой, порядком, склонность к манипулированию и другие. Кроме изложенных выше психологических концепций внутриличностных конфликтов существуют и другие.

Фромм предлагает реформированный психоанализ как учение о характере и о конфликтах между характерологическими страстями, органично присущими личности, и необходимостью самоограничения. Фромм стремится опровергнуть представление о присущих человеку от рождения деструктивных наклонностях, используя для этого данные нейрофизиологии, психологии животных, палеонтологии и антропологии. Так, нейрофизиология показывает, что при отсутствии внутренних или внешних раздражителей импульсы зон мозга, активизирующие и сдерживающие агрессивность, находятся в состоянии подвижного равновесия (т.е. агрессивность не действует постоянно, а возникает ситуативно). Сам нейрофизиологический механизм обеспечения защиты жизни демонстрирует неочевидность значимости агрессивности, поскольку в физиологии мозга (и в поведении) не меньшую значимость имеет рефлекс бегства. Агрессия - является следствием внутриличностного конфликта.

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов у Э. Фромма реализованы в теории биофилии и некрофилии.

Основная болезнь современного общества, по Фромму  — всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни «развитию капитализма»: общество в целом, отношения между социальными слоями и группами, общностями и отдельными индивидами. Наконец, отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности. Происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности.[12]

Наиболее резко этот процесс самоотчуждения и разрушения личности обострился в наше время, когда рыночная ориентация начинает быстро прогрессировать и развивается новый рынок — «рынок личностей». Сегодня на него выходят все: чиновники, коммерсанты, администраторы, врачи, ученые, юристы, артисты и т.д. И все они вступают между собой в отношения в качестве товаров. При этом принцип оценки является одинаковым как для рынка товаров, так и для рынка личностей, — в обоих случаях потребительная ценность не является главной. Основное — это меновая ценность товара. Другими словами, цена товара, в том числе и личности, зависит не от его качественной определенности, сущности, а от спроса на нее. Поэтому человек на «рынке личностей» вынужден действовать по принципу маркетинга — главное состоит в умении «подать себя» и подороже продать, главное чтобы на тебя был спрос, не важно кто ты на самом деле, по своей сущности — врач, ученый, маклер и т. д.

Поэтому личность в системе всеобщего господства рыночных отношений и отчуждения раздваивается. Она ощущает себя на этом сплошном рынке одновременно и продавцом и товаром. Человек озабочен прежде всего тем, чтобы не утратить способность продаваться и только после этого будет собственная жизнь и собственное счастье.

Человек рынка ощущает, что его самоуважение зависит от условий рынка, которые он однако не может контролировать. Он чувствует, что его ценность зависит не от его человеческих качеств, а от успеха на конкурентном рынке с постоянно меняющейся конъюнктурой. Поэтому он вынужден непрерывно бороться за успех, и любое препятствие на этом пути представляет серьезную угрозу для его внутреннего состояния и порождает внутриличностный конфликт. При этом удача бывает реже, чем неудача, а в случае неудачи у человека возникает чувство беспомощности, несостоятельности и неполноценности. Рынок таким образом попирает всякое чувство собственного достоинства и гордости.

Все это, по словам Э. Фромма, приводит также к потере своей собственной независимости и утрате самоидентичности личности. Если вообще у зрелых, здоровых и творческих личностей чувство самоидентичности возникает в результате понимания того, что человек - сам источник своих сил и своей судьбы и это самочувствие кратко можно выразить словами: «Я есть то, что я делаю», то в условиях рынка человек рассматривает свои возможности и способности как товар, отчужденный от него. Личность и ее способности и силы не составляют более единого целого. Теперь состояние человека выражается словами: «Я таков, каким вы хотите меня видеть». Вот этот разрыв между тем, кем человек ощущает себя, его способностями и возможностями, с одной стороны, и тем, что от него требуется на рынке,— с другой, и лежит в основе постоянного внутриличностного конфликта.

Эта внутренняя конфликтность личности общества «рыночного характера» постоянно поддерживается и стимулируется социальной средой, принятыми ценностями и стандартами, когда главным считается не «быть», а «иметь». Здесь главное состоит не в том, кем человек является по своей деятельной сущности, а в том, каким капиталом он обладает. Но в этой ситуации, если человек теряет капитал, терпит фиаско на рынке, то он теряет все, его жизнь превращается в драму, а часто и в трагедию. Поэтому не только неудачники, но и состоятельные люди живут в условиях страха и тревоги перед будущим, в условиях постоянного внутриличностного конфликта.

Все это следует иметь в виду применительно к России, когда речь заходит о влиянии рыночных отношений на формирование личности. К испытаниям, связанным с увеличением внутриличностных конфликтов, фрустраций, стрессов и неврозов, следует быть готовым и нам. Тем более, что отрицательные последствия влияния рыночных реформ на психику человека, на развитие внутриличностных конфликтов проявляются уже достаточно ощутимо.

Следует отметить, что внутренние и внешние причины внутриличностного конфликта тесно взаимосвязаны. Так, люди, находящиеся в состоянии внутриличностного конфликта, представляют потенциальную опасность для межличностных отношений в группе. А если иметь в виду тех, кто занимает высокие посты в обществе, то они могут оказывать негативное влияние и на отношения большего масштаба.

По мысли Э. Фромма,  всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни «развитию капитализма», – общество в целом, отношения между социальными слоями и группами, общностями и отдельными индивидами, – являются главной болезнью современного общества. Наконец, отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности. Происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности.

В объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с ней, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомической природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

 

Глава 2. Внутриличностный конфликт в философии экзистенциализма

2.1.Внутриличностный конфликт как следствие отчуждения в философии Ж.-П. Сартра.

Экзистенциальные проблемы, поставленные в постфрейдистском психоанализе, анализировали и философы других направлений. Так, экзистенциальная философия Сартра обнаруживает себя как одно из современных ответвлений феноменологии Гуссерля, как приложение его метода к “живому сознанию”, к субъективно-деятельной стороне того сознания, с каким конкретный индивид, заброшенный в мир конкретных ситуаций, предпринимает какое-либо действие, вступает в отношение с другими людьми и вещами, стремится к чему-либо, принимает житейские решения, участвует в общественной жизни и так далее. Все акты деятельности рассматриваются Сартром как элементы определенной феноменологичной структуры и расцениваются фактически в зависимости от задач личностного самоосуществления индивида. Сартр рассматривает роль “субъективного” (подлинно-личностного) в процессе человеческой персонализации и исторического творчества. По Сартру, акт специфически человеческой деятельности есть акт обозначения, придания смысла (тем моментам ситуации, в которых проглядывает объективность - “другое”, “данное”). Предметы лишь знаки индивидуальных человеческих значений, смысловых образований человеческой субъективности. Вне этого они - просто данность, сырая материя, пассивные и инертные обстоятельства. Придавая им то или иное индивидуально-человеческое значение, смысл, человек формирует себя в качестве так или иначе очерченной индивидуальности. Внешние предметы - здесь просто повод для “решений”, “выбора”, который должен быть выбором самого себя.

Поскольку у Сартра человеческая деятельность - в той мере, в какой она свободная и творческая,  -  лишена корней в содержании объективности, в том числе и в содержании форм опредмеченной  человеческой деятельности (то есть культуры), то содержанием ее оказывается натуралистически взятое содержание природы самого индивида, его уникальные биологические зависимости, события и травмы глубокого детства, довлеющие над индивидом, как рок. В этой связи Сартр развивает метод, называемый им экзистенциальным психоанализом, который призван прояснить облик индивидуальности путем выявления тех обстоятельств детства и тех специфических биологических зависимостей, в ответ на которые она себя строит.

Философская концепция Сартра развивается на основе абсолютного противопоставления и взаимоисключения понятий: “объективность” и “субъективность”, “необходимость” и “свобода”. Источник этих противоречий Сартр усматривает не в конкретном содержании сил социального бытия, а во всеобщих формах этого бытия (вещественные свойства предметов, коллективные и обобществленные формы бытия и сознания людей, индустриализация, техническая оснащенность современной жизни и так далее). Свобода индивида как носителя беспокойной субъективности может быть лишь “разжатием бытия”, образованием в нем “трещины”, “дыры”, ничто. Индивида современного общества Сартр понимает как отчужденное существо, возводя это конкретное состояние в метафизический статус человеческого существования вообще. Всеобщее значение космического ужаса приобретают у Сартра отчужденные формы человеческого существования, в которых индивидуальность стандартизирована и отрешена от исторической самостоятельности, подчинена массовым, коллективным формам быта, организаций, государства, стихийным экономическим силам, привязана к ним также и своим рабским сознанием, где место самостоятельного критического мышления занимают общественно принудительные стандарты и иллюзии, требования общественного мнения и где даже объективный разум науки представляется отделенной от человека и враждебной ему силой. Отчужденный от себя человек, обреченный на неподлинное существование, не в ладу и с вещами природы - они глухи к нему, давят на него своим вязким и солидно-неподвижным присутствием, и среди них может себя чувствовать благополучно устроенным только общество “подонков”, человек же испытывает “тошноту”. В противовес всяким вообще “объективным” и опосредованным вещами отношениям, порождающим индивидуальные производительные силы, Сартр утверждает особые, непосредственные, натуральные и цельные человеческие отношения, от реализации которых зависит подлинное содержание человечности. [9]

В мифологизирующем утопическом мышлении Сартра все же на первый план выступает неприятие действительности современного общества и его культуры, выражающее сильную струю современного социального критицизма. Жить в этом обществе, согласно Сартру, как живет в нем “довольное собой сознание”, можно лишь отказавшись от себя, от личной подлинности, от “решений” и “выбора”, переложив последние на чью-либо анонимную ответственность - на государство, нацию, расу, семью, других людей. Но и этот отказ - ответственный акт личности, ибо человек обладает свободой воли.

Концепция свободы воли развертывается у Сартра в теории “проекта”, согласно которой индивид не задан самому себе, а проектирует, “собирает” себя в качестве такового. Поэтому трус, например, ответственен за свою трусость, и “для человека нет алиби”. Экзистенциализм Сартра стремится заставить человека осознать, что он полностью в ответе за самого себя, свое существование и окружающее, ибо исходит из утверждения, что, не будучи чем-то заданным, человек постоянно строит себя посредством своей активной субъективности. Он всегда “впереди, позади себя, никогда - сам”. Отсюда то выражение, которое Сартр дает общему принципу экзистенциализма: “... существование предшествует сущности...” По сути это означает, что всеобщие, общественно-значимые (культурные) объективации, которые выступают как “сущности”, “природа человека”, “всеобщие идеалы”, “ценности” и так далее, являются лишь отложениями, застывшими моментами деятельности, с которыми конкретный субъект никогда не совпадает. “Экзистенция” и есть постоянно живой момент. Но экзистенциализм Сартра не находит иной основы, из которой человек мог бы развить себя в качестве подлинно самодеятельного субъекта, кроме абсолютной свободы и внутреннего единства “проектирующего я”. В этом своем возможном развитии личность одинока и лишена опор. Место активной субъективности в мире, ее онтологическую основу Сартр обозначает как “ничто”. По мысли Сартра, “... человек, без всякой опоры и помощи, осужден в каждый момент изобретать человека” и тем самым “человек осужден на свободу”. Но тогда основой подлинности (аутентичности) могут быть только иррациональные силы человеческого подполья, подсказки подсознательного, интуиции, безотчетные душевные порывы и рационально не осмысленные решения, неминуемо приводящие к пессимизму или к агрессивному своеволию индивида: “История любой жизни есть история поражения”. Появляется мотив абсурдности существования: “Абсурдно, что мы рождаемся, и абсурдно, что мы умираем”. Человек, по Сартру, - бесполезная страсть.

Источником конфликта, по мнению Сартра, являются взгляды другого человека. Каждый человек знает себя изнутри как субъективное состояние свободы и бытия. Но "внешний" взгляд Другого не в состоянии проникнуть в эту субъективность, так что для него всякий человек выступает в роли объекта, как вещь среди вещей, а не как свободное бытие. Тем самым взгляд Другого "крадет", по выражению Сартра, свободное бытие людей. И это относится к каждому. Каждый из нас "крадет" и отчуждает свободу других людей.

Сартр считает, что в поисках разрешения данного конфликта каждый индивид стремится слить чужие взгляды со своими и таким путем приобрести знание о себе как "изнутри", так и "снаружи". Сартр называет это стремлением к божественному совершенству и в этом смысле говорит, что самое сокровенное желание каждого человека – стать богом; но это желание не может быть реализовано, и поэтому человек именуется "бесполезной страстью". Первую попытку реализации этого желания Сартр видит в любви, а завершающую – в жестоком насилии палача, который истязает и убивает свою жертву. Даже если жертва под влиянием пыток говорит и действует так, как этого хочет палач, ее отчуждающий взгляд, хотя бы мысленный, ее "внешнее" знание о палаче продолжают существовать. "Украденная" свобода не возвращается к палачу и тогда, когда он убивает свою жертву; его отчужденный образ навеки запечатлелся в ее сознании. Так Сартр приходит к выводу, что люди являются взаимными мучителями. И это исключает их солидарность. Все фактические общности людей есть лишь иллюзии, за которыми скрывается "борьба всех против всех".[10]

Но при этом, совершая выбор, человек выбирает не только за себя, но и за всё человечество, поскольку считает избранное важным для человека вообще. Экзистенциализм – это гуманизм. Следовательно, конфликт «взаимного мучения» и «взаимной ответственности» в философии экзистенциализма - социальный аспект внутриличностного конфликта.

2.2.Путь преодоления отчуждения А.Камю

Экзистенциализм А. Камю основан на отчаянии, которое вызвано не мыслью о мерзости жизни и человека (как у Сартра), а мыслью о величии личности, неспособной найти связь с равнодушным (но прекрасным!) миром.

Молодому Камю принадлежит спорный тезис: «Хочешь быть философом — пиши роман». Он хотел, как и Сартр, превратить художественное творчество в полигон для философских экспериментов. В их основе первоначально лежит понятие абсурда.

«Абсурд, рассматриваемый до сих пор как вывод, взят в этом эссе в качестве отправной точки»,— пишет он в предисловии к «Мифу о Сизифе» (1941), который отличается прежде всего своим «абсурдным» максимализмом.

Абсурд возникает из противоречия между «серьезным», целенаправленным характером человеческой активности и ощущением нулевого значения ее конечного результата (смерть индивида; более того, весьма вероятное уничтожение всего человечества). Такое противоречие при трезвом рассмотрении кажется издевательством над человеком, и в качестве ответной реакции приходит мысль о самоубийстве. Вот почему Камю начинает эссе словами: «Есть только одна действительно серьезная философская проблема: самоубийство».

Встает законный вопрос: как совместить активную позицию Камю — сторонника социальной справедливости с позицией Камю — идеолога абсурдизма? В том-то все и дело, что они несовместимы, и именно это мучило Камю, раздирало его на части. Социальная несправедливость с точки зрения абсурдизма оказывалась несущественной проблемой, но столь же несущественной проблемой оказывался, в свою очередь, абсурд с точки зрения вопиющей нищеты, голода и социального унижения.

Тем не менее, Камю-абсурдиста беспокоит мысль о том, что традиционные моральные ценности оказываются под ударом. Их отмена, по Камю, неминуема, однако это констатируется отнюдь не с радостью, а с горьким чувством. Абсурд «не рекомендует преступления, что было бы наивно, но он обнаруживает бесполезность угрызения совести. Кроме того, если все пути безразличны, то путь долга столь же законен, сколь и любой другой. Можно быть добродетельным по капризу».

Страх перед опасностью безответственного, безнравственного поведения, или, иначе сказать, имморализма, который испытывает Камю, сам по себе можно считать брешью в его доктрине абсурдной философии, ибо он трансцендентен абсурду. В авторе «Мифа о Сизифе» уже живет будущий моралист, но пока что он стыдливый и потаённый.

В 1942 году был опубликован «Миф о Сизифе» - «эссе об абсурде», где Камю, собрав свои размышления о смерти, отчужденности даже от самого себя, о невозможности определить, расшифровать существование, об абсурде как источнике свободы, на роль героя абсурдного мира избирает легендарного Сизифа. Труд Сизифа абсурден, бесцелен; он знает, что камень, который по велению богов тащит на гору, покатится вниз и все начнется сначала. Но он знает - а значит, поднимается над богами, над своей судьбой, значит, камень становится его делом. Знания достаточно, оно гарантирует свободу. Произведение искусства тоже принадлежит миру абсурдному, но сам акт творчества дает возможность удержать, сохранить сознание в мире хаоса. Описание - бесконечное умножение существования.[5]

По жанру роман Камю можно отнести к роману воспитания с той лишь существенной разницей, что он исследует пути не адаптации героя к общественной среде, а их разрыва и дезинтеграции. В плане «антивоспитания» «Посторонний» похож на романы маркиза де Сада, но если последними движет всеразрушительная страсть, то в романе Камю на первое место выставлен абсурд.

Неизбежный трагизм существования еще не означает торжества философии абсурда. Напротив, как доказал сам Камю на примере своей жизни, ее невозможно не предать, особенно в исторической «пограничной ситуации». Опыт второй мировой войны открыл Камю мир, находящийся по ту сторону «абсурда», мир, в который он отказывался верить, считая его лживым призраком. Теперь в его существовании он убедился воочию. Стремление разобраться в опыте войны впервые видно в публицистических статьях, объединенных под названием «Письма к немецкому другу» (вымышленный друг выведен философом отчаяния, не верящим в гуманистические ценности,— тем самым он уязвим для нацистской идеологии), написанных в 1943—1944 годах, ярком литературном документе периода Сопротивления. В «Письмах» Камю наметил альтернативу философии и практики «отчаяния». Главный акцент сделан на связи человека с жизнью. В результате земля вбирает в себя традиционные функции небес, и справедливость обретает смысл как чувство верности земле. Все это пока что довольно шатко, но гуманистическая тенденция обозначилась определенно.

Экзистенциализм нельзя рассматривать как философию бездействия (квиетизм). Экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но жизненных и внутренних его принципов.

Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.  Не вызывает сомнения и то огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциалистская теория на понимание значения внутреннего мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным "Я". Все эти вопросы, поставленные экзистенциализмом, сегодня привлекают исключительное внимание различных философских школ и других областей и направлений гуманитарного знания.

Оценивая в целом весомый вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка. Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и сами его обусловливают. Поэтому философия экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, ибо формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются действительными для любых времен При таком подходе существование человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно приводит к отрицанию природных и социальных "стартовых площадок" в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей.

Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире.

 Таким образом, экзистенциализм носит ярко выраженный этический характер, мобилизует людей на формирование активной жизненной позиции. В трудный период второй мировой войны, в условиях фашистской оккупации он стимулировал многие тысячи людей в Европе на участие в движении Сопротивления. В послевоенное время под его влиянием находились различные демократические движения.

Экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но жизненных и внутренних его принципов.

Экзистенциалистская философия — оптимистична, несмотря на пессимистическую окраску некоторых своих положений. Она оптимистична, так как учит, что становление человека происходит не тогда, когда он замыкается в себе, изолирован от других, а когда он преследует какую-либо цель вне себя. В этой связи именно экзистенциализм показывает, что человек должен обрести себя и убедиться, что ничто не может его спасти от себя самого. Экзистенциализм тем самым освобождает человека от всех надежд и иллюзий, что он может стать свободным благодаря чему-то вне себя самого. Именно экзистенциализм учит, что каждый человек должен внести свой индивидуальный, особый вклад в общее творчество и созидание совместной жизни людей. Только в этом случае деятельность всех людей может стать взаимно дополняющей, создающей единое целое, вместо повторения одних и тех же действий.

Не вызывает сомнения и то огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциалистская теория на понимание значения внутреннего мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным "Я". Все эти вопросы, поставленные экзистенциализмом, сегодня привлекают исключительное внимание различных философских школ и других областей и направлений гуманитарного знания.

При этом человек понимается как существо, «заброшенное» в определенную историческую ситуацию. Таким образом противоречие между «трансисторичностью» и историческим бытием — это внутреннее противоречие экзистенциальной дихотомии. Экзистенциализм отразил в своей философии состояние сознания, переживаний людей в современном мире, тем самым он во многом обнажил и объяснил те противоречия, с которыми сталкивается человек в этом мире: между сущностью и существованием, между личностью и общностью.


Заключение

Наиболее полно и конкретно конфликтная природа человека представлена 3.Фрейдом в его взглядах на структуру личности. Схема личности, предложенная Фрейдом, проста и красива: он утверждал, что личность многослойна (Сверх-Я - Я - Оно), и признавал внутренний конфликт как естественное следствие динамичной психической жизни. Такой конфликт способствует развитию личности. Некоторые ситуации внутреннего конфликта, пережитые и неблагополучно разрешенные в глубоком детстве (например, эдипов комплекс), влияют на поведение взрослого человека. Определение внутриличностного конфликта возможно через анализ поведения, в котором неосознанно проявляются скрытые потребности. Это нарушение чувства меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию. Это поведение, прямо противоречащее провозглашаемой цели, некритичность по отношению к нелогичности своего поведения.

Согласно взглядам А. Адлера, формирование характера личности происходит в первые пять лет жизни человека. В этот период он испытывает на себе влияние неблагоприятных факторов, которые и порождают у него комплекс неполноценности. Впоследствии этот комплекс оказывает существенное влияние на поведение личности, ее активность, образ мыслей и т. п. Этим и определяется внутриличностный конфликт. Основная причина - невнимание к ребенку родителей и чрезмерная слабость больного органа тела. Не справившись со своим внутренним конфликтом, личность выплескивает конфликт наружу в виде агрессии, тревожности, демонстрации силы или, наоборот, слабости.

Э. Эриксон ориентировался на психоаналитическую традицию. Он связывает устойчивые внутриличностные конфликты с возрастными кризисами. Если Фрейд выводил жизненный сценарий из детских проблем, то Эриксон распределил проблемы развития личности по всему жизненному пути. Суть замысла Эриксона в том, что на каждом возрастном этапе происходит либо благоприятное преодоление кризиса, когда личность крепнет и адаптируется, либо неблагоприятное, когда личность переходит на следующую стадию с грузом прошлых нерешенных проблем. Чем менее успешно пройдены кризисы, чем больше нерешенных внутренних проблем, тем больше возрастает конфликтность личности. Система Эриксона оказалась богатой и многоаспектной. Не случайно он использовал большинство методов анализа внутриличностного конфликта, которыми располагала культура психологического исследования - это и защитные механизмы, и чувство неполноценности Я. Психологическими методами Э.Эриксон он решает философскую проблему определения места личности в мире.

Так же хочу добавить, что в  объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм пытался преодолеть биологические трактовки личности и выдвинул концепцию «экзистенциальной дихотомии». В соответствии с этой концепцией, причины внутриличностных конфликтов заключены в дихотомичной природе самого человека, которая проявляется в его экзистенциальных проблемах: проблеме жизни и смерти; ограниченности человеческой жизни; громадных потенциальных возможностях человека и ограниченности условиями их реализации и др.

Более конкретно философские подходы в объяснении внутриличностных конфликтов Э. Фромм реализует в теории биофилии и некрофилии. Основная болезнь социума — всеобщая конкуренция и отчуждение, которые пронизывают все сферы и уровни «развитию капитализма»: общество в целом, отношения между социальными слоями и группами, общностями и отдельными индивидами. Наконец, отчуждение поражает саму внутреннюю структуру личности. Происходит самоотчуждение человека от своей сущности. Возникает конфликт между сущностью и существованием личности.

Этот же конфликт экзистенциалисты видят иначе. Источником конфликта, по мнению Сартра, являются взгляды другого человека. Каждый человек знает себя изнутри как субъективное состояние свободы и бытия. Но "внешний" взгляд. Другого не в состоянии проникнуть в эту субъективность, так что для него всякий человек выступает в роли объекта, как вещь среди вещей, а не как свободное бытие. Тем самым взгляд Другого "крадет", по выражению Сартра, свободное бытие людей. И это относится к каждому. Каждый из нас "крадет" и отчуждает свободу других людей.

Сартр считает, что в поисках разрешения данного конфликта каждый индивид стремится слить чужие взгляды со своими и таким путем приобрести знание о себе как "изнутри", так и "снаружи". Так Сартр приходит к выводу, что люди являются взаимными мучителями. И это исключает их солидарность. Все фактические общности людей есть лишь иллюзии, за которыми скрывается "борьба всех против всех".

По мнению, Камю, экзистенциализм определяет человека через его поступки, он показывает, что все происходящие с ним изменения есть результат не внешних и механических воздействий, но жизненных и внутренних его принципов.

Не вызывает сомнения и то огромное влияние, которое оказала и оказывает экзистенциалистская теория на понимание значения внутреннего мира человека, необходимости культуры самосознания, ответственности человека перед собственным "Я". Все эти вопросы, поставленные экзистенциализмом, сегодня привлекают исключительное внимание различных философских школ и других областей и направлений гуманитарного знания.

Оценивая в целом весомый вклад экзистенциализма в развитие философии человека, нельзя не видеть весьма существенного, присущего ей, недостатка. Рассматривая человека самосознающим существом, экзистенциализм, к сожалению, не учитывает ни естественной, ни общественной объективной истории его развития. Между тем, именно история создает людей и именно в ходе ее изменяется тот мир, частью которого являются все люди и социум, и природная среда, которым они обусловлены и сами его обусловливают. Поэтому философия экзистенциалистов по своему воплощению трансисторична, ибо формулируемые в ней принципы человеческого существования считаются действительными для любых времен. При таком подходе существование человека не связывается с конкретной исторической эпохой, что вполне естественно приводит к отрицанию природных и социальных "стартовых площадок" в развитии личности, реальных причин отличий ее бытия от бытия других людей.

Таким образом, внутриличностный конфликт - это противоречие, вызванное столкновением между примерно равными по силе, но противоположно направленными интересами, потребностями, влечениями и т.п. Определение внутриличностного конфликта возможно через анализ поведения, в котором неосознанно проявляются скрытые потребности. Это нарушение чувства меры в соотношении мотива и сил, затраченных на его реализацию. Это поведение, прямо противоречащее провозглашаемой цели некритичность по отношению к нелогичности своего поведения. Внутриличностный конфликт разрешим, и основным средством является мировоззренческий подход. Но пути  его разрешения требуют специально - научного  исследования.


Библиографический список

 1. Анцупов, А.Я. Конфликтология / А.Я. Анцупов, А.И. Шипилов. - М.: Юнити, 2007. - 551 с.

2. Анцупов, А.Я. Конфликтология в схемах и комментариях: Учебное пособие / А.Я. Анцупов, С.В. Баклановский. - СПб.: Питер, 2009. - 304 с.

3. Губанов, Н.И. Философия: учеб. пособие для вузов / Н.И. Губанов. - Тюмень : Академия, 2002.

4. Зайцев, А.К. Социальный конфликт на предприятии / А.К. Зайцев. - Калуга : КИСИ, 1993.

5. Камю, А. Бунтующий человек / А. Камю. - М.: Изд-во политич. литературы, 1990г.

6. Киссель, М. А. Экзистенциализм // Современная западная философия. Словарь. - М., 1991г.

7.  Курбатов, В. И. История философии. Конспект / В. И. Курбатов. – М.: Изд-во «Феникс», 1997г.

8. Марсель, Г. К трагической мудрости и за ее пределы // Самосознание европейской культуры XX века. Мыслители и писатели Запада о месте культуры в современном обществе. - М., Изд-во политич. литературы, 1991г.

9. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто (Извлечения) /Ж.-П. Сартр // Человек и его ценности.Ч.1. - М., 1988г.

10. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм - это гуманизм // Сумерки богов. - М.: Изд-во политич. литературы, 1989. – С.

11. RuClass.ru [Электронный ресурс] / Философия. – Режим доступа : http://www.ruclass.ru/node/217. – Загл. с экрана.

12. Крупнейший сборник онлайн-словарей [Электронный ресурс] / Философский словарь. – Режим доступа : http://www.onlinedics.ru/slovar/fil.html. – Загл. с экрана.




1. Октябрьская революция и её влияние в Башкирии
2. Национальный исследовательский ядерный университет МИФИ СПК НИЯУ МИФИ ПРОГРАММА ОЗНАКОМИТЕЛЬНОЙ ПР
3.  Введение
4. Тема- Запад и Восток
5. Тема- Le discours indirect Практическая цель- совершенствование лексикограмматических навыков.html
6. Задание 250109 Садовопарковое и ландшафтное строительство Дисциплина Основы садовопарко
7. . Repetition s lexicl nd semntic mens of cohesion in text Min types of repetition links in text 2
8. .9. Функции нескольких переменных
9. Эволюция общественного строя в Риме в период республики Государственный строй
10. вариантов в которых нагрузка соединена треугольником рекомендуется заменить на звезду.html
11. Этика права
12. GRGE MSTERS 2013 Восьмерка 8Bll Цель игры Данная игра является заказной при это
13. Современный урок математики, требования к нему
14. Правоведение
15. на тему- Разработка ассортимента и приготовление сложной кулинарной продукции французской кухни с использ
16. Гражданско-правовая ответственность
17. Тема 9 Суспільний продукт і його форми
18. ИСТОРИЯ И ТЕОРИЯ КОММУНИКАЦИИ ДЛЯ СТУДЕНТОВ ОЧНОЙ ФОРМЫ ОБУЧЕНИЯ Семинарские практические занятия
19. Пермская государственная медицинская академия имени академика Е
20. Пенсійне забезпечення народних депутатів