Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Формы массовой коммуникации в древних цивилизациях

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 9.11.2024

1. Формы массовой коммуникации в древних цивилизациях. Протожурналистика.

Историю человеческой цивилизации можно понимать и как историю развития коммуникаций.  Протожурналистика – это как раз одна из форм коммуникации. Это состояние журналистики в момент ее зарождения. Журналистики в современном понимании слова - как особого социального института - в античности не было и быть не могло. Протожурналистика  лишена массовой коммуникации.

В Египте папирус и книжная культура, но грамотно только высшее сословие. Принято считать, что протожурналистика зародилась в Греции.

Там несколько способов передачи социально значимой информации, в основном устные.

- на площади агора была коммуникация разного рода – политическая, религиозная, торговая. Прогуливаясь на агоре, греки обменивались новостями и мнениями, вели политические споры. Глашатаи оповещали граждан полиса о важных событиях.

- в гимнасиях – проходили спортивные занятия, + решались вопросы общественной жизни, бытовые, политические. Сдокладами выступали философы.

мастера ораторского искусства: - софисты (Протагор, Горгий) – умели доказывать любой тезис, поражали публику мастерством отвечать на каверзные вопросы без подготовки.  Видели свою задачу в том, чтобы подготовить человека к участию в политической жизни полиса.//Протагор: «Человек – мера всех вещей». Этот оратор особенное внимание уделял правильности, четкости употребления слов. Горгий заботился о благозвучии: ритме и рифме.

- логографы – разъясняли проблемы общественного устройства, их могли нанимать для защиты в суде, они могли написать речь наказания. // Лисий: стилизовал речь под манеру своего клиента. Его речи отличались простотой, краткостью, меткостью характеристик, отсутствием стилистических украшений. Демосфен: начинал с политического ораторства, но его освистали. Он стал работать над собой (море, камни) и добился настоящих высот.

В своих страстных речах Демосфен часто откликался на самые актуальные события, волновавшие соотечественников. Так, например, в речах против македонского царя Филиппа, предпринявшего экспансию в Элладу, Демосфен обрушился с острой критикой на агрессора. Слово «филиппика» стала названием гневного, обличительного выступления, а ораторская проза -  одним из источников публицистики.

+ письменные каналы. Это античные книги (рукописные книги писались столбиками, читали их справа налево сверху вниз), ежедневные публичные надписи – основная информация для общественности, часто их писали на стенах домов. Левкомата - беленые деревянные таблички, на которые записывалась эта информация. Записи периодически обновлялись. Сообщаемые факты никак не комментировались.

Рим  - наследник культуры Древней Греции. Как и Эллада, не знал института цензуры, хотя слово цензор восходит к латинскому «censor» — оценщик. Цензором в Древнем Риме называли выборного чиновника, который каждые пять лет проводил перепись граждан и имел право, оценив их деловые и моральные качества, корректировать списки всадников и сенаторов. В Риме было свободное волеизъявление, но – нельзя было клеветать, нельзя было распространять сочинения и говорящие речи, где ставились под сомнения религиозные представления греков и римлян.

+ анналы – рукописные перечни хроники за год, важнейшие события официальной жизни. Анналы vs исторические летописи греков => в первых лаконичное, фактологическое изложение, часто писались на табличках. Писали анналы хронисты.

1ые издания римлян:

Acta Senatus – «Сенатские ведомости» - сообщали о событиях в Сенате, говорили о протоколах

Acta diurna – «Ежедневные ведомости», в них записывались официальные известия, но рассчитанные на более широкую аудиторию (казни, несчастные случаи, военные события, похороны, чудеса)

*Диурнарии – люди, которые помогали писать, собирали информацию в «Ежедневные ведомости», прообразы журналистов.

2. Средневековая европейская культура и массовая информация.

Средние века –  период между Античностью и Новым Временем с 5 по 15 вв.

Выделяют три периода:  раннее    Средневековье    (с 5  по 10-11 вв.); высокое (классическое) (с 10-11 по 14 вв.);  позднее  (14-15 вв.).

Особенности: - христианское сознание: гуманность и мудрость идей Христа и жестокость его земных последователей. В первые века Средневековья господствовал страх,  ожидание конца света и страшного суда, христианские заветы часто толковались неверно,

- бескнижная культура. Она опиралась на устные проповеди и увещевания, а не на печатное слово. Царила культура сказок,  мифов,  молитв,  волшебных заклятий,

- билингвизм (латынь и родной язык). «Мужицкий язык» – так называли национальные языки,  языки народов  Европы.  Латынь хорошо передавала абстракции, народная речь –  конкретно - образные,  наглядные представления.

- мнение, что пишущий излагает волю Бога,

- центр книгопроизводства – монастыри,

- узкие специальности: рубрикаторы – выписывают красные строки и делают заголовки, иллюстратор выполняет рисунки, скрибы или переписчики составляют текст.

Коммуникационные формы: -  господствующий жанр в риторике Средневековья - церковное красноречие,

- новая форма – университетская лекция ; это шаг вперед по сравнению с проповедью, т.к. опора на знания, обращение к фактам реальной жизни,

-  средневековый театр –  возрожден Римской католической церковью. Сюжеты в основном библейские + театрализация церковных служб + приспособление языческих и народных праздников к церковным нуждам,

- смеховая культура – стихи и песни школяров,  лирика бродячих певцов.  Они разносили вести о важных событиях,  высмеивали вельмож,  лживость монахов,  повествовали о героях, войнах,  бедствиях.  В 9-11 вв. это было своеобразное «независимое» СМИ. Стали популярны фаблио –  занимательные, веселые,  сатирические стихотворные новеллы.  В них выражались умонастроения народа.

Зарождение журналистики в Европе

Рукописные газеты – еженедельные, т.к. почта передавалась раз в неделю.

В Англии – «News Letters», в Венеции - «gazzeta» (от названия мелкой венецианской монетки). Появились специалисты по сбору и распространению письменной информации,  специальные цехи писателей новостей (Novellanti –  в Риме, Scrittori d'avviso –  в Венеции).  Но! Непостоянство распространения + узкая аудитория (к пр, в Германии финансовая империя Фуггеров - газета лишь для членов этого банковского дома) + газеты долго идут

Книгопечатание

Первую попытку предпринял в Китае в 1040-х гг. купец Пи Шен. Его технология: из куска глины вырезал иероглифы, обжигал на пластине, составлял текст, красил его смолой => оттиск,1392 год – использовали медные литеры, в Европе печатанием занялись в 15 веке. В Германии печатный станок изобрел Гуттенберг (1445-1447 гг.). Помещенную в специальной рамке форму, составленную из отдельных литер, он устанавливал на гладком и ровном столе между двух массивных столбов, в перекладине между ними ходил винт, который опускал гладкую доску и плотно прижимал бумагу к намазанной краской форме.

1. Брошюры – (16-17 вв) рукописные или печатные. Обычно были посвящены одному событию, не были периодичными, акцент на иллюстрации (пр., «баллады новостей», «газеты-репродукции»).

2. Газеты. 1609 - Германия, Страсбург, газеты называют так, как текст. Имя издателя не указывалось. Новости располагались не по важности, а по мере поступления в редакцию, печатались без рубрик и комментариев, + уже в то время писали о сенсациях («утки»).

3.Первые британские газеты. Цензура и деятельность Звездной палаты.

Предшествующая культура

1. Древнейшие письмена, найденные учеными на территории Великобритании, датируют, как правило, 7 веком. По этим свидетельствам можно судить о сильной христианизации общества. Центрами образования в Англии VII–VIII вв. были монастыри. В письменных документах фиксировалась «история современности». Факты причудливо переплетались с вымыслом, а реальные события обретали мифологическую интерпретацию.

2. Правление Альфреда (до начала 10 века). Король Альфред углубленно изучал английский язык, восстанавливал монастыри, открывал монастырские и светские школы. На рубеже IX–X столетий появляются переводы с латинского на англосаксонский, которые немало способствовали развитию литературы. Альфред перевел «Церковную историю народа англов» Беды Достопочтенного.

3. 10-12века. На базе лондонского диалекта складывается литературный английский язык, появляются произведения Уильяма Ленглера и Джеффри Чосера. Во второй половине XII в. в Англии был открыт первый университет – Оксфордский, в 1229 г. – второй, Кембриджский.

4. 13-14 вв. Усиливается роль университетов, переосмысливается античное культурное наследие, в XV в. Увеличивается количество школ, где преподавание велось на латыни. Создается основа для развития английского гуманизма XVI в.

В XIV в - первые шаги в направлении «открытия» Библии для массового читателя. Джон Уиклиф, своими сочинениями положивший начало борьбе за реформу церкви в Англии, явился предшественником Гуса и Лютера. Он критиковал институт папства, утверждая, что отношения между Богом и человеком – непосредственные, а священники не нужны вообще. В таком контексте Священное писание оказывалось основным руководством поведения для верующих.

Первопечатники

По сравнению с континентальной Европой Великобритания запоздала с началом книгопечатания больше, чем на четверть века — Иоганн Гутенберг начал опыты по печатанию книг в 1440-х годах.

1475 г.  - лингвист Уильям Кэкстон перевел с фр на англ «Собрание рассказов из истории Трои» и опубликовал его в своей типографии в Брюгге.  Всего Кэкстон напечатал около 100 произведений. В изданиях Кэкстона отсутствуют титульные листы, с 1487 книги украшались его типографской маркой (буквы W. С. в орнаментальном обрамлении). Кэкстон стал первым снабжать книги предисловиями.

1478 – в Оксфорде по указу Карла I основано старейшее в Англии издательство «Oxford University Press». Одной из первых книг, выпущенных в Оксфорде, был перевод Библии на английский язык. Сейчас это издательство одно из крупнейших в Великобритании.

Цензура Звездной палаты

XVI в.  – в Англии укрепляется абсолютная монархия. При Генрихе VIII в стране издается ряд указов: читать Библию можно только определенным слоям общества, издается девять списков запрещенных книг.

«Звездная палата» создана в 1487 году, упразднена в мае 1641. Это высшее судебное учреждение в Англии.  Первоначально было создано как аппеляционный суд, призванный минимизировать влияние аристократов на правосудие и обеспечить защиту прав простолюдинов, однако в царствование Генриха VIII стала орудием для закрытых расправ с действительными и мнимыми оппонентами короля. Контролировала деятельность типографий.

Согласно ордонансу (правовому акту) «Звездной палаты» от 1585 г., было установлено количество типографий в стране, любое печатное произведение могло увидеть свет только с разрешения епископа Кентерберийского и Лондонского, всякому, уличенному в продаже книг, напечатанных без соблюдения требований этого ордонанса, угрожало тюремное заключение в течение трех месяцев.

Число типографий было ограничено: кроме находящихся в Лондоне, разрешались только две — в университетских городах, Оксфорде и Кембридже. Каждый содержатель типографии обязан объявить о количестве имеющихся у него станков «Компании типографов». Помимо всего этого, ордонанс уполномочивает указанную компанию производить обыски в домах и магазинах содержателей типографий и книгопродавцев, забирать все книги, напечатанные в противность требованиям этого ордонанса, уничтожать типографские станки, арестовывать виновных.

4.Журналистика эпохи английского Просвещения. Влияние идей Великой французской революции на позицию английских изданий.

Раннее английское Просвещение - 1689–1714 гг. Англия, переживающая «троякое обновление» – умственное, нравственное и политическое, становится родиной свободомыслия.

Усилилась роль прессы. Ее начали считать «четвертым сословием».

На рубеже XVII–XVIII вв. ежегодный тираж ведущих газет достигал 10 млн. экземпляров. Высокий интерес к газетам: они читались в кофейнях, на постоялых дворах, в собраниях и клубах. Именно пресса давала просветителям возможность широко пропагандировать свои идеи. Но остатки феодальных ограничений, нашедшие выражение в цензурной политике страны, тормозили развитие журналистики.

В 1695 г. закон о цензуре был отменен. Отмена закона о печати повлекла за собой количественный и качественный рост прессы.

В 1702 г. в Лондоне вышла первая ежедневная газета «Дейли Курант» («Ежедневные вести»). Владелец газеты - Сэм Бакли. Вначале издание не носило самостоятельного характера и выглядело довольно скромно: две колонки, печатавшиеся на одной стороне листа, заполнялись переводами из голландских и французских газет. В скором времени газета стала выходить уже на двух сторонах листа, а к концу первого года своего издания она содержала 1,5 страницы новостей и мелкие объявления. В дальнейшем она превратилась в четырехполосную газету. «Дейли Курант» просуществовала почти 30 лет.

К 1730 г. ежедневных газет стало 6, а в 1770 – 9, причем популярность их росла. «Спектейтор» («Зритель», 1711), «Дейли Пост» («Ежедневная почта», 1719) и «Дейли Джорнэл» («Ежедневный журнал», 1720).

Английские власти, обеспокоенные растущим влиянием прессы, нашли действенный способ ограничить ее активность. В 1712 г. был введен гербовый сбор – пошлина в пользу казны за выпуск периодических изданий, получивший название «налога на знание». Идею гербового сбора приписывают Болингброку.

Гербовым сбором облагались не все печатные издания, а некоторые, например, шестиполосные еженедельники, но в целом он лег тяжким бременем на английскую прессу, и борьба с ним продолжалась почти 150 лет. Сбор неуклонно увеличивался, и к 1815 г. он достиг 4 пенсов. Некоторые газеты закрылись, другие стали дороже. И тем не менее это не смогло заставить замолчать прессу.

Выдающиеся представители английского Просвещения.

В 1701 г. Джонатан Свифт написал свой первый памфлет «Рассуждения о раздорах и разногласиях знаний и общин в Афинах и Риме». В «Сказке о бочке» (1704) Свифт так резко критиковал католическую церковь, духовенство, что памфлет был включен Римом в список запрещенных книг.

Даниель Дефо. Многие  считают его основоположником английской журналистики – непосредственный участник «Славной революции» – в «Очерке о проектах» (1693) разработал широкую программу достижения общественного блага в Англии. «Очерк» был одобрен королевским двором, и Дефо стал известен как придворный памфлетист. Журналистскую славу принес Дефо еженедельник «Ревью» («Обозрение») (его писатель начал выпускать в 1704 г., находясь в тюрьме). Журнал просуществовал 9 лет. Освещал проблемы политики, общественной жизни, коммерции.

Ричард Стил (тоже считается основателем англ. жур-ки). Внес существенный вклад в формирование морально-этических принципов эпохи. Он был военным, литератором, драматургом, редактором «Лондон Газетт». Был стал ведущим автором еженедельника «Тэтлер» («Болтун», 1709).Стил ввел новый формат газетной полосы и макет. «Тэтлер» был рассчитан на горожан, завсегдатаев кофеен, тех, кто был склонен к «цивилизованной дискуссии» и обращался как к мужчинам, так и к женщинам. Просветительский характер.

Важной проблемой для английской журналистики первой трети XVIII в. явилась борьба за «открытие» парламента для прессы. Секретность, окружавшая работу парламента, противоречила интересам торгово-банковских кругов, ибо деятельность парламента состояла в то время главным образом в утверждении финансовых законопроектов».

«Открытие» парламента было связано с одним из самых стабильных журналов XVIII в. – «Gentleman’s Magazine». Он был основан в 1731 г. Эдуардом Кейвом. Журнал возник как ежемесячник и во многом копировал «Тэтлер» Стила. Вначале «Gentleman’s Magazine» печатал выдержки из других изданий, обзоры внутренних и зарубежных новостей.

В середине и во второй половине XVIII в. издавались ежемесячные литературные журналы типа «мэгэзин» объемом «ин-октаво», содержавшие иллюстрации: «Universal Magazine» (1747), «Political Register and Impartial Review of New Books» (1767), «Oxford Magazine» (1768), «Town and Country Magazine» (1770).

Существовали журналы, напоминавшие современные дайджесты: «Gentleman’s Magazine» (печатал и извлечения из других изданий), «Review of Reviews», «Magazine of Magazines» (1751), публиковал все, что было «любопытного, полезного и развлекательного» в английской и зарубежной прессе.

Несмотря на гербовый сбор, пресса продолжала набирать силу, увеличивалась численность различных изданий, расширялся объем продажи. Если в 1753 г. продавалось 7 млн. экземпляров печатной периодики, то через четверть века эта цифра удвоилась. Зарубежные новости перестали быть переводным материалом, почерпнутым из иностранных газет и журналов. Информацию из-за границы доставляли специально направленные туда корреспонденты.

В конце XVIII в. экономическое положение газетной прессы оказалось нестабильным. Тиражи были невелики; доходы от продажи и объявлений не могли покрыть расходов владельца. Дефицит зачастую компенсировался правительственными субсидиями, а иногда и прямым подкупом. Во время Великой французской революции солидные денежные пособия получали «Морнинг Геральд» («Утренний вестник»), «Уорлд» («Мир») и «Таймс» («Времена»). Важной финансовой опорой прессы становятся доходы от рекламы: шло превращение издательств в крупные коммерческие предприятия.

Джон Вальтер. В 1785 г. создал газету «Daily Universal Register»,  ктр стала национальным институтом. «Times or Daily Universal Register» (и, наконец, – «Таймс»). Вначале макет издания был типичным для утренней газеты, где объявления занимали две колонки на первой полосе. Когда газета стала известна как «Таймс», все четыре колонки первой страницы были отведены под разнообразные объявления, особое внимание уделялось театральным афишам. Превращение «Таймс» из рекламного листка в газету шло постепенно. Вместе с популярностью «Таймс» рос и ее тираж.

В процессе демократизации английской прессы сильно ощущалось влияние событий Великой французской революции 1789 г. Лозунг «Свобода, равенство, братство» оказал сильное влияние на тех англичан, которые были людьми «действия» и ощутили связь революции во Франции с тем, что происходило в Англии в XVII в. В годы Французской революции в Англии появляются памфлеты, листовки, газеты, которые в следующем веке превратятся в мощный поток.

В 1792 г. в Англии был принят знаменитый закон о клевете.

Столетие, начавшееся с расцвета английского свободомыслия, завершается мощным взлетом свободомыслия французского, что дало новый импульс развитию демократических идей в Англии.

5.- Общественно-политические движения Британии в начале XIX в. и их печать.

6. Борьба английских СМИ за отмену налогов на знание: основные этапы.

Главным фактором, тормозящим развитие прессы были так называемые “налоги на знание”. Это были пошлины, которые государство взимало с каждого периодического издания в пользу казны. В период с 1776 по 1815 гг. сумма таких поборов повышалась пять раз и к 1815 г. по сравнению с 1712 г. увеличилась на 800 процентов.

Постепенное упразднение “налогов на знание” началось с того, что в 1833 г. были значительно уменьшены налоги на публикацию в газетах рекламных материалов. Это прежде всего было выгодно английской буржуазии, которая в то время активно продолжала отстаивать свои права. В 1832 г. в Великобритании прошла парламентская реформа, которая уравняла буржуазию в правах с аристократией. В 1849 г. образовался Комитет борьбы за отмену газетной марки - знака, свидетельствующего о том, что все установленные пошлины уплачены. В 1853 г. был полностью снят налог на объявления в прессе. В 1855 г. был отменен последний пенс сборов с самих газет. И наконец в 1861 г. был снят налог на бумагу. Таким образом налоги на знание прекратили свое существование. К 1870 г. все английские законы были уже почти безопасны для печати. Начался новый этап истории английской прессы.

Отмена налогов привела к тому, что издержки на производство газет и журналов стали значительно меньше. Следовательно упала и цена на них. Поэтому пресса стала более доступной для широких слоев населения. Предприниматели стали размещать в газетах все больше и больше  объявлений. Доходы от рекламы стали важной частью бюджета редакций. За счет вливания этих весьма не малых средств увеличивались и тиражи газет. Таким образом постепенно складывалась система постоянного наращивания газетного производства. Газетное дело стало рентабельным делом, а сама газета - товаром. Но в таких условиях неотвратимыми стали изменения и в самой структуре английской прессы. Она разделилась на элитарную и массовую.

ЧАРТИЗМ. Есть основание считать, что войну за дешевую печать выиграли рабочие. Эстафету «защитников бедняка» приняла чартистская печать. Чартизм продемонстрировавший, что рабочие окончательно вступили на путь самостоятельной политической борьбы,  их целью была последовательная демократизация общественного устройства Англии. Программа движения была сформулирована в Хартии («Чартер») и предполагала всеобщее избирательное право (для мужчин), ежегодное переизбрание парламента, тайную подачу голосов при выборе депутатов, деление страны на равные избирательные округа для обеспечения равномерного представительства, отмену имущественного ценза и выплату жалованья депутатам. В 1839 г. в парламент была представлена петиция с требованием осуществить Хартию. Под этим документом стояло 1200 тыс. подписей. В 1842 г. аналогичная петиция собрала уже 3300 тыс. подписей. В 1848 г. третью петицию подписали также несколько миллионов человек. Все три петиции были отклонены, но чартизм оказал огромное влияние на политическую и социокультурную жизнь Англии.

Среди сторонников Хартии были те, кто придерживался мнения о возможности и целесообразности революционных выступлений, а также те, кто выступал исключительно в поддержку ненасильственных форм протеста. В конечном счете чартизм избрал мирный путь борьбы, который предусматривал агитацию за Хартию, митинги, сбор подписей, политические стачки.

Огромная роль в развитии чартизма принадлежала газете «Норзерн Стар» («Северная звезда») (1837–1852). Сначала она выходила в Лидсе, а с середины 40-х годов XIX в, – в Лондоне. Ее издавал выдающийся ирландский публицист Фергюс О'Коннор. Он ратовал за решительные действия в рамках мирного решения проблем.

«Норзерн Стар» официально не являлась центральным органом движения, но по сути своей именно эту роль она играла. Газета выходила форматом крупных английских еженедельников, и тираж ее был вполне сопоставим с тиражом «Таймс» – 36000 экземпляров. «Норзерн Стар» внесла существенный вклад в «первичное собирание сил». «Норзерн Стар» платила гербовый сбор, но называла его «чумным пятном». Популярности газеты во многом способствовал авторитет О'Коннора, несмотря на противоречивость и сложность его личности.

«Норзерн Стар» получала изо всех уголков страны новости и комментарии о важнейших событиях дня. Отчеты, письма, публикации ораторских выступлений способствовали укреплению веры в победу чартизма. «Норзерн Стар» была исключительно разнообразна по своему содержанию. Очень много места на своих полосах она уделяла литературе и искусству. С 1845 по 1848 г. в газете был введен специальный раздел, посвященный литературе. Здесь под заголовком «Красоты Байрона» печатались стихи великого поэта. Произведения Шелли публиковались под рубрикой «Песни для народа».

7. Дифференциация английской прессы и появление «дешевых газет» во второй половине XIX столетия.-

8. Предшественники печати и первые газеты в Германии

1609 год считается годом рождения европейской периодики. Первые газеты в Германии, образцы которых донесла до нас история, выходили в Страсбурге и Аугсбурге в 1609 году, а появились они несколько ранее (в одной их номеров страсбургской газеты указывается, что в 1609 году она будет издаваться «по примеру прошлых лет»). Газета, выходившая в Страсбурге, называлась «Ведомость» (Relatio) и рассказывала она о всех выдающихся и достопримечательных событиях, совершавшихся в Верхней и Нижней Германии, во Франции, Италии, Шотландии, Англии, Испании, Венгрии, Польше, Молдавии и Турции за нынешний 1609 год. Все сведения отпечатаны в таком виде, в каком были доставлены». Издавал стразбургский еженедельник типограф Иоганн Каролюс. В том же году в Аугсбурге появилась другая еженедельная газета, которую издавал Лука Шульте.

В течение нескольких последующих лет подобные еженедельные издания распространились по всей Европе. Номера составлялись исключительно из корреспонденций их различных участков Европы и дальних земель, которые размещались на полосе совершенно произвольно, без всякой связи. Корреспонденции представляли собой простое изложение фактов без какого-либо анализа или комментария. Сухой язык газет Германии 17 столетия, их аполитичность объясняется, с одной стороны, строгой цензурой и, с другой – традицией вести политические дискуссии с помощью памфлетов. Газета не обрела ещё своё истинное лицо. Даже внешне она напоминала книгу, формат страниц равнялся четверти листа. Огромное количество ошибок и опечаток можно объяснить поспешностью, которая требовалась от издателей. Бумага была, как правило, невысокого качества. Первые газеты выходили еженедельно.

Несмотря на отмеченные недостатки, газеты довольно быстро завоевали популярность и получили широкое распространение. В 1616 году Иоганн Мейер приступил к изданию «Еженедельных ведомостей» в Гамбурге. В 1630 году у него появился конкурент, почтмейстер Клейнгауз, хозяин гамбургских «Почтовых известий». В1640 году к ним добавилась «Новая еженедельная Гамбургская газета». И, наконец, в 1673 году была основана самая удачная и популярная гамбургская газета «Курьер», основатель которой Фома фон Виринген сумел использовать опыт не только немецкой журналистики, но и французских, и английских «интеллигентских листков».

В 1659 году книготорговец Рицци получил от саксонского правительства концессию на издание газеты, которая стала выходить с 1 января 1660 года. Это была одна из первых немецких политизированных газет.

К концу 17 столетия газета завоевала Германию. В её пользе и необходимости уже не сомневались. Более того, просвещенные люди подчеркивали особое значение газеты. Но дальнейшее развитие журналистики в Германии было приостановлено на долгое время в силу причин экономического и социально-политического порядка. Немецкие газеты долго оставались информационно-коммерческими. Идеологическую, пропагандистскую функцию журналистика в Германии по-настоящему стала выполнять только с приходом в неё К.Маркса и Ф.Энгельса.

9. Многообразие журнальной периодики Германии в эпоху Просвещения. Тематика, политическая направленность, авторский состав.

Просвещение – интеллектуальное и духовное движение конца 17 – начала 19 в. Отказ от религиозного миропонимания и обращение к разуму, как к единственному критерию познания человека и общества.

Правление Фридриха Великого (1740 – 1776). Подъем национального самосознания. Это возрождение национального духа сразу отразилось на идейном содержании периодической литературы, принявшей более серьезный характер. Но новые течения нашли себе место лишь в журналах; в политической прессе цензура по-прежнему налагала свое veto на каждое проявление свободной мысли.

При короле Фридрихе-Вильгельме II репрессии против печати были значительно усилены цензурным эдиктом министра Велльнера 19 декабря 1788 г., направленном не только против политической, но и против научной литературы.

В 1712 г. в Гамбурге создается популярная в последующие десятилетия газета Гамбургский непартийный корреспондент”. Через два года, в 1714г., издание было приостановлено, но в 1721 г. возобновлено уже под названием “Государственная и ученая газета гольштайнских непартийных корреспондентов”, которая знаменует появление нового типа газет - “Intelligenzblatt” (“Интеллигентный листок”). Этот тип изданий отличался от других тем, что публиковал платные объявления

В 1722 г. начали выходить сразу две газеты - во Франкфурте-на-Май неежемесячная газета под названием “Frankfurter Merkurius”  (“Франкфуртский Меркурий”), в Берлине -“Berlinische Priveligierte Zeitung” (“Берлинская привилегированная газета”). Издателем последней был Йоханн Андреас Рюдигер, который с 1704 г. уже издавал вместе со своим отцом газету.

В XVIII в. некоторые издания создавались по императорскому указу, из чего следовало, что они служили абсолютистскому государству, управлялись и контролировались им. В 1763 г. в Кельне начинает выходить “Keiserliche Reichs-oder-Post-Amts-Zeitung” -  (“Императорская почтовая или ведомственная газета”), которая в 1795 г. переименована в “Koelnische Zeitung” -  (“Кёльнская газета”).

Прообразом «моральных» изданий послужили английские еже¬недельники “The Tahler”, “The Spectator” и др. Первым “классическим немецким моральным” еженедельником можно назвать гамбургский “Der Feranufler” - “Дер ферануфлер”, появившийся в 1743 г.

Литературные журналы:

профранцузкие издание “Belustigen des Verstandes und Vites” - ”(“Веселье духа и жизни”)

проанглийское  “Собрание критических заметок по улучшению мнений и шуток”

Для примирения враждующих сторон группа независи¬мых литераторов основала в 1744 г. журнал “Neue Beitraege zum Vergnuegen des Verstandes und Witzes” (“Новые заметки для пользы разума и заба¬вы”), часто называвшийся по месту издания просто “Bremer Beitraege” -“ (“Бременские заметки”).

В последней трети XVIII столетия общественная жизнь Германии значительно изменилась. Под влиянием освободительной войны в Се¬верной Америке, а также под непосредственным воздействием француз¬ского Просвещения помимо литературных журналов стали выходить и политические. Вскоре они заняли преобладающее положение. Переход от литературных журналов к политическим выразился в появлении “Deutscher Merkur” (“Немецкий Меркурий”), осно¬ванного в Веймаре в 1773 г. одним из самых плодовитых немецких писа¬телей Виландом. Именно на страницах этого журнала были опубликованы лучшие произведения Виланда, именно здесь появились и его пророческие строки о Бонапарте как о человеке, способном вывести Францию из хаоса.

В эти же годы существовало и множество других журнальных изда¬ний. Например, журнал “Deutsche Chronik” (“Герман¬ская хроника”) Шубарта, который издавался с 1774 по 1777 г. Редактор Христиан Фридрих Даниэль Шубарт в истории немецкой прессы признан первым крупнейшим публицистом Германии.

В 90-е годы XVIII в. преобладание политики в журналистике достиг¬ло столь угрожающих масштабов, что начались раздаваться голоса, тре¬бовавшие возврата к духовной жизни. Это движение набирало силу. В нем участвовали выдающиеся немецкие писатели. Шиллер основал в эти годы журнал “Choren”  (“Оры”) с прямым намерением “об¬новить оглушенные громом политических событий умы более высокими общечеловеческими идеалами”. Ему вторил Гёте, издававший с 1798 по 1800 г. журнал “Пропилеи”, с целью “перенестись из неприглядной дей¬ствительности в возвышенное царство поэзии”. Особое место в немецкой просветительской журналистике занял журнал «Гамбургская драматургия», издаваемый Лессингом.

Литературы-публицисты: Готшед, Бодмер и Виланд.

10. Роль печати в формировании национального сознания немцев. Печать Германии в эпоху наполеоновских войн.

Декретом 5 февраля 1810 г. были введены строгие цензурные правила, дополненные 29 мая 1811 г. следующим постановлением, касающимся политических сообщений: «Периодические издания, распространяющие политические известия, своевременно не опубликованные в «Moniteur'e», будут немедленно приостановлены. Редакторы, виновные в нарушении вышеизложенного правила, подлежат привлечению к уголовной ответственности». Эти меры отнимали у немецкой печати последний признак самостоятельности; спустя некоторое время последовали многочисленные аресты немецких изданий, без нарушения ими правил 1810 и 1811 гг.

Императорским указом 3 августа 1810 г. было постановлено сократить число называемых в каждом департаменте Французской Империи газет до одной, причем союзным государствам единовременно было предложено принять аналогичные меры пресечения. Вслед за этим все франкфуртские газеты, кроме газет  официального правительственного органа, были воспрещены регентом Карлом фон Дальбергом.

Судьба печати в странах Рейнского союза была такова же. В Пруссии обстоятельства слагались не менее сурово; и здесь воля Наполеона была всесильной, так что «Schlesische Zeitung» в Бреславле была принуждена заявить, что по «условиям времени» она не может давать никаких сообщений политического характера.

Несмотря на все эти репрессии, одной из молодых газет удалось, благодаря энергичному издателю и благодаря своему универсальному характеру, миновать все опасности, удержаться на уровне политического органа и выдвинуться впоследствии на первое место. Это была «Neueste Weltkunde», или, как ее стали называть несколько месяцев спустя, «Allgemeine Zeitung» Котта. Правда, свое существование газета купила ценой постепенного отклонения от «объективной, повествовательной, международной внепартийности», поборником которой она себя объявила на первых порах; она беспрекословно подчинилась видам наполеоновского правительства. При основании газеты Иоганн Фридрих Котта предложил Шиллеру занять должность ее редактора; получив отказ, он заместил его сначала Поссельтом, потом Губером и, наконец, Штегманом. Затруднения, с которыми газете приходилось бороться, были очень значительны, это явствует уже из частной перемены места ее издания (всюду запрешали). С  1 сентября 1810 г. стала выходить в Аугсбурге; под названием «Augsburger Allgemeiner» она существует до сих пор и принадлежит к числу наиболее влиятельных газет.

Скудность содержания – общий признак политических газет этой эпохи – характеризует и журнальную литературу. И здесь цензура не допускала обсуждения событий, настроений и требований эпохи. Журналам оставался поэтому один исход: развлекать читателя поверхностным чтением, тщательно отмежевываясь от каких-либо более широких задач. Вереницу новых журналов открыл «Zeitung für die elegante Welt» Карла Шпацира, основанный в 1801 г. в Лейпциге; вскоре он сделался главным убежищем писателей романтической школы. В противовес ему в 1807 г. появился «Morgenblatt für gebildete Stande», основанный Коттой и усиленно проводивший антиромантические тенденции. Ярыми защитниками романтизма были журналы: «Zeitschrift für Einsiedler» Архима фон Арни в Гейдельберге в 1808 г. и «Phöbus» (Дрезден, 1868). «Heidelbergische Jahrbücher» (1808) занимался исключительно научными вопросами.

11.Отто фон Бисмарк и режимы печати.

1848- рождение политической прессы.  3 требования: свобода слова, конституция и парламентаризм. Рождение современной прессы, исчезло различие между интеллигентской прессой и крестьянской. Создание малоформатной печати.

60-70-е гг. Партийные направления: консервативные, либеральные, демократические, социалистические, католические => такие же направления прессы 1850-60 - 10-летие консервативной прессы 1860-70 - либеральной прессы 1870-80 - распространение централизованной прессы После 1880 - подъем социалистической прессы

"Северогерманская всеобщая газета" - газета консерваторов 1861 г. - выходит (год раскола консервативной партии),любимая газета Бисмарка 90 г. - отставка Бисмарка => правит. Орган. Политическая карьера Бисмарка: 1851 - оф. уполномоченный посла в СПб 59 г. - официально становится деп. 62 г. 23 сент. - глава прусского правительства Объединил все прусские княжества Идея создать общую консервативную газету (оф.) "Neue Deutsche Al Zeitung" Бисмарк часто подкупал журналистов. Была даже своя карманная оппозиция (для видимости свободы слова) 1862 г. - министерское газетное бюро создано => Литературное бюро Королевского государственного министерства. Подчинено министру внутр. дел - ежедневн. сводки газетн. мат-лов, выделяло субсидии для правительственных газет и журналов. Рептильный фонд - источник финансирования. Устраивал с помощью  печати провокации. 7 мая 1874 г. - Закон о печати. Ряд разрешительных положений. Отмена предварительной цензуры, ограничение количества судебных разбирательств... 78 г. - Исключительный закон против социалистов=> запрет на партии и партийную печать. Главным образом направлен на либ. и соц.-дем. => самороспуск партий. 12 лет либ. издания создавались за пределами Германии. Лев. партии - за гр. Ежедн. раб. газ "Вперед" — Швейцария;"Социал-демократ" - Великобритания 18 марта 90 г. - Бисмарк уходит в отставку с отказом от графского титула

Отслеживал полит. события. Писал в журналы ("Будущее", "Гамбургские новости") - критика новых порядков.

12. Немецкая политическая пресса во второй половине XIX века.

Основные этапы развития прессы Веймарской республики.

После 1МВ в Германии пришло время Веймарской республики (1919-1933), была провозглашена Конституция. Позже на смену свободе придет диктатура (Гитлер).

Период Веймарской республики связан с тремя фазами. Те же фазы проходила и пресса:

1918-23 гг - республику разрывают восстания. Экономика на нуле, очень быстро растут цены. Веймарская конституция провозглашает свободу слова.

1922 г. - закон о том, что газету можно закрывать, если она критикует Вейм. респ.

1923-1919 гг - стабилизация Вейм. респ.

1929г. - Великая депрессия (до этого Америка активно вливала деньги в Германию).

1929-1933 гг - растут экстремистские настроения.

Веймарская пресса была очень сильно политизирована, + была характерна очень сильная концентрация.

Монополизация прессы в период Веймарской республики. Концерн Гугенберга.

1919 – Конституция Веймарской республики. Запрещается много изданий, в том числе даже «Фелькишер Беобахтер» и «Мизбахер Анцайгер».

Ведущими издания становятся:

«Берлинер Тагерблатт» Основал Рудольф Моссе. Публикация многих ученых, политиков.  Распространялась в Берлине и окрестностях. Известный главный редактор – Теодор Вольф.  В 1933 резко упал тираж.

«Фоссише Цайтунг» Никогда не была партийной, но постепенно начала симпатизировать партии прогресса. Политику газеты определял Георг Бернхард. Сильная экономическая часть. Мало объявлений и рекламы. Владельцы – братья Ульштайн. В 1932 – затруднения из-за кризиса. Разногласие между братьями Ульштайн и Бернхардом.  1934 – закрытие.

«Дас Тагебух» Издатель – Лео Шварцшильд.  Не служил интересам партий, но становится политическо-экономическим  еженедельником.  Среди читателей – много интеллигенции, студентов. За серию скандальных статей о правительстве в 33 году закрытие.

Концерн Гугенберга.

Альфред Гугенберг был тем самым человеком, который влиял на общественное сознание Германии. Почти 30 лет его концерн – информационная империя – находил, создавал, поставлял, интерпретировал факты жизни реальной.

Покинув государственную службу, Гугенберг переехал на промышленный Запад и стал здесь директором одного из франкфуртских банков. Враг демократии и сторонник идей фюреризма Гугенберг оказался подходящей кандидатурой для пропагандистского концерна. С 1 января 1919 г. Гугенберг полностью занялся газетным делом. В его распоряжении находились многие десятки столичных и провинциальных газет, в том числе «Локаль анцейгер», «Таг», телеграфное агентство «Тель унион». На него возлагалась задача по пропаганде идеологии НСРПГ, партийных документов, правительственной политики, расовых доктрин и т. д. Здесь планировались разнообразные государственные агитационные кампании, проводившиеся с большой помпой. Особенно тщательно планировались и пышно проводились мероприятия с участием Гитлера.

13.Первые французские журналы и газеты.

Первая типография появилась в Париже в 1470 г., а первая газета была издана в 1604 г. - "Газетт франсуаз" ("Французская газета"), но она не имела постоянной периодичности. В 1611 г. был основан первый ежегодник "Меркюр франсуа" ("Французский вестник"). В 1631 г. Теофраст Ренодо основал еженедельную газету "Газетт" и ее считают лучшим изданием того времени благодаря многотемности, литературному уровню, регулярности и длительности издания. "Журналь де саван" ("Журнал ученых", 1665) - первое в мире издание журнального типа. Основные его черты - энциклопедичность содержания, многообразие форм и жанров уже обнаружились в появившемся в 1672 г. журнале "Меркюр галан" ("Галантный вестник"). Газеты подвергались официальной предварительной цензуре, введенной в 1629 г. Людовиком ХIII. В соответствии с ее требованиями, ничто не могло быть напечатано без санкции полиции и цензора, а также запрещалось распространять издания, враждебные религии, королю, государству, чистоте нравов, чести и репутации частных лиц. За совершение "преступлений печати" в 1660-1765 гг. было заключено в Бастилию 869 авторов, типографов, книготорговцев и газетчиков.

Первоначально официальная пресса Франции была представлена «Mercure français» («Французский Меркурий», 1611–1644), политическим и литературным периодическим изданием, основанным Жаном Ришаром. Малотиражный «Mercure français», выходивший в свет один раз в год, не соответствовал политическим задачам Ришелье. Кардинал искал возможность систематического воздействия на общественное мнение, а для этого было необходимо периодическое издание иного типа.

В начале 1631 г. Мария Медичи, мать Людовика XIII, развернула широкую кампанию по дискредитации политики кардинала в виде ругательных писем, направленных лично против Ришелье. Анонимные памфлеты заставили Ришелье искать выход, и он обратил внимание на Теофраста Ренодо, хорошо зарекомендовавшего себя удачной журналистской работой в «Mercure français». Именно Теофрасту Ренодо было суждено создать первую национальную французскую газету.

Первый номер официальной французской газеты увидел свет 30 мая 1631 г. Ее название – «La Gazette» – возводится исследователями к названию мелкой серебряной монеты (gazetta), которой платили венецианцы в XVI веке за рукописные «avvisi». С легкой руки Теофраста Ренодо слово «газета» вошло во многие европейские языки. В 1630 г. при поддержке Ришелье Теофраст Ренодо получил официальное разрешение на владение Адресным бюро и смог действовать и собирать информацию на всей территории Франции. Имея в руках монополию на сбор информации, Ренодо уже мог сделать шаг к изданию собственной газеты.

«La Gazette» выходила раз в неделю на 4 страницах. Первый номер содержал новости (в основном двухнедельной давности) из Рима, Праги, Константинополя. Тематика – торговля, война, придворная хроника, дипломатические известия. Тираж «La Gazette» первых лет издания не превышал 1200 экземпляров. Публикации Ренодо отличались почти литературным стилем, сам король читал «La Gazette» и даже назначил редактору денежное вознаграждение за его журналистский труд. «La Gazette» воспринималась как печатный орган правительства, и с 1762 г. стала выходить в качестве официального издания под названием «La Gazette de France», просуществовав в общей сложности до 1944 г.

Первый европейский журнал – «Journal des Savants» («Журнал ученых», 1665–1828) – был создан по инициативе французского министра финансов Жана-Батиста Кольбера, которого часто сравнивают с кардиналом Ришелье. Кольбер задумал периодическое издание, которое бы освещало научные, критические и литературные проблемы, стоящие перед интеллектуальной элитой Европы. «Journal des Savants» увидел свет в Париже 5 января 1665 г. На должность редактора и издателя был приглашен советник парламента Дени де Салло. Издание Салло было призвано восполнить пробел в научном общении, в обмене информацией, в плодотворных дискуссиях. Материалы облекались в форму писем. Журнал был ориентирован на научную полемику, на «провокацию» спора. В издании «Journal des Savants» Дени Салло помогали такие известные деятели французской культуры, как Марен Лерой де Гомбервилль и Жан Шаплен.

Журналы литературно-критического содержания во Франции ведут свое начало от периодического издания «Mercure galant» («Галантный Меркурий»), основанного в 1672 г. Королевскую «привилегию» на издание этого журнала получил популярный в то время драматург и полемист Жан Донно де Визе, литературный противник Мольера. В первые годы «Mercure galant» выходил нерегулярно, однако с 1677 г. де Визе сделал это издание ежемесячным. Особенным успехом у читающей публики пользовался раздел светской хроники. Под рубрикой «Письма к Мадам» де Визе публиковал последние новости королевского двора и парижского света. Расчет де Визе был верен. Разговоры и сплетни салонов и дворцовых кругов становилось известными широкому кругу читателей, интересующихся информацией подобного рода.14. Печать в период Великой Французской буржуазной революции.

1789г – Великая Французская Революция ознаменовала собой выход на политическую арену буржуазии, крах феодализма и идеологии аристократии. Во многом она была подготовлена эпохой Просвещения и идеологами просветительства Вольтером, Дидро, Руссо.

Горячее дыхание эпохи – в газетах, журналах, книгах. Происходит становление политич. печати и зарождение прессы в совр. понимании этого слова. Один из публицистов Французской Революции Камиль Демулен писал: «При старом режиме был периодический листок, который сообщал о погоде. Сегодня журналисты – общественная власть». Почти все выдающ. деятели ФРАНЦУЗСКАЯ БУРЖУАЗНАЯ РЕВОЛЮЦИЯ редактировали газеты: Мирабо, Демулен, Робеспьер, Марешаль, Марат, Бабёф.

Уже во втор. пол. 18в. Во Фр. наблюд. оживление периодич.печати. Газеты продавались на улице, имелись в большинстве кафе, в лавках. Число выходящих брошюр огромно. И 1789г для жур-ки  - начало новой эры, колыбель политич. печати.

Полит. наступление на власть нач. Бриссо 16 марта 1789 г. напечат. проспект одной из перв. революц. газет «Французский патриот». Эпиграф: «Свободная газета – это часовой, бессменно стоящий на страже народных интересов». Бриссо став. перед собой задачи подготовки революции с пом. газеты и  в обращении к читателю наз. свою газету политической, свободной и независимой.

Почти одновременно с «Фр. Патриотом» и без  предварит. разр-я выходит «Газета Генеральных Штатов» Мирабо. Король собрал Генер. штаты, чтобы принять Конституцию. Королевск. совет запретил издание этой газеты. Собрание представителей 3-го сословия Парижа и окрестностей (буржуазии) выразило энергич. протест, назвав это посягательством на свободу печати. Бриссо вынужден прервать издание «Фр. патриота». Мирабо  сумел обойти запрет. Он как депутат Генеральн. Штатов отчитываться перед избирателями.

Одна за др. появл. новые газеты. Мирабо тоже  стал издавать нов. газету «Курьер Прованса». В это вр. появл. газета «Народный Трибун», издав-ся Фрероном. В ней печатался Марат, а некоторые номера и сам редактировал. Возобн. выход «Фр. Патриота» Бриссо.

Если во 1789г во всем королевстве было 60 пер. изданий, то с 14 июля 1789г  по 10 августа 1792г существовало 500 газет. И это не было следствием технич. революции. Пока во Фр. эпоха персонального журнализма. За 24 часа вручную можно было напечатать 3 тыс. экз. газеты (максимальный тираж). Бумага была. низкого кач-ва. Многочисл. дефекты сказались на качестве печати.  И тем не менее, газеты необычайно популярны.

До 1789 г  реклама – в зачаточном состоянии. Бриссо во «Фр. Патриоте» помещ. частн. объявления. Демулен начал всякого рода анонсы.

В перв. годы революции появ. вечерние газеты, которые помещ. отчеты о работе нац. собрания. Они быстро набирали популярность из-за оперативности.

Поначалу монархия не обращала вним-я на печать как на средство классов. борьбы. Но падение Бастилии ускорило появление роялистских газет. Первой была «Газета Национальной Политики», основ. в июле 1789г. аббатом Сабатье. Но политику ее определял граф Ривароль. Его собственная газета называлась «Деяния апостолов». Постеп. появ. огром. кол-во роялистских газет. Одной из значительных была газета «Друг короля»: поначалу полемика велась с пом. политич. и философск. аргументов. После ареста королевск. семьи роялистские газеты перешли к ругани, непристойным разоблачениям вожаков революции и их дел.

С целью  снизить влияние газет, поднималась цена на газету. Закон, запрещающий расклеивать газеты на улице. Рост числа газет рев. направленности продолжался. В нач. 1791г  в  Париже появ. издание, которое отличалось остроумием, самобытностью и выразительностью. Особ. оно было популярно среди плебейской части населения. Это ежедневн. газета «Папаша Дюшен», к-рую издавал Эбер. Эбер от имени пасечника Дюше бранными словами обличал события во Франции. Ее язык был приближен к языку низов.  Еще до издания Эбер был популярным памфлетистом. Папаша Дюшен – человек из народа, фольклорн. персонаж. Газета открывалась заставкой, выполненной в лубочной технике. Газета пестрела шуточками, оборотами из жаргона предместий, ругательствами. Вместе с тем стиль газеты был острым, ясным.

Свержение монархии привело к исчезновению роялистской печати.

В политич. плане в этот период активиз. жирандисты (более умерен.,чем якобинцы). Газеты: «Фр. Патриот» Бриссо, «Парижские хроники» Кондорсе, «курьер департамента» ЖозЕфа и др.

1793г – происходит якобинский переворот, рез-том чего стал разгром жирондистских газет. В ответ жирондисты пытаются уничтожить радикальные газеты, напр., «Папаша Дюшен», однако газета продолжает существовать. После смерти Марата  приобретает еще больше влияния.

1793 среди якобинцев происх. раскол на «снисходительных» (ДантОн) и «левых»  (Эбер). У кажд. из группировок – свой печатн. орган. «Снисходительные» вып. газету Демулена «Старый Кондельер», левые – «Папаша Дюшен».

15. Наполеоновский режим печати во Франции. Газета «Монитер».

Наполеон превращает прессу в государственный институт. Опыт очень важен для истории журналистики, ибо Наполеон по сути создает настоящую машину для манипулирования общественным сознанием, как это сделает позже Бисмарк, Гитлер, Сталин.

О Наполеоновском режиме печати:

Начало правления – 1804 год – Сенатская комиссия свободы печати.

1809 год – Наполеон подписывает декрет о том, чтобы в каждом департамента издавалась только одна политическая газета. В прессе начинает видеть самого опасного врага

1810 год – Наполеон подписал декрет, в котором разрешает публиковать полит. известия только 13 газетам Парижа. В этих газетах запрещен фельетон.

Иностранные газеты строго ограничивались в распространении. Книгоиздатели тоже должны были представлять 5 экземпляров каждой книги в полицию для цензурирования.

1811 год – постановление о закрытии почти всех полит.газет во Франции (многие, льстя Наполеону и департаментам, пытались выжить, но не тут то было!). Осталось только четыре ежедневные газеты Journal De Paris, Gazette de France, Monituer (Наставник) и Journal de l'Empire.

О «Монитере»:

Наполеон выстраивал авторитарную систему печати по вертикальному принципу. Вверху – официальный печатный орган правительства – парижский «Монитер». Ей сопутствовали газеты, которые находились в русле концепции «Монитера». Все остальные полит. газеты должны были перепечатывать политическую информацию из «Монитера».

Наполеон запрещал революционную лексику и пытался избавить сознания читателей от неё: например, само слово «революция» в газете было запрещен, впрочем, как и фамилии некоторых политических деятелей – Дантон, Марат, Робеспьер.

«Монитер – единственная газета, которая дотировалась государством. Остальные выживали сами. Наполеон считал, что газеты, как и армия, должны сами себя кормить.

Содержание и структура «Монитера: 1 страница – новости (зарубежные, внутренние), редакционные материалы, о литературе, искусстве, последняя страница – платные объявления

Все статьи цензурировались, причем цензоры одобрялись только министерством полиции. Бюро печати находилось при министерстве полиции.

Как Наполеон уничтожал другие газеты:

- экономическое давление (залоги, гербовые сборы, рост цен на бумагу, негосударственные газеты лишены дотаций)

- юридическое давление – Наполеон усложнил юридическое оформление нового издания

- задержка политических новостей, искажение, умалчивание,

Сбежал – подобрел:

Во время «100 дней Наполеона» (его вторичное правление, после того, как он сбежал с Эльбы, 1815 год) Наполеон меняет отношение к прессе на противоположное: и несмотря на то что большинство газет и журналов нещадно его критикует, он остается верен своей либеральной политике по отношению к прессе.

16. Политический режим и режим печати: французская пресса в XIX веке.

ПЕЧАТЬ ПЕРИОДА ИЮЛЬСКОЙ МОНАРХИИ (1830–1848).

Июльская революция 1830 г. знаменовала собой победу буржуазии над дворянством. Монархия, испытывавшая острую финансовую нужду, и сам король Луи-Филипп делал все для укрепления ее господства. Этот «король-буржуа», находившийся во главе «акционерной компании», грабившей Францию, очень скоро сделался постоянным персонажем газетных карикатур и анекдотов, появляясь то в образе разжиревшего буржуа, то в облике глупого и толстого карнавального быка. Если через неделю после Июльского восстания были освобождены журналисты, осужденные ранее за «политические преступления в печати», то вскоре вышел закон, карающий за всякое выступление против короля, его привилегий.

Закон 1831 г. вводил в действие более быструю процедуру рассмотрения в судах дел о преступлениях в печати. В январе 1834 г. была введена система предварительного разрешения для разносчиков и уличных продавцов газет, а «сентябрьские законы» 1835 г. устанавливали предварительную цензуру на все виды иллюстраций, более чем вдвое увеличивали сумму предварительного залога.

Через биржевиков правительство подкупало ту прессу, которая вела себя достаточно осторожно, чтобы не быть запрещенной. Постоянные правительственные субсидии получала, например, «Журналь де деба» – орган орлеанистской буржуазии, а позднее и сохранявшая видимость независимости «Пресс» Эмиля Жирардена.

МЕЖДУ ДВУМЯ РЕСПУБЛИКАМИ (1848–1870)

Напуганная усилением левой оппозиции, определенная часть либеральной буржуазии во главе с Одиллоном Барро выступила в 1847 г. под лозунгом: «Реформа во избежание революции». Другим проявлением кризиса Июльской монархии стало образование политической группировки «прогрессивных консерваторов», которую возглавил Эмиль де Жирарден. Таким образом, «Конститюсьонель» и «Пресс» оказались накануне революции 1848 г. в оппозиции монархии, а Жирарден уже выступал в роли обличителя правительственной коррупции.

Республиканская оппозиция была представлена двумя группировками, именовавшимися по названию газет – «Насьональ» и «Реформ». Ни одна из буржуазных группировок и не помышляла о вооруженной борьбе за свержение монархии. Революция 1848 г. свершилась, как и предсказывал Энгельс, в результате активного выступления рабочих.

Временному правительству, о котором говорили, что оно создано в редакциях «Насьональ» и «Реформ», ничего не оставалось делать, как упразднить все прежнее законодательство в области печати, прежде всего «сентябрьские законы» о преступлениях в прессе и о судах присяжных, отменялся залог и гербовый сбор.

Это привело к бурному росту числа газет самых различных направлений. В течение нескольких недель только в Париже их появилось более двухсот. Бросалось в глаза широкое использование в названиях газет слова «народ». Ни  одно из обещаний, данных народу, не было выполнено.

Террористический режим Кавеньяка, потопившего о крови парижский пролетариат, со всей жестокостью обрушился на все, что напоминало о республике и демократии. Уже в июне после введения осадного положения были закрыты сразу 11 газет Парижа. Закон от 29 августа 1848 устанавливал предварительный залог в таком размере, что это привело к закрытию еще целого ряда газет. Увеличился гербовый сбор, расширялся список наказуемых действий печати (особо выделялось оскорбление президента Республики), ограничивалось распространение печати.

Наконец, после государственного переворота Луи-Наполеона и установления новой конституции 1852 г. и фактического начала Второй Империи возрождался закон о предварительном разрешении на выпуск газет и других периодических изданий, имеющих право на освещение политических вопросов, почти запрещалось давать отчеты о заседаниях законодательных органов и сената. К 1854 году в Париже осталось лишь 13 газет, которым разрешалось писать о политике.

Недовольство авторитарным режимом со стороны определенной части буржуазии росло, и король пытался его несколько умерить. В 1860 г. были сделаны некоторые послабления печати: объявлялось о возможности создания новых по¬литических газет, а печать в целом получала право комментировать дебаты законодательных органов. Почувствовав ослабление власти, вновь образовавшиеся газеты обрушились на правительство с критикой его половинчатых решений.

Созданное в ходе сентябрьской революции 1870 г. «правительство национальной обороны» провозгласило Республику, что явилось новым этапом на пути демократических преобразований страны. На первых порах оно облегчило положение прессы, но вскоре восстановило режим печати 1852 г. В 1871 году создана и впоследствии разгромлена знаменитая Парижская коммуна (революционное правительство).

Новая Конституция была принята в 1875 г. после ожесточенной борьбы монархистов и республиканцев. Она установила в стране Третью республику. В течение этих лет, до окончательной победы республиканцев, газе¬ты находились в трудных условиях осадного положения:  запрещения уличной продажи, высокого предварительного залога и многочисленных процессов по делам печати. Многие левые газеты были закрыты, и категорически запрещалось издание новых газет. Лишь через год понемногу стали возобновлять свой выход некоторые, например, «Пти паразьен», «Лантерн».

Закон о печати 1881 года положил конец зависимости прессы от государственного аппарата и предоставивший ей полную свободу, четко определив правонарушения, за которые печатные органы могут нести ответственность, стал серьезным стимулом для бурного развития провинциальной печати.

Этот закон представляет собою целый кодекс и содержал в себе три основных цели: гарантировать свободу прессы, с учетом этических норм; гарантировать плюрализм, ограничивая концентрацию активов; гарантировать экономическую жизнеспособность через различные виды государственной помощи.

17. «Золотой век» французской печати. Закон «О свободе печати».

Новый закон отменил все предыдущие законы.

29 июля 1881 – закон о печати. Закон назвали настоящим памятником в честь свободы печати. (он до сих пор)

5 глав: 1-3 касались типографий, газет, афиш, розничной торговли.

На первом издании надо обозначать имя и место жительства; 2 экземпляра должны предоставить для национальной коллекции. И все!

Правила выпуска: предварительное заявление прокурору республики (заглавие издания, порядок выхода, имя место жительства редактора и типографа). Началось профессиональное деление. Редактор должен быть французским подданным, совершеннолетним, обладать гражданскими правами. На номере должна быть подпись издателя. 2 номера отсылались судебной власти и министерству внутренних дел.

От разносчиков требовалось заявление, указать имя и возраст, профессию, место жительства.

Преступления печати характеризовались по 4 группам:

- провокации к убийству, грабежам, призыв к войскам, нарушению дисциплины

- против общественных интересов

- оскорбление частных лиц

- оскорбление государственных представителей и дипломатов

август 82 – закон о порнографических материалах.

Министр юстиции предложил изменить закон о печати. парламент стал защищать закон. нашли компромисс:

- то, что касалось оскорбления добрых нравов путем книг, рисунков, живописи и изображений – подчинялось закону о печати

- оскорбление другим путем – в ведении уголовного права (газеты)

В 90 году во Франции волна анархизма. Решили подвергать журналистов аресту, конфисковывать издания, если они призывают к террору до решения их дела судом. Оппозиция восстала. Закон 81 года действовал, обеспечивал свободу. Время после 81 года – золотой век французской печати.

Изданий много, они разные по специализации, времени выхода, по политическим убеждениям. 104 – республиканские взгляды, 29 – консервативные, 4 – не определились. Это только ежедневные.  Общее число газет 2 327 – это в Париже. В департаментах – 3 493 издания. Из них много с\х изданий (152), научные (46), 114 религиозные, 8 географические, 145 посвящены лит-ре, 50 – торговле, 16 спорту и т.д.

Фигаро – прообраз бульварной прессы. Газета процветала.

Журналь офисиаль – 1869. В качестве официальной газеты. Сменила Монитор. Это издание парижской комунны. 3 республика снесла оживление. Но не было газет с мировым именем.

18.Первые американские ежедневные газеты. Бостон и Филадельфия как центры издательского дела..

Первая попытка издания печатной публикации газетного типа в английских колониях Северной Америки относится к 1689 году. С одобрения властей Массачусетса ее предпринял печатник Сэмюэль Грин, выпустивший свое детище под названием «Презент стэйт оф зэ Нью-Инглиш афферс» («Представление государственных дел Новой Англии»). Грин умер, не доведя своего начинания до логического завершения

Вторую, более удачную, попытку предпринял печатник и книготорговец из Лондона Бенджамин Харрис.Бенджамин Харрис напечатал номер газеты «Паблик оккаренсиз» («Общественные события»), который вышел в свет 25 сентября 1690 года. Первый номер первой американской газеты был четырехполосным, заполненным текстом на трех полосах. Четвертая страница была чистой, и читатель мог записать от руки свои собственные новости.

Этот номер, посвященный «иностранным и местным» событиям, содержал различную мелкую информацию, оказался первым и последним.

Многие историки американской журналистики склонны считать первой в истории США газетой не «Паблик оккаренсиз», а «Бостон ньюс-леттер» («Бостонский вестник»). Основателем этой газеты, первый номер которой вышел в 1704 году, был бостонский почтмейстер Джон Кемпбелл. К нему колониальные власти относились с большим доверием. Следует отметить, что с 1704 и по 1719 год «Бостон ньюс-леттер» оставалась единственной газетой на территории британских колоний в Америке. Широкой популярностью среди читателей, однако, эта газета не пользовалась. Основное место в газете занимали «шиппинг ньюс» («корабельные новости»), т.е. информация, доставленная из Европы морским путем. Исторической заслугой Кемпбелла перед американской журналистикой явилось также и то, что на страницах его газеты появилось первое в истории страны газетное объявление. Здесь также впервые в Новом Свете была напечатана иллюстрация. Две трети занимала перепечатка материалов из английских газет, треть материалов занимала местная информация – сообщения о прибытии и отправлении судов и штормах на море, о движении почтовых дилижансов, о новостях политической и экономической жизни североамериканских колоний Англии.

Важнейшую роль в становлении периодической печати Северной Америки играла также Филадельфия. Первой филадельфийской газетой стала в 1719 году «Америкен уикли меркури» («Американский еженедельный вестник»).

К 1740 году на территории нынешних США публиковалось 11 газет. Их распространению в стране мешало очень многое. Газетные новости из Европы приходили в Новый Свет с интервалом в восемь – десять недель и уходили в Старый Свет с большим запозданием. Почтовые курьеры невероятно медленно циркулировали между отдельными колониями. К этому надо добавить слабую населенность страны, малочисленность читателей и соответствующую ничтожность тиражей, дороговизну печатных изданий.

Особого разговора заслуживает еще одна из первых бостонских газет – «Нью-Инглэнд курант» (20-е гг.), издававшаяся родственником Бенджамина Франклина, Джеймсом Франклином. На страницах этой пользовавшейся большой популярностью газеты, печатавшей в числе прочих материалов острую политическую и религиозную сатиру, нередко появлялись перепечатки материалов из радикальных английских газет.

Упоминания заслуживает «Нью-Йорк газетт», которую издавал в 1725–1744 годах Уильям Брэдфорд (пришедший ему на смену во главу этого издания Генри Форест переименовал ее в «Нью-Йорк ивнинг пост» – «Нью-Йоркская вечерняя почта»).

Разумеется, тогдашние североамериканские газеты действовали в первую очередь в интересах английских колониальных властей. Свобода печати подверглась первому испытанию в ходе судебного процесса над нью-йоркским издателем Иоганном Питером Зенгером, чья газета «Нью-Йорк уикли джорнел» стала рупором оппозиции местным властям. Губернатор, не выдержав сатирических выпадов Зенгера, посадил его в тюрьму по обвинению в клевете. Суд присяжных оправдал Зенгера, и он был освобожден. Это знаменательное событие положило начало американской традиции свободы печати.

Дальнейшее становление североамериканской прессы все более возрастал удельный вес местного, оригинального материала на страницах газет колоний, что привносило в них принципиально новую, публицистическую струю. Начали привлекать внимание все более широкой общественности выступления Бенджамина Франклина на страницах его «Пенсилвания газетт», которую считают первой действительно американской газетой. Они были пронизаны ненавистью к колониально-феодальным порядкам и сочувствием к людям труда и к обездоленным, к неграм и преследуемым индейцам.

19. Отражение противостояния Севера и Юга в американской журналистике XIX в.

-

20. Коммерческая революция в печати США. Идея «penny press» и начало качественной прессы.

-

21. Пресса США конца XIX века. Пулитцер и Херст.

«Тhe New York World» - модель «нового» журнализма.

Концепция "нового журнализма" связана с деятельностью Джозефа Пулитцера, Уильяма Херста и Адольфа Окса. Понятие "новый журнализм" в первую очередь обязано журналистским и редакторским инновациям Джозефа Пулитцера.

Пулитцер начал издавать собственную вечернюю газету "The St.Louis Post-Dispatch". Одно из серьезных нововведений Пулитцера - проведение постоянных газетных кампаний по различным поводам с политическими разоблачениями и кричащими заголовками.

В 1883 Пулитцер приобрел газету "The New York World" и перенес стандарты "нового журнализма" в Нью-Йорк, В это время пресса Нью-Йорка испытывала финансовые затруднения, в определенной степени связанные с дефицитом новых идей. В редакционной статье Дж.Пулитцер подчеркивал, что усилия его газеты будут "направлены на интересы простых людей, а не на интересы обладателей толстых кошельков". Акцент был сделан на привлечение массового среднего читателя. Стиль пулитцеровской газеты отличался сенсационностью и агрессивностью даже на фоне изданий "penny press". Такие заголовки, как "Дыхание смерти" или "Крещенный кровью", сразу приковывали внимание читателей. Пулитцер придавал особое значение иллюстративному ряду. Он пригласил к сотрудничеству ведущих карикатуристов. В 1889 Пулитцер демонстрирует журналистскому миру образец "эффектного журнализма". Он отправил известную журналистку Нелли Блай повторить путешествие вокруг земного шара быстрее, чем это сделал герой известного романа Жюля Верна. Н.Блай удалось обогнуть земной шар за 72 дня, 6 часов, 11 минут и 14 секунд. Причем она потеряла один день, чтобы заехать в Амьен и взять интервью у самого Жюля Верна. В этом заключалась еще одна принципиальная особенность "нового журнализма". Центр внимания перемещался с "факта" на "сюжет": репортер должен найти не столько свежий факт, сколько новый сюжет. Сочетание информационности и развлекательности - важный аспект "нового журнализма".

Традиции "нового журнализма" были быстро усвоены американской прессой. Успех издания Пулитцера и высокие тиражи (в 1898 тираж "The New York World" достиг одного миллиона) привлекали внимание многих.  

Газетный трест Уильяма Херста.

В 1885-1887 гг. Уильям Херст прошел школу репортерской работы в пулитцеровской "The New York World". Вернувшись в 1887 в Сан-Франциско, Херст взял в свои руки управление газетой "The San Francisco Examiner" и за три года превратил это издание в агрессивную, жесткую и процветающую газету. Херст внес свои коррективы в концепцию "нового журнализма", отбросив такие его составляющие, как аккуратность и точность в подаче информации. В 1895 Херст совершил прорыв на нью-йоркский газетный рынок, приобретя газету "The New York Journal".

Херст переманил многих ведущих журналистов и художников из пулитцеровского издания, усилил сенсационность и развлекательность, снизил цену своего издания, и тираж "The New York Journal" резко вырос. В 1896 Херст смог привлечь к сотрудничеству создателя первого американского комикса Ричарда Аутколта. Началась борьба между Херстом и Пулитцером за авторские права на издание комикса. Комикс, издаваемый Херстом, печатался полностью в желтом цвете, что и дало повод современникам назвать херстовскую модель журналистики "желтым журнализмом".

В дальнейшем термин "желтая пресса" ассоциировался со стилем Херста, который писал в одной из редакционных статей: "Политика "The New York Journal" заключается в том, что привлекать внимание столь же важно, как и добывать факты; публика жаждет развлечений гораздо больше, нежели просто новостей".

Ожесточенная конкурентная борьба между Пулитцером и Херстом приобрела неприглядные формы, особенно в период кубинских событий 1895-1898 гг. Сражаясь за тиражи, "The New York Journal" и "The New York World" соревновались в сенсационной подаче новостей о кубинских событиях, пренебрегая точностью и достоверностью в подаче материалов. Они не только подробно расписывали зверства испанских войск на Кубе, но и позволяли себе вмешиваться во внутренние дела зарубежного государства.

Уильям Херст умел приспосабливаться к меняющимся временам. Он не остался в стороне от движения "разгребателей грязи", сулившего ему финансовый успех. Для этой цели он приобрел журнал "Cosmopolitan Magazine" и превратил его в макрейкерское издание. В 1906 серия публикаций в "Cosmopolitan Magazine" потрясла общественное мнение Америки - разоблачительная волна достигла высших политических кругов страны.

Интуиция и деловая хватка подсказали Херсту необходимость создания газетного концерна. В 1911 он основал информационное агентство International News Service, вошедшее в тройку ведущих американских информационных агентств наряду с Associated Press и United Press.

22. Агентства новостей в западноевропейских странах и США, их влияние на журналистику XIX века.-




1. Абсолютно еластичний попит описується лінією- а спрямованою вгору і праворуч; б розміщеною паралельно
2. Екзюпері Маленький принц Леонові Верту Даруйте мені дітки що я присвятив цю книжку дорослому
3. 2004 20042005 20052006 20052006 20072008 2007 и мл
4. Лабораторная работа ’ 4 Расчёт характеристик рабочего процесса батарейной системы зажигания Цель- Рас
5. Тема- Тактика следственного эксперимента и проверки показания на месте
6. РЕФЕРАТ по макроэкономике Внешнеэкономическая деятельность Мордовии
7. I ПРИНЦИПЫ ОРГАНИЗАЦИИ АКЦИОНЕРНОГО ОБЩЕСТВА Акционерное общество ~ это одна из организационно ~ право
8. 3 РАСЧЕТ ПЛАНОВОЙ ТРУДОЕМКОСТИ РАБОТ Чо ~ численность рабочих в бригаде 14 человек Др ~ число раб
9. Тема- Функции трудового права Выполнил- студент группы ЮРб 121 форма обучения очная Суле
10. ПРАКТИКУМ ПО СПЕЦКУРСУ ИСКУССТВО СУДЕБНОЙ РЕЧИ для студентов специальности Г 09
11. . Эволюция Пенсионного фонда Российской Федерации 1.
12. Лекция 111 Электропроводность металлов Классическая электронная теория металлов представляет твердый про
13. Культурология Цели задачи дисциплины- владение культурой мышления способность к обобщению анализу во
14. ДЯДЯ ВАНЯ На сцене ВЫБОРГСКОГО ДК Большой зал
15. БУКМАСТЕР 1993~ 191 с- ил
16. Электронные датчики для полиграфических машин
17. реферата Франсуа Кенэ основоположник школы физиократов
18. Симптомы гиповитаминоза следующие- общая слабость легкая утомляемость вялость сонливость особенно ве
19. то обходилась Нет конечно знакомые мужчины у меня в разное время были но все они существовали вне пределов
20. Российский государственный технический университет Новочеркасский политехнический институт ’’’’’.html