Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ФЕНОМЕН ДАНИИЛА АНДРЕЕВА или как нам обустроить Вселенную Не зная прошлого невозможно понятьподлинн

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2015-07-05

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 20.5.2024

«ФЕНОМЕН ДАНИИЛА АНДРЕЕВА»,

или как нам обустроить Вселенную

«Не зная прошлого, невозможно понять
подлинный смысл настоящего и цели будущего»

/Максим Горький /

Анализируя религиозное восприятие Даниила Андреева в его произведении «Роза Мира» а также те условия, в которых оно было написано, - становится ясно, что автор, по истечении многих лет своего духовного подвижничества, сумел выразить свою веру в единого Бога, как необходимость единения всех религий, включая христианскую православную церковь, ислам, буддизм, и, особенно, индуизм, на основе мистических озарений, сопровождавших его с самого детства, - направив их против главенствующего и воинствующего тогда культа безбожия, ведущего к бездушию, черствости, и полному обесцениванию творческой человеческой личности как таковой [1]. Известные труды теософов того и предшествующего времени, - Натальи Блаватской, Георгия Гурджиева, Николая Рериха, Александра Клизовского и других, - отразились в видении Д.Андреевым единого, объединяющего храма всех мировых религий, как цветка невиданной красоты, «Розы Мира», - независимой от вероисповедания и идеологических уз сокровищницы знаний, чаяний всех человеческих культур и цивилизаций, с ее исторической перспективой реализации в обозримом и обусловленном ее создателем будущем.

Но чтобы открыть эту сокровищницу, выполненную с великим мастерством талантом и гением Даниила Андреева, сделать доступной для разумного человечества, и показать ее практическую применимость, нужны фактические, научные доказательства тех исторических закономерностей и взаимосвязей, которые были в ней выявлены.

В свое время историко-материалистический подход в философии позволил показать, что понятия и категории формируются исторически с развитием человеческого мышления и воплощаются в речевых структурах, языке, который как культурно-историческое образование может использоваться посредством анализа формы высказывания (носителя информации) и действий людей (реакции на информационный код) для выявления наиболее общих оснований речевого мышления. Последнее может рассматриваться, как результат функционирования определенной самоорганизующейся и саморегулирующейся системы, реагирующей на внешние воздействия (окружающую реальность) и обладающей собственными имманентными свойствами и рядом начальных условий (обусловленных в случае человека его уровнем развития и культурой) [2].

По мере развития и углубления конкретно-научных знаний существенно обогащается и база для философских обобщений, разработка которых с самого начала входила в задачу философии как рационально-теоретической формы мировоззрения, осуществляющей, помимо экспликации, рационализацию и систематизацию суммарных результатов человеческого опыта во всех его формах. При этом источником для таких философских понятий как раз служила и продолжает служить критика и рационализация таких нефилософских форм мировоззрения, как космогоническая мифология, религия, оккультизм и т.п., - естественно, соблюдая рамки научного подхода.

Нефилософским формам мировоззрения свойственны и свои специфические методы познания, часто нерациональные, присущие скорее чувственному, поэтическому восприятию действительности, но, не находящие рационального объяснения в науке, до недавних пор ею отвергаемые. Тем не менее, проявления нерационального, исходя из имеющихся уже сведений о коллективном поведении сложных систем и, по мнению некоторых ученых, - экспертов в данной области (в частности проф. Ротенберга [3]), близки по характеру к поведению самоорганизующейся сложной системы, когда "формируется многозначный контекст благодаря симультанному схватыванию всего неисчислимого множества связей", и характерно преимущественно для правополушарной стратегии мышления [4-6]. Эти связи зачастую оказываются слишком сложны для непосредственного рационального анализа, и, таким образом, обуславливают ту объективную базу, на которой строятся интуитивные решения, и являются ответственными за возникновение тех ощущений, которые в большинстве случаев считаются экстрасенсорным восприятием.

Методы познания, применяемые и описанные Даниилом Андреевым, - метаисторический и трансфизический, - свойственны, как подчеркивает он сам, религиозному восприятию мира, и если первый, метаисторический, подход тесно связан с единичными озарениями, их созерцанием и последующим осмыслением, то трансфизика оказывается сходной с глубинным и необратимым просветлением личности святых церкви, симультанным схватыванием сути любого явления, сходным с восприятием «нагваля», становление которого подробно описано Кастанедой, и еще с 70-х годов прошлого века уверенно вошедшего в культурный арсенал современного человека [7].

И если признать, что наиболее полная информация об объекте познания может быть получена, кроме научных методов, лишь при когерентном взаимодействии большой части ячеек мозга (акт озарения и т.п.), - при этом возможно не просто перекрытие и достраивание образов, но и основанная на тех же самоорганизующихся нелинейностях экстраполяция в будущее, восполнение ненаблюдаемых частей объекта, явления и получение целостной картины мира. При этом закономерности внешнего мира закладываются неявно, в виде характерных сочетаний различных сведений в одной ячейке. Когерентное их "срабатывание" приводит как бы к постижению непостижимого, пониманию того, что не доступно обычной логике, рациональному сознанию. Здесь прослеживается связь с современными исследованиями структуры сознания и мозга [8,9].

Действительно, эпоха бурного научно-технического развития, ознаменовавшая победу человеческого разума над многими тайнами природы, обусловила преимущественное развитие рационального мышления и незаслуженно предала забвению многие философские знания, которые заключают в себе многовековой опыт специфичного образного мышления, определенным образом соотнесенного с практикой.

В последние два десятилетия возрос интерес к ранним религиозно-философским взглядам и учениям, в частности восточным. И если некоторое время назад утверждалось, что полное содержание той же эзотерической ведической философии, а именно обширные комментарии к древним известным текстам: Книге Дзиан и Станцам, - хранятся в тайне, и лишь изредка предпринимаются попытки донести до мира часть этих знаний в упрощенном виде (в частности, в Ведах и Упанишадах [6,10,11]), то в настоящее время эти знания становятся достоянием каждого образованного человека. Ведь наукой не исключается и возможность палеоконтакта, и передачи части «тайных» знаний людям от более развитых цивилизаций, в соответствующем приемлемом для человека того времени виде - мифологическом, обрядовом, а также рекомендаций по их сохранению. Последующие религиозные учения могли возникнуть как компиляция и переложение таких знаний, что также не исключается современными исследователями Библии, Корана, Торы и других религиозных учений.

Следует отметить, что современное теософское движение претерпело заметную естественноисторическую эволюцию: в настоящее время оно объективно подкреплено назревшими глобальными проблемами, озабочено мировоззренческой конверсией и глобальными проблемами человечества, прежде всего проблемой Мира в Мире. Даниил Андреев, изображая картины фантастических миров, был близок по духу этому движению. В частности, описывая путешествия по мирам своего чувственного восприятия, он рисует соответствующие каждой религии мира, прошедшей, существующей или грядущей, города-государства, храмы, - со свойственной им культурой и символикой, и предрекает их грядущее объединение в «Розе Мира».

Основы религий мира и предвидение научных открытий

Известно, что в конце XIX века Е.П.Блаватской предпринималась попытка открыть часть эзотерического знания древних мистиков европейской научной общественности [12,13], ею также было организовано Теософическое общество, деятельность которого, а также "Живой Этики" Рерихов продолжается и в настоящее время. Можно отметить рост интереса к мистическому объяснению иррациональных психических явлений в начале XX века и в 60-е годы - преимущественно в периоды социальных кризисов. Однако серьезному критическому анализу с позиций науки и с целью поиска определенных аналогий, например выявления представлений об иерархической сложности наблюдаемого мира и самого человека, подобные учения не подвергались.

Чаще всего теософские теории выступали в роли некоторой панацеи во времена духовных кризисов и подавались в виде проповедей и мистических откровений ("теория психотрансмутации" Г.И.Гурджиева, концепция "духовного возрождения" графа Кейзерлинга, откровенно вульгарные проявления, взятые позже на вооружение нацистами и обновляемые позже и сейчас фашистами - "мюнхенские космисты", "почвенники", антропософы Р.Штейнера). Подлинные же истоки философии лежат далеко от средневековых мистиков, "ибо под этим названием скрывается древнейшая из наук, пришедшая в Европу из Египта", а в него - из Индии и называвшаяся "Магия", т.е. "Великая наука" [12]. И именно ее пытается обогатить метаисторией русского затомиса и своими образными представлениями, полученными методами трансфизического восприятия, Даниил Андреев в своей «Розе Мира».

В связи с этим, рассмотрим некоторые представления древних йогинов, содержащиеся в «Станцах». Во-первых, все многообразия физических и метафизических явлений там описывается семи основными «Космическими Принципами» (здесь и далее по [10, 12]). Космос как целое и любая его часть семеричны во всех проявлениях (см таблицу 1, в левой части которой помещены наиболее употребительные названия, в правой - более близкие к научной терминологии). Почему семеричны, это отдельный вопрос, связанный с симметрией и иерархичностью организации всех систем [14].

Таблица 1.

1.

Абсолют, Абсолютная реальность, Единый Принцип, (Пара)брахман.

Бесконечная Причина, Бескорний Корень Всего.

2.

Бесконечный (Мировой или Божественный) Разум.

Пре-Космическая Мысле-Основа.

3.

Мулапракрити (санск. Корень- Природа или Корень-Материя).

Пре-Космическая Корень-Субстанция.

4.

Бесконечная или Единая Энергия.

Пре Космическая Воля(Энергия)

5.

Единый Элемент.

Пре Космическая Материя.

6.

Единая Жизнь, Превышняя Душа, Великое Дыхание.

Пре-Космическая Жизнь

7.

Вечный Атом, Сумма Всего, Лайа-Центр, Центральная Точка

Пре-Космический Прообраз Вселенной

Конечно, учитывая трудности перевода с санскрита, будем рассматривать наиболее близкие научные понятия. Первый Принцип, как "абсолютная абстракция, непостижимая для конечного разума", интересен тем, что может нести на себе функцию первопричины, хотя самой эзотерической философией это отрицается, как возможность перенесения принципа причинности на Брахман - неизменное и абсолютное - проявляющееся в виде Брахмы на стадии эманации Вселенной. Это как бы попытка описать Бесконечное и Вечное средствами конечного и временного. Заметим, что в человеческих представлениях такого понятия просто не существует, и, скорее всего, в математических цивилизациях гуманоидного и негуманоидного типа также, т.к. причинность явлений лежит в основе всех наблюдаемых вещей и логики. Тем не менее, его можно выразить намного проще, - это Бог, - ответственный за подготовку причин, вызвавших Большой Взрыв (Big Bang).

Шесть остальных принципов представляют собой последовательно Кьен (тибет. - причина) последующего, и Упадхи (санскр. - основой) предыдущего. Итак, Второй Принцип - Пре-Космическая (т.е. в исходной неполяризованной на стадии эманации Вселенной форме не проявляющаяся ни в одном феномене) Мысле-Основа есть сущность (ноумен) всех проявлений Сознания. Но даже на стадии проявления Вселенной Бесконечный Разум инертен до тех пор, пока не выразится в своем Упадхи - Третьем Космическом Принципе - так называемом Пре-Космическом Корне-Субстанции, или Мулапракрити, субстрате Материи в всех стадиях ее дифференциации (следует отметить, что йогины под Материей, являясь "бескомпромисными" материалистами, понимают и дух, понятие идеальное в диалектическом материализме). Вместе с Единым Принципом Бесконечный Разум и Мулапракрити составляют т.н. Высшую Триаду - первый и наиболее абстрактный образ мироздания, символизируемый во многих религиозно-философских системах как Троица изначальная. Мулапракрити - ноумен всего обьективного, а Бесконечный Разум - всего субьективного. Итак, мы подошли к непосредственной причине Большого Взрыва, материальной и проявленной.

Данное учение подчеркивает условность отделения Принципов друг от друга, и вследствие этого условность связанных с ними понятий и разделения "материального" и "нематериального", а тем более их противопоставления. Единство всех Принципов и их проявлений и представлено в Брахмане. Второй и Третий Космические Принципы - как бы "расщепление" и выявление Единым Принципом двух деятельных начал, противоположных по полярности, в силу чего и способных к взаимодействию.

Четвертый Принцип - и есть как бы вечная модель или прототип такого взаимодействия. Благодаря ассоциациям с современным научным толкованием понятия "энергия" его название - Бесконечная или Единая Энергия - маскирует главную особенность данного принципа - наделенность Сознанием, разумность. Второй кьен данного принципа - Мулапракрити - наделяет его сродством с более плотными субстанциональными агрегациями - прототипами химических элементов, т.е. сложных материальных форм. Существование и развитие этих форм следует законам природы как раз благодаря "знанию" Единой Энергией этих законов. Механистичность же видимой стороны действия законов и подчиняющихся им сил природы тождественна автоматизму движения ног идущего человека, процессам дыхания, пищеварения и т.п., и свидетельствует о проявлении непроизвольной части разумности.

Пятый Принцип, соответствующий Единому Элементу, ноумен всех материальных образований, которые создаются природой в видимом м невидимом Космосе, как бы - Упадхи (основа) Единой Энергии, вне его потенциал Пре-Космической Воли останется в вечно-пассивном состоянии. Энергия вместе с Мулапракрити является и "прародительницей" Пре-Космической Материи.

Сама Пре-Космическая Материя свою потенцию может раскрыть лишь в сочетании со следующим, Шестым Космическим Принципом, ее проводником, носящим название Единой Жизни. Другое название его - Единая Душа - в значительной мере может послужить поводом отнесения эзотерической философии к религиозному направлению. Однако при более детальном рассмотрении данного принципа в свете научных дискуссий на почве взаимопроникновения идей химии, физики и биологии возникают несколько иные ассоциации (т.н. синергетический подход). Важно отметить такую характерную черту всех последующих после второго, принципов, как Разумность, или, говоря языком учения, следование всех эманаций этих принципов Единому Закону, Гармонии.

В этом принципе эзотерической философии, рассматривающем жизнь как принцип всепроникающий, субстанциональный и духовный, который придает любой материальной форме особую способность "целостной самостоятельности" и превращающей всю совокупность форм в некую "самодействующую целостность", выражен тот самый синергетический подход для существенно нелинейных систем, который констатирует, что поведение такой системы не описывается простой суммой свойств составляющих ее компонентов, а приобретает свой собственный, ортодоксальный характер.

Сферой выявления потенции Единой Жизни является следующий, и последний, Седьмой Космический Принцип - Единый Атом (Атом Атомов, Вечный Атом), играющий роль ноумена Космического Прообраза Вселенной. Именно выявление этого Прообраза из его Пре-Космического состояния и есть первая акция Единой Жизни, когда она выходит из своей латентной фазы, что и приводит к "зарождению" Вселенной.

См.: Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков. — М.: Прогресс-Культура, 1992.

Сферой выявления потенции Превышней Души является следующий, и последний, Седьмой Космический Принцип — Единый Атом (Атом Атомов, Вечный Атом), играющий роль ноумена Космического Прообраза Вселенной. Именно выявление этого Прообраза из его Пре-Космического состояния и есть первая акция Единой Жизни, когда она выходит из своей латентной фазы, что и приводит к «зарождению» Вселенной.

Возможно, современная физика частиц с помощью Большого андронного коллайдера вплотную подошла к экспериментальному подтверждению этого принципа, ибо бозон Хиггса, даже отличающийся от теоретически предсказанного по массе, все же подтверждает Стандартную теорию, на которой базируется вся современная физика, а последний анализ распада Bs-мезона в ЦЕРНе опроверг надежды сторонников теории суперсимметрии.

Далее следует отметить, что эзотерическая философия различает Космические Принципы и их проявления - Вселенские Принципы. Это связано с представлением о существовании двух фаз Космоса, чередующихся Великим Дыханием - вечным периодическим колебательным процессом - через определенные интервалы, называемые Днями и Ночами Брахмы и составляющими 4320 млн.лет в земном исчислении. Весь период при этом называется Кальпа (санскр. - Воображение). Различают Год Брахмы (360 Кальп), Век Брахмы (100 лет Брахмы) и т.д. Век Брахмы, максимальный полупериод, имеет также название Махаманвантара - т.е. Великая Манвантара, а соответствующий полупериод, когда вся Вселенная находится в скрытом состоянии - Махапралайа - Великое Растворение. Существуют также периоды локальных "растворений" - Пралайи, длительностью в Ночь Брахмы. Каждое новое пробуждение Космоса начинается с воспроизведения достигнутого в предыдущей Манвантаре состояния, обеспечивая тем самым продолжения эволюционного процесса. Это очень важно для понимания, что Большое Сжатие в современной физической Стандартной модели не приводит к полной элиминации достижений всех цивилизаций, а сохраняет информацию, перерабатывая и кодируя ее особым образом, что уже следует из ряда работ Хокинга по черным дырам, получившим недавнее экспериментальное подтверждение.

Сам механизм проявления сравним с процедурой получения голографического изображения, сохраняемого в Едином, через Центральную Точку - Лайа-Центр. Здесь привлекает внимание некоторая непоследовательность в применении Принципов эзотерической доктрины, а именно цикличность проявления и погружения в латентное состояние, присущее всей Вселенной и отдельным ее частям (частичные, солнечные и т.д. Пралайи) должно быть характерной чертой и на более низких уровнях материи и движения в проявленной Вселенной - а именно в микропульсациях. Возможно, та Вечная Вибрация, о которой говорится при описании формы нахождения всего в скрытом состоянии, и подразумевает такое толкование, но прямо на это не указывается.

В период Манвантары, согласно учению, Троицу проявленную образуют Логос (проявленный Абсолют), Вселенский Разум (проявленный Бесконечный Разум) и Вселенская Иллюзия - Майя (проявленая Мулапракрити). В рассматриваемой философии иллюзорность Вселенной имеет смысл, отличный от распространенного среди восточных религиозно-философских систем и абсолютизированного адвайтистами об иллюзорности всего проявленного, и подразумевает несоответствие реальности представлению о Вселенной ограниченного пятью чувствами и не озаренного достаточной интуицией сознания человека. Майя также носит название Пассивный Эфир, что выражает его пассивное начало в паре, образующейся при раздвоении Логоса (аналогично Мулапракрити при раздвоении Абсолюта) на Вселенские Разум (активное начало) и Иллюзию.

Однако до проявления Четвертого Вселенского Принципа образуемые при слиянии пассивного и активного начала зародыши последующей поляризации остаются в прежнем состоянии. Ноуменом его является непроявленная Единая Энергия, а сам он носит название Фохат. Обладая качеством разумности - способностью следовать законам Вселенского Разума, он выполняет роль связующего звена между этим Разумом и Пятым Вселенским принципом, т.е. проявленным Единым Элементом,который носит название Акаша. Акаша и является той Единой Силой, которая вместе с шестью своими дифференциациями и составляет все формы сил Вселенной. Фохат в соответствии с Единым Законом Эволюции выводит Акашу из пасивного состояния, трансформирует ее в семь форм (суб-принципов), наделяет необходимой степенью Вселенского Разума и "запускает" их манвантарическую эволюцию.

Свои творческие способности Акаша способна выявить через Вселенскую Жизнь или Душу, называемую Пуруша (санскр. - Душа). Как Фохат дифференцирует Акашу, обуславливая построение так называемых элементальных форм - сущностей и движущих сил стихий, так же и Пуруша придает уже сложным материальным системам целостность и способность к самостоятельной деятельности, "оживотворяя" все эманируемое Седьмым Вселенским Принципом - Центральной Точкой, Лайа-Центром (любопытно заметить, что способ эманации, упоминаемый выше, первоначально признавался как непознаваемый, современными толкователями описывается аналогией с голографией, когда образ всего объекта содержится в каждой точке - можно ли считать такую информацию догадкой древних мыслителей, предвосхищением более позднего изобретения, или все же было следствием палеозойского посещения?) .

Эзотерические представления об Эволюции Вселенной основываются на приведенной в общих чертах классификационной системе и последовательно иллюстрируют дифференциацию Вселенских Принципов на суб-принципы, наполняют их конкретным содержанием, рассматривают Эволюцию Семи Царств, обосновывают представление о сущности человека и смысле его Бытия. Ниже рассмотрены общие законы эволюции материи и человека.

Первый из упоминающихся эзотерической философией законов - Единый Закон Эволюции Космоса, называемый также Законом Гармонии. Согласно ему, вся Вселенная построена по принципу "вверху, как внизу", т.е. подчинена Закону Аналогии. Семеричность Космических Принципов и Закон Аналогии предопределяют семеричность всех явленных и неявленных объектов, в том числе семеричность эволюционных циклов - Кальп, - а также семеричность всех менее масштабных процессов. Третье, после Закона Аналогии и Закона Семеричности, следствие Единого Закона - Закон Дифференциации, или Закон Перепроявления. Так, на стадии проявления Космос начинает подвергаться дифференциации - а именно раздваивается на единое То и Майю - Вселенскую Иллюзию (как бы Отца и Мать). Это первое противоположение и есть начало Эволюции, хотя в своем периодическом возобновлении данная фаза вечна. Что есть «То» в физическом смысле, можно только предполагать. Возможно, это т.н. «темная материя», или ее часть, т.к. она должна составлять половину наблюдаемой, но скорее всего, связана с неоткрытыми еще тонкими полями и взаимодействиями.

Далее дифференциация носит семеричный характер, и суть ее проявляется в неизменности Источника - т.е. в изменении лишь формы, но не сути. Процесс дифференциации заканчивается только тогда, когда происходит формирование индивидуальности. Здесь важно отметить, что дифференциация или воспроизведение объектов, относящихся к одной и той же форме, не приводит к дифференциации их Шестого Вселенского Принципа (т.н. Души). Для всех объектов данной формы он сохраняет свою единственность, как и более высокие Принципы. Деление одной и той же формы на отдельные объекты, таким образом, происходит лишь на уровне Седьмого Вселенского Принципа. Следствия Седьмого Принципа можно поделить на две группы: т.н. «эфирную», и атомно-молекулярную (или вещественную). На начальных стадиях эволюции организованной материи (т.е. реализации Седьмого Принципа) деятельность эфирных субстанций "сковывается" формой атомарно-молекулярного вещества, таким образом, Шестой Принцип может лишь в ограниченной степени выявить себя, и такие формы воспринимаются как "безжизненные". Это формы Минерального Царства.

Создание более пластичных атомно-молекулярных структур высвобождает деятельность заключенных в них эфирных форм и такие формообразования воспринимаются как "живые" - это Растительное и Животное Царства. Наиболее развитые формы этих Царств проявляют слабые зачатки самосознания, и объекты одной и той же формы могут иметь видимость самостоятельного, независимого от других существования, однако каждый из видов форм имеет одну, общую для всех объектов данного вида Жизнь (или Душу) на данном этапе Эволюции.

В случае воздействия на часть растений или животных одного вида внешних условий, отличных от обычных, однажды может произойти изменение не только формы этой части вида, но и ее души, т.е. произойдет дифференциация как следствие разницы в условиях существования ранее единого вида. Дальнейшая дифференциация приводит к тому, что каждый объект вида имеет собственную душу, что и осуществляется в человеке. Так образуется "индивидуальность", и Закон Дифференциации с этого момента проявляется как Закон Перепроявления (Перевоплощения), обеспечивая каждой индивидуальности возможность эволюции в неисчислимом количестве "личностей".

См.: Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков. — М.: Прогресс-Культура, 1992.

Вследствие существования Единого Закона вся Вселенная построена по формуле «вверху, как внизу», т. е. подчинена Закону Аналогии. Семеричность Космических принципов и Закон Аналогии предопределяют семеричность всех объектов и всех явлений, в том числе и семеричность эволюционных циклов — Кальп, — а также семеричность всех менее масштабных процессов, вплоть до эволюционных изменений тел человека. Так, например, согласно утверждению Адептов эзотерической доктрины, полная замена атомарно-молекулярного состава физического тела человека осуществляется за семилетний срок1 (1, с. 328). Это и есть содержание второго следствия Единого Закона — Закона Семеричности.

Третье, не менее мощное, следствие Единого Закона представляет собою Закон Дифференциации, или Закон Перепроявления. Этот всепроникающий закон выражает одну из самых существенных сторон Эволюции Космоса. Действительно, если на протяжении Пралайи Космос — это Единое Бытие-Небытие, то после окончания Ночи Брахмы, осознаваемый опять же как Единое Бытие — Сат, — он начинает подвергаться дифференциации, а именно раздваивается, по образному выражению, на Отца и Мать, т. е. Единый, выявив из себя Вселенскую Иллюзию — Мать, — сам становится Отцом. Это первое противоположение и есть начало Эволюции, хотя сама по себе эта фаза вечна и в каждом своем периодическом возобновлении не несет какого-либо изменения. Этот акт — первое, что способен представить наш разум, и это сопоставление двух противоположностей — предел Рассуждающего Разума в его попытках углубиться в суть вещей и явлений.

Далее дифференциация носит семеричный характер и пронизывает всю Вселенную. В чем сущность этого все охватывающего явления, в чем его смысл? Согласно эзотерическому мировоззрению, ответ на эти вопросы включает два основных момента. Подобно тому как Солнце может любое число раз перепроявить» себя во множестве капель воды и при этом не претерпевает какого-либо изменения, точно так же вся бесчисленная дифференциация проявленного Космоса оставляет совершенно неизменным Источник и Причину Всего. Иными словами, перепроявление — это изменение формы, но не сущности, в ней заключенной. Сокрытость этого факта от сознания непосвященного и является причиной иллюзорности его видения Вселенной. Это первое.

Второй аспект, касающийся смысла дифференциации, может быть, легче всего осознается с помощью аллегорических описаний, когда Единый (т.е. Сущность) трансформируется в Брахму, Ишвару или другое Божество, понимаемое как Существо. При этом смысл перепроявления трактуется как Его желание увидеть и ощутить себя во множестве себе подобных, но лишенных абсолютности, через них погрузиться в разнообразие бытия, недоступное самому Абсолютному. Есть и другая (в какой-то степени противоположная) аллегория, представляющая дифференциацию как акт великой Жертвы, когда Единый делит себя на части, чтобы поделиться с другими индивидуальностями божественной Радостью Бытия и Мудрости.

Если не пытаться приписывать Абсолютному какую-либо мотивацию (например, вполне в духе современной науки удовлетворившись предположением, что это «закон»), то вышеприведенные аллегории проливают свет на второй аспект поставленного вопроса о смысле дифференциации, упоминая о «множестве себе подобных» или «других индивидуальностях». Адепты эзотерической доктрины, с одной стороны, указывают на полную бессмысленность приписывания какой-либо мотивации проявления Вселенной в рамках возможностей конечного Разума, а с другой — свидетельствуют о том, что, действительно, дифференциация прекращается после того, как она приводит к формированию индивидуальности, т. е. в этом ее , цель и по крайней мере одна из граней смысла.

Но что называется индивидуальностью? Полный ответ на этот вопрос дается в разделе, описывающем эволюцию человека, а здесь может быть обсужден лишь один из существенных аспектов этого понятия.

Первые этапы космической эволюции приводят к появлению множества новых форм, однако дифференциация или воспроизведение объектов, относящихся к одной и той же форме, даже при большом их численном росте не приводит к дифференциации их Шестого Вселенского Принципа. Он сохраняет свою единственность для всех объектов данной формы. То же самое можно сказать и обо всех более высоких Принципах, которые к тому же выявляются в деятельности слабее, чем Шестой. Таким образом, деление одной и той же формы на отдельные объекты происходит лишь на уровне низшего, Седьмого Вселенского Принципа. Суб-принципы Седьмого Принципа составляют две группы: так называемую эфирную и хорошо известную атомарно-молекулярную, или «вещественную». Упадхи Шестого Вселенского Принципа в любом объекте слагается из эфирных субстанций. На начальных стадиях эволюции организованной материи (т.е. Седьмого Принципа) деятельность эфирных субстанций «подавлена» или «скована» формой, сложенной атомарно-молекулярным веществом. В результате этого Шестой принцип — Вселенская Жизнь — может лишь в ограниченной степени выявить свою потенциальность, и такие формы нами воспринимаются как «безжизненные». Это формы Минерального Царства.

По мере развития организованной материи происходит создание более пластичных атомарно-молекулярных форм и высвобождение деятельности заключенных в них эфирных структур — проводников Шестого Принципа. Вселенская Жизнь в таких формах выявляет себя в большей степени, нами они воспринимаются как живые. Это — Растительное и Животное Царства. Наиболее развитые формы этих Царств проявляют слабые зачатки самосознания, объекты одной и той же формы имеют видимость самостоятельного, независимого от других объектов существования. Однако каждый из видов форм имеет одну общую для всех объектов данного вида Жизнь, или Душу.

Если часть растений или животных одного вида будет подвержена воздействиям внешних условий, отличных от обычных, то однажды произойдет изменение не только формы этой части вида, но и ее души, т. е. образуется новый вид с новой душой. Иными словами, произойдет дифференциация как следствие разницы в условиях существования ранее единого вида.

Этот процесс должен привести к предельной степени дифференциации, когда каждый объект имеет свою собственную душу, что Природа и осуществляет в человеке. Так дифференциация форм приводит к появлению «индивидуальной души», «индивидуальности». С этого момента Закон Дифференциации проявляется как Закон Перепроявления, или Перевоплощения, обеспечивая каждой индивидуальности возможность эволюции в практически бесчисленном количестве «личностей».

Следующее следствие Единого Закона - Закон Чередования Регресса и Прогресса, заключающийся в как бы обратном движении Эволюции при образовании качественно отличающейся формы (например первого животного по сравнению с высшими представителями растительного мира, первочеловека по сравнению с наиболее развитыми животными), что объясняется более высоким потенциалом, требующимся для этой стадии развития.

Рассматриваемые здесь планы бытия и сознания представляют собой как бы динамичную сцену, на которой разворачивается Эволюция Вселенной. Три первых плана (Ади, Анупадака и Атма) - Высшие Планы Сознания, недоступные обычному человеку (Табл.2). Большая же часть людей проводит основное время на трех низших, лишь на короткое время поднимаясь на Четвертый - Духовный План - план духовного творчества, сферу деятельности людей, проявляющих на Земле возвышенные чувства и устремления, для которых естественно забвение личностных желаний. Раскрывший в себе духовное начало человек способен коснуться Третьего Плана, увидеть Свет Атмы - Нирваны.

Таблица 2

План I

Ади

План II

Анупадака

План III

Атма, План Нирваны

План IV

Буддхи, Духовный или План Прообразов

План V

Манас, Ментальный, План Разума и Творчества

План VI

Кама, План Чувств и Желаний, Астральный План, План Образований

План VII

Стхула, Физический План, Материальный План

Каждый из четырех низших планов состоит из семи подпланов, первые из которых можно условно назвать "атомистическими", а следующие шесть представляют собой "молекулярные" образования из "атомов" соответствующих первых подпланов. Полярность и плотность структур возрастает от высших Планов к низшим, а сложность структур - от первого подплана к седьмому. Поляризация структур приводит к уменьшению пластичности и подвижности форм, что соответственно затрудняет и преобразование субстанций на данном плане.

Первый подплан физического плана - "атомарный" - представляет собой самую грубую дифференциацию Пятого Вселенского Принципа - Акаши, и в современной науке может иметь аналог ваккума (в недалеком прошлом - эфира). Второй, третий и четвертый подпланы - Эфирные - играют роль материалов, используемых физическими формами для построения носителя Шестого Принципа - Вселенской Жизни или Пуруши. Пятый - газообразный подплан - состоит из "химических атомов и молекул"; из них же строятся субстанции (материя) последних, жидкого и твердого подпланов физического плана.

Хотя обычный человек в своей деятельности не покидает четырех низших Планов, ему дана возможность касаться и Третьего Плана - Плана Нирваны. Осветив свое существование светом Атмы и полностью погрузившись в него, человек может достигнуть "освобождения" (мокши или мукти) и прекратить тем самым свою эволюцию на земном плане, но происходит это весьма редко. Значительная же часть человечества не овладела сознанием даже Четвертого Плана, "застряв" на различных подпланах Манаса - Пятого Плана.

Йогины подчеркивают, что рассмотрение уже раскрытых к данному моменту современным человеком наиболее грубых субпринципов позволяет глубоко понять как смысл самих Космичеких Принципов, так и Человека - представителя Седьмого Царства Жизни (см. Таблицу 3).

Таблица 3.

Принцип

Функция

Форма

1

Дух

Атма, Воля

Пуруши, Свет

2

Знание

Буддическое Тело

(Высший) Буддхи

Джнана, Тело Блаженства

3

Человеческая Душа

Высший Манас (Разум)

Тело, или Низший Буддхи,
Виджнана
причинности

Центр гортани

Понимание

(Низший) Манас

Ощущения,
Ментальное и пять
Индрий Тел

4

Животная Душа

Эмоции

Проводник Камы, желания

5

Жизненная Энергия, Астральное (Прана) Тело

Сукшма Прана

Энергия Тонкого Тела

Стхула Прана

Энергия Плотного Тела

6

Эфирный Двойник

Проводник Стхулы

Физическое Праны Тело

7

Плотное Тело

Анна, Общее Упадхи

Стхула Шарира, Проводник Духовной Души

Так, Единая Жизнь - Пуруша, низведенная в человеке, становится его т.н. Высшим Эго, а сама Вибрация Атмы (функция) в человеке называется Высшей Волей, Волей Пуруши и его Шакти - тем, что воспринимается нами в трех аспектах Духа, Разума и Жизни. Будучи спрятан в оболочках низших Планов, неспособных к восприятию высоких атмических вибраций, Свет Атмы заглушается, и человек отождествляет себя с низшими вибрациями, теряя тем самым способность осознать свою сокровенную высшую сущность. Устремление к Красоте во всех ее проявлениях приводит к постепенному угасанию желаний низшей породы - и однажды наступает мгновение познания Я Высшего, истинного, вечного. Высшая Воля - Закон (какая великолепная здесь перекличка с "Мир как воля и представление" А.Шопенгауэра – несомненно, он был знаком с более ранними толкованиями учения), предопределяющий этапы развития человека с астрономической точностью, однако на определенной ступени раскрытия сознания индивидуальности дающий ей самостоятельно определять, следовать ли ей с Эволюцией или уклониться от нее и тем самым обречь себя на регресс и деградацию.

Второй Принцип Человека - Буддхи - представляет собой ту субстанцию и форму, при попадании в которую Атма начинает проявлять себя; Это та Высшая Радость и Эмоция, в которую йогин стремится "переплавить" обычные человеческие чувства. Функцией Буддхи в человеке является Джнана - Знание, т.е. осознание обьектов и явлений. Агни-Йога подразделяет полное Знание на несколько фаз, формирующих три уровня познания:

1) Знание Стхулы - осознание на чувственно-конкретном уровне Низшим Манасом;

2) Знание Сукшмы - осознание на уровне абстрактного мышления Высшим Манасом (уровень философских обобщений);

3) Знание Караны - осознание с помощью Буддхи, духовным постижением (без участия Индрий - пяти известных чувств).

Первый уровень - Знание Стхулы - ограничен рамками Физического Плана и основан данных ощущений (пяти Индрий). Второй - Знание Сукшмы - результат ментального анализа и обобщения информации, поставляемой обычно Низшим Манасом. Лишь третий уровень - Знание Караны - получаемое "шестым чувством", прямым касанием изучаемого явления и проникновения в его сущность, не связан с ощущениями пяти обычных чувств и их ментальным анализом, в связи с чем часто трактуется как "подсознательный".

Таким образом, Третий Принцип человека - Человеческая Душа, или Манас, - это интеллект, рассуждающий разум обычного человека. Высший Манас, осуществляющий абстрактное ментальное познание, и допускающий касание духовных вибраций Буддхи, иногда называют Вдохновенным Интеллектом. Он открыт озарению и интуивно постигает вещи и явления.

Животная Душа или Кама-Рупа (санскр. - тело желаний) - наиболее сильно развитая часть животного наследия. Вибрации этой сферы сознания формируют эмоции, предпочтения, привязанности и антипатии, а вместе с Сукшма-Праной Кама-Рупа образует Астральное, или Тонкое Тело человека, а вместе с Низшим Манасом - Тонким Упадхи - основу и проводник деятельного Разума.

Физическое тело включает в себя Плотную фракцию жизненной энергии (Низшую часть Пятого Принципа Человека) и Шестой Принцип - Линга Шарира - двойник Седьмого Принципа (имеющего молекулярно-вещественное строение), однако построенный из эфирных субстанций первых четырех подпланов Плотного Плана. Наличие эфирных компонент Линга Шарира в нервной и других системах обеспечивает снабжение жизненной энергией всей физиологической деятельности человека.

См.: Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков. — М.: Прогресс-Культура, 1992.

…полное Знание включает в себя несколько фаз, формирующих три состояния, или уровня, познания: 1) Знание Стхулы - осознание на чувственно-конкретном уровне Низшим Манасом; 2) Знание Сукшмы - осознание на уровне абстрактного мышления Высшим Манасом (уровень философских обобщений); 3) Знание Караны - осознание при помощи Буддхи, т.е. духовным постижением (без участия Индрий - пяти чувств, известных обыкновенному человеку). Знание Стхулы ограничено рамками Физического Плана и основывается на данных ощущений (пяти Индрий). Знание Сукшмы - результат ментального анализа и обобщения информации, поставляемой обычно Низшим Манасом. Лишь Знание Караны, получаемое с помощью "шестого чувства", т.е. путем прямого духовного касания изучаемого явления и проникновения в его глубину, в самую сущность, не связано с ощущениями пяти наших чувств и их ментальной "обработкой", в связи с чем часто ошибочно трактуется как "подсознательное". Из вышесказанного ясно, что Третий Принцип Человека - Человеческая Душа, или Манас, - это интеллект, рассуждающий разум обыкновенного человека. Высший Манас, осуществляющий абстрактное ментальное познание и допускающий касание духовных вибраций Буддхи, иногда называют Вдохновенным Интеллектом. Он открыт озарению и осуществляет интуитивное постижение вещей и явлений. Четвертый Принцип Человека - Животная Душа (в некоторых источниках термин "Животная Душа" относится к Третьему Принципу, он же иногда носит название "Разум", а четвертый Принцип - "Воля-Форма"), или Кама-Рупа, т.е. "тело желаний", на санскрите), - наиболее сильно развитая часть животного наследия в человеке. Это сфера сознания, вибрации которой формируют эмоции, предпочтения, привязанность и антипатию. Вместе с Сукшма-Праной, т. е. тонкой энергией, она образует Астральное, или Тонкое, Тело человека, а вместе с Низшим Манасом - Тонкое Упадхи - основу и проводник деятельного Разума. Физическое тело, как видно из таблицы, включает в себя (1) Плотную фракцию жизненной энергии (низшую часть Пятого Принципа Человека) и (2) Шестой Принцип - Линга Шарира (этим же термином иногда именуется Астральное Тело) - двойник Седьмого Принципа, однако в отличие от последнего, имеющего молекулярно-вещественное строение, построенный из эфирных субстанций первых четырех подпланов Плотного Плана. Именно Линга Шарира является проводником жизненной энергии: благодаря его эфирной компоненте в

нервной и других системах происходит обеспечение жизненной энергией всей физиологической деятельности человека.

Русский космизм и третий Рим

Таким образом, физиологическая, интеллектуальная и духовная сущность человека в ведической традиции тесно связаны иерархически. Известно, что переход на более высокую иерархическую ступень в любой сложной системе означает уменьшение степени свободы, большую детерминированность поведения (И.Пригожин и др.). На самом высоком уровне расположен Закон - единый для всех и для всего. Но можно ли с позиций современной науки признать рациональность подобных взглядов? Сейчас результаты синергетики и структурной (нано)механики заставляют согласиться с возможной положительной трактовке этих суждений. Понятия детерминизма и редукционизма получили новое развитие, это не механистический детерминизм, не простая редукция сложного к наипростейшему. Так, значит, прав был Шопенгауэр, говоря о единой Воле, свойственной человечеству, родственной "неисповедимым силам" Вселенной? Нет, не "мифология разума", но и не "мифология воли", а иерархическая соподчиненная зависимость - определяющая структуру отдельного человека (и его сознания), человечества как вида и всей Вселенной как проявления Единого - может обеспечить гармоничное соединение предопределенности глобальной эволюции Космоса с практически полной самостоятельностью отдельных его проявлений, обладающих огромным количеством степеней свободы (почти полной свободой поведения).

Отсюда – задача космического человечества и будущего Вселенной, Космизм Циолковского и ноосфера Вернадского, а также и «Роза Мира» Даниила Андреева.

Но хочу подчеркнуть, что в данном эссе не ставится задача проследить истоки древнего знания, берущего начало еще от индийских "магов" доведийских времен и будто бы полностью сохранившегося сейчас лишь в древнейшей из школ - "Белом Братстве" (обосновавшейся в т.н. "Шамбале"), а предпринимается попытка выяснить принципиальные черты картин мира, полученных посредством чувственного и интуитивного восприятия. Отметим только, что критика современной науки и материализма (в т.ч. диалектического) как в трудах Н.П.Блаватской, так и более поздних ее интерпретаторов по большей части не соответствует действительному положению дел и объясняется принятием рассматриваемого состояния науки за статичное. В частности, обвинение в том, что современный материализм, превалирующий в естественных науках, не имеет философского обоснования необходимости придерживаться высокодуховных идеалов, судя по последним достижениям физики (неоднородность реликтового излучения, уточнения Стандартной модели благодаря обнаруженному бозону Хиггса, и др.), может быть в ближайшем будущем снято ввиду постижения материальной основы культурных и этических ценностей, как выражения мировых законов гармонии, материального существования тонкого мира, его изначальной микро и последующей космической неоднородности, и, таким образом, - опосредованности его создания и существования.

Поясню, что эволюция наблюдаемой части Вселенной - Метагалактики - может быть описана как процесс самоорганизации в результате флуктуации вакуума и развертывания Большого Взрыва. При этом современной физикой снимается и вопрос о т.н. первопричине этой флуктуации - она наделяет вакуум свойством, противоположным гравитации ("антигравитацией"), причем определяющим это свойство является только в первый миг Вселенной, затем же роль его в эволюции свелась практически к нулю. Также в последние десятилетие отчаянно ведется поиск темной энергии и темной материи, по теории, долженствующей объяснить, почему галактики разбегаются с ускорением, с одной стороны, но не разлетаются, вращаясь с огромной скоростью, с другой стороны. Теория инфляции и характеризуется тем, что объясняет возникновение и всей энергии Вселенной (а именно 10 в 68-ой степени Дж). Эту концепцию можно рассматривать как один из вариантов замыкания материи и ее эволюции на саму себя. Вообще же в современной космологии существует достаточно большое число теорий, в том числе одиннадцати и десятимерной Вселенной (теория струн и M-теория), в которых дополнительные измерения можно рассматривать как скрытые в микромасштабе формы материи. Другое дело, что неоднородность микромасштабов, - возможно, тот тонкий мир, куда наука еще не добралась, и где хранятся все те удивительные миры, описываемые не только Даниилом Андреевым, но и многими его предшественниками и последователями.

В свое время еще Ильей Пригожиным высказывался тезис о том, что наука перестает быть материалистичной. И синергетика выступает в качестве своеобразного моста между живой и неживой природой, между целеподобностью природных процессов и разумностью человека. В мертвом осуществляется поиск "живого", элементов самодостраивания, как бы интуиции, в живом - предданного ему мертвой природой, законами Вселенной. Процессы самоорганизации - многозначны, амбивалентны по смыслу: во-первых, толкуемые ранее как идеальные, целевые, предпосылающие, свойства направленности эволюции могут сейчас быть представлены как реальные нелинейные свойства среды (отсюда следует новое понимание механизмов, лежащих в основе многих идеалистических систем - в виде целей, идей и т.п.); во-вторых, при толковании некоторых стадий эволюции акцент делается на присущие системе самоорганизующиеся коллективные свойства, либо на приобретаемые материальные свойства.

Что сейчас наука уже подошла к третьему этапу понимания природы, определенной модели, картине  физического существования, подтверждаемой глобальными экспериментами как на Земле, так и в космическом пространстве .

И если первый этап науки был связан с открытиями Ньютона и характеризовался классической картиной мира с неизменными субстанциями и видами движения, при этом разобщенные пространство и время выступали как пассивные вместилища материи; то второй - с теорией относительности Эйнштейна, когда пространство-время порождается материей, однако идея локализации в едином пространственно-временном континууме является важной составной частью теории.

На третьем же этапе предметом тщательного анализа является само понятие пространства-времени. Интерес к микроскопической структуре пространства-времени стимулировался как квантовой теорией, так и микроскопической теорией необратимости. Необратимость как деятельность, протекающая в пространстве-времени, приводит к изменению его структуры и в большой степени связана с нелокальностью квантовых состояний. Традиционный подход различает некоторые начальные условия и законы эволюции, причем первые соответствуют заданию некоторого "состояния", а вторые определяют уравнения. Ясно, что между законами и состояниями существует взаимосвязь, поскольку сами состояния возникают в результате предшествующей эволюции. Существуют самосохраняющиеся формы начальных условий, в конечном счете выбираемый для начального условия момент времени совершенно произволен и не отличается от прочих.

Ценность древнего ненаучного знания, метаисторического подхода и того видения будущего, которое получил Даниил Андреев с помощью трансфизического метода, заключается, возможно, в представлении тех же объектов и явлений в ином "срезе", проекции их на существующие ограниченные представления о них, ценное тем, что его невозможно получить иным путем, и тем самым, несомненно, информативное. Здесь уместна аналогия с принципом дополнительности Н.Бора о необходимости применения разных классов приборов для максимизации точности измерения отдельных параметров ценой отказа от одновременного измерения других характеристик исследуемого объекта. Видимо, этот принцип применим не только к явлениям квантовой механики, но и для рассмотрения любого явления как целого, и всего наблюдаемого эволюционирующего мира. В этом случае необходимо учитывать в качестве немаловажной компоненты и ограничения, накладываемые действием человека на природу.

Следует сделать и еще одно важное замечание, касающееся сферы не только физики и техники, но и психологии и социологии. Получаемые на ряде многоуровневых, или многомасштабных, моделей результаты, имеющие даже при достаточно больших упрощениях количественное выражение, позволяют говорить о существовании тонкой связи между законами материи и проявлениями высших человеческих законов - морали и нравственности. Тем самым, применяя уже известную обратную иерархию, можно заключить, что эти законы, возможно, отражают моральную основу мира и близки к Единому Принципу древних. Социум, вероятно, самое сложное образование в наблюдаемом человеком на Земле мире, и находится в иерархии ее брамфатуры на высшей ступени, взаимодействуя, несомненно, с тонким невидимым миром.

Прошлое необходимо хранить не только как память, но и как материал к формированию будущего. Последние работы физиков и философов свидетельствуют о пересмотре концепции времени [15-17], в частности, его возможном совокупном присутствии в каждом кванте эволюционирующей, преобразующейся материи. Время разворачивается с изменением пространства, преобразованием самой материи, история свершается каждым мимолетным событием, поступком, мыслью, определяя будущее и формируя совокупность всех достижений как отдельного человека, нации, страны, так и в целом человечества, его суммарный интеллектуально-культурный задел.

Но в 2009 году произошло еще одно событие, на которое обратили внимание не только археологи и философы, - в Пскове найдена могила старца Филофея. По словам директора Археологического центра Псковской области Елены Яковлевой, во время исследования участка некрополя в Спасо-Елиазаровском монастыре, основанном не позднее XVI века, среди открытых погребений найдена могила автора философской концепции русской государственности, известной как «Москва - третий Рим».

В своих письмах к царскому дьяку Михаилу Григорьевичу Мисюрю-Мунехину и великому князю Василию III Ивановичу старец псковского Елизарова монастыря Филофей (ок. 1465-1542) изложил тезисы своей концепции, в том числе широко известное выражение «два Рима пали, третий стоит, а четвёртому не бывать». Дословно оно звучало как "Да веси яко вся христианския царства приидоша в конец, и снидошася в едино царство: два убо Рима падоша, а третий стоит, а четвертому не быти".

Об этом говорил и член Синодальной Библейско-богословской комиссии и Межсобороного присутствия Русской Православной Церкви, глава Византийского Клуба “Катехон” при Институте философии РАН, православный философ Аркадий Малер, подчеркивая, что значение этого события для русской национальной мысли трудно переоценить, т.к. именно письма инока Филофея дали основание для рождения так называемой концепции «Катехона» Аркадия Малера: «…таким “катехоном” является Российская государственность, что объясняет её напряженное развитие во все времена. Следовательно, мы не просто православная страна, мы именно та православная страна, которая несет историческую ответственность за все вселенское Православие».

Но нужна ли реформа православия, наподобие той, которая совершается сейчас в Российской академии наук? Чтобы найти то основание, на котором бы укрепилась именно русская идея, - возможно. Но для того, чтобы все церкви объединились для решения проблемы морального и идеологического кризиса современного мира, - однозначно нет. Для этого нужен именно совместный Форум, на котором бы выступили и представители науки (не только философской, но и медицинской, физической и технической), и различных церквей со своими концепциями объединения под эгидой «Розы Мира».

Вот что говорится в статье «Рождение православного проекта» [18]: А.Малер затрагивает конфликт между восточной и западной Церквями, и подчеркивает, что его концепция Катехона приходит в резкое противоречие с разрабатываемой русской идеей.

Таким образом, создание «Розы Мира» позволит обойтись без этого конфликта, позволив каждой стороне идти к общему знаменателю своей тропой, увязанной с традициями народа, его уровнем образованности, и, главное, - достижениями науки.

Заключение. Форум церквей и изменение облика культуры

Уже общеизвестно, что введение иерархических структур в основу моделей окружающего мира позволяет через их степенную алгебру (при этом система счисления определяется числом возможных альтернатив выбора) определять основные гармонические соотношения, общие для процессов и явлений как в живой, так и в неживой природе (фрактальная геометрия, золотое сечение). Обычно не постигаемые рассудком (в понимании Канта и Гегеля), такие законы, или принципы, вытекают из иерархичности строения мира и в свое время были замечены и обоснованы еще древними философами. К их творениям неоднократно обращалось и будет обращаться человечество, как к бесценным искрам знания в подсознательной памяти - своей истории.

Переход к новому интегральному миропониманию уже происходит, с тех самых пор, как большими тиражами стали выходить книги Е.Рерих, Н.П.Блаватской, Д.Андреева, как появились их приверженцы и исследователи их творческого наследия [19-21, и др.]. Переход должен осуществляться через средства массовой информации, он уже начался через ряд фильмов, в основном научно-фантастических. Однако на содержании телевизионных и радиопередач это практически никак не отразилось. Можно предложить несколько направлений, в которых ненавязчиво и латентно, как это до сих пор производится с рекламой алкоголя и табака, будет производиться воспитание и подготовка растущих и изменяющихся поколений:

  1.  Система древних духовных ценностей, отражение метаистории определенных затомисов в настоящем и будущем страны.
  2.  Идея «Третьего Рима» старца Филофея, и Всемирного Форума «Роза Мира» Д.Андреева, как объединения различных мирровозрений, и основывающихся на достижениях современной и будущей науки (реформа Российской академии наук должна коренным образом изменить отношение к этому направлению).
  3.  Современные представления о посмертном существовании, основанные как на достижениях науки, так и на ранее известных представлениях, (Тибетская и Египетская Книги Мертвых, движение «Живая этика», Агни-йога и др.).
  4.  Сценарии развития человечества по Вернадскому и Циолковскому. Ноосфера как сфера высоконравственного разума. Устойчивое, сбалансированное развитие человечества и устремленность его в космос, подготовка к контакту с более развитым инопланетным разумом.
  5.  Сопоставление современных научных знаний с историко-мифологическими представлениями, включая экранизацию мира, представленную религиозным воображением Даниила Андреева, и тесно переплетенную с индуизмом (Энроф, Олирна, Звента-Свентана, затомисы культур, брамфатуры планет, шрастры и уицраоры различных рангов), многих советских и российских писателей-фантастов (Михаил Булгаков, Святослав Логинов и др.), роль их в понятийном поле современного образованного человека, уже отдаляющегося от «бытия», но не узревшего четкие границы и задачи своих устремлений в духовной сфере.

Лишь тогда Роза Мира, как Форум всех церквей и религий, может состояться в любом из городов Российской Федерации. Целесообразным для этого представляется российская, евразийская глубинка, например, город Томск, или Якутск (почему бы и нет?). Здесь сильна мусульманская диаспора (несколько мечетей), есть буддийские Ламы и дацан, не говоря уже о многочисленных христианских православных храмах и католической (новоапостольской) церкви. Все эти религии и храмы мирно уживаются в небольшом городке, с населением около 400 тысяч человек (вместе с окрестностями), расположенном в широкой долине Туймаада одной из великих рек мира Лены. Более того, можно сказать, что из года в год на основе традиционных верований якутов в бога солнца Тенгри, отраженных в эпосе Олонхо, национальных праздников Ысыах (встречи Нового Года в дни летнего солнцестояния) происходит своеобразный культурный обмен, плодотворное сотрудничество и взаимопроникновение различных религий и верований. Именно из этого исконного уголка России Белое Братство религий может начать свое объединяющее, созидательное шествие по всей Земле, а вскоре, после ожидаемого контакта с инопланетными цивилизациями, - и по обитаемой Вселенной, - Ойкумене гуманоидных рас.

О, Роза Мира!

Складками пространства

Благоухает верою нектар

Тобой излитый,

И протуберанцем

Собор церквей вселенский

Ввысь восстал.

I

Опять влачу...

С печалью или с верой?

Опять лечу...

Но в пропасть или вверх?

Не проклинай меня,

А пожелай безмерной

Мне высоты,

Что белокрылый стерх,

Парящий на безумно звонкой ноте

В купели нежно-голубых небес,

И в солнца янтаре купая ноги,

Еще своей короной не достиг...

Там ждет тебя свечою на пороге,

Взгляни наверх - она еще горит

Мечтой недосягаемой и горней, -

Звезда, к которой светлый дух манит...

II

Там, на вершине мира, где дороги

Расходятся на восемь все сторон,

И где живут всеведущие боги,

По небу гонит шар Гиперион,

Не ведая падения утраты,

Забыв о мире

Грешном и живом,

И вниз глядя на статуи атлантов,

Былых кумиров,

Спящих вечным сном,

Держащих небо... Некогда богатых

Дворцами, духом, телом и вином, -

Титанов, громогласных и удалых,

Чей уж низвергнут олимпийский трон...

III

Там, громогласным эхом отражаясь,

Летят напевы древних Олонхо,

Звенят луга, нектаром умножаясь;

Лаская травы, лижут языком

Шершавым, чуть небес касаясь,

Взметая гривы, стаи кобылиц

Прозрачных, на земле намаясь,

Лик пред богами преклоняя ниц, -

Великими и светлыми богами,

Чьи взгляды мудры, думы высоки,

И чьими безупречными руками

Вершатся судьбы, бедам вопреки.

IV

Там встрепенется око и угаснет

От всех блаженств, дарованных ему

Не на земле, греховной и несчастной,

А в лучезарном сладостном раю,

Где время длят заботою о вечном

Все те, с кого отмолены грехи...

И лишь Иуда новых ждет пришествий

В подножьи гор, и муки нелегки

Терзаний духа... болями Пилата

Терпенья чаша Бога не полна,

А капля злобы - будет виновата,

Невольно кем-то небу отдана...

V

Шар золотой - серебряные крылья,

Летит по небу, перьями звеня,

И ослепляя, веет теплой силой

В срединный мир, дрожащий от огня

Прекрасной и изменчивой картиной

Из сполохов пылающего льда,

И взглядом вдруг прочерченного лика

Пронзающий, как новая звезда,

Как вспышка лета в мраке мирозданья,

И как любви весенняя слеза

Потока рек, сквозь зимнее сиянье -

Врываясь радостью в твои глаза.

* * *

В подножии северной столицы

Смотрю, как светится звезда

В сиянии сказочной жар-птицы -

Осколком льда.

С утра рассвет позвал на пристань,

Где правит призрачная мгла,

И всходит там, дыша на лица, -

Святой Грааль.

И жизнь, как краткое мгновение,

Перед глазами пронеслась, -

Есть тлен, есть высшее горение, -

Как ипостась.

С мечом стоял, как древний рыцарь,

Хотя еще не Парсифаль, -

Но в отражении зарницы

Светился храм.

На чудотворное спасение

Благословлен восточный край

 Так перед вербным воскресением

И входом в май.

Список использованной литературы

1. Андреев Д.Л. Роза Мира. М.: Прометей, 1991.

2. Лепов В.В., Михайлов В.Е., Ларионов В.П. Новая общенаучная парадигма с позиций синергетики. //Наука и образование, 1996. – № 2. – С. 19-24.

3. Ротенберг В.С. Внутренняя речь и динамизм поэтического мышления. // ФН.- 1991.- N6.- С.157-164.

4. Брагина Н.Н., Доброхотова Т.А. Функциональная асимметрия мозга человека.- М.: Медицина.- 1981.- 186с.

5. Зенков Л.Р. Некоторые аспекты семиотической структуры и функциональной организации "правополушарного" мышления. //Бессознательное.- Тбилиси.- 1978.- Т.1.- С.740-750.

6. Рой М. История индийской философии. Греческая и индийская философия.- М.: Изд. ин. лит.- 1958.

7. Лепов В.В. Нагваль. //Наука и техника в Якутии, 2008. - №2 (15). – С.112–114.

8. Бехтерева Н.П. Магия мозга и лабиринты жизни. М.:АСТ, СПб.: Сова, 2009.

9. Пенроуз Р. Тени разума: в поисках науки о сознании. - Москва-Ижевск: Институт компьютерных исследований, 2005.

10. Спираль познания: Мистицизм и Йога. Мистика устами мистиков.- М.: Прогресс-Культура.- 1992.

11. Чаттерджи С., Датта Д. Древняя индийская философия.- М.: Инлитгиз.- 1954.

12. Блаватская Е.П. Тайная доктрина.- Т.I.- М.: Прогресс-Культура.- 1992.- 488 с.

13. Блаватская Е.П. "Разоблаченная Изида".- 1980.- Т.I-II.- Препринт.

14. Вейль Г. Симметрия. М.: Эдиториал УРСС, 2003. – 192 с.

15. Julian Barbour. The End of Time: The Next Revolution in our Understanding of the Universe. Oxford Univ. Press., 1999.

16. Fotini Markopoulou. New directions in Background Independent Quantum Gravity. /Approaches to Quantum Gravity - toward a new understanding of space, time, and matter. Ed. by D. Oriti, CUP, 2009, arXiv:gr-qc/0703097.

17. G F R Ellis. Physics in the Real Universe: Time and Spacetime”. Gen. Rel. Grav., 2006, 38, 1797-1824 [Arxiv:gr-qc/0605049],

18. http://www.katehon.ru/index.htm

19. Штеренберг М.И. «Роза мира» Даниила Андреева и современность. М.: Полиграфресурсы, 2000.

20. Никитина О.О. Соотношение научного и религиозного познания в контексте принципа дополнительности. Дисс. на соиск. ученой степени  кандидата философских наук. Томск: ТГУ, 2002.

21. Толстиков В. А. Взаимоотношение иррационального и рационального в мистическом опыте. Дисс. на соиск. ученой степени кандидата философских наук. Белгород, 2007.

1 Современная наука к настоящему времени пришла к такому же заключению в отношении крови после исследований с использованием радиоактивных изотопов.




1. О ДІДОРЕНКА ТЕЗИ ЛЕКЦІЙ з навчальної дисципліни КВАЛІФІКАЦІЯ ЗЛОЧИНІВ
2. История развития колеса
3. Фармакотерапия катарального гингивита
4. Илиада и Одиссея Гомера Теогония Гесиода Толкование снов Артемидора Далдианского Библиотека.html
5. Економічна сутність функції та класифікація податків.html
6. науковий інститут права та психології Кафедра загальноправових дисциплін 1
7. Экотехпром В рамках реализации PRкампании для компании Экотехпром было принято решение осуществить
8. ТБО делятся также на отбросы биологические ТО и собственно бытовой мусор небиологические ТО искусствен
9. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня кандидата економічних наук Сім
10. Характеристика с Петропавловка
11. исследовании рынка услуг виртуальных психологических сообществ
12. . Розвиток менеджера як особистості Завдання для експресконтролю якості засвоєння знань лекційного матер
13. Тема 4- Происхождение сущность и функции денег
14.  Что я могу сделать сегодня для того чтобы достигнуть поставленных целей 2
15. е годы Народный комиссар иностранных дел- М
16. Статус беженцев на территории РФ
17. нет проблем или напротив у меня проблемы
18. самый северный и второй по величине остров Киклад один из самых красивых в Архипелаге
19. Актуальные вопросы современной экономической науки
20. Оптимизация расстановки транспортных средств на открытых автостоянках в интересах Государственной противопожарной службы