Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Философия Рене Декарта
Основоположником рационализма считается Рене Декарт (1596 1650) видный философ и учёный-математик. Заслуга Декарта перед философией в том, что он:
Я мыслю, следовательно, я существую
В основе бытия и познания, по Декарту, лежит разум, так как:
В этой связи Декарт стал автором всемирно известного афоризма, в котором заключается его философское кредо: «Я мыслю, следовательно, я существую».
Изучая проблему бытия, Декарт пытается вывести базовое, основополагающее понятие, которое бы характеризовало сущность бытия это понятие субстанции.
Субстанция это всё, что существует, не нуждаясь для своего существования ни в чём, кроме самого себя. Таким качеством обладает только одна субстанция и ею может быть только Бог, который вечен, несотворим, неуничтожим, всемогущ, является источником и причиной всего. Будучи Творцом, Бог создал мир, также состоящий из субстанций. Сотворённые Богом субстанции (единичные вещи, идеи) также обладают главным качеством субстанции не нуждаются в своём существовании ни в чём, кроме самих себя. Причём сотворённые субстанции самодостаточны лишь по отношению друг к другу. По отношению же к высшей субстанции Богу они производны, вторичны и зависят от него (поскольку сотворены им).
Все сотворённые субстанции Декарт делит на два рода:
Выделяет коренные свойства (атрибуты) каждого рода субстанций:
Это значит, что все материальные субстанции обладают общим для всех признаком протяжением (в длину, в ширину, в высоту, вглубь) и делимы до бесконечности. Все же духовные субстанции обладают свойством мышления и, наоборот, неделимы. Остальные свойства как материальных, так и духовных субстанций производны от их коренных свойств (атрибутов) и были названы Декартом модусами. (Например, модусами протяжения являются форма, движение, положение в пространстве и т.д.; модусами мышления чувства, желания, ощущения.) Человек, по мнению Декарта, состоит из двух, отличных друг от друга субстанций материальной (телесно-протяженной) и духовной (мыслящей).
Человек единственное существо, в котором соединяются и существуют обе (и материальная, и духовная) субстанции, и это позволило ему возвыситься над природой.
Исходя из того, что человек совмещает в себе две субстанции, следует идея дуализма (двойственности) человека. С точки зрения дуализма Декартом решается и «основной вопрос философии»: спор о том, что первично материя или сознание, бессмысленен. Материя и сознание соединяются только в человеке, а поскольку человек дуалистичен, то ни материя, ни сознание не могут быть первичны они существуют всегда и являются двумя различными проявлениями единого бытия.
При изучении проблемы познания особый акцент Декарт делает на научном методе. В этом качестве предлагается дедукция. Смысл этого метода в том, что в процессе познания опираться только на абсолютно достоверные знания и с помощью разума, используя полностью достоверные логические приёмы, получить (выводить) новые, также достоверные знания. Только используя дедукцию как метод, по мнению Декарта, разум может достичь достоверного знания во всех сферах познания.
Также Декарт при использовании рационалистическо-дедуктивного метода предлагает применить следующие приёмы исследования:
Одновременно Рене Декарт выдвигает учение о врождённых идеях. Суть данной теории в том, что большинство знаний достигается благодаря познанию и дедукции, однако существует особый род знаний, который не нуждается ни в каких доказательствах. Данные истины (аксиомы) изначально очевидны и достоверны. Пробные аксиомы Декарт именует «врождёнными идеями», которые существуют всегда в разуме Бога и разуме человека и передаются из поколения в поколение.
Данные идеи могут быть двух видов:
Примером врождённых понятий могут служить следующие: Бог (существует), «тело», «душа» и т.д.; врождённых суждений: «целое больше своей части», «из ничего не бывает ничего».
Декарт был сторонником не отвлечённого, а практического познания.
Целями познания, по Декарту, являются:
В качестве конечной цели познания философ видел господство человека над природой.