Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
22. Концепция «Одномерного человека» Г.Маркузе
Это теория, получившая название по одноименной книге Маркузе. По существу, возникла значительно раньше и связана с исследованиями конформизма социального и социально-психологических типов и характеров, деформируемых совр. обществ. системами. Существенную роль в становлении концепции О. ч. сыграли идеи Фрейда, Райха, Хорни, Лдорно, Фромма, Рисмена и др. исследователей, изучавших различ. варианты, механизмы и следствия отчуждения и стереотинизации человека. «Массовый человек», «человек организации», «извне-ориентированная личность», «авторитарная личность», «автоматически конформная личность» некоторые из исследовавшихся психологических типов, и большей или меньшей степени близкие типу О. ч. Всем им в той или иной степени свойственны: некритическое отношение к существующей действительности, к поведенческим и пропагандистским стереотипам, отсутствие индивидуальности, манипулируемость, консерватизм, конформизм и т. д. Согласно концепции Маркузе, социокультурная одномерность, одномерность мышления необходимые производственные индустриального общ-ва, основанного на сциентистско техницистских императивах, принципе «производитеольности», извращающих естеетв. влечения и потребности человека. Потребительская ориентация, все убыстряющаяся гонка за материальными благами лишает человека социально-критического измерения. О. ч. присуще искаженное видение мира; отчуждение, «сублимированное рабство» он воспринимает как «естеетв.». желанный, единственно возможный, а иногда и как высший из всех возможных способ существования. Отвечающие интересам правящей элиты принципы и нормы индустр. общ-ва кажутся ему выражением свободы и социальной справедливости. О. ч. лишен способности к радикальной оппозиции существующему режиму, полностью интегрирован в «систему». Прорыв универсальной одномерности совр. общ-ва возможен, согласно Маркузе. посредством формирования новых влечений и потребностей, «новой чувственности». Носителями революц. потенциала он считает социальных аутсайдеров и маргиналов (Маргинальная личность). В силу такой социальной ориентации идеи Маркузе в скрытом виде содержат в себе возможность экстремистской интерпретации. Концепция О. ч. полезна для понимания некоторых социально-психологических характеристик социальной и духовной жизни в совр. промышленно развитых странах.