Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
ФИЛОСОФСКАЯ ОСНОВА ДИЗАЙН - ОБРАЗОВАНИЯ
Социально-философская концепция современного дизайна направлена на активизацию дизайнерского креативного мышления, идентифицирующего свои методы с знаковыми коммуникативными структурами. И вполне естественно, что проблемы стоящие перед дизайн образованием коррелируются с общими концепциями современного дизайна. Проблема функционирования знака в современной визуальной ситуации и его значение в композиционном мышлении студентов представляется достаточно актуальной. Автор данного текста, имеет значительный опыт преподавания дизайнерских дисциплин. Педагогический опыт начался с организации детской дизайн - студии «ЯБЛОКО+». В основу преподавания были положены сущностные философские понятия: космос и человек, большое и малое, теплое и холодное. Аналогичные понятия достаточно гармонично переходят в основные свойства формальной композиции: статика- динамика, симметрия - ассиметрия, центр и переферия. Затем педагогический опыт был продолжен на кафедре культурологи и искусства ЛГУ имени А.С.Пушкина. В основе изучения дизайна, безусловно, лежит композиция, которая естественно является философской категорией, т.к. основа любого искусства - стремление к гармонии. Значение композиционного начала в искусстве вообще и в обучении дизайну в частности была наиболее ярко выражено в начале 20 века, когда сформировались основные принципы дизайнерской пропедевтики «способе и средстве пластической рефлексии как внутри дизайнерского проектирования, так и над ним» - как писал известный культуролог Олег Генисаретский.
Сам проподевтический курс это «специфическая языковая форма, диалект языка изобразительного искусства», как утверждает теоретик и педагог дизайна Марк Коник.
Современная визуальная ситуация предполагает профессиональное овладение первоначальными элементами как изобразительного искусства вообще, так и дизайна в частности: это пятно, точка, линия, ритм, контрасты и ньюансы, статика и динамика. Профессиональный дизайнер, точно также как и студент- дизайнер во время проектной работы в основном манипулирует основополагающими элементами визуальной культуры. Чаще всего это знаки, символы, паттерны. Не случайно, Умберто Эко в своей книге «Отсутствующие структуры» цитируя Г.Конига, утверждает: «Архитектура состоит из целых совокупностей знаков, побуждающих к определенному поведению». Полагаем, что понятия «архитектура» и «дизайн» достаточно синонимичны, поэтому данное утверждение может быть применено и в обучении дизайну. В соответствии с принципами семиотики любой элемент дизайнерской композиции можно представить в виде знаков. Несмотря на то, что дизайн является открытой, полистилистической, сложной и гибкой развивающейся системой, тем не менее, в основе дизайн проектирования лежат все те же изначальные элементы культуры.
Культура, в ее современной интерпретации, выполняет функцию отбора и придание определенной структуры информации о внешнем мире. Теоретическое осмысление знаковых элементов искусства в данный период развития философии, культурологи и теории дизайна является одной из главных идей многих исследований, так как позволяет эксплицировать и интерпретировать смыслы, закодированные в визуальных изображениях. Не случайно, известный теоретик дизайна И.А.Розенталь в своей книге «Основы теории дизайна» пишет: «Разговор об адресности дизайн- продукта начинается с выявления в проектируемом объекте его знаковых функций сторон проектного образа, выступающих знаком определенных социальных и культурных ценностей».
Выявление знаковых функций любого объекта: объемно- пространственного, графического, архитектурного, тектонического, способствует созданию выразительного дизайнерского продукта, в основе которого лежит подчас архаичный изобразительный образ. Это особенно актуально сейчас, когда в современном обществе возникло явное стремление к освоению архаичных духовных и изобразительных практик.
Самые ранние проявления визуальной культуры человека - петроглифы, графемы, идеограммы постепенно, в течение многих тысячелетий преобразовывались в иные, самые различные по своей форме и стилистике изображения: геральдические изображения, иконы, витражи, печати новгородских грамот, старинные гончарные клейма и метки средневековых каменотесов, масонские знаки и персональные знаки монархов, товарные знаки различных фирм, бренды и «граффити» городов- мегаполисов, дорожные указатели, лейблы на одежде и многие другие проявления визуальной деятельности человека.
Существует достаточно много расшифровок и определений понятию «знак».
Например, известный ученый Юрий Лотман, семиотик и литературовед, так объяснял понятие «знак: «Знаками мы называем любое материальное выражение (слова, рисунки, вещи и т.д.), которые имеют значение и, таким образом, может служить средством передачи смысла». Один из основателей семиотики Ч.Моррис писал: «Человеческая цивилизация невозможна без знаковых систем; человеческий разум неотделим от функционирования знаков…, вообще интеллект следует отождествлять именно с функцией знаков». В эстетике, философии, дизайне, метафизике, искусстве, символ ортодоксальная категория, которая отражает, интерпретирует знакоосвоение экзистенции. Пожалуй, можно даже назвать современное общество «знаковым обществом». Именно современная визуальная ситуация дает повод утверждать, что никогда еще в культурной истории человечества не было такого сильного воздействия на человека символических изображений: дорожные знаки, бренды, логотипы, этикетки, пиктограммы, индексальные знаки, иконические знаки, графический дизайн, реклама наружная и телевизионная.
На наш взгляд именно манипуляции с знаковыми структурами является основой обучения дизайна. Кроме того, постоянное акцентирование внимания детей и студентов роли знака в процессе обучения, помогает избавиться от излишней литературности и иллюзорной описательности в арт- процессе. Это достаточно серьёзная проблема, т.к. в последние годы уровень подготовки абитуриентов достаточно невысокий и чаще всего они обладают навыками всего лишь более- менее точно воспроизводить видимые предметы. И чаще всего отсутствует навыки композиционного, образного, знакового мышления. Поэтому пристальное внимание к знаку, символу, образу должно воспитать в студенты креативные компетенции. Большое значение изучению основных композиционных закономерностей в искусстве придавал первый ректор знаменитой дизайнерской школы ВХУТЕМАСа, великий русский художник В.А.Фаворский. В своих лекциях о теории композиции, в разделе, посвященном оппозиции условного и иллюзорного, он очень верно замечал: «Что касается условного, но не иллюзорного - оно либо будет откровенным знаком, как, например, в начертательной геометрии, цельность которого будет чисто внутренняя, изобразительного не обусловленная; либо будет ареной уже чувственных знаков- эмоций при помощи цвета, движения и т.д….»
В тоже время формализация композиционных средств, которыми пользуется объемно- пространственная композиция в своей интерполяции безусловно приводит к знаковой структуре изображения. Этот фактор можно проследить на лучших образцах «иконах стиля», современного дизайна и архитектуры. Если выстроить ряд из современных культурных шедевров: стеллаж «Карлтон» (Этторе Сооттсасс), кресла «Тюльпан» (Эро Сааринен) и «Лебедь» (Арне Якобсен), музей Гуггенхайма в Бильбао (Френк Гери), Капелла в Роншане (Ле Корбюзье), логотип «Мехико-68» (Ленс Вайман), кресло MR (Мисс Ван дер Роэ), станция метро «Абесс» (Гектор Гимар), часы с шарами (Джорж Нельсон), логотип « I love NY» (Милтон Глейзер), кресло пилон «Cappellini» (Том Диксон), то можно заметить основные визуальные признаки качественного дизайна: эстетическая завершенность, знаковость формы, удобный, целесообразно осмысленный предметный ансамбль, вписанный в пространство. Знак, как основа современной визуальной жизни, представляет собой один из основополагающих элементов развития композиционного мышления у дизайнеров.