Будь умным!


У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

Предмет курса Объектом ист У явл те реальные события общественной жизни с древнейших времен до н

Работа добавлена на сайт samzan.net:

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 2.11.2024

1. Предмет курса

Объектом ист У явл те реальные события общественной жизни с древнейших времен до наших дней, кот происходили на территории Украины, в ее нынешних государственных границах. Предметом истории У являются закономерности возникнов и развития разнообразной деятельности народа Украины. Например, создание украинской государственности.

Задачи:1) Дать понимание сути исторических процессов, которые происходили в прошлом и происходят ныне в Украине.

2) Выработать умение анализировать и обобщать исторический материал в определенной системе, контексте мировой истории. 3) Выработать умение применять полученные знания для прогнозирования общественных процессов.

Источники и литература:

- памятники материальной культуры (церкви, соборы, дворцы, орудия труда, предметы быта, монеты)

- устные источники (народные песни, исторические думы, легенды, поговорки, присказки и т.д.)

- письменные источники (законы, конституции, универсалы, договоры, циркуляры, приказы, грамоты, летописи, дневники, письма, воспоминания и т.д.)- основа исторических знаний

Литература: монография, статьи, учебные пособия, учебники

3. Греческие города-государства северного Причерноморья.

В 7-5 веке до н.э. в северном Причерноморье возникли греческие города- государства: Ольвия, Херсонес, Пантикапей, Феодосия и др. Причины: перенаселенность Греции, развитие торговли, дефицит земли, поиск новых источников продовольствия и сырья. Они занимались: земледелием, скотоводством, рыболовством, ремесло (уровень вверх)  производство керамики, ювелирных изделий- росло. Развито судостроение, города вели обширную торговлю с Грецией и другими народами. По своему политическому устройству греческие города и государства существовали 1000 лет. Причины падения:

- общий кризис рабовладения (с 3 века н.э.)

- натиск кочевников

2. Кочевые племена на территории Украины

Первым народом на территории Украины были киммерийцы (северное Причерноморье, от Дона до Дуная), с 10 по 7 век до н.э.. Они занимались кочевым скотоводством, постоянно передвигались с большими стадами скота и табунами коней. Заслуги:

- киммерийцы первыми на территории Украины освоили технологию железного производства и стали применять железо в хозяйстве и военном деле.

- киммерийцы освоили искусство езды на лошадях. Основную часть их войска составляла конница. Дальнейшее развитие киммерийского общества было прервано нашествием с востока скифов. Они вытеснили киммерийцев и стали там жить. Населяли Украину с 7 по 3 век до н.э. Было создано сильное войско (самое лучшее оружие). Самый лучший лук, мечи, копья и т.д. Скифы прославились своей победой над персидским царем Дарием I (непобедимые скифы!). Обычаи были жестокими. В 6 веке до н.э. у скифов возникло государство- Скифия. Скифское общество делилось на богатых и бедных. О богатстве скифской знати свидетельствуют огромные скифские курганы, где археологи нашли много золота, серебряную посуду, разные украшения. В 3 веке до н.э. из заволынских степей на территорию северного Причерноморья пришли сарматы. Почти 600 лет они господствовали в украинских степях (3 век до н.э.-3 век н.э.). Характерная черта сарматов - особое положение женщин, они владели оружием, участвовали в войнах и охоте на равнее с мужчинами. Заслуга -создали тяжелую кавалерию (вся Европа).

4. Концепции происхождения и расселения восточных славян.

В первом тысячелетие н.э. появляются славяне. Проблема происхождения славян не решена (место первого обитания неизвестно). Концепции происхождения славян:

- Дунайская (она основана на сообщении Повести временных лет, где говорится, что славяне располагались вдоль Дуная, а потом расселились на другие земли)

- Висло –Одерская (создана польскими учеными, которые опирались на сообщения римских историков, а те, помещали славян между Вислой и Одером.

- Балтийская (ее сторонники родиной славян считают Прибалтику)

- Скифо-сарматская (эта концепция основывается на признании предками славян-скифов и сарматов)

- Днепро- Одерская. В период великого переселения народов (2-7века) славянство разделилось на 3 ветви: западная, из которой со временем развились: польский, чешский и словацкий языки. Южная ветвь, из которой развились: болгарский, македонский, сербский, хорватский и другие языки. Восточная ветвь, из которой развились: украинский, русский, белорусский языки. Восточная часть славян выступала тогда, как отдельная группа, под именем антов. Анты создали государство, которое просуществовало 3 столетия (к.4-н.7ст.). В 5 веке (1982-1500лет)- Киев. Государство антов пало под ударом аваров(7 век). В 9 веке возникло 14 крупных восточных славянских племен. Более половины находилось на территории Украины. Около Киева жили поляне- самое главное племя, составили ядро государства Киевская Русь. Соседями полян на востоке были северяне. Жили около Десны, Сейма, Суллы, Северского Донца. Южнее полян жили уличи. На западе были соседями древляне. Еще западнее лежали земли волынян и дулебов. На Закарпатье жили хорваты.

5. Восточные славяне, их быт, обычаи и традиции.

Культура Руси складывалась с самого начала как синтетическая, находящаяся под влиянием различных культурных направлений, стилей, традиций. Одновременно Русь не просто слепо копировала чужие влияния и безоглядно заимствовала их, но применяла к своим культурным традициям, к своему дошедшему из глубины веков народному опыту, пониманию окружающего мира, своему представлению о прекрасном. Язычники занимались живописью, скульптурой, музыкой, развивали ремёсла. Раскопки на территориях древних городов показывают всё разнообразие быта в городской жизни. На диадемах, кольцах, серьгах древние ювелиры отразили свои представления о мире, с помощью витиеватого растительного орнамента они могли рассказать о "Кащеевой смерти", о смене времён года, о жизни языческих богов... Неведомые звери, русалки, грифоны и семарглы занимали воображение тогдашних художников. Большое значение язычники придавали одежде. Одежда украшалась изображениями берегинь, рожаницами, символами солнца, земли и отражала многояростность мира. Большим разнообразием отличались языческие обряды и празднества. В результате многовековых наблюдений славянами был создан свой календарь, в котором особенно ярко выделялись следующие праздники, связанные с земледельным циклом. Одним из элементов были солнечные фазы, вторым был цикл молний и дождей, третьим был цикл празднеств урожая, четвёртым элементом были дни поминания предков, пятым могли быть коляды, праздники в первых числах каждого месяца. Многочисленные праздники, коляды, игрища, святки скрашивали быт древнего славянина. Многие их этих обрядов живы в народе и по сей день, особенно в северных областях России, именно там христианство приживалось дольше и труднее, на севере особенно сильны языческие традиции, что привлекает повышенное внимание со стороны этнографов.

6. Теории образования государства « Киевская Русь»

Государство Киевская Русь возникло в 9 веке. В науке существует 2 теории образования государства Киевская Русь: норманнская и антинорманнская. Согласно норманнской теории Русь основали норманны, т.е. выходцы из Скандинавии (викинги или варяги). Норманнскую теорию выдвинули в 18 веке немецкие ученые Байер и Миллер. Они работали в Питере (Петербуржская академия наук). Немецкие ученые опирались на « Повесть временных лет», где содержится рассказ о приглашении славянами трех варяжских князей: Синеуса, Рюрика, Трувора. Великий русский ученый Ломоносов подверг резкой критике норманнскую теорию. Он заявил, что творцами киевского государства были сами восточные славяне. Его взгляды заложили основу антинорманнской теории. Эту теорию развили: Грушевский, Костомаров, Соловьин. Сторонники антинорманнской теории исходили из того, что возникновение киевского государства явилось результатом длительного внутреннего развития славянского общества. Киевская Русь просуществовала с 882 по 1240гг. и пала под ударами монголо-татарских завоевателей.

7. Деятельность первых Киевских князей (Олега, Игоря, Ольги, Святослава)

Олег (882-912гг.):

В 882г. Олег со своей дружиной захватил Киев, убив князя Аскольда. В 907г. состоялся поход Олега на Византию. В 907г. Византия обязалась выплатить разовую контрибуцию и ежегодно выплачивать дань. В 911г. заключен еще один договор между Византией и Русью, обе стороны несли ответственность за совершенные преступления. Также Олег нападал на государства Арабского халифата (912-913гг.). Правлением Олега завершилась эпоха формирования Киевской Руси. Киевская Русь IX- начала X в.- это уже крупное европейское государство, которое все увереннее выходило на международную арену.

Игорь (912-945гг.)

 Он продолжил политику своего предшественника, направленную на усиление центральной власти в государстве. Начало княжения Игоря совпало с ухудшением внутреннего и внешнего положения Руси.

В годы княжения Игоря возле южных границ Руси впервые появились кочевники - печенеги. В 915 г. они заключили с Киевом мир и отошли к Дунаю, однако уже в 930 г. это соглашение было нарушено.

В 941 г. Игорь, воспользовавшись тем, что Византия вела войну с арабами, отправился на кораблях к Константинополю. Вблизи города русичей встретил

хорошо вооруженный византийский флот, который поджег "греческий огонь" '. Много русских воинов погибло. Поход потерпел поражение.

В 944 г. Игорь совершил еще один поход на Константинополь. Император Византии выслал навстречу русским войскам послов. Был заключен договор, который, хотя и подтверждал основные торговые интересы сторон, был для Руси менее выгодным, чем предыдущий.

В том же году Игорь совершил также поход в Закавказье. Русские войска, захватив города Дербент, Бердаа, с огромной добычей возвратились домой.

Частые военные походы тяжелым бременем ложились на плечи трудового населения. Походы отрывали от повседневной работы множество людей.

Осенью 945 г. Игорь отправился в Полюдье. Собранной дани ему показалось недостаточно. Взяв с собой часть дружины, а остальных отправив в Киев, возвратился к древлянам и с большой жестокостью стал собирать дань, не считаясь ни с какими нормами, установленными им же самим. Древляне, услыхав, что Игорь опять идет, рассудили таким образом: "Повадится волк к овцам, перетаскает все стадо, пока не убьют его, так и этот: если не убьем его, то всех нас разорит". Они Вышли за пределы города Искоростеня и убили Игоря.

Смерть Игоря знаменовала завершение начального этапа формирования Древнерусского государства. На земли присоединенных к Киеву союзов племен постепенно распространялась система управления, судопроизводства и сбора дани. Таким образом, они становились гражданами Киевской Руси.

Ольга :

Подавила восстание древлян, возвратила Древлянскую землю в подчинение Киеву, обложила ее данью. Были введены новые нормы повинностей, в результате чего у крестьян и ремесленников оставалась часть продукта, которую они могли расходовать для усовершенствования своего хозяйства. Расширялась феодальная собственность на землю. Вырос международный престиж Руси. Русская держава в правление Ольги стала вровень с наиболее значимыми государствами средневековья. Ольга много сделала для усиления могущества Киевской Руси, поэтому в народной памяти за ней закрепилось прозвище Мудрая.

Святослав :

В 964 г. киевским князем стал Святослав Игоревич. Прежде всего он прославился своими походами, в которых провел почти всю свою жизнь. Внутренним управлением занималась по-прежнему Ольга, позже - его сыновья. Святослав был очень непритязательным. В походы не брал никакого обоза. Спал на земле, подложив под голову седло. Он казался хмурым и диким. Перед походом Святослав всегда предупреждал противника, что он собирается воевать: "иду на вы". Святослав совершил важные походы. В 965 г. разрушил Хазарский каганат в низовьях Волги и Дона, воевал против ясогов и касогов на Северном Кавказе, возвратил под власть Киева вятичей, плативших до этого дань хазарам, осуществил удачные походы на булгар, живших на Средней Волге. Все эти походы имели большое значение для укрепления Русского государства и развития хозяйственных отношений, поскольку открывали русским купцам волжский торговый путь, способствовали освоению Подонья, Приазовья, Кубани.

Добившись победы на востоке, Святослав в 968 г. отправился в Болгарию. Разбив болгарское войско, остановился в городе  Переяславце, куда намеревался перенести столицу своей державы. Он говорил: "Хочу жить в Переяславце на Дунае, потому что-то есть середина земли моей. Ведь там все добра сходятся..."

В отсутствие Святослава к Киеву вплотную подступили печенеги. С большим

трудом одному мальчику, который притворился глухонемым, удалось пройти через печенежское окружение и сообщить князю о беде, постигшей Киев. Пришлось Святославу спешно покинуть Болгарию, чтобы спасти столицу от погрома кочевников.

Перед вторым походом в Болгарию Святослав несколько реформировал систему государственного правления в Руси. Он заменил племенных вождей в трех важнейших центрах своими сыновьями: старшего Ярополка  посадил в Киеве, среднего Олега  в Овруче, у древлян, младшего Владимира в далеком Новгороде. Устроив таким образом государство, князь отправился в поход.

Побежденного Святослава Византия боялась. В дороге Святослава и дружину застала зима, они вынуждены были зимовать на одном из днепровских островов. Здесь и напал печенежский хан Куря на русскую дружину. В бою погиб Святослав.

Со смертью Святослава завершилась целая эпоха в истории Киевской Руси, когда внешним проблемам уделялось больше внимания и сил, чем внутренним. Святослав остался для последующих поколений образцом воина и полководца, который не жалел сил для родной земли и сложил голову, защищая ее от врагов.

8. Деятельность Киевского князя Владимира Великого

Владимир Святославич (980-1015) энергично проводил государственные реформы .Во время его княжения основные союзы восточнославянских племен были присоединены к Киеву. Однако племенная знать чувствовала себя достаточно независимой, что мешало укреплению связей между отдельными землями. Поэтому Владимир отстранил от власти племенных вождей, а на их место посадил своих сыновей, вся власть в государстве сосредоточилась в руках киевского князя.

Князь Владимир укрепил связи с королями других европейских стран, в том числе с венгерским, германским и чешским. Своего сына Святослава он женил на дочери польского князя Болеслава Храброго.

Одной из заслуг Владимира была защита Руси от нападений печенежских орд. Борьба велась практически постоянно. Наши предки проявляли в ней силу, мужество, отвагу, а также рыцарство и патриотизм.

Владимир преследовал цель превратить Киев в религиозный центр всех восточных славян. В столице он создал пантеон главных языческих богов. Деревянную статую бога Перуна из княжеского двора переместил в центральную часть города. Уже самим перенесением идола на холм для всеобщего обозрения Владимир пытался превратить его во всенародного бога. Однако вскоре убедился, что с установлением языческого пантеона Киев единым идеологическим центром не стал. Язычество с его многобожием и отсутствием единого верховного божества для всех восточных славян было далеким от идеи его единства. Оно стало тормозом на пути дальнейшего политического и культурного развития Руси 

12. Политический строй и социально-классовая структура Киевской Руси.

Политический строй представлял сочетание трех начал: аристократического, монархического, демократического. Монархическое начало было представлено князем. В его руках сосредотачивалась законодательная, исполнительная, судебная, военная власть. Аристократическое начало было представлено Боярской думой - совещательный орган. Дума давала советы князю по управлению государством. Демократическое начало было представлено народным собранием – вече. Оно созывалось князем или горожанами, когда возникала необходимость обсудить такие вопросы, как: военные походы; подписание договора; наследие престола. Таким образом строй Киевской Руси был монархическим, но власть монарха была не абсолютной, она ограничивалась Боярской думой и вече.

11. Социально- экономическое развитие Киевской Руси

Основой экономики Киевской Руси было земледелие: пшеница, рожь, ячмень, овес, лук, чеснок, капуста, сады. Важная отрасль хозяйства - скотоводство, оно выполняло 3 задачи:

- обеспечивало население мясом и молоком

- сырье для изготовления одежды и обуви

- обеспечивало рабочим скотом

Жители Руси занимались охотой, рыболовством, пчеловодством. Высокого уровня развития достигло ремесло. В Киевской Руси насчитывалось 60 ремесленных специальностей. Развивалась внешняя и внутренняя торговля. Она требовала создания и совершенствования денежной системы. Вначале денежной единицей выступала куна, т.е. мех куницы. Затем металлическая монета – гривна ( слиток серебра-195г.).

9. Принятие христианства на Руси и его значение

Введение христианства на Руси было ускорено политическими отношениями с Византией. В 987 г. в Византийской империи вспыхнуло восстание против Василия II, который за помощью обратился к князю Владимиру. Последний согласился, но при условии, что император отдаст за него замуж свою сестру Анну. Император согласился, Владимир предоставил помощь, однако Василий не спешил выполнить обещание. Женитьба Владимира грозила межгосударственным конфликтом, поскольку рассматривалась в качестве важного политического акта, ставившего русского князя вровень с византийским императором. В Корсуне (Херсонесе) состоялось крещение Владимира, после чего он обвенчался с царевной Анной.

После своего крещения Владимир в 988 г. велел уничтожить языческих идолов. На местах, где ранге стояли идолы, Владимир приказал ставить христианские церкви. В 989 г. началось и через семь лет было завершено строительство каменной Десятинной церкви.

В Новгороде против принятия христианства вспыхнуло восстание. Новая религия распространялась по стране медленно и полностью так и не вытеснила язычество. Много элементов старой религии восприняло и христианство, ставшее господствующей формой идеологии на Руси.

В целом принятие христианства имело большое значение для дальнейшего развития Древнерусского государства. Новая религия способствовала повышению авторитета и власти князя, а также укреплению единства государства. Русь приобщилась к мировой культуре. Расширились экономические и культурные связи Киевской Руси с европейскими странами. Принятие христианства ввело Киевское государство в круг христианских держав мира, сделав возможными равноправные взаимоотношения с ними.

10. Основные направления деятельности князя Ярослава Мудрого

После смерти Мстислава в 1036 г. полновластным правителем всей Киевской Руси стал Ярослав. Ярославу принадлежит честь разгрома печенегов, более ста лет терзавших русскую землю. В 1036 г. печенеги обступили Киев, и князь дал генеральную битву врагу. Завершилась она победой русской дружины. В ходе изнури-

тельной борьбы с печенежскими ханами Ярослав укреплял южные границы Руси.

Устранение внешней опасности позволило Ярославу сосредоточиться на внутренних проблемах. Им было много сделано для утверждения Киева в качестве политического центра страны. Одной из наибольших заслуг Ярослава Мудрого считается создание первого свода законов (кодекса) под названием Русская Правда. Документ зафиксировал изменения, произошедшие в обществе. Под защиту была поставлена жизнь и здоровье человека. Вместо кровной мести вводилась денежная компенсация. В этом своде законов было зафиксировано социальное неравенство: за убийство крестьянина платилось 6, а за княжеского дружинника - 80 гривен. Хотя законы были направлены прежде всего на защиту верхушки общества, но и рядовые его члены чувствовали себя более защищенными от произвола. Русская Правда действовала вплоть до XVв. С именем Ярослава Владимировича связан и невиданный дотоле расцвет древнерусской культуры  и научных знаний. Его с полным правом можно назвать основателем учености на Руси. Летописец не без гордости пишет, что князь "к книгам выявлял интерес..., часто читая их и ночью, и днем. И собрал книгописцев силу, которые переводили с греческого на славянский язык. И написали они много книг... Этот же засеял книжными словами сердца верующих людей..." На Руси распрост- ранялись церковные книги, а также трактаты по истории, философии, праву, естественным наукам. Книжные мастерские были созданы в Киеве и других городах Руси: Новгороде, Чернигове, Полоцке.

Во многих городах при Ярославе возводились храмы. В честь победы над печенегами Ярослав приказал построить по образцу храма св. Софии в Константинополе в Киеве в 1037 г. Софийский собор. В 1051 г. монахи Антоний и Феодосии основали на склонах Днепра православный Печерский монастырь. Всего в Киеве тогда насчитывалось 40 церквей. Усиление Киевской Руси сказалось и на росте ее  авторитета в средневековом мире. Могущество государства было признано всей Европой. Это, в свою очередь, отразилось на династических связях дома Ярослава с правящими династиями Европы. Породниться с киевским князем желали многочисленные королевские фамилии Запада. Не случайно самого Ярослава Мудрого называли "тестем Европы". Его женой была дочь шведского короля Ингигерда (Ирина). Три дочери Ярослава стали королевами: Анна - французской, Елизавета - норвежской, Анастасия - венгерской. Сестра Ярослава Добронега была отдана замуж за польского князя Казимира, что обеспечило Руси на долгие годы безопасность западного рубежа. Один из сыновей Ярослава Святослав женился на дочери саксонского графа, Изяслав -на родственнице императора Генриха III. Проводя дружественную политику в отношении могущественной Германской империи, Ярослав намеревался использовать эту козырную карту в ухудшавшихся отношениях с Византией.

Ярослав дожил до преклонного возраста, что было редким явлением в суровые средневековые времена. Он умер в зените могущества в возрасте 76 лет. Имя Ярослава почитали на Руси на протяжении последующих столетий. А сегодня его портрет помещен на одной из банкнот национальной денежной единицы Украины - гривни.

В годы правления Владимира и Ярослава Мудрого Киевская Русь достигла наивысшей точки своего экономического роста и политического могущества. Это была эпоха расцвета Киевской Руси.

13. Культура Киевской Руси

Киевская Русь достигла высокого уровня культуры. На ее развитие огромное влияние оказало принятие христианства. Оно приобщило Русь к достижениям Византийской цивилизации. Как атрибуты христианства из Византии в Киевскую Русь были принесены школы и письменность. Первая школа в Х1 веке. При храмах и монастырях создавались библиотеки. Первая библиотека – библиотека при Софийском соборе, она насчитывала 950 томов. При Киево-Печерском монастыре, на базе монастырских библиотек, развернулось летописании.

Архитектура. Среди памятников надо отметить «Золотые ворота» в Киеве (главный торжественный въезд в Киев). Жемчужиной древнерусской архитектуры является Софийский собор в Киеве (главный храм в государстве, церковный центр Руси). Успенский собор Печерского монастыря - образец старейшего храма в древних городах.

Литература. Наиболее выдающимся историческим произведением является «Повесть временных лет». Она создана монахом Киево -Печерского монастыря- Нестором 1113г. Также раннее художественно-публицистическое произведение «Слово о законе и благодати» -Иллариона. Крупное произведение литературы- «Поучение детям»- В. Мономаха. Шедевром древнерусской литературы является «Слово о полку Игореве»

Живопись. Древнерусская живопись и рисунки дошли до нас в виде фресок, икон, книжных миниатюр, мозаики.

Музыкальное искусство. Народ любил песни, танцы, играть на свирелях, гуслях, бубнах, хоровое пение, обрядовые песни и т.д. Составной частью древнерусской культуры было устное народное творчество. В нем отражались важные исторические события, прославлялись защитники отчизны. Любимыми героями были воины-богатыри. Культура Киевской Руси явилась ценным вкладом в сокровищницу мировой культуры.

14. Феодальная раздробленность Киевской Руси, ее причины и последствия.

Из огромной державы Владимира Мономаха при его сыне Ярополке, унаследовавшем киевский престол после брата Мстислава, осталось только Киевское.. княжество. В истории Киевской Руси наступила эпоха, называемая периодом феодальной раздробленности, ставшей закономерным этапом в развитии средневекового общества. Раздробленность была вызвана, прежде всего, экономическим развитием и формированием феодальных отношений. Если раньше Киев был центром политической, хозяйственной и культурной жизни страны, то с середины XII в. с ним успешно конкурировали другие центры, такие как Новгород, Смоленск, Полоцк, Владимир, Галич. Под защитой единого государства развивалось хозяйство, расширялись производственные возможности крестьян. Это означало рост ценности земли, которую феодалы стремились превратить в свою собственность. За счет общинных земель возросло количество боярско-княжеских владений - вотчин. Теперь земля давала более значительные прибыли, чем военные походы, связанные к тому же с риском для жизни. Расширение частного землевладения превратило боярство в могущественную политическую силу.

Следующей причиной следует назвать слабые экономические связи между ее землями. Каждое княжество постепенно превращалось в отдельное государство, слабо связанное с другими.

В итоге Русь раздиралась междукняжескими войнами, что ослабляло ее в борьбе с врагами, в частности с половцами. Вследствие перехода владений от отца к сыну укреплялись местные княжеские династии. Они проявляли все большую самостоятельность в решении внутренних и внешних проблем и все меньше подчинялись великому князю киевскому.

В результате распада возникло 14 княжеств. На северо-западе выделились земли, со временем составившие основу Беларуси: Полоцкая, Турово-Пинская, Минская. На северо-востоке: Ростово-Суздальское, Муромское, Рязанское, Смоленское княжества, а также Новгородская боярская республика. В центральной и юго-западной части Руси оформились Киевское, Черниговское, Новгород-Северское, Переяславское, Галицкое и Волынское княжества.

15. Главная идея «Слова о полку Игореве» и пути ее реализации.

1185 г. Неудачный поход новгород-северского князя Игоря против половцев, призывает князей забыть о ссорах, объединиться и защитить родную землю от кочевников.

В это время Великая Русь и Киев находились в трудном положении. Огромное государство разъединяться на многие княжества и приходить в упадок.  В 1185 году князь Игорь Новгород-Северский, собравший небольшое войско, пошел в поход на половцев. Княжеская дружина была разбита, а сам князь был взят в плен. Благодаря этому событию, половцы, почувствовавшие разобщенность русских князей, стали совершать частые набеги на Русь. Своим походом Игорь открыл путь половцам на родную землю.

“Слово о полку Игореве” является историческим памятником древнерусской литературы. Это величайшее произведение своего времени. Главным чувством, волновавшим автора “Слова о полку Игореве”, была любовь к Родине, к русской земле, к народу. Автор скорбит о разъединении Великой Руси. В “Слове о полку Игореве” описаны страдания простого народа от набегов половцев.    

В первой части произведения описывается выступление князя Игоря Новгород-Северского в поход против половцев. Это произошло в 1185 году. Игорь хочет избавить Русь от ее давних врагов. В день выступления происходит солнечное затмение. Несмотря на это зловещее предзнаменование, несмотря на все опасности, которыми грозит степь, князь Игорь не изменяет своего решения. Он остается тверд в своей воле.     

В первый раз, “на рассвете, в пятницу, в туманах”, русское войско побеждает половцев, взяв много золота, шелков, драгоценных камней. Игорь думает, что половцы побеждены, разбиты полностью, и решает идти дальше. Но половцы только надломлены. Они ушли в степь и собирают новое войско, больше прежнего.  Лишь на третий день пали Игоревы знамена.  Половцы одолели русское войско своим несметным количеством. Много русских воинов полегло в той битве.  Самого князя Игоря новгород- северского половцы взяли в плен. После описания неудачного похода Игоря и его дружины в “Слове о полку Игореве” описана печаль, горе всего русского народа, русской земли. Разгром русского войска приободрили половцев. Их набеги на Русь стали бесчисленными. Вторая часть произведения посвящена Святославу Великому. Он описывается как умный, рассудительный правитель и полководец. Он не одобряет поступков Игоря и Всеволода. Святослав понимает, что это привело к учащению набегов половцев на Русь.

Святославу снится сон. Он воспринимает его как предзнаменование. Великий киевский князь собирает бояр, чтобы истолковать этот сон. Бояре отвечают ему, что главный смысл сна в том, что два сына Святослава с небольшим войском, отправившись на половцев, потерпели неудачу.

Благодаря этому толкованию, Святослав приходит к мысли , что половцев можно победить только общими силами. Эту мысль он выражает в “золотом слове”. В него вложен призыв объединить свои силы ко всем князьям на Руси: Ярославу Осмомыслу, Всеволоду Суздальскому, Мстиславу, Буй Роману, Ингварю. Святослав призывает прекратить все распри между собой, иначе половцев не победить, призывает защитить Русь от врагов, отомстить за Игоря и Всеволода.

Главная идея  “Слова о полку Игореве”  в том, что вся Русь должна  быть  единой, а не разделенной на множество мелких княжеств. Такая  раздробленность неизбежно приводит сильное государство к неминуемой  гибели. На примере князя Игоря новгород- северского показано, что поодиночке крупного врага не победить. Это можно сделать только общими силами. “Слово о полку Игореве” оказалось пророческим произведением. Оно предсказало дальнейшее историческое развитие России в последующую эпоху.

16. Роль и место Галицко – Волынского княжества в истории украинской государственности (Х11 – первая половина Х1V)

Княжение Даниила осложнялось нашествием монголов. Как мы видели ранее, после погрома Киева они двинулась на запад. Основной удар был направлен на Владимир. Даниил Галицкий возвращался из Венгрии и в пути узнал о нашествии. В силу малочисленности войска, находившегося с ним, Даниил был вынужден возвратиться в Венгрию.

Разрушение городов и сел, огромные человеческие потери - все это нанесло значительный ущерб краю.

Даниилу Галицкому не удалось осуществить своего главного намерения - освободить родную землю из-под ордынского ига. Но и татары были не в состоянии

разрушить окрепшую в его правление державу. Горькое разочарование не прошло бесследно для князя. Последние годы жизни Даниил Романович болел, почти потерял зрение. В 1264 г. умер в любимом городе Холме.

Историки высоко оценивают государственную деятельность Даниила Галицкого. Он был человеком высоких политических и военных способностей. Не его вина, что не удалось решить главный вопрос жизни. Слишком сильными были завоеватели, слишком слабой была Русь, поскольку оставалась разъединенной.

      После смерти Юрия его сыновья Андреи и Лев II вместе правили Галицко-Волынским княжеством. Князья, хотя и признавали формально власть Золотой Орды, проводили независимую внешнюю политику. Они установили союз с Прусским орденом, оказывая ему помощь в борьбе с монголо-татарами. Вели борьбу с литовским князем Гедимином, развернувшим экспансию на Русь. В одном из боев князья Андрей и Лев II погибли. В Галицко-Волынском княжестве со смертью Андрея и Льва прекратилось господство династии Романовичей, к власти пришло боярство.

Польский король Владислав Локетек попытался овладеть Галичиной и Волынью. Он добился от папы Римского объявления крестового похода против Галицко-Волынского княжества. К этим землям простирали руки и силезские князья. В таких условиях бояре решили сами избрать князя, который бы стал послушным оружием в их руках. Выбор остановился на сыне мазовецкого князя и дочери Юрия I Даниловича Марии - Болеславе. Католик Болеслав принял православную веру, взял имя Юрий, и в 1325 г. стал галицко-волынским князем, В историю он вошел с двойным именем Юрий Болеслав.

Он поддерживал дружественные отношения с татарами, с прусскими рыцарями, придерживался мира с Польшей. Заключил мир с Литвой и скрепил его своим браком с дочерью, литовского князя Гедимина Офкой. Последние годы правления князя Юрия-Болеслава II отмечены обострением отношений между княжеской властью и боярством. Усилия князя вырваться из-под боярской "опеки" окончились для него трагически. Юрий II пробовал распространить католицизм, наполнил княжество прежде всего иностранными князьями. Это вызвало неудовлетворение местного населения, что и смогли обернуть в свою пользу бояре. Они организовали заговор - Юрия-Болеслава отравили. Случилось это в апреле 1340 г.

На княжеский стол пригласили Любарта Гедиминовича, крещенного под именем Дмитрия. Однако реально его власть ограничивалась Волынью.

Галицко-Волынское государство прекратило свое существование, а с ним закончился княжеский период, который длился почти пять столетий. Потеря государственности трагически сказалась на судьбах украинского народа.

17. Нашествие монголо – татар на земли Киевской Руси в 13 в. и ее последствия

Смертельная опасность вынудила русских князей объединиться с половецкими ханами. Весной 1223 г. на о. Хортицу на Днепре привели свои дружины галицкий, волынский, киевский, черниговский, смоленский, путивльский, курский князья. Со времен Святослава Игоревича Русь не собирала такой рати - насчитывала она около 80 тыс. человек.

Переправившись через Днепр, русско-половецкое войско разбило монгольский авангард.

Легкая победа усыпила бдительность князей. На р. Калке их утомленные походом дружины столкнулись с основными силами монголов. Между русскими князьями отсутствовало согласие: каждый хотел снискать славу победителя столь могущественного врага. Это и сыграло свою роковую роль.

31 мая 1223 г., не ожидая других князей, Мстислав Удалой, Даниил Галицкий и половцы переправились через реку и вступили в бой с монголами. Половецкая конница не выдержала натиска противника и в беспорядке бросилась бежать, нарушив боевой порядок галичан и волынян. Буквально на глазах других князей были разгромлены полки Мстислава и Даниила. Почти все русские воины были перебиты. Пленных русичей татарские ханы положили под доски и, устроив на них пиршество, задушили. Из участников похода домой возвратилась лишь десятая часть воинов. К разгрому русско-половецкого войска, в четыре раза превышавшего численность монгольского, привело отсутствие слаженности действий.

Преследуя остатки русского войска, монголы дошли до Днепра, опустошили окраины Киевской земли и так же неожиданно, как возникли, исчезли.

В 1227 г. Чингисхан умер, перед смертью разделив свои огромные владения между сыновьями, предоставив верховную власть одному из них - Угэдэю. Земли на запад от Урала были переданы Джучи, а после его смерти - сыну Батыю. Именно Батый спустя тринадцать лет, в 1236 г. во главе огромного монгольского войска начал новый военный поход. Завоеватели поднялись по Волге, опустошили Волжскую Булгарию, а осенью 1237 г. монголо-татары вторглись в пределы Рязанского княжества. Батый направил послов к местным князьям, требуя от них признания его власти. Рязанские князья послали татарам гордый ответ: "Коли нас не будет, то все будет ваше". Рязанцы обратились к великому князю владимирскому с просьбой о помощи, но он не откликнулся. Завоевав и разгромив рязанские земли, татары вторглись в Ростово-Суздальскую землю. Были сожжены Суздаль, Ростов, Ярославль, Москва, Тверь. Из украинских земель весной 1239 г. первым принял удар монголо-татар Перояслав. Его мужественные защитники во главе с епископом Симеоном были разбиты, а город захвачен и сожжен. Отважно сражались защитники Чернигова. Однако завоеватели ворвались в город, перебили практически всех жителей и дотла сожгли строения. Подчинив русские земли на левом берегу Днепра, чуть ли не вся    армия Батыя подошла в 1240 г. к Киеву. К киевскому князю Михаилу Всеволодовичу было направлено посольство, которое предложило сдаться и подчиниться хану Батыю. Такое предложение вызвало бурю негодования, и киевляне в порыве гнева перебили ханских послов. Опасаясь мести татар, киевский князь Михаил Всеволодович бежал из города. Тогда Киев занял Даниил Галицкий, оставив своим наместником воеводу Дмитрия. В начале декабря татарская орда вплотную подошла к стенам города. Киев был окружен со всех сторон. Установив деревянные пороки (стенобитные машины), завоеватели днем и ночью били ими в стены и штурмовали крепость. На стены поднялись все мужчины, много женщин и даже дети. Отсюда монголов обливали кипятком, горячей смолой. Пробитые части стены жители закладывали корзинами с глиной и песком. Трупами монголов и киевлян были заполнены рвы и подножие стен. подмога и татар удалось отбросить.

Практически вся территория города была усеяна трупами. Однако разрозненные островки сопротивления не могли спасти


18. Причины и последствия захвата украинских земель Польшей и Литвой в с.XIV в.

Киевская Русь являлась важным звеном в развитии украинской государственности. Но в 14 веке это развитие было прервано и до с.17в. у украинцев отсутствовало собственное государство. Земли Украины были захвачены соседними государствами. Польша завоевала в 1349 году Галичину, а в 1377 году и западную Волынь. Большая же часть Украины была присоединена в 14 веке к Литве. Присоединение к Литве происходило не путем завоевания, а по принципу договора. Пребывание украинских земель в составе Польши было неблагоприятным. Польша насаждала свой язык, культуру и католическую веру. Пребывание украинских земель в составе Литвы было относительно благоприятным. Литовцы уважали обычаи, не препятствовали развитию украинского языка и культуры, принимали православную веру. Привлекали украинскую знать к управлению. Вступали в брак. Однако свободному политическому и культурному развитию помешала Польша. Польские феодалы в течении длительного времени добивались объединения в одно государство, чтобы получить доступ к богатым украинским семьям.

19. Любленская уния и ее последствия для украинского народа.

 В 1569 году была заключена Любленская уния. Одно государство- Речь Посполитая. Единый глава государства - король. Едиными становились сейм и сенат. Единой была внешняя и внутренняя политика. Любленская уния стала триумфом для поляков и национальным бедствием для  украинцев. Украинские земли, ранее входившие в состав Литвы, теперь переходили под власть Польши. Теперь самовыживание украинцев, как отдельной этнической общности было поставлено под сомнение. Политика колонизации (ополячивания). Последствия:

- Любленская уния открыла огромные возможности для захвата украинских земель польскими магнатами и шляхтами.

- Усилилось социальное угнетение украинского народа. Интенсивно шел процесс закрепощения крестьян.

- Стремительная колонизация украинской шляхты.

20. Брестская церковная уния и ее последствия для украинского народа.

С приходом польской власти резко ухудшилось положение украинской православной церкви. Поляки стремились искоренить ее. Решение задачи польские власти видели в заключении церковной унии, в результате объединения они намеревались подчинить православную церковь католической, а затем и поглотить ее. В 1596 году была заключена Брестская церковная уния, т.е. католическая и православная церкви были объединены; в результате была создана Униатская или греко-католическая церковь. Православная церковь оказалась вне закона. Однако народные массы и часть православной шляхты оказались верными православию. Они оказали упорное сопротивление насаждению греко-католической церкви. Последствия:

- Брестская уния привела не к объединению христианских церквей, а к их дальнейшему разъединению. Вместо двух церквей, существовало уже 3: православная, католическая, греко-католическая.

- Разделение самих украинцев на православных и греко - католиков.

21. Возникновении украинского казацтва и его роль в истории Украины XV- в п.п. XVII веках

Казачество в среднем Поднепровье во второй  половине 15 века. Среднее Поднепровье было большим не заселенным пространством известным под названием –Дикое поле. Причины:

- непомерный гнет украинского населения со стороны польской шляхты и католической церкви

- наличие огромной незаселенной территории на юге Украины

- необходимость обороны от татаро-бурятской агрессии

В середине 16 века центром  казачества стало Запорожье.

22. Запорожская Сечь: устройство быт, обычаи и традиции

Здесь Д. Вишнивецкий построил на острове Хортица (Малая Хортица) в 1553-1554г.г. укрепление, названное Запорожской Сечью. Доступ в Запорожскую Сечь был свободен при соблюдении следующих условий: человек не женатый, разговор на украинском языке, православная вера, спец.подготовка, смена фамилии на прозвище, Запорожская Сечь стала зародышем новой украинской государственности. По существу была создана казацкая республика. Ее высший орган – казацкая рада, исполнительный орган – КОШ, глава кошевой атаман. В КОШ входили; судья, писарь, обозный, булавничий, хорунжий. Запорожская Сечь создала стройную военную организацию. Все казачество делилось на полки, сотни, десятки. У запорожцев была пехота, конница, артиллерия, флот (лодки «чайки» на 50-70 человек).

Козацкая форма государственности имела свои особенности. Во – первых, она возникла не на этнической, а на морально-психологической основе. Людей объединила не сила государственной власти, а духовная единство. Во-вторых, Запорожская Сечь была деформированным вариантом государственности: интенсивное развитие военной сферы – могучее войско и вооружение и примитивный экономический сектор ( отсутствие собственной системы, денег, городов и развитой инфраструктуры). Значит, Запорожская Сечь, имея ряд главных признаков государственности все же была только своеобразной, переходной моделью между настоящим полноценным государством и профессиональной общиной. Внутренние недостатки ( доминирование под давлением обстоятельств военной и не исполнение хозяйственной, демографической, культурной и других государство образующих функций) переходной модели и неблагоприятные внешние влияния так и не дали возможности этому зародышу, эскизу украинской государственности перерасти в новое качество, но свой заметный яркий след в процессе украинского государство образования казацкое государство , безусловно оставило.

23. Казацко-селянские восстания против польско - шляхетского гнета в к. XVI –п. п. XVII века

Две волны активного протеста народных масс против существующих порядках. Главной движущей силой народных выступлений было казачество. Первая волна (1591-1596г.г.), вторая волна (1625-1638г.г.). Основными причинами первой волны народного гнева были усиление крепостного и национального гнета, энергетическая экспансия   шляхты на относительно свободные украинские земли, колонизированные запорожцами, еще одна причина столкновение интересов шляхетских и казацких слоев, попытка официальной власти Речи Посполитой взять под контроль казачество. Первое великое селянско - казацкое выступление восстание К. Коссинского (1591-1593г.г.). Он захватил замок и город Белая Церковь. Вскоре это восстание обрело масштабный размер. После первого большого проявления народной активности 1594 год начинается кацацко-селянским восстанием во главе с С.Наливайком. Он отступил на Волынь а оттуда в Белую Церковь именно там объединились С.Наливайко, М.Шауло и Г.Лобода. 2 течения казачества: радикальное и умеренное. С 1596 до 1625г.г. доминировало умеренное течение, самыми яркими личностями которого были С.Кошка и П.Канашевич - Сагайдачный. Новым масштабным выступлением народных масс стало селянско- казацкое восстание 1637-1638г.г., которое возглавил П. Бут они выступали в защиту православной веры, уничтожение предателей. Восстание было на Поднепровье и Левобережье. Последняя решающая битва произошла в 1637 году под Кумейками, вблизи Черкасс. Казаки потерпели поражение. Итак, две

волны восстания окончились поражением, Основными причинами неудач были: стихийность, неорганизованность, плохое вооружение, локальный характер действий, малое количество восставших, трения между казацкой старшиной и реестровым казацтвом. Однако несмотря на это, казацко-селянские восстания сыграли значительную роль в истории украинского народа поскольку существенно тормозили процессы ополячивания и окатоличивания, уменьшали давление феодального гнета, повышали престиж и авторитет казацтва содействовали  накоплению опыта борьбы, служили примером для будущих борцов за освобождение народа, ускоряли формирование национального самосознания.

24. Развитие украинской культуры в 16 - п.п. 17 века.

       РАЗВИТИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

а) растет число начальных школ, как  церковных   (православных,  униатских, -католических, протестантских), обучавших старославянскому  языку, арифметике, молитвам, пению и т. п., так и светских школ (славяно-греко-латинских), где дополнительно изучались  латинский   язык  (основной язык в западных университетах), диалектика, астрология, гео метрия, астрономия и др. Первой, наиболее известной такой школой была  Острожская школа,  основанная князем Острожским 

б) братские школы  открылись вначале при .Львовском (1585 г.), а  затем при. Киевском, Луцком, Каменец-Подольском и др. братствах, отличаясь от остальных школ: от педагогов требовали любви и одинаково го отношения ко всем детям, независимо от происхождения; воспитывали патриотизм, уважение к родному языку и культуре, к  православию;  учебная программа была сходной с славяно-греко-латинской школой.   

в) высшее образование —первой  высшей школой  стала Киево-Могилянская коллегия, созданная в 1632 г. на основе  объединения  Киевской братской школы  (1615 г.) и Лаврской школы (1631 г.).  Состояла из 3классов: 1-го подготовительного, 3 младших, 3 высших. Учебная  программа: славяно-греко-латинской школы;    дополнительно преподавались философия, география, истерия и др. предметы.

УСТНОЕ НАРОДНОЕ  ТВОРЧЕСТВО

  Песни, предания, легенды, сказки, сатирические частушки  и  отражали важнейшие события в жизни украинского народа:   —   героико-патриотическая тематика — о борьбе  с татарскими  и  турецкими набегами, воспевали любовь к Родине, храбрость защитников,  клеймили предателей;   —   о борьбе против феодального гнета и мечтах о вольной казацкой  жизни, где главным персонажем становится, как  правило,  казак-герой «Дума об Алексее Поповиче» 

   —   общечеловеческие ценности — о любви парня  и девушки,  предательстве, долге, верности и других проявлениях человеческих взаимоотношений 

 БЫТ И ОБЫЧАИ  УКРАИНСКОГО НАРОДА  .

  Жилье  —  у феодалов —  каменные и кирпичные  постройки в виде замков с башнями, укреплениями, узкими окнами; у крестьян — деревянные  жилища  двух типов: срубный (четырехугольный сруб состоял из горизонтально положенных друг на друга  бревен, затем  доделывались крыша,  двери, окна; распространен на большей части Украины) и каркасный (между  столбами вбивались колья с внутренней и внешней стороны, заплетались прутья, замазывались глиной и соломой; высохшую стену белили; встречалась на юге Волыни). При входе в дом стояла печь —  противоположный  по диагонали угол был  «красным»,  для   гостей. Комнат было мало и делались они большими. Жили большими  семьями из нескольких поколений (как правило 2—3  семей  в комнате). На дворе— хозяйственные постройки (сараи, амбары, хлев для скота), рядом — огород. Одежда —   из льняного или конопляного полотна, обычно дома шили для мужчин  рубахи с вышивкой (у панов —   вышивка из шелка, серебра, золота) без воротников, широкие шаровары, широкий (около 15 см) пояс из полотняной ткани, как правило красного цвета. У женщин — сорочка, длинная широкая юбка, фартук, сарафан, бусы' (из камня, стекла, монет, бисера), в ушах — серьги или колокольчики. Зимой —  длинные до пят овчинные кожухи или бурки. Феодалы шили  шубы  из дорогих мехов.  

        ТЕАТР

  —  Школьный  театр —  при Острожской  школе, Львовской братской школе —   ученики на рождественские, пасхальные и др. праздники и при встречах именитых гостей читали стихи собственного сочинения и приветствия, играли небольшие пьесы в форме диалога на учебные и религиозные темы.   Народно-площадный  театр —  на ярмарках, праздниках  и  др. при больших скоплениях людей  игрались комедии, иногда драмы для развлечения  зрителей.

 В конце XVI ст. под руководством патриарха Александрии М. Пигаса была  проведена реформа церковного пения, которая противопоставила католическому богослужению с органной музыкой и полифоническим пением многоголосое пение по нотам.  

В портретной живописи духовенство отошло от старых византийских канонов, взяв на вооружение  достижения искусства Ренессанса и даже пытаясь превзойти его силой эмоционального влияния.

  Произошло  перемещение центра политической и  культурной жизни в Киев, т. к.;

 —  Киев  был столицей Киевской Руси; важный  ремесленный, торговый  и культурный   центр;  

—   находился на юго-восточной окраине Речи Посполитой, что затрудняло последней вмешиваться в ее дела, а с другой стороны, всего в нескольких сотнях верст от Киева базировалось Запорожское казачество;  

—  с 1620  г. Киев — снова религиозный центр православия на Украине.

25. Причины, цели и движущие силы национально-освободительной борьбы украинского народа середины 17 века.

Причины:

- тяжелый феодально-крепостнический гнет

- национальный гнет ( Польша проводила политику колонизации, всячески препятствовало развитию украинского языка, культуры)

- религиозные притеснения (Польша насаждала католическую, греко - католическую веру)

- агрессивная  внешняя политика Польши, нацеленная на поглощение Украины

Цели:

- уничтожение польского господства и создание независимого, соборного государства в этнических границах Украины

-ликвидация крупного землевладения и утверждение в Украины нового социально-экономического строя с мелкой собственностью на землю

Исходя из этого война, по существу, представляла собой национальную революцию, которая открывала перспективу к переходу к буржуазному обществу.

Движущие силы: Главной силой освободительной войны являлось казачество. Именно оно играло роль политического руководителя народа, носителя государственности. Вместе с казачеством в освободительной войне активно участвовали: крестьяне, мещане, мелкая украинская шляхта и православное духовенство.  

28. Б. Хмельницкий, как известный полководец, государственный деятель и дипломат

Хмельницкий Богдан (Зиновий) Михайлович 1595-1657г.г. – гетман Украины, творец украинской государственности. Местом рождения считается Субботов. Происхождением из мелкой украинской шляхты. Образование приобрел в одной из киевских школ и в Львовской иезуитской коллегии, хорошо знал несколько языков, историю, юриспруденцию, военное дело и др. С юношеских лет на военной службе. Принимал участие в походах против Крымского ханства, а во времена восстаний 30-х г. 17 века выступал на стороне казаков. В январе 1648г. на Запорожской Сечи поднимает восстание, положивши этим самым начало Украинской национальной революции. Проявил себя, как выдающийся государственный деятель, опытный полководец, тонкий дипломат. До конца своей жизни Хмельницкий проводил независимую внутреннюю политику, хотел укрепить международные позиции Украины. Умер в Чигирине. Похоронен в Субботове в Ильинской церкви.

26. Основные события освободительной войны во главе с Б.Хмельницким   Основные события   можно разделить на три этапа:

1) 1648 год (весь год) – победоносный этап. В это время народная армия, созданная Б.Хмельницким одержала ряд замечательных побед:

- она нанесла поражение польским войскам 5-6 июня 1648 года под Желтыми Водами        ( три тысячи пленных воинов, 50 шляхт) – Днепропетровская область

- 16.05.1648г – вторая победа под Корсунем (Днепр. область)

- третья победа 11-13.09. 1648г. под Пилявцами (Хмельницкая область)    

Итогом  первого этапа освободительной войны явилось  освобождение большей части  украинских земель от иностранного порабощения. На освобожденной территории стало формироваться украинская казацкая держава. Территория стала делиться на полки и сотни во главе с полковниками и сотниками.

2) 1649-1651г.г.- драматический этап. Весной 1649 г. в наступление пошли поляки. Б.Хмельницкий применяет тактику быстрого маневра, окружил польскую армию под Зборовым. Его союзник – крымский хан, однако в тот момент, когда назревало поражение польских войск, крымский хан предал Хмельницкого. Он отвел свои войска и потребовал от Хмельницкого заключить с польским королем. Причина поведения крымского хана – боязнь усиления Украины. Хмельницкий вынужденный в август в 1649г. подписать Зборовский договор. Согласно договору Киевское, Черниговское, Братславское воеводство переходили к Хмельницкому, вся остальная территория под властью Польши, В 1651г. на Украину снова двинулась огромная ( 150000) войско Польши, Решающая битва в июне 1651г. под Берестечком, Хмельницкий проиграл битву ( вторая измена татар). Хмельницкий вынужден заключить тяжелый Белоцерковский договор, поэтому договору под властью гетмана оставалось только Киевское воеводство.

3) 1652-1654г.г. Весной 1652г. собрав новые силы Хмельницкий нанес поражение полякам в урочище Ваток. Победа была блестящей. После этого Хмельницкий стал искать надежного союзника. Таким союзником была Россия. Хмельницкий предложил принять Украину под свою высокую руку. Русский царь собрал земский собор, который 1.10.1653г. принял решение включить Украину в состав России.

27. Создание Украинского государства Войска Запорожского

Основа государства: демократия и авторитаризм. Государство сформировалось под действие двух факторов: традиций и обычаев общественной жизни украинцев, особенно Запорожской Сечи, и геополитического положения, которое обусловило постоянную ситуацию необычному состоянию в государстве.  Функционирование государства оказалось во внедрении собственного территориального деления, создании и деятельности органов публичной власти; введении своей налоговой системы. Военно-сотенному территориально – административному делению отвечала система органов публичной власти. Эта система фактически дублировала модель управления Запорожской Сечью. Гетман был главой и правителем Украины. Финансовой системой руководил «підскарбій». Войско, как и в Запорожской Сечи. Украинское государство активно действовала на международной арене- дипломатические контакты. Значит, в процессе национально-освободительных соревнований в мировоззрении казацкой элиты произошла некоторая эволюция от идеи казацкой автономии до создания суверенного независимого государства. В основу государствообразующего процесса была положена модель военного территориального деления и систему организации публичной власти Запорожской Сечи. Со временем под влиянием обстоятельств в жизни казацкого государства усилились тенденции перерастания демократии в авторитаризм, а республики в монархию.       

29. Переясловская Рада и украино-московский договор в 1654г.

Русский царь собрал земский собор, который 1.10.1653г. принял решение включить Украину в состав России. Для осуществления данного решения из Москвы в Украину прибыло посольство. Хмельницкий решил провести широкую народную раду для решения этого вопроса. Рада состоялась в Переяслове в январе 1654г. Она из четырех возможных союзников: турецкого султана, крымского хана, русского царя, польского короля – выбрала русского царя. Однако в Переяслове не были определены конкретные условия союза между Украиной и Россией. Для их выработки и оформления юридического договора в Москву было направлено посольство Украины. В результате переговоров были подготовлены документы, которые получили название «Мартовские статьи». Они показывают, что Украина вошла в состав России на правах наиболее широкой автономии, сохраняя завоевания казацкой республики. Статьи предусматривали: полную власть гетмана в Украине, наличие огромной украинской армии (60000), сохранение территориально-административного устройства.

30. Руина. Разделение Украины на Левобережную и Правобережную.

В результате освободительной войны было создано украинское казацкое государство с большими потенциальными возможностями. Однако закрепить и развить достигнутое не удалось. Постепенно Украина утратила свою государственность. В 1657г. умер Б. Хмельницкий, период после его смерти получил название – «Руина» - опустошение, развал. Причины Руины:

1) Острые разногласия между казацкой старшиной и народом. Старшина стремилась занять место польских магнатов и шляхты, превратиться в помещиков, закрепостить народные массы. Крестьяне и рядовые казаки хотели быть вольными землевладельцами. Они всеми силами сопротивлялись новому закрепощению.

2) Борьба старшинских группировок за гетманскую булаву. Три группировки:

- старшинская группировка Запорожья

- старшинская группировка Левобережья

- старшинская группировка Правобережья

3) Вмешательство в украинские дела соседних государств: Московского Царства, Речи Посполитой, Турции, Крымского ханства

Последствия Руины:

- огромные людские жертвы. За годы Руины погибли сотни тысяч украинцев

- большие материальные потери. Десятки, сотни сел были разрушены. Огромный ущерб хозяйству.

- разделение Украины на два гетманства: Правобережное,  Левобережное (1663г.)

Этот раздел был закреплен Андрусовским  договором между Москвой и Варшавой в 1667г. Левобережье и Киев остались в составе Московского государства; Правобережье переходило в состав Речи Посполитой. На Правобережье гетманство и украинские государственные институты продержались недолго, до 1676г. Сначала гетманом был Тетеря (1663-1665г.г.), затем Дорошенко (1665-1676г.г.). Дорошенко предпринимал энергичные условия, чтобы объединить Левобережную и Правобережную Украину в одно казацкое государство, его усилия не увенчались успехом. На Левобережье украинская держава (Гетманщина) просуществовало более 100лет (конец 80-х г. 18 в.). В начале,  гетманы часто менялись, не было сильных и ярких, но затем в 1687г. гетманом стал И. Мазепа.   

       




1. I. Показной евангелизмГлава II.
2. по теме- Элементы векторной алгебры и аналитической геометрии Волг
3. Тема АНТРОПОГЕННЫЕ ВОЗДЕЙСТВИЯ НА ГИДРОСФЕРУ
4. СУЩНОСТЬ ВХЗ В основе ВХЗнаучно обосный проект без котго нельзя рац
5. Методические рекомендации и рабочая тетрадь 1
6. Чрезвычайные ситуации экологического характера
7. Свойства спиртов и фенола
8. СОЦИАЛЬНЫЙ ПАСПОРТ СЕМЬИ УЧАЩЕГОСЯ
9. Прагматика термина как семиотическое свойство (на материале русской лингвистической терминологии)
10. связка именная часть Наклонения глаголов Глаголы
11. инновационный опыт лучшая практика инновационная образовательная практика как совокупность нетради
12. Лекция 1112 РНК ~ родоначальник биологической эволюции
13. А в Новый год у нас как в сказке
14. УТВЕРЖДАЮ Директор Европейской бизнесшколы БФУ им
15. Состояние финансов сельского хозяйства и методы его оздоровления
16. Утверждаю Генеральный директор ООО Курскоблнефтепродукт Терлецкий А
17. Рэйтинг банков
18. Сущность и предназначение мер пресечения в уголовном процессе
19. Кавказский регион Этническийт состав
20. за трусливого правителя по имени Сэмюэл.html