У вас вопросы?
У нас ответы:) SamZan.net

ТЕМА СВЕРХЯ.html

Работа добавлена на сайт samzan.net: 2016-01-17

Поможем написать учебную работу

Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.

Предоплата всего

от 25%

Подписываем

договор

Выберите тип работы:

Скидка 25% при заказе до 8.2.2025

    КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

                                 2СОДЕРЖАНИЕ

          СОДЕРЖАНИЕ..........................................1

          1.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА....................2

          1.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО".....................3

          1.2.КОНТРОЛЬ "Я"....................................4

          1.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"...............................6

          1.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА............7

          1.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ..........................8

          2.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА..............11

          2.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ..11

          2.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ.......................14

          3.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА...............16

          3.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ................16

          4.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.......................................19

          ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ................................20

          СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ..................................23


                                  - 2 -

   МАТРОСОВ С.В.: КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ И ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

                      _ 31.ПСИХОСЕКСУАЛЬНАЯ ТЕОРИЯ ФРЕЙДА

               Зигмунд Фрейд родился в 1856  году.  Он  является

          известным австрийским психиатром и психоаналитиком. От

          простой психиатрии он,  изучая неврозы больных, эволю-

          ционировал к сложному психоанализу общества, культуры.

          Итогом его научных  изысканий  послужила  теория  пси-

          хосексуального  развития общества и индивида.  В своем

          мировоззренческом развитии Фрейд прошел очень  сложный

          и  противоречивый  путь.  Делая свои первые шаги в об-

          ласти  психиатрии,  он  руководствовался   постулатами

          естественнонаучного материализма ХХ века,  но как тво-

          рец психоанализа ученый отошел от них в сторону  идеа-

          листическо-иррационалистической "философии жизни" (Шо-

          пенгауэр, Ницше и др.), под влиянием которой сложилось

          представление об основополагающем значении для челове-

          ческого  поведения  "психической  энергии",   присущей

          инстинктивно-физиологическим  влечениям  индивидов.  В

          психике человека Фрейд сначала выделял две относитель-

          но  автономные,  но  постоянно взаимодействующие между

          собой структуры бессознательного "оно" и сознательного

          "Я",  а  затем добавил к ним "сверх Я" или "супер-эго"

          (см. сноски на последней странице), которое внедряется

          в  "Я",  но без специального анализа не осознается им.

          По мнению Фрейда,  причиной невроза  является  особого

          рода конфликт между "оно",  "Я" и "сверх Я".

               В чем же заключается основной конфликт этих  трех

          субстанций?  Рассмотрим  каждую  из них в отдельности.

                      11.1.ИНСТИНКТЫ. ВНУТРЕННЕЕ "ОНО"


                                  - 3 -

               Если считать,  что человек - такое же детище при-

          роды, как и остальные известные нам живые существа, то

          он в определенной мере наделен теми же качествами, что

          и они.  Если считать,  что животные не наделены  таким

          разумом,  как  человек,  то единственной точкой сопри-

          косновения у них являются инстинкты.  Как  правило,  у

          человека выделяют два основных инстинкта: инстинкт са-

          мосохранения и  инстинкт  продолжения  рода,  то  есть

          размножения,  которые, в свою очередь, складываются из

          множества  инстинктивных  факторов.  Причем  эти   два

          инстинкта  взаимосвязаны.  К  инстинкту самосохранения

          относятся следующие подинстинкты: питание, рост, дыха-

          ние,  движения, то есть те необходимые жизненные функ-

          ции,  которые делают любой организм живым.  Изначально

          эти  факторы были очень важны,  но в связи с развитием

          разума человека (Я) эти факторы как  жизненнонеобходи-

          мые утратили свое былое значение.  Это произошло пото-

          му,  что у человека появились приспособления для добы-

          вания  пищи,  он  стал использовать пищу не только для

          того,  чтобы утолить голод,  но и  для  удовлетворения

          свойственной только человеку алчности. Со временем пи-

          ща стала доставаться ему все легче и легче,  и  на  ее

          добычу  он  стал  тратить все меньше и меньше времени.

          Человек  стал  строить  для  себя  жилища   и   другие

          приспособлен  я  и по максимуму обезопасил себе жизнь.

          Таким образом,  инстинкт самосохранения  утратил  свою

          значимость, и на первое место вышел инстинкт размноже-

          ния,  или, как называет его Фрейд, либидо. Такие чело-

          веческие стремления, как агрессивность, желание выдви-


                                  - 4 -

          нуться,  которые до этого относились к  инстинкту  са-

          мосохранения,  согласно второму закону диалектики, пе-

          решли в другое качество,  то есть они перешли к "либи-

          до".  Итак,  в результате эволюции,  основной движущей

          силой в жизни человека стал инстинкт размножения.

                              11.2.КОНТРОЛЬ "Я"

               Согласно теории Фрейда,  "оно" набрало свою изна-

          чальную силу, но параллельно с этим развивалось и "я".

          Человек отличается от своих меньших собратьев разумом.

          В   нашем  случае  разумом  является  "эго".  Так  как

          инстинкты, или "оно", служат всего лишь внутренним на-

          полнителем,  то можно сравнить "оно" с какой-либо жид-

          костью,  то есть в строго концентрированном  состоянии

          "оно"  находиться  не может,  потому что в этом случае

          при сосредоточении одних инстинктов,  человек  из  го-

          мосапиенс превращается в гомовульгариус, то есть, поп-

          росту говоря,  в животное. Поэтому "я" или "эго" явля-

          ются соответствующей оболочкой,  сдерживающей инстинк-

          ты.  Именно на этом этапе возникают первые  противоре-

          чия.  Так как все находится в развитии и покой относи-

          телен,  то,  следовательно,  "я" и "оно" изменяются во

          времени,  причем если "оно" уже определилось, то "я" в

          ходе культурного развития продолжает расти. Если пред-

          положить, что каждому предмету и явлению соответствует

          свое время и свое место,  то, следовательно, и челове-

          ческой психике присуще свое место и время в общей при-

          роде.  Говоря проще,  человеческую психику можно срав-

          нить  с клеткой,  где происходят соответствующие явле-

          ния.  Соответственно, оболочкой клетки является "я", а


                                  - 5 -

          внутренним  содержанием "оно" ( в этом "оно" идут раз-

          нообразные мелкие процессы ).  Во времени клетке  надо

          развиваться и,  если внутреннее содержание уже сформи-

          ровалось и претерпевает незначительные  изменения,  то

          наружная  оболочка  с  развитием культуры все растет и

          утолщается.  Наружу оболочка расти не может,  так  как

          там место занимают другие клетки (другие индивидуумы),

          следовательно, оболочка растет внутрь, все более и бо-

          лее сжимая внутреннее содержание "оно".  Наконец, дав-

          ление внутри становится столь велико,  что  внутреннее

          содержание пытается разорвать наружную оболочку.  Этот

          внутренний конфликт и является  главным  противоречием

          между психосексуальным "оно" и контролирующем "я".  Не

          случайно с ростом и  развитием  культуры  человечество

          все  чаще  и чаще наблюдает в своей среде неврозы.  Но

          главная проблема в том,  что человек не догадывается о

          противоречии внутри себя.  В ясном осознании "я" своих

          запретных влечений,  обеспечиваемом психоаналитической

          дешифровкой смысла невротических симптомов,  Фрейд ви-

          дел  средство  восстановления  психического  здоровья.

          Если говорить проще,  то при помощи психоанализа обна-

          руживается то место в психике,  в котором  наблюдается

          давление и образуется, так называемая, выпуклость. Об-

          наружив это место и устранив в нем возникшее  противо-

          речие, человеку возвращается здоровая психика.

                           11.3.СИСТЕМА "СВЕРХ-Я"

               Теперь рассмотрим  "супер-эго",  или   "сверх-Я".

          "Сверх-Я"  является  неотъемлемой  частью человеческой

          психики.  Так как человек живет в  обществе,  то   оно


                                  - 6 -

          оказывает на него влияние. Вернемся к предложенным вы-

          ше рассуждениям.  Если человек  представляет  из  себя

          систему  (отдельную),  то есть клетку,  то клетка одна

          существовать не может,  она погибает (вычлените из ор-

          ганизма отдельную клетку).  Эти клетки образуют ткань,

          та,  в свою очередь,  образует орган,  а  последний  -

          систему органов,  образующих большой, единый организм.

          Так вот оболочки этих клеток  соединены  между  собой.

          Именно эта совокупность всех "Я" и образует "сверх-Я".

          Можно сказать,  что "сверх-Я" представляет собой сово-

          купность  всех  общественных отношений (контролирующих

          поведение человека).

                  11.4."КОМПЛЕКС ЭДИПТА" И НАЧАЛО ТОТЕМИЗМА

               Теперь рассмотрим  взаимодействие  "Я",  "оно"  и

          "сверх-Я" на практике (на конкретном примере). Издавна

          люди заметили,  что инцест (кровосмешение) сказывается

          на потомстве отрицательно.  Для сохранения чистоты ге-

          нотипа  и  дальнейшей эволюции человечества инцест был

          запрещен (религией,  законодательством). Эту запретную

          установку выдало "сверх-Я", или совокупность всех соз-

          нательных параметров. "Я", подчиняясь этому закону об-

          щества,  стало  ограничивать  инцестуозные побуждения.

          Однако сексуальное влечение ребенка в раннем  возрасте

          направлено на близких,  а в большей степени,  на мать,

          так как она ближе всего к нему, то есть можно сказать,

          что  вольно или невольно бессознательное "оно" создает

          инцестуальные предпосылки, которые подавляются общест-

          венной моралью. Вот тут-то и проявляется противоречие,

          которое или со временем (с возрастом) разрешается, или


                                  - 7 -

          выливается в "Эдиптов комплекс".  Так как на начальной

          стадии ребенок видит отца своим соперником,  то у него

          появляется желание свергнуть тоталитарный режим своего

          родителя или убить его.  По обобщенной  теории  Фрейда

          можно сказать,  или, вернее, предположить, что в древ-

          ности в определенной полигамной общине дети взбунтова-

          лись  против  неограниченной власти отца и,  сговорив-

          шись,  убили  его  и  съели.  Позже,  постигнув  смысл

          убийства,  они испугались, что то же может произойти и

          с ними. Тогда они разделили между собой сферы влияния,

          и  каждый  в  своей новообразовавшейся семье установил

          (обожествил) авторитарную  власть  мертвого  отца,  то

          есть сделал его символом тоталитаризма.  Их дети обви-

          няли в деспотии уже не их,  а  своего  мертвого  деда.

          Позже символ отца в племенах заменили различные живот-

          ные. Так возник тотемизм, одна из первых религий.

                         11.5.ВНУТРЕННЯЯ ЗАМКНУТОСТЬ

               Естественно, на  основании  всего  вышесказанного

          можно сделать вывод о том,  что мир движется  за  счет

          противодействия "оно" и "Я" со "сверх-Я" (это действи-

          тельно так),  но тогда мы имеем все основания  утверж-

          дать,  что нет ни одного здорового человека, так как у

          каждого индивида существуют противоречия, и дальнейшее

          развитие  культуры приведет к социальному взрыву,  ибо

          внутреннее содержание, или "оно" прорвет наружную обо-

          лочку.  Это правильно,  но дело в том,  что в человеке

          постоянно происходит разрядка внутрипсихического  фак-

          тора.  Эта  разрядка  имеет  два  пути.  Первый из них

          состоит в нормальном половом общении, которое дает вы-


                                  - 8 -

          ход  инстинктам (но необходимо заметить,  что общество

          предопределило норму сексуального общения, и через эту

          узкую  щель  выходит  лишь  небольшое  количество пси-

          хосексуальной энергии).  Второй фактор, который допол-

          няет первый, является следующим: по второму закону ди-

          алектики, невыраженная сексуальная энергия переходит в

          другое качество,  в частности в энергию социальную, то

          есть человек делается социально активным. Если оба ка-

          нала  для выхода открыты,  то индивид находится в нор-

          мальном состоянии.  Если не работает первый канал,  то

          вся  энергия переходит в социальную сферу.  Если же не

          работает первый канал,  то  инстинкты,  вытесненные  в

          бессознательное, могут привести к так называемому пси-

          хическому взрыву или к неврозам,  проявляемым в  самых

          различных  формах:  от  фонтомных болей до психических

          расстройств,  как то:  мания преследования, паранойя и

          др.  Зачастую утраченный контроль за психикой приводит

          к необратимым последствиям.  Психоанализ помогает пре-

          дотвратить их.

               Естественно, мы описали упрощенную схему действия

          психики.  Организм человека,  в частности его психика,

          являются автономной,  саморегулирующейся  системой  и,

          пожалуй,  главным  фактором искажения психики является

          не конфликт между бессознательным  и  сознательным,  а

          воздействия "сверх-Я".


                                  - 9 -

                   _ 32.КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКАЯ КОНЦЕПЦИЯ ФРЕЙДА

             12.1.РОЛЬ КУЛЬТУРЫ В РАЗВИТИИ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ

               По своему замыслу и ближайшей цели фрейдизм  ори-

          ентирован  на  изучение и излечение психики индивидов,

          но он с самого начала заключал в себе  тенденцию  объ-

          яснения общественного сознания в его настоящем и прош-

          лом.  "Запреты",  которые, как считал Фрейд, вытесняют

          сексуальное влечение в сферу бессознательного и порож-

          дают неврозы, были, в сущности, ни чем иным, как соци-

          альными нормами нравственности и права,  возникшими на

          заре человеческой истории. Фрейд назвал их "культурны-

          ми  запретами"  и  полагал,  что чрезвычайно важно вы-

          яснить как,  почему,  при каких условиях они возникли,

          утвердились,  эволюционировали.  Внимание ученого было

          привлечено к проблемам формирования и сущности челове-

          ческой культуры. Как писал сам Фрейд, он стремился су-

          дить об общем развитии человечества по  своему  опыту,

          приобретенному ... на пути изучения душевных процессов

          отдельных лиц за все время  их  развития  от  детского

          возраста  до  взрослого.  Перенося  отдельные характе-

          ристики с отдельного  человека  на  все  человечество,

          Фрейд  пытался  таким  образом понять процесс эволюции

          общества.

               Надо заметить, что Фрейд переносит на все челове-

          чество психологические черты  не  просто  индивида,  а

          невротика.  На этом пути ученый выдвинул целый ряд ут-

          верждений.  По его мнению, во-первых, все люди в боль-

          шей или меньшей степени являются невротиками.  Во-вто-

          рых,  каждый ребенок в своем  индивидуальном  развитии


                                  - 10 -

          проходит фазу невроза. В-третьих, стадия невроза явля-

          ется характерной и для  первобытного  человека.  Через

          нее проходят все народы в своем культурно-историческом

          развитии. Рассматривая культуру сквозь призму невроти-

          ческого сознания индивида, Фрейд квалифицировал ее как

          систему запретов, блокирующих природные влечения чело-

          века.  По его мнению, вытеснение влечений - это мерило

          достигнутого культурного уровня, а культурное развитие

          человечества    является   отречением   от   природных

          страстей,  удовлетворение которых гарантирует  элемен-

          тарное наслаждение нашему "Я".

               Следует подчеркнуть,   что   фрейдовский   термин

          "культура"  в  большинстве случаев оказывается равноз-

          начным понятию "общество".  В наиболее развернутом оп-

          ределении "человеческой культуры" Фрейд указывает, что

          "она охватывает  все  приобретенные  людьми  знания  и

          способы, чтобы господствовать над силами природы и до-

          бывать блага для удовлетворения  человеческих  потреб-

          ностей",  и  в то же время она включает все институты,

          регулирующие отношения  между  людьми,  в  особенности

          распределения добываемых благ. Но надо заметить, что у

          всех людей еще живы деструктивные, антисоциальные, ан-

          тикультурные  традиции  и  что эти стремления у значи-

          тельного количества лиц настолько сильны,  что опреде-

          ляют их поведение среди других.

               Можно сказать, что человек как бы находится между

          двух огней. С одной стороны, культура угнетает челове-

          ка,  лишает его наслаждений (за это он и стремится из-

          бавится от нее);  с другой стороны,  культура защищает


                                  - 11 -

          его от факторов окружающей среды,  позволяет осваивать

          все блага природы и пользоваться ими, а также делит их

          между людьми. Итак, если человек отказывается от куль-

          туры в пользу своих наслаждений,  то он лишается защи-

          ты,  многих благ и может погибнуть. Если же он отказы-

          вается от наслаждений в пользу культуры, то это тяжким

          грузом ложится на его  психику.  В  какую  же  сторону

          склонен человек? Конечно же, во вторую. Фрейд пишет об

          этом так:  "В силу этого всякая культура  должна  быть

          построена  на  принуждении и на отказе от влечений,  и

          при ее понимании оказывается,  что центр тяжести с ма-

          териальных  интересов передвинут на психику.  Решающим

          является вопрос,  удастся ли и в какой мере  уменьшить

          для людей тяжесть жертвы,  которая состоит в отказе от

          своих влечений,  примирит людей с теми жертвами, какие

          им приходится неизбежно нести, и каким образом вознаг-

          радить их за эти жертвы." Главным  остается  вопрос  о

          том, как заставить отрицательно настроенную толпу соб-

          людать культурные догмы. Тут встает вопрос о роли лич-

          ности в культуре.

                        12.2.РОЛЬ ЛИЧНОСТИ В КУЛЬТУРЕ

               Как нельзя обойтись без принуждения к  культурной

          работе,  так же нельзя обойтись и без господства мень-

          шинства (элиты) над массами, потому что массы костны и

          недальновидны,  они не любят отказываться от влечений,

          не хотят прислушиваться к аргументам в  пользу  такого

          отказа,  а  индивидуальные представители масс поощряют

          друг в друге вседозволенность  и  распущенность.  Лишь

          благодаря  влиянию образцовых индивидов,  признаваемых


                                  - 12 -

          ими в качестве вождей,  они позволяют склонить себя  к

          напряженной  внутренней работе самоотречения,  от чего

          зависит развитие культуры. Все это хорошо, если вождя-

          ми  становятся  личности с незаурядным пониманием этой

          жизненной необходимости,  сумевшие добиться господства

          над  собственными  влечениями.  Но  для них существует

          опасность,  что,  не желая утрачивать своего  влияния,

          они начнут уступать массе больше,  чем та им, и потому

          нам представляется необходимым,  чтобы они были  неза-

          висимы от власти как распорядители средств власти.

               Короче говоря, люди обладают двумя распространен-

          ными  свойствами,  ответственными за то,  что институт

          культуры может поддерживаться лишь  в  известной  мере

          насилием, а именно, люди, во-первых, не имеют спонтан-

          ной любви к труду и, во-вторых, доводы разума бессиль-

          ны против их страстей.


                                  - 13 -

                    _ 33.ТЕОЛОГИЧЕСКИЕ ПРЕДСТАВЛЕНИЯ ФРЕЙДА

                    13.1.РЕЛИГИЯ КАК ОБЩЕСТВЕННЫЙ НЕВРОЗ

               Культурологические размышления  Фрейда  неизбежно

          подвели  его  к проблеме религии и оказались тесно пе-

          реплетенными с решением этой проблемы.  При рассмотре-

          нии  культурных запретов Фрейд не мог не обратить вни-

          мание на их связь с религиозными представлениями,  тем

          более теологи приписывали древнейшим нормам, регулиру-

          ющим человеческую жизнь,  божественное  происхождение.

          Издавна считалось, что вся человеческая культура стро-

          ится на религиозной основе.  Из этого вытекает  вывод,

          что  при падении падении религии деградирует и культу-

          ра. Появление религии Фрейд рассматривает так: человек

          слаб, и чтобы выжить, он должен отказаться от многого.

          Человек должен войти в сообщество, которое в результа-

          те  своего  развития  налагает запреты на его желания.

          Как мы уже упоминали,  чтобы выжить,  личность  должна

          отказаться от многих влечений. Нужен кто-то, способный

          вознаградить человека за его жертву своими влечениями,

          защитить  его от проявлений природы и от посягательств

          на него других индивидов общества.  Встает вопрос: кто

          же  выполнит все эти функции?  В раннем детстве каждый

          замечал влияние отца  в  семье.  Он  обладал  властью,

          устанавливал свои порядки, защищал семью. У ребенка по

          отношению к отцу вырабатывается комплекс:  он  считает

          отца сильным, добрым. Отец для него авторитет. Еще ре-

          бенок ревнует отца к своей матери  и  пытается  занять

          его место,  но позже инцестуальные влечения утрачивают

          свою силу,  тогда как уважение  и  страх  перед  отцом


                                  - 14 -

          остались. Такую же функцию выполняет и бог. Сначала из

          тотема появился целый понтеон богов,  а из них, в свою

          очередь,  выделился единый, могучий, карающий бог, ко-

          торый потом стал добрым, справедливым богом. Итак, лю-

          ди всю ответственность за антисоциальные поступки воз-

          ложили на плечи бога,  сделав его,  таким образом, как

          бы  громоотводом.  Люди надеются получить от бога воз-

          награждение за свой отказ от влечений, и, наконец, ав-

          торитет  бога помогает им избавиться от внутрисоциаль-

          ных противоречий. Мы видим, что религия является одной

          из  основополагающих  частей  культуры.  Однако  Фрейд

          установил,  что религия является массовым неврозом. На

          основе  чего он сделал такие выводы?  Дело в том,  что

          религия по многим своим положениям напоминает навязчи-

          вое невротическое состояние.  Так, например, если нев-

          ротик боится не производить какие-то определенные дви-

          жения, то любой истинно верующий человек так же боится

          не выполнить  какой-либо  религиозный  обряд.  Разница

          заключается  лишь  в  том,  что невротик не может объ-

          яснить смысл своих постоянно повторяемых упражнений, а

          верующий человек, в зависимости от своего познания те-

          ологии, объясняет те или иные обряды. Таким образом, с

          некоторыми  оговорками,  можно назвать религию общест-

          венным неврозом.  Тем не менее религия  имеет  положи-

          тельное значение.  Дело в том, что частный невроз куда

          опасней общественного,  так как он отрицательно влияет

          на физическое состояние больного, тогда как данный об-

          щественный невроз является совершенно безобидным. Так-

          же  религию можно назвать и антиневрозом,  так как она


                                  - 15 -

          помогает растворять частные неврозы и сглаживать соци-

          альные  противоречия.  И разрушение разрушение религии

          ведет к резкому упадку культуры.  Такое явление наблю-

          далось в России после революции,  хотя позже произошла

          подмена веры.  Для развития  общества  нужны  какие-то

          основы,  и  с  падением старых появляются новые.  Так,

          например,  религиозную основу в России сменила  комму-

          нистическая.  Сейчас,  в наше время, старые основы уже

          рухнули,  а новые еще не установились, и поэтому резко

          возросло  астеническое  состояние  общества,  возросла

          преступность, появилось больше сумасшедших, невротиков

          и т.д.

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          

          


                                  - 16 -

                               _ 34.ЗАКЛЮЧЕНИЕ

               В целом,  на взгляд некоторых обывателей,  теория

          Фрейда  нуждается во многих поправках (она не бесспор-

          на),  но все же Зигмунд Фрейд  сделал  большой  шаг  в

          оценке  и  понимании  развития человеческого общества.

          Создав теорию психоанализа,  он также продвинулся впе-

          ред  в  познании  человеческой  психики и раскрытия ее

          глубин.  К нашему времени данная теория усовершенство-

          валась.  Она нашла много продолжателей.  Многие совре-

          менные психоаналитики активно используют работы Фрейда

          в  своих  исследованиях.  В  своей  работе я попытался

          раскрыть основные элементы психоанализа и  культуроло-

          гической теории Фрейда.  Многие вопросы я не затронул,

          а многие являются очень спорными,  поэтому мое субъек-

          тивное  мнение  является лишь каплей в море вопросов и

          работ, посвященных фрейдизму.


                                  - 17 -

                            2ПРИМЕЧАНИЯ К ТЕКСТУ

               1.Бессознательное - действия человека, которые он

          совершает, не   отдавая  себе  отчета,  автоматически.

          Бессознательный характер  носит  психическая  деятель-

          ность во время сна,  гипноза, лунатизма (см. "Толкова-

          ние сновидений"/ З.Фрейд/ 1913 год/ 2 издание, Москва/

          стр. 47). Бессознание, согласно первому закону диалек-

          тики, является  антагонистом   сознанию   и   является

          вместилищем загнанных природных инстинктов.  Бессозна-

          тельное носит врожденный характер и определяет все по-

          ведение человека.

               2.Я - философское понятие,  обозначающее  субъект

          преднамеренных действий, в которых личность отдает се-

          бе отчет и за которые она несет ответственность. Я яв-

          ляется цензором  спонтанно возникающих животных влече-

          ний. По мере развития цивилизации и общественных отно-

          шений Я  формируется  культурой,  то есть культурные и

          моральные отношения в обществе влияют на каждого чело-

          века и, сливаясь с ним, образуют субъективное Я.

               3.Супер-эго -  это  интериорезированные  культур-

          но-социальные нормы.

               4.Приведенные здесь рассуждения относятся лишь  к

          раннему детству, так как оболочка, или "эго", растет и

          развивается в детстве, а с возрастом "Я" и "оно" урав-

          новешиваются, то  есть  находятся  в  более стабильном

          состоянии. Но противоречия,  заложенные в детстве,  со

          временем проявляют себя.

               5.Царь Эдипт. Древнегреческая трагедия, в которой

          ркассказывается о  том,  как царский сын Эдипт,  чудом


                                  - 18 -

          спасшийся от смерти (его  отцу  предсказали,  что  его

          убьет его  собственный сын,  и он приказал убить Эдип-

          та) и долго странствующий,  возвращается на родину  и,

          убив своего отца, женится на своей матери и становится

          царем. Узнав о том, что он женился на своей матери, он

          с горя ослепляет себя и уходит странствовать.

               6.Хронос (бог времени в  древнегреческой  мифоло-

          гии) пожирал своих детей. Зевс, чудом спасшийся, вырос

          и в борьбе,  победив своего отца,  серпом  кастрировал

          его.

               7.Размножаясь, дети Адама и Евы  совершали  также

          инцест, который позже был запрещен религией.

               8.Эта идея Фрейда (проецирование психики на соци-

          ально-культурную основу)   подверглась  бурной  крити-

          ке,особенно со стороны марксистов.  Но если  опираться

          на теорию Дарвина,  то "филогинез есть повторение ото-

          гинеза", то  есть  индивидуальное  развитие  организма

          повторяет развитие всего вида.  Таким образом,  наблю-

          дая, как развивается человек,  можно сказать, как раз-

          вивается общество,  ибо  развитие  человека в точности

          повторяет развитие общества.

               9.Наверное, это вызвано тем, что, чем больше раз-

          виваеться культура, тем глубже загоняется вовнутрь че-

          ловека сексуальное   влечение,   поэтому   полноценные

          представления об искомом предмете можно получить, лишь

          сделав срез, где наиболее остро проявляются противоре-

          чия.

               10.До этого уже говорилось о появлении тотемизма.

          Если взять  за  основу  то,  что  дети  в   результате


                                  - 19 -

          действия инцестуозных влечений и антиотцовских настро-

          ений убили своего отца,  а позже испугались, что такое

          может произойти  и с ними (а может,  ужаснулись своему

          кощунству) и испугались содеянного, то понятно, почему

          они стали  поклоняться  своему  мертвому  предку и все

          бремя власти возложили на него. Позже образ отца пере-

          шел в образ животного.  Чтобы снять стресс, это живот-

          ное раз в год убивается племенем.

               11.Под упражнениями  подразумеваются любые навяз-

          чивые мысли и движения и действия.

               12.Не следует  путать общественный невроз с рево-

          люционными взрывами.


                                  - 20 -

                             2СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

          1.Фрейд.З. Будущее  одной  иллюзии//  Сумерки   богов/

          Фрейд.З.- М.,1990.- С.94.

          2.Фрейд.З. Толкование сновидений.- Ереван, 1991.- реп-

          ринтное воспроизведение издания 1913 г.

          3.Фрейд.З. Тотем и табу.- М.:  Изд-во политической ли-

          тературы, 1992.

          4.Куликов.В.И., Хаценков.А.Ф.  Современная  буржуазная

          философия и религия.- М.:  Изд-во  полит.  литературы,

          1977 г.

          5.Алексеев.П.В, Большаков.А.В.  и   др.   Хрестоматия:

          Основы филосовских знаний.- М.:  Изд-во полит. литера-

          туры, 1982 г.




1. астатическая форма Гиперкинетическая форма Синдромы речевых нарушений Сенсорные нарушения Синдро
2. Середовище програмування Borland Delphi
3. Тематика дисципліни Теорія організації Тема 1
4. реферат дисертації на здобуття наукового ступеня доктора медичних наук Київ ~ Ди
5. Понятие лакуны
6. ТЕМА 9. ПРАВОВАЯ ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ ПРИРОДНОЙ СРЕДЫ В ПРОМЫШЛЕННОСТИ ЭНЕРГЕТИКЕ И НА ТРАНСПОРТЕ
7. Теории эволюции.html
8. Desperado
9. самой верхушке власти
10. Искусство управления государством глубокий научный труд написанный общественным деятелем мирового зна