Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
70.Место и роль наглядности в обуч-и истории.
Для образовательно-воспитательной эффективности изложения истор материала огромное значение, имеет и использование наглядности, опора изложения на наглядность.
Привлечение картин и фотографий в ходе изложении материала учителем. Использование наглядных пособий, картин и фотографий при изложении исторического материала призвано повысить конкретность, эмоциональность и прочность усвоения учащимися знаний, стимулировать их осмысление.
При изложении событий наглядность частично .конкретизирует, частично заменяет описательный и повествовательный материал. Воспроизводя обстановку, о кот развертывались событии, облик действующих лиц, а нередко и сами действия, наглядность повышает содержательность изложения, сокращая при атом затрачиваемое, на него время. Демонстрируются как отдельные фрагменты исторической обстановки (предметы и - их изображения, портреты участников), так и картины, фотографии, на которых воспроизводятся целостные исторические сцепы.
В рассказе о Декабрьском вооруженном восстании 1905 г. в Москве учитель, дойдя до событий 9 декабря, демонстрирует фотографии баррикад, перегородивших московские улицы, и продолжает рассказывать, как рабочие, работницы, студенты строили баррикады из перевернутых трамвайных вагонов, ворот,
Картины, воссоздающие историческое событие, демонстрируются, когда повествование доходит до изображенного в них момента и содержание их органически включается в изложение, обогащая и дополняя его. Опора на образы картины или фотографии помогает усвоению и дальнейшего хода событий.
Изображения па картине типических для эпохи лиц могут послужить основой для персонификации исторических явлений и изложении материала учителем. Например, применительно к образам отдельных рабов на картине X. М. Лопес «Продажа рабов в Древней Греции» учитель характеризует источники рабства (плен, захват пиратами и т. д.) Образ как опора для творческой фантазии школьников способствует прочному усвоению типических явлений и сопереживанию с действующими лицами.
При включении изобразительной наглядности в изложение материала учитель далеко не всегда сам разъясняет все ее содержание, к прочтению его он привлекает школьников
Использование портрета. Основная задача портрета в обучении истории усилить, конкретизировать и закрепить зрительным образом в сознании учащихся характеристику исторического деятеля или типического представителя общественного класса. Характеризуя исторического деятеля, учитель объясняет учащимся, как его черты (мужество, мудрость, жестокость) раскрыты на портрете, а также обращает их внимание на атрибуты, позволяющие определить занятие и общественное положение изображенного лица.
Один из первых портретов-характеристик, с которым учащиеся встречаются в учебнике истории древнего мири, - статуя Демосфена. Фигура Демосфена обнаруживает его хилость, которую он силой воли настойчиво преодолевал. Свитки папируса характеризуют его как оратора и указывают на то, как упорно и тщательно он готовился к своим речам, Лицо Демосфена выражает глубокую озабоченность судьбами своей родины.
Большой выразительности портретные характеристики достигают при сопоставлении портретов двух современников, двух противников,, например бюсты Цезаря и Помпея, Скульптор изобразил Помпея недалеким, простоватым человеком. Напротив, лицо Цезари выражает непреклонную волю, решительность, большой ум и жестокость.
Характеристике истор деятеля могут служить и фотографии, особенно те, кот показывают его в характерной для него обстановке: в научной лаборатории, у станка, на трибуне
Большой образовательно-воспитательной действ-стью обладают созданные художниками живописные и скульптурные портреты, передающие не только внешний облик человека, но и его внутр черты.
Огромные возможности для портретных хар-тик в обучении истории СССР дает изобразит искусство. Это относится не только к портретам современников художника, но в ряде случаев и к изображениям исторических деятелей прошлого Например, картина В. М. Васнецова «Царь Иван Грозный» характеризует Ивана IV как властного, волевого человека, подозрительного и способного на неудержимый гнев.
Школьники ср классов в портретах основное внимание обращают на внешние черты человека, его одежду и другие признаки его профессии и положения в обществе. Хотя это тоже важно, но необходимо учить их самостоятельно разбираться и в отраженных на портрете чертах личности человека. Первоначально учитель сам все показывает и объясняет. Затем, дав словесную характеристику человека, он предлагает учащимся найти, какие отмеченные им черты личности человека отражены в портрете. След ступень- учитель, не давая характеристики человека, рассказывает о его деятельности и демонстрирует портрет, а потом предлагает учащимся найти в портрете черты, xapактеризующие изображенного человека.
С развитием уч-ся возрастает и их способность прочтения портретных характеристик. Они стремятся глубже разобраться в портрете - прочесть его.
Портрет историч деятеля оказывает на старшеклассников значительно большее образовательно-воспитательное воздействие, чем на учащихся средних классов; Он заставляет их серьезно осмысливать личность и деятельность историч лица и стимулирует в связи с этим стремление- критически разобраться в самих себе и определить свое мести в жизни.
Использ-ие худож символич образов. Своеобразные функции в изложении материала учителем, а отсюда и в познании учащимися истории выполняет символическая наглядность.
Использование карикатуры в изложении историч материала, Политическая карикатура также использует символические фигуры, обозначающие определенные явления общественной жизни. В остро шаржированной форме карикатурист бичует своих противников, высмеивает отрицат с его точки зрения порядки, учреждения и взгляды.
Т о, карикатура в обучения истории не только повышает выразительность словесной характеристики общественнего явления, но и служит доходчивому раскрытию его сущности, формированию личностного, партийного к чему отношении.
70.Место и роль наглядности в обуч-и истории.
Для образовательно-воспитательной эффективности изложения истор материала огромное значение, имеет и использование наглядности, опора изложения на наглядность.
Привлечение картин и фотографий в ходе изложении материала учителем. Использование наглядных пособий, картин и фотографий при изложении исторического материала призвано повысить конкретность, эмоциональность и прочность усвоения учащимися знаний, стимулировать их осмысление.
При изложении событий наглядность частично .конкретизирует, частично заменяет описательный и повествовательный материал. Воспроизводя обстановку, о кот развертывались событии, облик действующих лиц, а нередко и сами действия, наглядность повышает содержательность изложения, сокращая при атом затрачиваемое, на него время. Демонстрируются как отдельные фрагменты исторической обстановки (предметы и - их изображения, портреты участников), так и картины, фотографии, на которых воспроизводятся целостные исторические сцепы.
В рассказе о Декабрьском вооруженном восстании 1905 г. в Москве учитель, дойдя до событий 9 декабря, демонстрирует фотографии баррикад, перегородивших московские улицы, и продолжает рассказывать, как рабочие, работницы, студенты строили баррикады из перевернутых трамвайных вагонов, ворот,
Картины, воссоздающие историческое событие, демонстрируются, когда повествование доходит до изображенного в них момента и содержание их органически включается в изложение, обогащая и дополняя его. Опора на образы картины или фотографии помогает усвоению и дальнейшего хода событий.
Изображения па картине типических для эпохи лиц могут послужить основой для персонификации исторических явлений и изложении материала учителем. Например, применительно к образам отдельных рабов на картине X. М. Лопес «Продажа рабов в Древней Греции» учитель характеризует источники рабства (плен, захват пиратами и т. д.) Образ как опора для творческой фантазии школьников способствует прочному усвоению типических явлений и сопереживанию с действующими лицами.
При включении изобразительной наглядности в изложение материала учитель далеко не всегда сам разъясняет все ее содержание, к прочтению его он привлекает школьников
Использование портрета. Основная задача портрета в обучении истории усилить, конкретизировать и закрепить зрительным образом в сознании учащихся характеристику исторического деятеля или типического представителя общественного класса. Характеризуя исторического деятеля, учитель объясняет учащимся, как его черты (мужество, мудрость, жестокость) раскрыты на портрете, а также обращает их внимание на атрибуты, позволяющие определить занятие и общественное положение изображенного лица.
Один из первых портретов-характеристик, с которым учащиеся встречаются в учебнике истории древнего мири, - статуя Демосфена. Фигура Демосфена обнаруживает его хилость, которую он силой воли настойчиво преодолевал. Свитки папируса характеризуют его как оратора и указывают на то, как упорно и тщательно он готовился к своим речам, Лицо Демосфена выражает глубокую озабоченность судьбами своей родины.
Большой выразительности портретные характеристики достигают при сопоставлении портретов двух современников, двух противников,, например бюсты Цезаря и Помпея, Скульптор изобразил Помпея недалеким, простоватым человеком. Напротив, лицо Цезари выражает непреклонную волю, решительность, большой ум и жестокость.
Характеристике истор деятеля могут служить и фотографии, особенно те, кот показывают его в характерной для него обстановке: в научной лаборатории, у станка, на трибуне
Большой образовательно-воспитательной действ-стью обладают созданные художниками живописные и скульптурные портреты, передающие не только внешний облик человека, но и его внутр черты.
Огромные возможности для портретных хар-тик в обучении истории СССР дает изобразит искусство. Это относится не только к портретам современников художника, но в ряде случаев и к изображениям исторических деятелей прошлого Например, картина В. М. Васнецова «Царь Иван Грозный» характеризует Ивана IV как властного, волевого человека, подозрительного и способного на неудержимый гнев.
Школьники ср классов в портретах основное внимание обращают на внешние черты человека, его одежду и другие признаки его профессии и положения в обществе. Хотя это тоже важно, но необходимо учить их самостоятельно разбираться и в отраженных на портрете чертах личности человека. Первоначально учитель сам все показывает и объясняет. Затем, дав словесную характеристику человека, он предлагает учащимся найти, какие отмеченные им черты личности человека отражены в портрете. След ступень- учитель, не давая характеристики человека, рассказывает о его деятельности и демонстрирует портрет, а потом предлагает учащимся найти в портрете черты, xapактеризующие изображенного человека.
С развитием уч-ся возрастает и их способность прочтения портретных характеристик. Они стремятся глубже разобраться в портрете - прочесть его.
Портрет историч деятеля оказывает на старшеклассников значительно большее образовательно-воспитательное воздействие, чем на учащихся средних классов; Он заставляет их серьезно осмысливать личность и деятельность историч лица и стимулирует в связи с этим стремление- критически разобраться в самих себе и определить свое мести в жизни.
Использ-ие худож символич образов. Своеобразные функции в изложении материала учителем, а отсюда и в познании учащимися истории выполняет символическая наглядность.
Использование карикатуры в изложении историч материала, Политическая карикатура также использует символические фигуры, обозначающие определенные явления общественной жизни. В остро шаржированной форме карикатурист бичует своих противников, высмеивает отрицат с его точки зрения порядки, учреждения и взгляды.
Т о, карикатура в обучения истории не только повышает выразительность словесной характеристики общественнего явления, но и служит доходчивому раскрытию его сущности, формированию личностного, партийного к чему отношении.
70.Место и роль наглядности в обуч-и истории.
Для образовательно-воспитательной эффективности изложения истор материала огромное значение, имеет и использование наглядности, опора изложения на наглядность.
Привлечение картин и фотографий в ходе изложении материала учителем. Использование наглядных пособий, картин и фотографий при изложении исторического материала призвано повысить конкретность, эмоциональность и прочность усвоения учащимися знаний, стимулировать их осмысление.
При изложении событий наглядность частично .конкретизирует, частично заменяет описательный и повествовательный материал. Воспроизводя обстановку, о кот развертывались событии, облик действующих лиц, а нередко и сами действия, наглядность повышает содержательность изложения, сокращая при атом затрачиваемое, на него время. Демонстрируются как отдельные фрагменты исторической обстановки (предметы и - их изображения, портреты участников), так и картины, фотографии, на которых воспроизводятся целостные исторические сцепы.
В рассказе о Декабрьском вооруженном восстании 1905 г. в Москве учитель, дойдя до событий 9 декабря, демонстрирует фотографии баррикад, перегородивших московские улицы, и продолжает рассказывать, как рабочие, работницы, студенты строили баррикады из перевернутых трамвайных вагонов, ворот,
Картины, воссоздающие историческое событие, демонстрируются, когда повествование доходит до изображенного в них момента и содержание их органически включается в изложение, обогащая и дополняя его. Опора на образы картины или фотографии помогает усвоению и дальнейшего хода событий.
Изображения па картине типических для эпохи лиц могут послужить основой для персонификации исторических явлений и изложении материала учителем. Например, применительно к образам отдельных рабов на картине X. М. Лопес «Продажа рабов в Древней Греции» учитель характеризует источники рабства (плен, захват пиратами и т. д.) Образ как опора для творческой фантазии школьников способствует прочному усвоению типических явлений и сопереживанию с действующими лицами.
При включении изобразительной наглядности в изложение материала учитель далеко не всегда сам разъясняет все ее содержание, к прочтению его он привлекает школьников
Использование портрета. Основная задача портрета в обучении истории усилить, конкретизировать и закрепить зрительным образом в сознании учащихся характеристику исторического деятеля или типического представителя общественного класса. Характеризуя исторического деятеля, учитель объясняет учащимся, как его черты (мужество, мудрость, жестокость) раскрыты на портрете, а также обращает их внимание на атрибуты, позволяющие определить занятие и общественное положение изображенного лица.
Один из первых портретов-характеристик, с которым учащиеся встречаются в учебнике истории древнего мири, - статуя Демосфена. Фигура Демосфена обнаруживает его хилость, которую он силой воли настойчиво преодолевал. Свитки папируса характеризуют его как оратора и указывают на то, как упорно и тщательно он готовился к своим речам, Лицо Демосфена выражает глубокую озабоченность судьбами своей родины.
Большой выразительности портретные характеристики достигают при сопоставлении портретов двух современников, двух противников,, например бюсты Цезаря и Помпея, Скульптор изобразил Помпея недалеким, простоватым человеком. Напротив, лицо Цезари выражает непреклонную волю, решительность, большой ум и жестокость.
Характеристике истор деятеля могут служить и фотографии, особенно те, кот показывают его в характерной для него обстановке: в научной лаборатории, у станка, на трибуне
Большой образовательно-воспитательной действ-стью обладают созданные художниками живописные и скульптурные портреты, передающие не только внешний облик человека, но и его внутр черты.
Огромные возможности для портретных хар-тик в обучении истории СССР дает изобразит искусство. Это относится не только к портретам современников художника, но в ряде случаев и к изображениям исторических деятелей прошлого Например, картина В. М. Васнецова «Царь Иван Грозный» характеризует Ивана IV как властного, волевого человека, подозрительного и способного на неудержимый гнев.
Школьники ср классов в портретах основное внимание обращают на внешние черты человека, его одежду и другие признаки его профессии и положения в обществе. Хотя это тоже важно, но необходимо учить их самостоятельно разбираться и в отраженных на портрете чертах личности человека. Первоначально учитель сам все показывает и объясняет. Затем, дав словесную характеристику человека, он предлагает учащимся найти, какие отмеченные им черты личности человека отражены в портрете. След ступень- учитель, не давая характеристики человека, рассказывает о его деятельности и демонстрирует портрет, а потом предлагает учащимся найти в портрете черты, xapактеризующие изображенного человека.
С развитием уч-ся возрастает и их способность прочтения портретных характеристик. Они стремятся глубже разобраться в портрете - прочесть его.
Портрет историч деятеля оказывает на старшеклассников значительно большее образовательно-воспитательное воздействие, чем на учащихся средних классов; Он заставляет их серьезно осмысливать личность и деятельность историч лица и стимулирует в связи с этим стремление- критически разобраться в самих себе и определить свое мести в жизни.
Использ-ие худож символич образов. Своеобразные функции в изложении материала учителем, а отсюда и в познании учащимися истории выполняет символическая наглядность.
Использование карикатуры в изложении историч материала, Политическая карикатура также использует символические фигуры, обозначающие определенные явления общественной жизни. В остро шаржированной форме карикатурист бичует своих противников, высмеивает отрицат с его точки зрения порядки, учреждения и взгляды.
Т о, карикатура в обучения истории не только повышает выразительность словесной характеристики общественнего явления, но и служит доходчивому раскрытию его сущности, формированию личностного, партийного к чему отношении.
Особенно широкое применение политич карикатура может найти и преподавании новейшей истории. В СМИ публикуется большое, число карикатур на современные сюжеты. Рекомендуется вырезать лучшие из них и по возможности увеличивать для демонстрации на соответствующих уроках.
Для понимания карикатуры уч-ся необходимо знать конкретные факты, лежащие в ее основе, и понимать язык карикатуры. При демонстрации карикатуры устанавливается: кто изображен или что изображено; какие общественные явления олицетворены изображенными людьми или предметами; какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура, какова их оценка; какова общая идея карикатуры.
На первых порах работы с карикатурой учитель на конкретном примере разъясняет условность ее языка и смысл. Но по мере того как школьники овладевают умением читать карикатуру, они привлекаются к разбору ее содержания.
Символич изображения могут служить о обучении истории и наглядной опорой при объяснении сущности исторических явлений, связей и отношений между ними. Обычно они используются в виде аппликаций в сочетании с чертежами на доске.
Использование классной доски, мела, аппликаций при наложении исторического материала. Записями, чертежами, рисунками на доске или на пленке кодоскопа учитель дополняет свое устное изложение, подчеркивает в нем главное, выражая его в наглядной форме, облегчающей усвоение материала учащимися.
Записанный на доске план, четко расчленяя излагаемый мате риал на основные части, помогает учащимся охватить их последовательность и содержание темы в целом. Запись плана особенно полезна, когда излагается не событийный материал, з характеристика, объяснение сложных исторических явлении и процессов.
По мере изложения материала учитель пишет на доске называемые им основные хронологические даты, новые термины и собственные имена, ставит в словах ударения. в средних классах это относится ко «сем новым словам, в старших классах к наиболее трудным. Постановка ударений побуждает и учителя внимательнее следить за правильностью собственной речи.
Записи на доске всегда ведутся в определ порядке. Расположение записей должно в наглядной форме раскрывать связи и отношения между фактами, их последовательность, иногда расстановку борющихся сил. Если на доске составляется план, то хронологические даты, термины, названия включаются в него и при этом подчеркиваются.
Педагогич действенность рисунка на доске определяется тремя его качествами; передачей в нем только тех существенных признаке» явления, которые нужно раскрыть но ходу работы, динамизмом,- т. е. возможностью создавать и при необходимости изменять рисунок непосредственно на глазах школьников, показывая динамику исторических фактов, и, наконец, доходчивостью Рисунок может служить «костяком» формируемых у уч-ся историч представлений.
Даже при небольшом умении рисовать учитель сможет изобразить па доске некот предметы и сооружения, Так, например, он может нарисовать холм, у подножия которого разыгрывались представления в праздники Диониса, затем строит скене с проскениумом и орхестру, а на склоне холма устраивает места для зрителей, и на глазах у учащихся возникает древнегреческий театр.. Однако если учитель совсем не умеет или но решается рисовать, то он может выполнить на доске или на пленке кодоскопа чертежи с применением линий, стрел, треугольников, квадратов. Такие чертежи помогают раскрывать в обучении истории многообразные связи и отношения между общественными явлениями:
«на пространственной основе, например, ход сражения и; на основе подчинения и соподчинения - гос строй органами законодательной, исполнительной и судебной власти, власть монополий над отраслями хозяйства.
На количественной основе- диаграммы: движение хозяйственной продукции, соотношения национального состава населения; на основе сопоставления и противопоставления- расстановку классовых сил, например в Февр революции; на основе экономических и культурных связей и влиянии - возникновение и распространение буквенной письменности.
Жест учителя при выполнении чертежа может усилить динамизм действий. Доходчивость мелового чертежа в обучении истории возрастает при использовании разноцветных мелков.
В ряде случаев использование динамического чертежа сочетается с чтением отрывков из документов и художественной литературы.
Образная речь учителя, сопровождаемая рисунками на доске, привлечение пособий, показывающих реальные образы обозначаемых на чертеже явлений, краткие подписи - все это помогает уч-ся видеть историч действ-ть
Особенно широкое применение политич карикатура может найти и преподавании новейшей истории. В СМИ публикуется большое, число карикатур на современные сюжеты. Рекомендуется вырезать лучшие из них и по возможности увеличивать для демонстрации на соответствующих уроках.
Для понимания карикатуры уч-ся необходимо знать конкретные факты, лежащие в ее основе, и понимать язык карикатуры. При демонстрации карикатуры устанавливается: кто изображен или что изображено; какие общественные явления олицетворены изображенными людьми или предметами; какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура, какова их оценка; какова общая идея карикатуры.
На первых порах работы с карикатурой учитель на конкретном примере разъясняет условность ее языка и смысл. Но по мере того как школьники овладевают умением читать карикатуру, они привлекаются к разбору ее содержания.
Символич изображения могут служить о обучении истории и наглядной опорой при объяснении сущности исторических явлений, связей и отношений между ними. Обычно они используются в виде аппликаций в сочетании с чертежами на доске.
Использование классной доски, мела, аппликаций при наложении исторического материала. Записями, чертежами, рисунками на доске или на пленке кодоскопа учитель дополняет свое устное изложение, подчеркивает в нем главное, выражая его в наглядной форме, облегчающей усвоение материала учащимися.
Записанный на доске план, четко расчленяя излагаемый мате риал на основные части, помогает учащимся охватить их последовательность и содержание темы в целом. Запись плана особенно полезна, когда излагается не событийный материал, з характеристика, объяснение сложных исторических явлении и процессов.
По мере изложения материала учитель пишет на доске называемые им основные хронологические даты, новые термины и собственные имена, ставит в словах ударения. в средних классах это относится ко «сем новым словам, в старших классах к наиболее трудным. Постановка ударений побуждает и учителя внимательнее следить за правильностью собственной речи.
Записи на доске всегда ведутся в определ порядке. Расположение записей должно в наглядной форме раскрывать связи и отношения между фактами, их последовательность, иногда расстановку борющихся сил. Если на доске составляется план, то хронологические даты, термины, названия включаются в него и при этом подчеркиваются.
Педагогич действенность рисунка на доске определяется тремя его качествами; передачей в нем только тех существенных признаке» явления, которые нужно раскрыть но ходу работы, динамизмом,- т. е. возможностью создавать и при необходимости изменять рисунок непосредственно на глазах школьников, показывая динамику исторических фактов, и, наконец, доходчивостью Рисунок может служить «костяком» формируемых у уч-ся историч представлений.
Даже при небольшом умении рисовать учитель сможет изобразить па доске некот предметы и сооружения, Так, например, он может нарисовать холм, у подножия которого разыгрывались представления в праздники Диониса, затем строит скене с проскениумом и орхестру, а на склоне холма устраивает места для зрителей, и на глазах у учащихся возникает древнегреческий театр.. Однако если учитель совсем не умеет или но решается рисовать, то он может выполнить на доске или на пленке кодоскопа чертежи с применением линий, стрел, треугольников, квадратов. Такие чертежи помогают раскрывать в обучении истории многообразные связи и отношения между общественными явлениями:
«на пространственной основе, например, ход сражения и; на основе подчинения и соподчинения - гос строй органами законодательной, исполнительной и судебной власти, власть монополий над отраслями хозяйства.
На количественной основе- диаграммы: движение хозяйственной продукции, соотношения национального состава населения; на основе сопоставления и противопоставления- расстановку классовых сил, например в Февр революции; на основе экономических и культурных связей и влиянии - возникновение и распространение буквенной письменности.
Жест учителя при выполнении чертежа может усилить динамизм действий. Доходчивость мелового чертежа в обучении истории возрастает при использовании разноцветных мелков.
В ряде случаев использование динамического чертежа сочетается с чтением отрывков из документов и художественной литературы.
Образная речь учителя, сопровождаемая рисунками на доске, привлечение пособий, показывающих реальные образы обозначаемых на чертеже явлений, краткие подписи - все это помогает уч-ся видеть историч действ-ть
Особенно широкое применение политич карикатура может найти и преподавании новейшей истории. В СМИ публикуется большое, число карикатур на современные сюжеты. Рекомендуется вырезать лучшие из них и по возможности увеличивать для демонстрации на соответствующих уроках.
Для понимания карикатуры уч-ся необходимо знать конкретные факты, лежащие в ее основе, и понимать язык карикатуры. При демонстрации карикатуры устанавливается: кто изображен или что изображено; какие общественные явления олицетворены изображенными людьми или предметами; какие черты людей или общественных явлений характеризует карикатура, какова их оценка; какова общая идея карикатуры.
На первых порах работы с карикатурой учитель на конкретном примере разъясняет условность ее языка и смысл. Но по мере того как школьники овладевают умением читать карикатуру, они привлекаются к разбору ее содержания.
Символич изображения могут служить о обучении истории и наглядной опорой при объяснении сущности исторических явлений, связей и отношений между ними. Обычно они используются в виде аппликаций в сочетании с чертежами на доске.
Использование классной доски, мела, аппликаций при наложении исторического материала. Записями, чертежами, рисунками на доске или на пленке кодоскопа учитель дополняет свое устное изложение, подчеркивает в нем главное, выражая его в наглядной форме, облегчающей усвоение материала учащимися.
Записанный на доске план, четко расчленяя излагаемый мате риал на основные части, помогает учащимся охватить их последовательность и содержание темы в целом. Запись плана особенно полезна, когда излагается не событийный материал, з характеристика, объяснение сложных исторических явлении и процессов.
По мере изложения материала учитель пишет на доске называемые им основные хронологические даты, новые термины и собственные имена, ставит в словах ударения. в средних классах это относится ко «сем новым словам, в старших классах к наиболее трудным. Постановка ударений побуждает и учителя внимательнее следить за правильностью собственной речи.
Записи на доске всегда ведутся в определ порядке. Расположение записей должно в наглядной форме раскрывать связи и отношения между фактами, их последовательность, иногда расстановку борющихся сил. Если на доске составляется план, то хронологические даты, термины, названия включаются в него и при этом подчеркиваются.
Педагогич действенность рисунка на доске определяется тремя его качествами; передачей в нем только тех существенных признаке» явления, которые нужно раскрыть но ходу работы, динамизмом,- т. е. возможностью создавать и при необходимости изменять рисунок непосредственно на глазах школьников, показывая динамику исторических фактов, и, наконец, доходчивостью Рисунок может служить «костяком» формируемых у уч-ся историч представлений.
Даже при небольшом умении рисовать учитель сможет изобразить па доске некот предметы и сооружения, Так, например, он может нарисовать холм, у подножия которого разыгрывались представления в праздники Диониса, затем строит скене с проскениумом и орхестру, а на склоне холма устраивает места для зрителей, и на глазах у учащихся возникает древнегреческий театр.. Однако если учитель совсем не умеет или но решается рисовать, то он может выполнить на доске или на пленке кодоскопа чертежи с применением линий, стрел, треугольников, квадратов. Такие чертежи помогают раскрывать в обучении истории многообразные связи и отношения между общественными явлениями:
«на пространственной основе, например, ход сражения и; на основе подчинения и соподчинения - гос строй органами законодательной, исполнительной и судебной власти, власть монополий над отраслями хозяйства.
На количественной основе- диаграммы: движение хозяйственной продукции, соотношения национального состава населения; на основе сопоставления и противопоставления- расстановку классовых сил, например в Февр революции; на основе экономических и культурных связей и влиянии - возникновение и распространение буквенной письменности.
Жест учителя при выполнении чертежа может усилить динамизм действий. Доходчивость мелового чертежа в обучении истории возрастает при использовании разноцветных мелков.
В ряде случаев использование динамического чертежа сочетается с чтением отрывков из документов и художественной литературы.
Образная речь учителя, сопровождаемая рисунками на доске, привлечение пособий, показывающих реальные образы обозначаемых на чертеже явлений, краткие подписи - все это помогает уч-ся видеть историч действ-ть