Поможем написать учебную работу
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
Если у вас возникли сложности с курсовой, контрольной, дипломной, рефератом, отчетом по практике, научно-исследовательской и любой другой работой - мы готовы помочь.
3. КАТОЛИЦИЗМ
Католицизм является самым крупным направлением в христианстве. Он преимущественно распространен в Западной, Юго-Западной и Центральной Европе (Испания, Франция, Италия, Португалия, Германия, Австрия, Австралия, Бельгия, Польша, Чехия, Словакия, Венгрия), в Латинской Америке и США. Католицизм исповедует часть населения прибалтийских государств (в Литве, на юго-востоке Латвии), а также западных областей Украины и Белоруссии.
История католицизма богата событиями, в которых находят отражение взлет и падение власти римских пап, проникновение церкви во все сферы общественной и политической жизни. Для укрепления и расширения влияния папства в XI-XIII вв. проводились крестовые походы. Освобождение «Гроба Господня» и «Святой Земли» Палестины из-под власти «неверных» сопровождалось кровопролитиями, захватом новых земель, умножением богатств церкви. Однако вскоре в борьбу против папского абсолютизма вступили города и светские государи, требовавшие независимости от церкви. Гуманизм и Реформация, породившие духовные и культурные преобразования, ослабили позиции католицизма. На первый план выступают гуманистические, антропоцентрические мотивы, признание творческих способностей человека, стремление к земному счастью. Гуманизму и Реформации церковь противопоставила Контрреформацию, которую освятил Тридентский собор (1545-1563). Его итогом были «Декреты Триденгского собора» и «Тридентское исповедание веры». В них сохранялись положения о папском верховенстве, учение о чистилище и индульгенциях. Собор осудил вероучительную доктрину протестантизма, особенно учение об оправдании верой, о Священном Писании как единственном источнике вероучения. В Новое время католицизму пришлось столкнуться с секуляризацией государственной жизни, а в эпоху Просвещения с прямыми выступлениями против установлений католической церкви. В период Реставрации (начало XIXв.) позиции католицизма несколько упрочились. В 1869г. папа Пий IX созывает Ватиканский собор, на котором был принят догмат о непогрешимости папы римского. Но уже 20 сентября 1870г. итальянские войска и отряды итальянских патриотов заняли Рим столицу Папской области. Светская власть папы была ликвидирована
Особенности вероучения, культа и церковной организации
Основой вероучения католицизма признается Священное Писание и Священное Предание. Католическая церковь рассматривает в качестве канонических все книги, включенные в латинский перевод Библии (Вульгата). Правом толкования текстов Библии наделяется только духовенство. Священное предание образуют постановления 21 собора, а также суждения римских пап по церковным и мирским проблемам. Следуя Никео-Царьградскому символу веры, другим решениям первых семи соборов, католическая церковь создает свое понимание ряда догматов. На Толедском соборе в 589г. вносится добавление к символу веры об исхождении Святого Духа не только от Бога Отца, но и от Бога Сына (лат. filioque «и сына»).
В спасении людей, обремененных первородным грехом католическое вероучение особую роль отводит церкви. Она призвана помочь человеку возместить утраченную способность достижению вечного спасения. Эта миссия осуществляется с помощью сокровищницы сверхдолжных дел, т.е. излишка добрых дел, совершенных Иисусом Христом, Богоматерью и святыми. Как наместник Христа на земле, папа распоряжается этой сокровищницей сверхдолжных дел, распределяя их среди тех, кто в них нуждается.
Католицизм признает семь таинств: причащение (евхаристия), крещение, покаяние, конфирмация (миропомазание), соборование священство и брак. Таинство крещения проводится путем обливания водой, в то время как в православии только погружение в воду. Таинство конфирмации совершается при достижении семи-восьмилетнего возраста.
Помимо общего для христианских течений признания существования рая и ада, католическая церковь сформулировала учение о чистилище промежуточном месте, где очищаются души грешников, проходя через суровые испытания. Догмат о чистилище был принят Флорентийским собором в 1439г. и подтвержден 1562г. Тридентским собором.
Для католицизма характерно возвышенное почитание Богородицы Девы Марии. В 1854г. был принят догмат о непорочном зачатии Девы Марии, а в 1950г. догмат о телесном вознесении Богоматери, в соответствии с которым Пресвятая Богородица Приснодева была взята на небо «с душой и телом для слав небесной». В 1954г. был установлен специальный праздник, посвященный «королеве небес».
В католицизме сохраняется культ ангелов, святых, икон, реликвий, проводится канонизация (причисление к лику святых) беатификация (возведение в ранг блаженных). Центром культовых и обрядовых ритуалов является храм, украшаемый живописными скульптурными произведениями на религиозные темы.
Главой католической церкви, наместником Иисуса Христа, верховным правителем государства Ватикан является папа римский. Особый статус римских пап обосновывается наследованием ими власти, переданной Иисусом Христом апостолу Петру, по церковной традиции бывшему первым епископом Рима. Папа избирается пожизненно собранием (конклавом) кардиналов. Согласно догмату католической церкви, принятому I Ватиканским собором в 1870г. папа считается непогрешимым в вопросах веры и нравственности. В 1978г. папой избран польский кардинал Кароль Войтыла, принявший имя Иоанн Павел II (р. 1920г.). Международный центр римско-католической церкви и резиденция папы находится в Ватикане. Государство Ватикан (площадь 44 га, около 1 тыс. подданных) имеет свой герб, флаг, гимн, гвардию, поддерживает дипломатические отношения с более чем 100 государствами мира. Через посредство римской курии центрального административного аппарата папа руководит церковными и мирскими организациями, действующими в большинстве стран мира. Согласно реформе, проведенной в соответствии с апостольской конституцией «Pastor bonus» («Добрый пастырь»; 1988), римская курия включает государственный секретариат, 9 конгрегаций (курирующих различные направления деятельности церкви), 12 советов, 3 трибунала и 3 канцелярии. По решению II Ватиканского собора при папе действует с совещательным голосом церковный синод, созываемый один раз в три года. В его состав входят патриархи и митрополиты восточных католических церквей, представители национальных епископских конференций, монашеских орденов, лица, персонально назначаемые папой.
В католической церкви насчитывается свыше 400 тыс. священников. К числу особых обязанностей католического духовенства относится соблюдение безбрачия (целибат).
Важные позиции в католической церкви принадлежат монашеству, организованному в конгрегации и братства. В настоящее время насчитывается около 140 монашеских орденов, деятельностью которых руководит ватиканская конгрегация по делам освященной жизни и обществ апостольской жизни. Монашеские объединения специализируются на миссионерской деятельности и благотворительности. Наиболее влиятельными монашескими орденами являются орден доминиканцев, францисканцев и особенно орден иезуитов. Создаются также особые объединения священников и мирян. К самому многочисленному и могущественному из них принадлежит «Opus Dei» («Божье Дело»), насчитывающее 72 тыс. членов в 87 странах мира. Его последователи преподают в 475 университетах мира, занимают ключевые посты в правительственных учреждениях и средствах информации.
Попытки активного приспособления вероучительного комплекса, культа, церковных структур к современному миру нашли свое выражение в обновленческом движении (аджорнаменто). Эти проблемы обсуждались на II Ватиканском соборе, сессии которого проходили с 1962 по 1965г. После долгих дискуссий на нем были приняты 16 документов по различным теологическим и социальным вопросам. Соборная конституция по литургии включает многие положения, направленные на упрощение обрядов и богослужения, приспособление их к конкретным условиям. Допускается сочетание латинского богослужения с местными обычаями, особенно в азиатских и африканских странах. При отправлении обрядов используются местные разговорные языки, национальная музыка. Указывается на необходимость сочетания священной традиции и современных форм культуры, использование хорового пения, полифонической музыки, народных мелодий.
Иоанн Павел II провозгласил укрепление авторитета католического вероучения и культа одной из главных задач своего понтификата. Ряд его энциклик* посвящен актуализации в современном мире трех ипостасей Бога. Так, образ Бога Сына основная тема энциклики «Redemtor hominis» («Искупитель человека»). В ней Иисус Христос изображается центром Космоса и истории, эталоном человека. Энциклика «Dives in misericordia» («Богатый в милосердии») посвящена в основном первому лицу Святой Троицы Богу Отцу, сущность которого раскрывается через милосердие и спасение, через религиозную веру, даруемые человеку. Третьей ипостаси Святому Духу отводится особая роль в энциклике «Dominum et vivificantem» («Господь и животворящий»). В ней утверждается, что при всех достижениях человеческой цивилизации, развитии науки и техники мир оказался на грани катастрофы. Спастись от нее поможет Святой Дух, обращение к которому трактуется как поиск высшей духовности.
Духовенство, руководители орденов и светских католических организаций ищут новые формы пробуждения интереса к религии всех слоев населения, особенно молодежи. Расширяется сеть духовных центров, действующих главным образом при учебных заведениях, монастырях. Наряду с проповедями и молебнами в таких центрах проводятся дискуссии по проблемам «отцов и детей», секса, выступают церковные ансамбли.
Разрабатываются методики религиозного воспитания, учитывающие возрастные особенности различных групп молодежи. Большие надежды церковь связывает с обновлением катехизисов книг, содержащих (в форме вопросов и ответов) изложение основных положений христианской веры и морали. К составлению катехизисов привлекаются авторитетные педагоги, психологи, лингвисты. В настоящее время в различных странах мира преподаванием катехизисов (катехизацией) заняты свыше 300 тыс. человек. В последние годы среди катехизаторов увеличилась доля церковных активистов-мирян, действующих в тесном контакте с приходскими священниками.
Наряду с вариантами обновления вероучения, культа, организационных структур церкви, принятыми официальным католицизмом, широкое распространение получили радикальные модернистские течения. Их представители выступают за более тесный диалог церкви и мира, который, по их мнению, может оказаться продуктивным при условии глубокого преобразования организационных основ католицизма. С такой программой обновления выступает швейцарский теолог Г. Кюнг (р. 1928). Путь преодоления кризиса Г. Кюнг видит в выработке нового понимания церкви (как народа божьего) и церковного управления (как служения этому народу). Церковь это не учреждение, а община верующих, братьев и сестер, живущих в духе истинной религии. Г. Кюнг считает, что в отличие от иудаизма и языческих культов христианин не нуждается в священнике как посреднике входа в «святые святых, к самому Богу». Никакая церковь не имеет права подавлять свободу верующих, подменять благость Бога господством человека над человеком. Г. Кюнг предлагает новое понимание Бога, созвучное уровню миропонимания, достигнутого современным естествознанием и философией. Эта модель богопознания позволит избавить теологию от догматизма и традиционализма, будет способствовать сближению истин веры и науки. Выдвигаемые Г. Кюнгом идеи радикального обновления вероучения и культовой практики были осуждены Ватиканом как несовместимые с основами католической догматики. Решением ватиканской конгрегации по вопросам веры он был отстранен от преподавания на факультете теологии Тюбингенского университета (Германия).
В октябре 1966г. после пятилетней предварительной работы, в Голландии был опубликован почти 600-страничный новый катехизис «Доктрина веры для взрослых». В голландском катехизисе отбрасывается традиционная схема вопросов и ответов, а также сам принцип заучивания. Авторы катехизиса представили многие католические догматы, трактуемые до сих пор как незыблемые, в виде нерешенных, дискуссионных проблем. Например, церковное учение о дьяволе и ангелах интерпретируется таким образом, что у читателя возникает сомнение в их существовании. Как дискуссионные проблемы трактуются также догмат о первородном грехе, идея пресуществления и присутствия Христа в евхаристии и т.д. Картину библейского рая заменил в катехизисе выдержанный в научно-популярном тоне очерк религиозных и атеистических культур от древности до наших дней. Представлена краткая характеристика индуизма, буддизма, ислама, марксизма. Отправной точкой в объяснении происхождения человека берется не традиционный католический моногенизм, гласящий, что все люди ведут свое начало от одной пары людей Адама и Евы, а теория эволюции. Несмотря на кампанию, предпринятую традиционалистами против авторов голландского катехизиса, новые катехизисы стали появляться и в других странах.
Вместе с тем в католицизме сохраняют влияние консервативно настроенные теологии и духовенство, выступающие против каких либо нововведений, осуждающие демократизацию культа, обновление социального учения. Во Франции противники обновленческих процессов группируются вокруг архиепископа М. Лефевра. В своих проповедях он расценивает любые отступления от традиции как святотатство, гибельное для народа. Сторонники французского архиепископа требуют отмены решений II Ватиканского собора о проведении богослужений на национальных языках. Особенно резко они осуждают диалог с другими религиями, который будто бы приводит к капитуляции католиков перед еретиками.
Социальная доктрина католической церкви
Социальное учение римско-католической церкви представляет собой совокупность общественно-политических, экономических и этических концепций. В современном виде социальное учение католицизма стало формироваться в конце XIXв., и процесс этот продолжается. Специфической особенностью церковной социальной доктрины является не только ее философское, социологическое и этическое обоснование, но и обязательная теологическая аргументация, ссылки на библейские тексты.
Проблемы обновления социальной доктрины церкви были наиболее острой темой дискуссии на II Ватиканском соборе. Результатом этих дискуссий явилась пастырская конституция «Gaudium et spes» («Радость и надежда»). Существенной установкой данного документа стало заявление о том, что церковь не связывает себя «с какой-либо формой человеческой структуры или политической, экономической, социальной системой». Впоследствии эта установка была подтверждена в энцикликах Павла VI (18971978) и Иоанна Павла II.
Существенное место в социальной доктрине католицизма занимает описание кризисного состояния современной цивилизации, базирующейся на светской гуманистической, а не христианской культуре. Пессимистическое видение мира лежит в основе большинства энциклик Иоанна Павла II, посвященных социально-политической проблематике. Источник всеобщего и всеохватывающего кризиса усматривается, прежде всего, в ложном понимании сущности человека, в отрыве его бытия от Бога. Отсюда делается вывод о невозможности построения «нового мира» без Бога или против Бога, поскольку этот мир, в конце концов, обратится против человека. Все великие идеологии нового времени, как светские формы науки и заменители религии, сумели изжить себя. Оказавшись в духовном вакууме, род человеческий стоит перед угрозой гибели.
В социальной доктрине католицизма обличаются многочисленные проявления кризиса цивилизации. Говорится о потребительском характере ее ценностных ориентации, распространении эгоизма, равнодушия к страданию и горю других людей. Осуждаются такие явления, как угроза существованию окружающей среды, возрастание опасности самоуничтожения человечества. Выход из кризисного состояния видится в возвращении к христианским ценностям, цивилизации любви. Только религиозная вера, надежда на помощь Бога способны восстановить подлинное достоинство человеческой личности, найти пути устранения в мире зла и несправедливости.
Отказываясь от установления своей монополии на решение «земных дел», церковь подчеркивает сугубо религиозную природу своей миссии. Она стремится к евангелизации мира, не вмешиваясь в социально-политические и экономические дела государств. В современном социальном учении католицизма церковь предстает как некая надструктурная общность, призванная при помощи веры врачевать раны современных людей.
Обновление социального учения католицизма нашло свое выражение в появлении так называемых «социальных теологии», в частности «теологии земных реальностей». В рамках «теологии земных реальностей» оформились отдельные теологические дисциплины. В отличие от традиционной теологии они концентрируют свое внимание не на Боге, а на «божьих вещах», основной своей целью объявляют выделение религиозных аспектов во всех явлениях видимого мира. В рамках «теологии земных реальностей» выделены такие дисциплины, как «теология промышленного предприятия» и «теологии свободного времени». Первая из них рассматривает экономическую деятельность человека в связи с творчеством Бога; вторая пытается установить религиозное содержание непроизводственной сферы деятельности человека. Результатом дальнейшей дифференциации стало появление в 6080-х годах таких дисциплин, как «теология труда», «теология культуры», «теология мира», «теология политики», «теология и этика хозяйственной жизни», «теология освобождения». Отношение к ним римской курии весьма неоднозначно. Такие дисциплины, как «теология освобождения», особенно в ее радикальном латиноамериканском варианте, резко осуждаются Ватиканом, другие прежде всего «геология труда» и «теология мира» получают его признание и развитие в папских энцикликах.
Особенно пристальное внимание уделяется проблемам труда. Признается социальный характер труда, в процессе которого человек выражает себя и получает удовлетворение потребностей жизни и поддерживает ее. Вместе с тем в социальном учении католицизма преобладают религиозно-этические оценки трудовой деятельности как соучастия в божественном деле сотворения мира.
Воззрения церкви на социально-экономические проблемы составляют содержание энциклики Иоанна Павла II «Laborem exercens» («Трудом своим», 1981). По мнению папы, труд и капитал две необходимые стороны экономики и их никоим образом невозможно противопоставить друг другу. Противоречия между трудом и капиталом не находят своего источника ни в структуре производственного процесса, ни в структуре экономики вообще, эти противоречия вырастают лишь в человеческой мысли.
Отмечая преимущества частной собственности перед коллективной, социальное учение католицизма в то же время признает неспособность рыночной экономики удовлетворить все потребности людей. Такого рода признания содержатся в энциклике Иоанна Павла II «Centesimus annus» («Сто лет», 1991). По словам папы, хотя эксплуатация в западном обществе перестала существовать в той форме, которую анализировал К. Маркс, однако отчуждения, порождаемые рыночной экономикой, не преодолены и существуют в различных формах. Прежде всего, это проявляется в труде, когда игнорируются духовные потребности и ценится лишь сам процесс производства, игнорируется личность труженика. В связи с этим социальное учение церкви разграничивает «цивилизованный» и «дикий» капитализм 5. Первый из них получает одобрение церкви. Отвергая нравственно-религиозный контроль, «дикий» капитализм сводит труд человека и самого человека к простому товару. Поэтому церковь признает справедливой борьбу против такой экономической системы, хотя и с существенной оговоркой: выступления против «дикого» капитализма не должны сопровождаться противопоставлением ему в качестве модели выживания социалистической системы, которая, в сущности, является государственным капитализмом. Причина всех заблуждений социализма видится, прежде всего, в ложности его исходных антропологических посылок, включающих атеистическую направленность: социалистические учения рассматривают индивидуума всего лишь как молекулу социального организма, как совокупность общественных отношений. Отрицание трансцендентной природы человека лишает индивидуума его корней, осознания своего величия, превосходства перед миром вещей.
Католическая церковь оказывает существенное влияние на политическую жизнь многих стран мира. Католицизм располагает широко разветвленной системой самых различных институтов: политических партий, профсоюзов, молодежных, женских организаций. Для проведения в жизнь социального учения активизируется деятельность мирян (светского апостол эта). Ставится задача превращения каждого верующего в активного проводника идей христианства в политике, экономике, профессиональной деятельности.
* Энциклика послание папы римского, обращенное ко всем католикам и посвященное вопросам веры, социально-политическим проблемам. Получает название по первым словам текста.